Североморский летчик. 1945, февраль.
2 СЕВЕРОМОРСКИМ ЛЕТЧИК 27 февраля 1945 г., № 49 (429) Л е т ч и к ! У п о р н е е у ч и с ь г р о м и т ь в р а г а по всем правилам современной военной науки! ВООДУШЕВЛЕННЫЕ ПРИКАЗОМ ВОЖДЯ Морские разведчик» неустанно ведут.напряженнуюбоевуюработу, выполняя сложные, 'Комбинирован ные задания по разведке морских коммуникаций иохрана наших ко раблей. — 27-ю годовщину Красной Ар миимывстретилиипропеливвол- духе, вдали отбазы, — говориг командир экипажа капитан т. Ли тии. 23 февраля, когдапорадионеод. нократно передавался сталинский приказ, «омандир экипажа развед чиков капитан Бурмапш был в воздухе, над .морем, выслеживая подводные‘лодки имины немцев. /Вылетел он срассветом ивозвра щалсяподвечер, внадвигающиеся сумерки. Много часов полета в сложны'» метеоусловиямфизически «змотаіли летчиков. Хотелось от дыхать, и каждый член экипажа думал именно облизком отдыхе, когдаполологомуспуску вкаты вали машину «а сухопутнуюстоян. ку. В общежитии вошедшего капи танаБурмаги/надрузьяпоздравили суспешным завершениемдлитель ногополета. — Снявлетноеобмундирование, яуже хотеллечь наотдых, ато варищи мне говорят: «Есть газета с новым приказом товарища Сталина». Усталость, как рукой сняло. Я азялгаізетуи несколько раз прочитал приказ. Муд рые сталинские слова! Что ни фразаі, топлубокая мысль, анали зирующая происходящие события II указььвающая нам, воинам, пути достиженияокончательнойпобеды над врагом. Весьвечермы беседо валио.приказе № 5 Верховного ГлавнокоміаIідующего Маршала Советского Союза товарища ■Г.глліпнл. 'B моей памяти,.говорит .<аигтітан Бурмагин,— глубокий след (к'та'вилк сталинские слова: * .победа никогда неприходитса ма. она добывается и тяжелых боях и II упорном труде. Обречен ный ирагбросает ибой последние силы., — отчаянносопротивляется, чтобы Избежать сурового возмез дия. Он хіѵаггастсянбудетхватать ся засамые крайние и подлые средства борьбы. Поэтому надо помнить,чточемближеиаіиапобе да, тем выше должна быть наша бдительность, темсильнеедолжны быть наши удары по врагу». В этих словах— программа дей ствийдлясевероморскихлетчиков. Для близкой н окончательной победы мы должны еще строжеи тщзтельнеа готовиться ккаждому вылету, стремиться повышатьего эффективность. Наутро 24 февраля снозаоб’я- ВНЛИ готовность. СОВЕТЫ МОЛОДОМУ ЛЕТЧИКУ И ШТУРМАНУ Как готовиться к полету Летчик-разведчик А. Бурмагии. Былатяжелаядляполетовпого. да. Ветердостигал20 метроввсе кунду. Залив покрылся белыми барашками волн. Даже старые опытныелетчики не могли при помнить случая вылета втакую погоду. Но лететьнужно. С тру дом спустили '.машины наводу. Буксировалаих по два катера, т. к. одного нехватадо — сильно сносило кберегу. Были случая, когдадаже буксировочныетросы рвались, однако каждый думал, что взлетитблагополучноиточно 'Выполнит задание командования. Машинуболталовэтомполете и, конечно, большевсегодоставалось стрелкам, которым приходилось наблюдать за .волнующейся по верхностью моря. Но они твердо выполнялисвоиобязаинортиате чениенесколькихчасов Этобыло большоенапряжениенервов, сили внимания. Втрудномполетелетчи. кнкапитала Бурмагииа счестью выдержалитяжелоеиспытание. • Насвоодушевлялприказвож дя, говорятлетчики Иванов и Лившиц. Трудовым героизмом наприказ Верховного Главнокомандующего отвечаютбортмеханикитт. іКарлы- шев, СкороходовиТихомиров. Они являются непосредственными уча стникамидлительных полетов, а послеэтого им приходится гото витьмашины к следующим выле там. Самолетыблагодарязаботеи кропотливому труду борт-механи ков ,вдлительныхсложных поле тахработаютбезотказно. От командира до 'Мотористов подразделения разведчиков все в ответ наприказ вождя работают безустали. Каждый стремитсяот датьвісесилы наделоочищения Бареіщоваморя отподводных ло док противника, на выполнение сталинскогоприказа. А. ТИПАНОВ. Усп-ехбоевых действий а/виама- сти'во'.многомзависитоткачества штурманскойподготовки, отуме нияштурманаполкаграмотнооце нитьобстатовкувнамеченнойвоз душнойоперации, правильноорга низоватьслужбуТОС, умелопод готовитьэкипажикпредстоящему полету. Сложные /метеорологические условия, сильнопересеченная ме стность иотсутствиекрупныхна селенныхпунктовусложняют на вигационнуюобстановкуприполе тахвЗаполярьяитребуютотэки пажей тщательной и продуманной подготовкижполету. Частоабоевой обстановке от экипажей требуют немедленного вылета.Временинаподготовку, в такихслучаях, почти,нет. Поэтому для успешноговыполнения зада нияэкипажидолжныиметь хоро шуюобщуюнавигационнуюподго. товку. Одним изсамых важных элементов' ее являетсяизучение районаполетовиосновныхвероят ных целей. Знание театравнави гационном/ отношении сокращает подготовку к полетуиупрощает работуэкипажаа воздухев смы слесамолетовождения; знание ти пов/ыхцелейпротивника'исключает случаиневыходаударных.групп и отдельныхсамолетовнацель. Известно,что,придя врайонце ли, штурман илетчик, оценивоб- ста'новку, принимаютрешение‘как лучшезайтинацельипоразитьее, как построить противозенитный маневриотбитьатакупротивника. Вэтомдолжнабытьполнаясогла. сованность между летчиком и штурманом. Если штурман плохо знаетцельирайонее-— онвынуж денпочтидосамогобоевогокурса вестиотысканиецели,сличатькар. тусместностью.Врезультаталет. никвыбираетзаходнацельсамо стоятельно, аштурманчастосбра сываетбомбисисходными/ расчет ными данными, подготовленными длядругихБ>К. Результаттакого бомбометаниябываетнизкий. Для успешноговыполнениябое вогозадания, кромехорошегозна ниярайонаполетаицели, необхо димо: а) усвоитьзадание; б) подготовитькарты и фото снимки, необходимые справочные данныеоветреповысотам,опого. депомаршрутуиврайонецели, о характере работы средств ТОС, взаимодействиис. другимичастями ВВСифлота. Работаштурманаввоздухетре бует четкости и аккуратности. Один просчет на одном этапе маршрутаведеткошибкамнадру. тихэтапах. Конечнаяошибкадохо. Истребитель достигает зрелости Младший лейтенант Николай Демидов — одинизтех молодых летчгеков -истребителей, которые еще не встречалисьсврагом. Но уже теперь, впериод боевойуче бы, внем можно разглядетьчерты икачества, которыеприсущи побе дителям- В своемподразделенииДемидов пользуется большим авторитетом. Его уважают. Чем он этозаслу жил? Тов. Демидов упорноикропот лива учится. Он используеткаж дуюсвободнуюминуту,чтобыобо. гатитьсвоизнанияиупрочитьна выки. Неустанная работанадизу чением теории, постояннаятяга к новому, более трудному, смелость ивтоже времяскромность— вот качествамолодогоистребителя. Занесколькоднейдоначалана ступательных операций наСевере прибывшего вчасть т. Демидова вызвал ксебе Герой Советского Со-юза капитанТарасов. — Сегодняяваспроверювтех нике пилотирования,— сказалон. Демидовответил: «Есть»иушел вземлянку. Здесьонначалгото виться ксвоему первомуответст венномуполету. Двѵхместный «Яковлев» быстро набиралвысоту. Вхолодномбезоб лачномнебеоноставлялзасобой белую ленту— постоянногоспут никавысотных полетов в Запо лярья. Скоро лента началаизви ваться, и нанебепоявилисьпри чудливыеузлыипетли.. — Здоровокрутит! — говорили стоявшие налинейкеинаблюдав шиезаполетом. «Техника пилотирования хоро шая», — пометилвлетнойтетрад кемолодоголетчикакапитанТара совпоокончаниипроверки. «Еслиjсову преимущество Демидов также хорошо покажет|следовательно, и себявучебных воздушныхбоях, говорилТарасов, — тоемуможно будет доверить место ведомого флагманскойпары». Младшийлейтенантготовилсяк учебнымбоямнастойчиво.Онзвал, чтоего«противником»будеткапи танТарасов, что бои этибудут жаркими. И вотнасталдолгождан. ныйдень. ДемидовдралсясТара совым. Они яростноносились в воздухе. Несколько разатаки на падающегобылибезуспешными, но потом капитан, сделаврезкуюфи гурунавертикали, зашел вхвост машиныДемидоваиодержалпобе. ДУ- Разбирая этотбой, капитан Та расовуказывал молодомулетчику на недостаточную инициативу, неточностьпилотажапривыполне ниифигур. В частности, Демидов запаздывал при наборе высоты, слабоиспользоваллетныекачества своей машины, что и являлось плавнойпричиной, дававшейТара- в высоте, а, в скорости. Младший лейтенант замечания командиравыслушалоченьвнима тельно: действительно, вэтомбою ончувствовал себя как-то свя занным, действовал несовсем ре шительно. j Демидов отдалсяизучению воз душного боя. .Кроме приобретения ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГВАРДИИ ПОДПОЛКОВНИК П. ХОХЛОВ дит да большихвеличин, иэкипаж невыходитнацель илинааэро дромпосадки. Поэтому, готовяськ полету, штурмануилетчикуосо боевниманиеследуетобращатьна подготовку карты. Она должна бытьподтатовлен,атак, чтобылег каможно было работатьспрокла дочным инструментом, чтобы про ложенныймаршрут полета резко выдел яілся от общего фона, карты. Полетную карту реко мендуется наматывать на две тонкий фанерки. При этом карта не мнется я удобна для работы. Вторым необходимым до кументом^штурманаявляетсянави, гационніый журнал (боргг-журнал). Наземлевнегозаносятсяпредва рительные штурманскиеибомбар дировочныерасчеты. Ввоздухеза. пиоыіааются навигационные вычи сления и заметки, которыене мо гутбытьотмененынакарте Нави, ганионный’журналкаждомуштур манусамолеталучшесделать по стоянныйизцветногоэбонитаили излощенойбумаги, покрытойэма ли/том. После полетавседанныеонем переносятсяскартыинавигацион ного журнала вбоевое донесение и в навигационную карточку полета. Когдаэтиданныепроверит флаігштурман, записискарты на вигационногожурнала удаляются резинкой. Каждыйлетчикиштурмандолж. ныотлично знать свою машину. Особоевниманиеприизучении е надообращатьнаисправностьмат. нитиыхигиромагнитныхкомпасов; радиополукомпасов; авиагоризонта; электробомбосбраісывателей; внут - ренінейсвязи ибомбардировочных прицелов. Имеяпрактическийопытполетов вразличны* навигационных усло виях, яхочупорекомендоватьлет номусоставу, как нужно следить ипроверятьнавигационноеибом бардировочное вооружение перед полетом. Преждевсегонеобходи. мо, чтобы,намагнитныхигиромаг нитныхкомпасахкаклетчика, так иштурманабы.лзуменьшенаиспи. санадевиация. Величинуеештур ман должен довести доцифры не болеплюс— минус 3°. На основе этих данных следует составить графикдевиацииизакрепить его вкабине. В процессеполетавести сличение показаний компасов с направлением линейных ориенти- практическихнавыковввертикаль номманевревовремятренировок, ончастобеседовал с бывалыми, летчиками, читалстатьиобоевом опыте. Постепеннапрімодилауве ренность, чтоаследующемвоздуш номбоюоннедопустит прежних ошибок. Ва второмитретьембоюсДе мидовым Тарасову приходилось значительно труднее. Победа да валасьтолько потому, чтокоман дирприменилнесколько приемов, которые небыли известны Деми дову. Восхищенный умениемсвое гоученика, командир высокооце нилповедениевбоюмолодогоист. ребиітеляи сделалновуюпометку веготетради: «В воздушном бою ведетсебяровно, деретсяумело». Похвала командира обрадовала Демидова, но неуспокоила. Он знал, чтодосовершенстваещеда леко, чтопрежде,чемстатьзрелым истребителем, необходимо постичь многое. «Третий воздушныйбой,— говоритмладший лейтенант,— был наиболее упорным и поучи тельным. Капитан Тарасов опять зашел,вхвостмоегосамолета, но этоемуудалосьуже.нетаклегко, алишьпоследлительной борьбы рови выявленные ошибки в кур сахнаразличных румбах записы вать. Леітный состав должен любить свойкомпас иотноситьсяк нем/у каккнаиболееважномуприборуна самолете. Практикой установлено чтототлетчик, которыйнеумеет водитьсамолетпокомпасувпре делах, установленных іНІШС-42 (плюс— минус 2°), как правило, неследит в полете за его по казаниямииневеритиегоотсче ты. Для такоголетчикабвзра/злиіч но, какиеошибки делаеткомпас, лишьбы онстоялнасамолете:. 2 января 1945 года стаірший лейте нантГлуховцевпопалвовремяпо лета в сложныенавигационные условия at невыдерживал задан ный штурманом курснааэродром поса'дки. Сам Глуховцевличнопо терялверувправильностьпоказа ниякомпасов и потерял ориенти ровку. Толькопосчастливойслу чайностилетчикнеразбил.машину, непогубил экипаж и себя. іП/ри проверке было установлено, что экипаж перед вылетом несличал показания компасов штурмана я летчика, ав предыдущих полетах летчик ориентировался по земным ориентирам, неинтересовалсяпра вильностьюпоказаниякомпасов. Для того, 'чтобы добитьсяпра вильности а показаниях компасов вовремяполетов, летчик кштур манобязаны перед вылетом сли читьихпоказаниясучетом деви ации. 'Необходимотакжепросле дить, чтобыккомпасубылподве денподсветдляполетовначью-ив сумерках. Через каждые 15— 20 полетовследуеткомпаспроверить назастойиуспокоение. Передлюбымполетом, пустьда. жесамымпростым, штурмануеще до запускамоторов наідопрове ритьисправностьРОК и прослу шатьвсестанции, которыебудут обслуживать данный полет вра дионавигационномотношении. Убе. дивщцсь, чтовсевпорядке, — /на строитьсянаоднуизэтихстанций ивыключитьРОК. Настройкапри. борана/землесоздаст у экипажа уверенность в работеввоздухе, не вызывая сомнений, чтопривклю ченииприбора начинает ра/ботзгь и/менно своя приводная радио станция илирадиомаяк, накото рые экипаж выводит свой само лет. Штурманпохарактеруитону работыдолжен уметь определять типинаименование радиостанции. Кроме этого, для боковой пе ленгациирадиостанции наприбо рахРПК. должнабытьопределена радиодевиацияисоставленграфик, который прикрепляется на само лете. иприменении большого боевого опыта». :, , Летные дни декабря и января длямолодого истребителя были дняминапряженнойучебыиосвое. ниятехникивоздушногобоя. Лет чик беспрестанно совершенство валтехнику пилотирования, обра щайглавноевниманиена осзоен и е боевойвертикали. Этавскоре дало ожидаемые результаты: Демидов навсехзачетах, получилотличные ихорошиеоценки. Он сталлуч_- шим ведомым а подразделении. О немзаговорили, какосамом спо собномученикекапитанаТарасова. Так вупорном труде и учебе пришла зрелостьк молодому ист ребителю, который встретил 27-ю годовщину/КраснойАрмиииВоен но-МорскогоФлота готовымк ре ш а ю щ и м боям, сненавистнымвра гом. Сейчас, изучайприказтоварища Сталина, Демидов сновымисила ми, еще упорнееоттачиваетс ^ мастерство, ибознает, чтопобе дадаетсятолько тем, ктонежа- лееттрудадляееподготовкиеше добоя. Капитан Н. ДУБИНИН-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz