Североморский летчик. 1945, февраль.

2 СЕВЕРОМОРСКИМ ЛЕТЧИК 27 февраля 1945 г., № 49 (429) Л е т ч и к ! У п о р н е е у ч и с ь г р о м и т ь в р а г а по всем правилам современной военной науки! ВООДУШЕВЛЕННЫЕ ПРИКАЗОМ ВОЖДЯ Морские разведчик» неустанно ведут.напряженнуюбоевуюработу, выполняя сложные, 'Комбинирован­ ные задания по разведке морских коммуникаций иохрана наших ко­ раблей. — 27-ю годовщину Красной Ар­ миимывстретилиипропеливвол- духе, вдали отбазы, — говориг командир экипажа капитан т. Ли­ тии. 23 февраля, когдапорадионеод. нократно передавался сталинский приказ, «омандир экипажа развед­ чиков капитан Бурмапш был в воздухе, над .морем, выслеживая подводные‘лодки имины немцев. /Вылетел он срассветом ивозвра­ щалсяподвечер, внадвигающиеся сумерки. Много часов полета в сложны'» метеоусловиямфизически «змотаіли летчиков. Хотелось от­ дыхать, и каждый член экипажа думал именно облизком отдыхе, когдаполологомуспуску вкаты­ вали машину «а сухопутнуюстоян. ку. В общежитии вошедшего капи­ танаБурмаги/надрузьяпоздравили суспешным завершениемдлитель­ ногополета. — Снявлетноеобмундирование, яуже хотеллечь наотдых, ато­ варищи мне говорят: «Есть газета с новым приказом товарища Сталина». Усталость, как рукой сняло. Я азялгаізетуи несколько раз прочитал приказ. Муд­ рые сталинские слова! Что ни фразаі, топлубокая мысль, анали­ зирующая происходящие события II указььвающая нам, воинам, пути достиженияокончательнойпобеды над врагом. Весьвечермы беседо­ валио.приказе № 5 Верховного ГлавнокоміаIідующего Маршала Советского Союза товарища ■Г.глліпнл. 'B моей памяти,.говорит .<аигтітан Бурмагин,— глубокий след (к'та'вилк сталинские слова: * .победа никогда неприходитса­ ма. она добывается и тяжелых боях и II упорном труде. Обречен­ ный ирагбросает ибой последние силы., — отчаянносопротивляется, чтобы Избежать сурового возмез­ дия. Он хіѵаггастсянбудетхватать­ ся засамые крайние и подлые средства борьбы. Поэтому надо помнить,чточемближеиаіиапобе­ да, тем выше должна быть наша бдительность, темсильнеедолжны быть наши удары по врагу». В этих словах— программа дей­ ствийдлясевероморскихлетчиков. Для близкой н окончательной победы мы должны еще строжеи тщзтельнеа готовиться ккаждому вылету, стремиться повышатьего эффективность. Наутро 24 февраля снозаоб’я- ВНЛИ готовность. СОВЕТЫ МОЛОДОМУ ЛЕТЧИКУ И ШТУРМАНУ Как готовиться к полету Летчик-разведчик А. Бурмагии. Былатяжелаядляполетовпого. да. Ветердостигал20 метроввсе­ кунду. Залив покрылся белыми барашками волн. Даже старые опытныелетчики не могли при­ помнить случая вылета втакую погоду. Но лететьнужно. С тру­ дом спустили '.машины наводу. Буксировалаих по два катера, т. к. одного нехватадо — сильно сносило кберегу. Были случая, когдадаже буксировочныетросы рвались, однако каждый думал, что взлетитблагополучноиточно 'Выполнит задание командования. Машинуболталовэтомполете и, конечно, большевсегодоставалось стрелкам, которым приходилось наблюдать за .волнующейся по­ верхностью моря. Но они твердо выполнялисвоиобязаинортиате­ чениенесколькихчасов Этобыло большоенапряжениенервов, сили внимания. Втрудномполетелетчи. кнкапитала Бурмагииа счестью выдержалитяжелоеиспытание. • Насвоодушевлялприказвож­ дя, говорятлетчики Иванов и Лившиц. Трудовым героизмом наприказ Верховного Главнокомандующего отвечаютбортмеханикитт. іКарлы- шев, СкороходовиТихомиров. Они являются непосредственными уча­ стникамидлительных полетов, а послеэтого им приходится гото­ витьмашины к следующим выле­ там. Самолетыблагодарязаботеи кропотливому труду борт-механи­ ков ,вдлительныхсложных поле­ тахработаютбезотказно. От командира до 'Мотористов подразделения разведчиков все в ответ наприказ вождя работают безустали. Каждый стремитсяот­ датьвісесилы наделоочищения Бареіщоваморя отподводных ло­ док противника, на выполнение сталинскогоприказа. А. ТИПАНОВ. Усп-ехбоевых действий а/виама- сти'во'.многомзависитоткачества штурманскойподготовки, отуме­ нияштурманаполкаграмотнооце­ нитьобстатовкувнамеченнойвоз­ душнойоперации, правильноорга­ низоватьслужбуТОС, умелопод­ готовитьэкипажикпредстоящему полету. Сложные /метеорологические условия, сильнопересеченная ме­ стность иотсутствиекрупныхна­ селенныхпунктовусложняют на­ вигационнуюобстановкуприполе­ тахвЗаполярьяитребуютотэки­ пажей тщательной и продуманной подготовкижполету. Частоабоевой обстановке от экипажей требуют немедленного вылета.Временинаподготовку, в такихслучаях, почти,нет. Поэтому для успешноговыполнения зада­ нияэкипажидолжныиметь хоро­ шуюобщуюнавигационнуюподго. товку. Одним изсамых важных элементов' ее являетсяизучение районаполетовиосновныхвероят­ ных целей. Знание театравнави­ гационном/ отношении сокращает подготовку к полетуиупрощает работуэкипажаа воздухев смы­ слесамолетовождения; знание ти­ пов/ыхцелейпротивника'исключает случаиневыходаударных.групп и отдельныхсамолетовнацель. Известно,что,придя врайонце­ ли, штурман илетчик, оценивоб- ста'новку, принимаютрешение‘как лучшезайтинацельипоразитьее, как построить противозенитный маневриотбитьатакупротивника. Вэтомдолжнабытьполнаясогла. сованность между летчиком и штурманом. Если штурман плохо знаетцельирайонее-— онвынуж­ денпочтидосамогобоевогокурса вестиотысканиецели,сличатькар. тусместностью.Врезультаталет. никвыбираетзаходнацельсамо­ стоятельно, аштурманчастосбра­ сываетбомбисисходными/ расчет­ ными данными, подготовленными длядругихБ>К. Результаттакого бомбометаниябываетнизкий. Для успешноговыполнениябое­ вогозадания, кромехорошегозна­ ниярайонаполетаицели, необхо­ димо: а) усвоитьзадание; б) подготовитькарты и фото­ снимки, необходимые справочные данныеоветреповысотам,опого. депомаршрутуиврайонецели, о характере работы средств ТОС, взаимодействиис. другимичастями ВВСифлота. Работаштурманаввоздухетре­ бует четкости и аккуратности. Один просчет на одном этапе маршрутаведеткошибкамнадру. тихэтапах. Конечнаяошибкадохо. Истребитель достигает зрелости Младший лейтенант Николай Демидов — одинизтех молодых летчгеков -истребителей, которые еще не встречалисьсврагом. Но уже теперь, впериод боевойуче­ бы, внем можно разглядетьчерты икачества, которыеприсущи побе­ дителям- В своемподразделенииДемидов пользуется большим авторитетом. Его уважают. Чем он этозаслу­ жил? Тов. Демидов упорноикропот­ лива учится. Он используеткаж­ дуюсвободнуюминуту,чтобыобо. гатитьсвоизнанияиупрочитьна­ выки. Неустанная работанадизу­ чением теории, постояннаятяга к новому, более трудному, смелость ивтоже времяскромность— вот качествамолодогоистребителя. Занесколькоднейдоначалана­ ступательных операций наСевере прибывшего вчасть т. Демидова вызвал ксебе Герой Советского Со-юза капитанТарасов. — Сегодняяваспроверювтех­ нике пилотирования,— сказалон. Демидовответил: «Есть»иушел вземлянку. Здесьонначалгото­ виться ксвоему первомуответст­ венномуполету. Двѵхместный «Яковлев» быстро набиралвысоту. Вхолодномбезоб­ лачномнебеоноставлялзасобой белую ленту— постоянногоспут­ никавысотных полетов в Запо­ лярья. Скоро лента началаизви­ ваться, и нанебепоявилисьпри­ чудливыеузлыипетли.. — Здоровокрутит! — говорили стоявшие налинейкеинаблюдав­ шиезаполетом. «Техника пилотирования хоро­ шая», — пометилвлетнойтетрад­ кемолодоголетчикакапитанТара­ совпоокончаниипроверки. «Еслиjсову преимущество Демидов также хорошо покажет|следовательно, и себявучебных воздушныхбоях, говорилТарасов, — тоемуможно будет доверить место ведомого флагманскойпары». Младшийлейтенантготовилсяк учебнымбоямнастойчиво.Онзвал, чтоего«противником»будеткапи­ танТарасов, что бои этибудут жаркими. И вотнасталдолгождан. ныйдень. ДемидовдралсясТара­ совым. Они яростноносились в воздухе. Несколько разатаки на­ падающегобылибезуспешными, но потом капитан, сделаврезкуюфи­ гурунавертикали, зашел вхвост машиныДемидоваиодержалпобе. ДУ- Разбирая этотбой, капитан Та­ расовуказывал молодомулетчику на недостаточную инициативу, неточностьпилотажапривыполне­ ниифигур. В частности, Демидов запаздывал при наборе высоты, слабоиспользоваллетныекачества своей машины, что и являлось плавнойпричиной, дававшейТара- в высоте, а, в скорости. Младший лейтенант замечания командиравыслушалоченьвнима­ тельно: действительно, вэтомбою ончувствовал себя как-то свя­ занным, действовал несовсем ре­ шительно. j Демидов отдалсяизучению воз ­ душного боя. .Кроме приобретения ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГВАРДИИ ПОДПОЛКОВНИК П. ХОХЛОВ дит да большихвеличин, иэкипаж невыходитнацель илинааэро­ дромпосадки. Поэтому, готовяськ полету, штурмануилетчикуосо­ боевниманиеследуетобращатьна подготовку карты. Она должна бытьподтатовлен,атак, чтобылег­ каможно было работатьспрокла­ дочным инструментом, чтобы про­ ложенныймаршрут полета резко выдел яілся от общего фона, карты. Полетную карту реко­ мендуется наматывать на две тонкий фанерки. При этом карта не мнется я удобна для работы. Вторым необходимым до­ кументом^штурманаявляетсянави, гационніый журнал (боргг-журнал). Наземлевнегозаносятсяпредва­ рительные штурманскиеибомбар­ дировочныерасчеты. Ввоздухеза. пиоыіааются навигационные вычи­ сления и заметки, которыене мо­ гутбытьотмененынакарте Нави, ганионный’журналкаждомуштур­ манусамолеталучшесделать по­ стоянныйизцветногоэбонитаили излощенойбумаги, покрытойэма­ ли/том. После полетавседанныеонем переносятсяскартыинавигацион­ ного журнала вбоевое донесение и в навигационную карточку полета. Когдаэтиданныепроверит флаігштурман, записискарты на­ вигационногожурнала удаляются резинкой. Каждыйлетчикиштурмандолж. ныотлично знать свою машину. Особоевниманиеприизучении е надообращатьнаисправностьмат. нитиыхигиромагнитныхкомпасов; радиополукомпасов; авиагоризонта; электробомбосбраісывателей; внут - ренінейсвязи ибомбардировочных прицелов. Имеяпрактическийопытполетов вразличны* навигационных усло­ виях, яхочупорекомендоватьлет­ номусоставу, как нужно следить ипроверятьнавигационноеибом­ бардировочное вооружение перед полетом. Преждевсегонеобходи. мо, чтобы,намагнитныхигиромаг­ нитныхкомпасахкаклетчика, так иштурманабы.лзуменьшенаиспи. санадевиация. Величинуеештур­ ман должен довести доцифры не болеплюс— минус 3°. На основе этих данных следует составить графикдевиацииизакрепить его вкабине. В процессеполетавести сличение показаний компасов с направлением линейных ориенти- практическихнавыковввертикаль­ номманевревовремятренировок, ончастобеседовал с бывалыми, летчиками, читалстатьиобоевом опыте. Постепеннапрімодилауве­ ренность, чтоаследующемвоздуш­ номбоюоннедопустит прежних ошибок. Ва второмитретьембоюсДе­ мидовым Тарасову приходилось значительно труднее. Победа да­ валасьтолько потому, чтокоман­ дирприменилнесколько приемов, которые небыли известны Деми­ дову. Восхищенный умениемсвое­ гоученика, командир высокооце­ нилповедениевбоюмолодогоист. ребиітеляи сделалновуюпометку веготетради: «В воздушном бою ведетсебяровно, деретсяумело». Похвала командира обрадовала Демидова, но неуспокоила. Он знал, чтодосовершенстваещеда­ леко, чтопрежде,чемстатьзрелым истребителем, необходимо постичь многое. «Третий воздушныйбой,— говоритмладший лейтенант,— был наиболее упорным и поучи­ тельным. Капитан Тарасов опять зашел,вхвостмоегосамолета, но этоемуудалосьуже.нетаклегко, алишьпоследлительной борьбы рови выявленные ошибки в кур­ сахнаразличных румбах записы­ вать. Леітный состав должен любить свойкомпас иотноситьсяк нем/у каккнаиболееважномуприборуна самолете. Практикой установлено чтототлетчик, которыйнеумеет водитьсамолетпокомпасувпре­ делах, установленных іНІШС-42 (плюс— минус 2°), как правило, неследит в полете за его по­ казаниямииневеритиегоотсче­ ты. Для такоголетчикабвзра/злиіч но, какиеошибки делаеткомпас, лишьбы онстоялнасамолете:. 2 января 1945 года стаірший лейте­ нантГлуховцевпопалвовремяпо­ лета в сложныенавигационные условия at невыдерживал задан­ ный штурманом курснааэродром поса'дки. Сам Глуховцевличнопо­ терялверувправильностьпоказа­ ниякомпасов и потерял ориенти­ ровку. Толькопосчастливойслу­ чайностилетчикнеразбил.машину, непогубил экипаж и себя. іП/ри проверке было установлено, что экипаж перед вылетом несличал показания компасов штурмана я летчика, ав предыдущих полетах летчик ориентировался по земным ориентирам, неинтересовалсяпра­ вильностьюпоказаниякомпасов. Для того, 'чтобы добитьсяпра­ вильности а показаниях компасов вовремяполетов, летчик кштур­ манобязаны перед вылетом сли­ читьихпоказаниясучетом деви­ ации. 'Необходимотакжепросле­ дить, чтобыккомпасубылподве­ денподсветдляполетовначью-ив сумерках. Через каждые 15— 20 полетовследуеткомпаспроверить назастойиуспокоение. Передлюбымполетом, пустьда. жесамымпростым, штурмануеще до запускамоторов наідопрове­ ритьисправностьРОК и прослу­ шатьвсестанции, которыебудут обслуживать данный полет вра­ дионавигационномотношении. Убе. дивщцсь, чтовсевпорядке, — /на­ строитьсянаоднуизэтихстанций ивыключитьРОК. Настройкапри. борана/землесоздаст у экипажа уверенность в работеввоздухе, не вызывая сомнений, чтопривклю­ ченииприбора начинает ра/ботзгь и/менно своя приводная радио­ станция илирадиомаяк, накото­ рые экипаж выводит свой само­ лет. Штурманпохарактеруитону работыдолжен уметь определять типинаименование радиостанции. Кроме этого, для боковой пе­ ленгациирадиостанции наприбо­ рахРПК. должнабытьопределена радиодевиацияисоставленграфик, который прикрепляется на само­ лете. иприменении большого боевого опыта». :, , Летные дни декабря и января длямолодого истребителя были дняминапряженнойучебыиосвое. ниятехникивоздушногобоя. Лет­ чик беспрестанно совершенство­ валтехнику пилотирования, обра­ щайглавноевниманиена осзоен и е боевойвертикали. Этавскоре дало ожидаемые результаты: Демидов навсехзачетах, получилотличные ихорошиеоценки. Он сталлуч_- шим ведомым а подразделении. О немзаговорили, какосамом спо­ собномученикекапитанаТарасова. Так вупорном труде и учебе пришла зрелостьк молодому ист­ ребителю, который встретил 27-ю годовщину/КраснойАрмиииВоен­ но-МорскогоФлота готовымк ре­ ш а ю щ и м боям, сненавистнымвра­ гом. Сейчас, изучайприказтоварища Сталина, Демидов сновымисила­ ми, еще упорнееоттачиваетс ^ мастерство, ибознает, чтопобе­ дадаетсятолько тем, ктонежа- лееттрудадляееподготовкиеше добоя. Капитан Н. ДУБИНИН-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz