Североморский летчик. 1945, февраль.
■23 февраля 1946 г., № 46 (426). - СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК — 3 ПУСТЬ КРЕПНЕТ НАША СИЛА БОЕВАЯ! Сегодня весь советский народ празднует 27-ю годовщину нашей победоносной Красной Армии и Военно-Морского Флота. Летчики-североморцы на аэродромах очищенного от врага Советского За полярья с напряженным вниманием следят за бо гатырским маршем красноармейских полков и ди визий, вторгшихся в самое логово фашистского зверя и громящих немцев на их же земле, уже за Одером, на подступах к Берлину. Огромный путь борьбы и побед прошли (Красная Армия и Флот за минувший год — от прошлой славной годовщины до нынешней годовщины,—когда заря окончатель ной победы над фашистской Германией уже осве щает своими лучами багряный шелк наших боевых знамен. Мы счастливы сознанием того, что в этих славных победах есть и доля боевого труда севе роморцев. Вспомните, товарищи: было время, когда Крас ная Армия только начинала еще развертывать свои наступательные операции, изгоняя немецких захватчиков с советской земли. Повернутые вспять фашистские орды откатывались на Запад, — за Дон, за Днепр, за Днестр. У нас же в Заполярьи враг зарылся в гранитные норы, и мы с естествен ным нетерпением ожидали приказа Верховного Главнокомандования о наступлении и на нашем участке фронта, чтобы вышибить немецкую не чисть из Советского Заполярья, из пределов древ ней русской Печенги. Тогда почетная задача лет- чиков-североморцев заключалась в том, чтобы непрерывно, систематическими ударами по фашист ским конвоям резать немецкие коммуникации в Баренцовом море и срывать снабжение северной группировки фашистской армии. В процессе вы полнения этих задач летчики^североморцы гото вили себя к грядущим наступательным боям. На пряженная учеба в минувшем году отточила их мастерство и дала возможность победоносно гро мить немецко-фашистские полчища в боях за Пе- ченгу. Учеба продолжается и сейчас—об этом го ворит славный ^представитель старшего поколения летчиков т. Гуляев, об этом же пишет и молодой, передовой летчик т. Мальцев. Герои совершен ствуют свое искусство бить врага, молодежь учится у героев, и сила наша от этого растет с каждым днем. Воины Красной Армии и Флота, вы полняя указания товарища Сталина, учатся побеж дать. Они знают: мастерство—одно из важнейших условий победы. Это блистательно показала Крас ная Армия всему миру своим невиданным в исто рии войн штурмом фашистского логова. В у ч ебе , к а к в бою | Мы учимся у героев С ЕГОДНЯ, когда вся Красная Армия огля дывается на пройденный -ею путь, мне хочется остановиться ка том, как рос И закалялся а боях личный состав нашей Пе. ченпской дважды Крас- ндааамеяной части,поста раться пдаять, что же обеспечила шившемуся в •ее ряды .молодому попал, нению возможность сpas. пяться с бывалыми вои нами и не раз показывать на протяжении минув шего года образцы бое вой работы. С тех еаімы-х пор, как североморские штурмови ки начали активно деист, эовать по коммуникациям противника, выполнение этой задами лежало в равной степени на пле чах ветеранов и той летной молодежи, которую наша часть получала и вводила в строй, и силами которой, под руководством ■старых летчиков, затем одерживали свои победы. Приходившие из училищ молодые летчики были полны наступательного поры ва, но опыта не имели и сразу пойти в бой не могли. Им приходилось перенимать Опыт у старших товарищей в процессе напряжен ной боевой работы, зачастую в самом) пекле зенитного огня. Учиться молодежи было у кого. Такие офицеры, как Павлов, Катунив, Осыка, Си ницын, Евдокимов и другие считали своим прямым долгом повседневно общаться со своими молодыми соратниками, используя все многообразные формы передачи опыта — « тактические занятия, и показ практическо го применения оружия на полигоне, и непри нужденные живые беседы, на которых огромную воспитательную роль играли при меры из личной боевой практики. Нелегкая это была задача и для моло дежи, я для «стариков».—одновременно и воевать," и обучать, и учиться. От тех и от друга* требовалась большая затрата энер гии, на эта затрата с лихівой оправдывалась в последующих боях. © итоге за короткий срок, отделяющий одну .годовщину іКрасной Армии от, другой, в наших рядаіх вмросла плеяда прекраісных штурмовиков, ваучив- шихся с большим мастерством точно пора жать цель и наносить в каждом вылете максимальные потери врагу. Назову старшего лейтенанта Тамарова, который, придя к нам рядовым летчиком, вырос на протяжении года до ведущего групп штурмовиков и заместителя коман дира подразделения: Не раз группы штурмовиков под его руководством нано сили удары по вражеским кораблям и по портам Киркенес, Вадсіэ я другим. Три ор дена Красного Знамени на груди т. Тама рова1—такова оценка годичных боевых дел мужественного и неутомимого летчика. Примерно также сложилась боевая биография старшего лейтенанта Суровова. Сержантом вступил в нашу семью летчик Васильев. З а год боевой деятельно сти он вырос до заместителя командира подразделения. А лейтенант іПантюхов, старший лейтенант Скопинцев, старший лей тенант Гусев, лейтенант Мельченко,, стар ший лейтенант Ускребков, лейтенант Хи- линский? Все они прошли за короткий срок боевую школу в нашей части, и их славный воинский путь убедительно показывает, что в условиях самой напряженной боевой дея тельности возможна плодотворная боевая учеба, что в бое.вых условиях особенно глу боко понимаешь и, ценишь значение боевой учебы, которая Обеспечивает победу. При этом, конечно, вся боевая учеба ^ІГ»Ц ж Герой Советского Союза майор С. Гуляев. Фото Н. Тарасова максимально приближа лись к условиям бое. вой действительности. Летчики особенно хо. рошо воспринимали именно такую уче бу, нотомѵ что наглядно видели, что от их «успе ваемости» зависит и бое вой эффект вылета и личная судьба в бою. Пришла горячая боевая пора. От восхода да за хода солнца уходили в бой с оперативного аэро дрома наши штурмовики, делая по нескольку вы летов в день. Не было случая, чтобы кто-ни будь пожаловался на усталость. В операция па освобождению Печен- га штурмовикам при шлось выполнять со вершенно новые для них задачи по взаимо действию с нашими наземными войсками, по обработке переднего края противника и по штурмовке его укрепленных пунктов. И тут наша молодежь, уже закалившаяся в боях над морем, и наши «старики», ветераны, стали бок о бок, плечом к плечу напряжен но и настойчиво учиться снова ,в процессе боев новому для них искусству. Молодежь, ведомая опытными летчиками, быстра пока зала, что учиться она умеет, а ведь это большое дело—уметь учиться! Приказом Верховного Главнокомаидующего северо морские штурмовики были отмечены в числе отличившихся частей и соединений. Благо дарность товарища Сталина, присвоение на шей части наименования «Печеигская» и награждение ее вторым орденом Красного Знамени является ярким свидетельством тому.-, что мы учились недаром. Героические усилия войск Карельского фронта, поддержанных Северным флотом и его авиацией, привели к полному очищению Советского Заполярья от немецких захват чиков. Но враг еще не разбит, не уничто жен. Нам всем еще предстоят тяжелые бои, и к ним надо непрестанно готовиться, чтобы оказаться в нужно-е_время на уровне новых задач., быть может более трудных, чем те, которые мы уже решали. Многие молодые летчики, которым не довелось принимать участия в боях, уже сейчас показывают образцы того, как надо готовиться к грядущим битвам. Товарищи Левин, Кротенко, Марченко, наряду с более опытными офицерами.: Ю.рьевым, Устименко, Ястребовым, Седовым, хорошо проявляют себя в практических полетах на бомбомета ние и стрельбы, а также в теоретических занятиях. Укажу, например, что в дни, пред шествовавшие 27-й годовщине Красной Ар мии, летчик Юрьев отлично выполнил за дание па учебному бомбометанию и стрель бам по щиту, поразив цель семіью бомбами из восьми. Такой результат стал возможен только в итоге самой кропотливой работы. Условия, в которых сейчас учится и тренируется наша молодежь, исключительно благоприятны. Надо лишь, чтобы каждый молодой летчик был исполнен желания вы жать из техники и из себя все, что только возможно. Лозунг «!В учебе, как в бою!» дол. жен стать непреложным правилом каждого летчика., законом для каждого молодого штурмовика. Готовясь к новым боям, надо еще настойчивее, упорнее, дисциплинированнее овладевать высоким искусством воевать. Обо всем этом мне хотелось сказать молодым товарищам в день славной годов щины -Красной Армии, той лучшей в мире армии, которая в годы -величайшего испы тания училась в боях побеждать любого, даже самого сильного врага, училась — и Г о в о р я т , что все летчики- немного фи - лософы. Может быть. -Мы, действительно, лю бим размышлять и гово рить о жизни. Нам хо чется прожить ее не зря, хочется совершить под. виг, чтобы народ, из ко торого -мы вышли, с бла годарностью помнил о нас всегда. У нас есть Родина, какой нет ни у кого — Советская Роди на. Он-a дала нам все, и мы івсегда думаем о ней, как о самом дорогам. В трудный час она под держивает. Мы отвечаем ей большой человеческой любощью. Когда враг за нес над нею черную ру ку, она позвала нас, — и вот мы — здесь на бое вом посту. Молодые летчики пока что только уче ники. И я, и мой штурман в боевой части всего полгода и ни разу не были в бою. Но мы хорошо знаем, как сражались с врагом старшие товарищ» и- хотим сражаться так же мужественно и умело. Как этому научиться? Красная Армия и Флот научились. В 1941 году они отступали. Красноармейцы, краснофлотцы, офицеры бились геройски, но им недоставало умения. В 1942 году они приобрели его -и разгромили неіМіцев под Сталинградом. іВ 1944 -году воины Красной Армии стали не только умелыми войнами, но и мастерами боя. Один за одним они на несли десять такия ударов, от которых затрещали устои проклятой людьми Гер мании. К своей двадцать седьмой -годовщине наши армия и флот шагнули еще на несколь ко ступеней вверх по ^іути мастерства—и за месяц вышли на подступы к Берлину. Тяжелым, опасным- ратным трудом отмече ны все годы войны я особенно год от двадцать шестой да Двадцать седьмой го довщины. ■На этот путь—путь упорной, поаседнев. ной учебьг—вступили и мы. іКогда знаешь, какую ношу ты взял на себя и заічем, когда знаешь, куда ее не сешь—легче итти и уже никто с пути не собьет. Знали ли мы, что нам предстоит де лать в части после школы? Знали. Я был готов ко всему: учиться и переучиваться, терпеливо летать по кругу, каждый день ходить -на полигон—все, что угодно, лишь бы стать бое-.вым летчиком, о чем много и с волнением думал. Бывает иногда, что оста нешься один со своими думами, они тебя разволнуют, и сердце тогда стучит гулко и часто,, не давая заснуть долгие ночные часы. Так думалось, наверно, не мне одному а своем первом боевом вылете, который бу дет... Я учился летать на <«Пе-(2». Эта хорошая машина. На 8 октября на аэродроме, куда я пришел, стояли другие самолеты. Ясно: н-ада переучиваться. А как, если летчики полка летают на 'Киркенес я в море1—на не мецкие конвои? /Учиться нам пришлось л дни напряжен ных боевых- действий. Преподаватели были заняты в боях. Нам на помощь пришел инженер-капитан Макеев. Выпустит он са молеты- в бой — бежит к нам. Младший лейтенант М. Мальцев. Фото Ю. Бузько, 'Потом начались про возные. На двухштурвал. ке командир дал мне 12 полетов по кругу а пер вый же день. Слетал я успешно и должен был назавтра итти самостоя тельно, на опять старых летчиков послали ,в бой. Снова пришлось ждать. Но мы ждали терпеливо, изучали мате риальну-ю часть, внимательно слу шали рассказы о боях и думали о своем затаен ном: скорее бы! Летали ,в те часы, -когда отменя ли готовность или когда летчики, .возвратившись с боевого задания, ухо дили отдыхать. Об’яаят 'ГОТОВНОСТЬ — и мы опять ждем, когда будет воз можность полетать. В первый раз не івсе было благополучно. Допускал я много ошибок. Но они постелен, но стали исправляться. Мне сделали заме чание, но и помогли тут же. Тт. Рукашцын, Обухов -и Гусев рассказали о самолете и об’яснили, как лучше достигнуть хороших результатов. 'Когда я первый раз пошел э строю, 'им советы меня .вы-ручили, и я полу чил хорошую оценку. Это было большой радостью для -меня. Много помог нам т. Маслов. Это—опыт ный летчик, старый инструктор. Был он -с нами строг и беспощаден, бадовать, как го ворят, не давал. На первой стрельбе мы: за был», что сидим не на «іПе-й» и допустили ошибку. Тов. Маслов указал на нее, а мне сделал замечание. Я выслушал его и больше не ошибался. 'Раньше я бомбил с. пикирования, а тут дали задачу—бомбить с горизонтального полета. Трудна было, но освоился довольно быстро. Мой штурман — Яков Яковлевич Владимиров дббился постепенно того, что последнее наіше бомбометание получило от личную оценку. Научились мы ходить в строю, и теперь наш экипаж иногда летает даже в пятерке другого подразделения. Недавно командир об’ яв.ил нашему экипажу благодарность за хорсішее .выполнение задания. Мы радуем ся этому. Таковы наши первые шаги на пути к мастерству. Думается нам, что оні№—пра вильные, эти шаги: успех сам ведь не при дет! Поработаешь хорошо—и результат хо роший. — Воина еще идет,—-говорим мы.—- ше умение, наши силы еще понадобятся. Фашиста надо бить насмерть. Этому мы и учимся. Я приветствую сегодня от всего сердца родную .Красную Армию, родной Красный Флот, с которыми навсегда связал свою судьбу, И пусть мне только двадцать один год, пусть я еще выгляжу очень молодень ким'—я отдал им всего себяі Они защищают самое до.роігое мне—мою Родину, и я счаст лив быть морским офицером—членом боль шой дружной семьи героев. Крылатые ве тераны Заполярья! Вашей славы и вашей чести молодежь не за'пяггнает .ничем. Мы будем такими, как вы, потому что учимся у вас. Младший лейтенант М. МАЛЬЦЕВ. лаучиласы Герой Советского Союза 'манор С. ГУЛЯЕВ. Советские летчики— соколы нашей Родины! Мощными ударами с воздуха громите войска и боевую технику про тивника, разрушайте вго коммуникации, расчищайте путь нашим наступающим войскам! Да здравствуют советские летчики!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz