Североморский летчик. 1945, февраль.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК !7 февраля 1945 г., № 41 (4§п Проведено— и с плеч долой!.. ОБ ОШИБКАХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗАНЯТИЙ С ЛЕТЧИКАМИ На прошлой неделе старшему техник-лейтенанту -г. Брежневу б ы ло приказано ирОвести трахіча- са аое 'занятие с летчиками-іраз- веідчинами. Тема занятий — фото аппаратура на(ши:х развеідьюатель. пых самолетов. Место занятия — одна из комнат фотоцентра. У т. Брежнева были все условия для того, чтобы занятие прошло о т лично « надолго запомнилось л ет чикам: сам т. Брежнев аппарату ру іэвает 'прекрасно, как говоритояі, ■с закрытыми глазами ’сделает с ней дао угодно; класс светлый, чи. стый, просторный; аппараты всех систем— и полном распоряжении т. Брежнева (надо отдать ему справедливость— он их подготовил к занятию); в іслаіссе, кроме того, были и плакаты-схемы основных типов аппаратов. Но в'се же заня- тие не ■стало таким, каким могло быть. Почему? Тов. Брежнев пришел в класс б ез конспекта. 'Привыкнув, видимо, к небрежности -в форма одежды,, он предстал пеіред слушателями а сапог,аіх, в которые заправил брю ки, хотя итти еіму д о класса было ровно два метра—через коридор. Заложив одну руку в карман, он «зад в другую укаж у и, небреж но поиярышя ею, сделал сл едую щее предисловие: — Апнарануру вы знаете, и моя задача состоит лишь в тамь -чтобы •немного напомнить ее вам, а потом принять Зачеты. В течение часа, перевода от ап парата к аппарату, т. Брежнев и з лагал тему так, как излагает ее труппе экскурсантов уж е утом ленный экскурсовод, рабочий день которого затянулся. Ниікто из лет чиков записей не ®ел, если не 'счи тать т. Панкіраішина, который за писывал для памяти отдельные положения. Двое слушателей си дели на столе, двое на батарее отопления у окна, т. Панкірдагин примостился в полусогнутом с о стоянии у стола. Стульен, табуре ток или скамеек л комнате не бы ло. Мм часто слышим, а порой и іеами говорив, что всякое іэаиятие «орошо тогда, когда о нем заранее позаботились: продумали тему, план, подготовили и проверили ру. •ководнтеля!, ів надлежащий вид пришили класс или друігое пом ете, иіие, я затем проконтролировали, каи адеи ‘занятие. В даннюм сл у чае большая часть элементов, обеспечивающий усіпех, отсутство вала. I! ніеі бьіілюі главного: контро ля командира, начальника. А ведь Ігде-лиібо в отчете занят,не, прове денное тов. Брежневым так несерьезно, будет отмечено очеред ной «птичкой» или «крестиком.». Проведено — и с плеч долой!.. Еще бол ее неорганизованным была большое занятие у торпедо носцев,, т ож е »а прошлой неделе. Необходимо было изучить с личным составом инструкцию По производству полетов на Н-скоім аэродроме, имеющем не которые особенности. На это от дели три часа. Сбор личноіго состава был на значен на 16 часов в зрите'льном зале офицерского клуба, В отли чие от класса, где занимался т. Брежнев., здесь было на чем си деть, можно было делать записи и т. д. іКак же, однако, ирохоідило это занятие? Е. МИХАЙЛОВ Руководитель т. Сегедин не имел возможности не толыко за ранее подготовиться, но хотя бы за час—полтора просмотреть ин. струкцию. Он пришел я зал, где уж е собрались летчики, с опозда нием на 10 минут, только что .за получив единственный экземпляр ■документа. У него оставался один выход—читать инструкцию вслух по пунктам и ,в случае надобности давать дополнительные о б ’яене- ния. В середине первого же часа т. Сеігедину потребовалась пока зать на Схеме разбивку старта. Руко,водитель оглянулся вокруг— ни ідоскц, ни хотя б ы .небольшого листа бумаги не было. На сцене висел экран, но не будешь же чер тить схему на нем,! И т. Сегеіди.н Іпус.тил ів ход... пальцы, которыми указывал на столе очень трудно вообразимое расположение флаж. коа на старте. Кстати, об экране. Не только он наталкивал на мысль, что здесь собрались скорее на киносеанс, чем на .занятие. Первые три ояда пустовали. Садилась товарищи по личному усмотрению, а руководи тель не распорядился занять пер вые ряды и сесть плотнее, ближе, чтобы все могли лучше слышать. Хотя у летчиков было более двух часов, чтобы подготовиться к за нятиям, можно было видеть това рищей в ліОбой форме одежды . Тов. Зашельбанд, например, был в летном обмундировании, а т. Ште- •мюшгда — в шинели. Кое-кто при одел в ре;глаіне. .Несмотря на то, что &аиягшѳ шічшюісь с опозданием на 10 минут, группа в 5 че ловек явилась минут через 15 после начала. На несмелое «разрешите присутствовать», про изнесенное! одним из опоздав ших, т. Сегедин доброжелатель но кивнул головой, вместо то го,, чтобы сделать строгое замеча ние. А еще через 10 минут прибы ли ещ е 4 .человека. Решив не пре рывать руководителя, они прошли в зал, даже не спросив на то раз решен ия... — Все, что касается старта и полетов, летчики наши уж е зна- І0'г‘> — оправдывался в перерыв т. Сегедин.—А некоторые новые детали они усвоят потом, при п о летах... Мне однажды довелось присут ствовать при разговоре четверых молодых офицеров. Один из них ратовал за то, что на занятиях на до снять различные «условности»,, давая возможность каждому д ер жаться так, как он, исходя из «индивидуальных особенностей», глубже усваивает материал. Сидя на занятиях у т. Сегедииа, я вспомнил этого офицера и его сл о ва. Вспомнил потому, что «индиви дуальность», за которую он рато вал, выглядела весьма-весьма не приглядно... Глубокое усвоение материала немыслимо без четкой организации занятий, без строжайшего соблю дения всех требований воинской дисциплины. Вот что требует соблюдать при проведении занятий устав: «Занятии должны над,икаться точно в установленное расписа нием .время»... «...Все назначен ные на занятия в установленной для этого форме одежды д ол жны собраться и указанном ме сте»... «Перед началом занятий лица, проводящие их, должны осмотреть собравшихся людей, убедиться, нто все они аккурат но и по форме одеты, проверить их наличие и после этого при ступить к занятиям...». «Во вре мя занятий ве'сь участвующий в них личный состав обязан с о блюдать установленный поря док, не отвлекаться разговорами и посторонними делами». Р азбол таннос тъ, нед ис ц,илли ни- рованность начинается с малого и •чаще всего в Ней повинны не толь, ко 'нарушители, ,но и те коман диры, которые проходят мимо «мелочей», попустительствуя не- д июциПлиниров анн ым вое ннос лу - жащим. ,Когда подчиненный видит равнодушное отношение своего начальника к так называемым мел ким проступкам,, когда он видит, что старшие без .должнОго у в аж е ния относятся к требованиям уста ва, он начинает сам так ж е рав нодушно относиться к ним, а по том и нарушает их, будучи уверен ів своей безнаказанности. Товари щи Брежнев и Сегедин упустили из виду и это и, кроме того, еще Одно важное обстоятельство: оба они имели д е л о нѳ только с о ст а рыми летчиками,, но и с моло дежью,, 'недавно вышедшей из учи лища. Оба они отлично знают: кое-кто из молодых рассчитывал, что в части служить «вольготнее», чем в училище, что зд есь можно меньше «тянуться»,, не будет таких («строгостей® и т. д ., и т. іп. В се возможные «скидки», либерализм к нарушителям дисциплины, неор ганизованность и отсутствие тр е бовательности при проведении за нятий развивают в таких молодых офицера х нед иециплини рован ность. Сейчас, когда наши летчики, техники, младшие авиационные специалисты значительную часть времени проводят в классах, орга низацию каждого занятии сов ер шенно необходимо продумывать во всех деталях, а затем контроли ровать,, как эти занятия проходят. Нельзя допускать траты впустую драгоценного учебного времени, Немецкие трупы — на немецкой земле, Об этом ады мечтали на Волге, на1Днепре., под Москвой. Об этом мечтал блокированный, по несгибаемый Ленинград. И мы верил»: это будет. «Будет и на' нашей улице праздник». И праздник наступил. В немецкой Силезии. Трупы гитлеровских сол дат на: ули цах города Пейскречамі, занятого Красной Армией. Фото Р. Мазелева. Фотохроника ТАСС. КОМАНДИР ЭКИПАЖА ^ З а р у е е ж н о И * 8 * < ^ А В И А Ц И И Повышение мощности авиамо тора Об -в о Пратт энд Уитни (США) на своих самолетах прим еняет впрыск н ебольшого ко ли чества воды в н а гн етател ь для т о го, чтобы во вре мя воздушного боя внезапно увели чить м о щ н о с т ь авиамотора. Вода, введенная в нагнетатель, б у р но испаряется в цилиндрах, что и повышает мгно венно мощность мотора. Следует отметить при этом также и охлажда ющий эффект, бла готворно влияю щий на работу мо тора. Впрыск о с ущ е ствляется н аж а тием специальной кнопки. „Попюляр механике.. Р о л ь командира экипажа в в о с питании преданных Родине, в о л е вых, храбрых, опытных, дисципли нированных воинов очень велика. О н—-первый учитель и наставник летного и технического) состава, он — непосредственный командир офицеров и сержантов, состав ляю щих боевой коллектив. Смелый и сколоченный экипаж , где к а ж дый—мастер своего д ел а ,—вый дет победителем из самого т я ж е лого боя. Если летчик научится понимать с полуслова до к л ады штурмана; и стрелков, а они, в свою очередь, приказы ком ан дира, — боевые задания будут выполняться безупречно, само лет останется неуязвимым дл я врага. Североморские летчики помнят о тяжелом бое торпедо носца, пилотируемого Героем Со ветского Союза гвардии капита ном Шкаруба, с четырьмя «ФВ- 190». Эта воздушная схватка окон чилась победой советских летчи ков потому, что стрелок-ра- дист т. Ж у к , быстро и точно докладывая своему командиру о заходах немецких истребителей, умело оценивал обстановку и бил наверняка. Гвардии капитан Ш к а руба, приняв доклады стрелка, мгновенно разворачивал машину, помогая этим отражать вражеские атаки. Согласованность действий экипажа т. Шкарубы обеспечила победу над численно превосходя щим противником. Командир экипажа должен з а воевать себе непоколебимый авто ритет. Его приказания—закон дли подчиненных. Д о к л а д механика самолета о готовности машин, д о клад членов экип ажа о готовности к полету должен стать обязатель ным правилом в повседневной учебной и боевой работе летных подразделений. «Доверяй, но проверяй», — эту мудрую русскую поговорку нико гда не сл е д у е т забывать. Всякое передоверие приведет, в конце концов, к аварии или поломке. Не давно из-за нетребовательности командира экипажа, забывшего проверить заправку гидросистемы, сложились при посадке шасси бомбардировщика. Во время выполнения боевого задания самолет-разведчик, пило тируемый летчиком А., был сбит вражескими истребителями. Ни штурман, ни воздушный стрелок, выпрыгнувшие с парашютом, не смогли впоследствии сказать, кто их сбил: они не видели в воздухе немецких самолетов. Почему мог произойти такой случай? Потому, что командир экипажа не воспитал в подчинен ных необходимые боевые качества, не требовал от них тщательной осмотрительности в воздухе, доп у стил халатное отношение членов экипажа к своим прямым обязан ностям. Если бы командир вос питал из штурмана и стрелков полноценных воздушных бойцов, заставил бы их неослабно наблю дать за своими секторами, этот случай, конечно, не произошел бы. К аждый летчик обязан ЛИ ЧНО осмотреть перед полетом матери альную часть самолета, как этого требует приказ, ЛИЧНО прове рить готовность экипажа к выле ту, ибо он отвечает за всех нахо дящихся на борту машины, отве чает за работу всех механизмов и агрегатов. Опыт лучших коман диров экипажей тт. Бычкова, Во робьева, Бурмагина и других по казывает, каких отличных боевых результатов может добиться ско лоченный экипаж. Эти командиры требовательны, не допускают во взаимоотношениях с подчиненны ми панибратства, ибо знают, что оно приводит к снижению дисци плины, к невыполнению уставов и наставлений, а в итоге, как правИ' ло, к тяжелым последствиям. Чтобы быть полновластный, не' пререкаемо авторитетным коман диром экипажа, летчик должен сам с тать образцом выполнения д о л г а перед Родиной, примером выполнения у став о в и наставле ний, примером в дисциплине, Вы сокая политическая сознатель ность, понимание высоких обязан ностей, налагаемых званием со ветского офицера, тактическая грамотность, отличное знание ма териальной части, района полета- .должны отличать командира эки п аж а. Но требовательность и личный пример — ещ е не все. Они должны сочетаться с отеческой заботой о подчиненных. К о гд а командир от- лично изучит своих подчиненных, когда они будут видеть не только его требовательность, но и забо ту, он сможет успешнее руково дить воспитанием экипажа, выко- воздушных бой- вывая отличных цов. Многие командиры наших эки пажей не так давно одели оФя' церские погоны и стали начальни ками. Подчас они ещ е не осознают вполне своей руководящей РоЛИ' 4 своего значения в экипаже, имеют необходимых командирски* навыков. Поэтому командиры звеньев и эскадрилий должны об- ратить особое внимание на коман* помочь им ос 0' в экипаже, при" диров экип ажеи знать свою ___ роль , вить им командирские навыки. Ь£' ли командиры экипажей буДУ полностью отвечать всем требова ниям, пред’являемыщ к ним, ста нут требовательными и чутк ми воспитателями подчиненн ь успех подразделени я будет рас^ с каждым вылетом на боевое зад ние, с к аждым учебным полет» • Повышения роли, авторите^ летчика — командира экипажа должны добиваться команд Р всех степеней. Г. СВ ИРСК ИЙ'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz