Североморский летчик. 1945, февраль.

IS фйфйЛй 19‘i5 if., .№ 40 (420). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ А. ЯКОВЛЕВ 0 великом и простом человеке Один из талантливейших советских авиакон­ структоров, Герой Социалистического труда гене­ рал-лейтенант инженерно-авиационной службы Александр Сергеевич Яковлев написал книгу «Рассказы из жизни». Это повесть о большом и сложном жизненном пути человека, посвятившего себя любимому делу. Ниже^ мы печатаем часть главы из книги, по­ священной встречам А. С. Яковлева с товарищем Сталиным. П ОСЛЕ первой встречи с товарищем Сталиным шіе при­ ходилось еще не раз встречаться с мим по работе, и все больше и больше -раскрывается передо мной образ этого великого человека. Сталин во всем, что касается лично его, исключительно скро- МОдевается од просто. Д о войны он носил обычно серый френч осо ­ б о м типа—даже, собственно, не фреііич, а удобную , да стесняющую движений тужурку, — такого же материала серые брюк» и легкие удобные сапоги. Я заметил, что на заседаниях в правительственных учреждениях ему часто посылают записки. Он всегда прочитает записку, сложит аккуратно -и положит а карман. Ни одна и з них не остается без внимания. Сталии не терпит поверхностно­ сти-, и совершенно безжалостен к тем, кто при обсуждении какого- нибудь вопроса проявляет незна­ ние дела. Таких людей он остро и едко критикует, поэтому высту­ пать легкомысленно в его присут­ ствии отпадает охота раіз н на­ всегда. Требовательность в работе—ха­ рактерная черта Сталина. Сталин любиіт, чтобы' на его во­ просы давали короткий, -прямой и четкий ответ, без вихляний. Обычно тот, кто в первый раз бывает у н е­ го, долго не решается: ответить н-а заданный вопрос, старается хоро­ шенько обдумать ответ, чтобы не попасть впросак. Так н я первое время, прежде чем ответить товарищу Сталину та какой-ни­ будь вопрос, мялся, смотрел в ок ­ но, на потолок. А Сталин, -смеясь, говорит: — Вы: наі потолок зря смотрите, там ничего не написано. Вы уж лучше прямо смотрите и говорите, что думаете. Это единственное, что от вас требуется. Как-то на прямо поставленный вопрос я затруднился ответить — не зная, как воспримет мой ответ Сталин, понравится ли ему то, что я скажу. Он заметил это и серьезно ска­ зал; — Только, пожалуйста, отве­ чайте так, как вы сами думаете. Не стэ-райтесь сказать то, что мне может понравиться. В разговорах со мной « е нуіжно этого. Мало пользы получится от нашего раз­ говора, если в-ы будете угады­ вать мои желания. Не думайте, что если вы скажете невпопад с моим мнением, эта будет плохо. Вы специалист. Мы с вфми разго­ вариваем для того, чтобы у вас кое-чему поучиться, а не только, чтобы вас учить. Сталии не терпит безграмотно­ сти. Когда ему дают неграмотно составленный документ, он возму­ щается: — Вот безграмотный человек! А попробуй упрекнуть — сейчас на­ чнет свою неграмотность об’ясня'ть рабоче-крестьянским происхожде - нием. Это неправильно. Это не­ культурность, неряшливость. Осо­ бенно в оборонном- деле недопу­ стимо рабочим и крестьянским происхождением! объяснять недо­ статки своего образования, свою те-хйиіческую неподготовленность„ некультурность или незнание д е­ ла-. Враги нам- скидки на социаль­ ное происхождение не сделают. Именно потому, что мы рабочие и крестьяне, мы должны бы-ть все­ сторонне и безукоризненно подго­ товлены по всем вопросам не хуже врага. Некоторым из командиров, ар­ мии, которые пытались недоста­ точное знание дела и, особенно, сложной боевой техники искупить своей личной храбростью и презре­ нием к опасности, Сталин говорил не раз: — Многие у нас кичатся своей смелостью. Одна смелость без от­ личного овладения боевой техни­ кой ничего не даіст. Одной -смело­ сти, одной ненависти к врагу не­ достаточно. 'Как известно, амери­ канские индейцы были очень храбрыми людьми, но -и они ничего не моглиз сделать со своими лука­ ми я стрелами против- белых, во­ оруженный ружьями-. При решении отдельных вопро­ сов в узком кругу лиц, имеющих отношение к обсуждаемому делу, Ст-алнн дает высказаться по жела­ нию всем присутствующим. У не­ которых он сам спрашивает-мнение « затем подводит итоги. -Потом по­ додвигает кому-нибудь лист бу­ маг», карандаш и говорит: —• Пишите. И сам диктует какой-нибудь важный документ. Однажды пришлось и мне пи­ сать под его диктовку. Зная, как он относится к этому делу, я на­ прягал всю свою память и -старал­ ся не сделать ни одной граммати­ ческой ошибки. А он диктует и нет-нет да подойдет и через плечо поглядит, как получается. Вдруг он остановился, посмотрел -напи­ санное и моей ж е рукой с кпранда, шом поставил запятую. ■В другой раз я не совсем удачно построил фразу. Сталин и говорит: Что ж е вы- подлежащее после сказуемого поставили? С подле­ жащими у вас что-то не в поряд­ ке! Вот как нужно! — Й поправил. После этого случая я очень вни. мателыю перечитал грамматику русского я-зыка.. Правильному, грамотному изло­ жению мысли товарищ Сталин придает очень большое значение. —Если человек не -может гра­ мотно, правильно изложить свои мысли, значит он и мысллт также бессистемно, хаотично. 'Как же он в порученном' деле наведет поря­ док? Сам Сталии и окружающие его работают с необычайной четко­ стью. !Намечалось испытание одной новой машины. Провести его нуж­ на было очень срочно. И вот наш­ лись современные пошехонцы, предложившие отвезти машину для испытания далеко от завода на том- основании, что летчики, кото­ рые должны- были испытывать ее, -находятся там. Сталин сказал: — Зачем же машину везти? Проще летчикам. сюда приехать. ’Кто же так работает! Почему не подумаете? С глуповцев пример берете. Знаете, как они теленка на баню тащили, а Волгу т-олокком з-амесили? ■Как-то поздно ночью после за тянувшегося делового разговора в служебном кабинете Сталин при­ гласил всех присутствовавших- к ееібѳ домой поужинать: — На! сегодня, кажется, хватит. Не знаю, как другие, а я прого­ лодался. Специально никого не приглашаю, чтобы это не приняли как обязательное и обременитель­ ное, а кто хочет поужинать, мило­ сти просим! Все идут вместе с ним на квар­ тиру. К приходу- гостей в столовой уже накрыт стол. Обстановка в квартире у товарища Сталина скромная и строгая. Поражает обилие книг. Д аж е в столовой по стенам стоят шкафы, бнткомі наби­ тые книгами. Разтовор за ужином касается самых разнообразных тем»: полити­ ческих, международных, вопросов техники, литературы, искусства. При этом все собеседники очень свободно и непринужденно выска­ зываются. Нет атмосферы подчи­ нения, связанности—все равны. Сталин исключительно делика­ тен в обращении с людьми, веж­ лив и .внимателен к собеседникам. Сталия часта ставит в пример жизнь и работу Владимира Ильича Ленина. Он любит вспоминать раз­ личные встречи с иим. Замечательную школу проходит каждый, кто встречается по работе с товарищем Сталиным. Каждый разговор с ним оставляет глубокий сл ед. После каждой встречи ощу­ щаешь свой политический и д е ­ ловой рост. V ' - В числе первых кораблей пришел іна Северный флот эсминец «Валерьян Куйбышев», 25 нюня ■941 г. он был (участником первых боевых операций, нанося -удары с моря пг> скоплениям войск про­ тивника. За образцовое 'выполнение боевых заданий командования корабль награжден орденом Крас­ ного Знамени. НА СНИМКЕ : краснознаменный э джН е ц «Валерьян Куйбышев» на рейде. Н. АРДАШЕВ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕТЧИКА СТАТЬЯ ВТОРАЯ Упражнения,, входящие в сп е­ циальную' гимна-стнк-у, которая -укрепляет .вестибулярный аппа­ рат, отличаются быстрым.» круго­ выми и 'прямолинейными - движе­ ниями ft состоят в основном иіз 'элементов акробатики (кувырки, кульбиты, сальто), снарядовой гимнастики я прыжко-в. Приступая к физической трени­ ровке,, нужно знать комплекс ти­ повых .гиіинастете-ских упражне­ ний, укрепляющих вестибулярный аппарат, и характер воздействия на.кеіго каждого упражнения в от­ дельности'. Вот кратко этот пере­ чень: — Поворот головы вправо и вле-. во положительно действует на го­ ризонт алыйые и вертикальные ка­ налы. Нагибание головы 'в-пере-д .и наізад тренируют социальные ка. -налы. Нагибание головы вправо н влево воздействует на вертикаль­ ные каналы. Круговое движение туловища тренирует пол.уокруж- ные каналы. Значительно разряіжающе воз­ действуют на -вестибулярный апиа. рат акробатические упражнения. Стойка) наі кистях рук разряжает аталиты. іКувырки вперед И назад разряжают сошталъные каналы, и аталиты. Колесо (боковой пере­ мет) разряжает .вертикальные ка­ налы и аталиты. Положительное влияние на -ве­ стибулярный аппарат оказывают упражнения на снарядах. Обороты -вперед и назад, положение вниз головой, висы н-а подколенках, большой оборот ,в положении стойки «а кистях—на турнике, Статья первая № за 15 февраля. напечатана кувы-рки вперед « назад, стойки на плечах на брусья»—каждому летчику сослужат хорошую служ бу, помоігут ему подготовиться физически к бою в в-оздух-е. Помимо перечисленных упраж­ нений, блаіготворно-е влияние на укрепление вестибулярного аппа­ рата оказывают ходьба на лыжах и бег на коньках. Лыжный и конь­ кобежный спорт значительно воз. действуют на обмен веществ, по­ вышают натренированность сер- деічно-сосудистой и дыхательной ■системы, развивают -мышцы, тре­ нируют аппарат равновесия, воспи­ тывают смелость іи решительность. Помимо всего -этого, лыжи имеют большое значение .в военно-при­ кладном отношении. Спортом и гимнастикой нужно заниматься систематически и ежедневно. Они помогут каждому, кто этого -пожелает, освободиться от преждевременной старости, б о ­ лезни и одышки. Сразу ж е после начала систематических за ­ нятий гимнастикой и спортом -сильно поднимается жизнедея­ тельность^ организма. "Однако для продуманного., благотвор­ но действующего спорта и. гимнастики требуется с портив, ная база, обеспечивающая лич­ ный состав спортивным инвентарем и организующая полезную военно- физкультурную работу. Мне ка­ жется, что наши ДВМФ и офицер­ ские клубы должны стать центра­ ми организации физкультуры и спорта. К сожалению, д о сих пор в них -нет такой спортивной базы, где можіно было бы проводить спортивные занятия' и соревнова­ ния по -гимнастике, боксу, штанге, лы-жам и т. д . ЗНАЙТЕ ЦЕНУ СЛОВУ СЕРЬЕЗНО ,ГОТОВИТЬСЯ К К АЖ Д ОМ У ПОЛИТ ЗАНЯТИЮ На занятиях группы, где руково. При о б ’яснении -вопроса об об- дителеім т. Сукаііеів, в этот день присутствовало 12 .человек. При таком количестве слушателей про. ведение занятия значительно об­ легчается и становится вполне возможным 'вовлечение всех в ак­ тивное обсуждение темы. Однако ва все замятие выступило лишь 4 (человека, причем только оідин удовлетворительно ответил на з а ­ данный вопрос. Все выступления- наняли 8 минут. Ясно, что о .глу­ бине этих выступлений не .может быть и речи. Такое проведение занятия о б г о ­ няется прежде всеіго тем,, -что ру­ ководитель группы т. Сукаічев, ка-к ото было видно по ходу занятия, мирился с пассивностью слуша­ телей. В этот день занятия проходили по теме: «'Расширение и упрочение фронт а О б’единенных нищий, п о ­ слевоенный мир и безопасность». ІПосле подробной- характеристики решений конференции в Думбар- гоп-Оксе и опроса слушателей, руководитель перешел к следую­ щему вопросу. ’Но с половины п у ­ ти он опять вернулся к решениям конференции в Думба.ртон-Оксе и большую часть времени вновь п о ­ тратил на рассказ о . ней. Этот іфакт свидетельствует о слабой предварительной подготовке к т е­ ме т. Сукаічева, который может /проводить занятия квалифициро­ ванно, если над собой предвари­ тельно будет работать, более серьезно. идей борьбе союзников с гитле­ ровской /Германией руководи, тель допустил неточности .в ха­ рактеристике политическогсі строя (Англии и США.' 1 Сам т. Сукачев правильно пони­ мает сущность государственного строя в США и в Аяігліии, но о б ’яснил ее слушателям неверно. Эти и Подобные им неточности иа. ложения заставляют сделать вы­ вод, что руководители группы по­ литзанятий должны внимательно следить ;за чистотой и точностью своего языка. Несмотря ка то, нто т. Сукачев не спросил слушателей, есть ли к нему вопросы, один из сержантов ізадал 'вопрос: — О каком же расширенном Фоонте Об’единенных наіций идет, речіѵ когда по мере нашего про­ движения на запад и -союзников на восток фроінт, наоборот, суживает, с% а не расширяется? Ответ на/ этот вопрос, был весь­ ма неточен и запутан:- В резуль­ тате слушатели не поняли, что под фроінтоім! Об'е.дииен вых! наций (подразумевается не линия фронта, іпде происходят -военные .действия, а блок, jco-юз -Об’е дине иных ва- дийц которые борются с фашист.- ской Германией сообща-. Такие недостатки типичны для ряда руководителей. Зиаічит, груп- ,поводы должны повышать к себе требовательность и серьезнее г о ­ товиться к политзанятиям. Капитан С. МАЛИНЦЯН. -О" На вала суда ЖУЛИК ИЗ ПРОДСКЛАДА 'Краснофлотец Пестюхин, буду, чи материально ответствеичш'М кладовщикам • прод-с клада .воин­ ской части, преступмо-хал-атнО о т ­ носился к исполнению служебных обязанностей. При приеме склада фактического наличия продоволь. ствия не! проверял. Продукты при­ нимал и отпускал без взвешивания и не подсчитывал. В продсклад допускал посторонних лиц, с ко­ торыми пьянствовал. 'Кроме того, злоупотреблял служебным поло­ жением, брал продукты для себя и раздавал разным лицам. В ре­ зультате всего этого в продскладе .образовалась значительная недо­ стача различные продуктов. В целях сокрытия недостачи продуктов ЛестюхИн обвешивал личный состав и инсценировал кражу продуктов из склада. Военный требунал за разбавари- аание продовольствия приговорил ПестюхМіва к 7 годам лишений (Свободы, С. КУДРЯШОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz