Североморский летчик. 1945, февраль.

15 февраля 1945 г. № 39" (419). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТ Ч Ж У Ч И С Ь Н А О П Ы Т Е Б О Е В ! Н. АРДАШЕВ ГВАРДИИ ЛЕЙТЕНАНТ Н, ПИЛЮС Роль ведомого в групповом воздушном бою Чтобы полностью отвечать всем требованиям, которые п-ред’яв- ля'ются х ведомому ів групповом .воздушном бою, он должен иіметь 1хорошую слетанность с ведущим, прекрасную осмотрительность -и умение здраво оценивать обста­ новку, принимая а зависимости от нее те или иные решения. Раізберу каждый щз этих вопро­ сов а отдельности. Слетанность с ведущим выра­ батывается постепенно в процессе боевой учебы и самих боев. Что (Главное здесь? Уметь держаіться около ведущего, не отрываться от jmero. Это, однако; не значит, что ведомый всегда и всюду должен механически повторять действия ведущего. Подобное мнение оту­ чает летчика от самостоятельных действий и если он отрывается от ведущего (такая возможность, редко правда, но не исключена) .становится беззащитной жертвой ,врага. 1Вэтом случае ведомому хо. дате я посоветовать одно: если ^оторвался от ведущего — немед­ ленно пристраивайся к другим на­ циям самолетам, ни минуты не хо­ д и по прямой. іВ случае нападения врага старайся веіс-тй только на­ ступательный бой. і У меня был такой факт. В бою над немецким .аэродромом- «стоде- івятым» удалось разбить пашу па­ ру. Произошло это в момент, ког­ д а я отсекал «Ме-109» от хвоста .ведущего і(см. схему № 1). Остав­ шись в клещах между двумя «Мее- сершмиттами», я решил не оборо­ няться, а наступать и из боя выйти боем. Сделав полтора витка восхо­ дящей сіпирали, я зашел в хвост ;«Меіссершіми>ттам». Один из нем. цев, дав форсаж своему мотору, ушел вверх, второго я стал пре­ следовать и сбил. Затем на брею­ щем ушел домой. Если после от­ рыва от ведущего, я стал бы обо­ роняться, меня могли .немцы сбить. О/с мотрител ын ост ь яівляетем Очень важным дли ведомого, элементом победы *в групповом воздушном бою. Осмотрительность отрабатывается во время учебных полетов, развивается и укрепляет­ ся d боях. Меня лично осмотри­ тельности учили задолго до боев. Перед вылетом ведущий обычно говорил: «Во время полета докла­ дывай о всех замеченных самоле­ тах по радио». Указания ведущего я всегда выполнял точно. Это, до некоторой степени, развило мою .осмотрительность. Я думал, что Теперь всегда первым буду обна­ руживать противника. Однако та­ кое мнение оказалось ошибочным. В бою, осмотрительность у летчи­ ка должна быть развита очень и Очень высоко. 5,/1*109 Схема № 1. меии посмотрел снова,. Тоігда уви­ дел; один «стодевятый» уходит в .сторону (видимо, заманивая нас), а другой сидит уже в хвосте моего самоле'та. Значит я все «прозевал». Резкий разворот помог мне уйти от пуль врага. Окончательно вы- .бил немца из-под хвоста моей ма­ шины гвардии лейтенант >Гре- дюшко. I Этот случай научил -меня одно­ му очень простому, но часто за­ бываемому летчиками, правилу: если заметил врага, ни на секунду /не теряй его из вида. I В заключение несколько сове­ тов ведомому по осмотрительно­ сти;: основное внимание ведомого должно обращаться в заднюю по­ лусферу. Особенно пытливо он должен смоТреть а моменты, когда ведущий атакует и выходит из атаки. Вначале смотреть надо дальше (на предел видимости), затем взгляд переносится к свое­ му самолету, Если скорость полета большая, то смотреть можно реіже и внимательнее. Если неболь­ шая—чаще и еще внимательнее, j Правильно оценивать обстанов­ к у и, сообразуясь .с ней, принимать решения. Это, лоисалуй, также один из главных вопросов, обес­ ценивающих ведомому успех в групповом воздушном баю. Основ­ ное внимание ведомого должна на. праиляться на то, чтобы не поте­ рять ведущего и при любых об­ стоятельствах защитить его от ата­ ки врага, а также в процессе боя Ив стеснять еігоі маневра. Некото­ рые ведомые стараются 'устано­ вить для себя какие-то определен, адые при любых обстоятельствах дистанции и интервалы до веду­ щего. Это не всегда правильно, В подобном наглядно убеждает еле. Дующий бой. >(См. схему № 2). На­ ходясь в паре* с ведущим т. Се- іменихиным, я заметил одного «Ме. '109». Мой ведущий пошел на него Пияюс. А 2„Пе-І0 9* . r n - « S ’- Схема № 2. ^ 18 ііюіы 1944 года' іКиркеяесом я был гвардии лейтенанта 'Примерно в средине выше себя заметил которые шли в бою над ведомым у Гредюшко. боя, оправа 4 «Ме-109», к нам под ракурсом >3/4. Одна пара с раізворотом ушла ©верх. Я больше не смотрел за ;#іеи. Другая пара' отвернула в сто­ рону а сделала вид, что нами не рнтеіресуетіся.. Я выпустил из поля ■зрения ц ее. Через несколько вре- в атаку, іВ момент атаки я обнару­ жил еще двух «Ме-109». Немцы находились слева, шли к нам на (встречных курсах под ракурсом 3/4. Следовать за ведущим. мне было аевыгодно: фашисты могли сверху атаковать нас. Я остался Ва той же высоте и стал следиіть за ведущим. іКогда т. Семенихив горкой вышел наверх, я при схемы: самолеты противника заме, ченьп—перехожу от ведущего в их сторону- Это помогает лучше ви­ деть и самолеты врага и коман­ дира. В дальнейшем, смотря по Обстановке, принимаю такие ре­ шения—ведущий атакует, я иду с ним вместе, или остаюсь на той же высоте (как было во время боя, описанного выше), переходя апраіво или влево и обеспечивая ему атаку. Летчик, летающий ведомым, должен помнить, что он выпол­ няет сложное и ответственное де­ ло. Полеты ведомым не являются механическим повторением дей­ ствий ведущего, как некоторые думают. Полеты ведомым—это тоже творчество. Они требуют большой натренированности и сно. ;ровки. Значит, задача молодых летчиков учиться, настойчиво со. вершеиетвоваітъ свое мастерство. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕТЧИКА СТАТЬЯ ПЕРВАЯ Современный -воздушный бой характерен скоротечностью и бы­ стротой .маневра. Каскады резких, стремительных фигур высшего пи­ лотажа., повороты на больших ско. ростяхі—все этс/ вызывает в орга­ низме летчика 'колоссальное! физи­ ческое май-ряжение. іВ то же время е'му приходится сохранять способ­ ность1пространственной ориенти­ ровки, управлять машиной и вести меткий огонь. Физически хорошо натренированный летчик значи­ тельно легче справляется с боль­ шой нагрузкой в длительном поле. Те или продолжите лыюм воздуш­ ном бою. Об этом вполне убеди­ тельно говорят факты из боевой жизни наших летчиков. Известные н,аім летчики Герои Советского Союза капитаны Ди­ денко, 'Климов, истребители майор Логинов, лейтенант ДегтеіЗ и ряд других провели множество слож. них боев, продолжительнык по времени а на больших высотах. В |этих боях, по сравнению с некото­ рыми другими летчиками, они чув­ ствовали себя, в смысле ф-изиче. ского состояния организма, много превосходнее. В разговорах по это. (Міу вопросу иногда слышишь, что, мол, они одаіреівы хорошими физи- /чески'ми данными. И почти никто не обращает внимания на их сиотеметиічеіскЬІеі занятие спортом, .хотя известно огромное влияние физической закалки на успех в бою в сложных условиях. Об­ щеизвестно, что Лизическаія под. готовка оказывает благоприятное влияние и на моральные' качества человека. ! В воздухе человеческий орга­ низм подвергается влиянию -раз- личіньм факторов, которые вызы­ вают болезненные явления. В пдактике заретистрирбвано три вида реакций человеческого орга­ низма,При полетах. Резкие измене, ниія мышечного тонуса, что приво­ дит к непроизвольному сокраще­ нию отдельных мышечных групп й расстройству координации движе­ ний. Это явление носит в медици­ не название самівТшческой р еак ­ ции. 'Нарушение деятельности сер, дечно-еосудиетого аппарата и ки­ шечника., сопровождаемое напря­ жением ощущений, замиранием сердца, чувствам тошноты, блед­ ностью шиціа и т. д. Эта реакция называется аеігетатИаной. И, на­ конец, третий вид) реакции связан с иллюзорными представлениями о движениях самолета, являющи­ мися результатом сложного влия­ ния на организм взаимодействую, щйх сил ускорения в силы тяже­ сти, Все эти явления функциональ­ ного расстройства организма свя­ заны преждеі всего с так называе­ мым вестибулярным аппаратом. Вестибулярный аппарат представ­ ляет . собой сложное соч-ета ние вертикальных, горизонтальных и согитальіиыіх полу окружных кана­ лов и укреплепных над нервными окончаниями известковых песщи. ков, называемых ат элитами. Они помещаются во внутреннем ухе. Все движения человека регули­ руются этими аппаратами и чрез­ мерная его чувствительность и возбудимость является причиной Описанных выше явлений. ■ Круговые движения -человека в Івертиікальной, горизонтальной и боіковой плоскостях регулируются соответств>ующими пол уокружнм- -мм каналами, прямолинейные — аталитовым аппаратом. Тренироівка вестибулярного ап­ парата путем специально . подо, браиныя упражнений является обязательным элементом в про­ грамме физподготовки летчика. Она вырабатывает полную невое. прииімчивость вестибулярного ап­ парата к вредным влияниям, ко­ торым летчик подвергается, в воз­ духе. Об упражнениях, укрепляющих вестибулярный аппарат, мы и расскажем во второй статье. Групповод и слушатели И З О П Ы Т А Р А Б О Т Ы С Г Р У П П О В О Д А М И В Н - С К О М С О Е Д И Н Е Н И И (Указания о содержании и мето­ дике проведения политзанятий с сержантским и краснофлотским составом возлагают большую отіветствемвоегъ на политработни­ ков. Но -немалая ответственность лежит и на руководителях полит­ занятий. 04и должны обеспечить доходчивое и содержательное из­ ложение темы я добиться высоко- )го ирггерека и активности слу­ шателей и, конечно, отличного усвоения ими материала. Для 'улучшения политического просве. щения сержантского и красно­ флотского состава наш политот­ дел в течение последних двух ме­ сяцев, помимо регулярно проводи­ мы® иінструктажей по содеіржани-ю темы и методике занятий, исполь­ зовал и другие формы помощи групповодам. Был проведен однодневный сбор руководителей групп. В его ■программе были не Только лекции, /на и совещание по обмену опытом работы между 'групповодами, а также доклад о методике прове­ дения политзанятий. Групповоды .тт. СоколоН я Долголапте® рас­ кабали, как они щкшеяи полит­ занятия по теме: -«Морально-поли­ тическое поражение Германия в ходе войны». Выступившие тт. ЧерНицын, Шаповалов, Неверов­ ский и другие отметили положи­ тельные и отрицательные стороны проведенных Соколовым и Долго- лаптевым занятий и поделились своим опытом. Сбор этот, по заяв­ лениям самих групповодов, дал им много! поучительного. Хорошей формой помощи груп­ поводам явились показательные по'литзаяятия. Таких заюяГий было у нас два. На ни* участвовали все групповоды. В целвм занятия Строился к нему. Вообще во время | прошли хорошо, однако сузде- боя придерживаюсь следующей ‘ етвенным недостатком их была низкая активность самих слуша­ телей вследствие неподготовлен­ ности к теме. Это подсказало нам, что -некоторые групповоды видят свою задачу только в том, чтобы самим подготовиться к занятиям и провести их., что же касается подготовки к занятиям слушате­ лей, то этого пока нет. Неудиви­ тельно, что в группе т. Ромаючука, ігде проводилось показательное занятие, слушатели яе знали зара^ нее о теме. Групповоду следует готовить к занятиям и слушателей, (доводить до и» сведения очеред­ ные темы, рекомендовать необхо­ димую литературу и помогать а ее приобретении. Но этим задана групповода не Исічешпываетоя. Он, кроме того, обязан поддерживать постоянную Ьвяз-ь со своими слушателями, по­ сещать иіх общежитии?, интересо- ватЬш, как слушатели готовится к очередной теіме, организовать эту подготовку. Таікюеі групповоды у нас есть:: тт. 'Неверовский, Черни- ціыіщ , Оютровеяко часто посещают общежития, ігіде живут ив слуша­ тели, беседуют с ними, органи­ зуют чтение .рекомендованной ли­ тературы. Но это лишь отдельные случаи. 'Ифолызовать же такую важную форму подготовки сер­ жантов и краснофлотцев к полит­ занятиям должны все групповоды. Групповоду необходимо также •поддерживать постоянную связь с Партийными и комсомольскими ор-- гаииаациями, НаДо показывать лучших, примерных слушателей политзанятий и воздействовать на коммунистов- и комсомольцев, если кто-либо и|з ник нек:ерье!з-на отяо- сі И тся к занятиям., не готовится к ним. Шлитовдел усишиш «о»Т| ро.ль -за проведением политзанятий. Работ­ ники политотдела систематически посещают трутаьь, дают mpytnno- водам советы по содержаіниію й методике. При последнем, посе­ щении занятия, проведенного груп­ поводом СеребряковыМі, были «крыты недочеты: состав группы зиаічительно превышал уст-аков- ленный; т. Серебряков . допускал ошибки как по методике, так й по содержанию. Сейчас он эти недо­ статки устраияеТ,' и дело у него «дет, лучше. Больше стали уделять внимания политзаінйтииім и ваши партийные организации. Недавно ,в части т. Павлова паіртийіноѳ собраіние об­ судило вопрос о политзанятиях. В некоторых других организациях этот же .вогарос стай шкая ва засе­ даниях партбюро. Больше стали уделять внимания организации и Проведению политзанятий коман. диры частей и іпоідразделешй. Но для коренного улуічшения -полити­ ческого просвещения сержантско­ го и краснофлотского состава едешано да.ліеіко не все. Есть слу­ чай, когда групповоды 'слабо го­ товятся к занятиям. По этой при­ чине в подразделении т. Осипова недавно пришлось занятие пере­ нести на другой день. Имеет ме­ сто снятие огДелын-ых слушателей по всяким причинам с занятий, «а что смотрят пока-, «аж /на неизбеж­ ное явление, хотя это и не так на самом деле. Нам надо добиться такого по­ ложении, чтобы политзанятия бы­ ли еще более содержательными и доходчивым», чтобы они были ин­ тересными, увлекали бы сержантов и краснофлотцев, будили в них жажду эдмний, С этой целью не­ обходимо больше и лучше рабо­ тать с Прупповюдами и обратить серьезное внимание на организа­ ционную сторону деш-а. Камтаи М. КУТЕПОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz