Североморский летчик. 1945, февраль.
15 февраля 1945 г. № 39" (419). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТ Ч Ж У Ч И С Ь Н А О П Ы Т Е Б О Е В ! Н. АРДАШЕВ ГВАРДИИ ЛЕЙТЕНАНТ Н, ПИЛЮС Роль ведомого в групповом воздушном бою Чтобы полностью отвечать всем требованиям, которые п-ред’яв- ля'ются х ведомому ів групповом .воздушном бою, он должен иіметь 1хорошую слетанность с ведущим, прекрасную осмотрительность -и умение здраво оценивать обста новку, принимая а зависимости от нее те или иные решения. Раізберу каждый щз этих вопро сов а отдельности. Слетанность с ведущим выра батывается постепенно в процессе боевой учебы и самих боев. Что (Главное здесь? Уметь держаіться около ведущего, не отрываться от jmero. Это, однако; не значит, что ведомый всегда и всюду должен механически повторять действия ведущего. Подобное мнение оту чает летчика от самостоятельных действий и если он отрывается от ведущего (такая возможность, редко правда, но не исключена) .становится беззащитной жертвой ,врага. 1Вэтом случае ведомому хо. дате я посоветовать одно: если ^оторвался от ведущего — немед ленно пристраивайся к другим на циям самолетам, ни минуты не хо д и по прямой. іВ случае нападения врага старайся веіс-тй только на ступательный бой. і У меня был такой факт. В бою над немецким .аэродромом- «стоде- івятым» удалось разбить пашу па ру. Произошло это в момент, ког д а я отсекал «Ме-109» от хвоста .ведущего і(см. схему № 1). Остав шись в клещах между двумя «Мее- сершмиттами», я решил не оборо няться, а наступать и из боя выйти боем. Сделав полтора витка восхо дящей сіпирали, я зашел в хвост ;«Меіссершіми>ттам». Один из нем. цев, дав форсаж своему мотору, ушел вверх, второго я стал пре следовать и сбил. Затем на брею щем ушел домой. Если после от рыва от ведущего, я стал бы обо роняться, меня могли .немцы сбить. О/с мотрител ын ост ь яівляетем Очень важным дли ведомого, элементом победы *в групповом воздушном бою. Осмотрительность отрабатывается во время учебных полетов, развивается и укрепляет ся d боях. Меня лично осмотри тельности учили задолго до боев. Перед вылетом ведущий обычно говорил: «Во время полета докла дывай о всех замеченных самоле тах по радио». Указания ведущего я всегда выполнял точно. Это, до некоторой степени, развило мою .осмотрительность. Я думал, что Теперь всегда первым буду обна руживать противника. Однако та кое мнение оказалось ошибочным. В бою, осмотрительность у летчи ка должна быть развита очень и Очень высоко. 5,/1*109 Схема № 1. меии посмотрел снова,. Тоігда уви дел; один «стодевятый» уходит в .сторону (видимо, заманивая нас), а другой сидит уже в хвосте моего самоле'та. Значит я все «прозевал». Резкий разворот помог мне уйти от пуль врага. Окончательно вы- .бил немца из-под хвоста моей ма шины гвардии лейтенант >Гре- дюшко. I Этот случай научил -меня одно му очень простому, но часто за бываемому летчиками, правилу: если заметил врага, ни на секунду /не теряй его из вида. I В заключение несколько сове тов ведомому по осмотрительно сти;: основное внимание ведомого должно обращаться в заднюю по лусферу. Особенно пытливо он должен смоТреть а моменты, когда ведущий атакует и выходит из атаки. Вначале смотреть надо дальше (на предел видимости), затем взгляд переносится к свое му самолету, Если скорость полета большая, то смотреть можно реіже и внимательнее. Если неболь шая—чаще и еще внимательнее, j Правильно оценивать обстанов к у и, сообразуясь .с ней, принимать решения. Это, лоисалуй, также один из главных вопросов, обес ценивающих ведомому успех в групповом воздушном баю. Основ ное внимание ведомого должна на. праиляться на то, чтобы не поте рять ведущего и при любых об стоятельствах защитить его от ата ки врага, а также в процессе боя Ив стеснять еігоі маневра. Некото рые ведомые стараются 'устано вить для себя какие-то определен, адые при любых обстоятельствах дистанции и интервалы до веду щего. Это не всегда правильно, В подобном наглядно убеждает еле. Дующий бой. >(См. схему № 2). На ходясь в паре* с ведущим т. Се- іменихиным, я заметил одного «Ме. '109». Мой ведущий пошел на него Пияюс. А 2„Пе-І0 9* . r n - « S ’- Схема № 2. ^ 18 ііюіы 1944 года' іКиркеяесом я был гвардии лейтенанта 'Примерно в средине выше себя заметил которые шли в бою над ведомым у Гредюшко. боя, оправа 4 «Ме-109», к нам под ракурсом >3/4. Одна пара с раізворотом ушла ©верх. Я больше не смотрел за ;#іеи. Другая пара' отвернула в сто рону а сделала вид, что нами не рнтеіресуетіся.. Я выпустил из поля ■зрения ц ее. Через несколько вре- в атаку, іВ момент атаки я обнару жил еще двух «Ме-109». Немцы находились слева, шли к нам на (встречных курсах под ракурсом 3/4. Следовать за ведущим. мне было аевыгодно: фашисты могли сверху атаковать нас. Я остался Ва той же высоте и стал следиіть за ведущим. іКогда т. Семенихив горкой вышел наверх, я при схемы: самолеты противника заме, ченьп—перехожу от ведущего в их сторону- Это помогает лучше ви деть и самолеты врага и коман дира. В дальнейшем, смотря по Обстановке, принимаю такие ре шения—ведущий атакует, я иду с ним вместе, или остаюсь на той же высоте (как было во время боя, описанного выше), переходя апраіво или влево и обеспечивая ему атаку. Летчик, летающий ведомым, должен помнить, что он выпол няет сложное и ответственное де ло. Полеты ведомым не являются механическим повторением дей ствий ведущего, как некоторые думают. Полеты ведомым—это тоже творчество. Они требуют большой натренированности и сно. ;ровки. Значит, задача молодых летчиков учиться, настойчиво со. вершеиетвоваітъ свое мастерство. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕТЧИКА СТАТЬЯ ПЕРВАЯ Современный -воздушный бой характерен скоротечностью и бы стротой .маневра. Каскады резких, стремительных фигур высшего пи лотажа., повороты на больших ско. ростяхі—все этс/ вызывает в орга низме летчика 'колоссальное! физи ческое май-ряжение. іВ то же время е'му приходится сохранять способ ность1пространственной ориенти ровки, управлять машиной и вести меткий огонь. Физически хорошо натренированный летчик значи тельно легче справляется с боль шой нагрузкой в длительном поле. Те или продолжите лыюм воздуш ном бою. Об этом вполне убеди тельно говорят факты из боевой жизни наших летчиков. Известные н,аім летчики Герои Советского Союза капитаны Ди денко, 'Климов, истребители майор Логинов, лейтенант ДегтеіЗ и ряд других провели множество слож. них боев, продолжительнык по времени а на больших высотах. В |этих боях, по сравнению с некото рыми другими летчиками, они чув ствовали себя, в смысле ф-изиче. ского состояния организма, много превосходнее. В разговорах по это. (Міу вопросу иногда слышишь, что, мол, они одаіреівы хорошими физи- /чески'ми данными. И почти никто не обращает внимания на их сиотеметиічеіскЬІеі занятие спортом, .хотя известно огромное влияние физической закалки на успех в бою в сложных условиях. Об щеизвестно, что Лизическаія под. готовка оказывает благоприятное влияние и на моральные' качества человека. ! В воздухе человеческий орга низм подвергается влиянию -раз- личіньм факторов, которые вызы вают болезненные явления. В пдактике заретистрирбвано три вида реакций человеческого орга низма,При полетах. Резкие измене, ниія мышечного тонуса, что приво дит к непроизвольному сокраще нию отдельных мышечных групп й расстройству координации движе ний. Это явление носит в медици не название самівТшческой р еак ции. 'Нарушение деятельности сер, дечно-еосудиетого аппарата и ки шечника., сопровождаемое напря жением ощущений, замиранием сердца, чувствам тошноты, блед ностью шиціа и т. д. Эта реакция называется аеігетатИаной. И, на конец, третий вид) реакции связан с иллюзорными представлениями о движениях самолета, являющи мися результатом сложного влия ния на организм взаимодействую, щйх сил ускорения в силы тяже сти, Все эти явления функциональ ного расстройства организма свя заны преждеі всего с так называе мым вестибулярным аппаратом. Вестибулярный аппарат представ ляет . собой сложное соч-ета ние вертикальных, горизонтальных и согитальіиыіх полу окружных кана лов и укреплепных над нервными окончаниями известковых песщи. ков, называемых ат элитами. Они помещаются во внутреннем ухе. Все движения человека регули руются этими аппаратами и чрез мерная его чувствительность и возбудимость является причиной Описанных выше явлений. ■ Круговые движения -человека в Івертиікальной, горизонтальной и боіковой плоскостях регулируются соответств>ующими пол уокружнм- -мм каналами, прямолинейные — аталитовым аппаратом. Тренироівка вестибулярного ап парата путем специально . подо, браиныя упражнений является обязательным элементом в про грамме физподготовки летчика. Она вырабатывает полную невое. прииімчивость вестибулярного ап парата к вредным влияниям, ко торым летчик подвергается, в воз духе. Об упражнениях, укрепляющих вестибулярный аппарат, мы и расскажем во второй статье. Групповод и слушатели И З О П Ы Т А Р А Б О Т Ы С Г Р У П П О В О Д А М И В Н - С К О М С О Е Д И Н Е Н И И (Указания о содержании и мето дике проведения политзанятий с сержантским и краснофлотским составом возлагают большую отіветствемвоегъ на политработни ков. Но -немалая ответственность лежит и на руководителях полит занятий. 04и должны обеспечить доходчивое и содержательное из ложение темы я добиться высоко- )го ирггерека и активности слу шателей и, конечно, отличного усвоения ими материала. Для 'улучшения политического просве. щения сержантского и красно флотского состава наш политот дел в течение последних двух ме сяцев, помимо регулярно проводи мы® иінструктажей по содеіржани-ю темы и методике занятий, исполь зовал и другие формы помощи групповодам. Был проведен однодневный сбор руководителей групп. В его ■программе были не Только лекции, /на и совещание по обмену опытом работы между 'групповодами, а также доклад о методике прове дения политзанятий. Групповоды .тт. СоколоН я Долголапте® рас кабали, как они щкшеяи полит занятия по теме: -«Морально-поли тическое поражение Германия в ходе войны». Выступившие тт. ЧерНицын, Шаповалов, Неверов ский и другие отметили положи тельные и отрицательные стороны проведенных Соколовым и Долго- лаптевым занятий и поделились своим опытом. Сбор этот, по заяв лениям самих групповодов, дал им много! поучительного. Хорошей формой помощи груп поводам явились показательные по'литзаяятия. Таких заюяГий было у нас два. На ни* участвовали все групповоды. В целвм занятия Строился к нему. Вообще во время | прошли хорошо, однако сузде- боя придерживаюсь следующей ‘ етвенным недостатком их была низкая активность самих слуша телей вследствие неподготовлен ности к теме. Это подсказало нам, что -некоторые групповоды видят свою задачу только в том, чтобы самим подготовиться к занятиям и провести их., что же касается подготовки к занятиям слушате лей, то этого пока нет. Неудиви тельно, что в группе т. Ромаючука, ігде проводилось показательное занятие, слушатели яе знали зара^ нее о теме. Групповоду следует готовить к занятиям и слушателей, (доводить до и» сведения очеред ные темы, рекомендовать необхо димую литературу и помогать а ее приобретении. Но этим задана групповода не Исічешпываетоя. Он, кроме того, обязан поддерживать постоянную Ьвяз-ь со своими слушателями, по сещать иіх общежитии?, интересо- ватЬш, как слушатели готовится к очередной теіме, организовать эту подготовку. Таікюеі групповоды у нас есть:: тт. 'Неверовский, Черни- ціыіщ , Оютровеяко часто посещают общежития, ігіде живут ив слуша тели, беседуют с ними, органи зуют чтение .рекомендованной ли тературы. Но это лишь отдельные случаи. 'Ифолызовать же такую важную форму подготовки сер жантов и краснофлотцев к полит занятиям должны все групповоды. Групповоду необходимо также •поддерживать постоянную связь с Партийными и комсомольскими ор-- гаииаациями, НаДо показывать лучших, примерных слушателей политзанятий и воздействовать на коммунистов- и комсомольцев, если кто-либо и|з ник нек:ерье!з-на отяо- сі И тся к занятиям., не готовится к ним. Шлитовдел усишиш «о»Т| ро.ль -за проведением политзанятий. Работ ники политотдела систематически посещают трутаьь, дают mpytnno- водам советы по содержаіниію й методике. При последнем, посе щении занятия, проведенного груп поводом СеребряковыМі, были «крыты недочеты: состав группы зиаічительно превышал уст-аков- ленный; т. Серебряков . допускал ошибки как по методике, так й по содержанию. Сейчас он эти недо статки устраияеТ,' и дело у него «дет, лучше. Больше стали уделять внимания политзаінйтииім и ваши партийные организации. Недавно ,в части т. Павлова паіртийіноѳ собраіние об судило вопрос о политзанятиях. В некоторых других организациях этот же .вогарос стай шкая ва засе даниях партбюро. Больше стали уделять внимания организации и Проведению политзанятий коман. диры частей и іпоідразделешй. Но для коренного улуічшения -полити ческого просвещения сержантско го и краснофлотского состава едешано да.ліеіко не все. Есть слу чай, когда групповоды 'слабо го товятся к занятиям. По этой при чине в подразделении т. Осипова недавно пришлось занятие пере нести на другой день. Имеет ме сто снятие огДелын-ых слушателей по всяким причинам с занятий, «а что смотрят пока-, «аж /на неизбеж ное явление, хотя это и не так на самом деле. Нам надо добиться такого по ложении, чтобы политзанятия бы ли еще более содержательными и доходчивым», чтобы они были ин тересными, увлекали бы сержантов и краснофлотцев, будили в них жажду эдмний, С этой целью не обходимо больше и лучше рабо тать с Прупповюдами и обратить серьезное внимание на организа ционную сторону деш-а. Камтаи М. КУТЕПОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz