Североморский летчик. 1945, февраль.

] фозр.-лн '1945 г., № 27 (407). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Высокая дисциплина—залог безаварийности ГВАРДИИ МАЙОР А. уйхііш ИЗ ОПЫТА ПАРТИЙНОЙ РАБОТЫ В Н-СКОЙ ГВАРДЕЙСКОЙ ЧАСТИ Ц Первейшим условием выполне- Юцния приказав товарища Сталина ыявляется борьба за повышение li’воинской дисциплины — основы Ібоевой готовности любой части и подразделения. Благод аря креп- щкой дисциплине и высокому воин- мскому мастерству летчики-гвар- идейцы за дето прошлого года , сбили 57 самолетов противника. Л|За боевые заслуги перед Родиной , свыше ста офицеров ѣ сержантов награждены орденами и медалями, весь летный состав заслужил бла- , годарность Верховного Главно. Командующего. ГІолк получил паи- 1 меновая ие «Печенгского». Как партийная организации ' помогала командованию в достн- женин этих успехов, главным об- * разом—в борьбе за повышение й воинской дисциплины1? Когда в часть прибыли молодые 1 летчики, коммунисты предложили j заняться воспитанием молодежи, привить ей уважение к традициям 1 гвардейцев, рассказать об облике I основателя полка — легендарного летчика .Бориса Сафонова.. Начали ■мы это проводить с собрания п ар­ тийного актива. Командир части ]сделал на нем док л ад о воспита- ! нии гвардейцев на боевых сафо- I иовЬких традиция*. Таким образом ! все коммунисты были ориентиро­ ваны—как следует им воспитывать молодежь, и сразу ж е приступили и делу. Коммунисты тт. Голодников и Зап алеяоз процвели с молодыми летчикамя беседы о летной дис­ циплине, Ге^рои Советского Союза.— члены. ВКП(б) тт. Сорокин и Ко- 2 ломиец рассказали о боевых тра- диіцияіх сафоновцев. Беседы и ' встречи бывалых с молодыми до- ‘ поднялись такой формой боспита- і [ ш , как принятие прибывшими гвардейской клятвы. Ставя под- и пись под клятвой, молодой гвар­ деец, только что слушавший стар ­ ших товарищей, первыми подписав. ш и х эту клятву, нанимает полнее { сознавать ответственность перед Родиной, серьезнее относиться к | своему долгу. 'Наконец, после то- 1 го, как молодые воины закаичива- # ли тренировку, им н торжествен- ной обстановке, перед строем все- t г а личного состава, вручались бое- I! івыв машины. При вручении само- летов, по установившейся у нас /т р а д и ц и и , мы проводили митинги, jU на которых молодым летчикам еще раз напоминалась боевая история і | части, высокая честь сражаться в .рядах саіфоповіцев. Но вот молодые гвардейцы всту. ѵ пиля п строй. Н а ия боевом счету ■появились первые сбиггые самоле­ ты, у техников — десятки успеш­ но обеспеченных вылетов.. И вско­ ре отдельные из таких товарищей стали проявлять зазнайство. Хуже , того, кичась первыми успехами, за- бывая при этом о дальнейшей уче- бе, они могли допустить ошибки. ®‘ Так оно и случилось. Получив правительственную награду, коми сомолец Литвиненко быстро охла- д ел к делу. Обслуживаемый само- ' лет он запустил, и инженер дал плохую оценку состоянию матери- ■ альной части. Партийная организация собрала новых орденоносцев па беседу, ко­ торую поручила провести Герою Советского Союза т. Коломяец. Опытный летчик рассказал моло­ дежи., к чему может привести за ­ знайство, как обязан вести себя орденоносец. Собравшиеся крити. ковали комсомольца Литвиненко, самокритично говорили и о себе. Через некоторое время состоялось комсомольское собрание. Доклад на нем «К чему обязывает при­ своение нашей части найме кованая «Печен гс к ой» и учреждение меда- ли «За обороту Советского Запо­ лярья» д ел ал летчик Макарен­ ко, награжденный за участие в боях по освобождению Печеяги. Так строилась политико-воспи­ тательная! работа., которая, благо­ даря своевременному выдвижению новых вопросов, способствовала предупреждению! проступков и происшествий. Конечно, сказать, что мы сд ел а л и все, нельзя., ибо отдельных нарушений в части из­ бежать на удалось. Поатому второй стороной дела должно бы ­ ло явиться быстрое реагирование ■партийной организации на каждый проступок, принятие мер к нару­ шителям ди сцип лин ы. Однажды молодые летчики ком­ мунист Катриіч и комсомолец Вла­ со в прострелили винты своих са­ молетов. Случаи недопустимые:. В подразделении было созвано ком­ сомольское собрание с вопросом;: «Любить оружие и следить за ним, к ак Борис Сафонов». Крепко пого­ ворили комсомольцы на этом соб­ рании, особенно досталось на нем Власову. Вскоре отношение моло­ дежи к боевой технике заметно улучшилось. .Несколько позднее выявились факты, нарушения рад иоле регово- ров в воздухе. Сразу ж е было.про­ ведено партийное собрание о пове­ дении и примерности коммунистов в бою. Н а собрании подвергли рез- Гвардии старший техник-лей- тенант В. Азубков. Он служит в гвардейском полку с момента его основания и является одним из передовых офицеров-техни- ков. Фото А. Юзвенко. кой критике нарушителей Настав­ ления по производству полетов — летчиков Романова « Беляева. К ри ­ тика оказала свое влияние. Д и с ­ циплина коммунистов в бою повы­ силась. В дальнейшем на партий­ ных собраниях подразделений об­ суж дался вопрос «іКак коммунисты выполняют гвардейскую клятву». С докладами выступали команди­ ры подразделений, которые давали оценку действиям партийцев в бою, ориентировали организации ІЖ Л (б) на устранение недостатков. Летчик Глухов, например, систе­ матически отрывался от ведущего. Это приводило к распылению сил в воздухе. Допускали подобные ошибки и другие товарищи.. Тогда в подразделениях состоялись п ар­ тийные собрания с вопросом.: «О дисциплине ведомого в бою». Д о ­ кладчиками на них выступали командиры. Большинство офицеров сделало правильные выводы и с т а ­ ло я ряд передовых гвардейцев. Совсем недавно сержант Шалаев допустил нетактичный поступок по отношению к офицеру Талалаеву. По инициативе партийной орган и- ■ зациии по отношению к Шалаеву были предприняты меры воздейст­ вия и возбуждено перед командо­ ванием ходатайство о лишении Шалаева звания гвардейца. Н о о д ­ новременно выяснилось, что при­ чиной проступка послужило пани­ братство, которое допускали Тала-- лаев К Шалаев по отношению друг к другу. Тогда, но указанию пар­ тийной организации, поведение Ша. лае ва было разобрано на комсо­ мольском собрании, где он получил серьезное предупреждение. С Т а ­ ла л аеаым беседовал парторг части, а позже этот же вопрос был по­ ставлен на обсуждение офицерско. го собрания. Всестороннее воздей­ ствие на носителей панибратства позволило нам выправить недо­ статки во взаимоотношениях _ лич­ ного состава по отношению друг к другу. Вон рос ами повыше ігая д исципл и, ны не раз занималось .и партийное бюро части. Поводом для созыва одного из его заседаний послужила передовая газеты «Североморский летчик» — «Решительно бороться с авариями и поломками». Статья справедливо критиковала летчика нашей части. Тем не менее комму­ нист т. Бокий попытался возражать против нее. Члены бюро дали на­ столько крепко іпонять той. Бокий роль и значение большевистской критики, что в конце .заседания он заявил: «Молод я еще, голова от успехов закружилась, а о казы ­ вается, меня учить надо». Вслед за этим т. Бокий сделал правильный для себя вырод и стал исправлять дотушенную ошибку. Большую помощь командованию в повышении воинской дисциплины оказывают наши активисты. В о с­ новном это авторитетные офицеры, показывающие пример п бою- и повседневной жизни. Такие из них, как тт. Диденко, Коломиец, К ли ­ мов и Петухов, хорошо известны североморским летчикам. Именно эти офицеры составляют тот ко­ стяк, который помогает партийной организации решать вопросы д ал ь­ нейшего повышения дисциплины. ИСПЫТАНИЕ „АЭРОКОБРЫ“ НА ШТОПОР Д олгое время некоторые наши истребители высказывали мнение, что «Аэрокобра» не может выво­ дить из штопора. Такое ж е мнение поддерживал и ряд опытных ' л е т ­ чиков. «Если «К о б р а » вошла в ш то­ пор выбрасывайся с парашю­ том!», — советовали они. Однако ещ е и тогда основная масса наших летчиков считала, что «Аэрокобра» .может свободно вы­ ходить из штопора. Неясны были некоторые особенности, при кото- рььх самолет делает штопор. Д л я того, чтобы выяснить эти особенности, полностью изучить ■причины штоНора,, его последова­ тельность, была выделена группа лучшим североморских истребите, лей—Г ероя Советского Союза к а ­ питаны Рассадкин и Диденко и к а­ питан- Лимяо. Руководил, этой группой инспектор по технике пи­ лотирования каШитан Богданов-. Несколько дней испытывали лет. чнки «Аэрокабру». Подробно изу- ■чиів инструкцию по производству штопоров и имеющийся у нас опыт ■па этому вопросу, а т акж е всесто­ ронне испытан самолет а воздухе, доказали, ч,то на «Аэрокобре» каждый истребитель свободно, по заданию может вводить само­ лет в штопор и пос ле заданного ко- личествіа витков выводить его из штопора. Испытания самолета показа­ ли, что если летчик будет хорошо владеть техникой пилотирования, дл я него штопор яа «Аэрокобре» не представляет особого труда. Сейчас тт. Богданов, Рассадкин, Диденко я Лимио пишут методи­ ческие указании по пилотированию «Аѳрокобры» и составляют в п о ­ мощь летчику памятку по произ­ водству штопора. Направляю в редакцию три выдержки из писем, полученных мною. Надеюсь, что они могут быть опубликованы в вашей газете и представят интерес д л я читателей. Первые две выписки — из писем латышского поэта Ваддиса Лук-са, который прошел с латышской д и ­ визией оі Москвы до Риги и Елгавы (Митава). Третий — отрывок из письма моего сына из Восточной Пруссии, где он сражается с. не­ мецкими захватчиками. Инженер-майор И. П. ШУМАН. ★ ★ ★ L Мы не простим/ < в се эти годы мы думали о ечаст. литых мгнове. ииіЯіх, когда б у ­ дем снова хо. дить по дорогам, освобожденной Родины. И вот мы пришли... Писать о том, что ста­ лось с наш ей Латвией — тяжело... Три года нем ец кое воронье терзало наших людей! Г ром адное большин­ ство населения угнано насильно в Германию. Ранее веселые и оживленные го­ рода и местечки—ныне разрушены и разорены. Если наше 'продвиже­ ние' была стремительным и неожи­ данным для немцев, так что им не удавалось разрушить селения при Латвийский ССР. 6 сентября 1944 г. отходе, то на следующий день эти селения разрушались их дал ьн о­ бойной артиллерией и авиацией. Как будто проклятые пруссаки по­ клялись после себя оставить лишь горы трупов и черную землю! Н е простит ли немцу и на сей раз мир его мерзости и подлости?.. Т акая дума всегда занимала мой мозг, когда я глядел на развалины смоленского 'Кремля, на ««сколько уцелевших труб в В елики я Луках, ва развалины в Р езекне и Даутав- ■пил'се (Двинсік)... Я не знаю, как другие народы, но мы, советские люди, — -ни кровинки, ни слезинки но простим немцуі Н е можем мы простить — изболелась душа от горя и страданий, которые принес­ ли нам- прусские шакалы. 2. Великое горе народа С ейчас нахожусь в К у р : земе, за Митавой. Р а ­ бота, какую вел, з а ­ кончилась. Ж д у п ере­ мен. Зд есь большая нехватка кадров для организации новой жизни. Многих угнал немеіц к себе на каторгу. Я тоже напрасно искал своих братьев в Риге. Среднего брата немцы уби­ ли в ноябре 1941 года только за то, что он мой брат. Старшего —-- угнали на каторгу в Германию. И так. — с тысячами. Это — горе всего нашего народа.. Немцы л о ­ вили людей по улицам, как собам- ники собак, грузили на стоявшие у набережной транспорты д л я уво­ за на каторгуИВа время последне­ го .прямого налета нашей авиации на Ригу у набережной сто ял болъ- Л атв ий ская С С Р . 5 декабря 1944 г. шой транспорт, битком набитый схваченными н-а улицам жителями Риги, Люди, не задумываясь о гро­ зящей им опасности от бомбарди- роівкй, брались за спички и огнем привлекали внимание самолетов: лучше умереть, чем быть угнанным в Германию! Наше наступление на Р и гу для немцев было неожиданным, и п о ­ этому город пострадал незначи­ тельно. Р азрушена половина с т а ­ рого (средневекового) города, взорваны мосты.. Самое отврати­ тельное впечатление оставляет «работа» неміцеп над рижской на­ бережной, похожей сейчас на б е з ­ зубую тетушку. Всю гранитную облицовку ее немец взорвал и сва­ ли л в реку. Н о это — ничто по сравнению с Елгавой (Мита.вой). Там немец распоясался, как истый мясник... 3 . Ненависть ведет нас в Берлин дравствуй, мой мшіый, дТ* ^ дорогой папа;! * Ш р Знаешь ли ты, что заставило меня напи- ^ саггь сегодня пис-ь- мо? Недавно я смот­ рел кинофильм «Зоя®. Я не помню, чтоб какая-либо из всех виденных мною картин -произве­ ла на меня большее впечатле­ ние, чем эта. Очевидно потому, что детство мое, юность и вообще вся жизнь до войны, как две капли, п о ­ хожи на жизнь этой замечательной девуш ки-москвички. Я так же, как и она, родился в Москве. Так ж е первое большое событие, оставшееся у меня в па­ мяти, — была смерть нашего Ильи, ча. Точна так же принимали меня в пионерскую организацию. А в комсомол? Будто подсмотрел ав ­ тор киносценария мою ж изн ь, д а и жизнь сотен и тысяч’ москвичей моего возраста. Помню, как в 1936 году я, вот так ж е с учениками 9 класса своего, стоял у дверей се- ★ Восточная. Пруссия. 7 ноября 1944 г. кретаіря Р К ©Л'КСМ Советского района .Москвы и волновался... А ненависть к фашизму? А за ­ мечательные принципы лю б ая к своей Родине и партия Ленина — Сталина, на основе которьих мы воспитывались?... Нам казалось тогда., что это все «само собой разумеется»: и наша прекрасная, счастливая, свободная Родина, и замечательная б у д ущ ­ ность, и светлые идеалы, за кото­ рые 'борется наша партия, и за к о ­ торые мы, не колеблясь, готовы от. дать все, а если потребуется —- и жизнь. В нашем сознании как-то но укладывалось, что на свете с у ­ щ ествуют какие-то фашисты, кото­ рые грозят уничтожить асе это и превратить мир в свою вотчину, а нас —- в рабов своих. И вот — война... Сейчас ко всем качествам., приобретенным нами, прибавилось еще одно — ж гучая ненависть к немцам. И эта нена­ висть, приведшая нас уж е на тер ­ риторию Германии, приведет нас и в Берлин. В этом я вполне уверен! ★ ★ ПОЩ АДЫ Н ЕМ Ц А М Н Е Б У Д Е Т ! Красная Армия идет в Берлин. Н едалеко Осталось до фашистской столицы. Близок час нашей пол­ ной победы. Он будет одновре­ менно и часом нашей расплаты с немецко-фашистскими извергами. Пусть знают немцы: пощады им не будет. Вершители правосудия)— воины Красной Армии— уж е в .не­ мецкой Померании. Они несут зна­ мя победы, месть врагу. Они дой­ дут до Берлина! Лейтенант Л. АНИСИМОВ. СБОРЫ МЕТЕОРОЛОГОВ Впервые за годы войны были проведены сборы метеорологов. О ! работе метеостанций и іметеороло- I гн.ческсм обслуживании боевой и I учебной работы авиации доложил капитан т. Бадалин, Собравшиеся обменялись опытом метеородогкче. скота обеспечения частей, прора­ ботали ряд методических вопросов. Старший техник-лейтенант Н. СУПРУН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz