Североморский летчик. 1945, февраль.
2 с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к ; 9 февраля 1945 г., № 24 (4.14), У Ч И С Ь НА О П Ы Т Е Б О Е В ! Четверка — крепкая тактическая единица ходе из атаки ушедший вверх Ч Т О ПОКАЗАЛИ ДВА ВОЗДУШНЫХ БОЯ Гвардии старший лейтенант Николай Голод- ц и к о і і — летчик сафоновской школы. Начав воевать сержантом, он продолжительное времи летал ведо мым. «Лучший ведомый части»,— гак именовали Голодникова. Получив солидный опыт боев, т. Голодников был назначай командиром звена. На личном счету ГоЛодііикова 4 сбитых самолета врага. Он из можден двумя орденами 'Красного Знамени и ор деном Красной Звезды. Сейчас гвардии старший лейтенант Николай Голодников учит молодых летчиков, как лучше бить врага. ЕТВЁРДА, как тактическая единица, определилась!) ходе Отечественной войны. Состоящая из двух хороша елетаниых пар, она 'Позволяет свободно маневрировать и взаимодействовать -а бою. Мно гочисленные воздушные сражения, которые провели гвардейцы, очень ярко убедили нас а этом. іВ своей статье я хочу разобрать два воздушных боя, проведенных нами с .превосходящими силами противника. Один —-/ положитель ный, показывающий силу слетан- ной четверкой, другой—отрицатель, ный, характеризующий, к чему ■приводит отсутствие организации и согласованности внутри четвер ки. Первый бой был 28 июля 1944 года при блокировании немецкого аэродрома. Ведущим третьей чет верка я входил а ігругіпу боя, ко- торой командовал Герой Совет ского Союза гвардии 'Капитал Ко- ломиец. Моя четверка по рядѵпрн. чин с вылетом запоздала. Я гірн- j гяі л решение следовать по марш руту к району цеди самостоятель но. На аэродром врага вышел за Облачностью. Не обнаружив своих самолетов, повел труппу и ■пункт сбора, но и там никого на было. ііогдя решил через «окно» в об лачности. находящееся щ юго-за- падной части аіэродрома, ньіійти под облака. При подходе к «ок ну» заметил 4-х «Ме-109». В это рке время гвардии младший лей тегігаиіт Заподрбников передал mo радио «Сзади, выше 2 «мессера». (Решение созрело быстро: не вы пуская из вида верхнюю пару («Мессершмиттош», атаковать -чет- нерку, разбить основной «.кулак» врага. (См. схему №1). После моей атаки одна пара «стодеівятых» ушла под облачность, вторая — горкой, за облака. Последнюю стала преследовать моя вторая па- '!>а—ігваірдии лейтенанты Гредюшко к I Іилюс. Выскочив выше их, я за- ГВАРДИИ СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ Н. ГОЛОДНИКОВ на пего свалился «Ме-109». Выру чил Гредюшко его ведомы,й Ли- JHOC. «Мессершмитт», видя безвы ходное положение, сделал перево рот и, подстаівіиіл «живот» своего самолета под удар нашего летчи ка. ПилЮс не замедлил этим вос пользоваться: немец был сбит. Следя за боем другой своей па ры, я продолжал сближаться с «Ме-і109». Преследуемая мною па ра немцев разделилась. Ведомый переворотом ушел вниз. За ним ■погнался гвардии младший лейте нант Заподобников. Однако я при казал ему не отрываться от меня. Заподобіникоа вернулся. В этот мо мент получилось так, что вся чет верка оказалась сзади меня. Те перь можно быпо атаковать ухо дящего врага и я погнался за ним. Однако осуществить решение по мешал другой «Ме-і109». Враг сза ди снизу пристраивался к Зало - дОбннкову. Сделав правый резкий раізворот, я очутился в хвосте у «стодевятога» н с короткой ди станций дал по нему несколько очередей. Добивать врага при шлось на пикировании. После то го, как я вышел из атаки, ко мне ■пристроились остальные летчики. Отход дамой был нроизведеи орга низованно. ■Как видно из рассказанного, в результате этоіго боя противник "потерял 3 самолета, мы потерь но имели. Почему быша одержана победа? Во-первых, дрались мы, начиная с первого момента боя, ре шительно. Это помогло заівоева.ть инициативу над численно превос ходящим врагом, во-вторых, меж ду действиями пар и в парах (ве дущего « веідомого), была полная согласованность. Во время всего боя мы не отрывались друг от друга, оказывали взаимную вы ручку, строго сохраняли боевой порядок ’четверки и, в-третьих, победе помогло хладнокровие. пошли вверх, чтобы связать боем осталь ных «Мессершмит- тов». Во время набора высоты я заметил од ного. «Ме-109», кото рый пытался атако вать моего ведомого'— летчика Котова. Пре дупредив Котова об опасности и подска. заіа ему маневр, я сделал резкий правый разворот и оказался в хвосте у «стодевято го». После несколь. кИіХ очередей немец кий самолет загорел, с я. Теперь я был со вершенно одиіі—вторая пара неиз вестно почему ушла в сторону, а ведомый во время разворота ото рвался оіт меня. Размышлять дол го но пришлось. На лобовых я был снова атакован «Мессершмиттом». Во время боя на виражах немец пробил плоскость моего самоле та. Однако мне удалось зайти, в хвост врагу и после несс-юльких фигур, сбить его. Этот бой Показывает, что при Отсутствии слетанноісти а четвер ге, взаимной выручки, ее сила пропадает. Значит четверка, как тактическая единица, тогда бывает сильна, когда внутри ее есть пол ная согласованность и слетан ность. Отсюда задача иомамдиров звеньев, чаща всего вылетающих на задания во главе четверок,—от рабатывать это взаимопонимание внутри четвероЫ в процессе боевой учебы. Отработка 'слетанности четверки должна найти в нашей учебно-боевой работа подобающее меісто. метил, что верхняя пара «Ме- ------ “ v,„vwlu л.л<гднѵлуовие, 109» пошла в атаку на Гредюшко ,УаеіР€!НІНІОіС'І'ь летчиков и высокая и ПиіЛіоса. Надо было выручить 'P^t^'HeujfflMHHa. товарищей и дать им возможность закончить до победы начатое пре следование врага. Отбив атаку немцев и преследуя их, я ни на минуту не выпускал ив вида Гре дюшко. Я виідел, каік пара «Мес- сершмиіттов», которую он атако вал, разделилась: ведущий сделал переворот, а ведомый стал наби рать высоту. Гредюшко погнался за ведущим фашистом, нагнал его на пикировании и зажег. При вы- ірадиодисциилина. Обратное получилось в воздуш ном бою, проведенном 15 сентября ,1944 года. (См. схему № 2). Тогда мыі прикрывали торпедные катера, отходящие после удара от Вардэ. ,При подходе к о. Хейня-Сарн об наружили 7 «Ме-109», идущих ікѵрсом на торпедные катера. Пя терку «'Me-ilOO», которая, видимо, имела задачу бить по катерам,, связали боем наши «Киттихауки» ,и пара «Аэрсікабр». Четіверкой мы Sm-to* ' .1 ^Ѵѵ / 7 г # 'Г»'тц>пм»9 г -яи> млн«»*мѵв*ч Схема № 2. Удары нашей авиации па ‘П^ Ш0К!ИЙ ФРОНТ- Свыше 20 с у т к движутся вперед, п ’ 'м,аірша!Лаі Конева. НеустаНнО ведя ожесточенные бон У генерал-полковника ■Крассшского активно помо гает наступающим частям. Бомбардировщики наносят сокрушитель ные. удары по коммуникациям противника. Особенно успешно они иствовали на железнодорожных, станциях, где были взорваны де сятки паровозов и сотни вагонов, в которых немцы пытались эва куироваться наі запад. «Поликарповы-2» появлялись над вражескими аэродромами и выводили ил из строя вместе с находившимися здесь самолетами. Немцы пытались атаковать наши войска с аэродромов, расположен, чьих а районе Бреслау, но наши истребители-бомбардировщики «Яков, левы» блокировали вражеские аэродромы и уничтожали самолеты. Вражеская 'авиации пыталась ударить ,по нашим войскам с возду ха, но встретила сильный отпор со стороны нашей истребительной аівиіации. Только заі един день истребители провел» 16 воздушных боеів и сбили 14 вражеским самолетов, а чисіле которых 11 «Фокке- Вульфов-490» и 3 «МессершмиттанЮЭ». « а одном из аэродромов бы ло уничтожена 8 вражеских самолетов. «Поликарповы-^» не дают покоя немцам и ноічъю. После насту плений! темноты они в е д у т усиленную бомбежку немецких Опорных пунктов. БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ВОЕННОМУ ИМУЩЕСТВУ Среди технического состава и некоторых: руководителей можно иногда услышать разговоры о не- достатке аэродромного оборудо. вания и неразворотливое ги комен данта: «Вот, мол, комендант не обеспечивает ни щитами под вин ты, ни колодками...». Мне кажется дело тут но только в коменданте,' ■сколько а самих; техниках. Ведь за время войны деревянное экеплоа. таіционно-івспоімогате льн ос обору- доіваниеі: щиты, колодки, стре'мян- ки и .прочее ужо делалось іпа не скольку раз на одну машину. Где же сейчас это имущество? На этот воПрос отвечают два факта, 9 января младший сержант Же- лубалин средь белоіго дня взял у коменданта аэродрома щит за граждения от снега и потащил его для растсіпікіи печи. Это видели не которые офицеры, однако, никто из ним не остановил сержанта. Хуже того, есть случаи, коігда аэродром ным оборудованием топят печи в некоторых штабах подразделений. На-днях механик самолета т. Пи ликни! производил ремонт мотора и в іпроцеСсо работы у него унесли СНремянку. Больше этой стремям- ки на стоянке не видели. Сейчас некоторые механики да же не берут ‘вспомогательного оіборудования. — Вещи-то деревянные, сожгут и расплачивайся за них,— рассуж дают они. Придержива.ясь такого 'мнения, механики работают по-іку- стариоіму: на бочках, подставках из досок и т. д. В зиму 1943—44 гг. для Н-ской истребительной ча- /сти были изготовлены 21 сани для транспортировки аэродромных баллонов и аккумуляторов, а че рез несколько месяцев этик саней уже не было. Ия поломали, сожгли to разбросали. Пора бы навести строжайший порядок в учете аэродромного хо зяйства, положить конец растран жириванию военного имущества, а с виновников, небрежно относя щихся к аэродромному оборудова нию или способствующих этому — ■сурово взыскивать. Инженер-майор И. КОВАЛЕВ. КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ Техническая конференция по электротехнике состоялась в ■под разделении т. Осипова. У доски, на схемах участники конференции разобрали всіпросы, связанные с законом Ома, соединением сопро тивлений, магнитаіми, трансформа торами, конденсаторами и др. Оживленно дискуссировались от дельные Bdnpocbi, связанные с практикой. Отличные знания пока зали тт. Сысоров, Денисов, Са вельев, Брязиін и Федяевская, ко торым командир за успехи в учебе об’явил благодарность. Лейтенант А. НОВИКОВ. Почему бомбардировщики НО unuupu? конусу: [ПОВЫСИТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КАЧЕСТВО УЧЕБНО-БОЕВОЙ РАБОТЫ не отстрелялись Схема № 1. Все шло четко и организованно. Летный состав, проработав зада ние, разошелся по самолетам. /Предстояли учебные стрельбы по доніусу. Механики, мотористы и оружейники, несмотря на сильный ветер и мороз, своевременно под готовили машины к вылету. Пер- вая ракета Оповестила о заіпуске моторо®, две следующих—о выле те. Никакой задержки. Взлетает буксировщик конуса, за ним звеньями две пятерки бомбарди ровщиков. Ведущим одной идет ■Герой Советского Союза капитан Р ука,внцын, іведущим другой — Герой Советского Союза капитан ВолыНкин. Отрываясь от земли, самолеты ложатся на круг, при страиваются друг к другу и на правляются в зону стрельб. Такая организация взлета и сбо ра обещала хорошее Проведение всего учебного задания. Оно, ви димо, так бы и прошло, если бы мехаииін но радио старший техник- лейтенант Знаменский серьезно, как подобает офицеру, подошел к выполнению своих служебных обязанностей. Знаменский ’перед вылетоім должен был тщательно осмотреть радиоаппаратуру, устра нить все неполадки. Этого он не сделал ц в .результате в воздухе мгновенно нарушилась двухсто ронняя 'связь. Как выяснилось После, причиной нарушения связи была плохая изоляция проводни ков. Хотя командир самолета-букси- равщика т. Обухов, несмотря «а отсутствие двухсторонней связи пошел а зОну и сделал в ней, со гласно договоренности на разборе, Два галса, хотя летчики вели огонь па -конгусу, задание из-за безответ ственности офицера Знаіменокого было выполнено на 45 процентов. Вся подготовительная раібота лет чиков, труд нескольких десятков техников и младших специали стов, хорошая Организация взлета и сбора пошли, каік говорится, на ■ветер. Случай с офицером Знаменским еще раз убеждает в одной истине: в авиации нет мелочей, работа ■всех;—летчиков, механиков, мото ристов, оружейников, техіническо го состава спецслужбы, работни ков іінтаба всегда должна подчи няться одной цели*—отлично вы полнить задание. Механик по ра дио Знаменский безответственно отнесся к возложенной на него за- даче, и задание летчиками оказа лось выполненным меньше чем н» половину, 'На 3'наіме нек ого н а л о ж е н а д и с ц и п линарное взы скание. Н епонят н а т о л ь к о лин и я парторганизации |И ее р у к о в о д и т е л я т. Силакова: і ОН іи не с о зд а л и о бщ ее твенного «мнения вокруг безответственного отношения к своим обязанностям коммуниста Знаменского, не моби- лизовали личный состав на повы шение качества учебно-боевой ра- боты. 3. КЛЕНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz