Североморский летчик. 1945, февраль.

с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к ; февраля 1945 г., № ЭЗ 41 ПУТЬ К Ш Е Д £ Ш И И Т ЧЕРЕЗ МАСТЕРСТВО Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза товарищ Сталии поставил перед Красной Армией задачу: «...Учить­ ся поенному делу, учиться на­ стойчиво, изучать и совершенстве свое оружие, стать мастерами своего дела и научиться, таким образом, бить врага наверняка». Н'і,иполпня приказ своего любимого вождя и полководца, бойцы, офи­ церы л генералы Красной Армии в суровых боях с немецко-фашист- скіиіми полчищами, в налряже иной учеба совершенствовали свое во­ инской мастерство, учились бить врага .не числом, а умением. Плоды этого боевого совершен­ ствования не замедлили сказаться. Их вскоре почувствовал враг. Особен,но широко и полно ма­ стерство воинов 'Красной Армии проявилось сейчас, а дни ве­ ликого наступления: История .войн не знала операции по разма­ ху и организации подобных .ны­ нешнему наступлению Красной Армии. В этом гигантском насту­ плении, которое по плечу только •нашей Красной Армии, принимают участие мощные танковые, стрел­ ковые, артиллерийские соедине­ ния,, мотопехота, авиация, инже­ нерные войска, ківявистьг. Совет­ ские генералы, офицеры и бойцы показывают примеры настоящей воинской зрелости и умения. В ре­ зультате образцового выполнения стратегических замыслов Верхов­ ного Глаівнокоміандоианил наши войска отре'зали группировку нем­ цев, находящуюся ,в Восточной Пруссии. Глубокий стратегический смысл-, великое .мастерство 'зало­ жены я а той Стремительности, с какой продвигаются ваши войска вперед, -иБерлину;. Успешное наступление Красной Армии еще раз убеждает вас и том, что путь к победе лежит только через мастерство, через воинское умение. Пример героев наступления зовет североморских летчиков к іііовым успехам « ,ре- •шеішви 'лостаівшеніных перед ними, задан. Одной из этих задач яв­ ляется неустанное Совершенство­ вание боевого мастерства. .Вооду­ шевляемые мужеством воинов Красной Армии, ваши летчики прш- ліагают все силы к тому, чтобы полностью использовать дни уче­ бы для совершенствования своей боевой выучки. 'Каждый день вы­ являет все новых И НОВЫЙ отлич­ ников учебы, серьезно готовящих себя к боям fc враігом. Мы можем назвать молодых торпедоносцев тт. Лейчквс, Гу лас, Казакова, истребителей тт. Панкратьева, I’Иванова, Зимина, штурмовиков I тт. Ястребова, Урьева, Усти.ѵ.енко и многая других, которые ваетой- Чіцва и успешно добиваются ма­ стерства в своем деле. Се'годня мы пуібликуем статью руководителя группы опытных 'истребителей—капитана т. Богда­ нова. Недавно эта группа за­ кончила испытание «Аэрокобры» на высший пилотаж и штопор. Они окончательно опровергли мнения! некоторым летчиков, летающих на. «Аэрокобре», насчет того, что она не выходят из штопора,. іВ буду- ■щих боях с врагом ваши истреби­ тели, летающие на «кобре», будут действовать увереннее, наступать смелее, выжимая из машины .все, что она может дать. .Пример истребителей группы т. Богданова указывает путь, по которому должны итти наши лет­ чики к вершинам -мастерства., Этот пример еще раз говорит, что боевая выучка, воинское .ма­ стерство не приходят сами ио себе. Чтобы сделать твердые заключе­ ния по пилоітажіу «сАэрокобры», на­ шим летчикам пришлось прило­ жить немало труда. А ведь так в каждом деле. /Все дается ценой большого труда. Сафонов не ро­ дился мастером короткой уничто­ жающей очереди, Гарбуз не сразу ст'ал торпедоносцем-снайпером, Лавшевков неспервы-х .вылетов укладывал .все бомбьи точно в цель. Мастерства .приходило к ним по­ степенно, через напряженную бое­ вую учебу. . Занимаясь в классе, учась бом­ бить или стрелять на полигоне, северомо,рцы должны помнить: от­ сюда, из учебного класса, с поли­ гона берет 'начало мастерство. Ес­ ли Летчик-бомбардиіроівщий' или штурмовик уложил сегодня все боімбы в «цель», если .истребитель, выполняя упражнение по стрельбе, .изрсініеггил Конус своими пулями,— зиаиит эти товарищи шагнули впе­ ред еще на одну ступень воинско­ го мастерства. Пет сомнения в том, что пример группы 'истребителей, ■ испытывав- ' шніх «АэрокОбру», их настойчв- j воЬ'ты в совершенствовании летно­ го мастерства найдет среди се­ вероморских летчиков достойный оітклик. Воодушевляемые примера­ ми героизма івоинов Красной Ар­ мии, мастерски бьющих врага на фронте от Балтийского моря до Карпат, летчики Северного флота будут добиваться новых успехов в освоении военного дела, в оттачи­ вании своего боевого мастерства. КАПИТАН Д. БОГДАНОВ О РУКАХ умелого и бесстрашного летчика торпёдоно- сец — грозное и эффективное оружие, — часто говорил своим товарищам гвардий младший лейтенант Колбаса.—Учить­ ся у героев-торпедоносцев дерзости, хитрости атак, поглощать все лучшее из их опыта- *—вот что может привести нас, лет- цую молодежь, и боевым успехам. И личным примером в боях с врагом он показал 'силу своего оружия, высокое воинское мастерство. НА СНИМКЕ; комсорг подразделения гвардии младший лейтенант М. Колбаса. Умелому летчику послушен любом самолёт УЧИТЕСЬ УПОРНО,- НАСТОЙЧИВО ОТТАЧИВАЙТЕ БОЕВОЕ МАСТЕРСТВО! Несколько дней группа летчи-' ков испытывала самолет «Аэро- кобра» на высший пилотаж и на ш'топор. Перед нами была по­ ставлена задача еще раз детально, со всеми подробностями выявить поведение самолеіа в воздухе и дать ответ на ряд вопросов, ко­ торые оставались! для нас неяс­ ными. Мы понимали сложность зада­ чи, всю ответственность за ее ус­ пешное решение. В том, что нам удастся всецело «обуздать» «Аэ­ рокобру», до мелочей понять ее «нрав», мы не сомневались. Для этого в наших руках был опыт, примеры отличного пилотирования «кобры» многими североморскими летчиками, многочисленные факты успешного вывода ее из штопора. Ясно, что не счастье, не везенье руководило в таких случаях на­ шими летчиками! Уверенность, что самолет может подчиниться воле пилота, если последний правильно действует, — вот что было отправ­ ным в работе летчиков. Мы должны были полностью раскрыть эти правильные действия при пи­ лотаже «Аэрокобры» и на практи­ ке доказать, ^то не так Страшен чорт, как его малюют, что умело­ му пилоту «Аэрокобра» послушна. Испытание «Аэрокобры» мы ве­ ли постепенно и последовательно. Вначале еще раз изучили имею­ щиеся Наставления по производ­ ству штопора, вспомнили и разоб­ рали все вопросы, касающиеся аэ­ родинамических данных самолета. Сам штопор изучали по элементам. Когда убедились, что «Аэрокобру» можіно нормальна выводить из штопора, — изучили режим его. Теперь большая и трудная рабо­ та по испытанию самолета позади, и мы можем вполне твердо, обос­ нованно сказать: на этом аме­ риканском истребителе можно про­ изводить любые фигуры высшего пилотажа. На нем летчик свобод­ но, по заданию, может вводить са­ молет в штопор и после заданного количества витков выводить его из этого штопора. Почему у некоторых наших лет­ чиков возникала раньше боязнь штопора на «Аэрокобре» и они говорили: «Если «кобра» вошла в штопор — выбрасывайся с па­ рашютом». Ответить на это можно было только так: эти летчи­ ки, столкнувшись с особенностями входа самолета в штопор, а также поведения его во время штопора, не смогли разобраться в них. Што­ пор на. «Аэрокобре» для этих лет­ чиков оставался тайной, и они не предпринимали/ никаких действий, чтобы изучить его. Испытав «Аэрокобру», мы за­ ключили, что штопор на ней не является каким-то «заколдован­ ным кругом». Имея специфику и некоторые «странности», он в то же время содержит в себе опреде­ ленную закономерность. О том, ка­ кова эта закономерность, каково поведение самолета в процессе всего штопора, как выходить из штопора, мы рассказали в Памят­ ке летчику по производству што­ пора, которая на-днях будет ра­ зослана по частям. В этой статье я хочу рассказать лишь об основ­ ных ошибках, которые породили у некоторых летчиков мнение о невозможности выполнения што­ пора на «Аэрокобре». Что это за ошибки? ІВ процессе штопора летчика на­ чинает бросать к бортам и к верху кабины, вырывать из его рук уп­ равление. В результате пилот те­ ряет всякую ориентировку и в неправильной последовательности, вяло и неполно дает рули на вывод. Это, пожалуй, основная ошибка. Кроме того, во время вы­ вода из штопора летчик допускает еще две ошибки. Они влекут за собой ввод самолета в последую­ щий штопор. Первая — летчик слишком долго задерживает ногу в сторону вывода, и вторая — при выводе из пикирования перетяги­ вает ручку. Испытания «Аэрокобры» еще раз убедили нас в том, насколько важ­ но летчику постоянно учиться, со­ вершенствовать свои знания. И как смешно івыглядгіт на фоне этого те товарищи, которые, немного по­ воевав или даже вовсе не имея боевых вылетов, после нескольких недель учебы начинают «задирать» нос и недоброжелательно ворчать: «Мы — боевые летчики, что вы нас ученостями пичкаете...». Л етчик - это прежде всего культурный воин, имеющий в своих руках одно из самых сложных орудий войны- самолет. Летчик обязан учиться, ибо авиация не терпит невежд. Теперь, полностью испытав «Аэ­ рокобру» на высший пилотаж, мы задаем себе вопрос: «Могли ли мы справиться с этой задачей, если бы -О— ТЕХНИКА НЕРЯХ НЕ ТЕРПИТ В подраеделениях, где т. Крав­ ченко, механики самолетов про д о л ­ жительное время работают без стремянок, с неотеплениы'М инстру­ ментом. Есть случаи, когда во вре­ мя ремонта или осмотра мотора техники встают на капот .машины, а оружейники, работая при раск-аі- почевном моторе, садятся на рас­ ширительный бачок жидкостной системы охлаждения. Все это вы­ зывает преждевременный износ материальной части: помятие капо, та, баічка, поломку профиля карка­ са, на котором крепится этот ба­ чок. Отдельные -механики пользу­ ются при ремонте не теми инстру­ ментами, какими положено. Техник 1 т. Пиликин. однажды заворачивал штуцер маслобака не ключей, а с помощью .воротка, и поломал его. Подобное отношение к технике безопасности нетерпимо и нужно т. Кравченко принять меры для скорейшего устранения недостат­ ков.. Старший техник-лейтенант В. АСТАНИН. Летчик-истребитель Л. Олзоев надежно прикрывает своего ве­ дущего в воздушных боях. В воздушных сражениях по осво­ бождению Печенги Л. Олзоев сбил «Мессершмитт-109». —---- -— ф « ----------- не знали как следует машины, не изучили ее особенностей?» и отве­ чаем: «Нет». Через настойчивую, кропотливую учебу, через постоян­ ное стремление узнать новое, при­ менить его в боевой жизни лежит для летчика путь к победе. Мы потрудились над изучением осо­ бенностей пилотирования «Аэро­ кобры» и шире открыли глаза в этом вопросе и себе и другим. Яс­ но, что теперь и в бою от «Аэро­ кобры» мы будем брать больше, чем брали раньше. А разве мало у нас других, не полностью решенных задач по со­ провождению, по точности бомбо­ метания, торпедометания и т. п.? Разве все мы и всегда отлично мо­ жем сопровождать, бомбить и торпедировать? Героическая Красная Армия, на­ ступающая на логово врага вот уже более 20 дней, показывает примеры непревзойденного мастер­ ства. Это мастерство она добыла в боях, отточила в упорной, повсе­ дневной учебе. Наша задача — еще более на­ стойчиво учиться, совершенст­ вовать свое боевое мастерство. Кропотливая учеба поможет нам шире раскрыть глаза на ряд вопро­ сов пилотажа, стрельбы, бомбоме­ тания и торпедометания, недоста­ точно глубокое знание которых парой «связывает» наши РУКН„' уменьшает эффект нашей боевой работы. В будущих решающих бо­ ях с врагом эта учеба окупится с лихвой. пп. РУССКИЙ М а т е р и Склонясь к крыльцу лохматыми ветвями О чем-то ель с соседкой говорит... Плывут молочные туманы над лугами... Спокойна ночь... Природа мирно спит.,. А ты не спишь. Перед тобой картины Моих далеких юношеских дней, Когда с гармошкою я шел на вечерины, Тебя пйзабывая для друзей. Как возвратись с веселого гулянья, И в ночь, и за полночь стуча, бывало, в дверь, Хмельной от сладости любовного свиданья Тревожил сон твой... 1 Ты одна теперь. Слезу стряхнув, ты молвишь: «Слава богу! Сынок окреп. Он на своих ногах 1 Среди других дорог нашел свою дорогу, В неведомых чудесных городах...». Как много лет томительных и долгих Тоскует обо мне родительский порог, Но чистый звон полей моих приволжских Ты веришь—іпозабыть твой сын никак не йог. Люблю мой край, как ты родного сына, Но мне и здесь привольное житье. И Север—тоже мой, он тоже не чужбина, Он тоже, ведь, Отечество мое!.. Н о я приду. И под окном роди мым, Как прежде, постучусь, И ты прильнешь ко мне. И вдруг заплачешь.. И клубастым дымом Труба над крышею запишет в тишине. Что расскажу тебе, еще и сам не знаю, —* Так много видел я в минувшие года, И радость в нашем доме засияет, Чтоб не погаснуть больше никогда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz