Североморский летчик. 1945, февраль.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕ I февраля 101.1 г.. № 27 (40?), ПРИМЕР ГЕРОЕВ НАСТУПЛЕНИЯ ЗОВЕТ Н НОВЫМ УСПЕХАМ гт г« ь £ а в .-а я и ш :sstsraaaaB E g E .'г — ч а д у Красная Армия ударами иеви-1 данной силы раздавила и смяла не- : мѵцкуіо оборону. Советские войска стремительно прошли на запад че­ рез всю Польшу, вышли к Балтии- 1 скому морю и Кенигсбергу в Во- I сточной Пруссии, завершили очи­ щение Домбровского промышлен-! него района и южной части про­ мышленного района немецкой Верх, неіі Силезии, вторглись в Помера­ нию и немецкую провинцию Бран­ денбург и продолжают победоно­ сно продвигаться вперед. Огнем войны об’ято фашистское логово. С изумительным мастерством воины Красной Армии, руководимые с галиискими генералами и марша* лами, и ведомые величайшим пол­ ководцем современности товарищем Сталиным, сокрушают ожесточен­ ное вражеское сопротивление, сме­ тают мощные укрепления и гроз­ ным тараном пробиваются к фа­ шистской столице — Берлину. На всех операциях советских войск лежит печать гения великого Сталина. Во всех победах мы ви­ дим воплощение его мудрых пред­ видений. С первых дней войны товарищ Сталин постоянно требо­ вал от всех бойцов, офицеров, ге­ нералов настойчивого овладения поенным мастерством, требовал неустанного освоения искусства побеждать врага: Выполняя сталинские указания, советские р.оипы, закалившиеся в жестоких боях и ставшие мастерами ведения современной войны, выросли в ту могучую силу, которая ныне изум­ ляет своими подвигами весь мир. Варшава и Краков, Восточная Пруссия, прорыв обороны немцев в районе Мазурских озер, Силезия, Померания... Семимильными шага­ ми идут советские богатыри в фа­ шистский Берлин, по немецкой іемле, громя фашистского зверя и его логове. Близок час нашей полной и окон­ чательной победы над немецко- фашистскими захватчиками! Весь многомиллионный советский народ с восторгом следит за своим дети- шем — Красной Армией и трудо­ выми подвигами подпирает с тыла ее победы. «Сколько осталось до Берлина?» — этим вопросом живут ныне все советские люди. Они ра­ дуются, что все ближе час возмез­ дия, что немецкие изверги отве­ тят за все беды и несчастья, за все муки, за всю кровь, которой они залили Европу. Сегодня нельзя работать и жить иначе, чем с мыслью об историче­ ских событиях на фронте, — от приказа товарища Сталина к при­ казу. Собираясь у репродукторов, получая газеты, североморские летчики, как и все советские лю­ ди, с волнением говорят о своем страстном желании участвовать в великой битве непосредственно — на переднем крае, на немецкой зем­ ле — там, где гитлеровскому нена­ вистному режиму наносятся смер­ тоносные удары. Это чувство очень •.••г.г гѵ= . .т л л ч д а я я в и » я г хорошо выразил вчера гвардеец т. Гредюшко. «После каждого сталинского приказа, — пишет он, — слышишь от товарищей: «Эх, сейчас бы туда!». Мы — воины и это вполне іакониое стремление каждого иі нас. Кто знает, может и нам завт­ ра товарищ Сталин прикажет по­ мочь наступающим войскам... К бою с врагом, к немедленному вы­ лету но первому же приказу, должен быть готов каждый из нас! Для этого мам надо учиться и учиться». Летчики-североморцы видят свои задачи сегодня в том, чтобы завер­ шить очищение северных вод от фашистских подводных пиратов, в неустанном совершенствовании бое­ вого мастерства, в дальнейшем ук­ реплении дисциплины и организо­ ванности. Самоотверженное выпол­ нение этих задач и является кон­ кретным выражением того огром­ ного политического иод’ема, кото­ рый охватил сейчас весь личный состав Военно-Воздушных Сил. Только на этих днях группа лет­ чиков — тт. Богданов, Диденко, Рассадкин и Лимно — завершила важную и сложную работу, кото­ рая поможет поднять еще на одну ступень подготовку летчиков-ист- ребителей, летающих на «Аэрокоб­ ре». С особенной настойчивостью овладевают искусством точной стрельбы летчики тт. Швечков, Зи­ мин, Богданов, Лазарев, Дмитрик. Учатся класть бомбы точно по це­ ли штурмовики тт. Гуляева, Сини­ цына, Смородина и Бондаренко. В классе, в землянке, на полигоне идет боевая учеба, пронизанная од­ ной мыслью: «Если Родина позо­ вет, мы должны быть готовы к бою в любом месте, в любое мгновение. Не терять ни минуты времени. Учиться, учиться и учиться—так, как требует товарищ Сталин!». В боевой учебе и ь боевой рабп* те по очищению Баренцова моря от подводных лодок врага перед личным составом порой возникают трудности. 'Встретились с ними, в частности, летчики т. Андреева, которым доводится бывать в поле­ те над морем значительное время. Но вдохновленные примером героев наступления, одерживающих побе­ ды в тяжелых условиях зимы на территории противника, северо­ морцы стремятся быстрее эти труд­ ности преодолеть и завершить очищение северных советских вод. Добиваться новых успехов в боевой учебе, продолжать еще на­ стойчивее, на основе накопленно­ го боевого опыта, совершенство­ вать военное мастерство, крепить организованность и дисциплину — вот к чему зовет пример героев на­ ступления. И североморские летчи­ ки, следуя этому примеру, должны приложить все силы к тому, что­ бы добиваться с каждым днем все новых и новых успехов в освоении военного дела. На счету лейтенанта Г. Дмитрика 103 боевых вылета, шесть сбитых самолетов противника. Сейчас лейтенант Дмитрик рассказывает молодым летчи­ кам о проведенных воздушных боях, о том, как лучше сбивать немецкие самолеты, как вести сопровождение ударных групп. НА С Н И М К Е : лейтенант Георгий Дмитрик (справа) и его ведомый лейтенант Петр Старков. ЗАМ Е ТК И О СТРЕЛКОВОЙ КУЛЬТУРЕ ЛЕТЧИКА Каждая пуля должна нести смерть врагу Учебным стрельбам штабы на­ ших частей и сами летчики у д е­ ляли и уделяют большое внима­ ние. Не случайно сотни вражеских сам олетов сбили североморские истребители. Но отдельные летчи ­ ки д а сих пор все же считают, что іг без тренировки в стрельбах по ко­ нусу и щитам они смогут драться с врагом. Т акое отношение к стрелковой подготовке в зна,чи- тельной степени рождено плохой организацией занятий. Д о сих пор в отдельны х наших частях нет вдумчивой it серьезной п редполет­ ной подготовки и послеполетного разбора. П редполетн ая подготовка порой заменяется «указаниями», вроде: «ТІолетишь, будеш ь с т р е ­ л ять по конусу». Послеполетный разбор превращают иногда в н а­ качку, наподобие: «Ты стрелял плохо, ты хорошо». Такие «разбо­ ру», конечно, пользы летчикам не дают. Вы л етая на стрельбы , л е т ­ чики порой не знают, какова цель, каков порядок и условия выпол­ нения задачи. А при проверке истребителей т. Швайлах о к а за ­ лось, что летчики не знали ни номера упражнения, ни количества патронов, положенного на с т р е л ь ­ бу, ни того, какой у них на самоле­ те стоит прицел. Спрашивается, как мопли выполнять такие л етчи ­ ки стрельбу? 'Как-то группа истребителей подразделений, где т, Овсянкин, дал а на учебных стрельбах очень низкие показатели. К о гд а стали интересоваться причинами, дело снова уперлось л организацию у.чебы, В части к .воздушной стрельбе относились до последн е­ го времени формально. Некоторые командиры звеньев,' п о д р а зд е л е­ ний, в том числе т. Лапин, счита­ ли, что обучать летчиков с т р е л ь ­ бе — д ел о иішкеперон-вооружен- Ijе в . С) 1 je Iпса стрельб и ггой части йыла явно Завышенной, д а в ал а сь не от числа ігбо она- проведен­ ных стрельб к качественно выпол­ ненным, а от запланированных к проведенным. Количество патронов н а выполнение того или иного упражнения не всегда ограничи­ валось. Д олж ны й контроль за учебными стрельбами в части та к ­ ж е отсутствовал. В результате летчики допускали ряд серьезных ошибок. Вот эта ошибки: аі) рассчитывая на земле стрельбу под одними ракурсами, подходили к конусу под др у ­ гими) и, не изменяя расчетов, вели огонь. В результате попа­ даний не имели. б) во время стрельбы д о п у ­ скали поспешность. З ай д я на Майор Н. Николаев цель, летчики сразу же стара­ лись «отстреляться», не учиты­ вая при этом инерции, сноса с а ­ молета, траектории полета пули. в) летчиками руководили об- маи'ишыо чувства (боязнь столк­ нуться с конусом и неверие в прицел, как в дальномер), про которые, как видно, никто из опытны» истребителей не рас­ сказал. Нам необходимо настойчиво по­ вышать стрелковую культуру л е т ­ чиков. Путь к этому один — серьезнее, вдумчивее заниматься учебной подготовкой. На теорети­ ческих занятиях, в стрелковом тире, во время стрельбы по щиту и по конусу—вот где отшлифовы­ вается будущий воздушный снай­ пер. Н е разбирая во всех деталях, как должна проводиться учебная стрелковая подготовка летчика, остановлюсь лишь на отдельных вопросах боевой учебы. Некоторые товарищи истреби­ тели считают, что заниматься наземной стрелковой подготовкой на дело летчика, его дело—уметь стрелять а воздухе. Правильно: уметь хорошо стрелять в воздухе— главное для летчика. Но в каком ж е случае он будет по-настояще­ му владеть воздушной стрельбой? Только в случае, если подготовит­ ся к ней на земле. Изучение ору­ жия, теории стрельбы—первое, с чего должен начинать летчик. После теоретической подготовки пилот может приступать к стрель­ бам н тире, к тренировкам по при­ целиванию под разными ракурсам» и с различных дистанций. Здесь подчас у нас наблюдается упро­ щенчество. Тиры обязательно должны иметь подвижные уста чтгтгсщ ігт о т и д ям т »— к і т р к т т т т прицелов с силуэтами самолетов для производства прицеливания. З а состояние тира должен отве­ чать офицер. Наземной подготовкой следует заниматься систематически. Осо­ бую заботу здесь необходимо про­ являть командирам подразделений. С положительной стороны в этом отношении следует отметить капи­ тана т. Лимно. Его летчики прохо­ д я т большую теоретическую п о д ­ готовку по воздушной стрельбе, сами строят тренажер дл я опреде­ ления ошибок и угловом упрежде­ нии и ракурсе. По заданию коман­ дира истребители читают о тдел ь­ ные доклады по теории воздушной стрельбы. Во время проведения как индц. « ду ал ьны х , так и групповых вад. ■душных стрельб надо решительно повысить контроль за их исполне­ нием. Нужно полностью восстаяо- пить провозные и показные поло­ ты, в которых проверять не толь­ ко молодых, но (периодически) в старых, опытных летчиков. Как построить маневр для атаки? Как держаться на курсе? Как работать мотором? Как определить дистан­ цию открытия и прекращения ог­ ня, момент выхода из атаки? Эти вопросы должны разбираться командирами во время провозных и показных полетов. Перед разбором полетов коман­ диру обязательно следует просмот. реть результаты стрельбы. На разборе надо ле устраивать «раз­ нос» летчику, а детально расска­ зать ему об ошибках, научить, как их исправить. Неплохо, если на этом разборе будет присутство­ вать буксировщик конуса (если стрельбы были по конусу). Лет­ чик-буксировщик, которым обычно назначается опытный истребитель, іво время стрельбы хорошо видит ошибки молодых пилотов и может дать им немало ценных советов. 'B целях дальнейшего улучшения стрелковой подготовки северомор­ ских летчиков необходимо занять- с» более серьезной и глубокой на­ земной подготовкой (теория стрельбы, организация тиров, по­ стройка учебных силуэтиков для прицеливания и т. д.), следует ор­ ганизовать целеустремленную предварите льну ю пред-полетную подготовку и послеполетные раз­ боры. Надо учить летный состав сложным видам стрельбы (парой, звеном), практиковать ночные стрельбы, учить летчиков пора; жать цель с одной атаки и одной очередью. Командирам следует тщательнее заниматься контроле# вытолнетпт-я упражне&й и бороть- с я против завышения оценок. Наконец, совершенно необходи­ мо привести в порядок все конус­ ное и буксировочное хозяйство. Сейчас наши братья по ору­ жию — воины Красной Армии*—ус­ пешно бьют врата на территориях Германии, Польши, Чехословакия и Венгрии, Отвечая на эти истори­ ческие победы, североморские лет­ чики совершенствуют свое боевое мастерство. Одной из форм совер­ шенствования является повышение стрелковой культуры летчика. По­ этому наведение соответствующего порядка в организации учебных стрельб поможет летчикам ,в буду­ щих боях повысить эффектив­ ность огня. НАН БОРОТЬСЯ С ОТПОТЕВАНИЕМ НОЗЫРЬНА Оледенение козырька и всего самолета) — явление опасное. Оно может повлечь за собой летное происшествие. Н е менее опасно отпотевание козырька, на незначительное время опережаю , щ ее обледенение. Туміанооібраізный налет влаги, появляющийся на фо­ наре, закрывает о т глаз летчика горизонт, и все пространство во­ круг самолета. Отпотевание фонаря происходит по причине резкой смены темпера­ тур, действию которых подвержено стек л о козырька, а т акж е при по­ лете я высокослоистых и высоко­ кучевых облаках. При пробе мотора в холодную по. году на козырьке проступает влага отпотевания. Она вы зывается рез­ кой разностью температур: внут­ ренней — положительной, созд аю ­ щейся внутри кабины от включен­ ного обогрева и присутствия л е т ­ чика, и внешней — отрицательной. Чтобы избежать т а к о го о тп отева­ ния, нужно создаты условия, в ко­ торых козырек н апреле я бы п о с те­ пенно, хотя бы jfo середины р аз­ ности температур. С д ел а ть это нетрудно. П робу я мотор ів хол од­ ную погоду, нужн о держать о ткры ­ тым фонарь иши прщогкрыіть боко­ вые дверцы его. Холодный? воздух, поступающий снаЩужа во внутрь, В связи с похолоданиями и резкими изменениями температур воздуха участились факты отпо­ тевания в полете козырьков фо­ наря. Редакция обратилась к инже­ нер-майору т. Гетьман с прось­ бой рассказать о том, почему происходит такое отпотевание и как предотвращать его. Ниже печатаем статью инженер-майо­ ра т. Гетьман. обезопасит козырек от нагревания изнутри кабины. Знаічительно труднее избежать отпотевания » воздухе, в полете. Зд есь оно происходит по той же причине — из-за разности темпера­ тур, 'возникающих: а) ввиду осо­ бых метеорологических условий (пошет п высокослоистых и высо­ кокучевых облаках, а дожде, н ту­ мане) и б) ввиду физического непо. стоянства воздушной среды (раз­ личная температура воздушных слоев, инверсионные слои, различ­ ная влажность). Для борьбы с отпотеванием, воз­ никающим во время полетов в ту­ мане или ,в облаках, можно приме­ нять антиобледенительную систе. ,му, на некоторых самолетах)—шпри­ цевание спиртом 'внешней поверх­ ности козырька. Шприцевание про. изводится непосредственно из ка­ бины усилиями второго пилота. Основным профилактическим средством борьбы с. отпотеванием дл я в-сех типов самолетов являет­ ся протирание козырька перед вы­ летом чистой ветошью, омоченной в чистом спирте — ректификате, Ни в коем случае для этой цел* нельзя применять бензин и смеси его со спиртом, т. к. после н* испарения на козырьке остается белый, непроницаемый я труд10 удаляемый налет. Л етчи ку нужно знать причины отпотевания и, если не вынуждаем обстановка, всячески избегать условий полета, в которых это от­ потевание может произойти. Если же приходится итти по маршрут где пролегают воздушные массы с разными температурами и влажно­ стью!, отпотевания можно избежав путем периодического открывая®» фонаря,, не допуская резкого тем" пературного перепада между те^' пературойі в кабине и темяерот рой окружающего воздуха*. 0е0 беиио важно это при п о с а д к е . Если летчик и техник бш точно выполнять эти требовай» они избежат отпотевания козыр, ка, или, во всяком случае, ся того, что отпотевание стай*1 меньшей помехой а полете- Инженер-майор П , СВТЬМАН,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz