Североморский летчик. 1945, февраль.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕ I февраля 101.1 г.. № 27 (40?), ПРИМЕР ГЕРОЕВ НАСТУПЛЕНИЯ ЗОВЕТ Н НОВЫМ УСПЕХАМ гт г« ь £ а в .-а я и ш :sstsraaaaB E g E .'г — ч а д у Красная Армия ударами иеви-1 данной силы раздавила и смяла не- : мѵцкуіо оборону. Советские войска стремительно прошли на запад че рез всю Польшу, вышли к Балтии- 1 скому морю и Кенигсбергу в Во- I сточной Пруссии, завершили очи щение Домбровского промышлен-! него района и южной части про мышленного района немецкой Верх, неіі Силезии, вторглись в Помера нию и немецкую провинцию Бран денбург и продолжают победоно сно продвигаться вперед. Огнем войны об’ято фашистское логово. С изумительным мастерством воины Красной Армии, руководимые с галиискими генералами и марша* лами, и ведомые величайшим пол ководцем современности товарищем Сталиным, сокрушают ожесточен ное вражеское сопротивление, сме тают мощные укрепления и гроз ным тараном пробиваются к фа шистской столице — Берлину. На всех операциях советских войск лежит печать гения великого Сталина. Во всех победах мы ви дим воплощение его мудрых пред видений. С первых дней войны товарищ Сталин постоянно требо вал от всех бойцов, офицеров, ге нералов настойчивого овладения поенным мастерством, требовал неустанного освоения искусства побеждать врага: Выполняя сталинские указания, советские р.оипы, закалившиеся в жестоких боях и ставшие мастерами ведения современной войны, выросли в ту могучую силу, которая ныне изум ляет своими подвигами весь мир. Варшава и Краков, Восточная Пруссия, прорыв обороны немцев в районе Мазурских озер, Силезия, Померания... Семимильными шага ми идут советские богатыри в фа шистский Берлин, по немецкой іемле, громя фашистского зверя и его логове. Близок час нашей полной и окон чательной победы над немецко- фашистскими захватчиками! Весь многомиллионный советский народ с восторгом следит за своим дети- шем — Красной Армией и трудо выми подвигами подпирает с тыла ее победы. «Сколько осталось до Берлина?» — этим вопросом живут ныне все советские люди. Они ра дуются, что все ближе час возмез дия, что немецкие изверги отве тят за все беды и несчастья, за все муки, за всю кровь, которой они залили Европу. Сегодня нельзя работать и жить иначе, чем с мыслью об историче ских событиях на фронте, — от приказа товарища Сталина к при казу. Собираясь у репродукторов, получая газеты, североморские летчики, как и все советские лю ди, с волнением говорят о своем страстном желании участвовать в великой битве непосредственно — на переднем крае, на немецкой зем ле — там, где гитлеровскому нена вистному режиму наносятся смер тоносные удары. Это чувство очень •.••г.г гѵ= . .т л л ч д а я я в и » я г хорошо выразил вчера гвардеец т. Гредюшко. «После каждого сталинского приказа, — пишет он, — слышишь от товарищей: «Эх, сейчас бы туда!». Мы — воины и это вполне іакониое стремление каждого иі нас. Кто знает, может и нам завт ра товарищ Сталин прикажет по мочь наступающим войскам... К бою с врагом, к немедленному вы лету но первому же приказу, должен быть готов каждый из нас! Для этого мам надо учиться и учиться». Летчики-североморцы видят свои задачи сегодня в том, чтобы завер шить очищение северных вод от фашистских подводных пиратов, в неустанном совершенствовании бое вого мастерства, в дальнейшем ук реплении дисциплины и организо ванности. Самоотверженное выпол нение этих задач и является кон кретным выражением того огром ного политического иод’ема, кото рый охватил сейчас весь личный состав Военно-Воздушных Сил. Только на этих днях группа лет чиков — тт. Богданов, Диденко, Рассадкин и Лимно — завершила важную и сложную работу, кото рая поможет поднять еще на одну ступень подготовку летчиков-ист- ребителей, летающих на «Аэрокоб ре». С особенной настойчивостью овладевают искусством точной стрельбы летчики тт. Швечков, Зи мин, Богданов, Лазарев, Дмитрик. Учатся класть бомбы точно по це ли штурмовики тт. Гуляева, Сини цына, Смородина и Бондаренко. В классе, в землянке, на полигоне идет боевая учеба, пронизанная од ной мыслью: «Если Родина позо вет, мы должны быть готовы к бою в любом месте, в любое мгновение. Не терять ни минуты времени. Учиться, учиться и учиться—так, как требует товарищ Сталин!». В боевой учебе и ь боевой рабп* те по очищению Баренцова моря от подводных лодок врага перед личным составом порой возникают трудности. 'Встретились с ними, в частности, летчики т. Андреева, которым доводится бывать в поле те над морем значительное время. Но вдохновленные примером героев наступления, одерживающих побе ды в тяжелых условиях зимы на территории противника, северо морцы стремятся быстрее эти труд ности преодолеть и завершить очищение северных советских вод. Добиваться новых успехов в боевой учебе, продолжать еще на стойчивее, на основе накопленно го боевого опыта, совершенство вать военное мастерство, крепить организованность и дисциплину — вот к чему зовет пример героев на ступления. И североморские летчи ки, следуя этому примеру, должны приложить все силы к тому, что бы добиваться с каждым днем все новых и новых успехов в освоении военного дела. На счету лейтенанта Г. Дмитрика 103 боевых вылета, шесть сбитых самолетов противника. Сейчас лейтенант Дмитрик рассказывает молодым летчи кам о проведенных воздушных боях, о том, как лучше сбивать немецкие самолеты, как вести сопровождение ударных групп. НА С Н И М К Е : лейтенант Георгий Дмитрик (справа) и его ведомый лейтенант Петр Старков. ЗАМ Е ТК И О СТРЕЛКОВОЙ КУЛЬТУРЕ ЛЕТЧИКА Каждая пуля должна нести смерть врагу Учебным стрельбам штабы на ших частей и сами летчики у д е ляли и уделяют большое внима ние. Не случайно сотни вражеских сам олетов сбили североморские истребители. Но отдельные летчи ки д а сих пор все же считают, что іг без тренировки в стрельбах по ко нусу и щитам они смогут драться с врагом. Т акое отношение к стрелковой подготовке в зна,чи- тельной степени рождено плохой организацией занятий. Д о сих пор в отдельны х наших частях нет вдумчивой it серьезной п редполет ной подготовки и послеполетного разбора. П редполетн ая подготовка порой заменяется «указаниями», вроде: «ТІолетишь, будеш ь с т р е л ять по конусу». Послеполетный разбор превращают иногда в н а качку, наподобие: «Ты стрелял плохо, ты хорошо». Такие «разбо ру», конечно, пользы летчикам не дают. Вы л етая на стрельбы , л е т чики порой не знают, какова цель, каков порядок и условия выпол нения задачи. А при проверке истребителей т. Швайлах о к а за лось, что летчики не знали ни номера упражнения, ни количества патронов, положенного на с т р е л ь бу, ни того, какой у них на самоле те стоит прицел. Спрашивается, как мопли выполнять такие л етчи ки стрельбу? 'Как-то группа истребителей подразделений, где т, Овсянкин, дал а на учебных стрельбах очень низкие показатели. К о гд а стали интересоваться причинами, дело снова уперлось л организацию у.чебы, В части к .воздушной стрельбе относились до последн е го времени формально. Некоторые командиры звеньев,' п о д р а зд е л е ний, в том числе т. Лапин, счита ли, что обучать летчиков с т р е л ь бе — д ел о иішкеперон-вооружен- Ijе в . С) 1 je Iпса стрельб и ггой части йыла явно Завышенной, д а в ал а сь не от числа ігбо она- проведен ных стрельб к качественно выпол ненным, а от запланированных к проведенным. Количество патронов н а выполнение того или иного упражнения не всегда ограничи валось. Д олж ны й контроль за учебными стрельбами в части та к ж е отсутствовал. В результате летчики допускали ряд серьезных ошибок. Вот эта ошибки: аі) рассчитывая на земле стрельбу под одними ракурсами, подходили к конусу под др у гими) и, не изменяя расчетов, вели огонь. В результате попа даний не имели. б) во время стрельбы д о п у скали поспешность. З ай д я на Майор Н. Николаев цель, летчики сразу же стара лись «отстреляться», не учиты вая при этом инерции, сноса с а молета, траектории полета пули. в) летчиками руководили об- маи'ишыо чувства (боязнь столк нуться с конусом и неверие в прицел, как в дальномер), про которые, как видно, никто из опытны» истребителей не рас сказал. Нам необходимо настойчиво по вышать стрелковую культуру л е т чиков. Путь к этому один — серьезнее, вдумчивее заниматься учебной подготовкой. На теорети ческих занятиях, в стрелковом тире, во время стрельбы по щиту и по конусу—вот где отшлифовы вается будущий воздушный снай пер. Н е разбирая во всех деталях, как должна проводиться учебная стрелковая подготовка летчика, остановлюсь лишь на отдельных вопросах боевой учебы. Некоторые товарищи истреби тели считают, что заниматься наземной стрелковой подготовкой на дело летчика, его дело—уметь стрелять а воздухе. Правильно: уметь хорошо стрелять в воздухе— главное для летчика. Но в каком ж е случае он будет по-настояще му владеть воздушной стрельбой? Только в случае, если подготовит ся к ней на земле. Изучение ору жия, теории стрельбы—первое, с чего должен начинать летчик. После теоретической подготовки пилот может приступать к стрель бам н тире, к тренировкам по при целиванию под разными ракурсам» и с различных дистанций. Здесь подчас у нас наблюдается упро щенчество. Тиры обязательно должны иметь подвижные уста чтгтгсщ ігт о т и д ям т »— к і т р к т т т т прицелов с силуэтами самолетов для производства прицеливания. З а состояние тира должен отве чать офицер. Наземной подготовкой следует заниматься систематически. Осо бую заботу здесь необходимо про являть командирам подразделений. С положительной стороны в этом отношении следует отметить капи тана т. Лимно. Его летчики прохо д я т большую теоретическую п о д готовку по воздушной стрельбе, сами строят тренажер дл я опреде ления ошибок и угловом упрежде нии и ракурсе. По заданию коман дира истребители читают о тдел ь ные доклады по теории воздушной стрельбы. Во время проведения как индц. « ду ал ьны х , так и групповых вад. ■душных стрельб надо решительно повысить контроль за их исполне нием. Нужно полностью восстаяо- пить провозные и показные поло ты, в которых проверять не толь ко молодых, но (периодически) в старых, опытных летчиков. Как построить маневр для атаки? Как держаться на курсе? Как работать мотором? Как определить дистан цию открытия и прекращения ог ня, момент выхода из атаки? Эти вопросы должны разбираться командирами во время провозных и показных полетов. Перед разбором полетов коман диру обязательно следует просмот. реть результаты стрельбы. На разборе надо ле устраивать «раз нос» летчику, а детально расска зать ему об ошибках, научить, как их исправить. Неплохо, если на этом разборе будет присутство вать буксировщик конуса (если стрельбы были по конусу). Лет чик-буксировщик, которым обычно назначается опытный истребитель, іво время стрельбы хорошо видит ошибки молодых пилотов и может дать им немало ценных советов. 'B целях дальнейшего улучшения стрелковой подготовки северомор ских летчиков необходимо занять- с» более серьезной и глубокой на земной подготовкой (теория стрельбы, организация тиров, по стройка учебных силуэтиков для прицеливания и т. д.), следует ор ганизовать целеустремленную предварите льну ю пред-полетную подготовку и послеполетные раз боры. Надо учить летный состав сложным видам стрельбы (парой, звеном), практиковать ночные стрельбы, учить летчиков пора; жать цель с одной атаки и одной очередью. Командирам следует тщательнее заниматься контроле# вытолнетпт-я упражне&й и бороть- с я против завышения оценок. Наконец, совершенно необходи мо привести в порядок все конус ное и буксировочное хозяйство. Сейчас наши братья по ору жию — воины Красной Армии*—ус пешно бьют врата на территориях Германии, Польши, Чехословакия и Венгрии, Отвечая на эти истори ческие победы, североморские лет чики совершенствуют свое боевое мастерство. Одной из форм совер шенствования является повышение стрелковой культуры летчика. По этому наведение соответствующего порядка в организации учебных стрельб поможет летчикам ,в буду щих боях повысить эффектив ность огня. НАН БОРОТЬСЯ С ОТПОТЕВАНИЕМ НОЗЫРЬНА Оледенение козырька и всего самолета) — явление опасное. Оно может повлечь за собой летное происшествие. Н е менее опасно отпотевание козырька, на незначительное время опережаю , щ ее обледенение. Туміанооібраізный налет влаги, появляющийся на фо наре, закрывает о т глаз летчика горизонт, и все пространство во круг самолета. Отпотевание фонаря происходит по причине резкой смены темпера тур, действию которых подвержено стек л о козырька, а т акж е при по лете я высокослоистых и высоко кучевых облаках. При пробе мотора в холодную по. году на козырьке проступает влага отпотевания. Она вы зывается рез кой разностью температур: внут ренней — положительной, созд аю щейся внутри кабины от включен ного обогрева и присутствия л е т чика, и внешней — отрицательной. Чтобы избежать т а к о го о тп отева ния, нужно создаты условия, в ко торых козырек н апреле я бы п о с те пенно, хотя бы jfo середины р аз ности температур. С д ел а ть это нетрудно. П робу я мотор ів хол од ную погоду, нужн о держать о ткры тым фонарь иши прщогкрыіть боко вые дверцы его. Холодный? воздух, поступающий снаЩужа во внутрь, В связи с похолоданиями и резкими изменениями температур воздуха участились факты отпо тевания в полете козырьков фо наря. Редакция обратилась к инже нер-майору т. Гетьман с прось бой рассказать о том, почему происходит такое отпотевание и как предотвращать его. Ниже печатаем статью инженер-майо ра т. Гетьман. обезопасит козырек от нагревания изнутри кабины. Знаічительно труднее избежать отпотевания » воздухе, в полете. Зд есь оно происходит по той же причине — из-за разности темпера тур, 'возникающих: а) ввиду осо бых метеорологических условий (пошет п высокослоистых и высо кокучевых облаках, а дожде, н ту мане) и б) ввиду физического непо. стоянства воздушной среды (раз личная температура воздушных слоев, инверсионные слои, различ ная влажность). Для борьбы с отпотеванием, воз никающим во время полетов в ту мане или ,в облаках, можно приме нять антиобледенительную систе. ,му, на некоторых самолетах)—шпри цевание спиртом 'внешней поверх ности козырька. Шприцевание про. изводится непосредственно из ка бины усилиями второго пилота. Основным профилактическим средством борьбы с. отпотеванием дл я в-сех типов самолетов являет ся протирание козырька перед вы летом чистой ветошью, омоченной в чистом спирте — ректификате, Ни в коем случае для этой цел* нельзя применять бензин и смеси его со спиртом, т. к. после н* испарения на козырьке остается белый, непроницаемый я труд10 удаляемый налет. Л етчи ку нужно знать причины отпотевания и, если не вынуждаем обстановка, всячески избегать условий полета, в которых это от потевание может произойти. Если же приходится итти по маршрут где пролегают воздушные массы с разными температурами и влажно стью!, отпотевания можно избежав путем периодического открывая®» фонаря,, не допуская резкого тем" пературного перепада между те^' пературойі в кабине и темяерот рой окружающего воздуха*. 0е0 беиио важно это при п о с а д к е . Если летчик и техник бш точно выполнять эти требовай» они избежат отпотевания козыр, ка, или, во всяком случае, ся того, что отпотевание стай*1 меньшей помехой а полете- Инженер-майор П , СВТЬМАН,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz