Североморский летчик. 1945, февраль.

С ЕВЕ РОМО РСКИЙ Л Е Т ЧИ К февраля 191е: Р., ШШ (Щ : Авиация против подводных лодок .На морских театрах Отечествен­ ной войны за последние месяцы гвдотаошли большие изменения. В большинстве районов немецкий надвод-ный флот почти полностью вытеснен ив -прифронтовой зоны. Ней реже появляется лад нашими -морскими іиутяімііі и авиация іпро- ■пйаниіка. Наши старые и вновь проложенные морские коммуника­ ции бесперебойна питают продви- нурциеся оперед войска, базы флота и ос’вобажден'и'Ыв районы. ОдінаксІ .никогда нельзя забы­ вать, чщ ,мы воюем с опытным и коварным віраігом, который не оста­ навливается ни перед чем, чтобы нашести нам ущерб, где это толь­ ко возможно. Не будучи в состоя­ нии нарушить движение на наіших морских коммуникация1* силами надводного флота и авиации, не­ мецкое командование пытается .воздействовать на наши морские перевозки подводными лодками. Борьба с ними представляет сей­ час одну мз важных задач нашего флота и -в частности морской авиа­ ции. Зада/чіа состоит! >в том, чтобы, со­ вершенно очиститы советские воды от немецких подводных пиратов. ,В .решении этой задачи . огромную роль, предстоит сыіграть морским летчикам. Непрерывна совершен­ ствуя) методы поиска и) атаки под- водных лодок, они обязаны-вместе с .моряками добиться) такого поло­ жения, чтобы была исключена даь же возможность атаік подводными лодками противника» наших кораб­ лей и транспортов. Чтобы действия аівиации против .подвойных лодок были наиболее эффективными, необходимо всю противолодочную обопону прони­ зать духом высокой боевой актив­ ности. Практически это значит — включить и борьбу с подводными лодками как можно большие1силы, непрерывно- аік^шшиізишвать поиск подводных -кораблей противника ,н*і только в районах, через кото­ рые непосредственна проходят іиа- шц коммуникации, но и там, где ьражескио подводные лодки про- шводягг зарядку, получают ЧЗоепііг тание :ц горючее, развертываются д л я вывода к нашим морским пу­ тям. Многие подразделений! ашации Оверного, Балтийского и Черно­ морского флоггОи за годы войны накопили значительный опыт борь. бы с Іпод-воідінымін .лодкаіміи. Этот <лпы;т свидетельствует.прежде все­ го о том., что успешный поиск и даака подводного корабля немыі- слиміы без серьезной предварю- тельной подготовки и специальной тренировки экіиіпажа, тщательной лтішчѵщт*тт- 4 fa & c /h U ^‘І^ ^ Ш И А Ц И И 1 Двухмоторный геликоптер В США разра­ батывается кон­ струкция двухро­ торного геликоп­ тера, оборудован­ ного реактивным двигателем. Такой геликоптер будет обладать значи­ тельным потолком и скоростью около 480 км. час. Гру­ зоподъемность ма­ шины — два чело­ века экипажа н четыре 90 кг. глу­ бинных бомбы. В случае выхода из строя одного ротора, второй ро­ тор обеспечит по­ лет геликоптера, .Попюляр Меканнкс*. Тренировка пилотом на велосипедах Курсанты одной из канадских воен- но - воздушных школ тренируются строевым перест­ роениям на вело­ сипедах, снабж ен ­ ных крыльями, ук­ репленными над Гидросамолет без поплавков рулем и миниатюр­ ным хвостовым оперением над зад­ ним колесом. О бу ­ чающиеся подраз­ деляются на две группы по шесть велосипедистов в каждои и трени­ руются в приеме сигналов и раз­ личным видам по­ строений, приня­ тым в авиации. .Попюляр Механике*. В США спроек­ тирован гидроса­ молет, н е имею ­ щий крыльевыхпо- плавков. Плоскос­ ти этого самолета приблизительно в центральной точке имеют изгиб, на­ поминающий сог­ нутые в локтях ру­ ки. Опорой при посадке самолета служат нижние точки этих изги­ бов. Такая кон­ струкция придает большую устойчи­ вость машине на воде и не вызы­ вает повышения сопротивления в полете. .Попюляр Сайвис*. Передовая газеты «Красный Ф л от » іа 31 января 1945 г. организации боевой работы, fie.ij исключительной -настойчивости » доеті;й5исии яоставлеі 11 юй цели. Развертывая борьбу с. подвод­ ными лодками врага, каждый командир авиационного подразде­ лении обязан учитывать тактико- технические особенности этих ко.- раблей. Организация поиска и уничтожении лодок значительно сложнее, чем атака любого тран­ спорта ш и каравана транспортов. Подводную лодку, 'находящуюся даже в надводном положении, труднее обнаружить с воздуха и труднее поразить. Надо настойчи­ ва учить летный состав методам атаки с хода, требовать отличного знания силуэтов и тактических данных подводных лодок против­ ника, а также всех характерных ’признаков, по которым их можно обнаружить с -воздуха. Большую помощь в этом могѵт оказать командиру бывалые воздушные .воины. Организуя обмен опытом, внедряя в практику наиболее оправдавшие сёбя методы поиска и атаки, систематически тренируя летмиіков на полигоне, командир подразделения сумеет а короткий срок 'научить весь летный состав искусству борьбы с подводными, лодками п море. За годы войны немцы ввели а тактику и технику своего подвод­ ного оружия ряд новшеств. Одна­ ко при) надлежащей теоретической подготовке и достаточной натрени­ рованности летчик имеет возмож­ ности обнаружить подводного про­ тивника по бурунчику или блеску линзы перископа, воздушным пу­ зырям, кильватерному следу, изме­ нению цвета воды от работающих виінтов, воронке, образующейся поело погружения лодки, и точно выйти ■!) атаку. И если экиПаж ре­ шите;! ьно, на теряя ни секунды, применит Пропив лодки все ору­ жие, которой имеется .да самолете, он почти .вееігда добьется победы. Борьба с .подводными кораблями противника требует от всего лет­ ного состава большой настойчиво­ сти и постоянной готовности к использованию оружия. Экипаж может десятки раз вылетать на поиск подводных лодок и не обна­ руживать! их, а потом встретить вражескую Лодку в самом неожи­ данном месте. Настойчивость тре­ буется и п ходе преследования не в .меньшей степени, чем умение правильна использовать обстанов­ ку. 'Немцы Прибегают ка многим ухищрениям, чтобы ввести в за­ блуждение летчика, преследующе. го подводную лодку. После -пер­ вых же атак они нередко откры­ вают масляные или соляровые с-и- сте-рны, выбрасывают на поверх­ ность предметы личного обихода команды, чтобы создать впечатле­ ние, что подводная Лодка уже по­ ражена. По)этому нельзя уходить от цели, пока нет -полной уверен­ ности, что враг уничтожен. Многое здесь зависит от органи­ зации боевой работы в под.раізде- лении. Для уничтожения обнару­ женной лодки не следует бояться «далишнего» расходования сил, пренебрегать возможностью по­ слать еще один — дв-а -самолета, чтобы добиться успеха наверняка. Иэвес'тен случай, когда для унич­ тожения вражеской подводной лодки, пытавшейся осенью прош­ лого года атаковать наш корабль на Севере, потребовалось почти Двухсуточное 'преследование ее ко­ раблями и авиацией. Сейчас над нашими коммуника­ циями нередко патрулируют само­ леты-истребители. Они не всегда имеют -возможность сами атако­ вать обнаруженную лодку и нане­ сти ей существенные поврежде­ ния. Следовательно, целесообразно д специальна для этого выделен­ ных подразделениях и частях иметь дежурные звенья, готовые по первому радиовызову вылететь с соответствующими средствами на уничтожение немецких -подвод­ ных кораблей. Боевая практика показывает, что против подводных лодок мож­ но успешно применять все виды авиация—от истребителей до бом­ бардировщиков. Отсюда следует, что тренировка в пояске и пресле­ довании подіводныіх лодок необхо­ дима не только в специальных подразделениях, выделенных для противолодочной обороны, по и во всех -частях морской авиации. В этой учебе особое внимание надо уделять отработке атак с хода, обеспечивающих, при -наличии над­ лежащих навыков, уничтожение подводной лодки .внезапным уда­ рам. Большинства подводных ло­ док врага, уничтоженных! пашей авиацией, было потоплено именно атаками с хода-. Важным условием успеха дей­ ствий авиации против поідводн-ых лодок является настойчивое совер. шенство.ваіние взаимодействии с а ­ молетов с кораблями флота. Вза­ имное предупреждение о появле­ нии -вражеских подводных лодок, наведение на цель, совместное преследование до решительного результата-—вот основные формы взаимодействия авиации -и к о ­ раблей в борьбе с. подводным п-роі- тивтсиком. Осваивая -накопленный опыт борьбы с подводными лодками, непрерывно улучшая организацию и тактику их поиска и атаки, рас­ ширяя районы и масштабы этой борьбы, с привлечением к ней всех видов морской авиации, летчики нашего флота должны ©месте с моряками кораблей навсегда очи­ стить наши воды от фашистских подводных пиратов. 1 Старший техник по вооружению В. Кравченко и механик по вооружении^ Воронин за проверкой пулеметов самолета. ЗШТРОГУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ. |М УЧЕБНЫХ ПОЛЕТОВ „САМОЛЕТЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТОЛЬКО \Ѵ ОДИН ХОЗЯИН Недѵвно мне пришлоісь слышать разговор между летчиками. Один из истребителей жаловался на свою судьбу. Летчик .говорил о командире который, видимо, про­ верял -в 'тот день еіга технику пи­ лотирования. — Сидишь, как скованный. То делай, это делай. А мне кажется, проверяющий неправ. Я лично не там бы- и взлетал и сажал машину. И потом почему это (летчик назвал фамилию командира звена) знает больше меня? Ведь мы с ним вме­ сте із училище занимались, на фронте почти в одних боях участ­ вовали... 'Пройти .мимо такого разговора было нельзя. Во-первых, летчик критиковал действия командира, во-вторых, высказывал Очень опас­ ные мысли: сегодня он только говорит о том, что проверяющий неправильно указывает ем у на по­ ведение в во-здухе, а завтра поле­ тит и вмешается в управление са.- молетом. Разговоры о том, что «Нас вме­ сто и одному учили, мы сами с «усамиі», я не хуже другого летаю и не меньше знаю-», — приходилось слышать от некоторых летчиков и ранее. Они -всегда вызывали трево. ту. Почему? Ответ На этот вопрос не трудно найти, разобрав следую, іщиій небезызвестный факт. Летчик іПопок получил задание облетать вышедший из ремонта самолет. В маішину 'вместе с т. Попок сел к а­ питан Калейников. Оба эти това­ рища опытные летчики. Они. пре­ красно знали Настаівіление, однако, кто из них командир «а самолете— на было установлено. -На посадке машину потянуло в сторону. П о­ пом начал выравнивать самолет. Он решил посадить е-го и, видимо, посадил бы нормально, если бы не вмешался в управление 'Келейни­ ков. Видя, что посадка протекает не совсем гладко и заключив, что он опытнее, Калейников принял самостоятельное решение — и.тти на второй круг. Летчик Кале.йни- ков проявил недисциплинирован­ ность и нарушил закон, по которо­ му в воздухе на самолете всегда должен быть один хозяин. Случай этот лучше всяких слов убеждает нас в необходимости на . самолете строго выполнять едино, иаічалие и дает ответ, к -чему мо­ гут привести разговоры отдельных летчиков насчет того, что я не- xyже проверяющего командира са. моле.та могу управлять машиной. ■ Быть в воздухе хозяином ма­ шины-, едіиноняічальником — боль­ шое и ответственное дело. 'Коман­ диры, Проверяющие и инспекти­ рующие, обязаны подходить к этому делу со -всей серьезностью. Ни в коем случае нельзя передо­ верять управление машиной, ос­ лаблять а воздухе внимание. К че­ му подобное может привести, гово. рит и случай с летчиком. Пана- с е м о . Недавно в а время темиоіты ему пришлось производить -посад­ ку на воду. Это очень ответствен­ ный момент. Однако Паяасенко передал управление машиной вто­ рому пилоту, а затем, в процессе -посадки, вмешался в его функции. Летному составу еще и еаце раз хочется напомнить: на самолете в воздухе должен быть один хо­ зяин. Те товарищи., которые .пы­ таются вмеишв'аггьоя во время по­ лета в функции командира, ин­ спектирующего, проявляют недис- ■Гришинроваиность, доілускают грубую ошибку, которая кончает­ ся часто очень -плачевно. Чтобы избежать подобного, необходимо одно — быть дисциплинированным, Строго выполняя следующие пунк­ ты «НіПП-38»: «Ни один полет на двухместном и многоместном самолете не мо­ жет начаться без того, чтобы все­ му составу экипажа не было со­ вершенно точно известно, кто яв­ ляется командиром экипажа». «Командиром экипажа на само­ лете является: а) при постоянном составе эки­ пажа;—лицо иіз числа летного со­ става, утвержденное приказом по части; б) при временном составе эки­ пажа1—лицо Йэ числа летного со­ става по назначению командира (начальника)., дающего задание на полет; в) при учебных полетах ин­ структор (обучающий или коитрок лйрующиій)-». Майор А. АДИ ИСКОВ. ИВАН РУССКИЙ Помнишь, товарищ?., ч К У Там, где длится девять месяцев зима, Где видны лишь солки мшистые кругом, Где полгода—круглый день, полгода—тьма, — Есть у нас Большой аэродром. Там четыре года, братцы, жили мы, Сами строили жилища мы в земле, Здесь, бывало, песни слушая зимы, Всей семьею тоісковали о тепле. Жил»—не тужили ни о чем, Не вели подсчета месяцам И нелетным заполярным днем Сам Сафонов заходил частенько к нам. То-то были те минуты хороши!. Долго тех бесед никто забыть не мог: Те беседы — утешенье для души И для будущих боев большой урок. Если в небе не бывало облаков — Провожали мы в полет своих друзей, Или под бомбежкою врагов, Втискивались где|-то меж камней... В глубь истории уйдут те времена, Но когда-нибудь на волжских берегах, Вспомню я семьи крылатой имена, Пережитые и радости и страх. Как гаод яркою полярною звездой, Где лишь сопки бездорожные видны, На краю земли суровой, но родной Заливали мы огнем п ож ар войны. Если нас сведут дороги мирных лет, Пусть не спрашивают нас, за что мы пьем; А тому, кто спросит, дружно мы в ответ О, Сафонове, о Сгнбневе споем,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz