Североморский летчик. 1945, февраль.
С ЕВЕ РОМО РСКИЙ Л Е Т ЧИ К февраля 191е: Р., ШШ (Щ : Авиация против подводных лодок .На морских театрах Отечествен ной войны за последние месяцы гвдотаошли большие изменения. В большинстве районов немецкий надвод-ный флот почти полностью вытеснен ив -прифронтовой зоны. Ней реже появляется лад нашими -морскими іиутяімііі и авиация іпро- ■пйаниіка. Наши старые и вновь проложенные морские коммуника ции бесперебойна питают продви- нурциеся оперед войска, базы флота и ос’вобажден'и'Ыв районы. ОдінаксІ .никогда нельзя забы вать, чщ ,мы воюем с опытным и коварным віраігом, который не оста навливается ни перед чем, чтобы нашести нам ущерб, где это толь ко возможно. Не будучи в состоя нии нарушить движение на наіших морских коммуникация1* силами надводного флота и авиации, не мецкое командование пытается .воздействовать на наши морские перевозки подводными лодками. Борьба с ними представляет сей час одну мз важных задач нашего флота и -в частности морской авиа ции. Зада/чіа состоит! >в том, чтобы, со вершенно очиститы советские воды от немецких подводных пиратов. ,В .решении этой задачи . огромную роль, предстоит сыіграть морским летчикам. Непрерывна совершен ствуя) методы поиска и) атаки под- водных лодок, они обязаны-вместе с .моряками добиться) такого поло жения, чтобы была исключена даь же возможность атаік подводными лодками противника» наших кораб лей и транспортов. Чтобы действия аівиации против .подвойных лодок были наиболее эффективными, необходимо всю противолодочную обопону прони зать духом высокой боевой актив ности. Практически это значит — включить и борьбу с подводными лодками как можно большие1силы, непрерывно- аік^шшиізишвать поиск подводных -кораблей противника ,н*і только в районах, через кото рые непосредственна проходят іиа- шц коммуникации, но и там, где ьражескио подводные лодки про- шводягг зарядку, получают ЧЗоепііг тание :ц горючее, развертываются д л я вывода к нашим морским пу тям. Многие подразделений! ашации Оверного, Балтийского и Черно морского флоггОи за годы войны накопили значительный опыт борь. бы с Іпод-воідінымін .лодкаіміи. Этот <лпы;т свидетельствует.прежде все го о том., что успешный поиск и даака подводного корабля немыі- слиміы без серьезной предварю- тельной подготовки и специальной тренировки экіиіпажа, тщательной лтішчѵщт*тт- 4 fa & c /h U ^‘І^ ^ Ш И А Ц И И 1 Двухмоторный геликоптер В США разра батывается кон струкция двухро торного геликоп тера, оборудован ного реактивным двигателем. Такой геликоптер будет обладать значи тельным потолком и скоростью около 480 км. час. Гру зоподъемность ма шины — два чело века экипажа н четыре 90 кг. глу бинных бомбы. В случае выхода из строя одного ротора, второй ро тор обеспечит по лет геликоптера, .Попюляр Меканнкс*. Тренировка пилотом на велосипедах Курсанты одной из канадских воен- но - воздушных школ тренируются строевым перест роениям на вело сипедах, снабж ен ных крыльями, ук репленными над Гидросамолет без поплавков рулем и миниатюр ным хвостовым оперением над зад ним колесом. О бу чающиеся подраз деляются на две группы по шесть велосипедистов в каждои и трени руются в приеме сигналов и раз личным видам по строений, приня тым в авиации. .Попюляр Механике*. В США спроек тирован гидроса молет, н е имею щий крыльевыхпо- плавков. Плоскос ти этого самолета приблизительно в центральной точке имеют изгиб, на поминающий сог нутые в локтях ру ки. Опорой при посадке самолета служат нижние точки этих изги бов. Такая кон струкция придает большую устойчи вость машине на воде и не вызы вает повышения сопротивления в полете. .Попюляр Сайвис*. Передовая газеты «Красный Ф л от » іа 31 января 1945 г. организации боевой работы, fie.ij исключительной -настойчивости » доеті;й5исии яоставлеі 11 юй цели. Развертывая борьбу с. подвод ными лодками врага, каждый командир авиационного подразде лении обязан учитывать тактико- технические особенности этих ко.- раблей. Организация поиска и уничтожении лодок значительно сложнее, чем атака любого тран спорта ш и каравана транспортов. Подводную лодку, 'находящуюся даже в надводном положении, труднее обнаружить с воздуха и труднее поразить. Надо настойчи ва учить летный состав методам атаки с хода, требовать отличного знания силуэтов и тактических данных подводных лодок против ника, а также всех характерных ’признаков, по которым их можно обнаружить с -воздуха. Большую помощь в этом могѵт оказать командиру бывалые воздушные .воины. Организуя обмен опытом, внедряя в практику наиболее оправдавшие сёбя методы поиска и атаки, систематически тренируя летмиіков на полигоне, командир подразделения сумеет а короткий срок 'научить весь летный состав искусству борьбы с подводными, лодками п море. За годы войны немцы ввели а тактику и технику своего подвод ного оружия ряд новшеств. Одна ко при) надлежащей теоретической подготовке и достаточной натрени рованности летчик имеет возмож ности обнаружить подводного про тивника по бурунчику или блеску линзы перископа, воздушным пу зырям, кильватерному следу, изме нению цвета воды от работающих виінтов, воронке, образующейся поело погружения лодки, и точно выйти ■!) атаку. И если экиПаж ре шите;! ьно, на теряя ни секунды, применит Пропив лодки все ору жие, которой имеется .да самолете, он почти .вееігда добьется победы. Борьба с .подводными кораблями противника требует от всего лет ного состава большой настойчиво сти и постоянной готовности к использованию оружия. Экипаж может десятки раз вылетать на поиск подводных лодок и не обна руживать! их, а потом встретить вражескую Лодку в самом неожи данном месте. Настойчивость тре буется и п ходе преследования не в .меньшей степени, чем умение правильна использовать обстанов ку. 'Немцы Прибегают ка многим ухищрениям, чтобы ввести в за блуждение летчика, преследующе. го подводную лодку. После -пер вых же атак они нередко откры вают масляные или соляровые с-и- сте-рны, выбрасывают на поверх ность предметы личного обихода команды, чтобы создать впечатле ние, что подводная Лодка уже по ражена. По)этому нельзя уходить от цели, пока нет -полной уверен ности, что враг уничтожен. Многое здесь зависит от органи зации боевой работы в под.раізде- лении. Для уничтожения обнару женной лодки не следует бояться «далишнего» расходования сил, пренебрегать возможностью по слать еще один — дв-а -самолета, чтобы добиться успеха наверняка. Иэвес'тен случай, когда для унич тожения вражеской подводной лодки, пытавшейся осенью прош лого года атаковать наш корабль на Севере, потребовалось почти Двухсуточное 'преследование ее ко раблями и авиацией. Сейчас над нашими коммуника циями нередко патрулируют само леты-истребители. Они не всегда имеют -возможность сами атако вать обнаруженную лодку и нане сти ей существенные поврежде ния. Следовательно, целесообразно д специальна для этого выделен ных подразделениях и частях иметь дежурные звенья, готовые по первому радиовызову вылететь с соответствующими средствами на уничтожение немецких -подвод ных кораблей. Боевая практика показывает, что против подводных лодок мож но успешно применять все виды авиация—от истребителей до бом бардировщиков. Отсюда следует, что тренировка в пояске и пресле довании подіводныіх лодок необхо дима не только в специальных подразделениях, выделенных для противолодочной обороны, по и во всех -частях морской авиации. В этой учебе особое внимание надо уделять отработке атак с хода, обеспечивающих, при -наличии над лежащих навыков, уничтожение подводной лодки .внезапным уда рам. Большинства подводных ло док врага, уничтоженных! пашей авиацией, было потоплено именно атаками с хода-. Важным условием успеха дей ствий авиации против поідводн-ых лодок является настойчивое совер. шенство.ваіние взаимодействии с а молетов с кораблями флота. Вза имное предупреждение о появле нии -вражеских подводных лодок, наведение на цель, совместное преследование до решительного результата-—вот основные формы взаимодействия авиации -и к о раблей в борьбе с. подводным п-роі- тивтсиком. Осваивая -накопленный опыт борьбы с подводными лодками, непрерывно улучшая организацию и тактику их поиска и атаки, рас ширяя районы и масштабы этой борьбы, с привлечением к ней всех видов морской авиации, летчики нашего флота должны ©месте с моряками кораблей навсегда очи стить наши воды от фашистских подводных пиратов. 1 Старший техник по вооружению В. Кравченко и механик по вооружении^ Воронин за проверкой пулеметов самолета. ЗШТРОГУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ. |М УЧЕБНЫХ ПОЛЕТОВ „САМОЛЕТЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТОЛЬКО \Ѵ ОДИН ХОЗЯИН Недѵвно мне пришлоісь слышать разговор между летчиками. Один из истребителей жаловался на свою судьбу. Летчик .говорил о командире который, видимо, про верял -в 'тот день еіга технику пи лотирования. — Сидишь, как скованный. То делай, это делай. А мне кажется, проверяющий неправ. Я лично не там бы- и взлетал и сажал машину. И потом почему это (летчик назвал фамилию командира звена) знает больше меня? Ведь мы с ним вме сте із училище занимались, на фронте почти в одних боях участ вовали... 'Пройти .мимо такого разговора было нельзя. Во-первых, летчик критиковал действия командира, во-вторых, высказывал Очень опас ные мысли: сегодня он только говорит о том, что проверяющий неправильно указывает ем у на по ведение в во-здухе, а завтра поле тит и вмешается в управление са.- молетом. Разговоры о том, что «Нас вме сто и одному учили, мы сами с «усамиі», я не хуже другого летаю и не меньше знаю-», — приходилось слышать от некоторых летчиков и ранее. Они -всегда вызывали трево. ту. Почему? Ответ На этот вопрос не трудно найти, разобрав следую, іщиій небезызвестный факт. Летчик іПопок получил задание облетать вышедший из ремонта самолет. В маішину 'вместе с т. Попок сел к а питан Калейников. Оба эти това рища опытные летчики. Они. пре красно знали Настаівіление, однако, кто из них командир «а самолете— на было установлено. -На посадке машину потянуло в сторону. П о пом начал выравнивать самолет. Он решил посадить е-го и, видимо, посадил бы нормально, если бы не вмешался в управление 'Келейни ков. Видя, что посадка протекает не совсем гладко и заключив, что он опытнее, Калейников принял самостоятельное решение — и.тти на второй круг. Летчик Кале.йни- ков проявил недисциплинирован ность и нарушил закон, по которо му в воздухе на самолете всегда должен быть один хозяин. Случай этот лучше всяких слов убеждает нас в необходимости на . самолете строго выполнять едино, иаічалие и дает ответ, к -чему мо гут привести разговоры отдельных летчиков насчет того, что я не- xyже проверяющего командира са. моле.та могу управлять машиной. ■ Быть в воздухе хозяином ма шины-, едіиноняічальником — боль шое и ответственное дело. 'Коман диры, Проверяющие и инспекти рующие, обязаны подходить к этому делу со -всей серьезностью. Ни в коем случае нельзя передо верять управление машиной, ос лаблять а воздухе внимание. К че му подобное может привести, гово. рит и случай с летчиком. Пана- с е м о . Недавно в а время темиоіты ему пришлось производить -посад ку на воду. Это очень ответствен ный момент. Однако Паяасенко передал управление машиной вто рому пилоту, а затем, в процессе -посадки, вмешался в его функции. Летному составу еще и еаце раз хочется напомнить: на самолете в воздухе должен быть один хо зяин. Те товарищи., которые .пы таются вмеишв'аггьоя во время по лета в функции командира, ин спектирующего, проявляют недис- ■Гришинроваиность, доілускают грубую ошибку, которая кончает ся часто очень -плачевно. Чтобы избежать подобного, необходимо одно — быть дисциплинированным, Строго выполняя следующие пунк ты «НіПП-38»: «Ни один полет на двухместном и многоместном самолете не мо жет начаться без того, чтобы все му составу экипажа не было со вершенно точно известно, кто яв ляется командиром экипажа». «Командиром экипажа на само лете является: а) при постоянном составе эки пажа;—лицо иіз числа летного со става, утвержденное приказом по части; б) при временном составе эки пажа1—лицо Йэ числа летного со става по назначению командира (начальника)., дающего задание на полет; в) при учебных полетах ин структор (обучающий или коитрок лйрующиій)-». Майор А. АДИ ИСКОВ. ИВАН РУССКИЙ Помнишь, товарищ?., ч К У Там, где длится девять месяцев зима, Где видны лишь солки мшистые кругом, Где полгода—круглый день, полгода—тьма, — Есть у нас Большой аэродром. Там четыре года, братцы, жили мы, Сами строили жилища мы в земле, Здесь, бывало, песни слушая зимы, Всей семьею тоісковали о тепле. Жил»—не тужили ни о чем, Не вели подсчета месяцам И нелетным заполярным днем Сам Сафонов заходил частенько к нам. То-то были те минуты хороши!. Долго тех бесед никто забыть не мог: Те беседы — утешенье для души И для будущих боев большой урок. Если в небе не бывало облаков — Провожали мы в полет своих друзей, Или под бомбежкою врагов, Втискивались где|-то меж камней... В глубь истории уйдут те времена, Но когда-нибудь на волжских берегах, Вспомню я семьи крылатой имена, Пережитые и радости и страх. Как гаод яркою полярною звездой, Где лишь сопки бездорожные видны, На краю земли суровой, но родной Заливали мы огнем п ож ар войны. Если нас сведут дороги мирных лет, Пусть не спрашивают нас, за что мы пьем; А тому, кто спросит, дружно мы в ответ О, Сафонове, о Сгнбневе споем,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz