Североморский летчик. 1945, февраль.
С ЕВБР ОМОРOKИPI Л Е ТЧИК 4 февраля 194# г., М 30 (4Ш ИРАСНАЯ АРМИЯ— НА НЕМЕЦНОЙ ЗЕМЛЕ! СОВЕТСКИЕВОЙСКА ВОРВАЛИСЬ В ЛОГОВО ФАШИСТСКОГО ЗВЕРЯ НА СЕВЕРЕ, НА ЮГЕ И НА ЦЕНТРАЛЬНОМ УЧАСТКЕ ФРОНТА $ ЗАНЯТОПОЧТИ 7.000 НЕМЕЦКИХ ГОРОДОВ И СЕЛЕНИЙ ф ' ВОЙСКА 350 КИЛОМЕТРОВЗѴ?0 ДНЕЙ 1t БЛЕСТЯЩЕЕ . MftCTEPCTBOf Гром салютов Москвы возве щает: победоносная Красная Лр мця, рукоподиодя недичайшим пол ководцем нашей эпохи товарищем Сталиным, неудержимо продвигает, ся и глубь гитлеровской Германии. Войска маршала Жукова вторг лись в пределы немецкой) 'Поме ранни иі Бранденбургской провин ции, помішл маршала Конева бьют врага к немецкой Силезии, полки мяюшала Рокоссолского и генера ла армия Черняховского уничтожа ют немецких захватчиков в Восто-ч. ной Пруссии. Доблестные войска 1-го Прибалтийского фронта овла дели городом Клайпеда и заверши, л-гі полное очищение советской Литвы от немцев. Успешно быот фашистских захватчиков и войны маршалов Малиновского я Толбу хина я генерала армии Петрова. Красная Армия стремительно -при ближается к Берлину. Североморские летчики удара - ■ ,міі с івоздуха на протяжении всей войны помогали ■ Красной Ар мии очищать от фашистских за хватчиков нашу землю. Они помогали іКрасной Армии и мо рякам Северного флота вышвыр нуть немцев из Советского Запо лярья я освободить от фашистов Пеленгу и ‘Киркенес. Сейчас лет чики нашего подразделения уси ленно учатся, оттачивают боевое мастерство. Мы понимаем: враг не добит, он яростно защищает свое логово. Не исключена возмож ность, что выпадет счастье и на, нашу долю — Родина пошлет нас ота последний, решительный бой. Готов ли я к нему? Могу ли с еще большим эффектам, чем ранее, уничтожать арага? — эти вопросы должен сейчас поставить перед со-, бой каждый 'из нас, североморский, летчиков. Победы .наших братьев по оружию — войной Красной Армии, показывают, какие поис’ти- HQ чудеса совершает армия, овла девшая поемным мастерством. По вседневно совершенству» боевое .мастерство, и мы сумеем с иаи>- большим эффектом использовать овоѳ оружие в боях с врагом. На замечательные победы ношей славной Красной Армии, неудер жимо продвигающейся в глубь Германии, ответим высокими пока зателями в боевой работе и боевой учебе. Лейтенант С, ПАНТЮХОВ, 1-го БЕЛОРУССКОГО ФРОНТА НАСТУПЛЕНИЯ ф МЕНЬШЕ s ДО БЕРЛИНА ПРОШЛИ НА ЗАПАД Б0ЛЕ1 100 КИЛОМЕТРОВ OCTUOCJ лейтенант С. ПАНКРАШИН Записки РАЗГОВОРУГЕОГРАФИЧЕСКОЙКАРТЫ воздушного разведчика Это было в девятом часу •вечера.. Офицеры технической службы, окончив работу па машинах, воз вратились в землянку. В ней стало многолюдно и шумно. Говорили с товарищами — каждый о своем., умывались и переодевались после работы. Старший техник-лейтенант Щ'вецои сетовал на -морозы и на то, что ниппеля колес «травят» воздух. Внезапно из репродуктора послышался знакомый голос Ле витана: — Говорит МОскв-а!.. ■Пришз товарища Сталина! — произнес кто-то, и -все смолкли в ожидании. Незаметно .все сгрудились у репродуктора, вслушиваясь в сло ва приказа.. А он .возвещал, что войска маршала Рокоссовского штурмом овладели городом и кре постью Торунь... Техники собрались теперь у сто. ла, где лежала большая -географи ческая карта с (отметками продви жения Наших войск по германской земле. В.рукаос офицер Кузнецов уже держал масштабную линейку. Ею он измерял расстояние до Бер лина от нашил наступающих фрон тов. — Смотрите сколько осталось! .—■Осталось немного. Но немцы еще сопротивляются. И ,все от чаяннее. іНо военное искусство на пади генералов и офицеров, соеди ненной е мужеством, умением на ших; бойцов, позволит нанести вра гу ещѳ более сокрушительные удары, — Не забывайте-, товарищ», и о технике—сказа,л Василий Белоу сов, недавно побывавший на мно гих оборонных заводах.—У нас машины много сильнее и лучше немецких «Титров» я «Юнкерсов». Он подробно рассказал о новых сове'тскв-я моторах, самолетах, орудиях и танка*, созданных -людьми нашего тыла. — Нам есть чем окончательно рассчитаться с. немцами-! А -рас считываться надо, — продолжал Белоусов^—Я побывал у отца в -Курской области. И хотя уже око ло полутора лет прошло после освобождения наших мее-т, а сле ды немцев еще видны. Весь наш Корневекий район спалили и разо рили. Как посмотрел я вокруг — так же мне захотелось бить не мецких людоедов на их земле и отомстить! Отомстить гадам так, чтобы для ннх небо с землей пе ремешалось. ' — Туда бы сейчас! — Все может быть... А пека на ше дело--матчасть держать в по рядке и готовности. Как говорят: держи порох сухим! Немного позже почтальон при нес п землянку газеты. И опять лю ди склонились над картой, отме чай красными кружочками могу чую поступь советских войск, идущих и Берлин. - — Мы на Одере и торопимся к Шпрее. А ведь два года назад шли горячие бон под Сталингра дом і К эік за эти два года возму жала наша отчизна, — говорили офицеры а этот вечер... На снимке: момент этой това рищеской беседы, Слева направо; старшие ^ техник-лейтенанты гт, Захаров, Белоусов, Швецов, Зай- денс и Кузнецов, О Б Л Е Д Е Н Е Н И Е С А М О Л Е Т О В И Б О Р Ь Б А С Н И М ИНЖЕНЕР-МАЙОР И. САВЕЛЬЕВ •Климатические особенности За полярья нередко во время полетов вызывают обледенение самолетов. При наличии в атмосфере опреде ленным условий, на летящем само лете образуется ледяная корка, . которая увеличивает вес машины, резко ухудшает ее азродияамиче с кие качества, закупоривает прием ные трубки аэронавигационных приборов, дренажные системы, динамические трубки карбюрато-, ров, вызывает усиленную вибра цию самолета и приводит к вы нужденным посадкам. Из метеорологии известно, что обледенение самолета происходит: при полете под дождевыми обла ками а слое переохлажденного дождя, при полете в облаках или в тумане, состоящем из переох лажденных капель воды или из твердых кристаллов и, наконец, при попадании машины с сильно ох лажденной поверхностью в более теплый и влажный слой воздуха (чаще при пикировании или при под’еме). , Как правило, обледенение само летов наблюдается при темпера турах воздуха от 0 до минус 5 градусов Цельсия. Все современные самолеты снаб. жены специальными антаобледени- телміыми устройствами, которые позволяют производить нормаль ный полет при любых условиях. Если же самолет не имеет спе циальных защитны* средств (ан тиобледенителей), то при появле нии первых признаков обледенения летчик должен немедленно выве сти машину из слоя облаков, вы звавших это обледенение. Как определить начало обледе нения самолета.? Основные признаки: тряска мо тора (вследствие обледенения винта или карбюратора), обледе нение стекол фонаря, образование корки льда на передней кромке крыльев, на стабилизаторе и дру гих деталях машины. Антиобледенительные устрой ства современных самолетов по принципу действия разделяются на 4 группы: обогрев кабины, во оружения и прочего теплым воз духом; смачивание поверхно стей незамерзающими жидкостями (сПиртоіглицериновыми смесями, ан тифризом); применение пневмо резиновых антиобледенителей «Гудрич»; электрообогрев перед ней кромки плоскостей, приборов ■и кабины летчика. Наиболее распространенна ком бинация двух видов антиобледени- телыныза устройств; обогрев теп лым воздухом к применение спир» тоглицериновы-х смесей. Антиоб- леденительная жидкость для вин тов я карбюратора состоит из 85 проц. этилового спирта и 15 проц. глицерина. В случае отсутствия этой смеси можно применять гли колевый антифриз типа В-2. Как летчику правильно пользо ваться антиобледените лями? При обнаружении обледенения самолета в полете летчик должен немедленно включать антиобледе нители винтов и карбюраторов. На тех машинах, где антиобледеиение карбюраторов осуществляется по догревом теплым воздухом] —- включить подогрев. При включе нии подогрева следует помнить, что держать промежуточное поло жение рычага (заслонки) категори. чески запрещается, ибо это нару шает подачу топлива в мотор и приводит к обратным выхлопам в карбюратор. В результате возмо жен выіход мотора из строя. ■Приэксилоатации антиобледени, теяей системы «Гудрич» летный состав ни в коем случае не должен допускать, чтобы эта система ра ботала во время взлетов и поса док. Поднятые отсеки протектора искажают профиль крыла и вызы вают ухудшение аэродинамических качеств машины. Нельзя также (за исключением аварийны» слу- 5. ШКОЛА ЛЕОНИДА ЕЛЬКИНА Североморские разведчики гор дятся своим учителем и воспитате лем Героем Советского Союза ка питаном Елькиным. Он прекрасно владел техникой пилотирования, отлично знал район. Воздушная разведка была его стихией, его любимым делом. Разведывательные полеты сопря жены с трудностями. Преодоление их требует но только мастерства и хитрости, но и железной настой чивости, большой силы воли. Этого постоянно требовал от своих под чиненных капитан Елькнн. Припо минаю один случай. Командование ’поставило мне задачу вести развед ку по сектору. Неожиданно в се редине полета я стал замечать, что из дренажа бензобака почему-то выбивает бензин. Принял решение отказаться от дальнейшего полета по -маршруту и вернулся домой. — Почему вернулись, Лаикра- шин? Взволнованно отвечаю. Ел-ькин внимательна выслушал, меня, а по том долго беседовал со мной. Из слов командира я усвоил, что раз ведчик всегда должен быть уве ренным в своих силах- и .находить -возможности для выполнения за- ( далий н самых, казалось бы; тя желых условиях. Известно, что немцы, ввиду больших потерь в Баренцевом' мо ре, пытались всячески дезоргани зовать нашу -воздушную разведку. Они, выделяли для борьбы с севе роморскими разведчиками -своих лучших истребителей обещали им за каждый сбитый самолет желез ный крест. И Елькии настойчивее учил нас в те дни военной хитро сти, требовал серьезного изучения тактики противника. На специаль ных занятиях и во время проработ ки задания он" обращал внимание молодых летчиков на приемы не мецких истребителей и советовал, как лучше .в каждом конкретном случае поступать разведчику. Осо бое значение Елькии придавал гра мотному использованию разведчик вами облачности. «Облака всегда были нашим верным помощником в достижении цели, — слышали мы от капитана. -— Тот, кто умно умеет их 'Использовать, тот еыіпол - Окончаше. Нач. см, «Северо морский летчик» за 9, І0, і 2 и І4 Января 1945 г. чаев) пользоваться ан-тиобледени,- тельной системой на.скоростях по лета свыше 240 миль в чаіс, т. к. при этомі у передней кромки кры ла получается чрезмерный под’ем протекторов антиобледенителя, вызывающий повреждение послед них. Обледенение .самолета (образо вание гололеда) происходит и при стоянке самолетов на земле1. Вы. зывается оно замерзанием пере охлажденных капель дождя, по павших на поверхность машины при умеренном морозе, выпадением и замерзанием дождя после про должительных и сильных морозов, осаждением обильного тумана на сильно переохлажденную поверх, ность самолета. Гололеду благо приятствует быстрая смена значи тельных холодов более -теплой и влажной погодой, дождя»—отте пелью. ВО время обмерзания само летов на земле образуется ледяная корка на передней кромке крыла, на верхней части фюзеляжа и на передних кромках хвостового опе рения (глаівным образом, на верх ней части обшивки руля высоты). Технический состав, работающий на эксплоатации материальной ча сти', должен уметь бороться с обледенением самолетов на земле. .Не имея целью подробно разби рать этог вопрос, остановлюсь на некоторых практических советах техникам по борьбе с обледене нием.- Для предохранения самолетов кит любое задание, разведает лю бой об'ект, залезет под самый нос противнику». За этими, словами знали мы, стоит большой опыт Боевая практика .нашего команди ра была полна замечательными примерами выполнения трудных" к опасных заданий. Елькаін всегда умел пройти в облаках, заряда,х пробиться к цели незамеченным,' внезапно появиться над неі) и так же внезапно уйти. Отличное знание противника, ум*, ние пай in новый маневр, чтобы об мануть врага, .необходимы а-каждом полете. Однажды капитан Алек сандров возвращался с боевого задания. Немцы засекли ©го еще ,ц районе цели и решили расправить ся с разведчиком. Для. этого они в различные районы выслали пере хватчиков. Александров не расте рялся и ушел от противника п об, лака. Однако; как только он про бил их, перед его .глазами появи лась новая пара «стодевятых». На до было опять уходить. Облач ность этому маневру не способст вовала. Тогда, быстро оценив об становку, Александров резко спи кировал ,в район расположения на- ших зенитных батарей и стал там виражить. Зенитчики разгадали за. мысел летчика и начали отсекать противника. Так вторично -развед. чяк ушел от опасности. Но и на этом не закончилась вражеская по гоня. Едва Александров стал от ходить от батареи, как вновь его нагаали преследовать немцы. Раз ведчик решил уйти от них на бре ющем, маскируясь местностью. Им был избран маршрут, выгодный для него и невыгодный для нем цев: Александров шел .над1самой линией фронта в стороне наших войск. Й летчик пришел домой без единой царапины, хотя ему и гро зиланесколько раз верная гибель, ШколаЕлькина закалила и вос питала североморских разведчи ков. Они стали достойными своего учителя, настоящим® следопытами, настигающими везде и всюду вра га, Они знают к любят свое деда Верховный Глаівнокомандуюіпкй Маршал Советского Союза товарищ Сталин требует от .раз ведчиков; «Изучать противника, улучшать разведку — глаза Я уш армий, помнить, что 'без этого нельзя бите врага наверняка». Это требование нашего полководца бы ло и остается программой действий североморских летчиков. такого типа, как «Яковлев», от обледенения, самым радикальным средством является полное укры вание их чехлами. 'При хранении металлических самолетов, особен, но а полевых условиях, для облег чения удаления корки льда с по верхностей, места, наиболее под верженные обледенению, надо покрывать смесью мела и мине рального масла. Смесь составляет ся в пропорции: одна часть .мела (по об’ему) на четыре части тран сформаторного или обычного отра- боташюго масла. При составлении смеси ее надо тщательно переме шивать. На обшивку металличе ских самолетов эта смесь нано сится мягкими тряпками, Корка льда, образующаяся при обмерза- нии поверхности, смазанной дан ной с-месью, легко счищается с обшивки самолета мягкими воло сяными щетками Удалять лед с самолетов, имеющих матерчатую или фанерную обшивку, рекомен дуется Отстукиванием по ней шну ровым амортизатором с последую1 Щим? удалением кусочков льда во лосяными .щеткам». Обливание по верхности самолетов горячей во дой ил ВМ3, с целью удалении гололеда, категорически заире- щается. Винты, не. имеющие спе' ішал ьных антйобледеінительн ы л установок, необходимо сміа-зьивать тонким слоем минерального масла- Это предотвращает обледенен*1® и предохраняет винты от коррвз®’ ро&ания,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz