Североморский летчик. 1945, февраль.

С ЕВБР ОМОРOKИPI Л Е ТЧИК 4 февраля 194# г., М 30 (4Ш ИРАСНАЯ АРМИЯ— НА НЕМЕЦНОЙ ЗЕМЛЕ! СОВЕТСКИЕВОЙСКА ВОРВАЛИСЬ В ЛОГОВО ФАШИСТСКОГО ЗВЕРЯ НА СЕВЕРЕ, НА ЮГЕ И НА ЦЕНТРАЛЬНОМ УЧАСТКЕ ФРОНТА $ ЗАНЯТОПОЧТИ 7.000 НЕМЕЦКИХ ГОРОДОВ И СЕЛЕНИЙ ф ' ВОЙСКА 350 КИЛОМЕТРОВЗѴ?0 ДНЕЙ 1t БЛЕСТЯЩЕЕ . MftCTEPCTBOf Гром салютов Москвы возве­ щает: победоносная Красная Лр мця, рукоподиодя недичайшим пол­ ководцем нашей эпохи товарищем Сталиным, неудержимо продвигает, ся и глубь гитлеровской Германии. Войска маршала Жукова вторг­ лись в пределы немецкой) 'Поме ранни иі Бранденбургской провин­ ции, помішл маршала Конева бьют врага к немецкой Силезии, полки мяюшала Рокоссолского и генера­ ла армия Черняховского уничтожа­ ют немецких захватчиков в Восто-ч. ной Пруссии. Доблестные войска 1-го Прибалтийского фронта овла­ дели городом Клайпеда и заверши, л-гі полное очищение советской Литвы от немцев. Успешно быот фашистских захватчиков и войны маршалов Малиновского я Толбу­ хина я генерала армии Петрова. Красная Армия стремительно -при­ ближается к Берлину. Североморские летчики удара - ■ ,міі с івоздуха на протяжении всей войны помогали ■ Красной Ар­ мии очищать от фашистских за­ хватчиков нашу землю. Они помогали іКрасной Армии и мо­ рякам Северного флота вышвыр­ нуть немцев из Советского Запо­ лярья я освободить от фашистов Пеленгу и ‘Киркенес. Сейчас лет­ чики нашего подразделения уси­ ленно учатся, оттачивают боевое мастерство. Мы понимаем: враг не добит, он яростно защищает свое логово. Не исключена возмож­ ность, что выпадет счастье и на, нашу долю — Родина пошлет нас ота последний, решительный бой. Готов ли я к нему? Могу ли с еще большим эффектам, чем ранее, уничтожать арага? — эти вопросы должен сейчас поставить перед со-, бой каждый 'из нас, североморский, летчиков. Победы .наших братьев по оружию — войной Красной Армии, показывают, какие поис’ти- HQ чудеса совершает армия, овла­ девшая поемным мастерством. По­ вседневно совершенству» боевое .мастерство, и мы сумеем с иаи>- большим эффектом использовать овоѳ оружие в боях с врагом. На замечательные победы ношей славной Красной Армии, неудер­ жимо продвигающейся в глубь Германии, ответим высокими пока­ зателями в боевой работе и боевой учебе. Лейтенант С, ПАНТЮХОВ, 1-го БЕЛОРУССКОГО ФРОНТА НАСТУПЛЕНИЯ ф МЕНЬШЕ s ДО БЕРЛИНА ПРОШЛИ НА ЗАПАД Б0ЛЕ1 100 КИЛОМЕТРОВ OCTUOCJ лейтенант С. ПАНКРАШИН Записки РАЗГОВОРУГЕОГРАФИЧЕСКОЙКАРТЫ воздушного разведчика Это было в девятом часу •вечера.. Офицеры технической службы, окончив работу па машинах, воз­ вратились в землянку. В ней стало многолюдно и шумно. Говорили с товарищами — каждый о своем., умывались и переодевались после работы. Старший техник-лейтенант Щ'вецои сетовал на -морозы и на то, что ниппеля колес «травят» воздух. Внезапно из репродуктора послышался знакомый голос Ле­ витана: — Говорит МОскв-а!.. ■Пришз товарища Сталина! — произнес кто-то, и -все смолкли в ожидании. Незаметно .все сгрудились у репродуктора, вслушиваясь в сло­ ва приказа.. А он .возвещал, что войска маршала Рокоссовского штурмом овладели городом и кре­ постью Торунь... Техники собрались теперь у сто. ла, где лежала большая -географи­ ческая карта с (отметками продви­ жения Наших войск по германской земле. В.рукаос офицер Кузнецов уже держал масштабную линейку. Ею он измерял расстояние до Бер­ лина от нашил наступающих фрон­ тов. — Смотрите сколько осталось! .—■Осталось немного. Но немцы еще сопротивляются. И ,все от­ чаяннее. іНо военное искусство на­ пади генералов и офицеров, соеди­ ненной е мужеством, умением на­ ших; бойцов, позволит нанести вра­ гу ещѳ более сокрушительные удары, — Не забывайте-, товарищ», и о технике—сказа,л Василий Белоу­ сов, недавно побывавший на мно­ гих оборонных заводах.—У нас машины много сильнее и лучше немецких «Титров» я «Юнкерсов». Он подробно рассказал о новых сове'тскв-я моторах, самолетах, орудиях и танка*, созданных -людьми нашего тыла. — Нам есть чем окончательно рассчитаться с. немцами-! А -рас­ считываться надо, — продолжал Белоусов^—Я побывал у отца в -Курской области. И хотя уже око­ ло полутора лет прошло после освобождения наших мее-т, а сле­ ды немцев еще видны. Весь наш Корневекий район спалили и разо­ рили. Как посмотрел я вокруг — так же мне захотелось бить не­ мецких людоедов на их земле и отомстить! Отомстить гадам так, чтобы для ннх небо с землей пе­ ремешалось. ' — Туда бы сейчас! — Все может быть... А пека на­ ше дело--матчасть держать в по­ рядке и готовности. Как говорят: держи порох сухим! Немного позже почтальон при­ нес п землянку газеты. И опять лю­ ди склонились над картой, отме­ чай красными кружочками могу­ чую поступь советских войск, идущих и Берлин. - — Мы на Одере и торопимся к Шпрее. А ведь два года назад шли горячие бон под Сталингра­ дом і К эік за эти два года возму­ жала наша отчизна, — говорили офицеры а этот вечер... На снимке: момент этой това­ рищеской беседы, Слева направо; старшие ^ техник-лейтенанты гт, Захаров, Белоусов, Швецов, Зай- денс и Кузнецов, О Б Л Е Д Е Н Е Н И Е С А М О Л Е Т О В И Б О Р Ь Б А С Н И М ИНЖЕНЕР-МАЙОР И. САВЕЛЬЕВ •Климатические особенности За ­ полярья нередко во время полетов вызывают обледенение самолетов. При наличии в атмосфере опреде­ ленным условий, на летящем само­ лете образуется ледяная корка, . которая увеличивает вес машины, резко ухудшает ее азродияамиче с кие качества, закупоривает прием­ ные трубки аэронавигационных приборов, дренажные системы, динамические трубки карбюрато-, ров, вызывает усиленную вибра­ цию самолета и приводит к вы­ нужденным посадкам. Из метеорологии известно, что обледенение самолета происходит: при полете под дождевыми обла­ ками а слое переохлажденного дождя, при полете в облаках или в тумане, состоящем из переох­ лажденных капель воды или из твердых кристаллов и, наконец, при попадании машины с сильно ох­ лажденной поверхностью в более теплый и влажный слой воздуха (чаще при пикировании или при под’еме). , Как правило, обледенение само­ летов наблюдается при темпера­ турах воздуха от 0 до минус 5 градусов Цельсия. Все современные самолеты снаб. жены специальными антаобледени- телміыми устройствами, которые позволяют производить нормаль­ ный полет при любых условиях. Если же самолет не имеет спе­ циальных защитны* средств (ан­ тиобледенителей), то при появле­ нии первых признаков обледенения летчик должен немедленно выве­ сти машину из слоя облаков, вы­ звавших это обледенение. Как определить начало обледе­ нения самолета.? Основные признаки: тряска мо­ тора (вследствие обледенения винта или карбюратора), обледе­ нение стекол фонаря, образование корки льда на передней кромке крыльев, на стабилизаторе и дру­ гих деталях машины. Антиобледенительные устрой­ ства современных самолетов по принципу действия разделяются на 4 группы: обогрев кабины, во­ оружения и прочего теплым воз­ духом; смачивание поверхно­ стей незамерзающими жидкостями (сПиртоіглицериновыми смесями, ан­ тифризом); применение пневмо­ резиновых антиобледенителей «Гудрич»; электрообогрев перед­ ней кромки плоскостей, приборов ■и кабины летчика. Наиболее распространенна ком­ бинация двух видов антиобледени- телыныза устройств; обогрев теп­ лым воздухом к применение спир» тоглицериновы-х смесей. Антиоб- леденительная жидкость для вин­ тов я карбюратора состоит из 85 проц. этилового спирта и 15 проц. глицерина. В случае отсутствия этой смеси можно применять гли­ колевый антифриз типа В-2. Как летчику правильно пользо­ ваться антиобледените лями? При обнаружении обледенения самолета в полете летчик должен немедленно включать антиобледе­ нители винтов и карбюраторов. На тех машинах, где антиобледеиение карбюраторов осуществляется по­ догревом теплым воздухом] —- включить подогрев. При включе­ нии подогрева следует помнить, что держать промежуточное поло­ жение рычага (заслонки) категори. чески запрещается, ибо это нару­ шает подачу топлива в мотор и приводит к обратным выхлопам в карбюратор. В результате возмо­ жен выіход мотора из строя. ■Приэксилоатации антиобледени, теяей системы «Гудрич» летный состав ни в коем случае не должен допускать, чтобы эта система ра­ ботала во время взлетов и поса­ док. Поднятые отсеки протектора искажают профиль крыла и вызы­ вают ухудшение аэродинамических качеств машины. Нельзя также (за исключением аварийны» слу- 5. ШКОЛА ЛЕОНИДА ЕЛЬКИНА Североморские разведчики гор­ дятся своим учителем и воспитате лем Героем Советского Союза ка­ питаном Елькиным. Он прекрасно владел техникой пилотирования, отлично знал район. Воздушная разведка была его стихией, его любимым делом. Разведывательные полеты сопря­ жены с трудностями. Преодоление их требует но только мастерства и хитрости, но и железной настой­ чивости, большой силы воли. Этого постоянно требовал от своих под­ чиненных капитан Елькнн. Припо­ минаю один случай. Командование ’поставило мне задачу вести развед­ ку по сектору. Неожиданно в се­ редине полета я стал замечать, что из дренажа бензобака почему-то выбивает бензин. Принял решение отказаться от дальнейшего полета по -маршруту и вернулся домой. — Почему вернулись, Лаикра- шин? Взволнованно отвечаю. Ел-ькин внимательна выслушал, меня, а по­ том долго беседовал со мной. Из слов командира я усвоил, что раз­ ведчик всегда должен быть уве­ ренным в своих силах- и .находить -возможности для выполнения за- ( далий н самых, казалось бы; тя­ желых условиях. Известно, что немцы, ввиду больших потерь в Баренцевом' мо­ ре, пытались всячески дезоргани­ зовать нашу -воздушную разведку. Они, выделяли для борьбы с севе­ роморскими разведчиками -своих лучших истребителей обещали им за каждый сбитый самолет желез­ ный крест. И Елькии настойчивее учил нас в те дни военной хитро­ сти, требовал серьезного изучения тактики противника. На специаль­ ных занятиях и во время проработ­ ки задания он" обращал внимание молодых летчиков на приемы не­ мецких истребителей и советовал, как лучше .в каждом конкретном случае поступать разведчику. Осо­ бое значение Елькии придавал гра­ мотному использованию разведчик вами облачности. «Облака всегда были нашим верным помощником в достижении цели, — слышали мы от капитана. -— Тот, кто умно умеет их 'Использовать, тот еыіпол - Окончаше. Нач. см, «Северо­ морский летчик» за 9, І0, і 2 и І4 Января 1945 г. чаев) пользоваться ан-тиобледени,- тельной системой на.скоростях по­ лета свыше 240 миль в чаіс, т. к. при этомі у передней кромки кры­ ла получается чрезмерный под’ем протекторов антиобледенителя, вызывающий повреждение послед­ них. Обледенение .самолета (образо­ вание гололеда) происходит и при стоянке самолетов на земле1. Вы. зывается оно замерзанием пере­ охлажденных капель дождя, по­ павших на поверхность машины при умеренном морозе, выпадением и замерзанием дождя после про­ должительных и сильных морозов, осаждением обильного тумана на сильно переохлажденную поверх, ность самолета. Гололеду благо­ приятствует быстрая смена значи­ тельных холодов более -теплой и влажной погодой, дождя»—отте­ пелью. ВО время обмерзания само­ летов на земле образуется ледяная корка на передней кромке крыла, на верхней части фюзеляжа и на передних кромках хвостового опе­ рения (глаівным образом, на верх­ ней части обшивки руля высоты). Технический состав, работающий на эксплоатации материальной ча­ сти', должен уметь бороться с обледенением самолетов на земле. .Не имея целью подробно разби­ рать этог вопрос, остановлюсь на некоторых практических советах техникам по борьбе с обледене­ нием.- Для предохранения самолетов кит любое задание, разведает лю­ бой об'ект, залезет под самый нос противнику». За этими, словами знали мы, стоит большой опыт Боевая практика .нашего команди­ ра была полна замечательными примерами выполнения трудных" к опасных заданий. Елькаін всегда умел пройти в облаках, заряда,х пробиться к цели незамеченным,' внезапно появиться над неі) и так же внезапно уйти. Отличное знание противника, ум*, ние пай in новый маневр, чтобы об­ мануть врага, .необходимы а-каждом полете. Однажды капитан Алек­ сандров возвращался с боевого задания. Немцы засекли ©го еще ,ц районе цели и решили расправить­ ся с разведчиком. Для. этого они в различные районы выслали пере­ хватчиков. Александров не расте­ рялся и ушел от противника п об, лака. Однако; как только он про­ бил их, перед его .глазами появи­ лась новая пара «стодевятых». На­ до было опять уходить. Облач­ ность этому маневру не способст­ вовала. Тогда, быстро оценив об­ становку, Александров резко спи­ кировал ,в район расположения на- ших зенитных батарей и стал там виражить. Зенитчики разгадали за. мысел летчика и начали отсекать противника. Так вторично -развед. чяк ушел от опасности. Но и на этом не закончилась вражеская по­ гоня. Едва Александров стал от­ ходить от батареи, как вновь его нагаали преследовать немцы. Раз­ ведчик решил уйти от них на бре­ ющем, маскируясь местностью. Им был избран маршрут, выгодный для него и невыгодный для нем­ цев: Александров шел .над1самой линией фронта в стороне наших войск. Й летчик пришел домой без единой царапины, хотя ему и гро­ зиланесколько раз верная гибель, ШколаЕлькина закалила и вос­ питала североморских разведчи­ ков. Они стали достойными своего учителя, настоящим® следопытами, настигающими везде и всюду вра­ га, Они знают к любят свое деда Верховный Глаівнокомандуюіпкй Маршал Советского Союза товарищ Сталин требует от .раз­ ведчиков; «Изучать противника, улучшать разведку — глаза Я уш армий, помнить, что 'без этого нельзя бите врага наверняка». Это требование нашего полководца бы­ ло и остается программой действий североморских летчиков. такого типа, как «Яковлев», от обледенения, самым радикальным средством является полное укры­ вание их чехлами. 'При хранении металлических самолетов, особен, но а полевых условиях, для облег­ чения удаления корки льда с по­ верхностей, места, наиболее под­ верженные обледенению, надо покрывать смесью мела и мине­ рального масла. Смесь составляет­ ся в пропорции: одна часть .мела (по об’ему) на четыре части тран­ сформаторного или обычного отра- боташюго масла. При составлении смеси ее надо тщательно переме­ шивать. На обшивку металличе­ ских самолетов эта смесь нано­ сится мягкими тряпками, Корка льда, образующаяся при обмерза- нии поверхности, смазанной дан­ ной с-месью, легко счищается с обшивки самолета мягкими воло­ сяными щетками Удалять лед с самолетов, имеющих матерчатую или фанерную обшивку, рекомен­ дуется Отстукиванием по ней шну­ ровым амортизатором с последую1 Щим? удалением кусочков льда во­ лосяными .щеткам». Обливание по­ верхности самолетов горячей во­ дой ил ВМ3, с целью удалении гололеда, категорически заире- щается. Винты, не. имеющие спе' ішал ьных антйобледеінительн ы л установок, необходимо сміа-зьивать тонким слоем минерального масла- Это предотвращает обледенен*1® и предохраняет винты от коррвз®’ ро&ания,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz