Североморский летчик. 1945, декабрь.

} д е к а б р я 1 9 4 5 г., № 3 0 4 (6 8 4 ). С Е В Е Р ОМ О Р С К И Й Л Е Т Ч И К УЧИСЬ НА ОПЫТЕ ВОИНЫ Бомбо-штурмовые удары по кораблям противника Майор В. АНДРЮШИН В условиях современной войны борьба на морских коммуникациях велась с большим .напряжением сил np.it использовании разнооб­ разных военных средств. Гитле­ ровская Г ермания широко и споль­ зовала морские коммуникации на северном театре. Фашисты были вынуждены подбрасывать под­ крепления к питать свои войска, действующие на крайнем правам фланге советско - германского фронта морскими путями. Обратными рейсами немцы вы ­ возили из портов Северной Нор­ вегии и Финляндии необходимые для Германии никель (из Петсамо} и железную р у д у (из Киркенеса). Нарушение морских коммуника­ ций противника, срыв его морских перевозок являлся одной из о с ­ новных зад ач Северного флота. Видная роль в решении этой за д а ­ чи отводилась и ,североморской1 авиации. Самостоятельно и во взаимодействии с надводными ко ­ раблями и подводными лодками, наши Военно-Воздушные силы вели систематическую борьбу на коммуникациях противника в Б а ­ ренцевом море. На дальних морских коммуни­ кациях действовали торпедонос­ цы и бомбардировщики, на близ­ ких — штурмовики и истребите­ ли-бомбардировщики. Можно привести ряд примеров, когда авиация, взаимодействуя с торпедными катерами, добивалась немалых успехов. Однажды командование полу­ чило донесение от самюлета-раз- ѳедчика о движении большого конвоя противника с запада Н ор­ вегии. Состав конвоя: д в а танкера и три транспорта в охранении большого количества боевых ко ­ раблей. Одновременно конвой с воздуха прикрывался истребителя­ ми противника. Командованием Се­ верного флота было принято реше­ ние — рядом последовательных ударов авиации и флота уничто­ жить танкеры я транспорты про­ тивника до подхода их к порту разгрузки. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАЧИ С целью отвлечь внимание про­ тивника от направления главного удара и д л я уменьшения противо- дейсть'.'Я его истребительной авиа­ ции на. ч были выделены специ­ ально демонстративные группы бомбардировщиков и истребите­ лей для нанесения удара и блоки­ рования аэродромов поотивника. Задача авиации и флота — одно­ временно нанести удар по задан ­ ным об’ектам противника. В соответствии с принятым р е ­ шением все группы ударной и и с ­ требительной .авиации взлетели Для выполнения поставленной з а ­ дача Первыми нанесла удар группа Штурмовиков по конвою противни­ ка, которая выполняла задачу по­ давления огня зенитной артилле­ рии кораблей охранения и наруше­ ния его боевого порядка. Истребители сопровождения этой группы завязали бой с ис­ требителями противника, п рик ры -' родов авиации и флота путем про- вавшими конвой. Это обеспечило успех нанесения ударов последую­ щими группами штурмовиков и бо>мбардировщиков, которые с разных высот и направлений н а­ несли ряд последовательных уд а­ ров по танкерам и транспортам врага. В результате бомбо-штурмового удара всех групп авиации, . от по­ падания прямых бомб были пото­ плены два танкера и два корабля охранения. Вслед з а ударом авиа­ ции в атаку на конвой вышли то р­ педные катера, которые потопили два транспорта противника. В результате нанесенных уда­ ров авиацией и катерами потопле­ но два немецких танкера, два транспорта и два корабля охране­ ния. В воздушных боях было сби­ то тринадцать истребителей про­ тивника. ВЫВОДЫ 1. Операция была правильно на­ целена н хорошо спланирована. Штурмовики и истребители со­ провождения в районе цели и над целью действовали правильно, выполняя точно все команды в е­ дущ его группы штурмовиков. 2. Группа бомбардировщиков в район цели пришла в заданный срок и удар наносила с заданного направления. 3. Торпедные катера действова­ ли в соответствии с разработан­ ным планом1командования. ПЛАНИРОВАНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИИ ШТАБОМ Боевые действия частей плани1- ровались исходя из задач кораб­ лей флота и авиации, которые, в свою очередь, слагались из сл е ­ дующего: а) бомбо-штурмовые удары по конвоям и отдельным кораблям на коммуникациях и в портах про­ тивника; б) бомбо-штурмовые удары по аэродромам противника; в) обеспечение ПВО и ПЛО со­ юзных и своих конвоев на перехо­ де морем; г) обеспечение действий кораб­ лей и ударной авиации на комму­ никациях противника. Подобное планирование боевых действий в отношении задам и срокові выполнения производились только на первые вылеты. П осле­ дующие вылеты планировались ориентировочно, с учетом возмож­ ного изменения характера задач и степени напряжения действий ударной авиации при их выполне­ нии. Подготовка летного состава к выполнению боевых задач про­ водилась путем разборов харак­ терных боевых операций, прове­ денных частями, с полным анали­ зом отрицательных и положи­ тельных сторон. Кроме того, перед выполнением боевой задачи командованием со всем летным составом ударной и истребительной авиации проводи­ лись проигрыши полетов в классе. - посредством групповых упражне­ ний, военных игр и окончательная отработка взаимодействия всех ИНСТРУКТАЖ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В политотделе Н-ского соеди­ нения состоялось инструктивное совещание командиров частей, их заместителей по политчасти и председателей Участковых изби­ рательных комиссий. Инструктивный доклад о по­ рядке и технике составлении списка сделал старший инструк- Т0Р политотдела т. Наливко. Докладчик, указав на серьез­ ность этого дела и предуп­ редил, что составление списков не техническая работа, рассказал порядок заполнения списков, до ­ ведения их до избирателей. — Особое внимание, — сказал т. Наливко, — должно быть об­ ращено на внесение в списки мо­ лодых избирателей. Зд есь надо учитывать не только год рож де­ ния этих избирателей, но и ме­ сяц их рождения и даж е число. Подполковник т. Пильвицкий, выступивший в конце совещания, обратил внігмание командного с о ­ става на ответственность за с о ­ ставление СПИСКОВ'. После совещания командирам частей и председателям Участко­ вых избирательных комиссий бы­ ли розданы бланки удостоверений на право голосования, ти туль­ ные листы, бланки списков изби­ рателей, пред’явившнх удостове­ рение на право голосования. ведения ЛТУ с фактическим ис­ пользованием оружия. Этот м е­ тод подготовки летного состава к выполнению боевых задач в пе­ риод Отечественной воины оправ­ дал себя полностью. В практике выполнения боевых задач предшествовала тщательная подготовка летного состава, как- то: а) создавались по возможности постоянные тактические группы штурмовиков и истребителей; б) с каждой группой а отдель­ ности, а затем совместно отраба­ тывались вопросы взаимодействия на земле и в воздухе как внутри авиационных групп (частей), так и с кораблей флота. В процессе учебно-боевой под­ готовки необходимо учить лич­ ный состав тому, с чем ему при­ ходится встречаться в бою. С целью отработки взаимодействия между видами авиации, на заня­ тиях по тактике, на групповых упражнениях, военных играх, уче­ ниях по боевому управлению и летно-талсточескизс учениях до лж ­ ны присутствовать и участвовать офицеры взаігмодейхгтвующих ча­ стей. Д л я отработки взаимодействия с кораблями флота в операциях, где авиация выполняет обычно вспомогательные задачи, необхо­ димо проводить совместные воен­ ные игры, учения по боевому управлению и летно-тактические учения, где руководителем д о л ­ жен являться командир и штаб соединения кораблей. Больше товаров широкого потребления! Тысячи пар изящной мужской, дамской и детской обуви сходят еж е­ дневно с конвейеров Ленинградской ордена Ленина фабрики «Скороход». На снимке: в упаковочном цехе. Комсомолка Валентина Касаткина укладывает в коробки готовую обувь. Фото С. Кропивницкого. Фотохроника ТАСС. Т О П М А Ч Т О В О Е Б О М Б О М Е Т А Н И Е 1. ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО СПОСОБА БОМБОМЕТАНИЯ ПО МОРСКИМ ЦЕЛЯМ За- последние годы второй ми­ ровой и Великой Отечественной войны существенные изменения претерпели способы бомбометания по морским целям, а также харак­ тер применяемых бомб if расчет бомбовой зарядки. „Целый ряд но­ вых данных, полученных из опы­ та боевых действий нашей авиа­ ции н авиации наших союзников, вносят значительные дополнения и изменения в установившиеся взгляды на бомбометание. Харак­ терно в этом отношении толмачто- вое бомбометание, получившее та­ кое название потому, что сбрасы­ вание бомб с самолета происходит примерно на высоте топа мачт ко ­ рабля. Сущность этого способа состоит в использовании физиче­ ских свойств бомб, сброшенных с самолета, летящ его с большой скоростью на высоте 25—30 м. М а й о р В . Г Р И Д Ч И Н Однако обычно стремятся сбрасы­ вать бомбы с недолетом, так как при этом исключен пеірелет бомбы через борт корабля. Сбрасывание ж е бомб со значи­ тельным недолетом приводит к подводным взрывам вблизи судна, которое для него в большинстве случаев опаснее, чем прямое по­ падание. В начале 1942 года в США бы ­ ли проведены испытания с целью определения эффективности этого способа бомбометания. П ри этом отрабатывались выходы на цель, моменты сбрасывания бомб и и зу ­ чались возможности поражения от огня противника в сравнении с порядка ' другими способами бомбометания. Испытания дали положительные результаты. Было выявлено, что топмачтовое, или как его иногда называют «прыгающее», бомбоме­ тание является наиболее эффек- j тивяым из всех ныие существую ­ щих способов. После испытаний. Мысль о топмачтовом способе бомбометания возникла из наблю­ дений за поведением бомб, сбро­ шенных с малой высоты. Было замечено, что бомбы, подвешенные на самолете горизонтально, после . сбрасывания их первые 30—40 м. | Длившихся несколько месяцев, падают, сохраняя почти горизон- ; топмачтовое бомбометание было тальное положение к скорость, полученную от самолета, с незна­ чительным отставанием от него. На основе этих наблюдений одн а­ ж ды быт атакован корабль таким образом, 'что сброшенные бомбы д о встречи с целью сделали не­ сколько прыжков по поверхности воды, аналогично тому, как пры ­ гают по воде плоские камешки, брошенные с большой силой в горизонтальной плоскости. Большая горизонтальная ск о ­ рость бомбы и настильность ее траектории создают условия, при которых бомба, соприкасаясь с водной поверхностью под острым углом, тут ж е отражается пример­ но под таким ж е углом и продол­ жает движение в воздухе или по поверхности воды (может быть и с небольшим углублением) вплоть д о встречи с бортом корабля. При топмачтовом бомбометании воз­ можно и прямое попадание в к о ­ рабль, т. е. без предварительного соприкосновения бомбы с водой. оое.зых ус- I успешно применено ' ловиях. Первым в военно-воідушиых си­ лах США способ топмдчтов:>го бомбометания успешно применил Вилльям Линд. В операциях про­ тив японских кораблей в юго-ja- падной части Тихого океана он потопил два корабля. Затем этим же способом на Средиземномор­ ском театре он сбросил д в е бом­ бы в ворота подземного ангара на острове Пантеллерия, и разрушил ангар. Только в одной из операций в море Бисмарка американцы пото­ пили топмачтовым способом бом­ бометания 12 японских транспор­ тов it 10 военных кораблей. Применяя этот способ на р аз­ личных морских театрах военных действий, американцы пришли к выводу, что тяж елы е самолеты типа Б-25 и Б-26 с л е д у е т исполь­ зовать только на д ал ь н и х комму­ никациях. Поэтому самолеты этих типов, как правило, вылетали па- рамаи без истребилетей сопровож ­ дения и действовали следующим образам: обнаружив корабли про­ тивника, первый заход самолеты производили с кормы. Один из с а ­ молетов, с целью подавления з е ­ нитных средств' атакуемого кораб­ ля, открывал ураганный огонь по его огневым точкам, привлекая на себя огонь ЗА МЗА всех кораб­ лей конвоя. В это время второй самолет, ігдя бреющим полетом на высоте 25—30 м. на скорости по­ рядка 400—600 км /час, топмачто­ вым способом атаковывал корабль противника бомбами. При повтор­ ном заходе на цель роль самоле­ тов в паре менялась. Заход при топмачтовом бомбо­ метании обычно осуществляйся с применением противозенитного ма­ невра. С этой целью бомбардігров- щик, зайдя с кормы судна, плани- ірует на него с пологим раззоро- !том, увеличивая курсовой утол ]д л я атаки и одновременно за т р у д ­ няя наводку зенитных орудіш. Сблизившись с целью на 80 — 100 м, летчик выравнивает само­ лет на высоте мачт корабля, сб р а­ сывает бомбы и выходит из атаки. После сбрасывания бомб топмач- товик пролетает н а д кораблем, з а ­ тем снова сниж ается примерно до уровня палубы и на большой с к о ­ рости уходит о т цели. Заслуж ивает внимания групповая тактика средних бомбардировщи­ ков американских ВВС при д ей ст­ виях их против японских кораб- лей_на Тихоокеанском театре в 1945 году. Вкрагтце она сводилась к следующему. П олучив данные об о бн ар уж е­ нии японского конвоя, командир соединения вы дел ял четыре э с ­ кадрильи шестисамолетного с о ­ става, перед которыми ставил з а ­ дачу уничтожить конвой. Выделенный наряд самолетов. Делился на> д в е группы, причем боевая зар яд к а к аж д о го самолета состояла из четырех 500-фунто­ вых (227 кг) бомб, с взрывателями, установленными на замедление в 4-5 сек. В злет групп происходил поочередно.' П родолжение следу ет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz