Североморский летчик. 1945, декабрь.
} д е к а б р я 1 9 4 5 г., № 3 0 4 (6 8 4 ). С Е В Е Р ОМ О Р С К И Й Л Е Т Ч И К УЧИСЬ НА ОПЫТЕ ВОИНЫ Бомбо-штурмовые удары по кораблям противника Майор В. АНДРЮШИН В условиях современной войны борьба на морских коммуникациях велась с большим .напряжением сил np.it использовании разнооб разных военных средств. Гитле ровская Г ермания широко и споль зовала морские коммуникации на северном театре. Фашисты были вынуждены подбрасывать под крепления к питать свои войска, действующие на крайнем правам фланге советско - германского фронта морскими путями. Обратными рейсами немцы вы возили из портов Северной Нор вегии и Финляндии необходимые для Германии никель (из Петсамо} и железную р у д у (из Киркенеса). Нарушение морских коммуника ций противника, срыв его морских перевозок являлся одной из о с новных зад ач Северного флота. Видная роль в решении этой за д а чи отводилась и ,североморской1 авиации. Самостоятельно и во взаимодействии с надводными ко раблями и подводными лодками, наши Военно-Воздушные силы вели систематическую борьбу на коммуникациях противника в Б а ренцевом море. На дальних морских коммуни кациях действовали торпедонос цы и бомбардировщики, на близ ких — штурмовики и истребите ли-бомбардировщики. Можно привести ряд примеров, когда авиация, взаимодействуя с торпедными катерами, добивалась немалых успехов. Однажды командование полу чило донесение от самюлета-раз- ѳедчика о движении большого конвоя противника с запада Н ор вегии. Состав конвоя: д в а танкера и три транспорта в охранении большого количества боевых ко раблей. Одновременно конвой с воздуха прикрывался истребителя ми противника. Командованием Се верного флота было принято реше ние — рядом последовательных ударов авиации и флота уничто жить танкеры я транспорты про тивника до подхода их к порту разгрузки. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАЧИ С целью отвлечь внимание про тивника от направления главного удара и д л я уменьшения противо- дейсть'.'Я его истребительной авиа ции на. ч были выделены специ ально демонстративные группы бомбардировщиков и истребите лей для нанесения удара и блоки рования аэродромов поотивника. Задача авиации и флота — одно временно нанести удар по задан ным об’ектам противника. В соответствии с принятым р е шением все группы ударной и и с требительной .авиации взлетели Для выполнения поставленной з а дача Первыми нанесла удар группа Штурмовиков по конвою противни ка, которая выполняла задачу по давления огня зенитной артилле рии кораблей охранения и наруше ния его боевого порядка. Истребители сопровождения этой группы завязали бой с ис требителями противника, п рик ры -' родов авиации и флота путем про- вавшими конвой. Это обеспечило успех нанесения ударов последую щими группами штурмовиков и бо>мбардировщиков, которые с разных высот и направлений н а несли ряд последовательных уд а ров по танкерам и транспортам врага. В результате бомбо-штурмового удара всех групп авиации, . от по падания прямых бомб были пото плены два танкера и два корабля охранения. Вслед з а ударом авиа ции в атаку на конвой вышли то р педные катера, которые потопили два транспорта противника. В результате нанесенных уда ров авиацией и катерами потопле но два немецких танкера, два транспорта и два корабля охране ния. В воздушных боях было сби то тринадцать истребителей про тивника. ВЫВОДЫ 1. Операция была правильно на целена н хорошо спланирована. Штурмовики и истребители со провождения в районе цели и над целью действовали правильно, выполняя точно все команды в е дущ его группы штурмовиков. 2. Группа бомбардировщиков в район цели пришла в заданный срок и удар наносила с заданного направления. 3. Торпедные катера действова ли в соответствии с разработан ным планом1командования. ПЛАНИРОВАНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИИ ШТАБОМ Боевые действия частей плани1- ровались исходя из задач кораб лей флота и авиации, которые, в свою очередь, слагались из сл е дующего: а) бомбо-штурмовые удары по конвоям и отдельным кораблям на коммуникациях и в портах про тивника; б) бомбо-штурмовые удары по аэродромам противника; в) обеспечение ПВО и ПЛО со юзных и своих конвоев на перехо де морем; г) обеспечение действий кораб лей и ударной авиации на комму никациях противника. Подобное планирование боевых действий в отношении задам и срокові выполнения производились только на первые вылеты. П осле дующие вылеты планировались ориентировочно, с учетом возмож ного изменения характера задач и степени напряжения действий ударной авиации при их выполне нии. Подготовка летного состава к выполнению боевых задач про водилась путем разборов харак терных боевых операций, прове денных частями, с полным анали зом отрицательных и положи тельных сторон. Кроме того, перед выполнением боевой задачи командованием со всем летным составом ударной и истребительной авиации проводи лись проигрыши полетов в классе. - посредством групповых упражне ний, военных игр и окончательная отработка взаимодействия всех ИНСТРУКТАЖ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В политотделе Н-ского соеди нения состоялось инструктивное совещание командиров частей, их заместителей по политчасти и председателей Участковых изби рательных комиссий. Инструктивный доклад о по рядке и технике составлении списка сделал старший инструк- Т0Р политотдела т. Наливко. Докладчик, указав на серьез ность этого дела и предуп редил, что составление списков не техническая работа, рассказал порядок заполнения списков, до ведения их до избирателей. — Особое внимание, — сказал т. Наливко, — должно быть об ращено на внесение в списки мо лодых избирателей. Зд есь надо учитывать не только год рож де ния этих избирателей, но и ме сяц их рождения и даж е число. Подполковник т. Пильвицкий, выступивший в конце совещания, обратил внігмание командного с о става на ответственность за с о ставление СПИСКОВ'. После совещания командирам частей и председателям Участко вых избирательных комиссий бы ли розданы бланки удостоверений на право голосования, ти туль ные листы, бланки списков изби рателей, пред’явившнх удостове рение на право голосования. ведения ЛТУ с фактическим ис пользованием оружия. Этот м е тод подготовки летного состава к выполнению боевых задач в пе риод Отечественной воины оправ дал себя полностью. В практике выполнения боевых задач предшествовала тщательная подготовка летного состава, как- то: а) создавались по возможности постоянные тактические группы штурмовиков и истребителей; б) с каждой группой а отдель ности, а затем совместно отраба тывались вопросы взаимодействия на земле и в воздухе как внутри авиационных групп (частей), так и с кораблей флота. В процессе учебно-боевой под готовки необходимо учить лич ный состав тому, с чем ему при ходится встречаться в бою. С целью отработки взаимодействия между видами авиации, на заня тиях по тактике, на групповых упражнениях, военных играх, уче ниях по боевому управлению и летно-талсточескизс учениях до лж ны присутствовать и участвовать офицеры взаігмодейхгтвующих ча стей. Д л я отработки взаимодействия с кораблями флота в операциях, где авиация выполняет обычно вспомогательные задачи, необхо димо проводить совместные воен ные игры, учения по боевому управлению и летно-тактические учения, где руководителем д о л жен являться командир и штаб соединения кораблей. Больше товаров широкого потребления! Тысячи пар изящной мужской, дамской и детской обуви сходят еж е дневно с конвейеров Ленинградской ордена Ленина фабрики «Скороход». На снимке: в упаковочном цехе. Комсомолка Валентина Касаткина укладывает в коробки готовую обувь. Фото С. Кропивницкого. Фотохроника ТАСС. Т О П М А Ч Т О В О Е Б О М Б О М Е Т А Н И Е 1. ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО СПОСОБА БОМБОМЕТАНИЯ ПО МОРСКИМ ЦЕЛЯМ За- последние годы второй ми ровой и Великой Отечественной войны существенные изменения претерпели способы бомбометания по морским целям, а также харак тер применяемых бомб if расчет бомбовой зарядки. „Целый ряд но вых данных, полученных из опы та боевых действий нашей авиа ции н авиации наших союзников, вносят значительные дополнения и изменения в установившиеся взгляды на бомбометание. Харак терно в этом отношении толмачто- вое бомбометание, получившее та кое название потому, что сбрасы вание бомб с самолета происходит примерно на высоте топа мачт ко рабля. Сущность этого способа состоит в использовании физиче ских свойств бомб, сброшенных с самолета, летящ его с большой скоростью на высоте 25—30 м. М а й о р В . Г Р И Д Ч И Н Однако обычно стремятся сбрасы вать бомбы с недолетом, так как при этом исключен пеірелет бомбы через борт корабля. Сбрасывание ж е бомб со значи тельным недолетом приводит к подводным взрывам вблизи судна, которое для него в большинстве случаев опаснее, чем прямое по падание. В начале 1942 года в США бы ли проведены испытания с целью определения эффективности этого способа бомбометания. П ри этом отрабатывались выходы на цель, моменты сбрасывания бомб и и зу чались возможности поражения от огня противника в сравнении с порядка ' другими способами бомбометания. Испытания дали положительные результаты. Было выявлено, что топмачтовое, или как его иногда называют «прыгающее», бомбоме тание является наиболее эффек- j тивяым из всех ныие существую щих способов. После испытаний. Мысль о топмачтовом способе бомбометания возникла из наблю дений за поведением бомб, сбро шенных с малой высоты. Было замечено, что бомбы, подвешенные на самолете горизонтально, после . сбрасывания их первые 30—40 м. | Длившихся несколько месяцев, падают, сохраняя почти горизон- ; топмачтовое бомбометание было тальное положение к скорость, полученную от самолета, с незна чительным отставанием от него. На основе этих наблюдений одн а ж ды быт атакован корабль таким образом, 'что сброшенные бомбы д о встречи с целью сделали не сколько прыжков по поверхности воды, аналогично тому, как пры гают по воде плоские камешки, брошенные с большой силой в горизонтальной плоскости. Большая горизонтальная ск о рость бомбы и настильность ее траектории создают условия, при которых бомба, соприкасаясь с водной поверхностью под острым углом, тут ж е отражается пример но под таким ж е углом и продол жает движение в воздухе или по поверхности воды (может быть и с небольшим углублением) вплоть д о встречи с бортом корабля. При топмачтовом бомбометании воз можно и прямое попадание в к о рабль, т. е. без предварительного соприкосновения бомбы с водой. оое.зых ус- I успешно применено ' ловиях. Первым в военно-воідушиых си лах США способ топмдчтов:>го бомбометания успешно применил Вилльям Линд. В операциях про тив японских кораблей в юго-ja- падной части Тихого океана он потопил два корабля. Затем этим же способом на Средиземномор ском театре он сбросил д в е бом бы в ворота подземного ангара на острове Пантеллерия, и разрушил ангар. Только в одной из операций в море Бисмарка американцы пото пили топмачтовым способом бом бометания 12 японских транспор тов it 10 военных кораблей. Применяя этот способ на р аз личных морских театрах военных действий, американцы пришли к выводу, что тяж елы е самолеты типа Б-25 и Б-26 с л е д у е т исполь зовать только на д ал ь н и х комму никациях. Поэтому самолеты этих типов, как правило, вылетали па- рамаи без истребилетей сопровож дения и действовали следующим образам: обнаружив корабли про тивника, первый заход самолеты производили с кормы. Один из с а молетов, с целью подавления з е нитных средств' атакуемого кораб ля, открывал ураганный огонь по его огневым точкам, привлекая на себя огонь ЗА МЗА всех кораб лей конвоя. В это время второй самолет, ігдя бреющим полетом на высоте 25—30 м. на скорости по рядка 400—600 км /час, топмачто вым способом атаковывал корабль противника бомбами. При повтор ном заходе на цель роль самоле тов в паре менялась. Заход при топмачтовом бомбо метании обычно осуществляйся с применением противозенитного ма невра. С этой целью бомбардігров- щик, зайдя с кормы судна, плани- ірует на него с пологим раззоро- !том, увеличивая курсовой утол ]д л я атаки и одновременно за т р у д няя наводку зенитных орудіш. Сблизившись с целью на 80 — 100 м, летчик выравнивает само лет на высоте мачт корабля, сб р а сывает бомбы и выходит из атаки. После сбрасывания бомб топмач- товик пролетает н а д кораблем, з а тем снова сниж ается примерно до уровня палубы и на большой с к о рости уходит о т цели. Заслуж ивает внимания групповая тактика средних бомбардировщи ков американских ВВС при д ей ст виях их против японских кораб- лей_на Тихоокеанском театре в 1945 году. Вкрагтце она сводилась к следующему. П олучив данные об о бн ар уж е нии японского конвоя, командир соединения вы дел ял четыре э с кадрильи шестисамолетного с о става, перед которыми ставил з а дачу уничтожить конвой. Выделенный наряд самолетов. Делился на> д в е группы, причем боевая зар яд к а к аж д о го самолета состояла из четырех 500-фунто вых (227 кг) бомб, с взрывателями, установленными на замедление в 4-5 сек. В злет групп происходил поочередно.' П родолжение следу ет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz