Североморский летчик. 1945, декабрь.
: е в е р о м о р с к и и л е т ч и к 26 декабря 194.І 30 і ,'68 і , В . К А Р П И Н С К И Й Б е с е д ы о С т а л и н с к о й К о н с т и т у ц и и Государственное устройство СССР РАСЦВЕТ АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК В пределах некоторых союзных республик, наряду с их основным населением, живут в тех или иных местах другие народы, которые составляют в этих республиках меньшинство населения, отличаю щ ееся своими национальными осо бенностями. Эти народы образуют на доброзольных началах автоном ные республики. К аждая' из них носит имя создавшего их народа, например: Татарская, Башкир ская, Чувашская, Мордовская, Я кутская, Абхазская автономные республики. Все автономные республики за короткое время высоко развили свое хозяйство и культуру. Возь мем для примера одну из наших автономных республик. На северо-востоке европейской части СССР, в бассейне рек П е чоры и Вычегды, лежит огромная, изобилующая природными богат ствами страна. При царской в л а сти жизнь обитающего здесь ко ми народа была крайне тяжела, темна, полна -нужды, горя и ли шений. Не раз коми восставали против царских властей. Но вос стания жестоко подавлялись. К о ми вымирали. При советской власти коми на род возродился к новой, счастли вой жизни, создал свою совет с к у ю национально-государствен ную организацию — Коми Авто номную Советскую Социалистиче скую Республику со столицей в городе Сыктывкаре. В республи ке развилась промышленность: построены различные заводы, д о бывается каменный уголь и нефть. Посевные площади Коми респуб лики увеличились в три раза. На полях коми колхозов работают тракторы и комбайны. Расц вела и национальная ку л ь тура коми народа. 97 процентов населения республики грамотно. Все дети школьного возраста учатся на родном языке. В 1939 году было в республике 103 сред них школы, 2 высших учебных заведения, 14 техникумов, 3 на циональных театра. Успешно раз вивается коми национальная лите ратура. И другие наши народы, образо вавшие автономные республики, добились таких же изумительных успехов в развитии своего хозяй ства и культуры. и другие культурные учреждения республики работают на родном языке данного народа. Таким образом, каждый совет ский народ, образовавший авто номную республику, обладает на столько широкими правами госу дарственного управления на своей территории, что может сам свободно решать все свои внут ренние дела. Кроме того, каждая автономная республика имеет свое особое представительство непосредствен но в верховном органе Советского Союза в лице 11 депутатов, избираемых гражданами республи ки, чтобы через этих депутатов выражать особые, национальные интересы республики в верховном органе власти СССР. Таково государственное устрой ство автономных республик. АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ Малые по численности совет ские народы также образовали свои национально-государственные организации: автономные области, национальные округа.. П ознако мимся кратко с историей одного из таких народов. В Сибири, по берегам Верхнего Енисея и его притока Абакана, с незапамятных времен живут хака сы. При царской власти природ ные богатства этого большого края не разрабатывались. Хакасский н а род ж естоко страдал под гнетом царских чиновников, русских к а питалистов и своих собственных князьков-богатеев. В «Сибирской газете» в 1881 г о д у писали, что «через 20 лет не будет в долинах Абакана ии одного туземца». Но пришла Октябрьская рево люция. При советской власти ожил хакасский народ, он приобщился к социалистическому строительст ву, создал свою Хакасскую авто номную область с центром ", -оро- де Абакане, Х акасская автономная область образована н а добровольных нача лах. Она входит в Красноярский край Российской Союзной Респуб лики. Хакасским народ имеет свои национальные органы государст венной власти и государственного управления: Совет депутатов тру дящихся, Исполнительный Коми тет этогр Совета. Все государст венные органы и культурные у ч реждения области действуют на родном языке хакасского народа. Автономная область обладает J правами государственного управ- j ления по всем вопросам своей і внутренней жизни. Кроме того, ав- j тономяая область имеет в лице 5 | депутатов, избираемых гражданами j области, свое особое представи- j тельство непосредственно в вер- ! ховном органе государственной 1 власти СССР и может ‘через него выражать там свои особые, нацио нальные интересы. Кочевой хакасский народ стал оседлым. Создана крупная промы шленность по добыче казѵкенного угля, золота, барита. На поля^ ха касских колхозов работают трак торы н комбайны. Хакасский народ почти сплошь грамотен. В Хэкассии есть учи тельский институт, 3 техникума, 3 театра, свое издательство, выпу скается 11 газет, с успехом разви вается хакасская национальная литература. Герой Социалистического Труда Антонина Николаевна Александрова учится сейчас в Ленинградском железнодо рожном техникуме имени Дзержинского. На снимке: преподаватель Б. М. Лишанский об’яскяе; Александровой сигнализацию на железных дорогах. Фото Б. Уткина. Фотохроника ТАСС. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ К аждая автономная республика представляет собою национальное Советское социалистическое госу дарство рабочих и крестьян, вхо дящее в состав той или иной союзной республики (и через нее в Советский Союз). Входя в состав союзной рес публики, автономная республика, в пределах своей территории, осу ществляет государственную власть на автонрмных началах. Это значит,, что республика управ ляется сама чер^& свои государст венные органы. Автономная республика имеет свою Конституцию, издает свои республиканские законы, обяза тельные к исполнению на ее тер ритории. Общесоюзные законы и законы соответствующей союзной республики также обязательны к ■исполнению на территории авто номной республики. Автономная республика имеет свои высшие органы государст венной власти и госудапственно- го управления: Верховный Совет, Президиум Верховного Совета, Совет Народных Комиссаров (пра вительство) автономной респуб лики. Все эти органы, а также мест ные Советы, их Исполнительные Комитеты, народные суды, школы *) Предыдущие беседы см. в №№ за 16 и 30 ноября, 13, 23 н 25 декабря. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОКРУГ Малые народы, живущие на Д а леком Севере Советского Союза, создали национальные округа. Р асскажем на примере одного из, них, что такое национальный ок- руг. В низовьях реки Оби и Таза, на Ямале и других полуостровах, из давна живут ненцы. Неисчисли мые богатства края составляет «мягкое золото» — пушнина, а такж е ценные породы рыбы. Но судьба ненцев в царской России была так же ужасна, к а к и всех других небольших нерусских на родов: они вымирали. При советской власти жизнь н е нецкого народа неузнаваемо изме нилась, особенно с тех пор, как ненцы образовали Ямало-Ненец кий национальный округ с цент ром в городе Салехард. З а 10 лет более половины н асе ления округа перешло на оседлую жизнь. В округе созданы крупные рыбозаводы, вокруг которых орга низовались рыболовецкие к о л х о зы. Основным звеном пушного промысла стала колхозная бригаг да охотников. Животноводство округа, знавшее только оленей, обогатилось крупным рогатым скотом, овцами, лошадьми, свинь ями. В этом заполярном крае п оя вилось земледелие. В округе, где в старое время н а селение было сплошь неграмотным и оставалось без всякой медицин ской помощи, появились десятки больниц, амбулаторий, ф ельдшер ских и акушерских пунктов, д е сятки начальных и средних школ. В округе есть национальное педа гогическое училище, оленеводче ский зоотехникум, три научных станции, издается 6 газет. Появи лась и у ненцев своя •националь ная литература. Национальный округ обра зуется на добровольных началах и входит в область или край Р о с сийской Союзной Республики. Он на? 1Юнальные °Р ганы собранием, ложится в основу дея государственной власти и госуѵ | , ^ я о ст ' партийной организации в выполн-ении лроизводст-веиного Нан я овладеваю марнсистсно - ленинсиой теорией П еред началом изучения) «Кра>т- j кого курса, я очень много .щт- кого кур са истории ВКП(б)» я по- I лож ил труда д л я изучения 2-го раздела. Вначале я прочел биографию 'Карла Маркса, на- писанную В. И. Лениным, озна комился -с эпохой, в которую жили и работали Карл Маркс и Фрид рих Энгельс. Пользуясь «Кратким философским словарем», мне легко было выяснять все неясные вопро сы по философии. После конспек тирования 2-го раздела я еще раз повторил его. Н аряду с «Кратким курсом исто рии В К П (б > , я читаю и изучаю первоисточники. З а последнее вре мя прочел и законспектировал «Манифест коммунистической пар тии» ОК- Маркс, Ф. Энгельс), тги-ды В. И. Ленина: «Что такое «друзья народа» и как они воюют поотив социал демократов», «Что делать?», «Две тактики социал- демократии о демократической революции», «Империализм, как: высшая стадия капитализма.*, «Государство и революция» / другие. Приобретенные знания я пере даю своим товарищам, помогаю коммунистам изучать историю ка шей партии. Д елаю это путем то варищеских дискуссий, которыг помогают лучше усвоить изуча - мый материал. Член ВКП(б) С. КОТЛОВ: советовался с начальником парт кабинета т. Ж егловым о том, как лучш е составлять конспект и р а ботать самостоятельно над кни гой. Капитан т. Ж егл о в расс к а зал мне, что нужно делать и по рекомендовал прочесть ряд ста тей, опубликованных в журналах. Сейчас у меня выработался свой, стиль в работе н ад книгой. Сначала я вдумчиво прочитываю один раздел, выписываю основные вопросы, продумываю их, а затем кратко, своими словами, консп ек тирую, а т акж е выписываю основ ные цитаты. При чтенин встречаются непо нятные слова, я их сначала выпи сываю, а потом ищу ответ в с л о варях. Если мне не удается найти ответ самостоятельно, то я обра щаюсь к начальнику парткабине та, который .мне всегда помогает. И зучая Краткий курс па пер воисточникам, я убедился, что только тогда можно успешно о в ладеть марк еист ск о -ленинской наукой, когда систематически, каждый день будешь работать над книгой, не оставляя неразре шенных вопросов, контролиро вать самого себя, как ты усвоил проработанный материал. Д ой дя до четвертой главы Крат- ------О— ПАРТИЙНАЯ организация помогает оыполшь ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН Партийная организация, где т. Андронов, оказывает практиче скую помощь командованию в вы полнении производственного пла на. Начинается это с проведения партийного собрания. Д о к л ад о за дачах партийной организации по выпол нен ию произво дственно г о плана делает начальник авиама стерских. Хорошо подготовленное пар тийное собрание проходит дел о вито, коммунисты активно вы сту пают в прениях, выдвигают цен ные предложения, критикуют имеющиеся недостатки. Решение, принятое партийным На Батумском судоремонтном заводе заслуженной славой пользуется комсомольская бригада корпусников. В т яж е лые годы войны, благодаря ее самоотверженному труду, было досрочно отремонтировано не сколько судов. И сейчас бригада не снижает темпов работы. Она системати чески перевыполняет план ре монта не меньше, чем на 250 процентов. На снимке: комсомольцы бригады за работой. Слева на право: Н. Кривошеев, Б. Коро- стпенко и Н. Уразбаев. Фото В. Бабаяна. Фотохрони ка ТАСС. дарственного j-правления: Совет депутатов трудящихся округа. И с полнительный Комитет этого С о вета. Все органы и учреждения округа работают на родном языке данного народа. Национальный округ пользует ся правами государственного уп равления по всем вопросам своей внутренней жизни. Граждане н а ционального округа избирают своего особого представителя н е посредственно в верховный орган государственной власти СССР, чтобы там выражать свои особые, национальные интересы. Чем ж е об'яснить небывалые успехи, достигнутые всеми совет с к и й народами, образовавшими свои национально-государственные организации? Эти успехи об’ясняются ленин ско-сталинской национальной по литикой коммунистической партии и советской власти. Об этом в следующей статье. бригада т. Тихомирове — на 120- - 130 проц. В практике партийной органи зации укоренилась форма совета ния коммунистов, производствен ников, на которых собираются лучшие лю д а аавамастерсхвд делятся опытом работы, вскры вают недостатки. Большую роль играет стенная печать. В каждом цехе выходят боевые листки, в которых показы ваются лучшие производствен»',; ки, подвергаются критике товари щи, которые не с полной отдачей выполняют данные им задания. Н е упускается и индивидуала ная работа с коммунистами, личн- с ними беседуют члены партшш го бюро, парторги. Направляя основное внимание на помощь командованию по обесп-е чению выполнения производ ственного плана, партийная орга- низация добилась ведущей роли коммунистов. Товарищи Черный Демаков, Корниенко, Червяков Поликарпов, Котов, Игнатов, к-і? и многие другие, намного пере выполняют задания. За ними сле дуют беспартийные товарищи Ерофеев, Ермаков, Чистов и дру гий, которые значительно перевы полняют нормы, И. МАКСИМОВ ------ О— Р ЕКО РД КУ ЗН ЕЦА ВАСИЛИЯ КОРД ЗАД ЗЕ щнх предприятий города. Вместе с молотобойцем Муравьевым он, работая одновременно на дву* горнах, «а-днях установил вы дающийся производственный ре* норму на 1Обо плана. На основании его партбюро расстанавливает свой актив, дает конкретные задания коммунистам, После инструктажа агитаторы в цехах проводят беседы, популяри зируют опыт лучших производ ственников авиа-мастерских, рас сказывают о новых стахановских методах в нашей стране. Партий ный актив, агитаторы не только словом, но и делом пропаганди руют высокую производитель ность труда. Товарищи Корычев, Карпенко, Гаврилоэ выполняют норму в среднем на 150 проц., ТБИЛИСИ , 24 декабря. (ТАСС). Знатный стахановец тби лисского машиностроительного завода имени 26 комиссаров Ва силий Кордзадзе — инициатор соревнования в честь выборов в Верховный Совет СССР среди кузнецов металло-обрабатываю- корд — выполнил проц.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz