Североморский летчик. 1945, декабрь.

: е в е р о м о р с к и и л е т ч и к 26 декабря 194.І 30 і ,'68 і , В . К А Р П И Н С К И Й Б е с е д ы о С т а л и н с к о й К о н с т и т у ц и и Государственное устройство СССР РАСЦВЕТ АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК В пределах некоторых союзных республик, наряду с их основным населением, живут в тех или иных местах другие народы, которые составляют в этих республиках меньшинство населения, отличаю­ щ ееся своими национальными осо­ бенностями. Эти народы образуют на доброзольных началах автоном­ ные республики. К аждая' из них носит имя создавшего их народа, например: Татарская, Башкир­ ская, Чувашская, Мордовская, Я кутская, Абхазская автономные республики. Все автономные республики за короткое время высоко развили свое хозяйство и культуру. Возь­ мем для примера одну из наших автономных республик. На северо-востоке европейской части СССР, в бассейне рек П е­ чоры и Вычегды, лежит огромная, изобилующая природными богат­ ствами страна. При царской в л а­ сти жизнь обитающего здесь ко­ ми народа была крайне тяжела, темна, полна -нужды, горя и ли ­ шений. Не раз коми восставали против царских властей. Но вос­ стания жестоко подавлялись. К о ­ ми вымирали. При советской власти коми на­ род возродился к новой, счастли­ вой жизни, создал свою совет­ с к у ю национально-государствен­ ную организацию — Коми Авто­ номную Советскую Социалистиче­ скую Республику со столицей в городе Сыктывкаре. В республи­ ке развилась промышленность: построены различные заводы, д о ­ бывается каменный уголь и нефть. Посевные площади Коми респуб­ лики увеличились в три раза. На полях коми колхозов работают тракторы и комбайны. Расц вела и национальная ку л ь ­ тура коми народа. 97 процентов населения республики грамотно. Все дети школьного возраста учатся на родном языке. В 1939 году было в республике 103 сред­ них школы, 2 высших учебных заведения, 14 техникумов, 3 на­ циональных театра. Успешно раз­ вивается коми национальная лите­ ратура. И другие наши народы, образо­ вавшие автономные республики, добились таких же изумительных успехов в развитии своего хозяй­ ства и культуры. и другие культурные учреждения республики работают на родном языке данного народа. Таким образом, каждый совет­ ский народ, образовавший авто­ номную республику, обладает на­ столько широкими правами госу­ дарственного управления на своей территории, что может сам свободно решать все свои внут­ ренние дела. Кроме того, каждая автономная республика имеет свое особое представительство непосредствен­ но в верховном органе Советского Союза в лице 11 депутатов, избираемых гражданами республи­ ки, чтобы через этих депутатов выражать особые, национальные интересы республики в верховном органе власти СССР. Таково государственное устрой­ ство автономных республик. АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ Малые по численности совет­ ские народы также образовали свои национально-государственные организации: автономные области, национальные округа.. П ознако­ мимся кратко с историей одного из таких народов. В Сибири, по берегам Верхнего Енисея и его притока Абакана, с незапамятных времен живут хака­ сы. При царской власти природ­ ные богатства этого большого края не разрабатывались. Хакасский н а ­ род ж естоко страдал под гнетом царских чиновников, русских к а ­ питалистов и своих собственных князьков-богатеев. В «Сибирской газете» в 1881 г о д у писали, что «через 20 лет не будет в долинах Абакана ии одного туземца». Но пришла Октябрьская рево­ люция. При советской власти ожил хакасский народ, он приобщился к социалистическому строительст­ ву, создал свою Хакасскую авто­ номную область с центром ", -оро- де Абакане, Х акасская автономная область образована н а добровольных нача­ лах. Она входит в Красноярский край Российской Союзной Респуб­ лики. Хакасским народ имеет свои национальные органы государст­ венной власти и государственного управления: Совет депутатов тру ­ дящихся, Исполнительный Коми­ тет этогр Совета. Все государст­ венные органы и культурные у ч ­ реждения области действуют на родном языке хакасского народа. Автономная область обладает J правами государственного управ- j ления по всем вопросам своей і внутренней жизни. Кроме того, ав- j тономяая область имеет в лице 5 | депутатов, избираемых гражданами j области, свое особое представи- j тельство непосредственно в вер- ! ховном органе государственной 1 власти СССР и может ‘через него выражать там свои особые, нацио­ нальные интересы. Кочевой хакасский народ стал оседлым. Создана крупная промы­ шленность по добыче казѵкенного угля, золота, барита. На поля^ ха­ касских колхозов работают трак­ торы н комбайны. Хакасский народ почти сплошь грамотен. В Хэкассии есть учи­ тельский институт, 3 техникума, 3 театра, свое издательство, выпу­ скается 11 газет, с успехом разви­ вается хакасская национальная литература. Герой Социалистического Труда Антонина Николаевна Александрова учится сейчас в Ленинградском железнодо­ рожном техникуме имени Дзержинского. На снимке: преподаватель Б. М. Лишанский об’яскяе; Александровой сигнализацию на железных дорогах. Фото Б. Уткина. Фотохроника ТАСС. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ К аждая автономная республика представляет собою национальное Советское социалистическое госу­ дарство рабочих и крестьян, вхо­ дящее в состав той или иной союзной республики (и через нее в Советский Союз). Входя в состав союзной рес­ публики, автономная республика, в пределах своей территории, осу­ ществляет государственную власть на автонрмных началах. Это значит,, что республика управ­ ляется сама чер^& свои государст­ венные органы. Автономная республика имеет свою Конституцию, издает свои республиканские законы, обяза­ тельные к исполнению на ее тер­ ритории. Общесоюзные законы и законы соответствующей союзной республики также обязательны к ■исполнению на территории авто­ номной республики. Автономная республика имеет свои высшие органы государст­ венной власти и госудапственно- го управления: Верховный Совет, Президиум Верховного Совета, Совет Народных Комиссаров (пра­ вительство) автономной респуб­ лики. Все эти органы, а также мест­ ные Советы, их Исполнительные Комитеты, народные суды, школы *) Предыдущие беседы см. в №№ за 16 и 30 ноября, 13, 23 н 25 декабря. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОКРУГ Малые народы, живущие на Д а ­ леком Севере Советского Союза, создали национальные округа. Р асскажем на примере одного из, них, что такое национальный ок- руг. В низовьях реки Оби и Таза, на Ямале и других полуостровах, из­ давна живут ненцы. Неисчисли­ мые богатства края составляет «мягкое золото» — пушнина, а такж е ценные породы рыбы. Но судьба ненцев в царской России была так же ужасна, к а к и всех других небольших нерусских на­ родов: они вымирали. При советской власти жизнь н е ­ нецкого народа неузнаваемо изме­ нилась, особенно с тех пор, как ненцы образовали Ямало-Ненец­ кий национальный округ с цент­ ром в городе Салехард. З а 10 лет более половины н асе­ ления округа перешло на оседлую жизнь. В округе созданы крупные рыбозаводы, вокруг которых орга­ низовались рыболовецкие к о л х о ­ зы. Основным звеном пушного промысла стала колхозная бригаг да охотников. Животноводство округа, знавшее только оленей, обогатилось крупным рогатым скотом, овцами, лошадьми, свинь­ ями. В этом заполярном крае п оя­ вилось земледелие. В округе, где в старое время н а­ селение было сплошь неграмотным и оставалось без всякой медицин­ ской помощи, появились десятки больниц, амбулаторий, ф ельдшер­ ских и акушерских пунктов, д е ­ сятки начальных и средних школ. В округе есть национальное педа­ гогическое училище, оленеводче­ ский зоотехникум, три научных станции, издается 6 газет. Появи­ лась и у ненцев своя •националь­ ная литература. Национальный округ обра­ зуется на добровольных началах и входит в область или край Р о с ­ сийской Союзной Республики. Он на? 1Юнальные °Р ганы собранием, ложится в основу дея государственной власти и госуѵ | , ^ я о ст ' партийной организации в выполн-ении лроизводст-веиного Нан я овладеваю марнсистсно - ленинсиой теорией П еред началом изучения) «Кра>т- j кого курса, я очень много .щт- кого кур са истории ВКП(б)» я по- I лож ил труда д л я изучения 2-го раздела. Вначале я прочел биографию 'Карла Маркса, на- писанную В. И. Лениным, озна­ комился -с эпохой, в которую жили и работали Карл Маркс и Фрид­ рих Энгельс. Пользуясь «Кратким философским словарем», мне легко было выяснять все неясные вопро­ сы по философии. После конспек­ тирования 2-го раздела я еще раз повторил его. Н аряду с «Кратким курсом исто­ рии В К П (б > , я читаю и изучаю первоисточники. З а последнее вре­ мя прочел и законспектировал «Манифест коммунистической пар­ тии» ОК- Маркс, Ф. Энгельс), тги-ды В. И. Ленина: «Что такое «друзья народа» и как они воюют поотив социал демократов», «Что делать?», «Две тактики социал- демократии о демократической революции», «Империализм, как: высшая стадия капитализма.*, «Государство и революция» / другие. Приобретенные знания я пере­ даю своим товарищам, помогаю коммунистам изучать историю ка­ шей партии. Д елаю это путем то­ варищеских дискуссий, которыг помогают лучше усвоить изуча - мый материал. Член ВКП(б) С. КОТЛОВ: советовался с начальником парт­ кабинета т. Ж егловым о том, как лучш е составлять конспект и р а ­ ботать самостоятельно над кни ­ гой. Капитан т. Ж егл о в расс к а­ зал мне, что нужно делать и по­ рекомендовал прочесть ряд ста­ тей, опубликованных в журналах. Сейчас у меня выработался свой, стиль в работе н ад книгой. Сначала я вдумчиво прочитываю один раздел, выписываю основные вопросы, продумываю их, а затем кратко, своими словами, консп ек­ тирую, а т акж е выписываю основ­ ные цитаты. При чтенин встречаются непо­ нятные слова, я их сначала выпи­ сываю, а потом ищу ответ в с л о ­ варях. Если мне не удается найти ответ самостоятельно, то я обра­ щаюсь к начальнику парткабине­ та, который .мне всегда помогает. И зучая Краткий курс па пер­ воисточникам, я убедился, что только тогда можно успешно о в ­ ладеть марк еист ск о -ленинской наукой, когда систематически, каждый день будешь работать над книгой, не оставляя неразре­ шенных вопросов, контролиро­ вать самого себя, как ты усвоил проработанный материал. Д ой дя до четвертой главы Крат- ------О— ПАРТИЙНАЯ организация помогает оыполшь ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН Партийная организация, где т. Андронов, оказывает практиче­ скую помощь командованию в вы­ полнении производственного пла­ на. Начинается это с проведения партийного собрания. Д о к л ад о за ­ дачах партийной организации по выпол нен ию произво дственно г о плана делает начальник авиама­ стерских. Хорошо подготовленное пар­ тийное собрание проходит дел о ­ вито, коммунисты активно вы сту­ пают в прениях, выдвигают цен­ ные предложения, критикуют имеющиеся недостатки. Решение, принятое партийным На Батумском судоремонтном заводе заслуженной славой пользуется комсомольская бригада корпусников. В т яж е ­ лые годы войны, благодаря ее самоотверженному труду, было досрочно отремонтировано не­ сколько судов. И сейчас бригада не снижает темпов работы. Она системати­ чески перевыполняет план ре­ монта не меньше, чем на 250 процентов. На снимке: комсомольцы бригады за работой. Слева на­ право: Н. Кривошеев, Б. Коро- стпенко и Н. Уразбаев. Фото В. Бабаяна. Фотохрони­ ка ТАСС. дарственного j-правления: Совет депутатов трудящихся округа. И с ­ полнительный Комитет этого С о ­ вета. Все органы и учреждения округа работают на родном языке данного народа. Национальный округ пользует­ ся правами государственного уп ­ равления по всем вопросам своей внутренней жизни. Граждане н а­ ционального округа избирают своего особого представителя н е­ посредственно в верховный орган государственной власти СССР, чтобы там выражать свои особые, национальные интересы. Чем ж е об'яснить небывалые успехи, достигнутые всеми совет­ с к и й народами, образовавшими свои национально-государственные организации? Эти успехи об’ясняются ленин­ ско-сталинской национальной по­ литикой коммунистической партии и советской власти. Об этом в следующей статье. бригада т. Тихомирове — на 120- - 130 проц. В практике партийной органи­ зации укоренилась форма совета ния коммунистов, производствен ников, на которых собираются лучшие лю д а аавамастерсхвд делятся опытом работы, вскры­ вают недостатки. Большую роль играет стенная печать. В каждом цехе выходят боевые листки, в которых показы ваются лучшие производствен»',; ки, подвергаются критике товари щи, которые не с полной отдачей выполняют данные им задания. Н е упускается и индивидуала ная работа с коммунистами, личн- с ними беседуют члены партшш го бюро, парторги. Направляя основное внимание на помощь командованию по обесп-е чению выполнения производ­ ственного плана, партийная орга- низация добилась ведущей роли коммунистов. Товарищи Черный Демаков, Корниенко, Червяков Поликарпов, Котов, Игнатов, к-і? и многие другие, намного пере­ выполняют задания. За ними сле­ дуют беспартийные товарищи Ерофеев, Ермаков, Чистов и дру гий, которые значительно перевы полняют нормы, И. МАКСИМОВ ------ О— Р ЕКО РД КУ ЗН ЕЦА ВАСИЛИЯ КОРД ЗАД ЗЕ щнх предприятий города. Вместе с молотобойцем Муравьевым он, работая одновременно на дву* горнах, «а-днях установил вы­ дающийся производственный ре* норму на 1Обо плана. На основании его партбюро расстанавливает свой актив, дает конкретные задания коммунистам, После инструктажа агитаторы в цехах проводят беседы, популяри­ зируют опыт лучших производ­ ственников авиа-мастерских, рас­ сказывают о новых стахановских методах в нашей стране. Партий­ ный актив, агитаторы не только словом, но и делом пропаганди­ руют высокую производитель­ ность труда. Товарищи Корычев, Карпенко, Гаврилоэ выполняют норму в среднем на 150 проц., ТБИЛИСИ , 24 декабря. (ТАСС). Знатный стахановец тби­ лисского машиностроительного завода имени 26 комиссаров Ва­ силий Кордзадзе — инициатор соревнования в честь выборов в Верховный Совет СССР среди кузнецов металло-обрабатываю- корд — выполнил проц.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz