Североморский летчик. 1945, декабрь.
23 декабря 1945 г., № 302 (682 ). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 3 ш ш ш ш &ш вш г S f l Инженер-полковник Р. СОБЧЕНКО СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫС0Н00НТАН0ВЫХ АВИАЦИОННЫХ ТОПЛИВ В таблице № 2 приведены дан- і но потребляемые авиацией, состо- і фігнозых углеводородов нормаль ные о советских а.виабензшіах. Из ят, главным образом, из нафтез-о-1 кого строения (в силу этого они этой таблицы видно, что наши ба- ш х углеводородов, в отли :ке от | имеют худшую стойкость в отно- кинские бензины, преимуществен- I бакинских, грозненских ісз пар::- шеннн детонации). Т А Б Л И Ц А № 2 . Г р у п п о в о й х и м и ч е с к и й с о с т а в с о в е т с к и х а в и а б е н з и н о в , д о б ы в а е м ы х и з р а з л и ч н ы х н е ф т е й »Щ ш т ’У **-.; 'Ш : ИЗ АЛЬБОМА ХУДОЖНИКА Г. Н. ВЕСЕЛОВА. Выступ ление концертной бригады на фронтовом аэродроме в перерыв между боями. Фоторепродукция В. Ефимова, Старший лейтенант П. МАЛАФЕЕВ К о м с о м о л ь ц ы и м о л о д е ж ь н а в с т р е ч у в ы б о р а м Подготовка к выборам в Вер -1 свое звено на одно из первых Исходный продукт Уделы вес ый Начало кипения и граду сах .С* Коней кипеі и в гі аду- с*х „С* С "Держание •глеводородов в процентах Ароѵатн ческих Нафтеновых Парафи новых Октано вое число Бензины из бакинских нефтей 1. Отборная сурахан- ская.нефть 0,751 87 140 1.0 76,5 22.5 74 2. Лок-батаискал нефть 0,73(5 72 141) 3,0 5(>,7 40.3 70 3. Калинекая нефть 0,746 78 160 0,4 68,0 31,(1 72 Бензины из грозненских нефтей 1. Грозненская беспа- рафнновая нефть 0,723 — 128 8 .0 36,0 •56.0 64 2. Грозненская ііара- фннистая нефть 0,710 52 1 28 4.0 29.0 67,0 59 ховный, Совет СССР подняла но вую волну деловой и политиче ской активности комсомольцев и молодежи частей и подразделе ний Н -ского гарнизона. Комсо мольские организации привлекли к участию в агитационно-массо- вой работе широкие круги комсо мольского актива. Многие д есят ки комсомольцев работают агита торами, оформляют помещения агитпунктов, готовят худож ест венную самодеятельность, помо гают в составлении списков изби р а т е л е й , восемь членов BJIKCM Оголяются членами Участковых и з бирательных комиссий. Поднялась авангардная роль комсомольцев и молодежи в учебно-боевой подго товке, в укреплении воинской Дисциплины. Обо всем этом рас сказывали комсомольские активи сты на собрании комсомольского актива, состоявшемся 20 декабря. В прениях по докл аду о зад а чах комсомольских организаций в подготовке и проведении выборов в Верховный Совет СССР высту пило 10 человек. — Сейчас в цехах ремонт ных мастерских — небывалый под’ем,— заявил комсорг т. Д у б и на, — комсомольцы и молодежь день ото дня повышают произво дительность труда. Среди вольно наемных рабочих ширится соци алистическое соревнование в честь выборов. Комсомольцы и м олоды е рабочие выполняют обя за т е л ь с т в а в соревновании. Образ цы трудовой доблести показы вают ч л е н ы ВЛКСМ Вологодин, С колов, Казаков. Все они е ж е дневно перевыполняют нормы, а К азаков становится двухсотни- ком ч асти . Комсорг т. Ломаков рассказал активу о том, что молодые л ет чики части добились зам ечатель ных успехов в освоении своей специальности. Командир звена комсомолец т. Коваленко вывел мест в подразделении по боевой и политической подготовке. Много внимания -на собрании а к тива было уделено вопросам уча стия комсомольцев в агитацион но пропагандистской работе. — Комсомольцы нашей органи зации, — говорил член бюро ВЛКСМ части т. Батов, — яви лись инициаторами ряда ценных мероприятий. Они выпустили специальный номер стенгазеты, посвященный выборам, худож е ственно оформили ленинскую ком нату, жилые кубрики, ведут си стематическую агитационную ра боту с молодыми избирателями. Активист Сатзапульцев отметил, что в части много молодых изби рателей, которые будут голосо вать впервые. Он рассказал об : огромном интересе с их стороны к избирательному закону. В куб риках часто разгораются ожив ленные споры. Спорные и недо уменные вопросы помогают разре шать агитаторы. Выступившие особенно отмеча ли хорошую работу агитаторов комсомольцев тт. Комарова, Б е лова,, Морозова и других. В част ности, комсорг т. Каневский у к а зал на необходимость чаще инст руктировать агитаторов, обеспе чивать литературой, направлять их деятельность. Он высказал такж е пожелание молодежи п о слушать квалифицированные л ек ции о международном положении и на другие темы. Комсомольский актив принял развернутое решение, в котором н а метил конкретные мероприятия по усилению работы комсомольских организаций в подготовке и про ведении выборов, призвал комсо мольцев и молодежь единодушно отдать свои голоса за кандида тов. сталинского б л о к а . коммуни стов и беспартийных. О м а с т е р а р е с т а в р а ц и и а р х и т е к т у р н ы х п а м я т н и к о в КИЕВ, 21 декабря. (ТАСС). ° период оккупации Украины не- ; еДко-фашистские захватчики уничтожили или серьезно повредили много памятников архи тек туры. и С о вн арко м У С С Р р е ш и л создать рокую учебную- сеть по подго- вке кадров реставраторов. В еве, Одессе, Харькове, Л ьв о ве, Днепропетровске и Сталине,, а такж е при «Гипрограде» органи зуются курсы чертежников. При Управлении по делам архитекту ры при Č H K УССР создаются курсы подготовки- высококвалифи цированных лепщиков, каменщи ков, плотников и других специа листов. Еще недавно нефтяные бензины полностью удовлетворяли всем •ребованиям, пред’являемым к лвиатопливам. В последнее время, особенно, за годы второй мировой войны, в связи с появлением в авиации мощных форсированных ло степени сжатия и особенно по наддуву моторов, чистые бензины нефтяного происхождения, как авиатоплива, по своим антидетона- ционным свойствам перестали удовлетворять современные авиа двигатели. И не удивительно по этому, что октановые числа иаи- лучших сортов авиабензинов, по лучаемых из самых .высококачест венных нефтей, ресурсы которых весьма ограничены, не превышают 80 единиц. В основной своей массе октановые числа авиабензинов наг ходятся в пределах 50—60 единиц. Д л я обеспечения надежной работы современных авиамоторов необхо димы авиатоплива с октановыми числами от 95 и выше 100. Бурное развитие современного авиамоторостроения потребовало от нефтяной и других отраслей промышленности изыскания эф фективных способов повышения антидетонационных свойств бензи нов и производства авиатоплив с необходимым качеством. Р е зультаты организованных в связи с этим широких исследователь ских работ во многих странах не замедлили сказаться. Первым ша гом в этом направлении, сделан ным еще .в 1922. г. ученым Мид- жлеем, было открытие им тет- раэтилового свинца (ТЭС), при бавление которого в незначитель ных количествах (около 5 процен тов) к топливам сильно повысило их антидетонационную стойкость. С тех пор и до настоящего вре мени многие ученые, во многих странах, неустанно продолжают поиски более эффективных анти детонаторов. Однако новых анти детонаторов, не только более эффективных, но хотя бы равно ценных по своей силе ТЭС, еще никем не найдено. ТЭС является единственным, непревзойденным, наиболее эффективным (верно, в известных, весьма ограниченных, пределах), применяемым во всех странах мира антидетонатором. ТЭС в авиабензинах применяет ся не в чистом виде, а в смеси с бромистыми соединениями. Эта смесь называется этиловой жид костью. Бромистые соединения в этиловой жидкости необходимы тля разрыхления и выноса свин ца,, выделяющегося при сгорании свинцового толливагвд цилиндров двигателя. С помощью этой эти ловой, жидкости. октановые, числа ■'внатоплив, в зависимости от их химического состава, можно по- зысить на 12—20 единиц. Однако, несмотря на в с е . ука-. чанные' преимущества этиловой жидкости, возможности ее при- I бензинов, к которым добавляли менения в авиабензинах для по- ’ высокооктановые компоненты, вышения их октанового числа все j первое время применялись бензи- же ограничены. Почему? і ны прямой перегонки. В 1930 г. в Во-первых, потому, что октано- ; с ш л количество таких бензинов вое число чистых бензинов пѵтем ; составляло от общей массы около прибавления этиловой жидкости, как уже было сказано выше, уве личивается, самое большее на 20 единиц. Если учесть, что у основ ной массы авиабензина октановое число 50—60 единиц, то при д о бавке этиловой жидкости октано- 52 процентов. Среднее октановое число американских бензинов пря мой гонки находится в пределах 50—60 единиц. Поэтому позже, в 1938— 1940 гг., при появлении по требности в более высокооктано вых авиатопливах, от применения вое число может быть повышено до . бензинов прямой гонки отказались и перешли к другому способу. 70—80 единиц, а д л я лучших бен зинов—до 90—95 единиц, в частно сти для. нашего Б-70. Д л я совре менных же мощных авиамоторов требуется топливо с октановым числом не ниже 95 и выше 100. Во-вторых, эффективность дей ствия этиловой жидкости по ме ре увеличения в бензинах ее ко личества — уменьшается и пос ле добавления 4 куб. см. на 1 кг. топлива становится практически ничтожной. В-третьих, содержание на 1 кг. бензина свыше 4 куб. см. этиловой Второй—-повышение октанового числа «базовых» нефтяных бензи нов прямой гонки путем измене ния их химического состава, т. е. обогащения этих бензинов изо- парафиновыми, нафтеновыми или ароматическими углеводородами. Наиболее эффективными из них оказались термический и катали тический процессы — риформинг и гидроформинг-процессы. С по мощью этих процессов в нефтя ной промышленности США уд ает ся сейчас переводить зн ачи тель ное количество своих низкоокта новых нефтяных бедаинов в высо- жндкостн, вследствие осаждения ,> I ULM .Л. IWVf»I/тіл л ѵѵ^пѵхшио U оіяѵѵ оольшого количества свинца на | кооктановые (с октановыми1числа- клапанах, поршнях, свечах и про- Мі1 порядка 76—78 единиц') и до- чем, очень вредно отражается -на і статочно чувствительные к этнло- деталях моторов. ! вой жидкости. Октановое число Исходя из всего этого, в США , реформированных таким образом И у нас были вынуждены пойти да- «базовых» нефтяных бензинов с *) О кон чан и е. Н а ч а л о см. в № іа 22 д ек а б р я . лее по пути изыскания новых, еще более эффективных и безопасных для самих авиамоторов, методов получения высокооктановых топ лив. И надо сказать добились немалых успехов. Каковы же основные способы получения современных высоко октановых топлив, применяемых в США? Эти способы следующие: Первый — улучшение химиче ского состава авиабензинов путем введения в них высокооктановых компонентов. К таким высокооктановым ком понентам относятся изооктан, изо- пентан, неогексац,- алкилбензнн и др. Добавляя 30—-50 процентов этих компонентов, ѳбла тающих в чистом внде октановыми ч и сл ам и порядка 90—95 единиц, к нефтя ным, так называемым «базовы м », бензинам, имеющимся в б о л ьш и х количествах, но обычно низкоок тановым (40—60 единиц), добігва- ются повышения октанового числа последних д о 78—80 единиц. Е с л и после этого к такой топливной смеси добавить этиловую ж и д кость (2—3 куб. см. на 1 кг. топли ва), то можно получить авиатопли во с октановым числом 95— 100 и даже выше. Широкое распространение этого способа стало возможным после того, когда впервые в США были разработаны и внедрены промыш ленные процессы получения изо: парафиновых углеводородов—т е х нических изооктана, изогексана и изопентана. В качестве «базовых» добавлением 2,5 и 3 куб. см. эти ловой жидкости на I кг. топлива, достигает 9 4— 9 5 единиц. Третий — применение в каче стве «базовых» бензинов — бен зинов каталитического крекинга, полученных путем крекинга тяже лых нефтепродуктов: в присутст вии либо катализаторов (процесс «Гудри»), либо водорода (гидро генезация). Бензины, получаемые от приме нения таких процессов, обладают высокими октановыми числами по рядка 7 8— 8 2 и весьма хорошей восприимчивостью к этиловой жидкости, обеспечивающей п олу чение авиатоплив, даж е без при менения высокооктановых компо нентов, с октановым числом 94 — 95 единиц. Четвертый—применение в каче стве «базовых» бензинов — бен зинов, полученных по 2-му или 3-му способу, с добавлением вы сокооктановых компонентов и 2,5 — 3 куб. см. на 1 кг. топлива этиловой жидкости. При помощи этого способа в США практически разрешили з а дачу получения высокооктановых топлив для-современных мощных авиамоторов, требующих топлив с октановыми числами 95 — 100 и вы ше, т. е. 'имеющих числа отдачи (как было сказано в предыдущ ей статье) — 130, 140, 150 и д аж е 200. В последнее время у нас в СССР т акж е серьезно взяли сь за получение высокооктановых т о п лив указанными выше способами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz