Североморский летчик. 1945, декабрь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК '21 декабря 1945 г., № 300 т у К а п и т а н К . Л И Т В И Н О В Овладевают боевым опытом Н а -д н я х у н а с с о с т о я л а с ь о п е р а т и в н о -т а к т и ч е с к а я к о н ф е р е н ц и я , на к о т о р о й п р и с у т с т в о в а л и л е т ч и к и , к о м а н д и р ы и ш таб н ы е о ф и ц ер ы . Конференцию открыл Герой С о ветского Союза гвардии полковник т. Авдеев. Первым выступил т. Су- шенцов. Свое выступление он по святил некоторым теоретическим основам боевого управления и ра боты авиационного штаба. — Сущность управления,—гово рит т. Сушенцоз, — заключается в согласованной работе команди ра, штаба, политоргана и спец служб, целеустремленной на орга низацию, всестороннее обеспече ние и руководство боевыми дейст виями и боевой подготовкой. О т сутствие правильного понимания сущности управления, а отсюда я содержания работы штаба, не мо жет не сказаться на практической деятельности. Неправильное пони мание сущности управления ведет к огульному подходу в планирова нии и организации, к шаблону, непониманию и игнорированию осо бенностей каждой задачи, отрыву штаба от действительного управ ления и превращению его в пас сивного фиксатора. Чтобы штаб и его работники осуществляли кон кретное и эффективное руководст во, каждый офицер должен быть хорошо подготовлен в вопросах тактики и оперативного искусства. Д алее т. Сушенцов анализирует влияние характера операции на управление и работу штаба, осно вы организационной деятельности, элементы и методы управления, а затем переходит к подробному р ас смотрению основных мероприя тий по повышению организован ности управления и работы авиа ционного штаба. При этом значительное место он у д е ляет вопросу единства мыш ления. Единство мышления д о стигается наличием уставов, н а ставлений, инструкций и указаний. Но достаточно ли только наличия этих документов д л я достижения единства мышления? Нет, н едо статочно. Необходимо, -чтобы эти документы были хорошо усвоены всеми офицерами. Следовательно, качество управления зависит от степени боевой подготовки. П ра вильно нацеленная боевая подго товка позволяет одновременно воспитывать исполнителей, устра няет опасность -разброда в их взглядах и действиях, повышает уверенность начальников в своих подчиненных и уменьшает надоб ность опеки над ними. В военном искусстве особенно вредно слепое подражание. Именно это имеют ввиду наши уставы, которые пре дупреждают, что их положения не являются шаблоном. Это особен но необходимо учитывать в изуче- С Т А К Т И Ч Е С К О М К О Н Ф Е Р Е Н Ц И И «ни боевого опыта Отечественной f войны, не механически заучивая * применявшиеся способы действий, а достигая глубокого понимания процесса, породившего эти спосо бы. Такая постановка будет тем более правильна, если учитывать беспрерывное развитие воеішой техники, а, значит, и средств во оружения и приемов их использо вания. Свое выступление тов. Сушен цов заканчивает вопросами четко го выполнения функциональных обязанностей штабными офицера ми* Один за другим выступают командиры и штабные офицеры. Каждый из них, иллюстрируя вы ступление схемами и диаграмма ми, раскрывает перед участни ками конференции ту или иную форму о перативно- т актической подготовки. Гвардии майор т. Антонов гово рит о методике и организации военных игр. Он останавливается на фактах, что не всегда четко, я с но и конкретно используются воен ные игры, еще допускаются услов ности, в то времяі, как фонам в о енной игры должна быть реальная действительность. Военная игра должна строиться на расчетах, иначе она, будет поверхностной. Между тем, ещ е не в сегд а требу ют от участников игры точных расчетов, а значит не достигают учебной цели и успеха в тактиче ской подготовке личного состава. Подполковник т. Каширов д е тально анализирует групповое уп ражнение. Групповое упражнение является одной из основных и наи более распространенных форм, т а к тической подготовки личного со става. Оно позволяет глубоко и последовательно отрабатывать с а мые разнообразные приемы и, сп о собы боевых действий ВВС. Г лав ное его содержание — обеспече ние правильного и единого пони мания предстоящей боевой задачи, единства' принципов и методов боевого применения присвоенного оружия. Анализируя недостатки в про ведении этой формы подготовки личного состава, т. Каширов при ходит к выводу, что к снижению качества групповых упражнений может привести от сутствие планирования и низкое качество разработок групповых упражнений. Надо составить план и сконцентрировать разработку групповых упражнений под к о н т ролем командира. Это повысит к а чество разработок. Если руко водители творчески осмыслят все то, что заложено в раз работке, умело построят вводные, дополнят примерами, групповое упражнение будет интересным и качественным. С подробным и обстоятельным освещением роли тактической л е тучки выступил подполковник т. Бабернов. Тактическая летучка — самая распространенная форма, преиму щество которой состоит в том, что она проводится «на-коротке», не требует длительной подготов ки, не требует много времени на ее проведение. Она может прово диться на старте, на линейке и особенно полезно проводить ее в период подготовки летно-тактиче ских учений. Е е целью является воспитание волевых качеств и инициативы, выработка единства тактического мышления у л е т ного состава. Тов. Бабернов оста В п о м о щ ь л е т ч и к у О Б Л Е Д Е Н Е Н И Е С А М О Л Е Т А И Б О Р Ь Б А С Н И М К а п и т а н а в и а ц и о н н о -т е х н и ч е с к о й с л у ж б ы В . М А Л Ь К О В Не следует включать антиобле- денительную систему в горизон тальном полете при скорости более 240 миль в час, ибо при этом по лучается чрезмерный под’ем про текторов у передней кромки кры ла (что мож ет вызвать п овреж де ние). зырька. Жидкость (антифриз спирт или другая смесь) o <W > ’ е т свойствами понижать точку за мерзания воды, попадающей на ко зырек (или стекло) и тем самым предохранять от обледенения а т а кж е растапливать уже обрадо вавшуюся на поверхности ледяную корку. Кроме того, жидкость спо- Кроме того, имеет распро- ____ _ странение жидкостная обледени- собствует уменьшению силы сце- телвная система. Передние юром- плени я льда с поверхностью стех- ки крыльев, киля и стабилизатора ла или другими частями самолета покрываются резиновыми или ко- Все эти свойства жидкости при жаными протектор ами-л антами, применении ее, как антиобледеяи- которые под давлением 0,2—0,5 теля, в одинаковой мере относятся атм. смачиваются подводимой к ко всем частям самолета и мото- ним жидкостью и не даю т возмож ность образованию корки льда ка этих частях самолета. В качестве антиобледенительной жидкости навливается на недостатках про- ! применяют»: смесь глицерина со водимых тактических летучек и I спиртом (15 процентов глицерина дает деловые советы по повыше-1 к 85 процентов этилового спирта) нию оперативно-тактической под- 1или этиленгликоль (60 процентов) готовки личного состава. j с водой (40 процентов1). При поль зовании этими системами необхо- З А Ч Е Т Ы П О С Т Р О Е В О Й П О Д Г О Т О В К Е На-днях в Н-ском штурмовом подразделении проводились зачеты по Строевой подготовки и уставу гарнизонной службы. Отличные оценки получили тт. Башкѵтов, Глущенко. Долгов, Чайкин и Фигурин. Весьма ценным было выступле- че майора т. Осипова по вопро су летно-тактических учений. — Н адо вести тщательную, под готовку к летно-тактическим у ч е ниям, — говорит т. Осипов, — чтобы в разработке учения при нимали участие все офицеры ш та ба, флагманские специалисты и инженеры по эксп.тоатации, что бы последние представляли руко водителю инженерный расчет, а в самом учении принимал участие весь личный состав подразделе ния, д л я которого готовить сп е циальные вводные. На конференции такж е высту пили гвардии старший лейтенант т. Мухин, гвардии капитан т. Азубков, капитан т. Игнатьев, капитан т. Кужель, майор т. Л а ч ков и другие. В ходе активного обсуждения выступавшими было затронуто большое количество вопросов, на которые ответил подполковник т. Каширов. В заключение конференции вы ступил Герой Советского Союза гвардии полковник т. Авдеев, давший положительную оценку прошедшей с большой актив ностью конференции. димо помнить, что при включении системы жидкость появится на протекторе лишь через 5 — 10 ми нут. ПОДОГРЕВ ИЛИ АНТИОБЛЕДЕНЕНИЕ ФОНАРЕЙ И КАБИН Д л я предупреждения обмерза ния стекол фонарей применяют механические льдоочистиггели, жидкостные антиобледенители или обогрев стекол теплымі воздухом. Механический ль доочиститешь применяется чаще совместно с жидкостным. П еред включением механического очистителя дл я т о го, чтобы уменьшить силы сц епл е ния л ьд а со стеклом, необходимо разбрызгать жидкость по стеклу от шприца или давления воздуха. При жидкостном методе жидкость подается каплями или струйками на переднюю поверхность ко- *) Окончание. Статьи 1-ю, 2-ю и 3-ю см. в №№ за 28 ноября, 15 и 20 декабря. ра. При совокупности механическо го льдоочистителя с жидкостным антиобледенителем может приме н яться в качестве антиобледените л я спирт или вода. При жидкост ном методе применяется денату рированный спирт. Давление жид кости, идущей на козырек или сте к л а фонаря, должно равняться 0,1—0,3 атмосферы. Как средство борьбы с обледенением фонарей кабин может такж е служить по догрев стекол. Теплый воздух (от электропечи или другого источ ника тепла) по шлангу или трубо проводу подводится с таким рас четом, чтобы им омывалось все стек л о фонаря или козырька. Вопросы обогрева кабин осве щать в данной статье нет необхо димости, т. к. им оборудовано ог раниченное количество типов са молетов и, кроме того, этот во прос не связан с вопросом борьбы с обледенением самолетов. Патио- го освещения конструкции и эк- с-плоатации средств борьбы с обле денением к аж д о го типа самолетов этой статьей -не преследовалось, Каждом}' летчику необходимо изу чить правильное пользование все ми средствами подогрева и антиоб- леденения ва своем типе самоле та по имеемым инструкциям. Б А Р Е Н Ц О В О М О Р Е Северный Ледовитый океан. его моря всегда влекли к себе мысль исследователя. И сследования с е верных водоемов были тесно с в я заны о поиЬкамн сквозного север ного прохода вдоль берегов Сиби ри и с открытием Северного п о люса. Однако трудности плавания в высоким широтах, долгая поляр ная; інюріьи непогода), л ьды — все это затрудняло использование Се верным морей д л я регулярного с у доходства. Поэтому понятно, что эгші бассѳйнік в, прошлом, представ ляли небольшой экономический и m Франца 'Иосифа и Шпицберге на. Баренцево море, как и многие о М Ѵ Р Я А FR ДРУіпиеі окраинные моря, не. всюду н а у к j . г о / 1 с о ограничена беретами. Н а западе К а н д и д а т г е о г р а ф и ч е с к и х ка своих плоских ладьях-,ушкуях додсднли по рекам до беретов Се верного Полярного моря:,, которое они образно называли «Сггуде- .ным». Есть .также указание, что {русские промышленники в XII ст о j летим посещали далекие острова I Шпицбергена. Уж е в XV веке москвитяне обосновываются на Мурмане. где в середине сл е д ую щ его сто л е ти я во зн и к аю т русские монастыри на Коле и Лечение. С военный интерес и уступали в г~ - этого времени Северные і. Типография «Печатный Двор» имени Горького в Ленин граде за месяц выпустила 2.700.000 экземпляров предвыбор ной литературы. На снимке: в переплетном цехе типографии. На переднем плане накладчица Ольга Фролова. Фото Б. Лосина. Фотохроника ТАСС. |по іМурману, Онеге, Двине аасе- сским людом и закреп- за Московским ш сударст- этом отношении нашим более юж- страны ным или дальневосточным м орям ., - ляются ру к п И только за, время со ветской j -- талреп власти исследование и освоение арктических морей стало настоль- ко широким, что воды северных ! советских морей бороздятся ныне | многочисленными кораблями* а 1 Северный морской путь получил признание, как широкая морская дорога мирового значения. Среди щругих Северных морей наибольшее экономическое и воен но-стратегическое значение дл я нашего Отечества имеет бесспорно самое западное и з них, а именно— Баренцево море, известное с г л у бокой древности. В средние века норвежские мо реходы уж е плавали по водам Б а ренцева моря и д аж е заводили в горло Белого, откуда достигали устья Северной Двины, то-есть тех мест, гд е иіежит ныне город Архангельск. Но и русские очень давно знакомы с Барекцовым мо рем. Историки считают, что уже в XII и начале XIII столетия вольные новгородские дружины ляются аом. Таким образом, русские появи лись на берегах (Баранцов,а моря задолго до путешествий Виллема Баренца, голландского мореплава теля, который в самом конце; XVII столетия и скал прохода а Азию ■вдоль северных берегов Сибири. Баренц со своими товарищами впервые в не тории пере зимовал в Арктике, а а 11687 году он умер и был похоронен на Новой Земле, км ж е открытой. Сейчас ими Баренца носит море между северной оконечностью европейского материка — мысом Нордкап и Новой Землей. Баренцово море является проме жуточным звеном ,между Атлан-да- [оніо переходит и Норвежское и Гренландское моряі, а между Но вой Землей и (Землей Фраица Иосифа ів ІКарское море, с кото рым оно связано ещ е 'тремя про ливами: Маточкин Шар, Карские ворота и Югорский Шар, Б удучи открытым как в ‘Атлан тический, так и в Северный Ледо витый океаны, Баренцово море имеет соленую вОду, очень, близ кую к, средней океанской солено сти. Вода этого моря содержит около 34 частей сш е й на тысячу частей вадьг. Разм еры ,Баренцева моря знагаи- телыно превышают размерь» наших других і морей—оно зашимаіеіг пло щ адь в 1,4 миллиона кв., им., я» глубина! его при ѳтом сравнитель но небольшая и уступает Шубине Черного и 'Каспийского морей Наибольшая глубина, обнаружен ная здесь, всего только 500 м. Не большая глубина моря, рельеф дна, гд е обнаруживаются об ширные подводные долины и районы, пощнйга®, примерно одно образный состав горных город, слагающих материковые берета и острова, говорят: о том, что а не далеком геологическом прошлом здесь была суша, представлявшая северную часть европейского ма терика. Суша эта опустилась, к воды Атлантического океана зало- ческим . и Северным Ледовитым пиши котловину, образовав- Барем- океаном, но относится оно к бас-1 ново мОре. Фиордовые б е р ет мур сейну последнего. -На юге Барен-1 манского побережья указывают цозо море омывает берега Коль- на тот ж е п р о ц е с с опускания су- кого полуострова и Архангель- \ищ ,в; результате чего море зато- на востоке — Но- п и іл о долины- рек, создав узкие и- севере — архипела- 1глубокие заливы — фиорды. с кой области, вой Земли, на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz