Североморский летчик. 1945, декабрь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК - 20 декабря 1945 г., № 299 (679) Строители ко дню выборов В с в я з и с п о д г о т о в к о й к вы - ’ вы м и б а л к а м и . П о с т а в л е н а ч а с т ь б о р ам в В е р х о в н ы й С о в е т С С С Р б о к о в ы х щ и то в , н ач и н аю т р асти с т р о и т е л и и н ж е н е р -п о д п о л к о в н и - ■стены , к а т. М и д л е р а , н а р я д у с и з у ч е - | _ Ц то нием П о л о ж е н и я о вы б о р а х и л п * гг к м е с т е ? — гр о м к о с п р о с и л С ам - С т а л и н с к о и К о н с т и т у ц и и , у с и л и - ___ ______ » со н о в т о в а р и щ е й и ж е с т о м п о ка- л и р а б о т у по с т р о и т е л ь с т в у ж и - л J « г-, ... J з а л на р а с т у щ и й дом . — П у с т о е л ы х д о м о в. к J -У м есто , — п р о д о л ж а л он. Т е п е р ь Н е с м о т р я на с л о ж н ы е у с л о в и я ' ж е е щ е тр и — ч е ты р е т а к и х зи м н ей о б ст ан о в к и , м н оги е к р ас- к а к с е г о д н я з а р я д к и , и б у д е т н о ф л о т ц ы и с е р ж а н т ы с т р о и т е л ь - ! с т о я т ь го т о вы й дво р ец ! — в е с е л о с т в а нормы в ы р а б о тк и выполни* | за к о н ч и л б р и гад и р . ю т с в ы ш е 130 п р о ц ен тов . Т а к , I »» н ап р им ер, б р и г ад а п л о тн и к о в т. ! Молоцые с т р о и т е л и , у л ы б а я с ь . Самсонова, на п о с т а н о в к е сборных CM0Tt>e-™ дело « « * * № По д о м о в в ы п о л н и л а м еся ч н о е за- ! Д ° в о л ь н ы м л и ц ам л ю д е н С ам со- дание на 133 процента, бригада нов ™ - чт0 д®ло У ннх по“ - г f гтрт Ьлиніл плипипаттчл печников т. Винокурова выполни ла на 134 процента, маляра т. Майстренко на 128 процентов. дет. Бойцы подобрались стара тельные. Все они поработали с е годня на славу. Так успешно у Самсонова закончился первый Ко дню выборов 10 февраля день работы с молодыми плотни- 1946 года строители стремят- ками. ся притти с еще более высокими тт показателями. Об этой самоотвер- второй день люди уже уве- женной работе воинов-строителей Ре™ ее бРались за инструмент, ниже и паггкячыпяртгя. I Работали с увлечением, забывая, і что дует холодный ветер. Сегод ня они скрепляли в верхней части ниже и рассказывается. ■Йг •J* * і дома стены и прикладывали по- I толочные щиты. Дом принимал . форму большого куба с проемами в стенах д л я окон и дверей. Главное сделано, но осталась ГІ „ і самая каверзная для плотника Пятеро его товарищей, с к л а ды -! бота Морозное время: пок- вая инструмент, смотрели на крышук мелкойн финской Н А Ч И Н А Ю Т П Л О Т Н И К И — Вот здесь мы будем ста вить дом, — сказал краснофло тец Самсонов, и сильным ударом воткнул лом в мерзлую землю. указанное бригадиром место б у дущего дома. рыть стружкой. Это настоящая пытка Д л я выполнения такой работы Самсонов, щурясь от обжигаю- плотники набираются терпения, іцего лицо ледяного ветра, осмат- Согнувшись, на коленях, часами I ривал разметки фундамента. Сей- надо ползать по обледеневшим час он мысленно прикинет, что к доскам и голыми руками с зако ченевшнми пальцами брать ма ленькие гвоздики, молотком вби вать их в крышу, закреплять стружку... Закончена и эта работа. П л о т ники облегченно вздыхают. Они довольны собой, довольны и ре чему и с чего начать. Начало обдумано и принято решение. Теперь нужно правиль но распределить силы, каждому указать рабочее место и поста вить задачу. Но это не так про сто. Люди, назначенные ему в подчинение, никогда в руках не Iзультатом. Задание выполнено держали плотничьего топора, досрочно на 133 процента. Самсонова это мало беспокоило, ! хотя он и знал, что придется ; ему везде успевать, за всеми при- | смотреть, каждому не только і рассказать, но и показать. Д а ; еще и свою работу надо успеть 1 ^ 1печного дела на строительстве, сделать. Он думал о другом: ! _ п - ! Тов. Винокуров — сверхсрочник как привить желание своим уче- з ѵ к у П Р О Д О Л Ж А Ю Т П Е Ч Н И К И . З А В Е Р Ш А Е Т М А Л Я Р В дом входит печник сержант т. Винокуров. Он лучший мастер р В своей докладной он писал: никам научиться плотничьему де- .. г- г „ „ „ «Хочу крепить мощь северомор лу? Без любви к ремеслу дело ; „ „„ „ „___ , , скои авиации*. Как же на деле пойдет туго. 11 самая большая г ____ 1 он выполняет свое обещание? помеха ко всему — полярная з и - і ма. Нелегко 8— 10 часов с одно- і У Винокурова есть другая часовым перерывом на обед про- штатная должность, но ему ска- работать на морозе, под ветром, с зали: «Надо помочь строительст- частыми снежными зарядами и ву выполнить не терпящие отла- настильной метелью... «Не д а - ! гательства зацачи». Винокуров вать людям мерзнуть, греть рабо- | знает, что летчики, авиатехники и той и подбадривать личным при- j д р у Гие офицеры с семьями про мером'», мысленно решает Сам- ■должают еще жить в землянках, сонов- j Их надо оттуда быстрее пересе- ...Рабочий день подошел к кон- лить. Поэтому Винокуров сразу цу. Проложена обвязка с поло-1 согласился. 40 Л Ы НАЗАД Р а б о т а т ь на к л а д к е п еч ей в зи м н ее вр ем я — н е л е г к о е д е л о . П еч н и к а о ж и д а е т м н о го т е х н и ч е с к и х и ф и зи ч е с к и х т р у д н о с т е й . В чем заключаются эти трудно сти? Кладка печи требует теп ла и доброкачественных материа лов. Кирпич должен быть сухой и с незагрязненной поверхностью. Раствор глины должен быть тщ а тельно перемешанным с песком. Не будь этих простых условий, кладка печи будет недоброкаче ственной. Зимой же этих условий добиться трудно. Кирпич ч а с т о ! попа іается обледеневший, с ! грязной поверхностью. М е р з л а я ! глина плохо смешивается с не- ! ском, остается в растворе ма- j ленькими комочками. Поэтому в і забитые поры кирпича раствор не всасывается, и кладка не скреп ляется. А при нагреве печи эти маленькие мерзлые комочки гли ны, которых множество под каж- дой кирпичиной, начинают разбу хать, и печь начинает рваться. Это, во-первых, во-вторых, холод н мерзлый кирпич, за который печник берется голыми руками, и комочки глины, которые печник вынужден выбрасывать из-под каждого кирпича (маленьких к о мочков он не замечает в раство ре), значительно влияет как на качество кладки, так и на произ водительность труда. Поэтому, чтобы не страдало качество и не падала производительность, печ нику приходится прилагать нема ло усилий, .мастерства. Вот этими качествами сержант Винокуров обладает в достаточ ной мере. Коммунист Винокуров не пугается этих трудностей. Он входит в дом. и кирпич по кир пичу старательно вкладывает в печь. К вечеру печь сложена, и дь;м идет в трубу. Так сержант Винокуров честно выполняет свое обещание. З а печником в дом идет м а л я р ! т. Майстренко. Он должен при дать внутренности этого дома уютный вид. Работе маляра уже не мешают ни холод, ни ветер. И т. Майстренко тщательно и кро потливо ведет отделку помеще ния. Норму он выполняет на 128 процентов. Ну вот — дом и готов. Добро пожаловать, дорогой летчик! Ког-1 да будешь входить в него, вспом ни о тех тружениках, которые с такой любовью, не боясь ж есто кой стужи, готовили для тебя этот дом! И. С Ы Ч Е В Первые полеты самолета братьев Райт Американцы — братья Р айт- еще с юношеских лет увлекались техникой и механикой, строили различные модели, а з а т е м о р га низовали небольшую фабрику по изготовлению велосипедов. Интерес к авиации, у них вов- ник после ознакомления с опыта ми Лилиенталя, о которых много писалось в американских газетах после его гибели. Братья вдум чиво изучали полет птиц, а з а тем принялись и за постройку планеров, сделав при этом круп ный шаг вперед по сравнению с европейскими пионерами плане ризма. У всех прежних планеров управление осуществлялось лишь балансированием тела пилота; братья же Райт впервые ввели в своем планере укрепленный спе реди руль высоты, а дл я вырав нивания боковых кренов придума ли систему перекашивания кон цов крыльев, так как подметили, что и птицы при различных эво люциях в воздухе также перека шивают свои крылья. Несколько позже они ввели также и руль поворота, укрепленный позади крыльев. В 1902 г. братья Райт соверша ют на своих планерах ряд весь ма успешных управляемых поле тов, иногда при очень сильном ветре. Им удавались не только планирующие спуски, ко и паря щие полеты. Оставалось только поставить на их планер мотор достаточной мощности, чтобы превратить его в самолет. Братья Райт сразу решили, что мотор должен быть автомо бильного типа, но более легкий— порядка 10 кг на 1 лошадиную силу, однако никто из .автомо бильных фабрикантов того вре мени не брался им изготовить такой мотор. Тогда они сами произвели все необходимые рас четы и на своей велосипедной фабрике построили керосиновый мотор мощностью до 16 л. с. К этому мотору они также с а ми рассчитали и изготовили винты. Общий вес самолета составил около 355 килограммов. С а м о л е т и м ел бипланную кон с т р у к ц и ю . О т м о то р а ш ла цепная п е р е д а ч а к д в у м винтам, вращав ш и м с я в р а зн ы е стороны . LU’dc- си у с а м о л е т а не бы ло, так как э т о с и л ь н о у т я ж е л и л о бы кон с т р у к ц и ю . В м есто это го самолет о п и р а л с я на д в а полоза. Д ля в з л е т а ж е с л у ж и л о устройство, п р е д с т а в л я ю щ е е собою нечто' в р о д е к а т а п у л ь т ы : пирамида с п а д а ю щ и м гр у зо м , т я г а от кото р о го с п о м о щ ь ю си стем ы блоков т я н у л а по р е л ь с о в о м у пути те л е ж к у , на к о т о р у ю устанавливал с я са м о л е т . П о с л е в з л е т а в се это устрой с т в о о с т а в а л о с ь на зем л е, с дру го г о м еста с а м о л е т взлететь у ж е не мог. П е р в а я п ро ба б ы л а произведена 14 д е к а б р я 1903 го д а. М отор был за п у щ е н , г р у з на п и рам иче осво б о ж д е н и п о д во зд ей ств и ем этих д в у х т я г с а м о л е т в к о н ц е рель с о в о г о п у ти в зм ы л в во зд у х, но ч е р е з 3 с е к у н д ы , п о тер яв ско р о с т ь , с к о л ь з н у л на кр ы л о и под л о м и л о д и н из п о л о зь ев. П о в р е ж д е н и е б ы л о исправлено ч е р е з 3 д н я . Б р а т ь я Р а й т учли ош и б к и п е р в о г о о пы та: постави л и в з л е т н о е п р и сп о со б л ен и е стро го п р о ти в в е т р а , ч т о обеспечива л о п р а в и л ь н ы й в зл е т . Ветер в эт о т д е н ь б ы л п о р я д к а 10— 12 м /с е к ., ч т о т а к ж е бл аго п р иятст в о в а л о о т р ы в у о т зем л и . К о г д а б ы л и за к о н ч е н ы все при г о т о в л е н и я , с а м о л е т п о д н ял ся в в о з д у х , п р о л е т е л по прямой ли нии 12 с е к у н д и благополучно п р и зе м л и л с я . Е г о за п у с т и л и сно ва и о н п р о д е р ж а л с я в воздухе 13 с е к у н д . Т р е т и й п о л е т продол ж а л с я 15 с е к у н д , а четверты й — 59 с е к у н д , п р и чем В и льбур Райт с д е л а л д а ж е п о в о р о т — умыш л е н н о и зм ен и в н ап р авл ен и е поле та п р и м ер н о н а 50 градусов. К о г д а с о б р а в ш и е с я оживленно о б с у ж д а л и р е з у л ь т а т ы этих опы то в , в н е за п н о н а л е т е л ш квал, п е р е в е р н у л и и з л о м а л самолет. О д н а к о п очи н б ы л с д е л а н и, на чи н ая с э т о г о д н я , ави ац и я стала р а з в и в а т ь с я ги ган тск и м и шагами ------- О ------- В О С С Т А Н О В Л Е Н А К Р У П Н А Я Ш А Х Т А Д О Н Б А С С А . f НОВОШАХТИНСК . 18 дек аб ря. (ТАСС). Закончено восстанов ление одной из крупнейших шахт Донбасса — им. ОГПУ, которая до войны ежесуточно давала ты сячи тонн высококачественных ан трацитов. Немецкие оккупанты ее разрушили н затопили. И з шахты откачано до 5 мил- Капитан Я. БЯЛЫЙ Декабрьское восстание 1 9 0 5 года 40 л ет тому назад, 20 декабря ■ 1905 года, началось крупнейшее вооруженное восстание первой русской революции, вош дшее в историю нашей партии под назаа- іиием Декабрьского вооруженного ; восстания. 1905 го д был одним из сложней ших периодов развития р е в о л ю ц и о н н о го движения в России. К а к и з в ест н о , п ер в ая б у р ж у а з н о - д е м о к р а т и ч е с к а я р е в о л ю ц и я началась в я н в а р е 1905 г. п о сл е п р есту п н о го р а с с т р е л а безоружных рабочих, н ап р ав и вш и х ся 9 ян в а р я с п е т и ц и ей к ц арю . Р аб о ч и й класс о тв е т и л н а зл о д е й с к и й р а с с т р е л м ассовы м и ст а ч к а м и . 440 тысяч рабочих п р и н и м а л о участие в январских с тач ках. Э т о было больше, *ем давало с т а ч е ч н о е д в и ж е н и е в предыдущее д е с я т и л е т н е . Я н вар ски е с та ч к и с т а в и л и рабочий класс на более рысокѵю ступень классовой борь б ы . Вслед за петербургскими и московскими с т а ч к а м и выступили бакинцы, д о д з н н е к н е пролетарии. нзанозо-іюз.неее.нскне ткачи. П р о изошло в о с с т а н и е на боонечзсце «Пот.емкцн», восстаете грузинских к р е с ть я н . ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Так ознаменовывался весной и летом 1905 года новый под’ем ре волюционного движения, новый этап в под’еме революции. Поднявшейся волне рабочих ст а чек сопутствует разрастание к р е стьянских восстаний и революци онных волнений солдат в гарнизо нах многих городов (Тифлис, Вла дивосток, Ташкент, Киев. Варша*- ва. Рита и др.). В конце сентября началась мощ ная стачка в Москве. Вслед за печатниками забастовали трамвай щики. а за ними булочники. Стач ка приобретает всеобщий характер, переходя местами в вооруженные столкновения рабочих с полицией. Под непосредственным руковод ством Ленина, возвратившегося в начале ноября 1905 года из эми грации в Россию, партия готовит массы к штурму русского само державия путем организаціпс все общей политической стаЧки. как существенного этапа к восста нию. Выросшая из стачки машинистов Мо: козе ко- К аза не коЛ железной : : Октябрьская политическая стачка быстро охватывает другие дороги, перебрасывается в П етро град н другие города и вскоре приобретает всеобщий характер. Революционный под’ем масс д о стигает уровня, перерастающего в высшую форму борьбы — восста ние. В период Октябрьской полити ческой стачки выросли Советы ра бочих депутатов, как массовая по литическая организация рабочего класса. Сперва Советы выступают, как органы стачечной борьбы, а затем вырастают в органы руко водства. восстанием, в зародыш революционной власти. Царизм пытается отступлением сорвать .революцию. Д л я этой ц е ли Николай II издает манифест, обещавший «даровать» ’населению основы гражданской свободы на началах неприкосновенности лич ности. свободы совести, слова, собраний и союзов. Царь обещал такж е создать государственную думу с законодательными правам!; и с допущением в ее состав всех классов. Однако, несмотря на пол- ! чую поддержку этого манифеста меньшевиками, буржуазией, рабо чие it крестьяне, благодаря огром ной раз’яснительной работе бол ь шевиков, на царе к \ ю удочку не поддались. Лозунг восстания, вы двинутый большевиками, был у с воен массами, стал лозунгом са мих масс. Все развитие революции неиз бежно вело к вооруженному вос- \ станию. В середине декабря на мечался с ’езд партии, но созвать I его не удалось. Партийная конфе ренция в Таммерфорсе по настоя нию Ленина закончила свою рабо ту. чтобы делегаты имели возмож- I ноеть принять личное участие в j восстании. 6 (19) декабря состоялось соб- і рание Московского Совета, при- I нявшее по предложению б о л ь ш е - j зиков постановление: «Москов- ! ский Совет рабочих депутатов об’- являет всеобщую политическую I забастовку в среду 7 декабря с 12 часов д н я , в сем ер н о с т р е м я с ь перевести ее в вооруженное вос- I стание». К решению о всеобщей стачке I присоединилась конференция д е путатов 29 железных дорог и поч- ! тово-телеграфный с ’езд. Р еволю ционные волнения войск Москов ского гарнизона были также очень j важным слагаемым Д л я обеспече ния победы, и отчасти в расчете на поддержку войсковых частей Московского гарнизона, рабочие j начали восстание. I 7(20' декабря началась, по при- л и о н о в к у б и ч е с к и х м етров води, з а н о в о п о с тр о е н ы все наземные с о о р у ж е н и я . В о сстан о вл ен о 35 к и л о м е т р о в го р н ы х вы работок, на л а ж е н а п о д к а т к а у г л я эл ектр о во зами. Г о р н я к и -н е с в е т а е в ц ы борются з а б ы с т р е й ш е е д о ст и ж ен и е до военного уровня. >/ зыву Московского С о вета, всеоб щая политическая с т а ч к а . В пер вый день бастовало 100 тысяч, а на следующий день 150 ты сяч че ловек. 7 (20) декабря и з всех пе чатных московских и зд а н и й вышли лишь «Известия. М о с к о в с к о го Со вета рабочих депутатов» в 15.000 экземпляров. Несмотря на о гр о м н у ю си л у на чавшегося в о сст ан и я , распростра н и ть е г о по в сей Р о с с и и не уда л о сь . М о с к о в с к и х рабочих П етро г р а д н е д о с т а т о ч н о п о д д е р ж а л . Ни к о л а е в с к а я ж е л е з н а я дорога, свя з ы в а ю щ а я П е т р о г р а д с Москвой, п р о д о л ж а л а р аб о т ать , а это дава л о в о з м о ж н о с т ь ц а р ск о м у прави т е л ь с т в у п е р е б р а с ы в а ть войска п е т р о г р а д с к о г о гар н и зо н а в М о ск в у на п о д а в л е н и е в о сстан и я. О б’я- в и в Мос-кву 7 (20) д е к а б р я на во ен н о м п о л о ж ен и и , ц ар ск о е пра в и т е л ь с т в о н а ч а л о осуществлять ж е с т о ч а й ш и е р еп р есси и против .ра боч и х. М и т и н г и р азго н ял и сь , а ра б о ч и х и зб и в а л и , арестовывали. Д о м , г д е р а зм е щ а л и с ь б оевы е др у ж и н ы , б ы л р азгр о м л ен артиллерии- с к и м о гн ем . Р ево лю ц и о н н о е в о з м у щ е н и е м асс р о сл о и 9 (22) д е к а б р я с т а ч к а п ер ер о сл а в во сст а ние;. Н а у л и ц а х го р о д а появились б а р р и к а д ы . У л и ч н о е д виж ен и е пре к р а т и л о с ь . О д н а к о н еп о ср едствен но в в о о р у ж е н н о й б о р ьб е участво- \ в а л л и ш ь а в а н г а р д рабочего клас- 1 са. Д р у ж и н н и к о в в о бщ ей слож -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz