Североморский летчик. 1945, декабрь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК П . Т У М А Н О В -------------------- — 16 декабря 1945 г., № 296 (675) В П О М О Щ Ь И З Б И Р А Т Е Л Ю Советская избирательная система Сталинская Конституция уста новила порядок, согласно которо му все органы советской власти— от Верховного Совета СССР до сельского Совета депутатов тру дящихся, а также народные су ды избираются непосредственно гражданами СССР, достигшими 18-летнего возраста. Принцип вы борности органов государственной власти составляет одну из основ советской демократии. Статья 134 Конституции СССР устанавливает всеобщее, равное и прямое изби рательное право при тайном го лосовании. Всеобщее избирательное право провозглашено зо многих консти туциях буржуазных стран, но ни в одной стране оно полностью не осуществляется. Д аж е в самых передовых буржуазно-демократн- ческих странах—таких, как Фран- I ция, Англия и Соединенные Ш та ты Америки, — эти принципы на рушаются при помощи различных j оговорок и ограничений, имеющих | своей целью предоставить все j преимущества голосования гос- 1 подствующим классам и затр у д нить или устранить от участия в выборах оппозиционные, н енадеж ные с точки зрения существующей власти элементы. Такие выборы в конечном счете не отражают на стоящей воли народа, а являются прямым искажением этой воли. Советская, Сталинская Консти туция — это первая .в мире кон ституция, которая при выборах верховных органов государствен ной власти обеспечивает действи тельное волеиз’явление народа. Особенность Конституции СССР, как указывал товарищ Сталин, с о стоит в том, что она свободна от всяких оговорок и ограничений. Она не допускает различия между мужчинами и женщинами, между «оседльімн» и «неоседлыми», об разованными и необразованным». По советской Конституции все граждане —■любой национально сти — равны в своих правах. Посмотрим, как эти принципы последовательно проводятся в с о ветском избирательном законе. В С ЕО БЩ И Е ВЫБОРЫ Статья. 2-я «Положения о выбо рах в Верховный Совет СССР» гласит: «На основании статьи 135 Конституции СССР выборы депу татов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и нацио нальной принадлежности, пола, вероис поведания, образова те л ьцо - го ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельно сти, имеют право участвовать в выборах депутатов в Верховный Совет СССР, за исключением ума лишенных и лиц, осужденных с у дом с лишением избирательных прав». В статье 3-й «Положения о вы борах» говорится о том, что д еп у татом Верховного Созета СССР может быть избран каждый гр аж данин Советского Союза, достиг ший 23 лет, опять-таки без всяких ограничений. Таким образом, в советском и з бирательном законе подтвержда ются все установки Сталинской Конституции о всеобщем характе ре выборов. Само собою разумеется, что ли ца, проживающие .на территории СССР и не являющиеся граждана ми СССР, не имеют права прини мать участие в выборах и бьгть избранными в Верховный Совет СССР, как об этом сказано в статье 9 «Положения о выборах». Первые выборы в Верховный Созет СССР, состоявшиеся 12 д е кабря 1937 года, показали, как со ветский народ использовал свое избирательное право. В выборах имели право принять участие 94.138.159 избирателей, внесенных в избирательные списки. Участво вали в голосовании 91.113.153, т. е. 96,8 проц. всех имевших право го лоса. Такой высокой активности насе ления на выборах верховных о р ганов государственной власти еще не было ни в одной стране. В советском избирательном з а коне имеются еще статьи, обеспе чивающие полноту участия насе ления в выборах, статьи, которых нет ни в одном избирательном з а коне других государств. Так, н а пример, в статье 20-й «Положения о выборах» говорится о том, что, в случае перемены избирателем ме ста своего жительства в срок между опубликованием списка и з бирателей и днем выборов, он не лишается возможности участво вать в голосовании. В таких с л у чаях избиратель получает «Удо стоверение на право голосования". По пред’явлении этого «Удосто верения» избігрателъ может го лосовать в любрм пѵнкте, где он окажется в день выборов. В статьях 34 и 35-й «Положения 1 о выборах» говорится о том. что при больницах, родильных домах, санаториях, домах инвалидов, с ; числом избирателей не менее 50. обэазѵются отдельные избиратель- і ные участки. Такие же избира- j тельные участки образуются и в • пассажирских поездах дальнего следования. Это позволяет уча ствовать в голосовании больным, инвалидам, людям, находящимся, в пути, и т. д. Голосование, таким образом, получается действитель но всеобщим. Такого порядка не знает ни один избирательный з а кон в мире, кроме СССР. Недавно, после восьмилетнего перерыва, вызванного войной, про исходили выборы в английский парламент—в палату общин. По закону каждый английский гражданин, мужчина или ж енщ и на, достигшие 21 года, пользуется пассивным и активным избира тельным правом, т. е. может и з бирать и быть избранным в парла мент. Казалось бы, выборы я вл я ются всеобщими, как они и назы ваются в английском законе. Но тут начинается ряд оговорок и ограничений. По английскому из бирательному закону, избиратель может быть внесен в избиратель ные списки лиш ь'при условии, что он проживает ® данном месте не менее трех месяцев (ценз о сед лости) или владеет недвижимо стью, приносящей не менее 10 фунтов стерлингов*) годового д о хода (имущественный ценз). Ясно, что далеко не все граждане удов летворяют этим условиям II с л ед о вательно, не могут воспользовать ся предоставленным им законом избирательным правом. Но это еще не все. Чтобы быть избранным в парламент, нужно представить письменное заявление от «выдвигающего кандидатуру-, от «поддерживающего кандидату ру» и от 8 других лиц, при чем все они должны принадлежать к числу избирателей, внесенных а избира тельные списки, т. е. также о б л а дать или цензом оседлости, или имущественным цензом. При с-воем выдвижении кандидат обязан вне сти залог в размере 150 фунтов стерлингов. Этот залог не возвра щается, если кандидат наберет ме нее одной восьмой всего числа голосов, поданных в его избира тельном округе. Кроме того, граж данин, выставивший свою канди датуру в парламент, несет боль шие расходы на жалованье избира тельному агенту, писцам, посыль ным, на наем помещения для нзби- вательного бюро, на канцелярские принадлежности, иа проведение предвыборных собраний и т. д. Понятно, что такие расходы по карману только человеку состоя тельному, .рабочему же человеку они непосильны. Таким образом, всеобщий характер парламентских выборов в Англии носит весьма от носите л ьный хаірактеір. Всеобщие выборы в полном смысле слова проводятся только в Советском Союзе. В условиях Со ветской власти всеобщее избира тельное право является могучим средством участия народных масс в управлении государством. РА ВНЫ Е ВЫБОРЫ *) Фунт стерлингов — 21,3 руб. Что означает равное избиратель ное право? Оно означает, что каждый изби ратель имеет на выборах только один голос, что все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях — ни один избиратель при голосовании не имеет преи мущества перед другим. Статья 13-я «Положения о выборах» пря мо устанавливает, что никто из избирателей не может быть внесен более чем в один избирательный список. С равным избирательным пра вом в буржуазно-демократических странах обстоит еще хуже, чем со всеобщими выборами. По англий скому избирательному закону, н а пример, избиратель, имеющий недвижимость, приносящую ,не ме нее 10 фунтов стерлингов годового дохода, не в том. округе, где он живет, а в другом, получает пра во второго голоса. Это дает во з можность зажиточным людям го лосовать дважды. Владельцы предприятий вносятся в избира тельный список не только по ме сту жительства, но и по месту нахождения своих предприятий и. таким образом, голосуют дважды, в то время, как рабочий или с л у жащий такой возможности не имеет. Лица с университетским образованием т акж е имеют еще один голос в университетском избирательном округе (таких о к ругов в Англии двенадцать). Принцип равных выборов нару шается в Англии т акж е тем, что там чрезвычайно неравномерны из бирательные округа. В одном о к руге. например, число избирате лей может составить 150 тыс. че ловек. а в другом — 50 тысяч, и оба округа выбирают по одному депутату. Ясно, что такая система не может претендовать :на полное и верное отражение общественного мнения. Во Франции на последних выбо рах в Учредительное собрание каждый департамент имел право выбрать двух депутатов. Если д е партамент имеет более ста тысяч жителей, то на каждые следующие сто тысяч сверх первой сотни он может выбрать еще одного депу тата. Кроме того, от остатка не менее чем в 25.000 жителей сверх полной сотни тысяч можно было выбрать еще одного депутата. Промышленные департаменты были поставлены в худшие усло вия, чем сельскохозяйственные. Например, департамент, имеющий 225 тысяч жителей, мог послать в Учредительное собрание 4 депу татов, т. е. один депутат прихо дился приблизительно на каждые 56 тысяч жителей, а департамент, имеющий 900 тыс. жителей, мог выбрать десять депутатов, т. е. в этом случае один депутат при ходился на 90 тысяч жителей. Ущемленными оказались департа менты с пролетарским населением. Какое же тут может быть равен ство? ] Совершенно по-иному выпол- ! няется принцип равенства по с о ветскому избирательному закону. В статье 4-й «Положения о вы борах» говорится о том, что к аж дый гражданин СССР имеет один голос. Все граждане участвуют в выборах в Верховный Совет СССР на равных основаниях. В статье 5-й «Положения» у к азы вается, что женщины участвуют в выборах и могут быть избран- . ними в Верховный Совет CČCP j на равных правах с мужчинами. Статья 6-я «Положения» устанав ливает то ж е право для граждан, находящихся в рядах Красной Армии и Флота. Принцип равенства выражается : такж е в том, что у нас один дс- 1путат в Совет Союза избирается от каждых трехсот тысяч н асе ления. Соответственно этому и разбиты избирательные округа. На прошлых выборах в 1937 го ду было образовано 569 избира тельных округов по выборам в Совет Союза и соответственно этому число депутатов Совета Союза составляло 569. Теперь избирательных округов по выбо рам в Совет Союза образовано 656, депутатов будет выбрано столько же, т.-е. от каждых 300 тысяч населения по одному д е путату. Увеличение числа изби рательных округов об’ясняется воссоединением всех украинцев и белоруссов в едином. Советском отечестве и возвращением наро дов Литвы, Латвии, Эстонии в братскую семью народов СССР. Н есколько депутатов будет, кро ме того, избрано от особых изби рательных округов, образован ных в частях и соединениях Красной Армии и Военно-Морско го Флота, находящихся за преде лами СССР. Равенство избирательного пра ва при выборах в Совет Нацио нальностей находит свое выраж е ние в том, что в каждой союз ной республике, независимо от размеров ее территории и числен- I ности населения, избирается в Со- I вет Национальностей по 25 де- 1путатов. в каждой автономной f республике — по 11, в каждой автономной области — по 5, в каждом национальном округе — по 1. Соответственно этому к а ж д а я союзная республика разби вается на 25 избирательных о к ругов по выборам в Совет Нацио нальностей, каж д ая автономная республика — на 11, автономная область — на 5 округов, а к аж дый национальный округ пред ставляет собой 1 избирательный округ по выборам в Совет Нацио нальностей. Эта система выбо ров в Совет Национальностей полностью отвечает принципам ленинско-сталинской националь ной политики, обеспечившей в е ликую дружбу народов Советско- j го Союза, их равноправие, един ство и сплоченность. П РЯМЫ Е ВЫБОРЫ В соответствии со Сталинской Конституцией статья 7-я «Поло жения о выборах в Верховный Совет СССР» устанавливает, что ■выборы депутатов в верховные органы государственной власти являются у нас прямыми. Это значит, что избрание депутатов в Верховный Совет СССР произво дится гражданами непосредствен но путем прямых выборов. Д о утверждения Сталинской Конституции избиратели непосред ственно избвоа тч только і с.люд ские и сельские советы. Выше стоящие ж е органы влчегя изби рались иа соответствующих с'ез- дах. Выборы, таким образом, были не прямыми, а двух или трех и чет ырехсте пенными. Двухстепен ными были выборы депутатов в районные исполкомы, трехстепен ными — в краевые и областные исполкомы., .а также ® руководя щие органы автономных республик. Выборы в Центральный Исполни тельный Комитет Союза ССР были четырехстепенными. Эго бы л о исторически необходимо, эта система выборов полностью себя в свое время оправдала. Победа социалистического строя в нашей стране, значительное укрепление связи города с д ер ев ней, повышение культурного уров ня и политической активности масс сделали возможным переход от многостепенных к прямым вы борам. «... Прямые выборы, — го ворил товарищ Молотов в 1935 году, — поднимут еще выше авторитет органов советской в л а сти и еще больше усилят связь этих органов с широкими массами трудящихся. Рабочие и крестьяне будут лучше знать своих предста вителей не только в районе и об ласти, но и в центральных органах Советского государства, будут с ними еще непосредственнее св яза ны, и тем самым вся работа руко водящих органов советской власти должна подняться на более в ы с о к у ю ступень». В тех буржуазно-демократиче ских странах, где существует двухпалатная парламентская си стема, путем прямого голосования •избираются только депутаты ниж ней палаты. В верхнюю же палату" куда обычно входят представители крупного землевладения и кругло го капитала, депутаты либо изби рзтотся специальными выборщща, ми, либо назначаются. В послед нем сл учае их нельзя считать" де! путатами. Так, например, во Фран. цин члены верхней палаты, назы вающейся сенатом, избираются не населением, а специальными вы борщиками, избранными муни ципальными советами. В Англии члены верхней палаты — палаты лордов — не избираются, а назна чаются королем. Только в Советском Союзе прин цип прямых выборов проводится последовательно не только для низовых, но и дл я самого высшего» органа государственной власти —'4 дл я Верховного Совета СССР. ТАЙНОЕ ГО ЛО СО ВАНИ Е В соответствии со Сталинской Конституцией статья 8-я «Поло жения о выборах» устанавливает, что голосование при выборах в Верховны» Совет СССР является тайным. Тайное голосование означает, что оно производится не путем под нятия рук или другими открыты ми способами, а путем заполнения избирательных бюллетеней в от сутствии других избирателей и вообще посторонних людей. Тайное голосование обеспечивает свободу и независимость волеив’- явления избирателя. В отсутствии посторонних избиратель чувствует себя свободным в выражении сво ей воли, что ему не угрож ает ни какие неприятности со стороны за- б алл отир ованн ых ка ндидато®. Д о утверждения Сталинской Конституции выборы у нас проис ходили путем открытого голосова ния. П обеда социализма в СССР, а такж е рост политической актив ности и сознательности масс, за дача усиления контроля населения за работой органов власти обусло вили переход к системе выборов при тайном голосовании. Эта си стема, по словам товарищ» Сталина, дает «советским людям полную свободу голосовать за тех, кого они хотят избрать, кому они доверяют обеспечение своих ште- рееов». Тайное голосование — величай шее завоевание советского демо кратизма. Поэтому наш избира тельный закон устанавливает точ ные правила, строгое соблюдение которых долж но обеспечить и га рантировать тайну голосования. Эти правила изложены в главе 7-й Положения о выборах. В статье 75-й этой главы говорится о том, что избирательные ящики в при сутствия членов избирательной ко миссии закрываются и опечаты ваются печатью комиссии В статье 76-й той ж е главы говорит ся о том, что в помещении, где происходят выборы, выделяется особая крмната д л я заполнения бюллетеней. В этой комнате во время голосования запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. В статье 77-й- устанавдивается, что каждый из биратель голосует лично путем опускания ® .избирательный ящик избирательных бюллетеней уста новленного образца. И збиратели, не имеющие воз можности в силу неграмотности или какого - нибудь физического недостатка самостоятельно запол нить избирательные .бюллетени, вправе пригласить в комнату, где заполняются избирательные бюл летени, любого другого избирателя для заполнения избирательных бюллетеней. Весь избирательный закон Со ветского Союза ів целом свиде тельствует о несокрушимой сите Советского государства, о после довательном и неуклонном прове дении в жизнь советской социали стической демократий.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz