Североморский летчик. 1945, декабрь.

13 декабря 1945 г., № .2 9 3 ,(6 7 3 , СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК S Меторологическая подготовка летного состава Во время б о е вы х действий за­ нятия по метеорологии, как и по другим дисциплинам, проводились не систематически, в свободное от боевой работы время, в дни пло­ хой погоды. Тогда основной упор был направлен на то, как лучше и вернее оценить погодные условия б полете по форме облачности, на­ правлению ветра, осадкам, что нужно предпринять в случае рез­ кого ухудшения погоды, как-обхо­ дить заряды, как и где пробивать облачность, что следует сделать в случае обледенения. З ан я ти я в о с п р и н и м а л и с ь летным составом с интересом. Вокруг от­ дельных тем и вопросов возникали оживленные обсуждения. Занятия пополняли знания л е т н о г о с о с т а ­ ва, п о л о ж и т е л ь н о с к а з ы в а л и с ь на выполнении б о е в ы х за д а н и й . М е ж ­ ду летным составом и м е т е о р о л о ­ гами бы л у с т а н о в л е н вза и м н ы й контакт. М е т е о р о л о г при п р о в е д е ­ нии зан я ти й к а к м о ж н о п р о щ е и нагляднее п о я с н я л л е т ч и к у с в я з ь между о т д е л ь н ы м и м е т е о р о л о г и ­ ческими я в л е н и я м и . Л е т ч и к , по возвращении с б о е в о г о за д а н и я , передавал м е т е о р о л о г у с в е ж и е данные о п о г о д е с тер р и т о р и и п р о ­ тивника. Э т и д а н н ы е о п о г о д е ис- п ользовы вались м е т е о р о л о г о м при построении п р о гн о з а п о г о д ы д л я п оследующих в ы л е т о в на б о евы е задания. Л е т ч и к , з н а ю щ и й м е т е о ­ рологию и к л и м а т и ч е с к и е о с о б е н ­ ности театра, в с е г д а д а в а л п о л н о ­ ценные данные о п о го д е. Особенно х о р о ш у ю и гр а м о т н у ю разведку п о г о д ы д а в а л и м ай ор Н а ­ конечный, л е й т е н а н т П а н к р аш и н , лейтенант Р у б а н и д р у г и е . Н а их данные в с е г д а м о ж н о б ы л о о п е ­ реться при с о с т а в л е н и и п р огн о за. С м о м ен та о к о н ч а н и я б о евы х операций, з а н я т и я с л е т н ы м с о с т а ­ вом по м е т е о р о л о г и и с т а л и п л а н о ­ мерными и с и с т е м а т и ч е с к и м и . Теперь м е т е о р о л о г и я и з у ч а е т с я оолее г л у б о к о , а к л и м а т и ч е с к и е особенности т е а т р а — б о л е е п о д ­ робно. З а н я т и я п р о в о д я т о п ы тн ы е метеорологи: с т а р ш и й т е х н и к - л е й ­ тенант Г а л и ц к и й , т е х и и к - л е й т е - нант Р аев ск и й , т е х н и к - л е й т е н а н т Саган, м л а д ш и й т е х н и к - л е й т е н а н т Давыдов, м л а д ш и й т е х н и к - л е й т е ­ нант О г о р о д н и к о в и д р у г и е . Основное вн и м ан и е у д е л я е т с я умению ч и тать и а н а л и з и р о в а т ь карты п о год ы с тем , ч тобы л е т ч и к умел р а зб и р а т ь с я в м е т е о р о л о г и ч е ­ ской о б ст ан о в к е в п о л е т е по ф о р ­ мам облач н ости , м ог р а з л и ч а т ь об ­ ложные о с а д к и от з а р я д о в , п р е д у ­ гадывать б л и з о с т ь и н ап р а в л е н и е движения а т м о с ф е р н ы х ф р о н т а л ь ­ ных разд елов. В связи с этим, со с т о р о н ы л е т - [ ного состава все б о л е е и б о л е е \ увеличивается сп р о с на д о п о л н и ­ т е л ь н у ю с п е ц и а л ь н у ю л и тер ату р у . — Хочу во время отпуска по­ полнить свои знания по метеороло­ гии, — обратился к нам не так дав­ но майор Бахтинов. — Нет ли у I вас такого учебника, чтобы про­ работав его, я мог самостоятельно I обрабатывать карты погоды, нано­ сить фронты, изобары, полнее ана- ! лизировать синоптическое поло­ жение? Следует отметить, что майор I Бахтинов летает в самых сложных погодных условиях, однако никог- I да не пренебрегает метеорологиче­ ской консультацией, внимательно прислушивается к советам метео­ рологов и повседневно повышает свой уровень знаний по метеоро­ логии. Штурман — старший лей­ тенант Лебедев самостоятельно проработал «Синоптическую ме­ теорологию», под редакцией Ку­ ниц — довольно сложный и тре­ бующий знания высшей математи- . ки и теоретической механики учеб­ ник. В подразделении, где т. Фокин, I л е т н ы й со с та в при п ро вер ке п о к а з а л вп ол н е у д о в л е т в о р и т е л ь ­ ны е зн ан и я по м етео р о л о ги и и к л и ­ м ати ч ес к и м о со б е н н о ст ям театра. О со б е н н о х о р ош о зн аю т м етео р о ­ л о гию гв ар д и и л ей тен ан т И о х вед - сон, гв ар д и и м л а дш и й л ей тен ан т Б а р ан о в, гв ар д и и м л а дш и й л е й т е ­ нант Р ощ и н . Они п о стоянно путем за н я т и й в г р у п п ах и с а м о с т о я ­ т е л ь н о п о п о л н яю т свои знания. М л а д ш и й л ей т е н а н т т. Б у ж и н - с к и й х о р ош о чи тает кар ту , зн ает ф о р мы о бл ач н ости , гр ам отн о р а з ­ б и р а е т с я в к л а с с и ф и к а ц и и ф р о н ­ т а л ь н ы х р а зд е л о в . Г в а р д и и л ей т е н а н т И ван о в и г в а р д и и ста рш и й л ей т е н а н т Б л о д - н и ко в зн аю т м етео р о л о гию на о т ­ л и чн о. В у че б н о й р аботе они п о ­ с т о я н н о п о м о гаю т своим т о в а ­ рищам. : З а п о с л е д н е е в р ем я при м етео- ; стан ц и и , г д е тов. Г ал и ц к и й , в в е д е ­ на о д н о д н е в н а я м е т е о с т а ж и р о в к а і л е т н о г о со с та в а . В теч ен и е д н я I с т а ж и р у ю щ и е с я в м есте с д е ж у р ­ ным м е т е о р о л о го м п р о и зв о д я т н а ­ б л ю д е н и я за п огодой, у ч а с т в у ю т в а н а л и з е и со с т а в л е н и и п р огн оза п о го д ы на с л е д у ю щ и е с у тк и . П о ­ п у тн о с этим м е т ео р о л о г в ы я с н я е т з н а н и я по м етео р о л о ги и с т а ж и р у ­ ю щ е г о с я и ст а в и т о ц ен ку . Р а с п о р я д о к р аб о ч его д н я с т а ж и ­ р у ю щ е г о с я с о с т а в л е н так, что у н его д о с т а т о ч н о врем ен и д л я о з н а ­ к о м л е н и я с п риборам и и м ето дам и р аб о т ы м е тео ста н ц и и н а д п рогн о­ зам и погоды . К а п и т а н П. Б А Д А Л И Н . С т а рш и й тех н и к -л е й т е н а н т А. С У П Р У Н . ПРОЦЕСС ГЛАВНЫХ НЕМЕЦКИХ ВОЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ В НЮРНБЕРГЕ Вечернее заседание 10 декабря ПЕРЕДВИЖНАЯ БИБЛИОТЕКА У библиотечного стола стоит д е ­ вушка в военной форме. Она д е р ­ нет перед собой список книг, с о ­ ставленный по заявкам бойцов. Девушка эта — краснофлотец - Дехтеренко из подразделения ■ Алехина. Д ва с половиной го ­ да ока бессменно выполняет эту обязанность и получила много благодарностей от бойцов за уме­ лый подбор литературы. Д ехте- резко изучила читателей. Она зиа- ет кому что необходимо прочи­ тать. Рекомендует, советует и помогает разобраться в прочитан­ ном. Умелое руководство библио­ течной передвижкой со стороны т Дехтеренко привило уважение и интерес к книге сержаитаім и краснофлотцам подразделения. Пожалуй, не найти человека, кото- не состоял бы читателем пе- Редаижк'к. Некоторые товарищи чтение книг я-ДОЛюбливали и предпочитали занимать часы вечернего отдыха лУсты.ѵги разговорами. Однажды к кружку таких «лю- ^ятелей» подошла т. Дехтеренко. . ка Долго слуш ала пустые расска- покрываячъге иногда недруж - ! смехом. Наконец, один из рас- ; •^ааающнх завел длинную сказ- ! ' из времен прошлого. Тут Дех- :’-гко не вытерпела. ~~ Послушайте, — сказала Дех-1 теренко, — неужели вы думаете, что ваши баски полезнее и инте­ реснее произведений наших писа­ телей? Давайте, товарищи, я про­ читаю вам небольшую повесть Лермонтова «Бэла». Д ехтеренко была уверена, что повесть понравится. Она сама лю ­ бит читать вслух, а теперь, перед ней л еж ал а ответственность про­ читать так, чтобы оставить впе­ чатление у слушателей и заста­ вить их полюбить книгу. Во время чтения стояла тишина. Никто не шелохнулся, с напря­ женным вниманием следили за развертывающимися событиями. Дехтеренко кончила читать, о г ­ лянулась на своих слушателей. Они молча сидели на своих ме­ стах. — Ну, вот и все, — сказала она. — Как понравилась повесть? — Понравилась. — Вот только времени нехаата- ет, а то бы я прочла вам дальше, о Печорине. Впрочем, вы сами можете прочитать. О том, как крепко сдружились бойцы с книгой, свидетельствуют следующие данные о работе пе- оедвижной библиотеки за полуго­ дие. «Непокоренные» — Горбатова^— прочитало 10 человек, «Избранные произведения» Тургенева — про­ читало 10 человек, «Земля» Перл- Артель име'ни Молотова в селе Мотера, Владимирской области, издавна славилась исключитель­ ным мастерством художествен­ ной обработки благородных ме­ таллов. На снимке: один из старейших мастеров артели П. Н. Калинин. I -------- ф ------ УЧИТЕЛЬ ШОФЕРОВ Младший сержант т. Мѵхин — ■лучший специалист по автоделѵ Н-ского подразделения. Свои зна­ ния и богатый опыт он передал многим шоферам. Прежде чем браться за обучение водителей т. Мухин повысил свои знания, по- \ лучил права шофера 1-го класса. Однажды машины шоферов т т . . ! Трофимова и Виноградова возвра- | лились с линии неисправными. Опросив водителей, т. Мухин убе­ дился, что поломки произошли по ! вине шоферов, которые слабо знают материальную часть. Эти и другие факты натолкнули т. Му­ хина «а мысль — взяться за по­ вышение теоретических знаний молодых специалистов. Вечерами по намеченной про­ грамме командования, он стал си­ стематически проводить теорети-| ческие занятия по автоделу. И чтобы теория закреплялась, днем у машин раз’яснял практическую сторону дела. Когда машины при­ ходили с линии, т. Мухин тщ а­ тельно проверял, их и на замечен­ ные неисправности, прежде ч е м ! устранить их, обращал внимание ! шоферов, подробно раз’яснял, как и отчего получились неисправно- I сти, и как их нужно устранить. Теоретические занятия и прак­ тические раз'яснения помогли во­ дителям изучить машину. Красно­ флотцы тт. Трофимов, Виноградов и другие стали лучшими водите­ лями. Сейчас они легко обнаружи­ вают неисправности и быстро устраняют их, всегда во время выводят свои машины .на линию. j С е р ж а н т М. Г Р Е Б Е Л К И Н . Бака — прочитало 23 человека, «Порт-Артур» Степанова — прочи-' тало 12 человек, «Пушки выдви­ гают» Сергеевл-Ценского —• 4 че­ ловека и т. д. Проведено несколь- ! ко литературных вечеров по раз- 1 бору отдельных прочитанных книг и произведений. Один из ве­ черов был посвящен разбору кни­ ги Б. Горбатова «Непокоренные». Самыми активными читателями передвижки являются тт. Кутаев, Яковлев, Прыткина, Иванов, Гре- вунова и другие. Каждый из них прочитал по несколько десятков книг. В беседе с коммунистом т. Васи­ левским мы узнали, как передвиж­ ная библиотека способствует идей­ но-политическому росту комму­ нистов и комсомольцев. Теперь, когда наступила изби­ рательная кампания, передвижная библиотека соответственно пере­ строила свою работу. Большое к о ­ личество агитаторов находит здесь нужный материал для прове­ дения бесед с молодыми избира­ телями. Тут и Конституция Сою­ за СССР и доклад товарища Сталина на VIII Чрезвычайном с ’езде Советов и много другого материала. Передвижная библиотека под­ разделения пользуется большой любовью личного состава, а тов. Дехтеренко, хорошо организовав­ шая пропаганду книги, пользуется заслуженным уважением. Б. БЫСТРОВ. НЮРНБЕРГ, 10 декабря. ! (ТАСС). Сегодня на вечернем за­ седании Трибунала впервые по- і яв;;лея обвиняемый Кальтенбрун- і-;р, который до сих пор не при­ сутствовал на судебных заседа­ ниях ввиду кровоизлияния В МОЗГ I как об этом сообщалось ранее'). I Председатель Трибунала л о р д ! Лоуренс, сообщив о том, ито Каль- тенбруняер явился сегодня да за- седание Трибунала, заявил, что согласно уставу Трибунала обви­ няемый Кальтенбруніне.р должен ответить на вопрос, признает ли он себя виновным. Кальтеінбрунінер отвечает, что он считает себя іне- з :шоиным. К альт енбруннер садите я между Кейтелем и Розенбергом на первой скамье подсудимых. Затем председатель Трибунала предоставляет слово представите­ лю американского обвинения О л ­ дермену, который продолжает при­ водить документальные доказа­ тельства, относящиеся к нападе­ нию Германии на СССР. Олдермен цитирует меморандум генерала Томаса от 20 июня 1941 года, в котором последний излагает новую точку зрения Гитлера по вопросу об экономическом положении Гер­ мании. Генерал Томас пишет: «Нижеследующее является но­ вой точкой зрения фюрера, ко­ торую мне раз’ясвищ министр Тодг и которую позднее под­ твердил фельдмаршал Кейтель. Ход войны показал, что мы зашли слишком далеко в наших стремле­ ниях к автаркии. Невозможно пы­ таться произвести синтетическим пѵтем или каким-либо другим спо­ собом всякую вещь, которой нам нехватает. Например, невоз­ можно развить производство горю­ чего в такой степени, чтобы мы полностью стали независимыми в этой области. Все эти устремления к автаркии требуют такого огром­ ного применения, рабочей силы, что мы просто не в состоянии изыскать ее. Необходимо найти другой путь. То, что не имеют, но в чем нужда­ ются, обычно завоевывают. Целью должно стать обеспечение за, со- і бой всех территорий, которые име- ] ют специальное значение для воен- , ной экономики. Уже в то время, когда был выработан четырехлет- | ний план, я заявил совершенно яс­ но, что полная автаркия для нас невозможна, поскольку потреб­ ность в рабочей силе является чпезмерно большой». «Таким образом, — заявляет Олдермен, — цели германской аг­ рессии против Советского Союза были совершенно ясны. На этом я заканчиваю приведение доказа­ тельств преднамеренности герман­ ской агрессии против СССР. Д р у ­ гие представители обвинения по­ кажут, как немецкие фашисты в е ­ ли войну в этой стране. Никогда еще в истории всех времен не бы­ ло такого примера, чтобы неспро­ воцированная агрессия сопровож­ далась такими варварскими мето­ дами ведения войны. Страдания, перенесенные советским народом, безграничны. Наказание этих под­ судимых должно соответствовать тяжести—их вины»: Далее Олдермен переходит к анализу нападения на США. Обви­ нитель говорит, что агрессивные намерения держав оси возникли еще в то время, когда между ними был заключен так называемый антикоминтерновский пакт, 25 но ­ ября 1936 года. Обвинитель при­ общает этот документ в качестве доказательства к протоколам Три­ бунала. Он ссылается также на протокол о присоединении Италии к германо-японскому антиком,ин- терновскому пакту, подписанному 6 ноября 1937 года. 27 сентября 1940 года между Германией, И та­ лией и Японией был подписан тройственный пакт, согласно ко­ торому Япония признавала р у ­ ководящую роль Германии и Италии в установлении так назыэаемого нового порядка в Европе, тогда как Герма­ ния и Италия признали руководя­ щую роль Японии в установлении нового порядка в великой Восточ­ ной Азин. Обвинитель специально | подчеркивает тот факт, что в зак- ! лючении всех этих договоров ак­ тивное участие принимал подсу­ димый Риббентроп. Все эти пакты носят явно агрессивный характер. Обвинитель цитирует документ, который представляет собой з а ­ пись беседы руководителя гестапо и СС Гиммлера с япо-нскнм послом Осима, состоявшейся в Берлине 31 января 1939 года. На документе имеется личная подпись Гиммлера, сделанная карандашом. В докумен­ те Гиммлера, говорится: «Сегодня я посетил генеэала Осиміу. Беседа коснулась следу­ ющих вопросов: первое. Речь фю­ рера), которая ему очень понр-шч- лась, поскольку о,на морально обоснована со всех сторон. Второе. Мы обсуждали возможность з а ­ ключения трехстороннего догочоі а между Германией, Италией и Яго иней, который еще более улэочзд отношения между этими стра­ нами. Осима сообщил мне тахже, что совместно с геймачекой контрразведкой он предпринял меры, имеющие целью раздел Pocc.ua и отделение о~ нее Кавка­ за и Украины. Одн а/о организа­ ция, которую он создал, будет эффективной только в случае вой­ ны». Далее обвинитель обпши ггоя к переговорам обвиняемого Риббен­ тропа с тем же Осима 23 февраля 1941 года. Документ представ­ ляет собой запись этой беседы, подписанной Риббентропом. Содер­ жание этой беседы показывает, что руководители гитлеровской Герма­ нии не жалели усилий на то, чтобы побудить Японию к агрессии на Дальнем Востоке. Военная гитлеровская клика так ­ же была замешана в активной под­ готовке войны против США. 5 мар­ та 1941 года штаб верховного командования германских воору­ женных сил издал директиву № 24, в которой говорится: «Фюрер издал следующий приказ о сотрудниче­ стве с Японией: Первое. Целью сотрудничества, основанного на тройственном пакте, является по- возможиости быстрое привлечение Японии к активным шагам на Дальнем Востоке. Чем скорее Япо­ ния вмещается, тем лучше будут перспективы ее успехов ввиду неподготовленности к войне ее противников. Операции по «плану Барбаросса» создадут для нее благоприятные политические и военные предпосылки. Второе. В целях подготовки этого сотрудни­ чества необходимо всеми силами помочь Японии укрепить ее воен­ ный потенциал». Далее эта директива предусмат­ ривает конкретные стороны воен­ ного сотрудничества между Япо­ нией и Германией. 29 марта 1941 года в Берлин приехал японский министр иностранных дел Мацу- ока. Он имел беседу с германским- министром иностранных дел Риб­ бентропом. убеждавшим Японию вступить в войну против Англии. 5 апреля 1941 года состоялась новая беседа Риббентропа с M a­ ilуокой, ,в которой Риббентроп убе­ ждал Мацуо,ка в необходимости торопиться с выступлением. 24 мая 1941 года германский военный атташе в Токио заявил, что япон­ цы начали подготовку к захвату Сингапура и Манилы. Между прочим, обвинитель про­ цитировал следующие места речи Геринга, произнесенной 8 июля 1938 года перед германскими ави­ ационными промышленниками: «Я до сих пор не имею самолетов, к о ­ торые могли бы взять пятитонную бомбу, долететь до Нью-Йорка и возвра;титься обратно. Я был бы чрезвычайно рад, если бы я имел такой бомбардировщик, чтобы я мог, однако, заткнуть глотку «хвастливым людям по т у сторону океана». Обвинитель приобщил этот документ к протоколам суда, к ак изобличающий Геринга в, пла­ нировании .агрессии против Соеди­ ненных Штатов. Подстрекательство Германии сыграло крупную роль в д ел е на­ падения, Японии на США. На этом вечернее заседание суда ■заканчивается. У т р е н н е е за с е д а н и е 11 д е к а б р я см. на 4-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz