Североморский летчик. 1945, декабрь.
13 декабря 1945 г., № .2 9 3 ,(6 7 3 , СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК S Меторологическая подготовка летного состава Во время б о е вы х действий за нятия по метеорологии, как и по другим дисциплинам, проводились не систематически, в свободное от боевой работы время, в дни пло хой погоды. Тогда основной упор был направлен на то, как лучше и вернее оценить погодные условия б полете по форме облачности, на правлению ветра, осадкам, что нужно предпринять в случае рез кого ухудшения погоды, как-обхо дить заряды, как и где пробивать облачность, что следует сделать в случае обледенения. З ан я ти я в о с п р и н и м а л и с ь летным составом с интересом. Вокруг от дельных тем и вопросов возникали оживленные обсуждения. Занятия пополняли знания л е т н о г о с о с т а ва, п о л о ж и т е л ь н о с к а з ы в а л и с ь на выполнении б о е в ы х за д а н и й . М е ж ду летным составом и м е т е о р о л о гами бы л у с т а н о в л е н вза и м н ы й контакт. М е т е о р о л о г при п р о в е д е нии зан я ти й к а к м о ж н о п р о щ е и нагляднее п о я с н я л л е т ч и к у с в я з ь между о т д е л ь н ы м и м е т е о р о л о г и ческими я в л е н и я м и . Л е т ч и к , по возвращении с б о е в о г о за д а н и я , передавал м е т е о р о л о г у с в е ж и е данные о п о г о д е с тер р и т о р и и п р о тивника. Э т и д а н н ы е о п о г о д е ис- п ользовы вались м е т е о р о л о г о м при построении п р о гн о з а п о г о д ы д л я п оследующих в ы л е т о в на б о евы е задания. Л е т ч и к , з н а ю щ и й м е т е о рологию и к л и м а т и ч е с к и е о с о б е н ности театра, в с е г д а д а в а л п о л н о ценные данные о п о го д е. Особенно х о р о ш у ю и гр а м о т н у ю разведку п о г о д ы д а в а л и м ай ор Н а конечный, л е й т е н а н т П а н к р аш и н , лейтенант Р у б а н и д р у г и е . Н а их данные в с е г д а м о ж н о б ы л о о п е реться при с о с т а в л е н и и п р огн о за. С м о м ен та о к о н ч а н и я б о евы х операций, з а н я т и я с л е т н ы м с о с т а вом по м е т е о р о л о г и и с т а л и п л а н о мерными и с и с т е м а т и ч е с к и м и . Теперь м е т е о р о л о г и я и з у ч а е т с я оолее г л у б о к о , а к л и м а т и ч е с к и е особенности т е а т р а — б о л е е п о д робно. З а н я т и я п р о в о д я т о п ы тн ы е метеорологи: с т а р ш и й т е х н и к - л е й тенант Г а л и ц к и й , т е х и и к - л е й т е - нант Р аев ск и й , т е х н и к - л е й т е н а н т Саган, м л а д ш и й т е х н и к - л е й т е н а н т Давыдов, м л а д ш и й т е х н и к - л е й т е нант О г о р о д н и к о в и д р у г и е . Основное вн и м ан и е у д е л я е т с я умению ч и тать и а н а л и з и р о в а т ь карты п о год ы с тем , ч тобы л е т ч и к умел р а зб и р а т ь с я в м е т е о р о л о г и ч е ской о б ст ан о в к е в п о л е т е по ф о р мам облач н ости , м ог р а з л и ч а т ь об ложные о с а д к и от з а р я д о в , п р е д у гадывать б л и з о с т ь и н ап р а в л е н и е движения а т м о с ф е р н ы х ф р о н т а л ь ных разд елов. В связи с этим, со с т о р о н ы л е т - [ ного состава все б о л е е и б о л е е \ увеличивается сп р о с на д о п о л н и т е л ь н у ю с п е ц и а л ь н у ю л и тер ату р у . — Хочу во время отпуска по полнить свои знания по метеороло гии, — обратился к нам не так дав но майор Бахтинов. — Нет ли у I вас такого учебника, чтобы про работав его, я мог самостоятельно I обрабатывать карты погоды, нано сить фронты, изобары, полнее ана- ! лизировать синоптическое поло жение? Следует отметить, что майор I Бахтинов летает в самых сложных погодных условиях, однако никог- I да не пренебрегает метеорологиче ской консультацией, внимательно прислушивается к советам метео рологов и повседневно повышает свой уровень знаний по метеоро логии. Штурман — старший лей тенант Лебедев самостоятельно проработал «Синоптическую ме теорологию», под редакцией Ку ниц — довольно сложный и тре бующий знания высшей математи- . ки и теоретической механики учеб ник. В подразделении, где т. Фокин, I л е т н ы й со с та в при п ро вер ке п о к а з а л вп ол н е у д о в л е т в о р и т е л ь ны е зн ан и я по м етео р о л о ги и и к л и м ати ч ес к и м о со б е н н о ст ям театра. О со б е н н о х о р ош о зн аю т м етео р о л о гию гв ар д и и л ей тен ан т И о х вед - сон, гв ар д и и м л а дш и й л ей тен ан т Б а р ан о в, гв ар д и и м л а дш и й л е й т е нант Р ощ и н . Они п о стоянно путем за н я т и й в г р у п п ах и с а м о с т о я т е л ь н о п о п о л н яю т свои знания. М л а д ш и й л ей т е н а н т т. Б у ж и н - с к и й х о р ош о чи тает кар ту , зн ает ф о р мы о бл ач н ости , гр ам отн о р а з б и р а е т с я в к л а с с и ф и к а ц и и ф р о н т а л ь н ы х р а зд е л о в . Г в а р д и и л ей т е н а н т И ван о в и г в а р д и и ста рш и й л ей т е н а н т Б л о д - н и ко в зн аю т м етео р о л о гию на о т л и чн о. В у че б н о й р аботе они п о с т о я н н о п о м о гаю т своим т о в а рищам. : З а п о с л е д н е е в р ем я при м етео- ; стан ц и и , г д е тов. Г ал и ц к и й , в в е д е на о д н о д н е в н а я м е т е о с т а ж и р о в к а і л е т н о г о со с та в а . В теч ен и е д н я I с т а ж и р у ю щ и е с я в м есте с д е ж у р ным м е т е о р о л о го м п р о и зв о д я т н а б л ю д е н и я за п огодой, у ч а с т в у ю т в а н а л и з е и со с т а в л е н и и п р огн оза п о го д ы на с л е д у ю щ и е с у тк и . П о п у тн о с этим м е т ео р о л о г в ы я с н я е т з н а н и я по м етео р о л о ги и с т а ж и р у ю щ е г о с я и ст а в и т о ц ен ку . Р а с п о р я д о к р аб о ч его д н я с т а ж и р у ю щ е г о с я с о с т а в л е н так, что у н его д о с т а т о ч н о врем ен и д л я о з н а к о м л е н и я с п риборам и и м ето дам и р аб о т ы м е тео ста н ц и и н а д п рогн о зам и погоды . К а п и т а н П. Б А Д А Л И Н . С т а рш и й тех н и к -л е й т е н а н т А. С У П Р У Н . ПРОЦЕСС ГЛАВНЫХ НЕМЕЦКИХ ВОЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ В НЮРНБЕРГЕ Вечернее заседание 10 декабря ПЕРЕДВИЖНАЯ БИБЛИОТЕКА У библиотечного стола стоит д е вушка в военной форме. Она д е р нет перед собой список книг, с о ставленный по заявкам бойцов. Девушка эта — краснофлотец - Дехтеренко из подразделения ■ Алехина. Д ва с половиной го да ока бессменно выполняет эту обязанность и получила много благодарностей от бойцов за уме лый подбор литературы. Д ехте- резко изучила читателей. Она зиа- ет кому что необходимо прочи тать. Рекомендует, советует и помогает разобраться в прочитан ном. Умелое руководство библио течной передвижкой со стороны т Дехтеренко привило уважение и интерес к книге сержаитаім и краснофлотцам подразделения. Пожалуй, не найти человека, кото- не состоял бы читателем пе- Редаижк'к. Некоторые товарищи чтение книг я-ДОЛюбливали и предпочитали занимать часы вечернего отдыха лУсты.ѵги разговорами. Однажды к кружку таких «лю- ^ятелей» подошла т. Дехтеренко. . ка Долго слуш ала пустые расска- покрываячъге иногда недруж - ! смехом. Наконец, один из рас- ; •^ааающнх завел длинную сказ- ! ' из времен прошлого. Тут Дех- :’-гко не вытерпела. ~~ Послушайте, — сказала Дех-1 теренко, — неужели вы думаете, что ваши баски полезнее и инте реснее произведений наших писа телей? Давайте, товарищи, я про читаю вам небольшую повесть Лермонтова «Бэла». Д ехтеренко была уверена, что повесть понравится. Она сама лю бит читать вслух, а теперь, перед ней л еж ал а ответственность про читать так, чтобы оставить впе чатление у слушателей и заста вить их полюбить книгу. Во время чтения стояла тишина. Никто не шелохнулся, с напря женным вниманием следили за развертывающимися событиями. Дехтеренко кончила читать, о г лянулась на своих слушателей. Они молча сидели на своих ме стах. — Ну, вот и все, — сказала она. — Как понравилась повесть? — Понравилась. — Вот только времени нехаата- ет, а то бы я прочла вам дальше, о Печорине. Впрочем, вы сами можете прочитать. О том, как крепко сдружились бойцы с книгой, свидетельствуют следующие данные о работе пе- оедвижной библиотеки за полуго дие. «Непокоренные» — Горбатова^— прочитало 10 человек, «Избранные произведения» Тургенева — про читало 10 человек, «Земля» Перл- Артель име'ни Молотова в селе Мотера, Владимирской области, издавна славилась исключитель ным мастерством художествен ной обработки благородных ме таллов. На снимке: один из старейших мастеров артели П. Н. Калинин. I -------- ф ------ УЧИТЕЛЬ ШОФЕРОВ Младший сержант т. Мѵхин — ■лучший специалист по автоделѵ Н-ского подразделения. Свои зна ния и богатый опыт он передал многим шоферам. Прежде чем браться за обучение водителей т. Мухин повысил свои знания, по- \ лучил права шофера 1-го класса. Однажды машины шоферов т т . . ! Трофимова и Виноградова возвра- | лились с линии неисправными. Опросив водителей, т. Мухин убе дился, что поломки произошли по ! вине шоферов, которые слабо знают материальную часть. Эти и другие факты натолкнули т. Му хина «а мысль — взяться за по вышение теоретических знаний молодых специалистов. Вечерами по намеченной про грамме командования, он стал си стематически проводить теорети-| ческие занятия по автоделу. И чтобы теория закреплялась, днем у машин раз’яснял практическую сторону дела. Когда машины при ходили с линии, т. Мухин тщ а тельно проверял, их и на замечен ные неисправности, прежде ч е м ! устранить их, обращал внимание ! шоферов, подробно раз’яснял, как и отчего получились неисправно- I сти, и как их нужно устранить. Теоретические занятия и прак тические раз'яснения помогли во дителям изучить машину. Красно флотцы тт. Трофимов, Виноградов и другие стали лучшими водите лями. Сейчас они легко обнаружи вают неисправности и быстро устраняют их, всегда во время выводят свои машины .на линию. j С е р ж а н т М. Г Р Е Б Е Л К И Н . Бака — прочитало 23 человека, «Порт-Артур» Степанова — прочи-' тало 12 человек, «Пушки выдви гают» Сергеевл-Ценского —• 4 че ловека и т. д. Проведено несколь- ! ко литературных вечеров по раз- 1 бору отдельных прочитанных книг и произведений. Один из ве черов был посвящен разбору кни ги Б. Горбатова «Непокоренные». Самыми активными читателями передвижки являются тт. Кутаев, Яковлев, Прыткина, Иванов, Гре- вунова и другие. Каждый из них прочитал по несколько десятков книг. В беседе с коммунистом т. Васи левским мы узнали, как передвиж ная библиотека способствует идей но-политическому росту комму нистов и комсомольцев. Теперь, когда наступила изби рательная кампания, передвижная библиотека соответственно пере строила свою работу. Большое к о личество агитаторов находит здесь нужный материал для прове дения бесед с молодыми избира телями. Тут и Конституция Сою за СССР и доклад товарища Сталина на VIII Чрезвычайном с ’езде Советов и много другого материала. Передвижная библиотека под разделения пользуется большой любовью личного состава, а тов. Дехтеренко, хорошо организовав шая пропаганду книги, пользуется заслуженным уважением. Б. БЫСТРОВ. НЮРНБЕРГ, 10 декабря. ! (ТАСС). Сегодня на вечернем за седании Трибунала впервые по- і яв;;лея обвиняемый Кальтенбрун- і-;р, который до сих пор не при сутствовал на судебных заседа ниях ввиду кровоизлияния В МОЗГ I как об этом сообщалось ранее'). I Председатель Трибунала л о р д ! Лоуренс, сообщив о том, ито Каль- тенбруняер явился сегодня да за- седание Трибунала, заявил, что согласно уставу Трибунала обви няемый Кальтенбруніне.р должен ответить на вопрос, признает ли он себя виновным. Кальтеінбрунінер отвечает, что он считает себя іне- з :шоиным. К альт енбруннер садите я между Кейтелем и Розенбергом на первой скамье подсудимых. Затем председатель Трибунала предоставляет слово представите лю американского обвинения О л дермену, который продолжает при водить документальные доказа тельства, относящиеся к нападе нию Германии на СССР. Олдермен цитирует меморандум генерала Томаса от 20 июня 1941 года, в котором последний излагает новую точку зрения Гитлера по вопросу об экономическом положении Гер мании. Генерал Томас пишет: «Нижеследующее является но вой точкой зрения фюрера, ко торую мне раз’ясвищ министр Тодг и которую позднее под твердил фельдмаршал Кейтель. Ход войны показал, что мы зашли слишком далеко в наших стремле ниях к автаркии. Невозможно пы таться произвести синтетическим пѵтем или каким-либо другим спо собом всякую вещь, которой нам нехватает. Например, невоз можно развить производство горю чего в такой степени, чтобы мы полностью стали независимыми в этой области. Все эти устремления к автаркии требуют такого огром ного применения, рабочей силы, что мы просто не в состоянии изыскать ее. Необходимо найти другой путь. То, что не имеют, но в чем нужда ются, обычно завоевывают. Целью должно стать обеспечение за, со- і бой всех территорий, которые име- ] ют специальное значение для воен- , ной экономики. Уже в то время, когда был выработан четырехлет- | ний план, я заявил совершенно яс но, что полная автаркия для нас невозможна, поскольку потреб ность в рабочей силе является чпезмерно большой». «Таким образом, — заявляет Олдермен, — цели германской аг рессии против Советского Союза были совершенно ясны. На этом я заканчиваю приведение доказа тельств преднамеренности герман ской агрессии против СССР. Д р у гие представители обвинения по кажут, как немецкие фашисты в е ли войну в этой стране. Никогда еще в истории всех времен не бы ло такого примера, чтобы неспро воцированная агрессия сопровож далась такими варварскими мето дами ведения войны. Страдания, перенесенные советским народом, безграничны. Наказание этих под судимых должно соответствовать тяжести—их вины»: Далее Олдермен переходит к анализу нападения на США. Обви нитель говорит, что агрессивные намерения держав оси возникли еще в то время, когда между ними был заключен так называемый антикоминтерновский пакт, 25 но ября 1936 года. Обвинитель при общает этот документ в качестве доказательства к протоколам Три бунала. Он ссылается также на протокол о присоединении Италии к германо-японскому антиком,ин- терновскому пакту, подписанному 6 ноября 1937 года. 27 сентября 1940 года между Германией, И та лией и Японией был подписан тройственный пакт, согласно ко торому Япония признавала р у ководящую роль Германии и Италии в установлении так назыэаемого нового порядка в Европе, тогда как Герма ния и Италия признали руководя щую роль Японии в установлении нового порядка в великой Восточ ной Азин. Обвинитель специально | подчеркивает тот факт, что в зак- ! лючении всех этих договоров ак тивное участие принимал подсу димый Риббентроп. Все эти пакты носят явно агрессивный характер. Обвинитель цитирует документ, который представляет собой з а пись беседы руководителя гестапо и СС Гиммлера с япо-нскнм послом Осима, состоявшейся в Берлине 31 января 1939 года. На документе имеется личная подпись Гиммлера, сделанная карандашом. В докумен те Гиммлера, говорится: «Сегодня я посетил генеэала Осиміу. Беседа коснулась следу ющих вопросов: первое. Речь фю рера), которая ему очень понр-шч- лась, поскольку о,на морально обоснована со всех сторон. Второе. Мы обсуждали возможность з а ключения трехстороннего догочоі а между Германией, Италией и Яго иней, который еще более улэочзд отношения между этими стра нами. Осима сообщил мне тахже, что совместно с геймачекой контрразведкой он предпринял меры, имеющие целью раздел Pocc.ua и отделение о~ нее Кавка за и Украины. Одн а/о организа ция, которую он создал, будет эффективной только в случае вой ны». Далее обвинитель обпши ггоя к переговорам обвиняемого Риббен тропа с тем же Осима 23 февраля 1941 года. Документ представ ляет собой запись этой беседы, подписанной Риббентропом. Содер жание этой беседы показывает, что руководители гитлеровской Герма нии не жалели усилий на то, чтобы побудить Японию к агрессии на Дальнем Востоке. Военная гитлеровская клика так же была замешана в активной под готовке войны против США. 5 мар та 1941 года штаб верховного командования германских воору женных сил издал директиву № 24, в которой говорится: «Фюрер издал следующий приказ о сотрудниче стве с Японией: Первое. Целью сотрудничества, основанного на тройственном пакте, является по- возможиости быстрое привлечение Японии к активным шагам на Дальнем Востоке. Чем скорее Япо ния вмещается, тем лучше будут перспективы ее успехов ввиду неподготовленности к войне ее противников. Операции по «плану Барбаросса» создадут для нее благоприятные политические и военные предпосылки. Второе. В целях подготовки этого сотрудни чества необходимо всеми силами помочь Японии укрепить ее воен ный потенциал». Далее эта директива предусмат ривает конкретные стороны воен ного сотрудничества между Япо нией и Германией. 29 марта 1941 года в Берлин приехал японский министр иностранных дел Мацу- ока. Он имел беседу с германским- министром иностранных дел Риб бентропом. убеждавшим Японию вступить в войну против Англии. 5 апреля 1941 года состоялась новая беседа Риббентропа с M a ilуокой, ,в которой Риббентроп убе ждал Мацуо,ка в необходимости торопиться с выступлением. 24 мая 1941 года германский военный атташе в Токио заявил, что япон цы начали подготовку к захвату Сингапура и Манилы. Между прочим, обвинитель про цитировал следующие места речи Геринга, произнесенной 8 июля 1938 года перед германскими ави ационными промышленниками: «Я до сих пор не имею самолетов, к о торые могли бы взять пятитонную бомбу, долететь до Нью-Йорка и возвра;титься обратно. Я был бы чрезвычайно рад, если бы я имел такой бомбардировщик, чтобы я мог, однако, заткнуть глотку «хвастливым людям по т у сторону океана». Обвинитель приобщил этот документ к протоколам суда, к ак изобличающий Геринга в, пла нировании .агрессии против Соеди ненных Штатов. Подстрекательство Германии сыграло крупную роль в д ел е на падения, Японии на США. На этом вечернее заседание суда ■заканчивается. У т р е н н е е за с е д а н и е 11 д е к а б р я см. на 4-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz