Североморский летчик. 1945, август.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 30 августа 1945 г., № 206 (5{jg) ПО р о д н о й с т р а н е Использование опыта Отечественной войны в учебно-боевой работе I X В гор. Константиновне (Донбасс) восстановлена и сдана в эк- сплоатацню плотина на реке Торец, разрушенная гитлеровскими за­ хватчиками. НА СНИМКЕ : общий вид восстановленной плотины. Фото И. Юшко. Фотохроника ТАСС. Коллектив Ленинградского Пролетарского паровозоремонтного завода держит переходящее красное знамя НКПС. НА СНИМКЕ: бригадир-кузнец Н. И. Дадаев и его помощник В. Н. Ковтун. Эта бригада одна из лучших на заводе. Фото А. Михайловича. Фотохроника ТАСС. Опыт Отечественной войны с о з ­ дает благоприятные условия для улучшения учебно-боезой работы в частях, для выполнения задач, поставленных Народным Комис­ саром Военно-Морского Флота. Прежде чем приступить к изу­ чению боевого опыта, следует кратко остановиться на двух фак­ торах, от которых зависит вся наша работа: 1). степень подготов­ ленности личного состава и его боевой опыт и, 2). источники для изучения боевого опыта. Разбирая первый фактор, сл ед у ­ ет отметить, что личный состав наших торпедоносцев подготовлен по разному. Из общего числа эки­ пажей многие не имеют боевого опыта как в низком, так и высот­ ном торпедометании. Часть же экипажей в ходе Отечественной войны применяли торпедное ору­ жие. Эти ж е летчики наиболее х о ­ рошо подготовлены по теории минно-торпедного дела. От степе­ ни подготовленности личного с о ­ става вытекают и задачи, стоящие перед нами: а) с первой частью экипажей, не имеющих боевого опыта, необходимо вести работу по изучению боевого опыта с самого начала и по реали­ зации или внедрению этого опыта ів учебно-боевой работе, в классах и на полигонах; б) со второй [частью, имеющих боевой опыт, необходимо вести работу по обоб­ щению этого опыта, по выявлению новых приемов в использовании оружия и по умелой передаче, на­ копленного в боях опыта, своим подчиненным. Эти задачи опреде­ ляют методику работы с каждой группой в отдельности. Если с (первой частью экипажей занятия (проводятся в групповом порядке, то со второй заниматься приходит­ ся индивидуально, готовя их к проведению летучек, занятия по отдельным темам, к групповым упражнениям и играм. Такой ме­ тод облегчает работу руководите­ лей, которые в лице второй грул- Г в а р д и и л е й т е н а н т И. Г А В Р И Л О В рядом примеров. Мп-, по атг, о а п т « л ' Уг.із ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ Подводными лодками называют­ ся корабли, которые могут нахо­ диться под водой и благодаря этому незаметно для противника выполнять различного рода боевые действия, направленные как для нанесения ударов противнику сво­ им оружием, так и для наблюдения за противником. Современные подводные лодки представляют мощное средство для самостоятельных боевых дей­ ствий, особенно на дальних мор­ ских путях, и для взаимодействия с воздушным я надводным фло­ том. Основное назначение подводных лодок производство торпедных атак, ко вместе с тем подводные лодки могут ставить минные за­ граждения, нести дозорную и раз­ ведывательную службу и действо­ вать на путях сообщения против­ ника. Специализация подводных лодок для специального использования других видов оружия, кроме тор­ педного, удачно разрешена лишь t: отношении мины. Попытки со­ здать артиллерийскую лодку (английская М-3) и лодку авиа­ транспорт (английская М-2) не вышли из стадии опытоз и окон­ чились пока неудачно. Разнообразие задач, выполняе­ мых подводными лодками, привело к постройке лодок, обладающих различными тактическими свой­ ствами. В настоящее время могут быть фиксированы следующие основ­ ные классы подводных лодок: а) подводные лодки дальнего действия с большой автономно­ стью (ксейсерские), предназначен­ ные д..--' операции против боевых кораблей и на торговых путях в сткрЫг'« море на значительном! удаления от своих баз; водонзме- j щбине нт в среднем от 1.000 т. и ! р.ыше: 6' подводные лодки ближнего | действия с меньшей автономно-1 стью, предназначенные для совме­ стных действий с надводными ко­ раблями и авиацией вблизи своих баз, с водоизмещением до 600 т.; в) эскадренные подводные лод­ ки с большим ходом для совмест­ ного движения и действий с над­ водными кораблями и авиацией. При постройке подводных лодок всех классов торпедное вооруже­ ние в той или иной степени (ча­ стично или полностью) может быть заменено минным. Такие под­ водные лодки с преобладающим минным вооружением носят назва­ ние подводных заградителей. Торпедное вооружение, являю­ щееся основным на торпедных лодках, остается обязательным и для лодок-заградителей. Торпедных аппаратов на различ­ ных лодках обыкновенно ставит­ ся от 2 до 6—8 (на больших крей­ серских лодках за границей — до 14). На лодках устанавливают­ ся аппараты двух основных си ­ стем: трубчатые внутри жесткого корпуса, связанные с корпусом лодки, и поворотные—помещае­ мые снаружи прочного корпуса, в надстройке. Последние аппараты делаются многотрубными (двойны­ ми и тройными). Разница в поль­ зовании аппаратами заключается в том, что наводку трубчатых аппа­ ратов приходится производить по­ воротом самой лодки, но зато повторное заряжание может быть произведено под водой. Наводка поворотных аппаратов не требует разворота лодки, но повторное за ­ ряжение может быть произ­ ведено лишь по всплытии лод­ ки на поверхность. Трубчатые торпедные аппараты устанавли­ ваются как в носу, так и в корме лодки, причем трубы ставятся одна на другой. Наличие аппара­ тов в корме облегчает выполнение атаки, так как позволяет Произво­ дить стрельбу торпедами, не раз­ ворачивая лодки носом к цели. ' Калибр торпед, употребляемых Знай флот на заграничных лодках, тот же, что и на эскадренных миноносцах: 450—533—550 мм. Подводные лодки-заградите­ ли, кроме торпед, принимают в среднем от 20 до 60 мин. Для по­ становки мин они имеют специаль­ ные устройства в кормовой части или в виде шахт по бортам лодки. Артиллерийское вооружение большинства подводных лодок служит им для самозащиты в над­ водном положении и для выполне­ ния специальных задач; оно обыч­ но состоит из одной, редко двух пушек от 75 мм. до 120 мм. ка­ либра. За границей на подводных лод ­ ках большого тоннажа (крейсер­ ских, за исключением лодки «Зуркоуф») артиллерия— 130— 152 мм. калибра, причем пушек обыч­ но бывает по две. Орудия ставят­ ся за броневым прикрытием. Эти лодки имеют настолько сильную артиллерию, что могут вести ар­ тиллерийский бой с об’ектамн. не обладающими большой живу­ честью. Скорость хода подводных лодок различают надводную и подвод­ ную. В зависимости от назначе­ ния лодки определяется ее над­ водная скорость. Надводным дви­ гателем лодок служат дизели, ко­ торые сообщают им скорости в пределах от 12 до 22 узлов. Под водой лодки передвигаются с по­ мощью электромоторов, питаемых энергией от аккумуляторов. При современном состоянии техники аккумуляторного дела подводные скорости лодок не превосходят !0— 11 узлов, причем запаса энер­ гии аккумуляторов хватает лишь на 1—2 часа полного хода. П од­ водные лодки обладают большой надводной дальностью плавания, превосходящей дальность плава-1 ния надводных крейсероз. и .им е-! j ют возможность длительного пре- I бывания в. море без.захода з базу— ; до 30 суток и более. / пы готовят себе помощников, рас­ тущих в боевой подготовке. Немалую роль здесь играют специалисты минно-торпедного д е ­ ла. Они имеют личный опыт б ое­ вых торпедных атак, потопленные корабли и, зная теоретические основы торпедометания, легко мо­ гут передать все это личному с о ­ ставу торпедоносной авиации. Ос­ новной задачей специалистов я считаю не передачу личного опыта (хотя это и необходимо), а умение использовать общий опыт, опыт всех и, правильно сделав выводы, основанные на теории,' передавать их подчиненным. Эта задача про­ водится у нас в жизнь. Далее источником Для изучения боевого опыта и его использова­ ния в учебно-боевой учебе, явля­ ются бюллетени йо боевому опы­ ту, газетные статьи, материалы из журналов. Весь этот' материал на­ писан людьми, непосредственно принимавшими участие во всех ви­ дах боевой деятельности минно­ торпедной авиации, или людьми, хорошо знающими минное и тор­ педное оружие и приемы их такти­ ческого использования. Такой ма­ териал представляет большую ценность. Чтобы передавать или исполь­ зовать опыт прошлой войны в учебно-боевой подготовке, надо знать, откуда брать этот опыт, кому и кто должен преподносить и какими методами лучше всего пользоваться при этом. Теоретическая подготовка явля­ ется предпосылкой к летной под­ готовке, поэтому здесь и надо стремиться вложить весь имеемый опыт в сознание каждого слуша­ теля, чтобы он при практическом торпедометании или миннометании, з позже и при боевом использова­ нии оружия повторял то, что д е ­ лали его предыдущие боевые то­ варищи, чтобы он мог по действи­ тельной обстановке принимать но­ вые, правильные решения. Ника­ кого шаблона в работе не может быть. Например: при послезалпо- вом маневрировании, на отходе при сильном огне зенитной артил­ лерии не рекомендуется «переска­ кивание» через атакуемую цель, в частности, и через корабли вообще, т. к. легко можно быть сбитым кинжальным огнем зенитньгх пу­ леметов. В теоретической подготовке нужно все вопросы связывать с тактическим использованием ору­ жия и обязательно подкреплять фактами из Отечественной войны. Например, такой чисто теорети­ ческий вопрос о торпедном тре­ угольнике. Когда говорилось о зависимости элементов, то можно закрепить но хотя бы взять зависимость упреждения от скорости вдлиѴ-' ст отношения скоростей кораблГ торпеды. Здесь после об‘яснекѴ- лависимости надо<указать, что боевых условиях' больше веро?г ности промаха (не попадания) / за ошибки в определении ckodo ’ t цели и рассказать об одном слу-j-.- атаки парой «Ил-4» (ведут,л гвардии капитан Попович), ксг. оба экипажа промахнулись цз-з- недостатка опыта в определен?' хода кораблей — танкера, котор^ шел без всякого охранения. Пое-’ этого примера, когда народ отдо^ нет, можно дать выводы. Примеров можно привести очень много. Фактически наши людиэ^ примеры приводят и, значит, этим самым передают опыт войны до' гим и используют в учебно-боезой работе. Наибольшее значение имеет ис­ пользование опыта минувшей вой ны в летной работе, т. к. это под­ водит экипажи к боевому исполь­ зованию оружия и является га. следней стадией подготовки, кото, рую в дальнейшем нужно только постоянно совершенствовать н держать на должной высоте. ЧТО СДЕЛАНО И ЧТО ДЕ./МЕТСЯ В ЭТОМ ОТНОШЕНИИ У НАС Война показала, что некоторые экипажи ошибались в определений класса и типа неприятельского ко­ рабля, а отсюда и в определен!!? скорости хода, дистанция сбрасыз; ния торпеды. Всем была ясна необ­ ходимость тренировки этих элемен- і тов в условиях полигона. Внаска- щее время мы частично добили-;; устранения этих недочетов, тем. что цели (корабли) для тренирозй на полигонах даются различные Например, за последние полтор; месяца .целями €ыли линейные ко­ рабли, подводные лодки, тральщи­ ки и т. д. Д о этого применялся г транспорт. Для экипажей трениро­ вочные полеты на. минно-торпед­ ный полигон стали гораздо инте­ реснее и результаты от этого бу­ дут лучше. Наши летчики, увидез «противника» в море, определяют все элементы, необходимые для торпедоносца. Дополнением в эм будет теоретическая подготовка. Чтобы было привычнее и лучше пешать боевые задачи, надо тре­ нировать экипажи в условия': близких к боевым. В зоне зализ; добиться полностью этих услови? невозможно. Требуется выход з море, а это сопряжено с рядоѵ трудностей. Но все же выйти я: морской полигон необходимо, щ- че мы не сможем тренировать групповые атаки звеньями и в со­ ставе эскадрильи. А массовост: применения' — одно из первейшк- требований в современной вой:;’ (Окончание следует). В ВЦСПС Т РУДО ВО Е У С Т РОЙ С ТВО ИН ВА Л И Д О В О ТЕ ЧЕСТВ ЕННОЙ ВОЙНЫ Секретариат ВЦСПС принял р е - ; предложил ЦК профсоюза работ­ ников местной промышленное' течение ближайших двух м№ шение о трудовом устройстве ин­ валидов Отечественной войны на предприятиях местной промышлен­ ности. Многие профсоюзные организа­ ции уделяют этому вопросу боль­ шое внимание. Широко практи­ куется обучение различным про­ фессиям выздоравливающих вои­ нов. Для этого организуются уч еб­ ные мастерские непосредственно при госпиталях и лечебных учреж ­ дениях. Некоторые областные и районные комитеты профсоюзов установили постоянную связь с отделами специального обеспече­ ния, берут на учет трудоспособ­ ных инвалидов подыскивают для них работу, помогают им овладеть новой профессией. На 1-м государ­ ственном подшипниковом заводе организован персональный учет инвалидов, о них проявляют о с о ­ бую заботу: обеспечивают .обуче­ ние, улучшают жилщцно-быто- вые условия, нуждающимся вы­ дают. путевкц. в дома отдыха и са­ натории. Секретариат ВЦСПС цев проверить совместно с хозя: ственными органами условия ?: боты инвалидов Отечествен:^ войны. На всех предприятяг местной промышленности доля® быть приняты меры для повыше ния квалификации работают;- инвалидов, широкого их испсл- зования на руководящей работе качестве директоров районнь промышленных комбинатов, кон бинатов бытового обслуживая- начальников цехов, мастеров, то­ нических руководителей. Фабрично-заводским комитет; необходимо установить контро. над выполнением производат:- местной промышленности плак- производственного обучения ияз- •■гидов Отечественной войны. Н- до также оказывать хозяйстве- ным организациям. содействие предложении работы-.на -д о м у f '\ валид-ам, неспособным к тру-, производстзенны-х условиях. . (ТА С С !-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz