Североморский летчик. 1945, август.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 30 августа 1945 г., № 206 (5{jg) ПО р о д н о й с т р а н е Использование опыта Отечественной войны в учебно-боевой работе I X В гор. Константиновне (Донбасс) восстановлена и сдана в эк- сплоатацню плотина на реке Торец, разрушенная гитлеровскими за хватчиками. НА СНИМКЕ : общий вид восстановленной плотины. Фото И. Юшко. Фотохроника ТАСС. Коллектив Ленинградского Пролетарского паровозоремонтного завода держит переходящее красное знамя НКПС. НА СНИМКЕ: бригадир-кузнец Н. И. Дадаев и его помощник В. Н. Ковтун. Эта бригада одна из лучших на заводе. Фото А. Михайловича. Фотохроника ТАСС. Опыт Отечественной войны с о з дает благоприятные условия для улучшения учебно-боезой работы в частях, для выполнения задач, поставленных Народным Комис саром Военно-Морского Флота. Прежде чем приступить к изу чению боевого опыта, следует кратко остановиться на двух фак торах, от которых зависит вся наша работа: 1). степень подготов ленности личного состава и его боевой опыт и, 2). источники для изучения боевого опыта. Разбирая первый фактор, сл ед у ет отметить, что личный состав наших торпедоносцев подготовлен по разному. Из общего числа эки пажей многие не имеют боевого опыта как в низком, так и высот ном торпедометании. Часть же экипажей в ходе Отечественной войны применяли торпедное ору жие. Эти ж е летчики наиболее х о рошо подготовлены по теории минно-торпедного дела. От степе ни подготовленности личного с о става вытекают и задачи, стоящие перед нами: а) с первой частью экипажей, не имеющих боевого опыта, необходимо вести работу по изучению боевого опыта с самого начала и по реали зации или внедрению этого опыта ів учебно-боевой работе, в классах и на полигонах; б) со второй [частью, имеющих боевой опыт, необходимо вести работу по обоб щению этого опыта, по выявлению новых приемов в использовании оружия и по умелой передаче, на копленного в боях опыта, своим подчиненным. Эти задачи опреде ляют методику работы с каждой группой в отдельности. Если с (первой частью экипажей занятия (проводятся в групповом порядке, то со второй заниматься приходит ся индивидуально, готовя их к проведению летучек, занятия по отдельным темам, к групповым упражнениям и играм. Такой ме тод облегчает работу руководите лей, которые в лице второй грул- Г в а р д и и л е й т е н а н т И. Г А В Р И Л О В рядом примеров. Мп-, по атг, о а п т « л ' Уг.із ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ Подводными лодками называют ся корабли, которые могут нахо диться под водой и благодаря этому незаметно для противника выполнять различного рода боевые действия, направленные как для нанесения ударов противнику сво им оружием, так и для наблюдения за противником. Современные подводные лодки представляют мощное средство для самостоятельных боевых дей ствий, особенно на дальних мор ских путях, и для взаимодействия с воздушным я надводным фло том. Основное назначение подводных лодок производство торпедных атак, ко вместе с тем подводные лодки могут ставить минные за граждения, нести дозорную и раз ведывательную службу и действо вать на путях сообщения против ника. Специализация подводных лодок для специального использования других видов оружия, кроме тор педного, удачно разрешена лишь t: отношении мины. Попытки со здать артиллерийскую лодку (английская М-3) и лодку авиа транспорт (английская М-2) не вышли из стадии опытоз и окон чились пока неудачно. Разнообразие задач, выполняе мых подводными лодками, привело к постройке лодок, обладающих различными тактическими свой ствами. В настоящее время могут быть фиксированы следующие основ ные классы подводных лодок: а) подводные лодки дальнего действия с большой автономно стью (ксейсерские), предназначен ные д..--' операции против боевых кораблей и на торговых путях в сткрЫг'« море на значительном! удаления от своих баз; водонзме- j щбине нт в среднем от 1.000 т. и ! р.ыше: 6' подводные лодки ближнего | действия с меньшей автономно-1 стью, предназначенные для совме стных действий с надводными ко раблями и авиацией вблизи своих баз, с водоизмещением до 600 т.; в) эскадренные подводные лод ки с большим ходом для совмест ного движения и действий с над водными кораблями и авиацией. При постройке подводных лодок всех классов торпедное вооруже ние в той или иной степени (ча стично или полностью) может быть заменено минным. Такие под водные лодки с преобладающим минным вооружением носят назва ние подводных заградителей. Торпедное вооружение, являю щееся основным на торпедных лодках, остается обязательным и для лодок-заградителей. Торпедных аппаратов на различ ных лодках обыкновенно ставит ся от 2 до 6—8 (на больших крей серских лодках за границей — до 14). На лодках устанавливают ся аппараты двух основных си стем: трубчатые внутри жесткого корпуса, связанные с корпусом лодки, и поворотные—помещае мые снаружи прочного корпуса, в надстройке. Последние аппараты делаются многотрубными (двойны ми и тройными). Разница в поль зовании аппаратами заключается в том, что наводку трубчатых аппа ратов приходится производить по воротом самой лодки, но зато повторное заряжание может быть произведено под водой. Наводка поворотных аппаратов не требует разворота лодки, но повторное за ряжение может быть произ ведено лишь по всплытии лод ки на поверхность. Трубчатые торпедные аппараты устанавли ваются как в носу, так и в корме лодки, причем трубы ставятся одна на другой. Наличие аппара тов в корме облегчает выполнение атаки, так как позволяет Произво дить стрельбу торпедами, не раз ворачивая лодки носом к цели. ' Калибр торпед, употребляемых Знай флот на заграничных лодках, тот же, что и на эскадренных миноносцах: 450—533—550 мм. Подводные лодки-заградите ли, кроме торпед, принимают в среднем от 20 до 60 мин. Для по становки мин они имеют специаль ные устройства в кормовой части или в виде шахт по бортам лодки. Артиллерийское вооружение большинства подводных лодок служит им для самозащиты в над водном положении и для выполне ния специальных задач; оно обыч но состоит из одной, редко двух пушек от 75 мм. до 120 мм. ка либра. За границей на подводных лод ках большого тоннажа (крейсер ских, за исключением лодки «Зуркоуф») артиллерия— 130— 152 мм. калибра, причем пушек обыч но бывает по две. Орудия ставят ся за броневым прикрытием. Эти лодки имеют настолько сильную артиллерию, что могут вести ар тиллерийский бой с об’ектамн. не обладающими большой живу честью. Скорость хода подводных лодок различают надводную и подвод ную. В зависимости от назначе ния лодки определяется ее над водная скорость. Надводным дви гателем лодок служат дизели, ко торые сообщают им скорости в пределах от 12 до 22 узлов. Под водой лодки передвигаются с по мощью электромоторов, питаемых энергией от аккумуляторов. При современном состоянии техники аккумуляторного дела подводные скорости лодок не превосходят !0— 11 узлов, причем запаса энер гии аккумуляторов хватает лишь на 1—2 часа полного хода. П од водные лодки обладают большой надводной дальностью плавания, превосходящей дальность плава-1 ния надводных крейсероз. и .им е-! j ют возможность длительного пре- I бывания в. море без.захода з базу— ; до 30 суток и более. / пы готовят себе помощников, рас тущих в боевой подготовке. Немалую роль здесь играют специалисты минно-торпедного д е ла. Они имеют личный опыт б ое вых торпедных атак, потопленные корабли и, зная теоретические основы торпедометания, легко мо гут передать все это личному с о ставу торпедоносной авиации. Ос новной задачей специалистов я считаю не передачу личного опыта (хотя это и необходимо), а умение использовать общий опыт, опыт всех и, правильно сделав выводы, основанные на теории,' передавать их подчиненным. Эта задача про водится у нас в жизнь. Далее источником Для изучения боевого опыта и его использова ния в учебно-боевой учебе, явля ются бюллетени йо боевому опы ту, газетные статьи, материалы из журналов. Весь этот' материал на писан людьми, непосредственно принимавшими участие во всех ви дах боевой деятельности минно торпедной авиации, или людьми, хорошо знающими минное и тор педное оружие и приемы их такти ческого использования. Такой ма териал представляет большую ценность. Чтобы передавать или исполь зовать опыт прошлой войны в учебно-боевой подготовке, надо знать, откуда брать этот опыт, кому и кто должен преподносить и какими методами лучше всего пользоваться при этом. Теоретическая подготовка явля ется предпосылкой к летной под готовке, поэтому здесь и надо стремиться вложить весь имеемый опыт в сознание каждого слуша теля, чтобы он при практическом торпедометании или миннометании, з позже и при боевом использова нии оружия повторял то, что д е лали его предыдущие боевые то варищи, чтобы он мог по действи тельной обстановке принимать но вые, правильные решения. Ника кого шаблона в работе не может быть. Например: при послезалпо- вом маневрировании, на отходе при сильном огне зенитной артил лерии не рекомендуется «переска кивание» через атакуемую цель, в частности, и через корабли вообще, т. к. легко можно быть сбитым кинжальным огнем зенитньгх пу леметов. В теоретической подготовке нужно все вопросы связывать с тактическим использованием ору жия и обязательно подкреплять фактами из Отечественной войны. Например, такой чисто теорети ческий вопрос о торпедном тре угольнике. Когда говорилось о зависимости элементов, то можно закрепить но хотя бы взять зависимость упреждения от скорости вдлиѴ-' ст отношения скоростей кораблГ торпеды. Здесь после об‘яснекѴ- лависимости надо<указать, что боевых условиях' больше веро?г ности промаха (не попадания) / за ошибки в определении ckodo ’ t цели и рассказать об одном слу-j-.- атаки парой «Ил-4» (ведут,л гвардии капитан Попович), ксг. оба экипажа промахнулись цз-з- недостатка опыта в определен?' хода кораблей — танкера, котор^ шел без всякого охранения. Пое-’ этого примера, когда народ отдо^ нет, можно дать выводы. Примеров можно привести очень много. Фактически наши людиэ^ примеры приводят и, значит, этим самым передают опыт войны до' гим и используют в учебно-боезой работе. Наибольшее значение имеет ис пользование опыта минувшей вой ны в летной работе, т. к. это под водит экипажи к боевому исполь зованию оружия и является га. следней стадией подготовки, кото, рую в дальнейшем нужно только постоянно совершенствовать н держать на должной высоте. ЧТО СДЕЛАНО И ЧТО ДЕ./МЕТСЯ В ЭТОМ ОТНОШЕНИИ У НАС Война показала, что некоторые экипажи ошибались в определений класса и типа неприятельского ко рабля, а отсюда и в определен!!? скорости хода, дистанция сбрасыз; ния торпеды. Всем была ясна необ ходимость тренировки этих элемен- і тов в условиях полигона. Внаска- щее время мы частично добили-;; устранения этих недочетов, тем. что цели (корабли) для тренирозй на полигонах даются различные Например, за последние полтор; месяца .целями €ыли линейные ко рабли, подводные лодки, тральщи ки и т. д. Д о этого применялся г транспорт. Для экипажей трениро вочные полеты на. минно-торпед ный полигон стали гораздо инте реснее и результаты от этого бу дут лучше. Наши летчики, увидез «противника» в море, определяют все элементы, необходимые для торпедоносца. Дополнением в эм будет теоретическая подготовка. Чтобы было привычнее и лучше пешать боевые задачи, надо тре нировать экипажи в условия': близких к боевым. В зоне зализ; добиться полностью этих услови? невозможно. Требуется выход з море, а это сопряжено с рядоѵ трудностей. Но все же выйти я: морской полигон необходимо, щ- че мы не сможем тренировать групповые атаки звеньями и в со ставе эскадрильи. А массовост: применения' — одно из первейшк- требований в современной вой:;’ (Окончание следует). В ВЦСПС Т РУДО ВО Е У С Т РОЙ С ТВО ИН ВА Л И Д О В О ТЕ ЧЕСТВ ЕННОЙ ВОЙНЫ Секретариат ВЦСПС принял р е - ; предложил ЦК профсоюза работ ников местной промышленное' течение ближайших двух м№ шение о трудовом устройстве ин валидов Отечественной войны на предприятиях местной промышлен ности. Многие профсоюзные организа ции уделяют этому вопросу боль шое внимание. Широко практи куется обучение различным про фессиям выздоравливающих вои нов. Для этого организуются уч еб ные мастерские непосредственно при госпиталях и лечебных учреж дениях. Некоторые областные и районные комитеты профсоюзов установили постоянную связь с отделами специального обеспече ния, берут на учет трудоспособ ных инвалидов подыскивают для них работу, помогают им овладеть новой профессией. На 1-м государ ственном подшипниковом заводе организован персональный учет инвалидов, о них проявляют о с о бую заботу: обеспечивают .обуче ние, улучшают жилщцно-быто- вые условия, нуждающимся вы дают. путевкц. в дома отдыха и са натории. Секретариат ВЦСПС цев проверить совместно с хозя: ственными органами условия ?: боты инвалидов Отечествен:^ войны. На всех предприятяг местной промышленности доля® быть приняты меры для повыше ния квалификации работают;- инвалидов, широкого их испсл- зования на руководящей работе качестве директоров районнь промышленных комбинатов, кон бинатов бытового обслуживая- начальников цехов, мастеров, то нических руководителей. Фабрично-заводским комитет; необходимо установить контро. над выполнением производат:- местной промышленности плак- производственного обучения ияз- •■гидов Отечественной войны. Н- до также оказывать хозяйстве- ным организациям. содействие предложении работы-.на -д о м у f '\ валид-ам, неспособным к тру-, производстзенны-х условиях. . (ТА С С !-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz