Североморский летчик. 1945, апрель.

27 апреля 1945 г., № 100 (480). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК - з Подполковник Г. ЗАГНИБЕДА Всегда помнить о своем достоинстве В Красной Армии и Воеино- ѵіороко.м Флоте офицер я ря- 1довой—братия П О классу. Между ,н’ймй йет сослоэніых .перегородок и ■ социальных йроги.воречий, их о т - эьшаег принадлежность к особому ■ отряду советского парода, который имеет почетную обязанность с ору­ жием а руках защищать социали­ стическую Родину. Вместе с тем •советский офицер является органи­ зующей силой и несет ответствен- ,яость за действия своих подчи- .ценных, за их воспитание., он «...ос­ новной цемент иашей армии, ек.ре - пляіющиій ее ,в единый дяецяили- нироваяный организм», (И. Сталин). Достаточно ли нашему офицеру иметь только знание, чтобы командовать подчиненными? Исто­ рия учит, что, «роме знаний, ему необходимо выработать ів себе ряд организаторских качеств., без кото­ рых нельзя управлять войсками, на соответствующей івъисоте держать -свою офицерскую честь. Мы часто обращаемся к прошло­ му, к военной истории. Это вполне естественно, ибо мы — наследники .лучівия традиций передовой части русского 'офицерства. Отличитель­ ной чертой всех замечательных полководцев и флотоводцев была правдивость, честность, искрен­ ность и верность долгу. (Крупней­ ший военный деятель 'русской ар­ мии генерал Драігомяров считал, •что офицер должен иметь общее знание теории современного воен­ ного дела и подробное знание тео­ рия и техники своего рода оружия, быть преданным Родине до само- 'отвѳржения; дисциплинированным, безоговорочно выполняющим при­ казание, храбрым, ірешительныім, безропотно переносящим все тяго­ сти службы, способным ориентиро­ ваться в окружающей обстановке, 'Принимать па себя ответствен­ ность за свои действия >в тех слу­ чаях, когда обстоятельства не поз­ воляют ожидать распоряжения свыше, проявлять инициативу, быть готовым всегда приттд на выруч­ ку, убежденным ,в (необходимости служить делу общей, а не собст­ венной ноільэы. Эти требования к ■офицеру остаются в силе и на- се­ годняшний день. Советский офицер,—это, прежде всего, советский человек, воспи­ танный социалистической страной на передовых идеях советского мировоззрения, воспринявший опыт строительства новой жизни и умеющий смело преодолевать трудности. Честь советского офи­ цера'—это честь нашей социали. стической Родины, честь нашего героического народа. Поэтому по­ нятие об офицерской чести совет­ ского офицера наполнено новым содержанием. Офицер, прежде асе.го ,—интелілигент, культурный ■еоветский человек. Вот этого и не следует никогда забывать. ГѴшцря об офицерской чести, сіедует понимать, что она про­ никают во ®се поры жигани офиі- цера. Некоторые говорят: «Я смел, хорош, в бою. В. этом моя честь». Праівильно, это главное для офи­ цера. Но общая и военная культу­ ра, умение вести себя с подчинен­ ными а Общественном .месте тоже являются делом чести офицера. Определениьи правил поведения, на асе случаи жизни написать нель. зя. Каждый офицер должен уметь всегда держать себя с достоин­ ством. Однажды,, беседуя о взаимоотно­ шениях с подчиненными, я указал одноміу офицеру на грубость и не­ выдержанность. «Меня подчинен­ ные любят,—.ответил мне офи­ цер. — Вызову, оітругаю покреп­ че,, и потом ходят они у меня, как миленькие...». Не ясно ли, что такой начальник в конце концов потеряет .всякий авторитет и будет неспособен создать крепкую бое­ способную часть. Офицер івсесда должен уметь держать себя с начальниками и с подчиненными. Не любят у нас таких, которые во всем стараются угодить ндаашыниіку, поддакивают ему, не имея своего собственного мнения.. Не любят также и таких, которые свысока относятся к под­ чиненным. 'Подчиненный такой же зоеннюслужащий, как .и его начальник, но его круг обя­ занностей меньше. Командир, оскорбляющий достоинство свое­ го подчиненного, наносит вред боеспособности подразделения и подрывает свой .авторитет. Строгая требовательность и гру­ бость — две явных: противополож­ ности. Грубость не есть требова>- телыность, оиаі не является цризш. ком силы .воли. Грубость, скорее всего, — безволие. Правдивость также одна «в ха­ рактерны* черт чести офицера. Правдивость должна проявляться не только іна службе, но и о личной жизни. Слово офицера—это слово большевика. Во взаимоотношениях между офицерами нельзя терпеть элементов очковтирательства'. Офицер, неправильно излагающий фаік.ты я мирной обстановке, бу­ дет их также неточно излагать и в боевой. А это приведет к излиш­ ним жертвам.. Офицер, если он хочет быть культурным начальником, . не мо­ жет ограничиваться знаниями, по­ лученными -в училище. У нас встречаются еще такие офице­ ры, которые «читают, что раз они имеют образовательный ценз, то бодыде им учиться не и чему. В результате получается очень неприглядная картина. На во- ъ ш ПЕРВЫЙ В МИРЕ МНОГОМОТОРНЫЙ САМОЛЕТ «РУССКИЙ ВИТЯЗЬ» 9 7 АПРЕЛЯ 1913 .года поднялся в воздух первый в мире мно­ гомоторный самолет «Русский ви­ тязь» конструкции И. И. Сикор- ского, построенный в Петербурге на Балтийском заводе. «Русский витязь» был бипланом. Сперва на самолете было установ­ лено два імотора по 120 л. сил, а затем—четыре таких же мотора-. Моторы помещались на нижней плоскости. На самолете было д.ва пилот­ ках места в передней части каби- '•ы, пассажирская каюта отделя- , 'ась Дверкой. Самолет .мог подни­ мать десять пассажиров. Имелось ‘-пециаілыное помещение для бомб. п.рос, как могло случиться, что он не знает карты, один офи­ цер ответил: «Зн-ал, да забыл». Честь советского офицера, как уже я говорил выше, заключается прежде всего в том., чтобы быть храбрым и смелым в бою, с макси­ мальным эффектом уничтожать противника. Это правильно. Одна­ ко, если офицер не знает военной истории, географии, не читает книг, трудно говорить о его чести. В понятие чести офицера входит также его забота о подчинетны.х, об их отды.хе , питании, исправно­ сти обмундирования и благоустрой­ стве. В части т. Па.віловіа .весь лич­ ный состав размещен о одинако­ вых Общежитиях. Однако кубрик,и, где живут подчиненные Героя Со­ ветского Союза т. Синицына, своей благоустроенностью, чистотой и порядком резко отличаются от дру­ гих. Здесь скаізывается личная за>- боіа т. Синицына о жизни своих подчиненных. Видя, что^они живут культурнее чем их товарищи из других подразделений, летчики и техники с теплотой и благодар­ ностью отзываются о своем коман­ дире. В небольшой статье трудно пе­ речислить все .вопросы, входящие -в .понятие офицерской чести. Честь офицера обязывает его .в бою быть емел'чм, инициативным и настойчи­ вым, в жизни — повседневно бо­ роться с грубостью, некультур­ ностью, отсталостью, систематя. чески заниматься своим самообра­ зованием, удерживать себя и сво­ их товарищей от всяких наруше­ ний дисциплины, честно и свято выполнять воинскую присягу. шШ йшШ шшШ шшшшШ і '* Первый Белорусский фронт. ' На подступах к Берлину немцы еоздали мощные укреп­ ленные районы со сложной системой многоярусных дотов. Когда советские войска, оснащенные могучей техникой, взло­ мали эти укрепления, они обнаружили скрытые глубоко под землей немецкие военные заводы. НА СНИМКЕ: сложные фрезерные станки в одной из лерей подземного завода. Фото Ф. Ки слова. Фотохроника ТАСС. га- КОМСОМОЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Во .время первых же полетов лет. чик впервые ;в истории івоздухопла. вания продемонстрировал возмож­ ность полета с одним иеработаю. ЩИ’М мотором. Он выключал один из моторов., и самолет продолжал лететь. Тогда же и также впер­ вые в истории авиации была пока­ зана возможность передвижения в фюзеляже без нарушения равнове­ сия. Пассажиры свободно ходили по каюте ©о время полета. Первые полеты оправдали все ожидания я расчеты конструкто­ ра. Посадка прошла также благо­ получно, хотя летчик я опасался .больших трудностей. «Русский ,витязь» положил на- Мне .хочется рассказать об од­ ном комсомольском собрании, сы­ гравшем большую роль а .воспита­ нии молодежи. Штурмовая часть получила .второй орден Красного Знамени. Комсомольцы решили ознакомить молодежь с боевыми традициями -части., рассказать о ее боіевом пути, о ее замечательных людяіх. Комсорг т. Доценко, посо­ ветовавшись с комсомольским ак­ тивом, .решил провести открытое комсомольское собрание с повест­ кой дни «Боевой путь дважды .Краснознаменной части». Собра­ нию предшествовала тщательная подготовка. Выпущены боевые листки, сделан 'боеівой счет штур­ мовиков, вывешены портреты вете. ранов части.. Помещение, где про­ ходило собрание, было приведено в образцовый порядок. В назначен­ ное время клуб был наполнен мо­ лодежью. С докладом выступил Герой Советского Союза м.айор Павлов, который я содержательном рассказе повествовал о зарожде­ нии части и ее пути. — 1942 год.. Враіг рвался наКав- чало строительству тяжелых мно- гомоторных самолетов—предшеет- венников современных бомбарди­ ровщиков. После опыта с «Рус­ ским витязем-» ,в России начали строиться такого же типа самоле­ ты «Илья Муромец», поставившие рекорды грузопод’емности, продол­ жительности и дальности полета. Опыт постройки и полетов «Ильи Муромца» открыл новые пу­ ти самолетостроению. Этими пу­ тями и пошло дальнейшее развитие мировой авиации, причем первые немецкие многомоторные самолеты фирмы «Сименс-Шукерт» были полным подобием русской кон­ струкции. Россия первой вступила на путь тяжелого самолетостроения, и в этой области мы не уступили пер- ■венства никому до сяк пор. Тяже­ лые самолеты А. Н. Туполева АНТ-4, АНТ-6, АНТ-9, АНТ-14 и, наконец, величайший в мире гигант­ ский самолет «Максим Горький» составляли неизменную славу со­ ветской авиация до войны, как са­ молеты ТБ-7, ПЕ-'2, ТУ-2, ИЛ-4 составляют ее военную славу в дни Великой Отечествеиной вой­ ны. каз, подходил к Сталинграду. В 'напряженной обстановке создава­ лась паша часть, -- говорит майор Павлов.—Воевали мы тогда ш лег­ комоторном самолете УТ-2, к нам пришла .молодежь, комсомольцы, горевшие желаіниемі как можно больше урона нанести немецким захватчикам. Мы не имели еще до­ статочного боевого опыта1, не было еще продуманной тактики, мы сла­ ба знали материальную часть. Тре­ бовалось .в короткий срок овладеть техникой. Приходилось одновре­ менно летать ,н® боевые задания и учиться. Так, івоюя и учась, мы выковывіаі- ли кадры. Командование поручало нам разнообразные задания и все они выполнялись отлично. Вскоре мы получили нрвую теіхяиікіу — грозные штурмовики «Ильюшин-і2». Воюя на'этих машинах, летчики пгмсали много славных страниц в историю нашей Родины.. 102 морским единицы потопили комсомольцы. Особенно отли­ чались наши комсомольцы в боях за іПечеінгу. Товарищи Левченко, Марковский, Тамаров, Паінтюхов, Смирнов и многие другие .мужест­ венно и стойко сражались с врагом. Не было ни одного случая, когда бы летчик не выполнил боевое зада­ ние. Лозунг «штурмовики с боево­ го курса ае сворачивают и бьют только наверняка» был в сердце каждого летчика. Бессмертный подвиг коммуниста іКаітунина и комсомольца Маркина звал лич­ ный состав на новые героические дела. Мы законно гордимся комсо­ мольцем Васиным—первым кавале­ ром ордена! Нахимова на Северном флоте. Свыше 70 комсомольце® отмечена праівительственными наг­ радами. 65 лучших членов -ВЛКСМ передано в партию. Боевой путь части—это боевой путь комсомоль­ цев. в ней они мужали и крепли. Но было бы непростительным, успокаиваться ва достигнутом. Боевые дела высоко отмечены правительством, два ібоевььх ордеіна украшают наше энаімя. Сейчас пе­ ред штурмовиками стоит задана: иза-дня в день оттачивать в о и н ­ с к о й мастерство, наводить образ­ цовый порядок ів части, крепить ■воинскую дисциплину. Ведущими во івсей этой многогранной работе должны быть комсомольцы. Послеі доклада развернулись .го­ рячий Прения. Выступающие тт. Смирнов, Костюнин, Острякоів if другие .говорили о лучших людях, создававших: славу, о тех, кто ц е ­ ной своей жиаин завоевывал п о б е ­ ду. Когда говорили о С ер гее Пан- тюіхове, и памяти многих возник день 25 сентября 1944 гада. Т огда в еіго самолет попаіл зенитный сн а ­ ряд, раізбивший козыірек самолета.. Множество осколков впилась в лица летчика'. .Рука бьшш перебита во многих местах и беспомощно повисла. Гореша куртка, кіравь эа>- стишаля глаза. Нечеловеческими усилиями превозмогая боль, .ком­ сомолец Пантюхов стойко перено­ сил в се страдания.. ’Выполнив за д а ­ ние, он благополучно привел домой самолет. Яркий образец дружбы., товари­ щ еской спайки, заботы о командире проявил стрелок Обух. К огда л е т ­ чик-комсомолец Г усев с о своим стрелком Обух на пошреждеинюй машине был вынужден садиться в море, Обухі в первую очередь б е с ­ покоился а командире. Этот зам е­ чательный пример дружбы св и д е ­ тельствует о высоком моральном ду х е нашей моЛодейсв. На собрании были подвергнуты резкой критике отдельные товари­ щи, которые на являются примером в боевой и политической учебе. Принято конкретное реш ение, направленное на усиление воспита­ ния .молодежи ніа боевых традици­ ях части,, на улучшение качества учебы, на укрепление воинской дисциплины. Собрание оставило глубокий сл ед я сознании молодежи. Замет­ но повысилась воинская дисципли­ на, серьезнее стали комсомольцы относиться к учебе. Собраний по- каізаіло каждому, что нужно д е ­ лать для того, чтобы п одд ерж и ­ вать честь штурмювиков- .крас.но . зиамейце®. іМнй кажется, что это собрание может послужиггь примером для многим комсомольских организа­ ций. Комсомольское собрание лишь тогда становится шкалой воспита­ ния .молодежи, когда вопросы, п о ­ ставленный на нем, волнуют моло­ дежь. Если собрание готовятся заранее и умело, о нем знает рань­ ше каждый комсомолец, успех еіго б удет обеспечен. Старший лейтенант В. СЕЛИКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz