Североморский летчик. 1945, апрель.
27 апреля 1945 г., № 100 (480). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК - з Подполковник Г. ЗАГНИБЕДА Всегда помнить о своем достоинстве В Красной Армии и Воеино- ѵіороко.м Флоте офицер я ря- 1довой—братия П О классу. Между ,н’ймй йет сослоэніых .перегородок и ■ социальных йроги.воречий, их о т - эьшаег принадлежность к особому ■ отряду советского парода, который имеет почетную обязанность с ору жием а руках защищать социали стическую Родину. Вместе с тем •советский офицер является органи зующей силой и несет ответствен- ,яость за действия своих подчи- .ценных, за их воспитание., он «...ос новной цемент иашей армии, ек.ре - пляіющиій ее ,в единый дяецяили- нироваяный организм», (И. Сталин). Достаточно ли нашему офицеру иметь только знание, чтобы командовать подчиненными? Исто рия учит, что, «роме знаний, ему необходимо выработать ів себе ряд организаторских качеств., без кото рых нельзя управлять войсками, на соответствующей івъисоте держать -свою офицерскую честь. Мы часто обращаемся к прошло му, к военной истории. Это вполне естественно, ибо мы — наследники .лучівия традиций передовой части русского 'офицерства. Отличитель ной чертой всех замечательных полководцев и флотоводцев была правдивость, честность, искрен ность и верность долгу. (Крупней ший военный деятель 'русской ар мии генерал Драігомяров считал, •что офицер должен иметь общее знание теории современного воен ного дела и подробное знание тео рия и техники своего рода оружия, быть преданным Родине до само- 'отвѳржения; дисциплинированным, безоговорочно выполняющим при казание, храбрым, ірешительныім, безропотно переносящим все тяго сти службы, способным ориентиро ваться в окружающей обстановке, 'Принимать па себя ответствен ность за свои действия >в тех слу чаях, когда обстоятельства не поз воляют ожидать распоряжения свыше, проявлять инициативу, быть готовым всегда приттд на выруч ку, убежденным ,в (необходимости служить делу общей, а не собст венной ноільэы. Эти требования к ■офицеру остаются в силе и на- се годняшний день. Советский офицер,—это, прежде всего, советский человек, воспи танный социалистической страной на передовых идеях советского мировоззрения, воспринявший опыт строительства новой жизни и умеющий смело преодолевать трудности. Честь советского офи цера'—это честь нашей социали. стической Родины, честь нашего героического народа. Поэтому по нятие об офицерской чести совет ского офицера наполнено новым содержанием. Офицер, прежде асе.го ,—интелілигент, культурный ■еоветский человек. Вот этого и не следует никогда забывать. ГѴшцря об офицерской чести, сіедует понимать, что она про никают во ®се поры жигани офиі- цера. Некоторые говорят: «Я смел, хорош, в бою. В. этом моя честь». Праівильно, это главное для офи цера. Но общая и военная культу ра, умение вести себя с подчинен ными а Общественном .месте тоже являются делом чести офицера. Определениьи правил поведения, на асе случаи жизни написать нель. зя. Каждый офицер должен уметь всегда держать себя с достоин ством. Однажды,, беседуя о взаимоотно шениях с подчиненными, я указал одноміу офицеру на грубость и не выдержанность. «Меня подчинен ные любят,—.ответил мне офи цер. — Вызову, оітругаю покреп че,, и потом ходят они у меня, как миленькие...». Не ясно ли, что такой начальник в конце концов потеряет .всякий авторитет и будет неспособен создать крепкую бое способную часть. Офицер івсесда должен уметь держать себя с начальниками и с подчиненными. Не любят у нас таких, которые во всем стараются угодить ндаашыниіку, поддакивают ему, не имея своего собственного мнения.. Не любят также и таких, которые свысока относятся к под чиненным. 'Подчиненный такой же зоеннюслужащий, как .и его начальник, но его круг обя занностей меньше. Командир, оскорбляющий достоинство свое го подчиненного, наносит вред боеспособности подразделения и подрывает свой .авторитет. Строгая требовательность и гру бость — две явных: противополож ности. Грубость не есть требова>- телыность, оиаі не является цризш. ком силы .воли. Грубость, скорее всего, — безволие. Правдивость также одна «в ха рактерны* черт чести офицера. Правдивость должна проявляться не только іна службе, но и о личной жизни. Слово офицера—это слово большевика. Во взаимоотношениях между офицерами нельзя терпеть элементов очковтирательства'. Офицер, неправильно излагающий фаік.ты я мирной обстановке, бу дет их также неточно излагать и в боевой. А это приведет к излиш ним жертвам.. Офицер, если он хочет быть культурным начальником, . не мо жет ограничиваться знаниями, по лученными -в училище. У нас встречаются еще такие офице ры, которые «читают, что раз они имеют образовательный ценз, то бодыде им учиться не и чему. В результате получается очень неприглядная картина. На во- ъ ш ПЕРВЫЙ В МИРЕ МНОГОМОТОРНЫЙ САМОЛЕТ «РУССКИЙ ВИТЯЗЬ» 9 7 АПРЕЛЯ 1913 .года поднялся в воздух первый в мире мно гомоторный самолет «Русский ви тязь» конструкции И. И. Сикор- ского, построенный в Петербурге на Балтийском заводе. «Русский витязь» был бипланом. Сперва на самолете было установ лено два імотора по 120 л. сил, а затем—четыре таких же мотора-. Моторы помещались на нижней плоскости. На самолете было д.ва пилот ках места в передней части каби- '•ы, пассажирская каюта отделя- , 'ась Дверкой. Самолет .мог подни мать десять пассажиров. Имелось ‘-пециаілыное помещение для бомб. п.рос, как могло случиться, что он не знает карты, один офи цер ответил: «Зн-ал, да забыл». Честь советского офицера, как уже я говорил выше, заключается прежде всего в том., чтобы быть храбрым и смелым в бою, с макси мальным эффектом уничтожать противника. Это правильно. Одна ко, если офицер не знает военной истории, географии, не читает книг, трудно говорить о его чести. В понятие чести офицера входит также его забота о подчинетны.х, об их отды.хе , питании, исправно сти обмундирования и благоустрой стве. В части т. Па.віловіа .весь лич ный состав размещен о одинако вых Общежитиях. Однако кубрик,и, где живут подчиненные Героя Со ветского Союза т. Синицына, своей благоустроенностью, чистотой и порядком резко отличаются от дру гих. Здесь скаізывается личная за>- боіа т. Синицына о жизни своих подчиненных. Видя, что^они живут культурнее чем их товарищи из других подразделений, летчики и техники с теплотой и благодар ностью отзываются о своем коман дире. В небольшой статье трудно пе речислить все .вопросы, входящие -в .понятие офицерской чести. Честь офицера обязывает его .в бою быть емел'чм, инициативным и настойчи вым, в жизни — повседневно бо роться с грубостью, некультур ностью, отсталостью, систематя. чески заниматься своим самообра зованием, удерживать себя и сво их товарищей от всяких наруше ний дисциплины, честно и свято выполнять воинскую присягу. шШ йшШ шшШ шшшшШ і '* Первый Белорусский фронт. ' На подступах к Берлину немцы еоздали мощные укреп ленные районы со сложной системой многоярусных дотов. Когда советские войска, оснащенные могучей техникой, взло мали эти укрепления, они обнаружили скрытые глубоко под землей немецкие военные заводы. НА СНИМКЕ: сложные фрезерные станки в одной из лерей подземного завода. Фото Ф. Ки слова. Фотохроника ТАСС. га- КОМСОМОЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Во .время первых же полетов лет. чик впервые ;в истории івоздухопла. вания продемонстрировал возмож ность полета с одним иеработаю. ЩИ’М мотором. Он выключал один из моторов., и самолет продолжал лететь. Тогда же и также впер вые в истории авиации была пока зана возможность передвижения в фюзеляже без нарушения равнове сия. Пассажиры свободно ходили по каюте ©о время полета. Первые полеты оправдали все ожидания я расчеты конструкто ра. Посадка прошла также благо получно, хотя летчик я опасался .больших трудностей. «Русский ,витязь» положил на- Мне .хочется рассказать об од ном комсомольском собрании, сы гравшем большую роль а .воспита нии молодежи. Штурмовая часть получила .второй орден Красного Знамени. Комсомольцы решили ознакомить молодежь с боевыми традициями -части., рассказать о ее боіевом пути, о ее замечательных людяіх. Комсорг т. Доценко, посо ветовавшись с комсомольским ак тивом, .решил провести открытое комсомольское собрание с повест кой дни «Боевой путь дважды .Краснознаменной части». Собра нию предшествовала тщательная подготовка. Выпущены боевые листки, сделан 'боеівой счет штур мовиков, вывешены портреты вете. ранов части.. Помещение, где про ходило собрание, было приведено в образцовый порядок. В назначен ное время клуб был наполнен мо лодежью. С докладом выступил Герой Советского Союза м.айор Павлов, который я содержательном рассказе повествовал о зарожде нии части и ее пути. — 1942 год.. Враіг рвался наКав- чало строительству тяжелых мно- гомоторных самолетов—предшеет- венников современных бомбарди ровщиков. После опыта с «Рус ским витязем-» ,в России начали строиться такого же типа самоле ты «Илья Муромец», поставившие рекорды грузопод’емности, продол жительности и дальности полета. Опыт постройки и полетов «Ильи Муромца» открыл новые пу ти самолетостроению. Этими пу тями и пошло дальнейшее развитие мировой авиации, причем первые немецкие многомоторные самолеты фирмы «Сименс-Шукерт» были полным подобием русской кон струкции. Россия первой вступила на путь тяжелого самолетостроения, и в этой области мы не уступили пер- ■венства никому до сяк пор. Тяже лые самолеты А. Н. Туполева АНТ-4, АНТ-6, АНТ-9, АНТ-14 и, наконец, величайший в мире гигант ский самолет «Максим Горький» составляли неизменную славу со ветской авиация до войны, как са молеты ТБ-7, ПЕ-'2, ТУ-2, ИЛ-4 составляют ее военную славу в дни Великой Отечествеиной вой ны. каз, подходил к Сталинграду. В 'напряженной обстановке создава лась паша часть, -- говорит майор Павлов.—Воевали мы тогда ш лег комоторном самолете УТ-2, к нам пришла .молодежь, комсомольцы, горевшие желаіниемі как можно больше урона нанести немецким захватчикам. Мы не имели еще до статочного боевого опыта1, не было еще продуманной тактики, мы сла ба знали материальную часть. Тре бовалось .в короткий срок овладеть техникой. Приходилось одновре менно летать ,н® боевые задания и учиться. Так, івоюя и учась, мы выковывіаі- ли кадры. Командование поручало нам разнообразные задания и все они выполнялись отлично. Вскоре мы получили нрвую теіхяиікіу — грозные штурмовики «Ильюшин-і2». Воюя на'этих машинах, летчики пгмсали много славных страниц в историю нашей Родины.. 102 морским единицы потопили комсомольцы. Особенно отли чались наши комсомольцы в боях за іПечеінгу. Товарищи Левченко, Марковский, Тамаров, Паінтюхов, Смирнов и многие другие .мужест венно и стойко сражались с врагом. Не было ни одного случая, когда бы летчик не выполнил боевое зада ние. Лозунг «штурмовики с боево го курса ае сворачивают и бьют только наверняка» был в сердце каждого летчика. Бессмертный подвиг коммуниста іКаітунина и комсомольца Маркина звал лич ный состав на новые героические дела. Мы законно гордимся комсо мольцем Васиным—первым кавале ром ордена! Нахимова на Северном флоте. Свыше 70 комсомольце® отмечена праівительственными наг радами. 65 лучших членов -ВЛКСМ передано в партию. Боевой путь части—это боевой путь комсомоль цев. в ней они мужали и крепли. Но было бы непростительным, успокаиваться ва достигнутом. Боевые дела высоко отмечены правительством, два ібоевььх ордеіна украшают наше энаімя. Сейчас пе ред штурмовиками стоит задана: иза-дня в день оттачивать в о и н с к о й мастерство, наводить образ цовый порядок ів части, крепить ■воинскую дисциплину. Ведущими во івсей этой многогранной работе должны быть комсомольцы. Послеі доклада развернулись .го рячий Прения. Выступающие тт. Смирнов, Костюнин, Острякоів if другие .говорили о лучших людях, создававших: славу, о тех, кто ц е ной своей жиаин завоевывал п о б е ду. Когда говорили о С ер гее Пан- тюіхове, и памяти многих возник день 25 сентября 1944 гада. Т огда в еіго самолет попаіл зенитный сн а ряд, раізбивший козыірек самолета.. Множество осколков впилась в лица летчика'. .Рука бьшш перебита во многих местах и беспомощно повисла. Гореша куртка, кіравь эа>- стишаля глаза. Нечеловеческими усилиями превозмогая боль, .ком сомолец Пантюхов стойко перено сил в се страдания.. ’Выполнив за д а ние, он благополучно привел домой самолет. Яркий образец дружбы., товари щ еской спайки, заботы о командире проявил стрелок Обух. К огда л е т чик-комсомолец Г усев с о своим стрелком Обух на пошреждеинюй машине был вынужден садиться в море, Обухі в первую очередь б е с покоился а командире. Этот зам е чательный пример дружбы св и д е тельствует о высоком моральном ду х е нашей моЛодейсв. На собрании были подвергнуты резкой критике отдельные товари щи, которые на являются примером в боевой и политической учебе. Принято конкретное реш ение, направленное на усиление воспита ния .молодежи ніа боевых традици ях части,, на улучшение качества учебы, на укрепление воинской дисциплины. Собрание оставило глубокий сл ед я сознании молодежи. Замет но повысилась воинская дисципли на, серьезнее стали комсомольцы относиться к учебе. Собраний по- каізаіло каждому, что нужно д е лать для того, чтобы п одд ерж и вать честь штурмювиков- .крас.но . зиамейце®. іМнй кажется, что это собрание может послужиггь примером для многим комсомольских организа ций. Комсомольское собрание лишь тогда становится шкалой воспита ния .молодежи, когда вопросы, п о ставленный на нем, волнуют моло дежь. Если собрание готовятся заранее и умело, о нем знает рань ше каждый комсомолец, успех еіго б удет обеспечен. Старший лейтенант В. СЕЛИКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz