Североморский летчик. 1945, апрель.

2 с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 19 апреля 1945 г., № 93 Штурманская подготовка летчика-истребителя Молодой летчик-истребитель, за- кончмдошй авиационное училище, а м€€т Л'ИШЬ общие т тѵ кн ,в інзмі- ігацкошіом отношении. Поэтому по прибытии в боевую часть ему не- о б ходимо пройти 'K урс штурман- ской подготовки применителыно к театру своей будущей летной лрак. тики. Эту подготовку он получают •в период ©вода ів строй. Как лучше организовать обуче­ ние молодого летчика-истребители в навигационном отношении т на­ шем івоешном театре? I Ірежде всего необходимо усво­ ить исе а ©теорологические и нави­ гационные особенности полетов на Севере. Сюда входит резкое изме­ нение погоды '(особенно в осеннее л ,весеннее время), частые возмож­ ности обледенения, ограниченность ориентиров иа местности. Ознако­ мить молодого летчика с метеоро­ логическими и навигационными особенностями театра могут опыт, ные летчики, штурман части, ме­ теорологи. Одновременно нужно организовать изучение молодыми летчиками района полетов. Опыт показывает, что для луч­ шего усвоения район следует изу-^ чаіть по отдельным участкам^ На­ пример, я нашей части практикуется следующий порядок: вначале де­ тально изучаем район аэродромно­ го узла (примерно в радиусе 50 — 70 километров), затем побережье прилегаемого района и основные линейные ориентиры (радиус 150 километров) и, наконец, ра'йш в радиусе действия истребителя. Район аэродромного узла изу­ чается, тлааным образом, по кар­ там различных масштабов, схемам и фотоснимкам отдельных наибо­ лее характерных ориентиров. Очень важно отметить также летод вы­ черчивания схем района самими летчиками ©начала с карты, а впо­ следствии шламнть. При оамостоя. телыном выічерчиіваніии района аэро­ дромного узла нужно добиваться наибольшей точности изображения местности и главное — подобия конфигурации ориентиров » мхоэа- і( іміі юго ijwcnoложе»гия. Летчики, усвоившие не ниже как на хорошо ,район аэродромного узла, могут быть допущены кса- мостоятелшьш .аэродромным поле­ там. Такое требование обязательно потому, что были случаи, когда в первых полетам те, кто не твердо >своил ірайоп, теряли ориентиров­ ку. Приведу один пример. Младший лейте.чант Лебедев был допущен к 'самостоятельным полетам без достаточной подготов. ки и контроля. В 'результате после выполнения пилотажа на высоте в момент снижения им была потеря­ на ориентировка. Теряя высоту пи­ кированием, а, следовательно, имея большую скорость, Лебедев вы­ нужденно проскочил свой аэро­ дром, не заіметив его. Таким обра­ зом, потеряй из виду -аэродром, мо­ лодой летчик потерял и детальную ориентировку. Продолжая полет без нее, лишь но случайности он вышел ма соседний аэродром и про­ извел посадку. Случай этот под­ тверждает необходимость допуска к самостоятельным полетам лишь хорошо 'подготовленные и проконт. ролировамиы'х летчиков. В то же время следует указать на невнима­ тельность Лебедева к ведению ори­ ентировки ів полете. Ведь и в са­ мом деле, если бы Лебедев внима­ тельно наблюдал местность с «ыі- сотЫ', он мог бы и не потерять ориентировку после пикирования. При продолжении дальнейшего изучения района ®большем 'радиу­ се, молодого летчика надо знако­ мить со средствами ТОС театра и со способами восстановления поте, ряннон ориентировки. Здесь особое внимание необходимо обратить на вопросы :раідиона®игации. На заня­ тиях должно быть уделено время на освоение порядка 'работы имею­ щихся радиостанций, радиопелен­ гаторов и радиомаяков, их распо ложеініия и пользовании ими. Иногда еще можно услышать от некоторые 'Наших товарищей, что якобы радионавигация для истребителя не имеет достаточного значения. Такое мнение ошибочно В .практике мы имеем ряд случаев, когда радио являлось основным навигационным средством о полете, когда оно іне раз приходило на выручку истребителю. Летом прошлого года группа на­ ших летчиков, выполняй задание по свободной охоте, на обратном пути попала в плохие метеоусловия: ви­ димость не превышала 500 метров, шли снеговые заряды. Вшду этого группа рассыпалась, и каждый летчик вынужден был действовать самостоятельно. И вот здесь-то сказалась роль радио. Тот, кто су ­ мел использовать его, кто быстро настроился на радиопеленгатор, тот вышел к своему аэродрому и благополучно сел. Пример в этом полета показал истребитель Мас- ле.нченко. Он с помощью радиона- вигационныіх средств преодолел все трудности. Отработка способов восстановле­ ния ориентировки на различных участках района, как правило, про­ изводится в классных условиях пу. тем дачи летчику вводных. Задачи должны составляться с расчетом особенностей театра « 'максималь­ но приближаться к действитель­ ным условиям полетов. Приведу одну из возможных ти­ повых задач: в полете по маршру­ ту со своего аэродрома на запад до пункта Л. летчик.вошел ів об­ лака с целыо маскировки от про­ тивника'. Цри выводе из облачности летчик не опознал под собой мест­ ности, т,-е. потерял ориентировку. Каким образом можно восстано­ вить ее? Решая подобную задачу, моло­ дой летчик должен п-і>ежде всего обратиться к радио, используя ра­ дионавигационные средства в це­ лях определения своего 'Местона­ хождения. При постановке подоб­ ного вопроса отрабатывается так­ же умение 'Пользоваться радио- средствами. Одновременно можно в этой задана отработать и другие способы восстановления потерян­ ной ориентировки, кай выход на линейный ориентир и другие. После усвоения вышесказанного каждому молодому летчику необ­ ходимо облетать район. Для этой цели в'Ыбирается маршрут, охваты­ вающий наиболее характерные ори­ ентиры и аэродромы района. Сле­ дует заметить, что и прокладка маршрута производится самим лет­ чиком, что дает возможность про­ контролировать его умение в рабо­ те с картой. Полет по маршруту молодой летчик производит ів группе, кото­ рую ведет опытный, отлично зна­ ющий 'район летчик. Это делается с целыо ознакомления молодых летчиков с местностью, наблюдае­ мой с 'воздуха, которую до этого они изучали по карте, схемам и фотоснимкам я классе. Ведущий путем запроса по радио на. протя­ жении всего іпоЛета контролирует правильность опознаіваиия ориенти. ров каждым летчиком. Ознакомительный полет по марш­ руту является как бы за-вершаю- Щ йм звеном в штурманской подго­ товка молодого летчика. После не­ го молодой летчик может произво­ дить как учебные, так и боевые полеты. Капитан А. КРАСИЛЬНИКОВ. От оружейника до летчика-штурмоеика З а р у б е ж н а ■^АВИАЦИИ1 В ряды Военно-Морского Фл о та Виктор C mhd нов был призван в 1942 году. Его назначили ору­ жейным мастером в штурмовую авиачасть. Подготавливая к боям оружие, В. Смирнов трудился с полной отдачей сил. Он ревностно уха­ живал за бомбовооружением, пулеметами и пушка­ ми, за что неоднократно по луч ал благодарности командования. Но ему хо т е л о с ь с тать боевым лет- чиком-штурмовиком. Мечта Смирнова сбылась. Командование направило его в тренировочную часть, где в тече­ ние 3-х месяцев т. Смирнов о своил «Ильюшин-2» и научился применять его в бою. Перед началом н аступления в Заполярья, Смирнов прибыл в ту ж е часть, где он раньше с л ужил оружейником. Командование оказало мо­ лодому летчику всестороннюю помощь и вскоре после приезда состоялся его первый боевой вылет. З а короткий срок молодой летчи к Смирнов совер­ шил 25 боевых вылетов. Он бил немцев на суше и на море. З а муж ество и умение, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, млад­ ший лейтенант В. Смирнов н агражден орденом Красного Знамени. Сейчас молодой штурмовик изучает опыт вой­ ны, который накопили бы ва лы е летчики части. НА СНИМ К Е : младший лейтенант В. Смирнов. ИЗ ОПЫТА ЛЕТЧИКОВ КРАСНОЙ АРМИИ Фотографирование целей с самолета „Ильюшин-2" Основным и главным докумен­ том, подтверждающим меткость и эффективность бомбоіѵетапия я во ­ обще бомбово-штурмового удара, ;шляется фотоснимок. Мне приходилось выполнять .не только плановую с’емку, но и пер­ спективное фотографирование по­ средством аппарата, установленно­ го в гондоле шасси. Особенности работы с такой установкой заклю­ чаются в том, что Фотографировать приходится с планирования или с пологого пикирования, причем, чем больше угол планирования и мень­ ше высота вывода, тем контраст­ ней и крупней получается снимок. Однажды командование постави­ ло нам задачу — сфотографиро­ вать все имеющиеся переправы иа р Сівирь. Ввиду того, что облач­ ность была 7—8 баллов и высота 800—1.000 .метров, а цели прикры­ вались плотным огнем ЗА, я решил иіттк ів разрывах облаков и захо­ дить иа цель со стороны против­ ника с выходом на свою террито­ рию. Вводил самолет с планирова­ ния с разворота. Это одновременно давало мне возможность произ­ водить противозенитный маневр. Выход я производил на высоте 200 м. с последующим снижением и маневром. Задание было выполне­ но — 5 переправ сфотографирова­ ны. Хорошее фотографирование по­ лучается тогда, когда разведчик- фотограф действует совместно с группой и выполняет ту же зада­ чу. Однажды группа в составе 6 нашим самолетов вылеуела на об­ наружение и поражение лловучнх средств на Ладожском озере. Об­ наружив цель, я начал фотографи­ ровать ее с большой высоты, что­ бы привязать снимок к местности и сфотографировать все цели еще до обработки их. После того, как цели были обработаны, я с высо­ ты 400—200 метров снова сфото­ графировал каждую из них в от­ дельности, Сразу же после вылета мы видели результат своей рабо­ ты — 3 баржи и одна канонерка были потоплены. В другой раз командование по­ ставило нам задачу: обнаружить бронепоезд. Для разведки приш­ лось снизиться до бреющего поле­ та1и пройти вдоль ряда станций, скрываясь от зенитного огня за сопка'Ми. (Бронепоезд был обнару­ жен, но ввиду малой вы соты сфо­ тографировать его мне не удалось. Характеристика истребителя «Мустанг» Об-во .Норс Америкэн Авиэ- шен* опубликова­ ло новые данные об одноместном истребителе .Му­ станг". Максима­ льная скорость этого самолета равна 720 км-час: потолок—12000 м. радиус действия— 3200 км. „Интвравиа*. Тогда делаю второй заход с после­ дующим выскакиванием на цель и затем планирую. Цель — в при.це1- ле, .аппарат включен. Бронепоезд сфотогр афи-рован. Идя на разведку, я всегда брал с собой бомбы, потому что, пики­ руя на цель и фотографируя ее, очень удобно производить бомбоме тание и стрельбу. В четырех кило­ метрах южнее Сортавалы я обна­ ружил 2 катера. Произведя фото- графиров,аінйа и бомбометание, я и два сопровождавших меня истреби, теля напали обрабатывать цель пу. шечно-пулемет'н'ьщ огнем. Оба к а ­ тера заго-релись и выбросились на берег. Результат работы был за- фиксирован фотоснимком. При действиях по автомашинам и автоколоннам по дорогам и впунк. тах скопления, когда разведчик идет в строю группы, ему очень хорошо видна работа каждого о т ­ дельного экипажа, которая и фик­ сируется .на фотопленке. Так «а дорогая от Бойницы до Юнтус- Ранта наша группа а составе 4 са­ молетов уничтожила и зажгла до 10 автомашин. Сраіз-уже после при­ лета летчики могли видеть резуль­ таты своей работы, которые были мной сфотографированы. Для наземного командования з а ­ частую нужно более точное изуче­ ние переднего края обороны про­ тивника. В этом случае хорошо ис­ пользовать фотоаппарат, установ­ ленный в боку фюзеляжа и даю­ щий рельефные перспективные снимки. Каковы характерные ошибки при перспектиэном фото графирова ниш? 1. Цель ие поймана в прицел. В этом случае об’ект фотографирова­ ния не попадает на снимок или же, в лучшем случае,.получится сбоку. 2. При фотографировании не вы ­ держивается угол планирования. Об'ект с’емки при этом смазывает­ ся. 3. Угол планирования взят 'Ма­ лый. Тогда цель получается в ма­ лом масштабе и будет труднораз­ личима. 4. Семка производится с недо­ статочной высоты. В этом случае об’ект с’емки трудно привязать к местности, и тогда надо, помимо с’емки, детальна знать .место фото­ графирования, чтобы затем точно установить его и привязать снимок к местности. Лейтенант Н. АГРОНСКИЙ. -о- Летно-тактическое учение Н-СКИЙ АЭРОДРОМ, 18 апре­ ля. (По телефону). Сегодня у лет- ЧИ'КОВ-ШтурМОВИКОВ, пикировщиков и истребителей проводилось летно- тактическое учение на теміу: «Удар по легким морским силам врага». Наряду с отработкой отдельных элементов удара, летчики большое ■внимание уделили отшлифовке взаимодействии между отдельными видами авиации. К 7 5 -Л Е Т ИЮ СО ДНЯ РОЖ Д ЕН И Я В. И. Л ЕН И Н А 22 апреля исполнится 75 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина — гениального основателя и руководителя Всесоюзной Ком­ мунистической Партии - (болыиеві!. ков) и создателя нашего Советско­ го государства. 'К этой исторической дате -в ча­ стям и подразделениях северомор­ ской авиации развернулась подго­ товка. іВ Н-ской части для личного со­ става готовятся политинформации на тем-у: «75 лет со дня рождения В. И , Левина — организатора и руководителя 'Всесоюзной Комму­ нистической Партии (большевиков-) и нашего Советского государства». Парторг части старший лейте­ нант т. Акимов провел инструктаж агитаторов, которые проведут бе­ седы' о Ленине. * * * Б подразделениях., где т. Ольд- берг, подобрана литература, расска­ зывающая о жизни и деятельности В. И Ленина. Парторги подразде­ лений организуют полит информа­ ции и помогают агитаторам подо­ брать материалы для громкой читки. * if « іВ Н-ской истребительной авиа­ части проведены политинформации, посвященные 75-летиіЮ со дня рождения (В. И. Ленина. Содержа­ тельную поли тинформацию провел капита н т. Самарков, Старший сер­ жант т. Рабин организовал читку газетны-х материалов, опублико­ ван ньга к 75-летию со дн я рожде­ нии В. И. Ленина. ------О------ ВРУЧЕНИЕ ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ На- д н я х Н-ской истребительной Киркенесской авиачасти адмира т. Головко вручил орден ‘Красно Знамени. которым награждена часть за боевые заслуги в" боях врагами нашей Родины. Перед строем летчиков-мстреби- телей, бесстрашно сраж авш ихся н е м е ц к о -ф аш и с т с к и м и зах в ат чя ^ ми, к о м а н д у ю щ и й флотом 334,1 _ Укаа Президиума Верховного пета СССР о н а гр а ж д е н и и час орденом и прикрепил орден • лот-пищу боевого зн ам ен и част От имени личного состава под полковник т. Петров за-вер? командование, что в грядуШи* ex летчик и-истребителя с че: оправдают высокую правя ств-енную награду. В заключение адаирал^ т°в. ловко поздравил личны-и_ с части с получением боевой ' 1 ^ ды и выразил уверенность, ■истребители ів любых боях _ вой пронесут североморские ДИЦШ. - „ л и Ю. КОСТРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz