Североморский летчик. 1945, апрель.
2 с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 19 апреля 1945 г., № 93 Штурманская подготовка летчика-истребителя Молодой летчик-истребитель, за- кончмдошй авиационное училище, а м€€т Л'ИШЬ общие т тѵ кн ,в інзмі- ігацкошіом отношении. Поэтому по прибытии в боевую часть ему не- о б ходимо пройти 'K урс штурман- ской подготовки применителыно к театру своей будущей летной лрак. тики. Эту подготовку он получают •в период ©вода ів строй. Как лучше организовать обуче ние молодого летчика-истребители в навигационном отношении т на шем івоешном театре? I Ірежде всего необходимо усво ить исе а ©теорологические и нави гационные особенности полетов на Севере. Сюда входит резкое изме нение погоды '(особенно в осеннее л ,весеннее время), частые возмож ности обледенения, ограниченность ориентиров иа местности. Ознако мить молодого летчика с метеоро логическими и навигационными особенностями театра могут опыт, ные летчики, штурман части, ме теорологи. Одновременно нужно организовать изучение молодыми летчиками района полетов. Опыт показывает, что для луч шего усвоения район следует изу-^ чаіть по отдельным участкам^ На пример, я нашей части практикуется следующий порядок: вначале де тально изучаем район аэродромно го узла (примерно в радиусе 50 — 70 километров), затем побережье прилегаемого района и основные линейные ориентиры (радиус 150 километров) и, наконец, ра'йш в радиусе действия истребителя. Район аэродромного узла изу чается, тлааным образом, по кар там различных масштабов, схемам и фотоснимкам отдельных наибо лее характерных ориентиров. Очень важно отметить также летод вы черчивания схем района самими летчиками ©начала с карты, а впо следствии шламнть. При оамостоя. телыном выічерчиіваніии района аэро дромного узла нужно добиваться наибольшей точности изображения местности и главное — подобия конфигурации ориентиров » мхоэа- і( іміі юго ijwcnoложе»гия. Летчики, усвоившие не ниже как на хорошо ,район аэродромного узла, могут быть допущены кса- мостоятелшьш .аэродромным поле там. Такое требование обязательно потому, что были случаи, когда в первых полетам те, кто не твердо >своил ірайоп, теряли ориентиров ку. Приведу один пример. Младший лейте.чант Лебедев был допущен к 'самостоятельным полетам без достаточной подготов. ки и контроля. В 'результате после выполнения пилотажа на высоте в момент снижения им была потеря на ориентировка. Теряя высоту пи кированием, а, следовательно, имея большую скорость, Лебедев вы нужденно проскочил свой аэро дром, не заіметив его. Таким обра зом, потеряй из виду -аэродром, мо лодой летчик потерял и детальную ориентировку. Продолжая полет без нее, лишь но случайности он вышел ма соседний аэродром и про извел посадку. Случай этот под тверждает необходимость допуска к самостоятельным полетам лишь хорошо 'подготовленные и проконт. ролировамиы'х летчиков. В то же время следует указать на невнима тельность Лебедева к ведению ори ентировки ів полете. Ведь и в са мом деле, если бы Лебедев внима тельно наблюдал местность с «ыі- сотЫ', он мог бы и не потерять ориентировку после пикирования. При продолжении дальнейшего изучения района ®большем 'радиу се, молодого летчика надо знако мить со средствами ТОС театра и со способами восстановления поте, ряннон ориентировки. Здесь особое внимание необходимо обратить на вопросы :раідиона®игации. На заня тиях должно быть уделено время на освоение порядка 'работы имею щихся радиостанций, радиопелен гаторов и радиомаяков, их распо ложеініия и пользовании ими. Иногда еще можно услышать от некоторые 'Наших товарищей, что якобы радионавигация для истребителя не имеет достаточного значения. Такое мнение ошибочно В .практике мы имеем ряд случаев, когда радио являлось основным навигационным средством о полете, когда оно іне раз приходило на выручку истребителю. Летом прошлого года группа на ших летчиков, выполняй задание по свободной охоте, на обратном пути попала в плохие метеоусловия: ви димость не превышала 500 метров, шли снеговые заряды. Вшду этого группа рассыпалась, и каждый летчик вынужден был действовать самостоятельно. И вот здесь-то сказалась роль радио. Тот, кто су мел использовать его, кто быстро настроился на радиопеленгатор, тот вышел к своему аэродрому и благополучно сел. Пример в этом полета показал истребитель Мас- ле.нченко. Он с помощью радиона- вигационныіх средств преодолел все трудности. Отработка способов восстановле ния ориентировки на различных участках района, как правило, про изводится в классных условиях пу. тем дачи летчику вводных. Задачи должны составляться с расчетом особенностей театра « 'максималь но приближаться к действитель ным условиям полетов. Приведу одну из возможных ти повых задач: в полете по маршру ту со своего аэродрома на запад до пункта Л. летчик.вошел ів об лака с целыо маскировки от про тивника'. Цри выводе из облачности летчик не опознал под собой мест ности, т,-е. потерял ориентировку. Каким образом можно восстано вить ее? Решая подобную задачу, моло дой летчик должен п-і>ежде всего обратиться к радио, используя ра дионавигационные средства в це лях определения своего 'Местона хождения. При постановке подоб ного вопроса отрабатывается так же умение 'Пользоваться радио- средствами. Одновременно можно в этой задана отработать и другие способы восстановления потерян ной ориентировки, кай выход на линейный ориентир и другие. После усвоения вышесказанного каждому молодому летчику необ ходимо облетать район. Для этой цели в'Ыбирается маршрут, охваты вающий наиболее характерные ори ентиры и аэродромы района. Сле дует заметить, что и прокладка маршрута производится самим лет чиком, что дает возможность про контролировать его умение в рабо те с картой. Полет по маршруту молодой летчик производит ів группе, кото рую ведет опытный, отлично зна ющий 'район летчик. Это делается с целыо ознакомления молодых летчиков с местностью, наблюдае мой с 'воздуха, которую до этого они изучали по карте, схемам и фотоснимкам я классе. Ведущий путем запроса по радио на. протя жении всего іпоЛета контролирует правильность опознаіваиия ориенти. ров каждым летчиком. Ознакомительный полет по марш руту является как бы за-вершаю- Щ йм звеном в штурманской подго товка молодого летчика. После не го молодой летчик может произво дить как учебные, так и боевые полеты. Капитан А. КРАСИЛЬНИКОВ. От оружейника до летчика-штурмоеика З а р у б е ж н а ■^АВИАЦИИ1 В ряды Военно-Морского Фл о та Виктор C mhd нов был призван в 1942 году. Его назначили ору жейным мастером в штурмовую авиачасть. Подготавливая к боям оружие, В. Смирнов трудился с полной отдачей сил. Он ревностно уха живал за бомбовооружением, пулеметами и пушка ми, за что неоднократно по луч ал благодарности командования. Но ему хо т е л о с ь с тать боевым лет- чиком-штурмовиком. Мечта Смирнова сбылась. Командование направило его в тренировочную часть, где в тече ние 3-х месяцев т. Смирнов о своил «Ильюшин-2» и научился применять его в бою. Перед началом н аступления в Заполярья, Смирнов прибыл в ту ж е часть, где он раньше с л ужил оружейником. Командование оказало мо лодому летчику всестороннюю помощь и вскоре после приезда состоялся его первый боевой вылет. З а короткий срок молодой летчи к Смирнов совер шил 25 боевых вылетов. Он бил немцев на суше и на море. З а муж ество и умение, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, млад ший лейтенант В. Смирнов н агражден орденом Красного Знамени. Сейчас молодой штурмовик изучает опыт вой ны, который накопили бы ва лы е летчики части. НА СНИМ К Е : младший лейтенант В. Смирнов. ИЗ ОПЫТА ЛЕТЧИКОВ КРАСНОЙ АРМИИ Фотографирование целей с самолета „Ильюшин-2" Основным и главным докумен том, подтверждающим меткость и эффективность бомбоіѵетапия я во обще бомбово-штурмового удара, ;шляется фотоснимок. Мне приходилось выполнять .не только плановую с’емку, но и пер спективное фотографирование по средством аппарата, установленно го в гондоле шасси. Особенности работы с такой установкой заклю чаются в том, что Фотографировать приходится с планирования или с пологого пикирования, причем, чем больше угол планирования и мень ше высота вывода, тем контраст ней и крупней получается снимок. Однажды командование постави ло нам задачу — сфотографиро вать все имеющиеся переправы иа р Сівирь. Ввиду того, что облач ность была 7—8 баллов и высота 800—1.000 .метров, а цели прикры вались плотным огнем ЗА, я решил иіттк ів разрывах облаков и захо дить иа цель со стороны против ника с выходом на свою террито рию. Вводил самолет с планирова ния с разворота. Это одновременно давало мне возможность произ водить противозенитный маневр. Выход я производил на высоте 200 м. с последующим снижением и маневром. Задание было выполне но — 5 переправ сфотографирова ны. Хорошее фотографирование по лучается тогда, когда разведчик- фотограф действует совместно с группой и выполняет ту же зада чу. Однажды группа в составе 6 нашим самолетов вылеуела на об наружение и поражение лловучнх средств на Ладожском озере. Об наружив цель, я начал фотографи ровать ее с большой высоты, что бы привязать снимок к местности и сфотографировать все цели еще до обработки их. После того, как цели были обработаны, я с высо ты 400—200 метров снова сфото графировал каждую из них в от дельности, Сразу же после вылета мы видели результат своей рабо ты — 3 баржи и одна канонерка были потоплены. В другой раз командование по ставило нам задачу: обнаружить бронепоезд. Для разведки приш лось снизиться до бреющего поле та1и пройти вдоль ряда станций, скрываясь от зенитного огня за сопка'Ми. (Бронепоезд был обнару жен, но ввиду малой вы соты сфо тографировать его мне не удалось. Характеристика истребителя «Мустанг» Об-во .Норс Америкэн Авиэ- шен* опубликова ло новые данные об одноместном истребителе .Му станг". Максима льная скорость этого самолета равна 720 км-час: потолок—12000 м. радиус действия— 3200 км. „Интвравиа*. Тогда делаю второй заход с после дующим выскакиванием на цель и затем планирую. Цель — в при.це1- ле, .аппарат включен. Бронепоезд сфотогр афи-рован. Идя на разведку, я всегда брал с собой бомбы, потому что, пики руя на цель и фотографируя ее, очень удобно производить бомбоме тание и стрельбу. В четырех кило метрах южнее Сортавалы я обна ружил 2 катера. Произведя фото- графиров,аінйа и бомбометание, я и два сопровождавших меня истреби, теля напали обрабатывать цель пу. шечно-пулемет'н'ьщ огнем. Оба к а тера заго-релись и выбросились на берег. Результат работы был за- фиксирован фотоснимком. При действиях по автомашинам и автоколоннам по дорогам и впунк. тах скопления, когда разведчик идет в строю группы, ему очень хорошо видна работа каждого о т дельного экипажа, которая и фик сируется .на фотопленке. Так «а дорогая от Бойницы до Юнтус- Ранта наша группа а составе 4 са молетов уничтожила и зажгла до 10 автомашин. Сраіз-уже после при лета летчики могли видеть резуль таты своей работы, которые были мной сфотографированы. Для наземного командования з а частую нужно более точное изуче ние переднего края обороны про тивника. В этом случае хорошо ис пользовать фотоаппарат, установ ленный в боку фюзеляжа и даю щий рельефные перспективные снимки. Каковы характерные ошибки при перспектиэном фото графирова ниш? 1. Цель ие поймана в прицел. В этом случае об’ект фотографирова ния не попадает на снимок или же, в лучшем случае,.получится сбоку. 2. При фотографировании не вы держивается угол планирования. Об'ект с’емки при этом смазывает ся. 3. Угол планирования взят 'Ма лый. Тогда цель получается в ма лом масштабе и будет труднораз личима. 4. Семка производится с недо статочной высоты. В этом случае об’ект с’емки трудно привязать к местности, и тогда надо, помимо с’емки, детальна знать .место фото графирования, чтобы затем точно установить его и привязать снимок к местности. Лейтенант Н. АГРОНСКИЙ. -о- Летно-тактическое учение Н-СКИЙ АЭРОДРОМ, 18 апре ля. (По телефону). Сегодня у лет- ЧИ'КОВ-ШтурМОВИКОВ, пикировщиков и истребителей проводилось летно- тактическое учение на теміу: «Удар по легким морским силам врага». Наряду с отработкой отдельных элементов удара, летчики большое ■внимание уделили отшлифовке взаимодействии между отдельными видами авиации. К 7 5 -Л Е Т ИЮ СО ДНЯ РОЖ Д ЕН И Я В. И. Л ЕН И Н А 22 апреля исполнится 75 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина — гениального основателя и руководителя Всесоюзной Ком мунистической Партии - (болыиеві!. ков) и создателя нашего Советско го государства. 'К этой исторической дате -в ча стям и подразделениях северомор ской авиации развернулась подго товка. іВ Н-ской части для личного со става готовятся политинформации на тем-у: «75 лет со дня рождения В. И , Левина — организатора и руководителя 'Всесоюзной Комму нистической Партии (большевиков-) и нашего Советского государства». Парторг части старший лейте нант т. Акимов провел инструктаж агитаторов, которые проведут бе седы' о Ленине. * * * Б подразделениях., где т. Ольд- берг, подобрана литература, расска зывающая о жизни и деятельности В. И Ленина. Парторги подразде лений организуют полит информа ции и помогают агитаторам подо брать материалы для громкой читки. * if « іВ Н-ской истребительной авиа части проведены политинформации, посвященные 75-летиіЮ со дня рождения (В. И. Ленина. Содержа тельную поли тинформацию провел капита н т. Самарков, Старший сер жант т. Рабин организовал читку газетны-х материалов, опублико ван ньга к 75-летию со дн я рожде нии В. И. Ленина. ------О------ ВРУЧЕНИЕ ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ На- д н я х Н-ской истребительной Киркенесской авиачасти адмира т. Головко вручил орден ‘Красно Знамени. которым награждена часть за боевые заслуги в" боях врагами нашей Родины. Перед строем летчиков-мстреби- телей, бесстрашно сраж авш ихся н е м е ц к о -ф аш и с т с к и м и зах в ат чя ^ ми, к о м а н д у ю щ и й флотом 334,1 _ Укаа Президиума Верховного пета СССР о н а гр а ж д е н и и час орденом и прикрепил орден • лот-пищу боевого зн ам ен и част От имени личного состава под полковник т. Петров за-вер? командование, что в грядуШи* ex летчик и-истребителя с че: оправдают высокую правя ств-енную награду. В заключение адаирал^ т°в. ловко поздравил личны-и_ с части с получением боевой ' 1 ^ ды и выразил уверенность, ■истребители ів любых боях _ вой пронесут североморские ДИЦШ. - „ л и Ю. КОСТРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz