Североморский летчик. 1945, апрель.

17 апреля 1945 г., № 91 (471). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК НА МЕЖДУНА РОДНЫЕ ТЕМЫ Новы© замечательные победы йемецко-фашистекимя зах- 2 гч и к аш одержала в эти дни ге- ^яческая Красная Армия. П,ал Кенигсберг — крепость и „«„т0 Восточной Пруссии, город, ™торый сами (гитлеровцы яазыва- I чтмалийом для прыжка яа во- z Z J Освобождена В е н а -с т о л и ц а А в Д О и один йіз крупнейших европейских городов и промыш­ ленных центров. С падением Кенигсберга .немцы потеряли стратегически важный таел своей обором,ы па Балтий­ ском .море. Разгромлен .крупней­ ший очаг фашистского .мракобе- гИія Лондонское радио, отмечая ч-гог успех советских войск, ука­ зывает. что Кенигсберг — оплот прусской военщины я сердце Шѵссии—был ее столицей еще в то время, когда Берлин представ­ лял собой мебошышое селение, з а ­ терянное ® болотах. Немецкие историки утверждали, что «каждая ящдь земли поближе к Прибалтике важнее для германского будущего, чем целые королевства за Альпа­ ми.» В боях за Кенигсберг немцы потеряли более 92 тысяч пленных, до 42 тысяч убитыми и огромное количество техники. Большое военяо-политическое и стратегическое значение имеют операции Красной Армии в “Аів- етрий, расположенной в центре Европы. В Вене сосредоточены основные промышленные предприятия Авст. ,рии. Здесь, до оккупации гитлеров­ цами, в марте 1938 года насчиты­ валось около 2 миллионов жите­ лей—почти третья часть всего на­ селения страны. Через Вену идут железнодорожные пути в Чехосло­ вакию и яа Балканы. Главная коммуникационная линия Мюн­ хен—Инсбрук -—• Верона соединяет Австрию с Италией, ведет к фа­ шистскому притону—Мюнхену, в швйЫ'Х которого родилась гитле­ ровская партия. В Австрии добы­ вается железная руда, свинец, медь, бурый уголь. Почти 40 про­ центов ее территории покрыто ле­ сами. Здесь развита металлургиче­ ская, автомобильная, текстильная1 и другая промышленность, рабо­ тают заводы боеприпасов и ору­ жейные. Недалека от Вены имеют­ ся нефтяные источники. Граби­ тельский концерн «Герман. Геринг» прибрал к рукам всю промышлен­ ность Австрии. Сюда же из Рейін- гско-Веетфальского района гитле­ ровцы перебросили наиболее важ­ ные воеино-іпраміышленные пред­ приятия. Фашистские .головорезы, стремясь организовать в горах Юж­ ной Европы свое последнее убежи­ ще, где .можно было бы продер­ жаться длительное время, рассчи­ тывали на сохранение Австрии в своих руках. Красная Армия, осво. I бодиа Венгрию и вступив яа зем­ лю Австрии, опрокидывает эти расчеты гитлеровцев. Одновре­ менно советские .войска ставят под угрозу, а частью уже отрезали, пу­ ти отступления немецких войск из Югославии. Советское правительство, в свя­ зи с .вступлением Красной Армии на территорию Австрии, заявило, что она «не преследует цели при­ обретения какой-либо части австрийской территории или изме­ нения социального строя Австрии» и что оно будет содействовать ликвидации .режима немецко-фа- шистскил оккупантов и установле­ нию в этой стране демократиче­ ских порядков. Это заявление вызвало у австрийского народа большую радость. Население встречает в освобожденных рай­ онах войска Красной Армии, как своих освободителей, оказывает им .всяческое внимание. Австрий­ ские патриоты и до этого вели борьбу против немецких захватчи­ ков, саботировали их мероприя­ тия., устраивали диверсии на. воен­ ных заводах и железнодорожном транспорте. Сейчас они сопротив­ ляются попыткам гитлеровцев уг­ нать австрийское население в тыл немецких .войск. Красная Армия несет освобож­ дение австрийскому народу. Фа­ шистскому господству в Австрии пришел конец. Советские войска помогают так­ же народам Югославии в их борь­ бе за освобождение своей .земли от гитлеровцев. Подписание Договора о дружбе, взаимной помощи и пос­ левоенном сотрудничестве между Советским Союзом и Югославией ускорит окончательный разгром ненавистного .врага и еще более укрепит сердечную дружбу между .народами Югославия и Советского Союза. Красная Армия продолжает очи­ щать о.т немецких захватчиков и территорию дружественной нам Чехословакии. На советско-германском фронте гитлеровцы сосредоточили сван основные силы и оказывают отча­ янное .сопротивление Красной Ар­ мии. В то же время они оголили свой западный фронт. Наши союз­ ники, не встречал какого-либо серьезного сопротивления, -почти беспреяятетвенно иродвягаются сейчас .в глубь немецкой террито­ рии. Корреспояденты -а.нгло-амери- канской печати, характеризуя по­ ложение на западном ф-ронте, со­ общают, что навстречу продвигаю-' щимся войскам .союзников идут немцы, «которые ищут кому бы можно было сдаться». Лондонское радио передает, что больше трех тысяч танков союзников, не встре­ чая сопротивления., углубляются к центру Германии. Захватив Ганно­ вер, союзные войска предприняли широкое продвижение в направле­ нии на Гамбу-рг и Магдебург и уже вышли ж реке Эльба—последнему водному рубежу перед Берлином. Имеются сообщения, что .войска 2-й бронетанковой дивизия 9-й ар­ мии пересекли и эту реку. Части 3-й американской .армии, захватив­ шие город Гота в Тюрингии, про­ двинулись дальше, окружили Эр­ фурт и в отдельных пунктах .нахо­ дятся всего лишь .в 80 километрах от Чехословацкой границы. Лондонская газета «Таймс» справедливо утверждает, что по­ ложение на востоке, где немцы .попрежнему сражаются .в виде ор­ ганизованных армий, является по­ разительным контрастом поведе­ нию немцев на западе. Несмотря на безнадежность по­ ложения фашистской Германии, гитлеровское агентство Трансо- цеа-н пытается утверждать, что последнее сражение на западе еще не дано, германские армии не раз­ биты и, будто бы, по сей день на этом фронте осуществляется пла­ новое руководство немецкими вой­ сками. Нетрудно понять, что по­ добные заявления рассчитаны не только для внутреннего потребле­ ния. Гитлеровцы даже в послед­ ние минуты питают надежды на. то, что им удастся избежать окон­ чательного разгрома. Эти надежды подогреваются не только старания-1 ми самих гитлеровцев, «о и их за­ щитниками за пределами Герма­ нии. Однако все эти, как и другие расчеты гитлеровцев, обречены на провал. Народы .великих демокра­ тических держав полны непреклон. ной решимости до конца уничто­ жить германский милитаризм и .на­ цизм, Они хотят сделать все для того, чтобы Германия никогда больше не смогла нарушить мир всего мира. * -£ * Гитлеровцы делают -сейчас все, чтобы спасти свою фашистскую партию, укрыть подальше .в под­ полье ее основные кадры, создать широкую сеть агентуры за .грани­ цей, сберечь капиталы. Они рас­ считывают посеять .рознь о рядах союзников., и. таким образом, как выразился .недавно Геббельс, «на­ чать все сначала». Именно поэтому следует помнить, что чем ближе победа над немецкими захватчика­ ми, тем выше должна быть бди­ тельность свободолюбивых наро­ дов. Только новые сильные удавы по противнику, только неусыпная бдительность помогут до хоч- ца разгромить гл-тлеровс-' ’"ло­ манию, разоблачить и выкорчевать фашистские гнезда в любом уголке земного шара. И. ГЛОТОВ. ДВА МИРА ОФИЦЕРА ТУМАНОВА О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЮТ ЗАПИСИ В КОМЕНл АН Т Г ^ /,дд ЖУРНАЛЕ Аккуратность, подогнанность об. мундирования, корректность и вежливость в обращении — обяза­ тельные признаки советского офи­ цера, .воспитателя краснофлотцев и сержантов. Делом чести каждого офицера является ношение .при­ своенной формы в безукоризненном порядке. Наши офицеры прекрасно это понимают. Однако .а семье, как говорится, не без урода. Находят­ ся еще люди не заботящиеся о своем «внешнем виде, нарушающие форму одежды, компрометирую­ щие честь своего мундира.. Отдель­ ные офицеры считают, что забо­ титься о своем внешнем виде сле.- дует только в «высокоторжествен­ ных местах», на службе же и в гарнизоне можно, дескать, появ­ ляться в чем попало. Офицеры, часто посещающие свой клуб, могут -встретить там ка- нитана авиаіционно-техинческой службы Туманова.. Здесь он ста­ рается быть, я вежливым и разго­ ворчивым. На нем в такие вечера аккуратно .подогнанный китель, выглаженные брюки и парадные погоны. Разве можно тогда ска­ зать плохое б внешнем виде Тума­ нова? Ничего решительно. Боль­ ше того: Туманова можно бы было ставить в пример многим, если бы... На улицах гарнизона іѵож . мо . ча­ сто встретить человека в огромных валенках, в обвисшем .реглане без погон, давно небритого. Как правя- ло, он редко приветствует кого-ли­ бо. Младшие по званию его тоже не приветствуют, т. к. ничто не говорит им, что этот человек—офи­ цер. А ведь это іни кто иной, как тот же капитан .авиационно-техни­ ческой службы Туманов, который таким щеголеватым кажется в офи­ церском клубе! Нельзя сказать, чтобы «буднич­ ный вид» Туманова не привлекал внимания тех, кому это положено. Стоит за.глдаіуть ш журнал комен­ данта гарнизона и можно убедить­ ся, что Туманову внимание оказы­ вается достаточное: ’только за вто­ рою подовину марта о Туманове сделаны две записи и комендант­ ском журнале. Вот запись от 15 ■марта: капитан Туманов был за­ держан в гарнизоне одетым не/ по форме. С голенищ грязных, давно нечищенных сапог двумя мешками свисали черные брюки. Полурастег- нуты-й кожаный реглан был без погон... Об этом случае, конечно, доложили непосредственному на чальвику Туманова, однако прош­ ло лишь несколько дней, как исто­ рия повторилась: 22 марта Тума­ нов был задержан вновь. На этот раз он был в ва ленках, но в том же Реглане без погон, такой же небри. Г л * КГ НД“ МжИ>нале появилась .новая запись, и вновь был поставлен об этом -в и зве стн о ^ начальник Туманова. Говорят, что дурные примеры за­ разительны. Видимо, это верно ибо дурной пример передался другому офицеру, тоже капитану «'тоже авиа цяонио-техняческой службы Смирнову. Смирнов, как и Тума­ нов, неоднократно задерживался за нарушение формы одежды. Он ча­ сто встречается ва улице и » обще, сменных местах в валенках, без погон и ів засаленной рабочей одежде. Даже в столовую он при­ ходит в грязном, засаленном (рабо­ чем обмундировании и, .ничуть не стесняясь своего .вида, садится за чистый стол. О нем также неодно­ кратно сообщали его непосредст­ венному начальнику, «о, видимо мер .не предпринимали, и Смирнов попрежнему нарушает правила но­ шения присвоенной ему формы правила поведения советского офи’ цера морской авиации. Мы привели .редкие случаи в на­ шей офицерской среде, однако они наталкивают на вывод о том что еще есть товарищи, не дорожащие честью своего мундира. Они гово­ рят и о том, что далеко не .все на­ чальники болеют за честь своего подразделения, далеко не все забо­ тятся. о воспитании подчиненных в духе требований уставав Военно- Морского Флота. Только этим и можно об’я.сяять, что и Туманов .и Смирнов остались безнаказанными и продолжают нарушать форму одежды. Эти случаи напоминают о необ­ ходимости вести более решитель­ ную борьбу с людьми, .роняющими чес гь и достоинство флотского мундира и офицерских погон. На .помощь командиру здесь должна притти офицерская обществен, ность, призванная создать атмосфе. ру нетерпимости к нарушителям. Партийные я комсомольские орга­ низации могут и должны1оказать .помощь офицеру-начальнику в .вос­ питании- у военнослужащих чувст­ ва гордости за принадлежность к корпусу офицеров морской авиа ции. П. ВАСИЛЬЕВ. И. К. АЙВАЗОВСКИМ Заходящее солнце освещает чер­ номорское побережье, далекие го- ры„и русские боевые корабли на рейде. Катеры высаживают на бе- десантные войска генерала авеского. Среди солдат, воору­ женный пистолетом, с бумагой и Рисовальны,ми принадлежностя.ми высадился на берег Иван Констан­ тинович Айвазовский, художиик- арикист. слава которого достигла вскоре небывалого признания в осени и во всем мире. го- а3^ Же по’сле сражения- ху- л жник сделал несколько заірисо- °к с натуры. Эти .рисунки, вылол- ^ьнныіе на поле битвы, явились ма- Ри-алом для батальной картины ьгеадка у Субаши». Среди выса- яваадцщхея войск на картине с ртретным сходством изоібражены Дмирал М. П. Лазарев, под ф-ла- м которого яа линейном корабле илист-рии» Айвазовский подошел оерету, командир «Оилистрии» п'. Нахимов, Корнилов, друг ^Шг ИЯа Раевский. Это была пер- _■я батальная картина молодого лУДожника. И. К. Айвазовский родился на берегу Черного -моря в г. Феодо­ сии. Уже десятилетним мальчиком он обратил я а себя внимание со­ граждан рисунками, исполненными, за неимением красок, углем на сте­ нах своего дома. Mo-ре, корабля, прохожие, турки и солдаты, нари­ сованные в натуральную величину, привлекали толпы феодосийцев, по­ раженных живостью и выразитель­ ностью изображенных предметов и фигур. Градоначальник Феодосии, обративший внимание на талантли­ вого мальчика, устроил его в Сим­ феропольскую гимназию. В 1833 году по приказу Николая I, озна­ комившегося с рисунками Айвазов, окого, он был переведен из гимна­ зии в Академию художеств, в Пе­ тербург. Особое значение в творчестве Айвазовского да.ел - приезд в столи­ цу известного художника-мари­ ниста Таннера, учеником которого становится Айвазо.вский. Очень бы. стро .работы Айвазовского, не уступая по мастерству картинам учителя., начинают превосходить их искренностью, мелосредствен- иостью и, главное, особым поэтич­ ным чувством природы — залогом небывалого успеха картин Айва­ зовского. В Петербурге Айвазов­ ский знакомится с талантливыми людьми своей эпохи — художни­ ком Брюлловым, композитором Глинкой, писателями Жуковским, Крыловым, Кукольником и своим любимым поэтом, предметом его дум и вдохновений —■А. С. Пуш­ киным. З.а картину «Штиль» Айвазов­ ский получает золотую медаль, ему сокращается срок .пребывания в Академии и предоставляется за­ граничная командировка. До от’ез. да за границу Иван .Константино­ вич два- года -плодотворно работает а родном Крыму, где им написаны с натуры виды Ялты, Керчи, Сева­ стополя и Феодосии.. За картины «Лунная ночь» и «Буря» Айвазов­ ский в 1839 году получает звание художника. Заграничную поездку Айвазов­ ский начал с Италии. Он посещает Венецию, Флоренцию, Неаполь, Сорренто, Рим, где знакомится с Гоголем и знаменитым русским ху­ дожником А. Ивановым. В Соррен­ то Айвазовский написал картины, изображающие восход и заход солнца, которые сразу же .привлек­ ли внимание итальянце,в -к выдаю­ щемуся таланту русского марини­ ста. В Риме Айвазовский быстро становится одним из самых знаме­ нитых художников. В этот период им написаны картины «Хаос», «Неаполитанская ночь», «Буря» и ряд других. Картины его быстро раскупаются и расходятся не толь­ ко по всей Европе, но и Америке. Известный английский маринист Тернер, учитель Таннера, покорен­ ный гением русского художника, посвятил ему свои стихи. Итальян­ ский искусствовед Векки написал восторженную статью о картинах Айвазовского. Русская «Художе­ ственная газета» подробно описала прием, оказанный Айвазовскому в Италия;: «Вельможи, .поэты, ученые, художники и артисты наперерыв ласкают его, угощают, и, .воспе­ вая в стихах, признают в -нем ге­ ния. Даже, король неаполитанский через нашего посланника Гурьева из’я'вил желание увидеть нашего художника и его чудесные карти­ ны». В 1843 году Айвазовский выста­ вил ряд -картин в Луврском музее Парижа — «Буря, у берегов Абха­ зия», «Море в тихую погоду» и другие. Пресса приняла его карти­ ны .с восторгом, ему была присуж­ дена золотая медаль. После Пари­ жа художник устроил свои выстав­ ки в Англии, Голландии, Испании я. Португалии, написав за год более пятидесяти полотен. Путешествие по Европе явилось триумфом русского художника. Во время .второй поездки ъ Италию Айвазовскому предложили на пи. саіть автопортрет, который был тор­ жественно помещен в гале.рееПит- ти во Флоренции, где собраны ав­ топортреты великих живописцев мира. Из русских художников та­ кой чести удостоился до Айвазов­ ского только Кипренский. В 1844 году Айвазовский возвра,. щается в -Россию и через год .на­ всегда поселяется -в своем іродном городе Феодосии. Здесь он рабо- тс-ет беспрерывно с утра » до вече­ ра. Среди сотен картин, -написан­ ных в Феодосии, необходимо отме- тить картины, поовядцеинъю люби* мюм.у поэту — А. С. Пушкину, об­ раз которого .всегда привлекал его. В картине, написанной Айвазов­ ским совместно с Репиным, поло­ жены в основу -слова -поэта: «Прощай свободная стихия! В последний раз передо мной Ты. катишь волны .голубые И блещешь гордою красой». Поэт изображен с обнаженной головой, стоящим іна екаДястом берегу. У ног его плещут седые волны Черного моря. В Феодосии написана, зна.менита.я картина «Чер­ ное море», находящаяся и Третья­ ковской гале.рее. «Это одна из са­ мых грандиозных картон, какую я только знаю, — писал художник и критик Крамской. — Айвазовский, кто бы я что ни говорили, есть звезда .первой ©еличины. во всяком случае и не только у мае, а -и в ■история искусства .вообще». Очень много сделал Айвазовский для своего родного города Феодо­ сии. Он .выстроил художественную (Окончание см. на 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz