Североморский летчик. 1945, апрель.
17 апреля 1945 г., № 91 (471). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК НА МЕЖДУНА РОДНЫЕ ТЕМЫ Новы© замечательные победы йемецко-фашистекимя зах- 2 гч и к аш одержала в эти дни ге- ^яческая Красная Армия. П,ал Кенигсберг — крепость и „«„т0 Восточной Пруссии, город, ™торый сами (гитлеровцы яазыва- I чтмалийом для прыжка яа во- z Z J Освобождена В е н а -с т о л и ц а А в Д О и один йіз крупнейших европейских городов и промыш ленных центров. С падением Кенигсберга .немцы потеряли стратегически важный таел своей обором,ы па Балтий ском .море. Разгромлен .крупней ший очаг фашистского .мракобе- гИія Лондонское радио, отмечая ч-гог успех советских войск, ука зывает. что Кенигсберг — оплот прусской военщины я сердце Шѵссии—был ее столицей еще в то время, когда Берлин представ лял собой мебошышое селение, з а терянное ® болотах. Немецкие историки утверждали, что «каждая ящдь земли поближе к Прибалтике важнее для германского будущего, чем целые королевства за Альпа ми.» В боях за Кенигсберг немцы потеряли более 92 тысяч пленных, до 42 тысяч убитыми и огромное количество техники. Большое военяо-политическое и стратегическое значение имеют операции Красной Армии в “Аів- етрий, расположенной в центре Европы. В Вене сосредоточены основные промышленные предприятия Авст. ,рии. Здесь, до оккупации гитлеров цами, в марте 1938 года насчиты валось около 2 миллионов жите лей—почти третья часть всего на селения страны. Через Вену идут железнодорожные пути в Чехосло вакию и яа Балканы. Главная коммуникационная линия Мюн хен—Инсбрук -—• Верона соединяет Австрию с Италией, ведет к фа шистскому притону—Мюнхену, в швйЫ'Х которого родилась гитле ровская партия. В Австрии добы вается железная руда, свинец, медь, бурый уголь. Почти 40 про центов ее территории покрыто ле сами. Здесь развита металлургиче ская, автомобильная, текстильная1 и другая промышленность, рабо тают заводы боеприпасов и ору жейные. Недалека от Вены имеют ся нефтяные источники. Граби тельский концерн «Герман. Геринг» прибрал к рукам всю промышлен ность Австрии. Сюда же из Рейін- гско-Веетфальского района гитле ровцы перебросили наиболее важ ные воеино-іпраміышленные пред приятия. Фашистские .головорезы, стремясь организовать в горах Юж ной Европы свое последнее убежи ще, где .можно было бы продер жаться длительное время, рассчи тывали на сохранение Австрии в своих руках. Красная Армия, осво. I бодиа Венгрию и вступив яа зем лю Австрии, опрокидывает эти расчеты гитлеровцев. Одновре менно советские .войска ставят под угрозу, а частью уже отрезали, пу ти отступления немецких войск из Югославии. Советское правительство, в свя зи с .вступлением Красной Армии на территорию Австрии, заявило, что она «не преследует цели при обретения какой-либо части австрийской территории или изме нения социального строя Австрии» и что оно будет содействовать ликвидации .режима немецко-фа- шистскил оккупантов и установле нию в этой стране демократиче ских порядков. Это заявление вызвало у австрийского народа большую радость. Население встречает в освобожденных рай онах войска Красной Армии, как своих освободителей, оказывает им .всяческое внимание. Австрий ские патриоты и до этого вели борьбу против немецких захватчи ков, саботировали их мероприя тия., устраивали диверсии на. воен ных заводах и железнодорожном транспорте. Сейчас они сопротив ляются попыткам гитлеровцев уг нать австрийское население в тыл немецких .войск. Красная Армия несет освобож дение австрийскому народу. Фа шистскому господству в Австрии пришел конец. Советские войска помогают так же народам Югославии в их борь бе за освобождение своей .земли от гитлеровцев. Подписание Договора о дружбе, взаимной помощи и пос левоенном сотрудничестве между Советским Союзом и Югославией ускорит окончательный разгром ненавистного .врага и еще более укрепит сердечную дружбу между .народами Югославия и Советского Союза. Красная Армия продолжает очи щать о.т немецких захватчиков и территорию дружественной нам Чехословакии. На советско-германском фронте гитлеровцы сосредоточили сван основные силы и оказывают отча янное .сопротивление Красной Ар мии. В то же время они оголили свой западный фронт. Наши союз ники, не встречал какого-либо серьезного сопротивления, -почти беспреяятетвенно иродвягаются сейчас .в глубь немецкой террито рии. Корреспояденты -а.нгло-амери- канской печати, характеризуя по ложение на западном ф-ронте, со общают, что навстречу продвигаю-' щимся войскам .союзников идут немцы, «которые ищут кому бы можно было сдаться». Лондонское радио передает, что больше трех тысяч танков союзников, не встре чая сопротивления., углубляются к центру Германии. Захватив Ганно вер, союзные войска предприняли широкое продвижение в направле нии на Гамбу-рг и Магдебург и уже вышли ж реке Эльба—последнему водному рубежу перед Берлином. Имеются сообщения, что .войска 2-й бронетанковой дивизия 9-й ар мии пересекли и эту реку. Части 3-й американской .армии, захватив шие город Гота в Тюрингии, про двинулись дальше, окружили Эр фурт и в отдельных пунктах .нахо дятся всего лишь .в 80 километрах от Чехословацкой границы. Лондонская газета «Таймс» справедливо утверждает, что по ложение на востоке, где немцы .попрежнему сражаются .в виде ор ганизованных армий, является по разительным контрастом поведе нию немцев на западе. Несмотря на безнадежность по ложения фашистской Германии, гитлеровское агентство Трансо- цеа-н пытается утверждать, что последнее сражение на западе еще не дано, германские армии не раз биты и, будто бы, по сей день на этом фронте осуществляется пла новое руководство немецкими вой сками. Нетрудно понять, что по добные заявления рассчитаны не только для внутреннего потребле ния. Гитлеровцы даже в послед ние минуты питают надежды на. то, что им удастся избежать окон чательного разгрома. Эти надежды подогреваются не только старания-1 ми самих гитлеровцев, «о и их за щитниками за пределами Герма нии. Однако все эти, как и другие расчеты гитлеровцев, обречены на провал. Народы .великих демокра тических держав полны непреклон. ной решимости до конца уничто жить германский милитаризм и .на цизм, Они хотят сделать все для того, чтобы Германия никогда больше не смогла нарушить мир всего мира. * -£ * Гитлеровцы делают -сейчас все, чтобы спасти свою фашистскую партию, укрыть подальше .в под полье ее основные кадры, создать широкую сеть агентуры за .грани цей, сберечь капиталы. Они рас считывают посеять .рознь о рядах союзников., и. таким образом, как выразился .недавно Геббельс, «на чать все сначала». Именно поэтому следует помнить, что чем ближе победа над немецкими захватчика ми, тем выше должна быть бди тельность свободолюбивых наро дов. Только новые сильные удавы по противнику, только неусыпная бдительность помогут до хоч- ца разгромить гл-тлеровс-' ’"ло манию, разоблачить и выкорчевать фашистские гнезда в любом уголке земного шара. И. ГЛОТОВ. ДВА МИРА ОФИЦЕРА ТУМАНОВА О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЮТ ЗАПИСИ В КОМЕНл АН Т Г ^ /,дд ЖУРНАЛЕ Аккуратность, подогнанность об. мундирования, корректность и вежливость в обращении — обяза тельные признаки советского офи цера, .воспитателя краснофлотцев и сержантов. Делом чести каждого офицера является ношение .при своенной формы в безукоризненном порядке. Наши офицеры прекрасно это понимают. Однако .а семье, как говорится, не без урода. Находят ся еще люди не заботящиеся о своем «внешнем виде, нарушающие форму одежды, компрометирую щие честь своего мундира.. Отдель ные офицеры считают, что забо титься о своем внешнем виде сле.- дует только в «высокоторжествен ных местах», на службе же и в гарнизоне можно, дескать, появ ляться в чем попало. Офицеры, часто посещающие свой клуб, могут -встретить там ка- нитана авиаіционно-техинческой службы Туманова.. Здесь он ста рается быть, я вежливым и разго ворчивым. На нем в такие вечера аккуратно .подогнанный китель, выглаженные брюки и парадные погоны. Разве можно тогда ска зать плохое б внешнем виде Тума нова? Ничего решительно. Боль ше того: Туманова можно бы было ставить в пример многим, если бы... На улицах гарнизона іѵож . мо . ча сто встретить человека в огромных валенках, в обвисшем .реглане без погон, давно небритого. Как правя- ло, он редко приветствует кого-ли бо. Младшие по званию его тоже не приветствуют, т. к. ничто не говорит им, что этот человек—офи цер. А ведь это іни кто иной, как тот же капитан .авиационно-техни ческой службы Туманов, который таким щеголеватым кажется в офи церском клубе! Нельзя сказать, чтобы «буднич ный вид» Туманова не привлекал внимания тех, кому это положено. Стоит за.глдаіуть ш журнал комен данта гарнизона и можно убедить ся, что Туманову внимание оказы вается достаточное: ’только за вто рою подовину марта о Туманове сделаны две записи и комендант ском журнале. Вот запись от 15 ■марта: капитан Туманов был за держан в гарнизоне одетым не/ по форме. С голенищ грязных, давно нечищенных сапог двумя мешками свисали черные брюки. Полурастег- нуты-й кожаный реглан был без погон... Об этом случае, конечно, доложили непосредственному на чальвику Туманова, однако прош ло лишь несколько дней, как исто рия повторилась: 22 марта Тума нов был задержан вновь. На этот раз он был в ва ленках, но в том же Реглане без погон, такой же небри. Г л * КГ НД“ МжИ>нале появилась .новая запись, и вновь был поставлен об этом -в и зве стн о ^ начальник Туманова. Говорят, что дурные примеры за разительны. Видимо, это верно ибо дурной пример передался другому офицеру, тоже капитану «'тоже авиа цяонио-техняческой службы Смирнову. Смирнов, как и Тума нов, неоднократно задерживался за нарушение формы одежды. Он ча сто встречается ва улице и » обще, сменных местах в валенках, без погон и ів засаленной рабочей одежде. Даже в столовую он при ходит в грязном, засаленном (рабо чем обмундировании и, .ничуть не стесняясь своего .вида, садится за чистый стол. О нем также неодно кратно сообщали его непосредст венному начальнику, «о, видимо мер .не предпринимали, и Смирнов попрежнему нарушает правила но шения присвоенной ему формы правила поведения советского офи’ цера морской авиации. Мы привели .редкие случаи в на шей офицерской среде, однако они наталкивают на вывод о том что еще есть товарищи, не дорожащие честью своего мундира. Они гово рят и о том, что далеко не .все на чальники болеют за честь своего подразделения, далеко не все забо тятся. о воспитании подчиненных в духе требований уставав Военно- Морского Флота. Только этим и можно об’я.сяять, что и Туманов .и Смирнов остались безнаказанными и продолжают нарушать форму одежды. Эти случаи напоминают о необ ходимости вести более решитель ную борьбу с людьми, .роняющими чес гь и достоинство флотского мундира и офицерских погон. На .помощь командиру здесь должна притти офицерская обществен, ность, призванная создать атмосфе. ру нетерпимости к нарушителям. Партийные я комсомольские орга низации могут и должны1оказать .помощь офицеру-начальнику в .вос питании- у военнослужащих чувст ва гордости за принадлежность к корпусу офицеров морской авиа ции. П. ВАСИЛЬЕВ. И. К. АЙВАЗОВСКИМ Заходящее солнце освещает чер номорское побережье, далекие го- ры„и русские боевые корабли на рейде. Катеры высаживают на бе- десантные войска генерала авеского. Среди солдат, воору женный пистолетом, с бумагой и Рисовальны,ми принадлежностя.ми высадился на берег Иван Констан тинович Айвазовский, художиик- арикист. слава которого достигла вскоре небывалого признания в осени и во всем мире. го- а3^ Же по’сле сражения- ху- л жник сделал несколько заірисо- °к с натуры. Эти .рисунки, вылол- ^ьнныіе на поле битвы, явились ма- Ри-алом для батальной картины ьгеадка у Субаши». Среди выса- яваадцщхея войск на картине с ртретным сходством изоібражены Дмирал М. П. Лазарев, под ф-ла- м которого яа линейном корабле илист-рии» Айвазовский подошел оерету, командир «Оилистрии» п'. Нахимов, Корнилов, друг ^Шг ИЯа Раевский. Это была пер- _■я батальная картина молодого лУДожника. И. К. Айвазовский родился на берегу Черного -моря в г. Феодо сии. Уже десятилетним мальчиком он обратил я а себя внимание со граждан рисунками, исполненными, за неимением красок, углем на сте нах своего дома. Mo-ре, корабля, прохожие, турки и солдаты, нари сованные в натуральную величину, привлекали толпы феодосийцев, по раженных живостью и выразитель ностью изображенных предметов и фигур. Градоначальник Феодосии, обративший внимание на талантли вого мальчика, устроил его в Сим феропольскую гимназию. В 1833 году по приказу Николая I, озна комившегося с рисунками Айвазов, окого, он был переведен из гимна зии в Академию художеств, в Пе тербург. Особое значение в творчестве Айвазовского да.ел - приезд в столи цу известного художника-мари ниста Таннера, учеником которого становится Айвазо.вский. Очень бы. стро .работы Айвазовского, не уступая по мастерству картинам учителя., начинают превосходить их искренностью, мелосредствен- иостью и, главное, особым поэтич ным чувством природы — залогом небывалого успеха картин Айва зовского. В Петербурге Айвазов ский знакомится с талантливыми людьми своей эпохи — художни ком Брюлловым, композитором Глинкой, писателями Жуковским, Крыловым, Кукольником и своим любимым поэтом, предметом его дум и вдохновений —■А. С. Пуш киным. З.а картину «Штиль» Айвазов ский получает золотую медаль, ему сокращается срок .пребывания в Академии и предоставляется за граничная командировка. До от’ез. да за границу Иван .Константино вич два- года -плодотворно работает а родном Крыму, где им написаны с натуры виды Ялты, Керчи, Сева стополя и Феодосии.. За картины «Лунная ночь» и «Буря» Айвазов ский в 1839 году получает звание художника. Заграничную поездку Айвазов ский начал с Италии. Он посещает Венецию, Флоренцию, Неаполь, Сорренто, Рим, где знакомится с Гоголем и знаменитым русским ху дожником А. Ивановым. В Соррен то Айвазовский написал картины, изображающие восход и заход солнца, которые сразу же .привлек ли внимание итальянце,в -к выдаю щемуся таланту русского марини ста. В Риме Айвазовский быстро становится одним из самых знаме нитых художников. В этот период им написаны картины «Хаос», «Неаполитанская ночь», «Буря» и ряд других. Картины его быстро раскупаются и расходятся не толь ко по всей Европе, но и Америке. Известный английский маринист Тернер, учитель Таннера, покорен ный гением русского художника, посвятил ему свои стихи. Итальян ский искусствовед Векки написал восторженную статью о картинах Айвазовского. Русская «Художе ственная газета» подробно описала прием, оказанный Айвазовскому в Италия;: «Вельможи, .поэты, ученые, художники и артисты наперерыв ласкают его, угощают, и, .воспе вая в стихах, признают в -нем ге ния. Даже, король неаполитанский через нашего посланника Гурьева из’я'вил желание увидеть нашего художника и его чудесные карти ны». В 1843 году Айвазовский выста вил ряд -картин в Луврском музее Парижа — «Буря, у берегов Абха зия», «Море в тихую погоду» и другие. Пресса приняла его карти ны .с восторгом, ему была присуж дена золотая медаль. После Пари жа художник устроил свои выстав ки в Англии, Голландии, Испании я. Португалии, написав за год более пятидесяти полотен. Путешествие по Европе явилось триумфом русского художника. Во время .второй поездки ъ Италию Айвазовскому предложили на пи. саіть автопортрет, который был тор жественно помещен в гале.рееПит- ти во Флоренции, где собраны ав топортреты великих живописцев мира. Из русских художников та кой чести удостоился до Айвазов ского только Кипренский. В 1844 году Айвазовский возвра,. щается в -Россию и через год .на всегда поселяется -в своем іродном городе Феодосии. Здесь он рабо- тс-ет беспрерывно с утра » до вече ра. Среди сотен картин, -написан ных в Феодосии, необходимо отме- тить картины, поовядцеинъю люби* мюм.у поэту — А. С. Пушкину, об раз которого .всегда привлекал его. В картине, написанной Айвазов ским совместно с Репиным, поло жены в основу -слова -поэта: «Прощай свободная стихия! В последний раз передо мной Ты. катишь волны .голубые И блещешь гордою красой». Поэт изображен с обнаженной головой, стоящим іна екаДястом берегу. У ног его плещут седые волны Черного моря. В Феодосии написана, зна.менита.я картина «Чер ное море», находящаяся и Третья ковской гале.рее. «Это одна из са мых грандиозных картон, какую я только знаю, — писал художник и критик Крамской. — Айвазовский, кто бы я что ни говорили, есть звезда .первой ©еличины. во всяком случае и не только у мае, а -и в ■история искусства .вообще». Очень много сделал Айвазовский для своего родного города Феодо сии. Он .выстроил художественную (Окончание см. на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz