Североморский летчик. 1945, апрель.
;і5 апреля 1945 ,г„ № 90 (470). С Е В Е Р ОМ О Р С К И Й Л Е Т Ч И К Я БОРОТЬСЯ С ПРЕДПОСЫЛИАМИ АВАРИЙНОСТИ Вынужденные посадки, поломки •Ліройсхгадят по причинам, которые яе являются новыми — неизвест ными для летчиков, техников и командиров. Известны и методы лредупреждения и устранения этих ■причин. Там, где командиры и ■•офицеры, непосредственно связан ные с авиационной техникой, непримиримы ж малейшим наруше ниям правил эксплюаташий, сла,- ,бым знанием техники — -происше ствий не бывает. Попустительство же к «мелочам-» порождает предпо сылки к тяжелым летным -проис шествиям и аварийности. Наиболее чистыми причинами :происшествий являются неосмотри тельность летчиков и нарушения ■методики в летной подготовке, способствующие появлению оши. -бок ів технике пилотирования, а также нарушения правил эксплоа- лация материальной части механи ками и летчиками. Разберем ошибки отдельных л ет чиков я механиков, Младший лейтенант т. Гришкин при рулении на старт на большой старости задел .крылом -впереди ■рулящий самолет. Это произошло по неосмотрительности летчика и потому, что он нарушил правила' руления, изложенные ів НПП-38. Эти правила требуют производить руление на малой скорости (соот ветствующей скорости .медленного шага), если руление происходит в непосредственной близости от пре пятствий и других самолетов. В части т. Тульского был отстра нен от полетов младший лейтенант Боровиков, допускавший система тически грубые ошибки в технике 'пилотирования. Вместо кропотли вой тренировки летчика, командир звена т. Алиференко ограничился контрольным полетом и с -неустра- иеніныіми ошибками, после длитель ного перерыва ів полетах, допустил летчика к выполнению сложного задания. В этом полете .младший лейтенант Боровиков повторил прежнюю ошибку, с которой не мог на этот -раз справиться. Алифе-рея- ко и его старшие начальники знали ■об ошибках Боровикова, но нару шили методику его подготовки и способет.вовали происшедшему. У т. Погорелый выполнял пер вый самостоятельный полет на но вом типе самолета младший лейте нант Овчинников. Летчик с пере летом выкатился за .границу рабо чей полосы аэродрома, и повредил самолет. Эта ошибка в пилотирова нии произошла1не только из-за пло хого внимания летчика к полету, но и из-за его недоучеяности — поверхностного контроля техники .пилотирования летчика офя.цером- ИНСТруктором. На одном из самолетов Н-ской части было неоднократно отмечено заедание сектора паза. Механик самолета .сержант Еремеев неис правность не устранил, а майор Гришин не проверил работу меха ника. В очередном полете повтори, лось заедание сектора газа, и лет чик был лишен .возможности уп равлять мотором. На самолете старшего техник- дейте,нанта Лисина произошел от каз одного из агрегатов -мотора в полете. Умелыми действиями лет чик Лунин справился с пилотиро ванием самолета ів усложнившейся обстановке и .сохранил машину! Но почему нарушилась работа мотора? I Потому, что ѵеханйк самолета Ли син, знаія соответствующее настав ление, нарушил его и эксплоатиро- в.ая мотор неграмотно. В последних двух примерам по винны и летчики Запалено.в и Пу- нин. Полагаясь на «совесть» меха ников, они не осмотрели самолетов перед полетом. Механики Еремеев и Лисин, пользуясь бесконтроль ностью и попустительством своих командиров, допустили нарушения в эксплоат.ации материальной части и выпустили в полет неисправные самолеты. В подготовке к полету матери альной части и самого экипажа не должно быіть не предусмотрено ни одной «мелочи». Обязательный двойной контроль, строгое соблю дение существующих наставлений исключат . предпосылки аварий, ноети. Капитан Д. БОГДАНОВ. ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ НАШЕГО НАРОДА М. В. Ломоносов -о- Верный товарищ летчиков ‘Краснофлотец т. Марков, рабо тая шофером Н-ской части, обслу живает летный состав нашего под разделения. Дел у морских развед чиков .много. Немецкие подводные пираты еще появляются в Барен- цовіом .море, и .перед нами стоит задача -—-найти этих пиратов и на. нести им смертельный удар. Для "того, чтобы справиться с.этим, мы работаем много, не считаясь со вре менем и условиями. Но как бы рано мы ни проснулись, нас уже .всегда ждет у помещения автомашина, а в кабине — шофер т. Марков, го товый везти нас .на завтрак. Однажды я заметил т. Маркову, отлично нас обслуживающему: — Видно, много приходится ра ботать и вам., товарищ водитель? И Марков ответил, как настоя щий патриот: — Вы офицеры, встаете очень рано, летаете в таких трудных ус ловиях целыми днями, и мне было бы стыдно опоздать хоть на мину ту с машиной. Такое уважение к офицерам и настоящая забота о боевых делах наших летчиков со стороны шофе ра вызывает к нему самое хоро шее отношение личного состава на шей части. Своей отличной работой т. Марков содействует боевым де лам наших летчиков и заслуживает поощрения. Мы его от души благо дарим. Капитан А. БУРМАГИН. ПЕРВАЯ АВИАЦИОННАЯ НЕДЕЛЯ В РОССИИ Р ПЯТИ АДЦАТОГО апреля и по 2 мая 1910 года, в Петер бурге происходила первая в России •авиационная неделя.. Для воздуш ных состязаний был приготовлен Коломяжский аэродром.. В полетаіх принимали участие тѵгавньш обра зом иностранные летчики, но пер вое место занял один из русских летчиков М. Е. Попов. Он достиг на аэроплане системы Райт высо ты в 600 метров в то время, как никто из других участников .не однимался выше полутораста .м^т ров. Попов показал и наибольшую Продолжительность полета два часа и четыре минуты. Ему же принадлежал и полет на даль ность, так что почти все призы были получены русским летчиком. Первая русская авиационная не деля вызвала большой инте.рес со стороны население. На аэродроме перебывало свыше ста шестидеся ти тысяч посетителей. Наиболее красивые полеты бы ли показаны французским летчи ком Маоаіном и Поповым. «Петер бургская газета» писала тогда о Попове.: «Для него, повидидому, не су ществует невозможного а авиа ции». Г ЕНИАЛЬБЫЙ русский уче ный Михаил Васильевич Ло моносов был прямым продолжате льм дела (Петра 1-го—его неуОтан- ньга усилий направленных к раз витию в России просвещения я освоению ее ог.ромньк природных богатств. Суровый русский Север дал стране этого человека, родившего ся в семье рыібака-ломора. Величе ственная природа выпестовала Ло моносова. В его ушах с детства стоял шум моря. С десятилетнего возраста, .вместе с отцом, бороздил он воды Северного океана, созер цал приливы и отливы,, ледяные го. ры и северное сияние, учился бо роться с ветром я льдом. Поморье в начале X V III века представляло особый культурный мир, едва ли не самый передовой в России. Русский Север не знал ни татарского иг.а, ни крепостничест ва. ^ I Іоморы первые ,иэ русских лю ден столкнулись (через Архан гельск) с западно-европейской ци вилизацией. Широко раскинутая на вере С€іТЬ монастырей распрост раняла среди яии грамотность. Се верная природа, ничего не давав шая в готовом виде, толкала на техническое изобретательство. По этому тяга, к образованию, .в осо бенности, нужда в прикладных, зна «иях, остро ощущалась в среде эти» любознательных и трудолю бивых людей, ■Неудивительно, что выходец из этой среды, к тому же обладавший выдающимися способностями Ло моносов не удовлетворился скуд ными начатками знаний, приобое темными в родных Холмогорах и с юных лет возмечтал о большой настоящей науке, которая помогла' оы ему познать мир... В 1730 г., заняв у соседей «три ■рубля денег», Ломоносов навсегда покинул свою деревню и в треухе нагольном тулупе и валенках ѵше я в Москву, Ему удалось поступить в един ственное московское высшее учеб ное заведение того времени Сла,- вяно-греко-латинскую академию. «Нельзя было», — писал он впо следствии, — «иметь на пропита ние в день больше, как на денеж ку хлеба я на денежку кваса... Та ким образом жил я пять лет и наук не оставил». За эти годы он в со вершенстве изучил .латынь. Б 1735 г. в числе других лучших учеников Славяяо-греко-лативской академии он был вызван Акаде мией наук в Петербург и вскоре отправлен за границу для обучения горному делу. Прослушав общеоб- разователный курс лекций в Мар- оурге у профессора Вольфа, он от правился во Фрейбе-рг, чтобы т.ам под руководством- «горного совет ника.» Генкеля изучить горное дело в рудниках. Однако Генкель, подобно мно гим европейским специалистам то го времени, ревниво оберегавший производственные секреты, іне по желал открыть их русскому сту денту. Он препятствовал практиче ским занятиям Ломоносова и ста рался заполнить его время бессмы сленной работой. Рассорившись со своим «учите лем», Ломоносов воротился в Мар бург н заінялся научной работой в ожидании дня, когда Академия К 180-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ вспомнит о нем и отзовет и Петер бург. Стойко перенося нужду и лише ния, он упорно прудился над раз решением совершенно новых в науке вопросов. В этот период он пришел к мысли о -необходимости применения алгебры к х>тті и установил ряд -важнейших принци пов в теории строения вещества. В 1741 г., полный сил и надежд, Ломоносов возвратился в Россию. Но тяжелые испытания ожидали его в Петербурге. Только что ми новало страшное время, когда Судьбами миллионов русских лю дей распоряжался курляндский не мец — временщик и тиран Биран. -Немцы все еще занимали важней шие места в государстве. П-рочно сидели они и в Академии наук. Не давно оанованна-я Пе-тром 1-м Ака демия -влачила жалкое -существо вание. О славе ее никто не забо тился,. Среди академиков не было ня одного русского... Ломоносов оценил всю трудность своего поло жения, но не отступил перед -нею и повел с «неприятелями наук рос сийским» яростную борьбу. Борьба эта едва на погубила ге ниального русского ученого. По проискам .академиков он едва не угодил на каторгу. В течение -года ему пришлось просидеть под аре стом в ожидании приговора. Толь ко восшествие на престол импе ратрицы Елизаветы спасло Ломо носова-: он был освобожден и вско ре первый из русских — поду чил^звание профессора Император ской Академии наук. Но борьба продолжалась. Зимой 1747 года она привела к катастро фе. Враги русского просвещения нанесли уда-р в самое сердце на шей науки — они сожгли Акаде мию со .всеми ев архивами, коллек циями -и оборудованием. Ломоно сов прямо писал, что это дело рук немцев и требовал наказания ви новных., -но п придворных кругах не поверили ему. Неудивительно, что Ломоносову приходилось горько жаловаться на судьбу, на отсутствие поддержки со стороны правительства. «За то терплю»^ — говорил он незадол-го до своей кончины,—«что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились [россияне и пока зали свое достоинство... Не тужу о смерти; -пожил, потерпел -и эн-аю: обо мне дети Отечества, пожале ют»... До конца, своих- дней он -вел бо гатырскую борьбу с иноземною клик-ою, отстаивая для с-воето на рода право на передовую науку, защищая его сла.в-у и честь.. Не было такой области знания и культуры, в которой Ломоносов не сказал бы своего -слова.. Его науч ные труды, в особенности — физи ко-химические работы, почти на два столетия опередили X V III век. Ломоносов положил начало но вейшей современной химии; уста новил физический закон сохране ния энергии; дал теорию химиче ских растворителей,, теорию строе нии газов и теорию вулканического происхождения гор. Одновременно с Франклин-о-м, Ломоносов открыл атмосферное электричество. Он также об'яс-нил происхождение света колебатель ными движениями частичек эфира и -подметил сходство между коле банием света я колебанием струн. Занимаясь вопросами оптики, он заинтересовался стеклом, как ма териалом, и открыл первую ів Рос сии стеклянную фабрику. Вскоре после этого он возродил забытое в России искусство — мозаику; ра ботая одновременно как состави тель -мозаичной массы (смальты) и ■как художник, он создал гигант скую картину — «Полтавская ба талии» — около 7 -метров в длину и 6 в ширину. Он первый стал применять- в хи мии весы и .ввел в русский науч ный обиход -слова: «горизон-т», «квадрат», «пропорция», «диаметр», «атмосфера», «градус», «барометр».’ «термометр». Он сконструировал навигационный прибор для опреде ления долготы на море; изобрел геликоптер и перископ. Великой заслугой Ломоносова является также создание им ново го русского литературного языка. Его поэзии оказала влияние на Державина, Пушкина, Лермонтова. Ломоносов был основоположни ком материалистической науки в России -и .в своих- поэтических про- иэведен-иях выступал ка.к поэт я м-ыслител ь-мятери.аілист... Московский Университет обязан Ломоносову -своим 'Возникнове нием. Доказа.в ©се-му миру, что «может -собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская зем. ля рождать», у-п-орно добиваясь от крытия Университета, он мечтал о времени, когда «произойдут много- числениые Л о> оносо.вы ». Везде исследуйте .всечасно, ^Что есть велико и прекрасно! — обращался он со страстным призы вом к юношеству и предупреж дал e-го: «В пространной нашей державе неоцененные сокровища лежат потаенны и только искусных рук ожидают... Но металлы и -ми нералы -с.а,м« на- двор не придут». Заботы об освоении естествен ных богатств -России глубоко -вол новали Ломоносова. И он соста вил необычайный проект: об изуче нии этих? -богатств на .всем прост ранстве н-а-шего Отечества с по мощью миллионов крестьянских .ре бят, собирающих минеральные об- -разцы... ■Сын русского Севера, с детства дыша-вшяй -студеным ветром поляр, ного моря, Ломоносов под конец своей жизни отдаіл этому морю чу десную дань: он разработал схему морских течений -в Северном Ледо витом океане и обосновал закон большого ледового дрейфа, окон чательно подтвержденный работа ми станции «Северный -Полюс» и ледокола «Седов» .в наши дни. Составив проект «О проходе Се верным океаном ;в Индию», Ломо носов написал -пророческие стро ки: Напрасно .строгая природа От мае скрывает место входа С брегов вечерних на восток. Я вижу умяыііѴи\ оча.ми: Колумб Российский между льдами Спешит и презирает -рок... Так же пророчески іп-и-сал Ломо носов о великом будущем своей родины, о ее грядущем расцвете и усилении: «Великих рек устья и новые пристани едва вмещают су дов -множество. Стонут волны под тягостью Российского флота... Спо койно будь, дражайшее Отечество наше!». Такими проникновенными слова ми обращался к потомкам этот ге ниальный русский ученый и вели кий патриот. Георгий ШТОРМ Во время воздушных налетом на Москву гитлеровские банди ты сбросили бомбы на здание Московского Государственного университета. 'Взрывной волной разрушило памятник великому русскому ученому. Сейчас, на этом месте воздвиг нут новый памятник Михаилу Васильевичу Ломоносо >.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz