Североморский летчик. 1945, апрель.

;і5 апреля 1945 ,г„ № 90 (470). С Е В Е Р ОМ О Р С К И Й Л Е Т Ч И К Я БОРОТЬСЯ С ПРЕДПОСЫЛИАМИ АВАРИЙНОСТИ Вынужденные посадки, поломки •Ліройсхгадят по причинам, которые яе являются новыми — неизвест­ ными для летчиков, техников и командиров. Известны и методы лредупреждения и устранения этих ■причин. Там, где командиры и ■•офицеры, непосредственно связан­ ные с авиационной техникой, непримиримы ж малейшим наруше­ ниям правил эксплюаташий, сла,- ,бым знанием техники — -происше­ ствий не бывает. Попустительство же к «мелочам-» порождает предпо­ сылки к тяжелым летным -проис­ шествиям и аварийности. Наиболее чистыми причинами :происшествий являются неосмотри­ тельность летчиков и нарушения ■методики в летной подготовке, способствующие появлению оши. -бок ів технике пилотирования, а также нарушения правил эксплоа- лация материальной части механи­ ками и летчиками. Разберем ошибки отдельных л ет­ чиков я механиков, Младший лейтенант т. Гришкин при рулении на старт на большой старости задел .крылом -впереди ■рулящий самолет. Это произошло по неосмотрительности летчика и потому, что он нарушил правила' руления, изложенные ів НПП-38. Эти правила требуют производить руление на малой скорости (соот­ ветствующей скорости .медленного шага), если руление происходит в непосредственной близости от пре­ пятствий и других самолетов. В части т. Тульского был отстра­ нен от полетов младший лейтенант Боровиков, допускавший система­ тически грубые ошибки в технике 'пилотирования. Вместо кропотли­ вой тренировки летчика, командир звена т. Алиференко ограничился контрольным полетом и с -неустра- иеніныіми ошибками, после длитель­ ного перерыва ів полетах, допустил летчика к выполнению сложного задания. В этом полете .младший лейтенант Боровиков повторил прежнюю ошибку, с которой не мог на этот -раз справиться. Алифе-рея- ко и его старшие начальники знали ■об ошибках Боровикова, но нару­ шили методику его подготовки и способет.вовали происшедшему. У т. Погорелый выполнял пер­ вый самостоятельный полет на но­ вом типе самолета младший лейте­ нант Овчинников. Летчик с пере­ летом выкатился за .границу рабо­ чей полосы аэродрома, и повредил самолет. Эта ошибка в пилотирова­ нии произошла1не только из-за пло­ хого внимания летчика к полету, но и из-за его недоучеяности — поверхностного контроля техники .пилотирования летчика офя.цером- ИНСТруктором. На одном из самолетов Н-ской части было неоднократно отмечено заедание сектора паза. Механик самолета .сержант Еремеев неис­ правность не устранил, а майор Гришин не проверил работу меха­ ника. В очередном полете повтори, лось заедание сектора газа, и лет­ чик был лишен .возможности уп­ равлять мотором. На самолете старшего техник- дейте,нанта Лисина произошел от­ каз одного из агрегатов -мотора в полете. Умелыми действиями лет­ чик Лунин справился с пилотиро­ ванием самолета ів усложнившейся обстановке и .сохранил машину! Но почему нарушилась работа мотора? I Потому, что ѵеханйк самолета Ли­ син, знаія соответствующее настав­ ление, нарушил его и эксплоатиро- в.ая мотор неграмотно. В последних двух примерам по­ винны и летчики Запалено.в и Пу- нин. Полагаясь на «совесть» меха­ ников, они не осмотрели самолетов перед полетом. Механики Еремеев и Лисин, пользуясь бесконтроль­ ностью и попустительством своих командиров, допустили нарушения в эксплоат.ации материальной части и выпустили в полет неисправные самолеты. В подготовке к полету матери­ альной части и самого экипажа не должно быіть не предусмотрено ни одной «мелочи». Обязательный двойной контроль, строгое соблю­ дение существующих наставлений исключат . предпосылки аварий, ноети. Капитан Д. БОГДАНОВ. ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ НАШЕГО НАРОДА М. В. Ломоносов -о- Верный товарищ летчиков ‘Краснофлотец т. Марков, рабо­ тая шофером Н-ской части, обслу­ живает летный состав нашего под­ разделения. Дел у морских развед­ чиков .много. Немецкие подводные пираты еще появляются в Барен- цовіом .море, и .перед нами стоит задача -—-найти этих пиратов и на. нести им смертельный удар. Для "того, чтобы справиться с.этим, мы работаем много, не считаясь со вре­ менем и условиями. Но как бы рано мы ни проснулись, нас уже .всегда ждет у помещения автомашина, а в кабине — шофер т. Марков, го­ товый везти нас .на завтрак. Однажды я заметил т. Маркову, отлично нас обслуживающему: — Видно, много приходится ра­ ботать и вам., товарищ водитель? И Марков ответил, как настоя­ щий патриот: — Вы офицеры, встаете очень рано, летаете в таких трудных ус­ ловиях целыми днями, и мне было бы стыдно опоздать хоть на мину­ ту с машиной. Такое уважение к офицерам и настоящая забота о боевых делах наших летчиков со стороны шофе­ ра вызывает к нему самое хоро­ шее отношение личного состава на­ шей части. Своей отличной работой т. Марков содействует боевым де­ лам наших летчиков и заслуживает поощрения. Мы его от души благо­ дарим. Капитан А. БУРМАГИН. ПЕРВАЯ АВИАЦИОННАЯ НЕДЕЛЯ В РОССИИ Р ПЯТИ АДЦАТОГО апреля и по 2 мая 1910 года, в Петер­ бурге происходила первая в России •авиационная неделя.. Для воздуш­ ных состязаний был приготовлен Коломяжский аэродром.. В полетаіх принимали участие тѵгавньш обра­ зом иностранные летчики, но пер­ вое место занял один из русских летчиков М. Е. Попов. Он достиг на аэроплане системы Райт высо­ ты в 600 метров в то время, как никто из других участников .не однимался выше полутораста .м^т ров. Попов показал и наибольшую Продолжительность полета два часа и четыре минуты. Ему же принадлежал и полет на даль­ ность, так что почти все призы были получены русским летчиком. Первая русская авиационная не­ деля вызвала большой инте.рес со стороны население. На аэродроме перебывало свыше ста шестидеся­ ти тысяч посетителей. Наиболее красивые полеты бы­ ли показаны французским летчи­ ком Маоаіном и Поповым. «Петер­ бургская газета» писала тогда о Попове.: «Для него, повидидому, не су­ ществует невозможного а авиа­ ции». Г ЕНИАЛЬБЫЙ русский уче­ ный Михаил Васильевич Ло­ моносов был прямым продолжате­ льм дела (Петра 1-го—его неуОтан- ньга усилий направленных к раз­ витию в России просвещения я освоению ее ог.ромньк природных богатств. Суровый русский Север дал стране этого человека, родившего­ ся в семье рыібака-ломора. Величе­ ственная природа выпестовала Ло­ моносова. В его ушах с детства стоял шум моря. С десятилетнего возраста, .вместе с отцом, бороздил он воды Северного океана, созер­ цал приливы и отливы,, ледяные го. ры и северное сияние, учился бо­ роться с ветром я льдом. Поморье в начале X V III века представляло особый культурный мир, едва ли не самый передовой в России. Русский Север не знал ни татарского иг.а, ни крепостничест­ ва. ^ I Іоморы первые ,иэ русских лю­ ден столкнулись (через Архан­ гельск) с западно-европейской ци­ вилизацией. Широко раскинутая на вере С€іТЬ монастырей распрост­ раняла среди яии грамотность. Се­ верная природа, ничего не давав­ шая в готовом виде, толкала на техническое изобретательство. По­ этому тяга, к образованию, .в осо­ бенности, нужда в прикладных, зна «иях, остро ощущалась в среде эти» любознательных и трудолю­ бивых людей, ■Неудивительно, что выходец из этой среды, к тому же обладавший выдающимися способностями Ло моносов не удовлетворился скуд­ ными начатками знаний, приобое темными в родных Холмогорах и с юных лет возмечтал о большой настоящей науке, которая помогла' оы ему познать мир... В 1730 г., заняв у соседей «три ■рубля денег», Ломоносов навсегда покинул свою деревню и в треухе нагольном тулупе и валенках ѵше я в Москву, Ему удалось поступить в един­ ственное московское высшее учеб­ ное заведение того времени Сла,- вяно-греко-латинскую академию. «Нельзя было», — писал он впо­ следствии, — «иметь на пропита­ ние в день больше, как на денеж­ ку хлеба я на денежку кваса... Та­ ким образом жил я пять лет и наук не оставил». За эти годы он в со­ вершенстве изучил .латынь. Б 1735 г. в числе других лучших учеников Славяяо-греко-лативской академии он был вызван Акаде­ мией наук в Петербург и вскоре отправлен за границу для обучения горному делу. Прослушав общеоб- разователный курс лекций в Мар- оурге у профессора Вольфа, он от­ правился во Фрейбе-рг, чтобы т.ам под руководством- «горного совет­ ника.» Генкеля изучить горное дело в рудниках. Однако Генкель, подобно мно­ гим европейским специалистам то­ го времени, ревниво оберегавший производственные секреты, іне по­ желал открыть их русскому сту­ денту. Он препятствовал практиче­ ским занятиям Ломоносова и ста­ рался заполнить его время бессмы­ сленной работой. Рассорившись со своим «учите­ лем», Ломоносов воротился в Мар­ бург н заінялся научной работой в ожидании дня, когда Академия К 180-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ вспомнит о нем и отзовет и Петер­ бург. Стойко перенося нужду и лише­ ния, он упорно прудился над раз­ решением совершенно новых в науке вопросов. В этот период он пришел к мысли о -необходимости применения алгебры к х>тті и установил ряд -важнейших принци­ пов в теории строения вещества. В 1741 г., полный сил и надежд, Ломоносов возвратился в Россию. Но тяжелые испытания ожидали его в Петербурге. Только что ми­ новало страшное время, когда Судьбами миллионов русских лю­ дей распоряжался курляндский не­ мец — временщик и тиран Биран. -Немцы все еще занимали важней­ шие места в государстве. П-рочно сидели они и в Академии наук. Не­ давно оанованна-я Пе-тром 1-м Ака­ демия -влачила жалкое -существо­ вание. О славе ее никто не забо­ тился,. Среди академиков не было ня одного русского... Ломоносов оценил всю трудность своего поло­ жения, но не отступил перед -нею и повел с «неприятелями наук рос­ сийским» яростную борьбу. Борьба эта едва на погубила ге­ ниального русского ученого. По проискам .академиков он едва не угодил на каторгу. В течение -года ему пришлось просидеть под аре­ стом в ожидании приговора. Толь­ ко восшествие на престол импе­ ратрицы Елизаветы спасло Ломо­ носова-: он был освобожден и вско­ ре первый из русских — поду­ чил^звание профессора Император­ ской Академии наук. Но борьба продолжалась. Зимой 1747 года она привела к катастро­ фе. Враги русского просвещения нанесли уда-р в самое сердце на­ шей науки — они сожгли Акаде­ мию со .всеми ев архивами, коллек­ циями -и оборудованием. Ломоно­ сов прямо писал, что это дело рук немцев и требовал наказания ви­ новных., -но п придворных кругах не поверили ему. Неудивительно, что Ломоносову приходилось горько жаловаться на судьбу, на отсутствие поддержки со стороны правительства. «За то терплю»^ — говорил он незадол-го до своей кончины,—«что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились [россияне и пока­ зали свое достоинство... Не тужу о смерти; -пожил, потерпел -и эн-аю: обо мне дети Отечества, пожале­ ют»... До конца, своих- дней он -вел бо­ гатырскую борьбу с иноземною клик-ою, отстаивая для с-воето на­ рода право на передовую науку, защищая его сла.в-у и честь.. Не было такой области знания и культуры, в которой Ломоносов не сказал бы своего -слова.. Его науч­ ные труды, в особенности — физи­ ко-химические работы, почти на два столетия опередили X V III век. Ломоносов положил начало но­ вейшей современной химии; уста­ новил физический закон сохране­ ния энергии; дал теорию химиче­ ских растворителей,, теорию строе­ нии газов и теорию вулканического происхождения гор. Одновременно с Франклин-о-м, Ломоносов открыл атмосферное электричество. Он также об'яс-нил происхождение света колебатель­ ными движениями частичек эфира и -подметил сходство между коле­ банием света я колебанием струн. Занимаясь вопросами оптики, он заинтересовался стеклом, как ма­ териалом, и открыл первую ів Рос­ сии стеклянную фабрику. Вскоре после этого он возродил забытое в России искусство — мозаику; ра­ ботая одновременно как состави­ тель -мозаичной массы (смальты) и ■как художник, он создал гигант­ скую картину — «Полтавская ба­ талии» — около 7 -метров в длину и 6 в ширину. Он первый стал применять- в хи­ мии весы и .ввел в русский науч­ ный обиход -слова: «горизон-т», «квадрат», «пропорция», «диаметр», «атмосфера», «градус», «барометр».’ «термометр». Он сконструировал навигационный прибор для опреде­ ления долготы на море; изобрел геликоптер и перископ. Великой заслугой Ломоносова является также создание им ново­ го русского литературного языка. Его поэзии оказала влияние на Державина, Пушкина, Лермонтова. Ломоносов был основоположни­ ком материалистической науки в России -и .в своих- поэтических про- иэведен-иях выступал ка.к поэт я м-ыслител ь-мятери.аілист... Московский Университет обязан Ломоносову -своим 'Возникнове­ нием. Доказа.в ©се-му миру, что «может -собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская зем. ля рождать», у-п-орно добиваясь от­ крытия Университета, он мечтал о времени, когда «произойдут много- числениые Л о> оносо.вы ». Везде исследуйте .всечасно, ^Что есть велико и прекрасно! — обращался он со страстным призы­ вом к юношеству и предупреж­ дал e-го: «В пространной нашей державе неоцененные сокровища лежат потаенны и только искусных рук ожидают... Но металлы и -ми­ нералы -с.а,м« на- двор не придут». Заботы об освоении естествен­ ных богатств -России глубоко -вол­ новали Ломоносова. И он соста­ вил необычайный проект: об изуче­ нии этих? -богатств на .всем прост­ ранстве н-а-шего Отечества с по­ мощью миллионов крестьянских .ре­ бят, собирающих минеральные об- -разцы... ■Сын русского Севера, с детства дыша-вшяй -студеным ветром поляр, ного моря, Ломоносов под конец своей жизни отдаіл этому морю чу­ десную дань: он разработал схему морских течений -в Северном Ледо­ витом океане и обосновал закон большого ледового дрейфа, окон­ чательно подтвержденный работа­ ми станции «Северный -Полюс» и ледокола «Седов» .в наши дни. Составив проект «О проходе Се­ верным океаном ;в Индию», Ломо­ носов написал -пророческие стро­ ки: Напрасно .строгая природа От мае скрывает место входа С брегов вечерних на восток. Я вижу умяыііѴи\ оча.ми: Колумб Российский между льдами Спешит и презирает -рок... Так же пророчески іп-и-сал Ломо­ носов о великом будущем своей родины, о ее грядущем расцвете и усилении: «Великих рек устья и новые пристани едва вмещают су ­ дов -множество. Стонут волны под тягостью Российского флота... Спо­ койно будь, дражайшее Отечество наше!». Такими проникновенными слова­ ми обращался к потомкам этот ге­ ниальный русский ученый и вели­ кий патриот. Георгий ШТОРМ Во время воздушных налетом на Москву гитлеровские банди­ ты сбросили бомбы на здание Московского Государственного университета. 'Взрывной волной разрушило памятник великому русскому ученому. Сейчас, на этом месте воздвиг­ нут новый памятник Михаилу Васильевичу Ломоносо >.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz