Североморский летчик. 1945, апрель.
13 апреля 1945 г., № 88 (468). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК в М а й о р С , М А К А Р О В Авторитет командира звена На страницах «Североморского летчика* в январе—марте обсуж дался вопрос об авторитете коман дира звена. Большинство мнений свелось к одному — авторитет командира эвена зависит от него самЪго. И это правильно. Я не буду разбирать каждую статью о отдельности. Все товари щи я принципе правильно ставили -вопрос. Единственное, что следует сказать: некоторые путали главное, от чего зависят авторитет командой- тра звеіна, с второстепенным, вы ставляя последнее на первый план. ■Командир звена —• большая фи гура в авиации. Перед ним стоят немалые задачи. В бою, в учебе, в •общественном месте, в кубрике и землянке командир звена личным примером воспитывает своих под чиненных. Это истина. Ее, судя по выступлениям, все понимают пра вильно. Из группы летчиков, одновре менно пришедших в часть, иа долж ность командира звена выдвигается обычно -пилот, обладающий наи большей волей и выдержкой, на- стойчво, точно, с разумной инициа тивой выполняющий все постав ленные задачи, не преувеличиваю щий своих заслуг. Ясно, что такой летчик, становясь командиром зве- »а, ,нуждается в организаторских, методических навыках и в повсе дневной поддержке командира. Об этом не может быть двух сужде ний. Кто призван .решить эти зада чи? Вышестоящие командиры, шта бы, флагманские специалисты.Ска. зать, что у нас по этому вопросу не сделано ничего — нельзя. Во- первых, командиры звеньев полу чали и получают повседневную по. -мощь от .командиров эскадрилий, .а, во-вторых, в частям они дважды собирались вместе. На сборах с ними изучались руководящие доку менты, опыт боевой работы- и орга. мизацииі учебы в звене. В настоя щее время личный состав ВВС рас креплен по звеньям. Это способ ствует сколачиванию коллектива, помогает командиру лучше знать своих подчиненных, у всего звена вырабатывает гордость за свое под разделение, стремление не запят нать его честь. Все эти мероприя тия направлены к тому, чтобы по- ■аыісить авторитет командира звена. Чего еще у нас иногда нехва- тает? Не асе задачи ставится через командира звена. Правда, бывает так, что сделать это невозможно. В таком случае надо требовать, чтобы летчик, техник или младший •специалист докладывали команди. РУ звена о получении приказания ■от вышестоящих командиров. В Корабельном уставе Военно-Мор ского Флота на этот -счет сказано очень хорошо: «Если начальник по условиям обстановки вынужден Дать распоряжение не в порядке подчиненности, то он должен при первой возможности поставить об этом в известность пропущенных начальников, а получивший распо ряжение, обязан его исполнить и также при первой воз\ожности до ложить об этом своему непосіѵед- ствемному начальнику». К ОБСУЖДЕНИЮ СТАТЬИ «ОБ АВТОРИТЕТЕ КОМАНДИРА ЗВЕНА» Командира звена надо знакомить с заданами не только ближайших дней, ,но и с уровнем подготовки его летчиков к концу определенно, го периода. Неплохо рассказать ему о том, к какому сроку его лет. чики должны научиться летать ночью, в облаках, отработать те или иные задачи по боевой подго товке. Это также у нас не всегда делается, что суживает инициативу командира звена, до некоторой сте. пени снижает его ответственность за подготовку своих летчиков. Поставив командира звена иа свое место, нужно жестко требо вать от него выполнения задач, ко торые решает подразделение. Та кая повседневная требователь. ность, ответственность за работу всего звена заставит командира глубже заниматься вопросами жиз ни и учебы. Везде ли у нас так по нимают это? Нет. Иногда, за нару шение к ответственности привле кается или старший командир, или сам нарушитель, а командир эвена остается в стороне. От некоторых командиров звеньев иногда приходится слы шать жалобы на загружеиность ра. ботой. Почему так получается? По тому, что командир звена старает ся сделать все сам, не опираясь на подчиненных. А ведь у него есть достаточно помощников и работе, которыми только надо умело руко водить. Старший летчик, команди ры экипажей, штурман звена, стар ший техник звена, старший стре лок-радист, старший моторист, — разве это не сила, не опора ,в рабо те? Очень важным фактором, стиму лирующим повышение авторитета командира звена, является его ра бота над собой, повседневное рас ширение политического, культур ного и специального круго зора, освоение боевого опы та и умелая его передача под чиненным. Этот фактор также не всеми командирами звеньев учи тывается. У некоторых нехватает настойчивости, усидчивости в рабо те над собой. Получается порой так, что рядовые летчики читают больше, чем командиры, звеньев. Командир звена должен быть требовательным к себе, к своим действиям и поступкам, в совер шенстве владеть специальностью летчика. Он должен уметь опреде лить любые ошибки своего летчи ка, вскрыть и,х причины и наметить мероприятия по устранению этих ошибок. Подобная работа требует от командира сил, знаний и време ни. Если он не занимается с летчи. ком, не летает вместе с ним, .а ог раничивается только нотациями о том, как надо летать, — толку ма ло. Командир звена — непосредст. венный .воспитатель летчика, по вседневный его учитель. Не так давно в одной из наших частей про изошел следующий факт. Коман дир звена т. Алиференко получил приказание научить летчика т. Во- О- роанкоаа выполнению одного из элементов техники пилотирования. Алиференко знал ошибки летчика, однако не помог ему устранить их. Боровиков был предоставлен сам себе. В результате с молодым лет чиком получилась большая непри ятность. Если бы Алиференко серьезно занялся с Воровиковым, подобного бы не случилось. Ясно, что авторитет такого командира, даже при его боевом опыте и зна ниях, будет невелик. Командиру звена надо не только уметь коман довать подчиненными, но и повсе дневно учить, воспитывать их. Командиру эвена надо быть ,вы- сокодисциплинироааиныы воином, иначе .вообще трудно говорить о каком бы. то ни было авторитете Тут уж не помогут ни сборы коман диров, ни занятия с ними, ни лек ции. Недисциплинированный коман дир звена должен быіть призван к порядку или уступить место дис циплин'ированиому, старательному, пусть даже менее опытному летчи ку, но желающему учиться, расти и учить других. Его авторитет в та ком случае будет оберегаться вы шеетоящими командирами. Расти, совершенствоваться ему помогут партийная и комсоъольская оргаии зации. Командир эвена — хозяин своего подразделения. Правильно высту пали товарищи, говоря в своих статьях о том, что он должен за ниматься воспитанием и летчиков, и техников, и младших специали. стов. Тут тоже двух суждений быть не может. Грамотный, культурный., дисцип линированный офицер, имеющий летный опыт, волевые качества, желающий и умеющий передавать этот опыт и свои знания подчинен ным, способный, умеющий прило жить свою волю и настойчивость при выполнения любой поставлен ной командованием задачи — вот каким должен быть командир зве на. Тогда он будет пользоваться доверием и авторитетом, будет дей. стмтельно надежной огсороИ коіѵандира эскадрильи, полка в их работе. Авиаспециалисты учатся Начались занятия в учебном центре инженерно-авиационной службы. В весьма короткий срок небла гоустроенные в прошлом здания силами части т. Комарова оборудо ваны под общежития и учебные классы для курсантов. В моторном классе на стеллажах, козелках и подставках размещены агрегаты и детали почти всех экс- плоатируемых моторов. Вдоль стен — моторы в собранном виде. Самолетный класс также оснащен всеми видами оборудования. Все. начиная от воздушных винтов, шас си, пушек м пулеметов различных марок и типов, до смонтированных^ Приборных досок я действующих самолетных радиостанций вместил в себя этот просторный класс. За время сборов курсанты про слушают лекции по теории двига теля и изучат конструкцию одного из современных моторов. Они осво ят конкретные! типы самолетов и эксплоатащиію их вооружения, спе- МАСТЕР ВОЗДУШНОЙ РАЗВЕДКИ I О Д Н И наступательных боев за очищение от немецких захватчи- *■* ков Советского Заполярья крепко поработали североморские воздушные разведчики. От их зоркого глаза не ускользнуло ни одно фашистское судно в Баренцевом море. По их следам всякий раз вы летали громить врага наши торпедоносцы и штурмовики. Среди многих разведчиков, отличившихся в наступательных опе рациях, моряки Северного флота хорошо знают имя и лейтенанта Александра Медникова. Воспитанный на боевых традициях Героев Советского Союза Леонида Елькина, он всегда выполнял боевые за дания только на отлично. Лейтенант Медников в своем подразделении считается лучшим мастером доразведки. Десятки раз он доразведывал немецкие конвои, вылетая на задания вместе с ударными группами. — Полет шаблонным маршрутом гибель для доразведчика. Каж дый раз его надо строить сообразно обстановке на данном театре, — говорит т. Медников. Теперь, когда североморские разведчики повышают свое боевое мастерство и готовятся к новым боям, лейтенант Медников передает боевой опыт молодым летчикам. Вместе с этим т. Медников еж еднев но вылетает на поиск подводных лодок в Баренцовом море. На рисунке: летчик-разведчик лейтенант А. Медников. Зарисовка Б. Крылова. ИЗ ОПЫТА ЭКСПЛОАТАЦИИ ТОРПЕДОНОСЦА циального и радиоборудования. Пройдут также курс строевой и стрелковой подготовки, ознакомят ся с указаниями и .наставлениями по авиационно-инженерной службе. Для чтения, лекций подобраны .высококвалифицированные специа. листы и опытные преподаватели. В их число входягг инженер-майоры Савельев, іііиробоких., Лебедев и Козлов, инженер-капитан Левин и большой коллектив других офице- .ров-специалистов. Четкий распорядок технических и строевых занятий, а также режим внутренней службы, ^установлен ный с первых же дней, поставили слушателей, в условия, одинаковые с режимом в стационарных авиаг ционныя училищах. Ранее не имевшие специального образования, но обладающие боль шим стажем практической .работы, мотористы могут теперь получить достаточную теоретическую под готовку и сдать экзамен на меха ника. А. ФИТАЛЕВ. В морской авиации самолет- торпедоносец нашел широкое, универсальное применение. Он используется как бомбардировщик, торпедоносец и истребитель со провождения дальнего действия. Но, наряду с его хорошими боевы ми качествами, самолет и установ ленные на нем моторы имеют де фекты, с которыми в процессе эксплоатации некоторым тоаари. щам приходилось сталкиваться. Одним из .существенных дефек тов является частый црогар и от падение выхлопных патрубков, главным образом — первого ци линдра. Это об’ясняется тем, что при продолжительной работе мо. тора патрубки сильно перегревают, ся, и материал, из которого они из готовлены., не выдерживает нагруз ки. Первый патрубок обламывается по той причине, что он длиннее остальных, больше затенен от по токов холодного воздуха и имеет очень острый угол изгиба у места его присоединения к цилиндру. ©се другие патрубки отлетают в длительных крейсерских полетах при работе мотора на обедненной смеси. В крейсерском полете имеют также мес-то случаи выхода из строя свечей, которые очень бы стро освинцовываются. Два этих дефекта могут быть избегнуты лишь в том случае, если летчик будет точно выполнять ре жим эксплоатации самолета и мо торов в воздухе, т. е. через каж дые 30 минут полета работу мотора переводить на 5—10 минут на ав томатическое обогащение смеси. Проверка работы свечей и со стояния выхлопных патрубков должны быть первейшей заботой авиамеханика. В нашем подразделении было несколько случаев, когда в полете вьрходили из строя дюриты гидро системы нижних юбок капотов мо торов. Причина отказа состоит в том, что в полете эти дюриты испькгыва.ют давление в 850—900 фунтов на квадратный дюйм. На грузка большая и, естественно, не каждый дюрит выдержит ее. В полете такую неисправность не устранишь. Изживается дефект профилактическим путем.: тщатель ными послеполетными осмотрами и немедленной заменой дюритов, на которьм появились приметы нача ла их разрушения. ■При низких температурах и осо бенно зимой гидросистема торпе доносца дает течь и соединениях, кранах и дебустерах. Об’ясняется это тем, что все уплотнения сдела, ны из резины, которая при .низких температурах сильно деформирует, ся, теряя эластичность и пропу скает жидкость. Следует доба вить. что американские масла Локхид и Сперри, заполняющие гидросистему,—не совсем уда.чны, т. к. при низких температурах из них выделяется студенистая масса. Она оседает и задерживается на фильтре. От этого нарушается циркуляция жидкости в системе, происходит разрыв струи, давление в системе падает. Чтобы предупре дить этот дефект, нужно американ ские масла сменить на спирто-гли- цериновую смесь или на наши оте чественные масла—трансформатор ное и ВМП. В холодную погоду в гидроси стеме торпедоносца можно исполь зовать и американские масла, но для этого нужно тщательно про мыть систему и зарядку гидро системы производить через сетча тый фильтр. Зимой выявлен и такой дефект. когда при температуре минус 12 градусов и ниже при запуске мо тора отказывают манометры масла и бензосистем.. Оказывается, жид кость, заливаемая в трубки мано метров, при низких температурах сильно загустевает, а т. к. трубо проводы приборов очень длинны, то давление бензина и .масла в си стемах оказывается недостаточным для того, чтобы сдвинуть жид кость в трубках и подействовать на прибор. Поэтому в трубки прибо ров необходимо заливать смесь, состоящую из 85 процентов этило вого спирта и 15 процентов глице рина. Для моторов «Райт-Циклон», как и для всех звездообразных мото ров, хаіряктерен гидроудар. В ниж них цилиндрах он может произойти после длительной стошки, когда масло скапливается .в камерах сго рания этих цилиндров, «ли от пе- резаливки горючего ■перед запу ском мотора. Такой гидроудар мо жет произойти даже после прово рачивания винта. Почему он про исходит? После проворачивания винта летчик или техник создает давление на карбюратор или за- шприцовывает горючее іпепосред. ствен.но а цилиндры. Бензин попа дает в нагнетатель и «е успевает выходить наружу через комбини рованный клапан, а через всасы вающие патрубки идет в нижние цилиндры, заполняя их камеры сго рания. Следовательно, при запуске нужно быть осторожным и не да вать сцепления стартеру с колен чатым валом до тех пор. пока бен зин не стечет через комбинирован ный клапан. Тщательный уход за самолетом и моторами., своевременный конт роль за их состоянием—обеспечат безотказную работу материальной части в любом полете. Старший техник-лейтенант А. К РАХМИЛ ЬЦ ЕВ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz