Североморский летчик. 1945, апрель.

13 апреля 1945 г., № 88 (468). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК в М а й о р С , М А К А Р О В Авторитет командира звена На страницах «Североморского летчика* в январе—марте обсуж­ дался вопрос об авторитете коман­ дира звена. Большинство мнений свелось к одному — авторитет командира эвена зависит от него самЪго. И это правильно. Я не буду разбирать каждую статью о отдельности. Все товари­ щи я принципе правильно ставили -вопрос. Единственное, что следует сказать: некоторые путали главное, от чего зависят авторитет командой- тра звеіна, с второстепенным, вы­ ставляя последнее на первый план. ■Командир звена —• большая фи­ гура в авиации. Перед ним стоят немалые задачи. В бою, в учебе, в •общественном месте, в кубрике и землянке командир звена личным примером воспитывает своих под­ чиненных. Это истина. Ее, судя по выступлениям, все понимают пра­ вильно. Из группы летчиков, одновре­ менно пришедших в часть, иа долж­ ность командира звена выдвигается обычно -пилот, обладающий наи­ большей волей и выдержкой, на- стойчво, точно, с разумной инициа­ тивой выполняющий все постав­ ленные задачи, не преувеличиваю­ щий своих заслуг. Ясно, что такой летчик, становясь командиром зве- »а, ,нуждается в организаторских, методических навыках и в повсе­ дневной поддержке командира. Об этом не может быть двух сужде­ ний. Кто призван .решить эти зада­ чи? Вышестоящие командиры, шта­ бы, флагманские специалисты.Ска. зать, что у нас по этому вопросу не сделано ничего — нельзя. Во- первых, командиры звеньев полу­ чали и получают повседневную по. -мощь от .командиров эскадрилий, .а, во-вторых, в частям они дважды собирались вместе. На сборах с ними изучались руководящие доку­ менты, опыт боевой работы- и орга. мизацииі учебы в звене. В настоя­ щее время личный состав ВВС рас­ креплен по звеньям. Это способ­ ствует сколачиванию коллектива, помогает командиру лучше знать своих подчиненных, у всего звена вырабатывает гордость за свое под­ разделение, стремление не запят­ нать его честь. Все эти мероприя­ тия направлены к тому, чтобы по- ■аыісить авторитет командира звена. Чего еще у нас иногда нехва- тает? Не асе задачи ставится через командира звена. Правда, бывает так, что сделать это невозможно. В таком случае надо требовать, чтобы летчик, техник или младший •специалист докладывали команди. РУ звена о получении приказания ■от вышестоящих командиров. В Корабельном уставе Военно-Мор­ ского Флота на этот -счет сказано очень хорошо: «Если начальник по условиям обстановки вынужден Дать распоряжение не в порядке подчиненности, то он должен при первой возможности поставить об этом в известность пропущенных начальников, а получивший распо­ ряжение, обязан его исполнить и также при первой воз\ожности до­ ложить об этом своему непосіѵед- ствемному начальнику». К ОБСУЖДЕНИЮ СТАТЬИ «ОБ АВТОРИТЕТЕ КОМАНДИРА ЗВЕНА» Командира звена надо знакомить с заданами не только ближайших дней, ,но и с уровнем подготовки его летчиков к концу определенно, го периода. Неплохо рассказать ему о том, к какому сроку его лет. чики должны научиться летать ночью, в облаках, отработать те или иные задачи по боевой подго­ товке. Это также у нас не всегда делается, что суживает инициативу командира звена, до некоторой сте. пени снижает его ответственность за подготовку своих летчиков. Поставив командира звена иа свое место, нужно жестко требо­ вать от него выполнения задач, ко­ торые решает подразделение. Та­ кая повседневная требователь. ность, ответственность за работу всего звена заставит командира глубже заниматься вопросами жиз­ ни и учебы. Везде ли у нас так по­ нимают это? Нет. Иногда, за нару­ шение к ответственности привле­ кается или старший командир, или сам нарушитель, а командир эвена остается в стороне. От некоторых командиров звеньев иногда приходится слы­ шать жалобы на загружеиность ра. ботой. Почему так получается? По­ тому, что командир звена старает­ ся сделать все сам, не опираясь на подчиненных. А ведь у него есть достаточно помощников и работе, которыми только надо умело руко­ водить. Старший летчик, команди­ ры экипажей, штурман звена, стар­ ший техник звена, старший стре­ лок-радист, старший моторист, — разве это не сила, не опора ,в рабо­ те? Очень важным фактором, стиму­ лирующим повышение авторитета командира звена, является его ра­ бота над собой, повседневное рас­ ширение политического, культур­ ного и специального круго­ зора, освоение боевого опы­ та и умелая его передача под­ чиненным. Этот фактор также не всеми командирами звеньев учи­ тывается. У некоторых нехватает настойчивости, усидчивости в рабо­ те над собой. Получается порой так, что рядовые летчики читают больше, чем командиры, звеньев. Командир звена должен быть требовательным к себе, к своим действиям и поступкам, в совер­ шенстве владеть специальностью летчика. Он должен уметь опреде­ лить любые ошибки своего летчи­ ка, вскрыть и,х причины и наметить мероприятия по устранению этих ошибок. Подобная работа требует от командира сил, знаний и време­ ни. Если он не занимается с летчи. ком, не летает вместе с ним, .а ог­ раничивается только нотациями о том, как надо летать, — толку ма­ ло. Командир звена — непосредст. венный .воспитатель летчика, по­ вседневный его учитель. Не так давно в одной из наших частей про­ изошел следующий факт. Коман­ дир звена т. Алиференко получил приказание научить летчика т. Во- О- роанкоаа выполнению одного из элементов техники пилотирования. Алиференко знал ошибки летчика, однако не помог ему устранить их. Боровиков был предоставлен сам себе. В результате с молодым лет­ чиком получилась большая непри­ ятность. Если бы Алиференко серьезно занялся с Воровиковым, подобного бы не случилось. Ясно, что авторитет такого командира, даже при его боевом опыте и зна­ ниях, будет невелик. Командиру звена надо не только уметь коман­ довать подчиненными, но и повсе­ дневно учить, воспитывать их. Командиру эвена надо быть ,вы- сокодисциплинироааиныы воином, иначе .вообще трудно говорить о каком бы. то ни было авторитете Тут уж не помогут ни сборы коман диров, ни занятия с ними, ни лек ции. Недисциплинированный коман­ дир звена должен быіть призван к порядку или уступить место дис циплин'ированиому, старательному, пусть даже менее опытному летчи ку, но желающему учиться, расти и учить других. Его авторитет в та­ ком случае будет оберегаться вы шеетоящими командирами. Расти, совершенствоваться ему помогут партийная и комсоъольская оргаии зации. Командир эвена — хозяин своего подразделения. Правильно высту­ пали товарищи, говоря в своих статьях о том, что он должен за­ ниматься воспитанием и летчиков, и техников, и младших специали. стов. Тут тоже двух суждений быть не может. Грамотный, культурный., дисцип­ линированный офицер, имеющий летный опыт, волевые качества, желающий и умеющий передавать этот опыт и свои знания подчинен­ ным, способный, умеющий прило­ жить свою волю и настойчивость при выполнения любой поставлен­ ной командованием задачи — вот каким должен быть командир зве­ на. Тогда он будет пользоваться доверием и авторитетом, будет дей. стмтельно надежной огсороИ коіѵандира эскадрильи, полка в их работе. Авиаспециалисты учатся Начались занятия в учебном центре инженерно-авиационной службы. В весьма короткий срок небла­ гоустроенные в прошлом здания силами части т. Комарова оборудо­ ваны под общежития и учебные классы для курсантов. В моторном классе на стеллажах, козелках и подставках размещены агрегаты и детали почти всех экс- плоатируемых моторов. Вдоль стен — моторы в собранном виде. Самолетный класс также оснащен всеми видами оборудования. Все. начиная от воздушных винтов, шас­ си, пушек м пулеметов различных марок и типов, до смонтированных^ Приборных досок я действующих самолетных радиостанций вместил в себя этот просторный класс. За время сборов курсанты про­ слушают лекции по теории двига­ теля и изучат конструкцию одного из современных моторов. Они осво­ ят конкретные! типы самолетов и эксплоатащиію их вооружения, спе- МАСТЕР ВОЗДУШНОЙ РАЗВЕДКИ I О Д Н И наступательных боев за очищение от немецких захватчи- *■* ков Советского Заполярья крепко поработали североморские воздушные разведчики. От их зоркого глаза не ускользнуло ни одно фашистское судно в Баренцевом море. По их следам всякий раз вы­ летали громить врага наши торпедоносцы и штурмовики. Среди многих разведчиков, отличившихся в наступательных опе­ рациях, моряки Северного флота хорошо знают имя и лейтенанта Александра Медникова. Воспитанный на боевых традициях Героев Советского Союза Леонида Елькина, он всегда выполнял боевые за­ дания только на отлично. Лейтенант Медников в своем подразделении считается лучшим мастером доразведки. Десятки раз он доразведывал немецкие конвои, вылетая на задания вместе с ударными группами. — Полет шаблонным маршрутом гибель для доразведчика. Каж ­ дый раз его надо строить сообразно обстановке на данном театре, — говорит т. Медников. Теперь, когда североморские разведчики повышают свое боевое мастерство и готовятся к новым боям, лейтенант Медников передает боевой опыт молодым летчикам. Вместе с этим т. Медников еж еднев­ но вылетает на поиск подводных лодок в Баренцовом море. На рисунке: летчик-разведчик лейтенант А. Медников. Зарисовка Б. Крылова. ИЗ ОПЫТА ЭКСПЛОАТАЦИИ ТОРПЕДОНОСЦА циального и радиоборудования. Пройдут также курс строевой и стрелковой подготовки, ознакомят­ ся с указаниями и .наставлениями по авиационно-инженерной службе. Для чтения, лекций подобраны .высококвалифицированные специа. листы и опытные преподаватели. В их число входягг инженер-майоры Савельев, іііиробоких., Лебедев и Козлов, инженер-капитан Левин и большой коллектив других офице- .ров-специалистов. Четкий распорядок технических и строевых занятий, а также режим внутренней службы, ^установлен­ ный с первых же дней, поставили слушателей, в условия, одинаковые с режимом в стационарных авиаг ционныя училищах. Ранее не имевшие специального образования, но обладающие боль­ шим стажем практической .работы, мотористы могут теперь получить достаточную теоретическую под­ готовку и сдать экзамен на меха­ ника. А. ФИТАЛЕВ. В морской авиации самолет- торпедоносец нашел широкое, универсальное применение. Он используется как бомбардировщик, торпедоносец и истребитель со­ провождения дальнего действия. Но, наряду с его хорошими боевы­ ми качествами, самолет и установ­ ленные на нем моторы имеют де­ фекты, с которыми в процессе эксплоатации некоторым тоаари. щам приходилось сталкиваться. Одним из .существенных дефек­ тов является частый црогар и от­ падение выхлопных патрубков, главным образом — первого ци­ линдра. Это об’ясняется тем, что при продолжительной работе мо. тора патрубки сильно перегревают, ся, и материал, из которого они из­ готовлены., не выдерживает нагруз­ ки. Первый патрубок обламывается по той причине, что он длиннее остальных, больше затенен от по­ токов холодного воздуха и имеет очень острый угол изгиба у места его присоединения к цилиндру. ©се другие патрубки отлетают в длительных крейсерских полетах при работе мотора на обедненной смеси. В крейсерском полете имеют также мес-то случаи выхода из строя свечей, которые очень бы­ стро освинцовываются. Два этих дефекта могут быть избегнуты лишь в том случае, если летчик будет точно выполнять ре­ жим эксплоатации самолета и мо­ торов в воздухе, т. е. через каж­ дые 30 минут полета работу мотора переводить на 5—10 минут на ав­ томатическое обогащение смеси. Проверка работы свечей и со­ стояния выхлопных патрубков должны быть первейшей заботой авиамеханика. В нашем подразделении было несколько случаев, когда в полете вьрходили из строя дюриты гидро­ системы нижних юбок капотов мо­ торов. Причина отказа состоит в том, что в полете эти дюриты испькгыва.ют давление в 850—900 фунтов на квадратный дюйм. На­ грузка большая и, естественно, не каждый дюрит выдержит ее. В полете такую неисправность не устранишь. Изживается дефект профилактическим путем.: тщатель­ ными послеполетными осмотрами и немедленной заменой дюритов, на которьм появились приметы нача­ ла их разрушения. ■При низких температурах и осо­ бенно зимой гидросистема торпе­ доносца дает течь и соединениях, кранах и дебустерах. Об’ясняется это тем, что все уплотнения сдела, ны из резины, которая при .низких температурах сильно деформирует, ся, теряя эластичность и пропу­ скает жидкость. Следует доба­ вить. что американские масла Локхид и Сперри, заполняющие гидросистему,—не совсем уда.чны, т. к. при низких температурах из них выделяется студенистая масса. Она оседает и задерживается на фильтре. От этого нарушается циркуляция жидкости в системе, происходит разрыв струи, давление в системе падает. Чтобы предупре­ дить этот дефект, нужно американ­ ские масла сменить на спирто-гли- цериновую смесь или на наши оте­ чественные масла—трансформатор­ ное и ВМП. В холодную погоду в гидроси­ стеме торпедоносца можно исполь­ зовать и американские масла, но для этого нужно тщательно про­ мыть систему и зарядку гидро­ системы производить через сетча­ тый фильтр. Зимой выявлен и такой дефект. когда при температуре минус 12 градусов и ниже при запуске мо­ тора отказывают манометры масла и бензосистем.. Оказывается, жид­ кость, заливаемая в трубки мано­ метров, при низких температурах сильно загустевает, а т. к. трубо­ проводы приборов очень длинны, то давление бензина и .масла в си­ стемах оказывается недостаточным для того, чтобы сдвинуть жид­ кость в трубках и подействовать на прибор. Поэтому в трубки прибо­ ров необходимо заливать смесь, состоящую из 85 процентов этило­ вого спирта и 15 процентов глице­ рина. Для моторов «Райт-Циклон», как и для всех звездообразных мото­ ров, хаіряктерен гидроудар. В ниж­ них цилиндрах он может произойти после длительной стошки, когда масло скапливается .в камерах сго­ рания этих цилиндров, «ли от пе- резаливки горючего ■перед запу­ ском мотора. Такой гидроудар мо­ жет произойти даже после прово­ рачивания винта. Почему он про­ исходит? После проворачивания винта летчик или техник создает давление на карбюратор или за- шприцовывает горючее іпепосред. ствен.но а цилиндры. Бензин попа­ дает в нагнетатель и «е успевает выходить наружу через комбини­ рованный клапан, а через всасы­ вающие патрубки идет в нижние цилиндры, заполняя их камеры сго­ рания. Следовательно, при запуске нужно быть осторожным и не да­ вать сцепления стартеру с колен­ чатым валом до тех пор. пока бен­ зин не стечет через комбинирован­ ный клапан. Тщательный уход за самолетом и моторами., своевременный конт­ роль за их состоянием—обеспечат безотказную работу материальной части в любом полете. Старший техник-лейтенант А. К РАХМИЛ ЬЦ ЕВ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz