Североморский летчик. 1945, апрель.

СЕВЕРОМОРСКИЙ Л ЕТ ЧИК 12 атарешя 1945 г., № 87 (467) СОВЕТЫ МОЛОДОМУ ЛЕТЧИКУ От простого к сложному в подготовке торпедоносцев Действия торпедоносцев про­ тив кораблей противника ів от­ крытом .море и в прибрежных* рай­ онах происходят, как правило, при .мощном, противодействии артилле­ рийского огня. Это затрудняет летчику правильный выход на за­ данную дистанцию, определение хода корабля и высоты сбрасыва­ ния торпеды, .мешает взять нужный угол упреждения, поста,вить само­ лет ів реж(иім .горизонтального по­ лета. Для отработки этих элемен­ тов торпедометания необходима такая тренировка п полигонных ус­ ловиях, при которой каждый эле­ мент оппичифовываетоя до автома­ тизма,. Это некоторые молодые летчмкм-торпедоносцы понимают не всегда пряииілыно. Они считают, что для леттчиюа-торпедоносца нужны только .поля и презрение к смерти, а .все остальное придет са­ мо собой, Оми забывают указание товарища Сталина о том, что «оме. лость и отвага—это только одна сторона героизма. Другая сторона, не менее .важная—это умение. Сме­ лость, говорят, города берет, но это только тогда, когда смелость, от,вага, готовность к риску соче­ таются с отличными знаниями». Первые тренировки торпе­ доносцев іаыяівили, что молодые летчики, рассуждающие о ненуж­ ности детальной подготовки в по­ лигонных условиях, пытаются \простить тренировку, пренебрега­ ют рядом элементов торпедомета- иня, занимаются отсебятиной в учебе, перескакивают через от­ дельные упражнения, предусмот­ ренные программой. Все это очень опасно для молодого летчика. И таких товарищей их командиры должны, серьезно предупредить немедля. Только последовательно, переходя от простого к сложному, можно добиться полноценной под. готовки летчика-торпедоносца. Это гакои, который .выдвинула боевая жизнь, и от него нельзя отступать ни на коту. Расмотримотработку отдель­ ных элементов тфпедомвтанил. о т р а б о т к а ТОЧНОЙ ВЫСОТЫ Высота является одним из глаювдлк элементов полета тор­ педоносце», обеспечивающих ус. пех. Насколько праймы» и точ­ но летчик будет определять .высо­ ту, настолько значительным будет; и эф4>ект от торпедометания. По­ чему? Потому что ограниченность высоты ,в пределах 10 метров не допускает отступлений. Малейшее отступление ,в ту или иную -сторо­ ну, и торпеда .может утонуть, не принеся 'результата. Отсюда—уме­ ние определять высоту на глаз является главным для летчика. Почему некоторые торпедоносцы допускают при полете 'неточность в высоте? В чем «роются и х ошибка о определении ее? Ответ на этот вопрос дают последние учебные полеты. Одни летчики вообще пре. «ебрегают в'ысотой, другие — не умеют определять ее на глав (не­ правильно бросают взгляд .на воду, не контролируют высоту по прибо­ рам). Можно с уверенностью .ска­ зать, что те летчики, которые пре­ небрегают высотой, либо не знают значения ее ,а успехе торпедомета- ния, либо, увлекаясь другими эле­ ментами (дистанцией, курсовым углом и т. д.), забывают о ней и не успевают «охватить» взглядом все сразу. Чтобы практически из. бежать подобного в полете, летчик должен распределять внимание исключительно продуманно. По- следователыіость его действий должна быть организованной, До­ биться этого летчик-торпедоносец может только тогда, когда обяза­ тельно изучит каждый элемент торпедометаіния и будет постепен­ но усложнять свои тренировочные ■полеты. Неумение отдельны^ летчиков определять высоту на ,глаз об’яс-, .н.яется прежде всего неправиль­ ным «взглядом» на воду: одни смотрят на воду через левую боко. ,вуто форточку фонаря кабины, дру. гке—©лево вперед, третьи—вперед по носу самолета. Все трое в таком случае, при одинаково заданной .высоте, испытывают различные ощущения. У первого высота будет наибольшей, у второго—«меньшей, у третьего—еще меньшей. Из практики іможно порекомен­ довать следующее: взгляд ,на во­ ду бросать влево ©перед, высоту, определенную на глаз, постоянно контролировать по альтиметру, ко­ торый, реагируя иа изменения вы­ соты без опаздываний, дает точ­ ность до 3—5 метров. При пользовании прибором мо­ лодой летчик по своей неопытности •допускает иногда шаблон. Выле­ тая на боевое задание, торпедоно­ сец проходит через контрольный ориентир и определяет высо­ ту, запоминая показания по прибору. После продолжительного полета (3—5 часов) о большом удалении от аэродрома высота за счет изменения барометрического давления не совпадает (что часто бывает в условиях Севера) с той, которую летчик заметил над ориен­ тиром. Отсюда вывод: в районе цели необходимо обязательно сно­ ва, во-первых, определить высоту на глаз, а, во-,вторых, запомнить показания прибора. Определять высоту так, как рассказали мы выше, торпедоносец должен на­ учиться сейчас, во время учебных полетов. НОВЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ ЛЯ ИНИСТЕРСТВО английской авиации опубликовало сведения * о новом самолете, принятом на вооружение британским воен­ но-морским флотом. Это двухместный истребитель «Фэрфлай» с две­ надцатицилиндровым Ѵ-образным мотором «Роллс-Ройс Гриффон» жидкостного охлаждения. I В этой машине использованы все новинки современного самолето­ строения. По своим габаритам «Фэрфлай» несколько больше прежних машин того же типа. «Фэрфлай» внешне напоминает «Фульмар». В «Фэрфлай» можно найти также много общего с более старыми моделями, в частности с «Фэнтомом». Помимо боевых операций, «Фэрфлай» приспособлен и для даль­ ней разведки. Второй член экипажа выполняет обязанности штурмана .и радиста. Вооружение новой машины состоит из четырех 20-миллимет­ ровых пушек «Испано», расположенных в крыльях. Плоскости скла­ дываются, так как «Фэрфлай» рассчитан на базирование на авианосцах. Шасси «Фэрфлай» убираются в крылья, а костыльное колесо втя­ гивается в фюзеляж, в закрывающийся затем люк. Машина снабжена [.стандартными тормозными устройствами. Размах крыльев новой маши. Ины — 13,56 метра, длина — 11,25 метра, высота — 4,14 метра. (См. і[рисунок). В нелетный день В подразделении старшего лей­ тенанта т. Лапина іна случай срыва летных дней из-за метеоусловий существует твердое расписание теоретическил занятий. В нелетный деінъ ,в 9 ч. личный состав разошелся на занятия по специальности. Инженер под­ разделения т. Белоусов проводил занятая с техниками, .механиками и мотористами по мотору. Каждому технику дана определенная тема, по которой он капитально готовит­ ся. После этого нженер подразде­ ления проверяет готовность читаю, щего лекцию и принимают решение о допуске его к занятиям. Сегодня лекцию по устройству и эксплуатация «АК-50» читал млад­ ший техник-лейтенант т. Сингатул- лин. Он рассказал о освх деталях агрегата, их устройстве и взаимо­ действии, а затем рассказал об осо­ бенноетяж эксплоатации. После лекции т. Сингатуллину были заданы вопросы, на которые он дал подробные ответы. Во .вре­ мя занятия техники и механики по­ делились опытом ухода и наблю­ дения за работой агрегата «АК-50». В заключение занятий старший техник-лейтенант Белоусов опро­ сом присутствующих проверил ус­ воение материала. Летчик, /ірочти эту книгу :Как .надо летать а плохую по­ году? Ответ на этот вопрос дает посту, пн.вшая нз-дяях в наши части не­ большая книжка под названием «Что должен знать летчик при по­ лете в сложных метеорологиче­ ские условиях». Простым, доступным для любого рядового летчика яізыком в брошадре рассказано о формах и образовании туманов, облаков, осадков, ветра, об особенностях полета в горах, о методах оценки погоды а полетах. Книга иллюстрирована хорошими рисунками. Как мы воспитываем молодых коммунистов Вторая ошибка в определении высоты может произойти за счет неустановившегося режима гори­ зонтального полета. Если .летчик, не установив самолет в этот фе- жим, в момент сбрасывания торпе­ ды попытается взятием штурвала на себя исправить высоту, торпеда может войти в воду с большим уг­ лом и затонуть. Отработка пра­ вильного выдерживания режима полета также должна проводиться сейчас, .во время учебных торпедо- метаний. Майор А. АДИНСКОВ. ОТЛИЧНЫИ „ЩИТ“ ВЕДУЩЕГО Каждый месяц в ряды нашей парторганизации вливаются все новые и іновые члены и кандидаты ВКП(б) — летчики, 'воздушные стрелки, .механики, оружейники. Все они — мастера своего дела, не раз доказавшие о горячих боях и в упорном труде свою преданность партии Ленина — Сталина.. Все они — опытные воины. Но эти лю­ ди еще .не имеют той суммы поли­ тических знаний, которой должен обладать каждый коммунист. По­ этому политическое воспитание мо. лодых коммунистов является одной из основных задач нашей партий­ ной организации. Политическое воспитание моло­ дого коммуниста наша парторгани­ зация начинает с раз’ясненяя ос­ новных положений устава ВКП(б). Коммунисты твердо осознают тре­ бование устава: «Неустанно рабо,- ее гвардии длительного» ведомым у Ни- Союза 14 А БОЕВОМ счету гвардии лейтенанта Андрея Беляева 2 сбитых немецких самолета. Од­ нако слава о нем в гвардейском сафоновском полку немалая. За что заслужил лейтенант Беляев? На протяжении времени он летал Героя Советского колая Диденко. И не просто ле­ тал, а по-настоящему прикрывал хвост его самолета, обеспечив герою 10 побед. — Лучший ведомый части, от­ личный «щит» ведущего, — так характеризует Беляева командир. Очень высоко оценивает его боевую работу и гвардии капитан Диденко. Да иначе и нельзя. Сколько раз Диденко был на волоске от смерти, и всег­ да гвардеец Беляев своими сме­ лыми и энергичными действиями защищал его от врага. Диденко и Беляев — отлично слетанная па­ ра. Не было случая, чтобы Бе­ ляев в бою оторвался от коман­ дира, а «усидеть» в «хвосте» у Диденко, с его особым «почер­ ком» в полете, как рассказывают летчики, — не легко. Гвардии лейтенант Беляев за успехи в боевой работе, за отлич­ ное прикрытие ведущего на­ гражден двумя орденами Красно­ го Знамени. Сейчас т. Беляев стар­ ший летчик, учит воевать лет­ ную молодежь. Дисциплиниро­ ванный воин, он пользуется боль­ шим авторитетом у летного и технического состава. НА СНИМКЕ: гвардии лейте­ нант А. БЕЛЯЕВ. тать над повышением своей созна­ тельности., над усвоением основ .марксизма-ленинизма». С этой целью інедавно принятым в партию тт. Виноградову, Силантьеву, Кваш­ нину, Талтыновіу и другим поруча­ лось прочитать статьи: «Чего тре­ бует партия от коммунистов в дни Великой Отечественной .войны», «Права и обязанности, члена пар­ тии», «Устав .В;КП(б) — основа партийной жизни». Наши активи­ сты систематически проводят ин­ дивидуальные беседы с молодыми коммунистами. В этих беседах на­ поминается о том, что член ВКЩб) должен быть всегда в .авангарде масс, быть их вожаком. Чтобы, вы­ полнить эту обязанность, комму­ нист сам должен во всех отноше­ ниях стоять выше беспартийных, без этого он не сможет выпол­ нить по-настоящему своей аван­ гардной роли. В наших условиях основой марк­ систско-ленинского образования является глубокое изучение сталинских, документов о Великой Отечественной войне, героической истории и славных традиций боль­ шевистской партии. С кандидатами в члены ВКП(б) из сержантского состава у нас 'регулярно проводят­ ся групповые занятия по изучений «Краткого курса истории ВКЩб)». Молодые коммунисты, не входя­ щие в состав этой группы., изучают «Краткий курс истории ВКЩб)» самостоятельно. Задача парторга­ низаций прививать им интерес к по­ литическим знаниям, помогать .в самостоятельном изучении .марк­ систско-ленинской теории, контро­ лировать их работу над повыше­ нием идейно-политического уров­ ня, рекомендовать нужную литера­ туру, помогать правильно разо­ браться в том или ином политиче­ ском вопросе. Однажды кандидат .в члены ВКЩб) т. Пантюхов, за,воевавший свое право состоять в рядах боль­ шевистской партии в жестоких бо­ ях с немецкими захватчиками, об­ ратился ко мне с такой просьбой: — Хочу начать свое политич ское просвещение. С чего рекомен­ дуете начать? Я дал ему «-Краткий курс исто­ рии В'КЩб)» и предложил начать его изучение. 'Внимательно прочи­ тав первую главу, т. Пантюхов ска­ зал мне: — Какая замечательная книга, жаль, что я раньше не изучал ее. Партийный актив обязан регу­ лярно беседовать с .молодыми ком­ мунистами для того, чтобы узнать, кому и какая необходима помощь. В .недавней беседе кандидат в члены В'КП(б) т. Талтынов ска­ зал: — Я прочел три главы. Все они мне понятны, а .вот в четвертой я разобраться не могу. Из этой беседы мне стало ясно, а какой помощи нуждаются т. Тал. тынов и многие другие коммуни­ сты. Для контроля над коммунистами, повышающими свой идейный рост, мы практикуем заслушивание их на заседанияіх партбюро. Мероприятия по политическому воспитанию мы стараемся сочетать с вовлечением коммунистов в ак­ тивную партийную 'работу. Мо­ лодые коммунисты проводят беседы с " личным составом. Так, например, т. П.аятю.хову парт­ организация поручила провести бе­ седу с сержантским составом на тему «Ленин и Сталин о дисципли­ не». Подобные поручения имеют и другие товарищи. Старший лейтенант А. КАЗАКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz