Североморский летчик. 1945, апрель.

1 апреля 1945 г., № 78 (458)., с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к : г і i шшшшшшт Тысячи немецких винтовок, подобранных наулицах Буда­ пешта после разгрома немецкой группировки. Фото И. Озерс кого. Фотохроника ТАСС. Чего не понимает офицер Дроздов «Советская воинская дисциплина есть строгое соблю­ дение порядка, установленного в 'Военно-Морском Флоте законами Советского правительства и воинскими уста- — Товарищ офицер! Комендант гарнизона остановил военнослужащего, вразвалку ша­ гавшего по дороге. — Товарищ офицер, почему вы нарушаете форму одежды? —■Как то-есть нарушаю? Офицер удивился и стал медлен, но осматривать свое обмундирова­ ние. — Все «а месте, все как поло­ жено. — Нет, яе все «а месте, «е все как положено. Перед комендантом стоял офи­ цер с погонами техийао-лейтенанта, — Кажется, ваша фамилия Дроз. дов? 'Замечания о нарушении фор­ мы одежды мне приходится дела-ть вам уже не первый ра.з, — оказал комендант. — Да, Дроздов. -Но почему я фор­ му нарушаю — непонятно,—ответ­ ствовал техник-лейтенант. Комендант начал перечислять Дроздову, что и как положено но­ сить офицеру и что не положено. Во-первых, техник-лейтенант был в сапогах с голенищами, наяомина. ющиміи меха гармошки; сверху са­ пог наіпуіскоім ©висам широкие не­ глаженые брюки. Во-вторых, на голове у Дроздова была не фор­ менная морская ша.пка, а кубанка, залихватски надетая на бок. В-третьих... Да что а-третьих. Достаточно и этого, чтобы иметь представление о внешнем виде Дроздова, враз­ валку идущего по гарнизону. Кто такой Дроздов? Техник по! •спецоборудованию одного из на­ ших подразделений. достаточно киалифйцированный епециашист. получивший образование в военном училище. Дроздову — человеку, для которого военная служба •— основная профессия, следовало бы знать правила поведения офицера на службе и ене службы, требова­ ния наши» уставов и наставлений. Знать и строго выполнять их. Од­ нако он этого не делает. Тов. Дроздов 'Носит форму мор- Дисц-иплиіна.рны-й устав. ского офицера. Честь носить эту форму дана не каждому. Люди на­ шей Родины с гордостью говорят о советских матрасах, о их славных командира х-офицераіх Военно-Мор- ского Флогга. Появление человека з форме военного моряка всегда и у всех вызывает законное восхи­ щение. Люди гордятся смелостью, героизмом и умением наших мор­ ских! офицеров, видят в них вопло­ щение сла.вн -ых боевых традиций русского флотского офицерства. Настоящий советский офицер, го­ рячо любящий флот, никогда и ни­ где не допустит недисциплиниро­ ванности, нарушения формы одеж­ ды. — Любо посмотреть на нашего командира, его бравый вид, вы­ правку, форму одежды, — говорят о советском офицере. 'Подобного никто не скажет о техник-лейтенанте Дроздове. В Военно-Морском Флоте людей, искажающих форму одежды по­ добно Дроздову, называют «жор- жиками». Техник-лейтенант Дроздов за­ бывает, что он офицер советской морской авиации. Это обязывает его быть дисциплинированным, строга выполнять порядок, уста­ новленный в Военно-Морском Фло­ те. с частью и достоинством но­ сить форму одежды. Техник-лейтенант Дроздов до сих пор систематически нарушает форму одежды, а иногда и обще­ ственный порядок в клубе. Когда ему делаюгг замечание, Дроздов наминает возмущаться. «Какое на­ рушение? Я—офицер. Что вы мне указываете?». Да, тов. Дроздов, вы офицер Военно-іМорского Флота и должны быть достойным членом этой про­ славленной боевой семьи.. Для вся­ кого .воина «внутренняя, соз­ нательная дисциплина должна обя. эательно проявляться и во внеш­ нем порядке». (М. В. Фрунзе). 3. КЛЕНОВ . МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТЕАТРА В ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД ОТКРЫТИЕ РУССКОГО УЧЕНОГО Д. К. ЧЕРНОВА 1 АПРЕЛЯ 1894 года (19 марта ^ст. стиля) проф. Н. Е. Жуков­ ский сделал а Московском Поли­ техническом общества замечатель­ ный доклад «О теории летания, предложенной Д. К- Черновым». Дмитрий Константинович Чер. нов, мировой ученый, положивший I начало .новой науке—металлогра- I фии, лежащей в основе всех успе- і хов современной металлургии, весьма интересовался вопросами f воздухоплавания. В 1893 году, за десять лет до того, как братья Райгг .поднялись в воздух на своем аэроплане, Д., К- Чернов выступил в Петербургском Техническом об­ ществе с докладом «О наступлении возможности механического воз­ духоплавания без помощи балло. на». При нципиальи-а.я .возможноеть полета на «аппарате тяжелее воз­ духа® к этому времени была уже доказана рядом ученых, в том чи­ сле ^тсскими учеными—С. К. Дже- В Заполярьи метеорологические условия значительно чаще, чем на других флотах, ограничивают, а ■иногда я вовсе исключают выпол­ нение намеченных боевых и учеб­ ных задач авиации. Весенний период для полетов здесь считается одним из наиболее неблагоприятных. Он характери­ зуется прежде всего усиленной циклонической деятельностью, ,а, следовательно, и резким измене­ нием погоды. Циклоны, переме­ щаясь с северо-запада, .на север Скандинавии и Кольский полуост­ ров, проходят со скоростью 30—40 километров в час один за другим, сериями. Промежуточные гребни между циклоническими центрами улучшают погоду, вызывая совсем короткие прояснения. Летчикам, часто летающим в море, хорошо известно, как резко и неожиданно может наступать ухудшение пого­ ды.. Особенно часто погода меняется на побережья, на границе сильно ■выхоложенной суши и сравнитель­ но теплого Баренцова моря. Мож­ но было бы привести ряд случаев, когда над сушей, а непосредствен, ной близости от берега, удержи вая­ ются длительные прояснения, тог­ да как в море, в 15—30 милях на­ блюдаются низкая сплошная об­ лачность, морские туманы, часто «заряды» с обледенением. Морские туманы образуются в том случае, когда выхоложенный воздух поступает на более теплую водную поверхность. Туманы та­ кого типа занимают большие райо­ ны, имеют большую вертикальную мощность, .а иногда, сливаясь с облаками, образуют сплошной об. лачный слой до воды. При слабых северо-восточных ветрах морские туманы могут закрывать побережье до 40 миль в виде низкой облач­ ности в 100—150 метров. 'Наиболее характерным явлением для весеннего периода являются «заряды». Весной происходит сме­ на ветрового режим,а от зимнего к летнему. Ветры южных румбов пе­ реходят на северные, из-за чего устанавливается погода «зарядово­ го» характера'. С моря на конти­ нент выносятся массы холодного (арктического) воздуха, сильно прогретого в нижних слоях (до вы­ соты 1,5—2,5 км.). Вынос арктиче­ ского воэд,ух.а сопровождается лив. невыми осадками «зарядами» и.з мощной и низкой кучево-дождевой облачности, надвигающейся с се­ верной половины горизонта в виде вала, закрывая сопки. Наибольшее число дней в году с «зарядами» наблюдается в апреле. Если «заряды» сопровождаются слабыми ветрами («тихие заряды»), то они следуют один за другим с большими перерывами во времени. Такие «заряды» не исключают воз­ можность полетов и перелетов, их можно легко обходить, т. к. между ними имеются большие проясне­ ния. «Заряды» при сильных ветрах се­ верной половины горизонта исклю. чают возможность полета, они следуют один за другим почти беспрерывно, сопровождаются ме. телами я ухудшают видимость до вецким, А. П. Можайским, Н. Е. Жуковским, выступавшими со своими сообщениями даже не­ сколько раньше Чернова. Но Чер. нов первым вышел яа трибуну с заявлением, что время для практи­ ческого осуществления механиче­ ского летания уже наступило. Он основывался не только на теорети­ ческих! заключениях, но и держал а рукаіх сконструированный им прибор, наглядно показывавший существование под’емной силы у движущейся а воздухе лопасти. Этот остроумный прибор состоял из вертикально установленного ва. лика с насаженными на его конце лопастями. Валик приводился во вращательное движение сильной пружиной. Чернов помещал прибор на весы, после чего начинала дей­ ствовать пружина. В сущности говоря, прибор Чер­ нова решал весь вопрос о механи­ ческом полете, потому что показы­ вал зависимость под’емной силы 100—200 метров. «Заряды» распро­ страняются на континенте до 200— 250 километров, ослабевая. Облач­ ность «зарядов» имеет хорошо вы­ раженные кучевые формы, верхняя кромка ее достигает высоты 2.500— 3.000 метров. В полете осадки «зарядового» характера легко отличить от об­ ложных по кучевым формам облач­ ности, болтанке и по направлению ветра потому, что «заряды» всегда сопровождаются ветрами северных румбов.. Определить характер осад­ ков чрезвычайно важно, так как при «зарядах» имеются просветы, аэродромы не остаются 'непрерыв­ но закрытыми и не исключается возможность посадки на свой а э­ родром, в то время как обложиые осадки закрывают надолго аэро­ дромы, причем сначала закрыва­ ются западные, южные и юго-за­ падные. Восточная часть побе­ режья 'Кольского полуострова за­ крывается в последнюю очередь. В «зарядах.» так же, как и в осад­ ках фронтальных, наблюдается об­ леденение самолетов. -В мартс 1944 года летчик Смирнов, в ы л о у т няя боевое задание, а районе полу­ острова Рыбачьего попал в снеж ный «заряд». Пробивая его, т. С-мир нов заметил сильное обледенение Начавшаяся «тряска» мотора вы нудила его прекратить полет. По еле посадки была обнаружена я самолете плотная корка льда. Об леденение самолетов обычно про исходит в облаках, состоящих и переохлажденных водяных капе лек. Отмечались также случаи об леденения самолетов а полосе под облачных жидких осадков (мо рось, дождь), выпадающих чере: слой воздуха,, имеющего отрица тельную температуру. Практиче сш обледенение самолетов наблю дается при полете а облаках прг температуре оіт 0° до минус 30°, яс наибольшую опасность в смысле обледенения представляет полет в сплошных нетонких облаках при температуре от 0 градусов до ми­ нус 15 градусов и относительной влажности в пределах от 81 до 100 процентов. Если же из этих обла­ ков выпадают осадки, то вероят­ ность обледенения увеличивается в полтора раза. В весенний период наиболее ча­ сты случаи обледенения. Число дней в месяц с опасными а смысле обледенения температурами около 13. В случае обледенения при по­ легая над морем необходимо пере­ ходить на бреющий полет (при­ жаться к теплой водной поверх­ ности). Над сушей, наоборот, не­ обходимо набрать высоту, так как с высотой относительная влаж ­ ность уменьшается, следовательно, вероятность обледенения тоже уменьшается. Не только «заряды», обледене­ ние и туманы являются характер­ ными явлениями весеннего перио­ да. Преобладание пасмурных дней с низкой облачностью, часто за­ крывающей вепшпны сопок, яв­ ляется не менее важным фактором. Если учесть, что число пасмур- ны« дней в месяц весной около 17—;19 и такое же число дней с осадками, то станет совершенно летательного аппарата от скорости движения крыла в .воздухе и от ве­ личины угла., при котором оно встречается с набегающим на него воздушным потоком. Доклады Чернова и Жуковского свидетельствуют, что в Россия бы. ло принято раньше всех я глубже всех, что только опираясь на тео­ ретическую науку, возможно осу­ ществление тысячелетней мечты человечества о воздухоплавании. Авиационная наука, основы кото­ рой закладывались у нас задолго до того, как был практически осу­ ществлен первый полет, благодаря трудам И. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина и их учеников, получи, да в Советском Союзе блестящее развитие. Авиационной науке в большой мера я обязана советская авиация тем, что наши самолеты стали «летать дальше всех, быст­ рее всех и выше всех», а .’в дни Оте­ чественной войны с немецкими за­ хватчиками они показали и свою высокую боевую мощь. очевидным, что- условия для рабо­ ты авиации складываются весьма сложные. Вот почему так необхо­ димо каждому экипажу, уходящему на задание, хорошо- знать метеоро логическую обстановку, знать все возм'ож-ные изменения погоды и ни­ когда не следует пренебрегать с о ­ ветами метеорологов. В связи с этим особое значение приобретает радиосвязь самолета с землей. Н а ­ дежная радиосвязь всегда обеспе­ чит своевременное предупреждение и возвращение самолета, в случае резкого ухудшения погоды, а при закрытии аэродрома можно легко указать аэродром посадки. Обширные водные пространства, о-мыіваіющие 'Кольский и Сканди­ навский полуострова, на синоптиче­ ской карте) не освещены. Над ними протекает холодный гренландский воздух, внезапное вторжение кото­ рого вызывает интенсивные «заря­ ды». Естественно, что даіть' про. гноз, рассчитанный по часам,, с о ­ вершенно невозможно. Иногда признаки явно резкого ухудшения погоды появляются настолько поздно, что благополучное возвра­ щение самолетов с задания, может быть осуществлено только при по­ мощи радио. Так, например, 11 мар­ та группа самолетов выполняла боево-ѳ задание. 'K середине дня стало очевидно, что наступает .рез­ кое ухудшение погоды, появилась опасность закрытия аародромов и только благодаря надежной связи летчики Глуховцев, Шумилов. Тру- баров. Сенаторов, Бычков, Кирил­ лов благополучно произвели посад­ ку. Спустя час начавшийся снег надолго закрыл аэродром. Внезапные изменения -погоды в весенний период обязывают работ­ ников метеослужбы более тщатель­ но анализировать синоптические карты, значительно лучше поста­ вить службу «штормовых.» преду­ преждений, помогать летному со ­ ставу лучше изучить климатиче­ ские особенности района с тем, что­ бы .весь летный состав знал, что только умение летать и выполнять боевые задания .в усложненной ме. теорологической обстановке позво. лит ему стать ів ряды полноцен­ ных воздушных бойцов. Капитан П. Б А Д А Л И Н . Старший техник-лей тенан т Н. СУПРУН. МОЛОДЕЖЬ ВОВЛЕЧЕНА В УЧЕБУ Обсудив с комсомольскими акти­ вистами решения XIII пленум.а Ц.К ВЛКСіМ, мы решили создать круж . ни по изучению «Краткого курса истории ВіКП'(б>» и истории народов СССР. Были подобраны руководи­ тели, и вскоре кружки начали свою работу. Хороііш занимается группа, где руководитель т. Богданов, Здесь занятия проходят регулярно и интересно. Вместе с комсомоль­ цами занимается и несоюзная моло. дежь. Тов. Богданов к занятиям готовится тщательно, используя много подсобного материала. Не. плохо организованы занятия .в кружках организации, где комсор­ гом т. Е поів . Здесь учаіт-ся почти все комсомольцы,. Наиболее под го. товленные из них занимаются само­ стоятельно. Выполняя решения XIII пленума ЦК ©ЛКОМ, наша комсомольская организация наметила ряд ..меро­ приятий, улучшающих работу с комсомольским .активом, рядовыми комсомольцами и не.союзной моло. дежью. Для малограмотных комсо. ігольцев и несоюзной молодежи создается группа по общеобразова. тельным предметам. Сейчас подби­ раются руководители групп. Для комсомольского актива будут про. читаны лекции: «Партия большеви­ ков а период подготовки и прове­ дения Октябрьской Социалистиче­ ской революции», «іБоевые тради­ ции комсомола», «Происхождение человека) на1земле», «Ископаемые богатства СССР». Комсорг ГРИБОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz