Североморский летчик. 1945, апрель.
1 апреля 1945 г., № 78 (458)., с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к : г і i шшшшшшт Тысячи немецких винтовок, подобранных наулицах Буда пешта после разгрома немецкой группировки. Фото И. Озерс кого. Фотохроника ТАСС. Чего не понимает офицер Дроздов «Советская воинская дисциплина есть строгое соблю дение порядка, установленного в 'Военно-Морском Флоте законами Советского правительства и воинскими уста- — Товарищ офицер! Комендант гарнизона остановил военнослужащего, вразвалку ша гавшего по дороге. — Товарищ офицер, почему вы нарушаете форму одежды? —■Как то-есть нарушаю? Офицер удивился и стал медлен, но осматривать свое обмундирова ние. — Все «а месте, все как поло жено. — Нет, яе все «а месте, «е все как положено. Перед комендантом стоял офи цер с погонами техийао-лейтенанта, — Кажется, ваша фамилия Дроз. дов? 'Замечания о нарушении фор мы одежды мне приходится дела-ть вам уже не первый ра.з, — оказал комендант. — Да, Дроздов. -Но почему я фор му нарушаю — непонятно,—ответ ствовал техник-лейтенант. Комендант начал перечислять Дроздову, что и как положено но сить офицеру и что не положено. Во-первых, техник-лейтенант был в сапогах с голенищами, наяомина. ющиміи меха гармошки; сверху са пог наіпуіскоім ©висам широкие не глаженые брюки. Во-вторых, на голове у Дроздова была не фор менная морская ша.пка, а кубанка, залихватски надетая на бок. В-третьих... Да что а-третьих. Достаточно и этого, чтобы иметь представление о внешнем виде Дроздова, враз валку идущего по гарнизону. Кто такой Дроздов? Техник по! •спецоборудованию одного из на ших подразделений. достаточно киалифйцированный епециашист. получивший образование в военном училище. Дроздову — человеку, для которого военная служба •— основная профессия, следовало бы знать правила поведения офицера на службе и ене службы, требова ния наши» уставов и наставлений. Знать и строго выполнять их. Од нако он этого не делает. Тов. Дроздов 'Носит форму мор- Дисц-иплиіна.рны-й устав. ского офицера. Честь носить эту форму дана не каждому. Люди на шей Родины с гордостью говорят о советских матрасах, о их славных командира х-офицераіх Военно-Мор- ского Флогга. Появление человека з форме военного моряка всегда и у всех вызывает законное восхи щение. Люди гордятся смелостью, героизмом и умением наших мор ских! офицеров, видят в них вопло щение сла.вн -ых боевых традиций русского флотского офицерства. Настоящий советский офицер, го рячо любящий флот, никогда и ни где не допустит недисциплиниро ванности, нарушения формы одеж ды. — Любо посмотреть на нашего командира, его бравый вид, вы правку, форму одежды, — говорят о советском офицере. 'Подобного никто не скажет о техник-лейтенанте Дроздове. В Военно-Морском Флоте людей, искажающих форму одежды по добно Дроздову, называют «жор- жиками». Техник-лейтенант Дроздов за бывает, что он офицер советской морской авиации. Это обязывает его быть дисциплинированным, строга выполнять порядок, уста новленный в Военно-Морском Фло те. с частью и достоинством но сить форму одежды. Техник-лейтенант Дроздов до сих пор систематически нарушает форму одежды, а иногда и обще ственный порядок в клубе. Когда ему делаюгг замечание, Дроздов наминает возмущаться. «Какое на рушение? Я—офицер. Что вы мне указываете?». Да, тов. Дроздов, вы офицер Военно-іМорского Флота и должны быть достойным членом этой про славленной боевой семьи.. Для вся кого .воина «внутренняя, соз нательная дисциплина должна обя. эательно проявляться и во внеш нем порядке». (М. В. Фрунзе). 3. КЛЕНОВ . МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТЕАТРА В ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД ОТКРЫТИЕ РУССКОГО УЧЕНОГО Д. К. ЧЕРНОВА 1 АПРЕЛЯ 1894 года (19 марта ^ст. стиля) проф. Н. Е. Жуков ский сделал а Московском Поли техническом общества замечатель ный доклад «О теории летания, предложенной Д. К- Черновым». Дмитрий Константинович Чер. нов, мировой ученый, положивший I начало .новой науке—металлогра- I фии, лежащей в основе всех успе- і хов современной металлургии, весьма интересовался вопросами f воздухоплавания. В 1893 году, за десять лет до того, как братья Райгг .поднялись в воздух на своем аэроплане, Д., К- Чернов выступил в Петербургском Техническом об ществе с докладом «О наступлении возможности механического воз духоплавания без помощи балло. на». При нципиальи-а.я .возможноеть полета на «аппарате тяжелее воз духа® к этому времени была уже доказана рядом ученых, в том чи сле ^тсскими учеными—С. К. Дже- В Заполярьи метеорологические условия значительно чаще, чем на других флотах, ограничивают, а ■иногда я вовсе исключают выпол нение намеченных боевых и учеб ных задач авиации. Весенний период для полетов здесь считается одним из наиболее неблагоприятных. Он характери зуется прежде всего усиленной циклонической деятельностью, ,а, следовательно, и резким измене нием погоды. Циклоны, переме щаясь с северо-запада, .на север Скандинавии и Кольский полуост ров, проходят со скоростью 30—40 километров в час один за другим, сериями. Промежуточные гребни между циклоническими центрами улучшают погоду, вызывая совсем короткие прояснения. Летчикам, часто летающим в море, хорошо известно, как резко и неожиданно может наступать ухудшение пого ды.. Особенно часто погода меняется на побережья, на границе сильно ■выхоложенной суши и сравнитель но теплого Баренцова моря. Мож но было бы привести ряд случаев, когда над сушей, а непосредствен, ной близости от берега, удержи вая ются длительные прояснения, тог да как в море, в 15—30 милях на блюдаются низкая сплошная об лачность, морские туманы, часто «заряды» с обледенением. Морские туманы образуются в том случае, когда выхоложенный воздух поступает на более теплую водную поверхность. Туманы та кого типа занимают большие райо ны, имеют большую вертикальную мощность, .а иногда, сливаясь с облаками, образуют сплошной об. лачный слой до воды. При слабых северо-восточных ветрах морские туманы могут закрывать побережье до 40 миль в виде низкой облач ности в 100—150 метров. 'Наиболее характерным явлением для весеннего периода являются «заряды». Весной происходит сме на ветрового режим,а от зимнего к летнему. Ветры южных румбов пе реходят на северные, из-за чего устанавливается погода «зарядово го» характера'. С моря на конти нент выносятся массы холодного (арктического) воздуха, сильно прогретого в нижних слоях (до вы соты 1,5—2,5 км.). Вынос арктиче ского воэд,ух.а сопровождается лив. невыми осадками «зарядами» и.з мощной и низкой кучево-дождевой облачности, надвигающейся с се верной половины горизонта в виде вала, закрывая сопки. Наибольшее число дней в году с «зарядами» наблюдается в апреле. Если «заряды» сопровождаются слабыми ветрами («тихие заряды»), то они следуют один за другим с большими перерывами во времени. Такие «заряды» не исключают воз можность полетов и перелетов, их можно легко обходить, т. к. между ними имеются большие проясне ния. «Заряды» при сильных ветрах се верной половины горизонта исклю. чают возможность полета, они следуют один за другим почти беспрерывно, сопровождаются ме. телами я ухудшают видимость до вецким, А. П. Можайским, Н. Е. Жуковским, выступавшими со своими сообщениями даже не сколько раньше Чернова. Но Чер. нов первым вышел яа трибуну с заявлением, что время для практи ческого осуществления механиче ского летания уже наступило. Он основывался не только на теорети ческих! заключениях, но и держал а рукаіх сконструированный им прибор, наглядно показывавший существование под’емной силы у движущейся а воздухе лопасти. Этот остроумный прибор состоял из вертикально установленного ва. лика с насаженными на его конце лопастями. Валик приводился во вращательное движение сильной пружиной. Чернов помещал прибор на весы, после чего начинала дей ствовать пружина. В сущности говоря, прибор Чер нова решал весь вопрос о механи ческом полете, потому что показы вал зависимость под’емной силы 100—200 метров. «Заряды» распро страняются на континенте до 200— 250 километров, ослабевая. Облач ность «зарядов» имеет хорошо вы раженные кучевые формы, верхняя кромка ее достигает высоты 2.500— 3.000 метров. В полете осадки «зарядового» характера легко отличить от об ложных по кучевым формам облач ности, болтанке и по направлению ветра потому, что «заряды» всегда сопровождаются ветрами северных румбов.. Определить характер осад ков чрезвычайно важно, так как при «зарядах» имеются просветы, аэродромы не остаются 'непрерыв но закрытыми и не исключается возможность посадки на свой а э родром, в то время как обложиые осадки закрывают надолго аэро дромы, причем сначала закрыва ются западные, южные и юго-за падные. Восточная часть побе режья 'Кольского полуострова за крывается в последнюю очередь. В «зарядах.» так же, как и в осад ках фронтальных, наблюдается об леденение самолетов. -В мартс 1944 года летчик Смирнов, в ы л о у т няя боевое задание, а районе полу острова Рыбачьего попал в снеж ный «заряд». Пробивая его, т. С-мир нов заметил сильное обледенение Начавшаяся «тряска» мотора вы нудила его прекратить полет. По еле посадки была обнаружена я самолете плотная корка льда. Об леденение самолетов обычно про исходит в облаках, состоящих и переохлажденных водяных капе лек. Отмечались также случаи об леденения самолетов а полосе под облачных жидких осадков (мо рось, дождь), выпадающих чере: слой воздуха,, имеющего отрица тельную температуру. Практиче сш обледенение самолетов наблю дается при полете а облаках прг температуре оіт 0° до минус 30°, яс наибольшую опасность в смысле обледенения представляет полет в сплошных нетонких облаках при температуре от 0 градусов до ми нус 15 градусов и относительной влажности в пределах от 81 до 100 процентов. Если же из этих обла ков выпадают осадки, то вероят ность обледенения увеличивается в полтора раза. В весенний период наиболее ча сты случаи обледенения. Число дней в месяц с опасными а смысле обледенения температурами около 13. В случае обледенения при по легая над морем необходимо пере ходить на бреющий полет (при жаться к теплой водной поверх ности). Над сушей, наоборот, не обходимо набрать высоту, так как с высотой относительная влаж ность уменьшается, следовательно, вероятность обледенения тоже уменьшается. Не только «заряды», обледене ние и туманы являются характер ными явлениями весеннего перио да. Преобладание пасмурных дней с низкой облачностью, часто за крывающей вепшпны сопок, яв ляется не менее важным фактором. Если учесть, что число пасмур- ны« дней в месяц весной около 17—;19 и такое же число дней с осадками, то станет совершенно летательного аппарата от скорости движения крыла в .воздухе и от ве личины угла., при котором оно встречается с набегающим на него воздушным потоком. Доклады Чернова и Жуковского свидетельствуют, что в Россия бы. ло принято раньше всех я глубже всех, что только опираясь на тео ретическую науку, возможно осу ществление тысячелетней мечты человечества о воздухоплавании. Авиационная наука, основы кото рой закладывались у нас задолго до того, как был практически осу ществлен первый полет, благодаря трудам И. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина и их учеников, получи, да в Советском Союзе блестящее развитие. Авиационной науке в большой мера я обязана советская авиация тем, что наши самолеты стали «летать дальше всех, быст рее всех и выше всех», а .’в дни Оте чественной войны с немецкими за хватчиками они показали и свою высокую боевую мощь. очевидным, что- условия для рабо ты авиации складываются весьма сложные. Вот почему так необхо димо каждому экипажу, уходящему на задание, хорошо- знать метеоро логическую обстановку, знать все возм'ож-ные изменения погоды и ни когда не следует пренебрегать с о ветами метеорологов. В связи с этим особое значение приобретает радиосвязь самолета с землей. Н а дежная радиосвязь всегда обеспе чит своевременное предупреждение и возвращение самолета, в случае резкого ухудшения погоды, а при закрытии аэродрома можно легко указать аэродром посадки. Обширные водные пространства, о-мыіваіющие 'Кольский и Сканди навский полуострова, на синоптиче ской карте) не освещены. Над ними протекает холодный гренландский воздух, внезапное вторжение кото рого вызывает интенсивные «заря ды». Естественно, что даіть' про. гноз, рассчитанный по часам,, с о вершенно невозможно. Иногда признаки явно резкого ухудшения погоды появляются настолько поздно, что благополучное возвра щение самолетов с задания, может быть осуществлено только при по мощи радио. Так, например, 11 мар та группа самолетов выполняла боево-ѳ задание. 'K середине дня стало очевидно, что наступает .рез кое ухудшение погоды, появилась опасность закрытия аародромов и только благодаря надежной связи летчики Глуховцев, Шумилов. Тру- баров. Сенаторов, Бычков, Кирил лов благополучно произвели посад ку. Спустя час начавшийся снег надолго закрыл аэродром. Внезапные изменения -погоды в весенний период обязывают работ ников метеослужбы более тщатель но анализировать синоптические карты, значительно лучше поста вить службу «штормовых.» преду преждений, помогать летному со ставу лучше изучить климатиче ские особенности района с тем, что бы .весь летный состав знал, что только умение летать и выполнять боевые задания .в усложненной ме. теорологической обстановке позво. лит ему стать ів ряды полноцен ных воздушных бойцов. Капитан П. Б А Д А Л И Н . Старший техник-лей тенан т Н. СУПРУН. МОЛОДЕЖЬ ВОВЛЕЧЕНА В УЧЕБУ Обсудив с комсомольскими акти вистами решения XIII пленум.а Ц.К ВЛКСіМ, мы решили создать круж . ни по изучению «Краткого курса истории ВіКП'(б>» и истории народов СССР. Были подобраны руководи тели, и вскоре кружки начали свою работу. Хороііш занимается группа, где руководитель т. Богданов, Здесь занятия проходят регулярно и интересно. Вместе с комсомоль цами занимается и несоюзная моло. дежь. Тов. Богданов к занятиям готовится тщательно, используя много подсобного материала. Не. плохо организованы занятия .в кружках организации, где комсор гом т. Е поів . Здесь учаіт-ся почти все комсомольцы,. Наиболее под го. товленные из них занимаются само стоятельно. Выполняя решения XIII пленума ЦК ©ЛКОМ, наша комсомольская организация наметила ряд ..меро приятий, улучшающих работу с комсомольским .активом, рядовыми комсомольцами и не.союзной моло. дежью. Для малограмотных комсо. ігольцев и несоюзной молодежи создается группа по общеобразова. тельным предметам. Сейчас подби раются руководители групп. Для комсомольского актива будут про. читаны лекции: «Партия большеви ков а период подготовки и прове дения Октябрьской Социалистиче ской революции», «іБоевые тради ции комсомола», «Происхождение человека) на1земле», «Ископаемые богатства СССР». Комсорг ГРИБОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz