Североморский летчик. 1945, апрель.

апреля 1945 г.. № 83 (453). - СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Я Улучшить партийное руководство комсомолом Помощь партийных организаций комсомолу имеет решающее значе­ ние для улучшения внутрисоюзной работы. Парторганизации части,! где т. Галичий и другие, добились1 некоторого улучшения руковод-j ства комсомолом. Парторги тт. Го-] лик, Фирсов тесно связаны со своими комсоргами, помогают им' оживить внутрисоюзную работу! целеустремляют ее на отличное | выполнение задач, стоящих перед под разделени ями. Однако а отдельных парторгани. зацнях руководство комсомолом находится на низком уровне. Этот ів Ы івод нетрудно подтвердить, обра­ тившись к фактам. В ряде парторганизаций за по­ следние десять месяцев ни раоу не ■обсуждались вопросы комсомоль­ ской жизни. Даже тогда, когда руководители одной комсомоль. ской организации сами обратились •к парторгу т. Орлову с прось­ бой заслушать их на бюро, этого сделано не было. Если же парторги и ставят ва об­ суждение вопросы деятельности комсомольцев, то только на общие гемьг, охватывающие жизнь орга­ низации за длительное время. Та­ кал практика не всегда обеспечи­ вает конкретную помощь и руко­ водство комсомольцами. Партий- ИЫ'Морганизациям при обсуждении состояния комсомольской работы следует рассматривать вопросы конкретнее. Это поможет глубже вникнуть ів работу комсомольской организации, вернее определить недостатки, поможет оказать бо. лее конкретную помощь комсо­ мольцам, Незаслуженно забыли наши парторганизации об индивидуаль­ ной помощи коммунистам, работаю, іцим а комсомоле и входящим в состав руководящих органов ВЛКСМ. Поэтому некоторые ком- мукисты-комсомольские руководи- тели слабо помогают молодежи оживить внутрисоюзную работу. Кандидат в члены ВКП(б) т. Кур- зин—член бю.ро ВЛКСМ в органи­ зации, где комсорг т. Черданцев. Работой комсомольцев т. Курзин не только не руководит, но и сам увиливает от выполнения пору­ чений бюро. Он не посещает союз­ ных собраний, с молодежью не связан. Этот, с позволения сказать, «руководитель» зазнался и считает себя во всех отношениях выше других. Оторвавшись от комсомо ла, т. Курзин перестал заниматься, читать книги, не повышает свой идеино•теоретический уровень. Безответственное отношение это­ го коммуниста к своему партий­ ному долгу, конечно, отнюдь не способствовало оживлению ком­ сомольской работы. Конкретно руководить и помо. гать комсомольским организациям а постановке идейно-политического воспитания молодежи, помогать в повышении уровня внутрисоюзной работы—первостепенный долг пар­ тийных организаций. Капитан Н. НЕПОМНЯЩИЙ. БЕСЕДЫ НА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ТЕМЫ На у к а и с у е в е р и е О РАССЫПАННОЙ СОЛИ, О КОШКЕ, ПЕРЕБЕЖАВШЕЙ ДОРОГУ Н О „ПРИВОРОТНОМ ЗЕЛЬЕ1 Технические конференции В части, где т. Рубан, весь лич ный состав с большим интересом изучает материальную часть. Заче. гы выявили хорошие знания лично­ го состава. Этому немало способ­ ствовали технические конферен­ ции. В течение последней недели их было две. Особо следует отме­ тить конференцию радистов. Активное участие а подготовке конференции приняли старший лей. тенант т. Гредасов, младший лей­ тенант т. Колосов и майор т. Су­ воров. Конференцию открыл т. Гре­ дасов. Докладчики изложили свои темы. Видно было, что они тща­ тельно и серьезно подготовились. После каждого доклада задава­ лись вопросы и затем начинались прения. Следует отметить выступ­ ления старшего сержанта т. Петро. ва и сержанта т. Высоцкого. Хо­ рошее знание своего дела показа­ ли также сержанты тт. Стрелов, Павлов и другие. Подводя итоги конференции, старший лейтенант т. Гредасов уточнил ряд спорных вопросов и пожелал присутствую­ щим не ослаблять темпа учебы. Такие конференции — «е ред­ кость в нашей части. Сейчас мы начинаем готовить конференцию по специальным средствам наблюде­ ния и связи. Д. ПЕТРОВ. Неоднократно на летних и зимних соревнованиях спортсме­ нов североморской авиации мы видели девушку-красно- флотца Г. Белых. В феврале в составе лучших лыжников ВВС Северного флота Г. Белых участвовала на соревнованиях спортсменов ВВС Военно-Морского Флота, которые состоялись в Ленин­ граде. В упорной спортивной борьбе Г. Белых завоевала пер­ вое место по слалому, показав время в 67 сек. в сумме двух попыток. На этих же соревнованиях на дистанции в 5 и 10 км. она заняла второе место. На соревнованиях спортсменов Северного флота Г. Белых, в сумме двух попыток, добилась времени 58 сек., завоевав первое место по флоту среди девушек. НА РИСУНКЕ: краснофлотец Г. Белых. Зарисовка Б. Крылова. п 1 надцать созвездий, двенадцать апо­ столов. Откуда такая привержен, .ность к этой цифре? Удивительного в этом ничего нет. 12 по заслугам считалось за- Всем известно выражение: «Се­ годня он встал с постели с левой ноги». Так обычно говорят о чело­ веке, который беспричинно сердит, ся, придирается к каждому слову, хотя это противоречит его обычно- мечаггельньім числом: оно делилось на 2, на 3. ка- 4, на 6. Это число бы­ ло более удобным, чем общеприня­ тая десятка, которая без остатка му поведению. Все слыхали о том. что «рассы­ пать соль — к ссоре». іКошка дорогу перебежала — не к добру. -Бабу с пустыми ведрами встре­ тить — это уж совсем плохо. Понедельник — тяжелый день. Тринадцатое число? — Чортовл дюжина. Начинать какое-(Нибудь серьезное дело тринадцатого чи­ сла? Не лучше ли погодить денек? Вспомните обычную загадку «а исполнение желаний: «В каком ухе звенит?», или выражения: «Тфу- тьфу, чтоб не сглазить», или: «Ни пуха, ни пера», или «способ» изба­ виться от ссоры, которую будто бы вызывает рассыпанная соль: для этого нужно, мол, бросить три ще­ потки этой соли через левое плечо. Почему дурное настроение свя­ зывается с тем, что человек встал утром с левой ноги? Почему рас­ сыпанная соль должна вызвать ссору? Где тут связь? Какое отно­ шение число 13 имеет к делу, на­ чатому нами в этот день? Прямой связи, логической связи тут. разу­ меется, нет никакой. Но мы только что утверждали, что не бывает следствий без при­ чин. Значит, были какие-то причи­ ны, породившие вот эти суеверные приметы? И действительно, такие причины существуют. Истоки их нужно искать в далеком прошлом. Чем, иаНриімер, вызвана примета с солью? А, вероятно, дело в том, что соль в древние времена у многих наро­ дов была большой драгоценностью. Рассыпать соль — это на самом деле было большой неприятностью и нередко, должно быть, приводило к семейной ссоре. Сейчас соль де­ шева, представление о ней, как о редкости, утерялось, по пережиток старых представлений сохранился в суеверной примете. 'Кстати мож­ но утверждать, что способ избав­ ления от ссоры бросанием трех ще­ поток через левое плечо — явле­ ние более позднее, родившееся в то время, когда соль уже не представ­ ляла такой ценности. Почему число 13 несчастливое? Че:м объяснить эту широко распро­ страненную примету? Об’яснение придется начать не прямо, а со стороны. Отдельным числам человечество издревле при­ давало таинственное значение. В большом почете у разных народов была тройка, семерка, девятка, две­ надцать. О каждой из этих цифр существует множество историй. Но мы остановимся на последней циф­ ре — 12. Двенадцать месяцев года, две- Ш Ш Г и Один и тот же ветер гасит спич­ ку, не прикрытую ладонью., и раз­ дувает костер. Дул холодный се­ верный ветер а тот день, когда Александр Тестов первый раз встретился с Ольгой в деревне По. бережское, Вологодской области. Несмотря на то, что дул холодный ветер, он івсе же раздул пламя любви Александра и Ольги. Каза­ лось бы. что теперь ничто уж не сможет угасить это пламя, тем бо­ лее, что взаимная любовь укрепи­ лась женитьбой. Но грянула .война. Александр ѵшел во флот. И оказался на Се­ вере — коком в краснофлотской столовой одной иіз авиабаз. Здесь было больше холодных ветров, но первые два годэ никакой ветер не мог угасить огонька. На третий год Александр начал сдавать. Сначала он стал реже писать же­ не, а затем и совсем перестал: по­ действовали «советы» друзей. — Чудаік ты, Саша! Разве она будет тебя ждать столько време­ ни? Конечно, нет!—говорил прия­ тель Бойко. Начал гаснуть огонек любви в делится только на 2 н на 5. Поэто­ му в свое .время счет на дюжины был н большем ходу, чем сейчас. Но и сегодня он кое в чем сохра­ нился: сутки делятся на две дюжи, ны часов, часы состоят из пяти дю. жин минут, минуты — из пяти дю­ жин секунд. И некоторые предме­ ты, например, карандаши, пугови­ цы, катушки ниток до сих пор еще считают не десятками, а дюжина­ ми или гроссами, то-есть дюжина­ ми дюжин. Двенадцать почиталось в древ, ности числом совершенным, свя­ щенным. В небесном кругу двенад­ цати знаков Зодиака помещалась вся обширна» вселенная, в 12 ча­ сах циферблата заключалось .все бесконечное время мира. 12 было замкнутым в самом себе кольце­ вым числом. —• ведь после .него снова появлялась первоначальная единица, и шел .все тот же круго­ ворот чисел. Число 13 выходило за пределы этого совершенства, оно путало расчеты, сбивало их, и потому его издавна считали небла­ гоприятным. злым числом, приду­ мывал» о нем всякие небылицы, и, в конце концов, оно стало «чорто- вой дюжиной», несчастливым чи­ слом. Чем вызвана примета о том, что встать утром с леівой ноги — зна­ чит испортить весь день? Это об’ясн.яется опять-таки древнейшим представлением о доб­ ре и зле, о правам и левом. Пра­ вое — это правильное, доброе, а левое — неправильное, недоброе, злое. 'Ка.к видите, даже п самом языке сохраняется связь между этими понятиями. Живой язык вообще хранит не­ мало слов, рожденных суеверными представлениями. Так, старое вы. раіжение «болезнь как рукой сня­ ло» об'яснястся тем. что наши предки были уверены, будто бо­ лезнь можно излечить прикоснове­ нием руки «праведного» человека к больному (кстати, «праведный»1— слово того же корня, что и правый, в данном случае—ведающий прав­ ду). Даже такое простое словечко, как «чересчур», уходит своими кор­ нями в далекие времена древней Руси, когда границы отдельных владений отмечались деревянными чурками, чурбанчиками. Пе-рейти через такой «чур», значило нару­ шить границу. Отсюда — «не нали. ваійте чересчур», то-есть через край, через границу. Но. разумеется, далеко не все обгоняется так просто. Многие дреаине понятия утеряны, забыты и не всегда нам удается опреде­ лить связи, которые породили бы ­ тующие и сегодня суеверия. Среди них есть суеверия по­ серьезнев перечисленных нами в ы ­ ше. Заболел, скажем, ребенок: с у ­ чит ножками, кричит, корчится. Ч т о с ним такое? И мама.ша .всерьез от. веічает: «Это его сглазили, И как я недоглядела!». Достаточно бывает поставить та­ кому «пострадавшему от сглаза» младенцу обыкновенную клизму или даггь ему ложку касторки, что ­ бы болезнь именно «как рукой с н я ­ ло». Но загадочный «сглаз» и ле­ чат подходящими загадочными средствами: больного «спрыскива­ ют с уголька», заговаривают стран­ ным набором бессмысленных слов. Сегодня люди относятся ко все­ му этому критически, хорошо пони, мая, что и «сглаз», и «заговоры», и «опрыскивание с уголька» — это остатки, пережитки древних .воз­ зрений темны*, невежественных людей. Но двести-триста лет назад к таким, с нашей точки зрения, бредням относились всерьез. Л ю ­ дей с «дурным глазом» обвиняли в сношениях с нечистой силой, в том, что они продали душу дьяволу. Их сжигали на кострах., бросали а во ­ ду, пытали раскаленным железом, И эти времена не так уж далеки от нас. Суды над «ведьмами» и «колдунами» были обычным собы­ тием в средние века. Чем темнее и некультурнее че­ ловек, тем он суевернее и тем страшнее ему жить в мире, иска­ женном суевериями. Вдали от городов, в глухих де­ ревням еще и сегодня можно услы. шать, что у коровы пропало моло­ ко, потому что на нее навели пор­ чу; что можно «приворожить» лю­ бимого человека, дав ем.у выпить особое «приворотное зелье»; что можно заговором остановить кровь, текущую из раны, заговорить зуб­ ную боль. Когда человек узнает истинные причины того или иного явления, когда он устанавливает правиль­ ную связь между отдельными яв­ лениями, то суеверные представле. ния. то-есть мнимые связи между причиной и следствием, (начинают исчезать. Установлению таких пра. ■пильных связей помогает наука, изучающая природу ®о всех ее проявлениях. Но суеверия все же отмирают очень медленно, гораздо медлен­ нее, чем растет наука и развивает­ ся человеческое общество.' Это об'ясняется тем, что суеверные представления о мире, суеверные обычаи, навыки, приметы создава. лись тысяяелетиями и, как .говорит один английский ученый, «они по­ добны .потоку, который, однажды проложив себе русло, продолжает свое течение целые века». Ив. СЕРГЕЕВ. сердце Александра, и чем сильнее дул холодный ветер «дружеской помощи», тем быстрее угасал этот огонек. В голове Тестова заверте­ лись мысли — каким образом от­ делаться от жены. Помог ему все тот же друг —- фотограф Бойко. — Не беспокойся. Саша. Все бу. дет в {іорядке. Приходи ко мне после обеда. Мь» сделаем фотокар. точку. Будь уверен.—комар носа не подточит. Раздав обед, Тестов поспешил к другу. Тот все приготовил. Боль­ ше часа Тестов потратил на тре­ нировку. Станет, подогнет в ко­ ленке правую .ногу, но качается— невозможно заснять. Наконец, он смог ликвидировать «каяку», и друг сразу зафиксировал его в этой позе. Сделали фотокарточку, но друзей опять постигла неудача: ступня была вся видна, а без ко­ стыля Тесто.в на фото не имел нужного вида. Бросились друзья во все углы искать костыль. На­ конец, Бойко с сияющей улыбкой прибежал к Александру: — Нашел, есть! — сообщил он. Сделал вторую фотокарточку. Тестов стоял на ней без правой но. ги, опираясь на костыль. У него было печальное лицо и грустные глаза. Сразу же. не теряя времени, Те­ стов сел строчить письмо жене. «...Я совсем искалечен. Без ноги больше года служу, — вдохновен­ но врал он. — Служба у меня опасная, к я боюсь, что скоро оста­ нусь без обеих ног. Не ожидай. Писать больше не буду. Я не хо­ чу мешать тебе. Зачем тебе кале­ ка. Может быть, меня и совсем убьют. А какой я сейчас, посмотри фотокарточку». Но жена догадалась, что Тестов врет. И написала командиру части письмо. Так была .разоблачена пошлая, грязная проделка двух лгунов ко­ ка Тестова и фотографа Бойко. Каждый вправе спросить Тесто­ ва: а где же твоя честь? Пре­ ступно лгать жене, которая тебя ждет, которая тебя любит. Таких пошляков общественность должна осуждать без пощады, ибо советским людям дороги чест­ ные,, чистые взаимоотношения. Не принято у советских людей преда­ тельски бросать товарища в бою А жена, которая ждет, — это то­ варищ а бою. И. ДНЕПРОВЫИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz