Североморский летчик. 1945, апрель.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК G апреля 1945 г., № 8-2 (462) Гвардии майор Д . ХИБИН Методика обучения молодых летчиков 'ВТОРАЯ СТАДИЯ 1 ОБУЧЕНИЯ* I ■Проверкой усвоения предвари-! тельной плалг-лрогра.ммы молодой ■летчик ■(штурмам) заканчивает первую стадию своего обучения. П осле этогс* ему необходимо дать контрольный полет «а том типе самолета., ма котором он специалге- зировалюя п училище. Однако, ікаік показала практика., пеіред тем,, как допустить пилота ■к первому еаімюстодаельиому выле. т у, сл едует лично командиру или ©го помощник у по летной части сделать один-два ознакомительных полета. Такие полеты имеют своей цельно ознакомление новичка с зо нами, кругом полета, аіэ.родромом и местами, г д е в первую очередь ■можно произвести вынужденную п осадку при отказе материальной части или другом подобном слу чае. Кроме того, они служат боль шим подспорьем при составлении плана-программы д л я второй ста дии^ обучении, дают возможность наиоолее 'рационально учесть все индивидуальные качества молодо г о пилота или штурмана. Мы уж е говорили в первой статье, что основой основ а обуче нии 'является личный пример командира., соблюдение им бук вально д о «мелочей» на земле ,и в в о зд у х е в се» инструкций, уставов и наставлений. Личнаи примерность должна сочетаться с требователь ностью командира не только к под чиненным, но я к себе самому. .В этом отношении он являет собой как бы эталон для молодежи. Во івремя первых контрольно- провозных полетов (как правило, это полеты по кругу или, в зону) командиру надо внимательно сле.- дить за поведением летчика, Бы вает так, что зд есь выявляются ка кие-нибудь особенности, которые иге были замечены прежде. Но ма ло, конечно, выявить эти особен ности. Н еобходимо «на ходу» их учесть соответственно в плане, Очены .важно ів самом начале приучить м ол одого летчика к вни мательному отношению ко всем за мечаниям и указаниям. Некоторые товарищи допускаю т грубую мето дическую ошибку, делаія обучаю щ емуся общие, ничего не стоящие замечания вроде: «Взлет нужно д е . лать лучше», «Ни виражах не д ер жите креіла», «Посадка неважная» и т. гг. Н еобходим о помнить: .всякое замечание дости гн ет .свсіей цели только тогда, когда оно конкрет но, праівіильно сформулировано и п одтверж ден о убедительным при мером. Лучш е в сего, конечно, что бы этим примером являлась прак тика caiMord обучающегося. Первые самостоятельные выле ты так ж е, как и первый -воздушный бой или атака, очень важное собы. тие .в жизни летчика., Обидно, что у нас ещ е е с т ь такие командиры - * 'Статью о первой стадии о б у чения см. в нашей газете за 30 марта. воспитатели, которые забывают это. Выше мы говорили о значении правильного замечания инструкто ра по отношению к ошибкам моло дых. Я хочу теперь особо подчерк нуть необходимость этих замеча ний и указаний. Один из наших командиров -воспитателей (плохой, конечно, (воспитатель) однажды счел возможным пренебречь пер выми замечаниями, считан, что, д е скать, «промолчу —• дойдет сам», «еще несколько полетов, и ошибка исчезнет сама по себе®. Р ассуж де ния эти завершились плачевным результатом1: молодой летчик по терпел аварию. Первопричиной аварии, конечно, была грубая ошибка самого командира, который методически неправильно поставил обучение, не указывал своевремен но на ошибки., допускаемые моло дым летчиком. В повседневной боевой учебе о г ромную роль играет методически правильная организация предпо летной подготовки и организация разбора полетов. Об этом мы очень часто слышим. К сожалению, и предполе тнаіЯ подготовка я разбор- поле.тов ещ е не везде стали основ ной формой контроля практйческо. го обучения и мощным подспорьем повышения и углубления теорети ческих знаний, Кое-где у нас принято проводить предполетную подготовку и раізбор полетов как обычное, рядовое меро приятие. Между тем, как показы вает опыт, эти мероприятия можно организовать по-разному. Скажем, почему бы во время предполетной подготовки не практиковать реше ние некоторые задач, связанных с предстоящим упражнением? Это, наряду с укреплением знаний, бу дет способствовать лучшему вы полнению упражнения. Еще боль шие возможности постановки таких задач дает разбор полетов. Здесь можно на конкретнейших примерах достаточно иолн.о вскрыть ошибки, дать им характеристику и оценку. И, конечно, такой раэбор принесет огромную пользу: он приучит мо лодого летчика к порядку и орга низованности, поможет более явст. аенно понять, что неверно и что верно, что нехорошо и что хорошо. Подготавливая молодого. летчи ка, командир обязан повседневно учить его грамотной и культурной эксплоатациіи материальной части (особенно иміггортной). Необходи мо добиться, чтобы летчик свобод но и безбоязненно мог принимать правильные решения при всевоз можных отказах навигационных приборов и приборов винтомотор ных групп — например, отказ ука зателя скорости, вариометра, счет чика оборотов и т. п. На двухмо торных самолетах надо добиться, чтобы летчик умел .грамотно пило тировать самолет на одном моторе, умел использовать технические и аэродинамические качества своей машины. Командир -воепитател ь до лжен быть непримиримым к малейшим на- О— рушениям дисциплины, невыполне. нию своих указаний. Он постоянно обязан требовать от молодых лет чиков аккуратного выполнения Дисциплина,рного устава, в кото ром сказано: «...точно и беспреко словно выполнять военную прися гу, воинские уставы и наставления, все приказы и распоряжения на чальников и старших; строго со блюдать установленный в Военно- Морском Флоте порядок и удержи вать других от его нарушения; добросовестно выполнять все обя занности и поручения по службе». Это требование должно проходить красной нитью на всем протяжении обучения. В,корне неіверно, когда некоторые командиры разделяют дисциплину на строевую и летную. Дисциплина одна —• железная, во инская дисциплина. Кто ее соблю дает, тот всегда побеждает вра.га , тот всегда летает без происшест вий. Надо учитывать, что во второй стадии обучения формируется и экипаж в целом. Отсюда вывод: обучение должно проходить не раз дельно, а параллельно как .лет. чика, так и штурмана, и стрелков- радистов: только хорошо оттрени- рованный и сколоченный экипаж спосооен иттиі в полет и успешно выполнять боевую задачу. Отважный советский асс дважды Герой Советского Союза гвардии майор Владимир Дмитриевич Лавриненков. Он лично сбил 35 немецких самолетов и И в группе. Сейчас т. Лавриненков воюет в Восточной Пруссии. Фото А. Становова. Фотохроника ТАСС. В ПОМОЩЬ 'АВИАМЕХАНИКУ АВИАЦИОННЫЕ МАСЛА Инженер-майор Н. САВЕЛЬЕВ Д о с т и ж е н и я а в и а ц и о н н о й т е х н и к и * Беспрвпеллерные самолеты ти па Б ЭЛ Л (США ) с ракетными дви гателями развивают скорость на f5 0 км. в час больше скорости са мого бы строходного из существую щих самолетов, работают на керо син е, почти не производят шума и не имеют вибрации. Коэфициент п ол езн о г о действия ракетного дви. гател я , установленного на этом са м ол ете, в два раза больше коэфи- ци ен та пол езного действия обыч н ого авиационного мотора. * В то время, как конструкторы в сег о мира, стремясь достигнуть максимальных скоростей и мощ ности вооруж ения истребителей, создав али все б о л е е и более тяже лые конструкции, доведя общий в ес машин д о 6 тонн, советский конструктор Герой Социалистиче. ск о г о Труда А. С . Яковлев щел по пути всемерного уменьшения веса и размеров своих истребителей. И д е я создания истребителя, кото, рый позволил бы летчику все вре мя держ ать инициативу в своих руках — в любой момент догнать врага и уйти от него, если это не обходимо по условиям боя, востор жествовала и прославила отечест венную авиацию. * Д л я изготовления первого се рийного четырехмоторного бомбар дировщика (США) потребовалось 200.000 человекочасов. При изго товлении того же типа в массовом производстве потребовалось всего около 13.000 человекочасов. Пере ход к массовому производству ист. ребителей позволил снизить трудо емкость изготовления в 20 раз (вместо 157.000 человекочасов — 7.800 человекочасов на один истре битель). * На одном из авиамоторных за водов США установлен мощный рентгеновский аппарат, который за !6 минут производит контроль та кого количества деталей, для про верки которого еще год тому назад требовалось 60 часов. Основными факторами, івлия тощими на состояние масла в авиа двигателе, являются: воздейст вие высоких температур, большое давление на трущиеся поверхно сти, быстрые скорости скольжения труицихся поверхностей. Особенно тяжелые условия для масла создаются на режимах взле та и пикирования. Необходимо от метить, что климатичеоюие условия ■в значительной степени оказывают влияние я на работу масла. При низких температурах, до минус 0 гіраід. С, .масло в авмадедга- теляіх должно иметь достаточную подвижность. Недоброкачественное масло .может вьнэвать повышенный износ трущихся деталей, задир поршней, разрушение подшипников и другие дефекты авиадвигателя Для надежной и нормальной эксплуатации авиадвигателя авиа масло должно обладать хорошей смазывающей способностью. Она оценивается главным образом .ве личиной износа трущихся деталей авиадвигателей. В технических тре бованиях к авиаімаслу их смазыва ющая способность условно харак теризуется вязкостью при высоких температурах. Величина вязкости выражается в виде относительной вязкости в .градуса® Энглера, Вяіз кость обычно определяется при тем пературах 50— 100 град. С. Эти тем пературы приняты, как характери зующие условия эксплоатацин авиадвигателя, Температура вхо дящего в авиадвигатель масла бы вает 40—70 град. С, а .масла выхо дящего до плюс 1,20 град. С. Про должительные наблюдения за »а- оотои авиадвигателей на маслах с различной вязкостью' показывают что для обеспечения надежной смазки трущихся деталей, в за висимости от. времени года и типа авиадвигателя., .масло при темпера туре 100 град. С должно иметь вязкость по Энглеру 2,3—3,3. Спо. осбность масла испаряться при высоких температурах косвен- tH0n характеризуется температу рой вспышки. Кроме того, темпе ратура вспышки дает возможность судить о присутствии в масле по сторонних, легко испаряющихся примесей, главный образом, бензи на. Температура вспышки авиаци онных масел находится в пределах 200 260 град. С, а отработанных масел вследствие образования про. дуктов разложения -и попадания в масло незначительных количеств топлива снижается до 90—100 град. С. Масло должно обладать высокой стабильностью и устойчивостью к воздействию высоких температур. Стабильность масел, несмотря «а всеі возрастающее значение этой константы, в связи с повышением температурного режима современ ных авиадвигателей практически оценивают только по результатам длительных испытаний на моторах, причем фиксируются: состояние мотора («лакировка» деталей, при- гораіние колец), содержание про дуктов разложения в. отработан ный: маслах! и количество отложе ний во вращающихся деталях авиадвигателей. Масло должно обладать хоро шей подвижностью при низких тем. пеір-аітурах. Поведение его при низ ких температурах характеризуется индексом вязкости (показатель за висимости .вязкости от температу ры). В качестве температуры за стывания принимают такую темпе ратуру, при которой масло, поме щенное в стандартную пробирку теряет свою подвижность. Темпера тура застывания летних .масел на ходится в пределах минус 10 — 15 град. С, температура застыва ния зимних масел минус — 25-30 град. С. Для эксшюаітанионвиков важно знать не только температуру за,, сі ываиия масла, но и подвижность точнее, прокачиваемоеть масел при низких температурах. Эксперимен тальными и эксплоатациюінныміи данными установлено, что пре дельной температурой, до которой прокачивіатотся авиационные масла в авиадвигателе, является для лет них масел минус 8—10 град. С, для зимних масел минус 20 град. С. У нас применяются, ів основном, четьире вида масел минерального происхождения, получаемых из нефтей: масло МіК —• кислотно- земельной очистки; масло МС — селективной очистки (данное мас ло применяется летом); масло д ~ с електи®ной очистки; ма сло М3 — кислотной очистки, яме. тощие пониженную вязкость и при меняемые зимой. Под 'маркой масла МК выпуска ются авиационные смазочные ма- мті * азываівш,и«ея ранее СО и МиТОба эти сорта близки между собой по качеству и поведению в авиадвигателях. Сейчас они с целью уменьшения сортности и об. легчешя работы в строевых частях об’единены под общим названием МК, Масло МК является замени телем масла МС и применяется в случае его отсутствия. Под .маркой масла МС выпуска ются авиационные смазочные мас ла., называвшиеся .ранее /ОС, МДС и МОГ. Все три сорта близки меж ду собой по качеству и поведению в авиадвигателях. Масло МЗС, благодаря пони женной вязкости и низкой темпе ратуре застывания (минус 30° С), обладает прокачиіваемоетыо в маі- слосистеме до температуры минус 20° С и служит основным сортом смазочного масла в зимнее время. Масло М3 является замените лем масла МЗС и получается пу тем смешивания масла М<К с вере тенным .маслом (комдаундирова. ние.) или непосредственно из эмбен- ских нефтей. Компаундированное ■масло М3, в отличие от масла МЗС, имеет температуру застывания ми нус 22 градуса С вместо минус 30 градусов О. Маісло, полученное из эмбенских нефтей, в отличие от МЗС, имеет повышенную коксуе мость я плотность. При отсутствии зимних масел МЗС и М3 двигатели могут работать на летних .маслах МС и МК. Американские .моторы «Алли сон» моделей «Ф» и «Е», как пра вило, при отсу тствии основных ма сел (импортных) эксплоатирутотся только н.а маслах МС и МК- Срок службы смазочных масел зависит от состояния аэродромов и времевд года.. іВ летнее время, когда с воздухом в двигатель по падает пыль и песок, масло необ ходимо заменять .значите.лыио рань ше, чем в зимнее время. Установ лены следующие сроки замены ма сла в баках самолетов на пыльных аѳродромах: для истребителей че рез 5 часов, для бомбардировщи ков через 10 часов. На аэродромах с травяным покровом и искусст венным покрытием.—'для истребите лей через 15 часов, для бомбарди ровщиков через 30 часоа. В зимнее время на аіэродраміах со снежным покровом масло на .всех типах са молетов .можно заменять через 40 часов, за исключением моторов «Аллисон-», на которых масло ме няется чеірез 20 часов. При зарядке самолетов міас.лом и замене отработанного необходи мо соблюдать определенные пра вила. Перед началом заливки. м.а;- сла, для предупреждения образо вания воздушным пробок, сливные краіны системы смазки должны быть открыты и закрывать их куж. но только после того, как начнет течь масло. При заливке масла в систему зимой желательно его на греть до температуры 90— 100 гра дусов С. Н.а моторах М-'Ю5 и «Ал лисон» после замены .масла необ ходимо эагиідроаать маслом поло сти фильтров «Куно» и коленча тый .вал. После трехкратной заме ны масла следует промывать ма сляную систему и маслобаки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz