Североморский летчик. 1945, апрель.

5 апреля 1945 г., № 81 (461) - с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 8 ИДЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПАРТИЙНОГО АКТИВА К НАЧАЛУ ЗАМЯТИЙ В ШКОЛАХ СОЕДИНЕНИИ За время войны значительно вы­ росли кадры партийного актива .во флоте. Сегодняшние парторги я комсорги многих партийны* ор­ ганизаций — молодые члены и кандидаты -нашей большевист­ ской партии, принятые в боль­ шинстве своем в партию за годы Великой Отечественной войны. Этот -актив еще не обладает доста­ точным уровнем идейно-теоретиче­ ской подготовки и опытом партий­ но-политической работы. Школы партийного актива и созданы с целью повышать идейно-теоретиче­ ский уровень актива партийных и комсомольских] организаций, по. мочн ему систематически изучать марксистско-леінинскую теорию, историю партии Ленина—Сталина,, ■обогатить партийный и комсомоль­ ский актив опытом паіртийно-ио« .лйтической работы. Подготовка к замятиям- в шко­ лах партийного актива проводится- сравнительно недавно, но -уже .можно подвести некоторые ее ито­ ги и- наметити то главное, что не­ обходимо учесть, в первую оче­ редь, слушателям. Что сделано для подготовки за­ нятий? Состав слушателей подо­ бран и распределен по группам и отделениям в зависимости от обще­ образовательной и политической подготовки. Определен и утвер­ жден состав преподавателей из кв-алифицированных пропагандист- •ски-хі сил. Те-міы лекций рас­ пределены среди преподавате­ лей на весь учебный год (8 месяцев) и по всем дисципли­ нам. Назначены -классные ру­ ководители из числа преподава­ тельского состава по (ведущим дис­ циплинам—'«Краткому курсу исто­ рии ВКЩб)» и книге товарища Сталина «О Великой Отечествен­ ной войне Советского Союза». Эти преподаватели будут вести все -семинарские -занятия по -своей дисциплине -в назначенной им груп­ пе на протяжении всего учебного года. Составлен- учебный план и расписание занятий. Установлен распорядок дня я точно определен приказом день и час занятий ве­ чер-него отделения—четверг в 18 .часов. Получены тетради для слу­ шателей., изготовлены мастерскими ручки и чернильницы. Подготовле­ но помещение для занятий. Большая задача ложится теперь на слушателей школы. Ведь даже с ам.ая ювалифицированная лек-ция преподавателя не в состоянии дать слушателям все -необхо­ димые знания. Знания достигаются лишь самостоятельной работой сдѵшателя. Лекции помогают луч­ ше и правильнее понять изучае­ мый материал. Вот почему для серьезной учебы требуется боль­ шая и кропотливая работа- самих слушателей. Самостоятелына-я работа слуша­ теля всегда скажется на его актив, «ости во...время клае-сно-ігрупповых занятий- Командирам частей и подразде­ лений необходимо предоставлять свободное -время слушателю шко­ лы для его -самостоятельной ра­ боты—один-два свободных, вечера | .в неделю. Но предоставить ©вобор- і ный вечер слушателю—это далеко не все. -На - партийной совести командиров и политработников і лежит задача—помочь слушателям j -школы организовать самостоятель­ ную учебу. Это значит, прежде всего, что нужно обеспечить каждого слуша­ теле литературой — «Кратким кур­ сом историй ВКЩб)-», книгами товарища Сталина: «Вопросы ленинизма» и «О Великой Отечест­ венной войне Сов-етского Союза». Надо также помочь слушателю групповой и индивидуальной кон­ сультацией по проходимым темам. Это дело заместителя командира по политчасти и парторга. Парткабинеты, где тт. Жег­ лов и Гавар, должны органи­ зовать в постоянные д-ни и часы -консультаций по проходимым -в школах партактива темам. Немаловажное значение для ор­ ганизации самостоятельной учебы имеет подготовка удобных и рас­ полагающих- для занятий -помеще­ ний. Тут на помощь слушателям помимо парткабинетов должны притти- наши офицерские -клубы, а также клубы частей, в которыж можно организовать комнату само­ стоятельной работы, -и ленинские комнаты подразделений. Только общими усилиями парт­ организаций, командиров-едино. начальников, политаппарата, слу­ шателей и преподавателей школ мы сумеем добиться выполнения по­ ставленной перед вами задачи — ■вооружить знанием основ 'Марк, сизм-а-ленинизма кадры партийного и комсомольского актива. Начальник школы партийного актива капитан Я. ВЯЛЫЙ. НА СНЕГОУБОРКЕ Личный состав' подразделения, где старший лейтенант Сари-ков, в течение всей зимы обеспечивая круглосуточную готовность уда­ ленного аэродрома. Краснофлотцы работают дружно, по-фронтовому. Особенно хорошие образцы тгѵѵда показывают тт. З а ­ варим, Радочин, Дмитриев и Ме- жуев. Они систематически выпол­ няют задание На 140—160 процен­ тов. В весенней снегоуборке личный состав, воодушевленный наступа­ тельными операциями Красной Ар­ мии, успешно справляется со свои, ми задачами. Младший лейтенант Г. ТКАЧЕНКО. В ГОСТЯХ У ЛЕТЧИ КОВ Недавно пионеры- и школья-ики- побывали у летчиков-,истребителей -к штурмовиков. У ястребителей нас встретил Герой Советского Союза т. Пет­ ренко. Знатный североморец про­ сто и- интересно рассказал ребятам о героях части Тарасове, Шипове и Мельдйзине, вспомнил о том-, как, будучи еще молодым летчиком, сам сбил первый самолет -и взял в плен трех немецких летчиков. Экскурсантам показали самолет, который нарьян-марские строители подарили Герою Советского Союза капитану Тарасову. Несколько пи­ онеров побывали в кабине машины. Ребята интересовались боевой ра­ ботой летчиков. Герой Советского Союза т. Петренко был буквально засыпан вопросами. На прощанье он обещая -приехать к .ребятам в школу. У штурмовиков ребят встретили Герой Советского Союза майор Павлов .и майор -Евдокимов. Мы остановились около машины № 3-2 Здесь -не раз личный состав части выстраивался для -принятия правя, телъственных наград, для получе­ ния- знамени. Около своей машины Герой Советского Союза майор Павлов расс-каэал об «Ильюшине», о том., как он топил вражеские ко­ рабли. .Каждый из участников экс­ курсии побывал в кабине штурмо­ вика.. Тут же т. Гусев рассказал о своих боевых вылетах, о том, как он сбил пять самолетов, как вместе -с боевыми друзьями потопил до де­ сятка кораблей, о Героях Совет­ ского Союза Гуляеве, Катунияе и Маркине. Герой Советского Союза майор Синицын подробно интересовался работой пионерского отряда-, уче­ бой. Ребята обещали учиться толь, ко -на хорошо и отлично. Витя Са­ вельев' даш -слово сразу жа после каникул исправить, свою двойку. Тут же пионеры договорились о тесной дружбе с летчиками и обе-- іцали показать -свою художествен­ ную самодеятельность. Четыре часа, которые провели ребята в гостях у летчиков, проле­ тели .незаметно. 'Расстались тепло. Школьники остались благодарны тт. Петренко, Павлову, Синицыну и Гусеву за сердечный -и теплый прием’. За ор­ ганизацию хорошей встречи ребя.та сердечно благодарят и т. Андрю­ шина-. На обратном пути старший лей­ тенант Селиков показал КП Сафо­ нова « стоянку его самолета, На другой день капитан Пейса- хович рассказал школьникам о бо­ ях по освобождению Советского Заполярья.. Беседа была живой и интересной. После беседы демон­ стрировался кинофильм «М.аілаіхов курган». Лектор Варшавская Л. А. провела с детьми беседу -ва тему «Александр Невский». Так пионеры и октябрята прове­ ли -свои весенние каникулы. Пионервожатая А. ЕВТЮКОВА. КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ Летчик-истребатель ст. лейтенант А. М ЕЛВШ КО Рисунки Г. Березкнна. ■ Старший лейтенант Сергеев в начале войны летал на .истребите­ ле, Но после того, -как он упал на территории, занятой .врагом, ока­ зался в плену to бежал через не­ сколько дней, его перевели со скоростной машины на более тихо­ ходную. Вырвавшись из лап фашистов, старший лейтенант принес на своем измученном тела следы нечелове. ческйх пыток. Раны его затянулись, и все же он едва не был демобилизован .из авиации. Немцы, о ко­ торых старший лейтенант не мог слышать , не по. багровев от .гне­ ва, выжгли на его шее звезду. От нее остался след страшной затянувшейся раны., навсегда лишивший его .возможности свободно дви­ гать головой. ©от это и яви­ лось той не­ предвиденной причиной в его жизни, которая, к великому его огорчению, за­ крыла для «его двери в истре­ бительную авиа­ цию. Отлежавшись і В' госпитале, старший лейтенант перешел и,а штурмовик, и даже летая на этой воздушной крепости, он не 'пере­ ставал считать себя все же истре­ бителем. Только мы, курсанты, прислуши­ ваясь к разговорам, ходившим по эскадрилье, не особенно -верил» в то, что Сергеев остался истреби­ телем. Мы знали о его -песчастыі. О нем говорил и голубой шарфик ка его шее. Не верилось нам, что на своем тяжелом штурмовике, который Сергеев звал не «Ильюшеяі», а ястребком,, он сбил три самолета, в одном воздушном бою. Мы, при­ знаться по правде, сомневались, пока сам он -не рассказал об этом. — В этом нет ничего странно­ го,—улыбаясь начал он рассказ. —- Летел я на штурмовике -в -разведку. На -севере -в дымке про­ стирались необ’ятные просторы Кубани, на юге—Черное мо-ре, све­ жее и манящее голубизной. А по­ до мной горы, горыі! Величествен­ ные si грозные. Я летел на высоте тысячи мет­ ров. Навстречу изредка попада- СОСТЯЗАНИЯ ПЕРВЫХ АВИАТОРОВ В КАННАХ Т 1РИДЦАПГЬ пят лет назад, 4 * апреля 1910 -года, во француз­ ском городе Кавны, расположен­ ном на берегу Средиземного .моря, происходили состязания первых авиаторов. Город, раскинувшийся у подножья гор, защищенный от -вет­ ров, был особенно удобен для по­ летов, так как самолеты того в-ре- •меін.и могли летать то.тько в хоро­ шую, безветренную погоду. Из участников состязаний осо­ бенно выделялся русский летчик Николай Евграфович Попов, летав-, ший на аэроплане системы Райт. Попов, как и М. Н. Ефимов, окон­ чившие в конце 1909 года летную школу -во Франции, был-и первыми русскими авиаторами. Попов на этих состязаниях получил призы за высоту и полеты вне .аэродрома. Он совершил замечательнейший по тому -в.ремени полет, пролетев во­ семнадцать километров над морем. Аэроплан Райт .в это время еще не имел шасси и подним.а-лс-я в .воз. дух со -специального приспособле­ ния,, скользя по -рельсу. Дальнейшие полеты- происходили в Ницце, где особенно выделился Михаил -Никифорович Ефимов, ко­ торый завоевал почти все главные призы и приобрел всемирную из­ вестность. Ефимов работал в каче­ стве .монтера на телеграфе и быт членом Одесского аэроклуба, Ког­ да в 1909 году после перелета Бле­ рио через Ла-Манш -выяснились широчайшие -перспективы авиации, правление клуба -решило послать одного -из своих членов во Фран­ цию для обучения полетам. Так как клуб .не имел средств для этого, то некий одесский банкир Ксиди.ас взял на себя -расходы по обучению Ефимова с тем, чтобы тот -выплатил е-му впоследствии... тридцать тысяч ф-ра-н.ков! Ефимов оказался очень способ- ны-м учеником и -скоро превзошел своих учителей, но кабальное уело, вне с Ксидиасом ему пришлось чувствовать иа себе очень долго! лисы облачка. Весело ныряя в них, я ощущал особенное удовольствие. Я думал о жизни -в этих горах, над которыми летел. Казалось, а этот час ничего не существовало, кроме этих ялаів-но. скользивших под моим самолетом зубчатых вершин, ослеп т ельно сверкающих ів золотистых лучах заходившего солнца, зелены-х мас­ сивов кудрявым лесов, иол-ньих той особенной жизни., которая безгра­ нично радует человека. Смешн-о рассказывать, «о я думал о том, как после войны облюбую где-ни­ будь здесь скромный уго­ лок. Это были мечты. -Но из-за них я едва <не лишился жизни. Вынырну.» из облака, я прямо перед собой увидел десять истребителей противника, Я не испугался и не -повернул об. іратно. До боли сжав в рук.а-х -штурвал, з-а- стыв в страгц* ном -выжида, тельном оцепе­ нении, я, приз­ наться вам, в эти секунды не верил в успех своего реше. ния. Одно для ме'- ня было ясно,— просто и дешево я не отдам им свою жизнь. И вот теперь я сижу среди вас, -и, как видите, в полном здра­ вии. Мое положение было безя-а. дежны.м. Но я -был летчик-кстре- бйггель. Мне было привито еще в школе стремление только насту, пать и уничтожать в -воздушном бою,, -а не обороняться. И я, под­ вернув свою тяжелую -м-ашину строго -в лоб уже не пугавшим ме­ ня самолетам, с предельной ди­ станции открыл огонь. Полоснув неподвижный воздух молнией страшного взрыва.,, -мои- снаряды разметали по сторонам вражеские самолеты. Я быстрым разворотом отвернул в сторону. Из десяти атаковавших 'меіня самолетов, толь­ ко семь уходили -на свою терри­ торию. Остальные, не у-слеа сгореть в воздухе, догорали -на земле. 'Когда я возвращался на -свой аэродром, лучи солнца еще ипр-а- „с,и -на западным склона* гор, и я окончательно решил, что поселюсь после войны здесь, под небом, где м-е-н-я на шту-р-мовике спасло истин, пое чувство .истребителя, «ЛЕТЧИК БАЛТИКИ». ...Мои снаряды разметали вра­ жеские самолеты... -О— По родной стр а н е «812 ДНЕЙ В ДРЕЙФУЮЩИХ ЛЬДАХ» * Участник знаменитой дрей­ фующей экспедиции на ледо­ кольном пароходе «Георгий Се­ дов» Герой Советского Союза В. Буйницкий закончил свою ра­ боту — «812 дней в дрейфующих льдах». Книга представляет со­ бой дневник, который -автор -вел с 24 октября 1937 года до ^ я н ­ варя 1940 -года. Записи Буйницкого -наминают­ ся с того дня, когда «Седов», про­ биваясь через -море Лаптевы-х, был затерт тяжелыми льдами. День за днем ведется рассказ о небольшой группе отважных со­ ветских моряков, которые дре- в-ратил-и вынужденный дрейф в научную экспедицию по изуче­ нию -районов, где никогда не был человек. МТС ЛАТВИИ ПЕРЕД ВЕСЕННИМ СЕЗОНОМ * Восстановленные машинно- тракторные станции и -машинню- коннопрокат.ные пункты Латвии заканчивают подготовку к севу. Большая часть тракто,рного пар­ ка отремонтиро-вана. -На базы завезено достаточное для -ве­ сенних! полеівы-х работ количест­ во горючего. С крестьянами за­ ключены договоры -ва обработку полімиллиюна гектарой земли. Республик.аніек-а.я промыішлен - ность организовала производство -сельскохоз яйст-веиного мнвента- ря. Рижские з-аводы «Имаят», «Красный металлист» и другие выпускают одноконные и паро­ конные плуги-, бороны. НА ЦИТРУСОВЫХ ПЛАНТАЦИЯХ ГРУЗИИ * Н-а цитрусовых плантациях Грузии начались .весенние рабо­ ты. Оовоібождаются от зиім-них укрытий -мандаринные, лимонные -и .апельсинные деревья, пе>река- пы-ввются приствольные круги. Идет подготовка почвы для закладки новых плантаций. Аб­ хазские цит-русоводы -посадят этой весной 177 тысяч саженце * іманда-ринов. лимонов -и алел ы' и- нов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz