Североморский летчик. 1945, апрель.
5 апреля 1945 г., № 81 (461) - с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 8 ИДЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПАРТИЙНОГО АКТИВА К НАЧАЛУ ЗАМЯТИЙ В ШКОЛАХ СОЕДИНЕНИИ За время войны значительно вы росли кадры партийного актива .во флоте. Сегодняшние парторги я комсорги многих партийны* ор ганизаций — молодые члены и кандидаты -нашей большевист ской партии, принятые в боль шинстве своем в партию за годы Великой Отечественной войны. Этот -актив еще не обладает доста точным уровнем идейно-теоретиче ской подготовки и опытом партий но-политической работы. Школы партийного актива и созданы с целью повышать идейно-теоретиче ский уровень актива партийных и комсомольских] организаций, по. мочн ему систематически изучать марксистско-леінинскую теорию, историю партии Ленина—Сталина,, ■обогатить партийный и комсомоль ский актив опытом паіртийно-ио« .лйтической работы. Подготовка к замятиям- в шко лах партийного актива проводится- сравнительно недавно, но -уже .можно подвести некоторые ее ито ги и- наметити то главное, что не обходимо учесть, в первую оче редь, слушателям. Что сделано для подготовки за нятий? Состав слушателей подо бран и распределен по группам и отделениям в зависимости от обще образовательной и политической подготовки. Определен и утвер жден состав преподавателей из кв-алифицированных пропагандист- •ски-хі сил. Те-міы лекций рас пределены среди преподавате лей на весь учебный год (8 месяцев) и по всем дисципли нам. Назначены -классные ру ководители из числа преподава тельского состава по (ведущим дис циплинам—'«Краткому курсу исто рии ВКЩб)» и книге товарища Сталина «О Великой Отечествен ной войне Советского Союза». Эти преподаватели будут вести все -семинарские -занятия по -своей дисциплине -в назначенной им груп пе на протяжении всего учебного года. Составлен- учебный план и расписание занятий. Установлен распорядок дня я точно определен приказом день и час занятий ве чер-него отделения—четверг в 18 .часов. Получены тетради для слу шателей., изготовлены мастерскими ручки и чернильницы. Подготовле но помещение для занятий. Большая задача ложится теперь на слушателей школы. Ведь даже с ам.ая ювалифицированная лек-ция преподавателя не в состоянии дать слушателям все -необхо димые знания. Знания достигаются лишь самостоятельной работой сдѵшателя. Лекции помогают луч ше и правильнее понять изучае мый материал. Вот почему для серьезной учебы требуется боль шая и кропотливая работа- самих слушателей. Самостоятелына-я работа слуша теля всегда скажется на его актив, «ости во...время клае-сно-ігрупповых занятий- Командирам частей и подразде лений необходимо предоставлять свободное -время слушателю шко лы для его -самостоятельной ра боты—один-два свободных, вечера | .в неделю. Но предоставить ©вобор- і ный вечер слушателю—это далеко не все. -На - партийной совести командиров и политработников і лежит задача—помочь слушателям j -школы организовать самостоятель ную учебу. Это значит, прежде всего, что нужно обеспечить каждого слуша теле литературой — «Кратким кур сом историй ВКЩб)-», книгами товарища Сталина: «Вопросы ленинизма» и «О Великой Отечест венной войне Сов-етского Союза». Надо также помочь слушателю групповой и индивидуальной кон сультацией по проходимым темам. Это дело заместителя командира по политчасти и парторга. Парткабинеты, где тт. Жег лов и Гавар, должны органи зовать в постоянные д-ни и часы -консультаций по проходимым -в школах партактива темам. Немаловажное значение для ор ганизации самостоятельной учебы имеет подготовка удобных и рас полагающих- для занятий -помеще ний. Тут на помощь слушателям помимо парткабинетов должны притти- наши офицерские -клубы, а также клубы частей, в которыж можно организовать комнату само стоятельной работы, -и ленинские комнаты подразделений. Только общими усилиями парт организаций, командиров-едино. начальников, политаппарата, слу шателей и преподавателей школ мы сумеем добиться выполнения по ставленной перед вами задачи — ■вооружить знанием основ 'Марк, сизм-а-ленинизма кадры партийного и комсомольского актива. Начальник школы партийного актива капитан Я. ВЯЛЫЙ. НА СНЕГОУБОРКЕ Личный состав' подразделения, где старший лейтенант Сари-ков, в течение всей зимы обеспечивая круглосуточную готовность уда ленного аэродрома. Краснофлотцы работают дружно, по-фронтовому. Особенно хорошие образцы тгѵѵда показывают тт. З а варим, Радочин, Дмитриев и Ме- жуев. Они систематически выпол няют задание На 140—160 процен тов. В весенней снегоуборке личный состав, воодушевленный наступа тельными операциями Красной Ар мии, успешно справляется со свои, ми задачами. Младший лейтенант Г. ТКАЧЕНКО. В ГОСТЯХ У ЛЕТЧИ КОВ Недавно пионеры- и школья-ики- побывали у летчиков-,истребителей -к штурмовиков. У ястребителей нас встретил Герой Советского Союза т. Пет ренко. Знатный североморец про сто и- интересно рассказал ребятам о героях части Тарасове, Шипове и Мельдйзине, вспомнил о том-, как, будучи еще молодым летчиком, сам сбил первый самолет -и взял в плен трех немецких летчиков. Экскурсантам показали самолет, который нарьян-марские строители подарили Герою Советского Союза капитану Тарасову. Несколько пи онеров побывали в кабине машины. Ребята интересовались боевой ра ботой летчиков. Герой Советского Союза т. Петренко был буквально засыпан вопросами. На прощанье он обещая -приехать к .ребятам в школу. У штурмовиков ребят встретили Герой Советского Союза майор Павлов .и майор -Евдокимов. Мы остановились около машины № 3-2 Здесь -не раз личный состав части выстраивался для -принятия правя, телъственных наград, для получе ния- знамени. Около своей машины Герой Советского Союза майор Павлов расс-каэал об «Ильюшине», о том., как он топил вражеские ко рабли. .Каждый из участников экс курсии побывал в кабине штурмо вика.. Тут же т. Гусев рассказал о своих боевых вылетах, о том, как он сбил пять самолетов, как вместе -с боевыми друзьями потопил до де сятка кораблей, о Героях Совет ского Союза Гуляеве, Катунияе и Маркине. Герой Советского Союза майор Синицын подробно интересовался работой пионерского отряда-, уче бой. Ребята обещали учиться толь, ко -на хорошо и отлично. Витя Са вельев' даш -слово сразу жа после каникул исправить, свою двойку. Тут же пионеры договорились о тесной дружбе с летчиками и обе-- іцали показать -свою художествен ную самодеятельность. Четыре часа, которые провели ребята в гостях у летчиков, проле тели .незаметно. 'Расстались тепло. Школьники остались благодарны тт. Петренко, Павлову, Синицыну и Гусеву за сердечный -и теплый прием’. За ор ганизацию хорошей встречи ребя.та сердечно благодарят и т. Андрю шина-. На обратном пути старший лей тенант Селиков показал КП Сафо нова « стоянку его самолета, На другой день капитан Пейса- хович рассказал школьникам о бо ях по освобождению Советского Заполярья.. Беседа была живой и интересной. После беседы демон стрировался кинофильм «М.аілаіхов курган». Лектор Варшавская Л. А. провела с детьми беседу -ва тему «Александр Невский». Так пионеры и октябрята прове ли -свои весенние каникулы. Пионервожатая А. ЕВТЮКОВА. КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ Летчик-истребатель ст. лейтенант А. М ЕЛВШ КО Рисунки Г. Березкнна. ■ Старший лейтенант Сергеев в начале войны летал на .истребите ле, Но после того, -как он упал на территории, занятой .врагом, ока зался в плену to бежал через не сколько дней, его перевели со скоростной машины на более тихо ходную. Вырвавшись из лап фашистов, старший лейтенант принес на своем измученном тела следы нечелове. ческйх пыток. Раны его затянулись, и все же он едва не был демобилизован .из авиации. Немцы, о ко торых старший лейтенант не мог слышать , не по. багровев от .гне ва, выжгли на его шее звезду. От нее остался след страшной затянувшейся раны., навсегда лишивший его .возможности свободно дви гать головой. ©от это и яви лось той не предвиденной причиной в его жизни, которая, к великому его огорчению, за крыла для «его двери в истре бительную авиа цию. Отлежавшись і В' госпитале, старший лейтенант перешел и,а штурмовик, и даже летая на этой воздушной крепости, он не 'пере ставал считать себя все же истре бителем. Только мы, курсанты, прислуши ваясь к разговорам, ходившим по эскадрилье, не особенно -верил» в то, что Сергеев остался истреби телем. Мы знали о его -песчастыі. О нем говорил и голубой шарфик ка его шее. Не верилось нам, что на своем тяжелом штурмовике, который Сергеев звал не «Ильюшеяі», а ястребком,, он сбил три самолета, в одном воздушном бою. Мы, при знаться по правде, сомневались, пока сам он -не рассказал об этом. — В этом нет ничего странно го,—улыбаясь начал он рассказ. —- Летел я на штурмовике -в -разведку. На -севере -в дымке про стирались необ’ятные просторы Кубани, на юге—Черное мо-ре, све жее и манящее голубизной. А по до мной горы, горыі! Величествен ные si грозные. Я летел на высоте тысячи мет ров. Навстречу изредка попада- СОСТЯЗАНИЯ ПЕРВЫХ АВИАТОРОВ В КАННАХ Т 1РИДЦАПГЬ пят лет назад, 4 * апреля 1910 -года, во француз ском городе Кавны, расположен ном на берегу Средиземного .моря, происходили состязания первых авиаторов. Город, раскинувшийся у подножья гор, защищенный от -вет ров, был особенно удобен для по летов, так как самолеты того в-ре- •меін.и могли летать то.тько в хоро шую, безветренную погоду. Из участников состязаний осо бенно выделялся русский летчик Николай Евграфович Попов, летав-, ший на аэроплане системы Райт. Попов, как и М. Н. Ефимов, окон чившие в конце 1909 года летную школу -во Франции, был-и первыми русскими авиаторами. Попов на этих состязаниях получил призы за высоту и полеты вне .аэродрома. Он совершил замечательнейший по тому -в.ремени полет, пролетев во семнадцать километров над морем. Аэроплан Райт .в это время еще не имел шасси и подним.а-лс-я в .воз. дух со -специального приспособле ния,, скользя по -рельсу. Дальнейшие полеты- происходили в Ницце, где особенно выделился Михаил -Никифорович Ефимов, ко торый завоевал почти все главные призы и приобрел всемирную из вестность. Ефимов работал в каче стве .монтера на телеграфе и быт членом Одесского аэроклуба, Ког да в 1909 году после перелета Бле рио через Ла-Манш -выяснились широчайшие -перспективы авиации, правление клуба -решило послать одного -из своих членов во Фран цию для обучения полетам. Так как клуб .не имел средств для этого, то некий одесский банкир Ксиди.ас взял на себя -расходы по обучению Ефимова с тем, чтобы тот -выплатил е-му впоследствии... тридцать тысяч ф-ра-н.ков! Ефимов оказался очень способ- ны-м учеником и -скоро превзошел своих учителей, но кабальное уело, вне с Ксидиасом ему пришлось чувствовать иа себе очень долго! лисы облачка. Весело ныряя в них, я ощущал особенное удовольствие. Я думал о жизни -в этих горах, над которыми летел. Казалось, а этот час ничего не существовало, кроме этих ялаів-но. скользивших под моим самолетом зубчатых вершин, ослеп т ельно сверкающих ів золотистых лучах заходившего солнца, зелены-х мас сивов кудрявым лесов, иол-ньих той особенной жизни., которая безгра нично радует человека. Смешн-о рассказывать, «о я думал о том, как после войны облюбую где-ни будь здесь скромный уго лок. Это были мечты. -Но из-за них я едва <не лишился жизни. Вынырну.» из облака, я прямо перед собой увидел десять истребителей противника, Я не испугался и не -повернул об. іратно. До боли сжав в рук.а-х -штурвал, з-а- стыв в страгц* ном -выжида, тельном оцепе нении, я, приз наться вам, в эти секунды не верил в успех своего реше. ния. Одно для ме'- ня было ясно,— просто и дешево я не отдам им свою жизнь. И вот теперь я сижу среди вас, -и, как видите, в полном здра вии. Мое положение было безя-а. дежны.м. Но я -был летчик-кстре- бйггель. Мне было привито еще в школе стремление только насту, пать и уничтожать в -воздушном бою,, -а не обороняться. И я, под вернув свою тяжелую -м-ашину строго -в лоб уже не пугавшим ме ня самолетам, с предельной ди станции открыл огонь. Полоснув неподвижный воздух молнией страшного взрыва.,, -мои- снаряды разметали по сторонам вражеские самолеты. Я быстрым разворотом отвернул в сторону. Из десяти атаковавших 'меіня самолетов, толь ко семь уходили -на свою терри торию. Остальные, не у-слеа сгореть в воздухе, догорали -на земле. 'Когда я возвращался на -свой аэродром, лучи солнца еще ипр-а- „с,и -на западным склона* гор, и я окончательно решил, что поселюсь после войны здесь, под небом, где м-е-н-я на шту-р-мовике спасло истин, пое чувство .истребителя, «ЛЕТЧИК БАЛТИКИ». ...Мои снаряды разметали вра жеские самолеты... -О— По родной стр а н е «812 ДНЕЙ В ДРЕЙФУЮЩИХ ЛЬДАХ» * Участник знаменитой дрей фующей экспедиции на ледо кольном пароходе «Георгий Се дов» Герой Советского Союза В. Буйницкий закончил свою ра боту — «812 дней в дрейфующих льдах». Книга представляет со бой дневник, который -автор -вел с 24 октября 1937 года до ^ я н варя 1940 -года. Записи Буйницкого -наминают ся с того дня, когда «Седов», про биваясь через -море Лаптевы-х, был затерт тяжелыми льдами. День за днем ведется рассказ о небольшой группе отважных со ветских моряков, которые дре- в-ратил-и вынужденный дрейф в научную экспедицию по изуче нию -районов, где никогда не был человек. МТС ЛАТВИИ ПЕРЕД ВЕСЕННИМ СЕЗОНОМ * Восстановленные машинно- тракторные станции и -машинню- коннопрокат.ные пункты Латвии заканчивают подготовку к севу. Большая часть тракто,рного пар ка отремонтиро-вана. -На базы завезено достаточное для -ве сенних! полеівы-х работ количест во горючего. С крестьянами за ключены договоры -ва обработку полімиллиюна гектарой земли. Республик.аніек-а.я промыішлен - ность организовала производство -сельскохоз яйст-веиного мнвента- ря. Рижские з-аводы «Имаят», «Красный металлист» и другие выпускают одноконные и паро конные плуги-, бороны. НА ЦИТРУСОВЫХ ПЛАНТАЦИЯХ ГРУЗИИ * Н-а цитрусовых плантациях Грузии начались .весенние рабо ты. Оовоібождаются от зиім-них укрытий -мандаринные, лимонные -и .апельсинные деревья, пе>река- пы-ввются приствольные круги. Идет подготовка почвы для закладки новых плантаций. Аб хазские цит-русоводы -посадят этой весной 177 тысяч саженце * іманда-ринов. лимонов -и алел ы' и- нов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz