Североморский летчик. 1945, апрель.

2 — СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК апреля 194-5 г., № 81 (461). Суровый урок ПОЧЕМУ САМОЛЕТ КУДРЯВЦЕВА НЕ ВЫЛЕТЕЛ НА БОЕВОЕ ЗАДАНИЕ Верховный Глашюко-маінду-ющий Маршал Советского Союза товарищ Сталин .говорит, что: «Полная победа над «емцами теперь уже близка. Но победа -никогда не при­ ходит сама., — она добивается в тяжелы* боях и в упорном труде,,. Надо помнить, что чем ближе па­ та победа, тем выше должна быть наша бдительность, тем сильнее должны быть наши удары по вра­ гу». Эти сталинские сло-'ва яв­ ляются нерушимым законом для всей Красной Армии и Военно- Морского Флота, которые успешно завершают раізгром немецко-фа­ шистских захватчиков. Т,|>ебова.ния .вождя ® іравной мере относятся и к летчика,м-северомор. нам. Перед наш встала "почетная задача, —•полностью очистить Ва­ ренново -море от немцев. Эти тре­ бования воодушевили северомор. пев на новые подвиги во имя Ро­ дины, да повышение боевой готов­ ности, мл бдительное несение боевой вахты я море. Известно, что одним из решающих условий усиления наших ударов по -врагу всегда была высокая боевая готовность, от которой, особенно ь авиации, зависит успех в борьбе с -аратом, -Боевая готовность лет­ ных частей в первую очередь опре­ деляется готовностью материаль­ ной части самолетов, их -вооруже­ ния и оборудования. Поэтому пер­ вейшая задача -инженеров, механи- нов, вооружение®, прибористов и электриков — содержать все са­ молеты в постоянной готовности. Нам известны много-численные примеры образцовой работы техни­ ческого состава. В дни напряжен­ ной боевой деятельности, когда североморские истребители, штур­ мовики, разведчики и торпедонос. цы совершали по нескольку 'бое-вы-х вылетов, когда зачастую с задания машины .возвращались с сильными повреждениями, получетными в жестоком бою, техники работали, не покладая рук.Многие -из них -рл ;ш быстрейшего -ввода к назначен­ ному .времени машины ів строй не уходили с рабочего места сутка­ ми, забывая ой отдыхе и сне. И не случайно имена этих замечатель­ ных тружеников всегда стояли и стоят наряду с -именами героевоже­ сточенных схваток; -не случайно -их трудовая доблесть отмечена вы­ сокими правительственными награ­ дами. С немепын-им энтузиазмом при- -----О— ХОРОШАЯ ЛЕКЦИЯ В подразделении лейтенанта ]ответил на ряд вопросов Алехина прочитана лекция «О ' диалектическом -и историческом материализме». Лекцию читал ка- питан т. М йлин - ц - яін , хорошо и со­ держательно изложивший мате­ риал. -После лекции т. Малн-н-цян ступили к своей слож-ной -ра.бо те техники, механики и -все те, кто готовит самолеты -к вылету, в пе­ риод напряженной учебно-боевой подготовки. В это время нм также приходится обслуживать большое количество вылетов, снаряжать ма­ шины а трудные полеты на Г1ЛО проводимых конвоев -и поиск под- водныіх лодок -противника. — Готовить машины качественно и быстро,—под таким лозунгом ра. ботает основная -масса техниче­ ского состава нашей гвардейской части. Однако, как -говорится, «в семье не без урода». Среди замечатель­ ных дисциплинированных труже­ ников нашлись и- такие разгильдяи, которые решили, что для них война уже кончилась, что теперь некуда спешить, что, наконец, можно ра­ ботать «по-мирному». Эти люди за­ были о том, что -в водах Баренцева -моря еще плавают подводные лод­ ки не.м-цев, что борьба с ними —• святая обязанность североморских летчиков. Недавно в подразделении, где т. Кудрявцев., машина по -вине тех­ ника -не вылетела н-а боевое зада­ ние. Виновником этого .происшест­ вия является саім Кудрявцев, ко­ торый іне соизволил выполнить распоряжение старшего начальни­ ка о немедленном вводе в ст-рой самолета. Вместо того, чтобы ор­ ганизовать работу ночью, как это­ го требовала обстановка, Кудряв­ цев самовольно оставил дело до утра, хотя и зн-ал, что -самолет включен в боевой расчет. В ре­ зультате вылет одной машины на. боевое задание был сорван. Офицерский состав резко осудил нросту-пок т. Кудрявцева. Многие товарищи, выступая -на офицерском и .партийном собрании, подвергли жестокой критике коммуниста- офицера. Они прямо говорили, что этот проступок граничит с пре­ ступлением. Эт-а сурова-я оценка безусловно правильна. Все, кто хоть -в «езна.чительной степени еще позволяет себе сей­ час, в дни напряженной борьбы с подводным вра-гом, «работать» так, -как Кудрявцев, должны сделать соответствующие урока. Гвардии -выводы из этого майор И. ГРОМОВ. ТОРПЕДОНОСЦЫ ИДУТ В АТАКУ... ЛЕТЧИКИ-ГВАРДЕЙЦЫ ОТТАЧИВАЮТ БОЕВОЕ МАСТЕРСТВО -БОРТ КОРАБЛЯ -Н. (От наш. корр.). Эсминец отшвартовался и стал на условленное место. Се­ годня этот заслуженный сев-еро. морекий корабль, не раз участво­ вавший п боя* с врагом, будет -слу­ жить целью для «атак» гвардей­ цев-торпедоносцев. Краснознаменный Балтфлот. Подводная лодка уходит в бое­ вой поход. по те­ ме. Слушатели остались очень довольны лекцией, которая об­ легчила им изучение IV гл-ав-ы «Краткого курса истории ©КЩб)». Парторг В. МЕЩАНИНОВ. ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЗАНЯТИЙ В ПАРТИЙНОЙ ШИОЛЕ 2 апреля начались занятия в шко­ ле партийного актива Н-ского сое­ динения. -В светлом просторном лекцион­ ном зале слушатели заняли места за новыми -столами. Перед каждым блокнот и тетрадь. Некоторые при­ несли с собой «■Краткий курс исто, рии ВК-Щб)», книгу товарища Сталина «О Великой Отечествен­ ной івойне Советского Союза». Первую лекцию «Борьба за соз­ дание социал-демократической ра­ бочей партии в России» читает под­ полковник Крылов. На -стене раз­ вешаны диаграммы -и плакаты, к которым временами обращается- лектор, Большинство -слушателей делает пометки в тетрадях. Он-и ве­ дут конспекты. Но некоторым- трудна справиться сразу с двумя делами — -слушать и быстро запи­ сывать, и они -смущены. В конце занятий этим товарищам раз’ясш- ли, что умение записывать лекцию дается нѳ сразу -и приходит -со вре­ менем, -и унывать по этому поводу не следует. 'Первая лекция слушается- со вниманием. Преподаватель в конце ответил «а поступившие -вопросы. Вторую лекцию «Чему учит кни­ га товарища Сталина «О Великой Отечественной -войне Советского Союза» прочел капитан Кутепов. В конце занятий полковник Ко­ миссаров провел небольшую бесе­ ду со слушателями и дал им ряд полезных советов. К. ЗАХАРОВ. На -мостике, вместе с .команди­ ром корабля., -находятся авиацион­ ные представители. Они пришли для того, чтобы убедиться, на­ сколько правильно летчики умеют .заходить «а цель, .атаковывать ее, а если потребуется,—во-®ремя под­ сказать торпедоносцам их ошибки. Ведь с корабля-цели куда лучше -видны действия каждого летчика. Вдали показывается самолет. Он делает большой круг н,ад сопками и, снижаясь, идет в «атаку». Вот также однажды на этот эсминец шли немецкие торпедоносцы. Тог­ да зенитчики корабля поставили заве.сы заградительного огня и от­ били атаку врага. Сегодня они то­ же -на-готове. -Пока наш самолет сближается, зенитчики тренируют­ ся в определении дистанции, отра­ батывают технику стрельбы. Все бли-же подходит торпедоно­ сец к эсминцу... Н,а мгновение са­ молет замирает, а затем резко от­ ворачивает в сторону: торпеда «сброшена®! На этот раз во время полета летчик не держал постоян­ ной высоты-, слишком близко «жал. ся» к -воде и взял большую ди­ станцию сбрасывания. В бою так трудно добиться точности удара. Гвардии -майор Теплое -по -радио указывает летчику е-го недостатки. — Вас -понял, — отвечает коман­ дир -экипажа. После первого пробного полета, самолеты начинают появляться над эсминцем чаще. Они делают круг, ложатся на боевой -курс и, «сбро­ сив» торпеду, проскакивают над кораблем. Один за дру-гнм гвардей­ цы тт. Гноевой, Чердан-цеів, Бобы­ лев, Штемюнетяін, -Бычков проверя­ ют -свои силы, на практике узнают, крепки ли у них знания-, получен­ ные за время классной учебы. Вот в атаку на эсминец заходит торпе­ доносец гвардии лейтенанта Гное- вого. -Самолет разворачивается и бер-еіт курс н-а цель. ІТа фойе сопок летчик скрадывает машину от глаз корабля. Но гвардии- лейтенант, стараясь подойти -незаметно, до предела «прижимает» самолет -к воде. Такая высота в бою во время атаки торпедоносцу вредна. Сни­ жаясь так, летчик во-первых, -ри­ скует тем, что сброшенная -им тор-, п-еда -не поразит цель, во-вторых, допускает такое положение, когда при- малейшей неосторожности в технике пилотирования -само­ лет -может «резаться в в-од.у. Гвар­ дии майор Теплое, эаіскочив на по­ лубак, сигнальным -флагом ста­ рается предупредить т. Гноевого -об ошибке. Но поздно. Две зеле­ ных ракеты означают, что торпеда «сброшена». — Зашли на цель плохо, низко,— передает Те-плов по радио летчику Гноевому. Пропустив вперед летчика Чер­ дакцена, который отлично выдер­ жал высоту, направление и ди­ станцию, .гвардии лейтенант -Гное- вой вновь пошел в «атаку». — Вот теперь другое дело. Пра­ вильно. Хорошо идете, — говорит гвардии майор Те-плов. После того, как первая группа торпедоносцев, выполнив свои уп­ ражнения, ушла на посадку, коман­ дир корабля -решил развернуть эс­ минец. — Совместим тренировку ваших летчиков с тренировкой наших зе­ нитчиков. Дадим -возможность по­ практиковаться командам зенит­ ных орудий левого борта,—сказал командир корабля. Проходит несколько -минут, и ко­ рабль развернулся ле-вы-м бортом к условленному направлению захода самолетов. Торпедоносцы -пошли -в «атаку». Все летчики- заход произ­ водили лучше.. Однако от опытного глаза флагманских -специалистов, находящихся на корабле-цели, не. ускользали даже самые .мелкие ошибки. Летчик Штемонетян слиш­ ком «разболтал» -машину. По радио ему немедленно указали на это. Летчик Бычков «сбросил» торпеду -с бошышо-й дистанции и неправиль­ но развернулся. Бычкова предупре­ дили. На следующем заходе гвар­ деец исп-равил ошибку. Ровно в назначенное -в-ремя поле, ты закончились. Командир кораб­ ля пригласил офицеров-летчиков в свою каюту. Состоялось короткое совещание. Ма-йор т. Шейнкман, от­ метив, что летчики-гвардейцы неплохо справились -со своими, эа- дачаіміи, указал на недостатки. —• Больше организованности, четкости должно быть во время .по. летав, — сказал он. —• От летчи­ ков следует добиваться лучшей от­ работки дистанции, чтобы он-и бо­ лее продолжительное время дер­ жали машину на боевом курсе. Мо­ мент «сбрасывания» торпеды обяза­ тельно должен отмечаться .ракетой. Неплохо, если летчики при заходе на вторую атаку уменьш.а-т радиус круга. Это дает экономию времени. Поблагодарив командира кораб­ ля, авиационные представители -со­ шли на берег. Вечером им пред­ стояло разобрать полеты со -всем летны.м составом. Завтра же эсми­ нец «-Н» снова выйдет н-а полигон, и молодые .гвардейцы-торпедонос­ цы-, совместно с моряками, будут продолжать со верше нствоваяне своей боев-ой выучки., готовиться к решающим боям с вра-гом-. Это явится их лучшим- ответом на успе­ хи Красной Армии, уничтожающей врага на немецкой- земле. К . ЗАРОДОВ. ОТВЕЧАЕМ НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ ТАКТИКА НЕМЕЦКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ СЕГОДНЯ Летчик-истребитель лейтенант В. Шевченко обратился в редакцию с просьбой поместить материал, рассказывающий о тактике немецких истребителей в боях на советско-германском фронте в на­ стоящее время. Выполняя просьбу т. Шевченко, печатаем статью «Тактика немецких истребителей сегодня», подготовленную по ма­ териалам центральных газет. іВ последнее время противник -на советско-германском фронте акти­ визировал действия своей авиации. В районы Берлина, Штеттина, Штаргарда он стянул -крупные си­ лы истребителей из глубины Гер­ мании и с западных участковфрон. та. В конце Ю4-4 года на нашем фронте отмечено появление «Фок- іке-іВулыф-190» новой, серии «А8» {«ФВ-іІЭО А8»). Это -истребитель •ПВО, предназначенный в основном для борьбы с бомбардировщиками. «ФВ-190 А8» но своему внешнему виду, аэродинамике и геометриче. ским да,-иным не имеет отличий от «ФВ» старых серий. Немцы счита­ ют сейчас «ФВ-1І90А-8» лучшим се­ рийным истребителем Германия. Однако по летным данным он зна­ чительно уступает советским ист­ ребителям. -В тактике у немецких летчнков- ист-ребителей нет ничего нового. ■Окончательная потеря боевой и-ни. циатиаы и превосходства в возду­ хе на всех) уч-асткахі нашего фрон­ та вынудила фашистских -пилотов сменить лишь тактические приемы .воздушного боя, Они носят сейчас оборонительный характер. Все реже совершая полеты над территорией, занятой советскими войсками, немцы -весьма неохотно применяют теперь такие формы боевыж действий, «как, например, свободный поиск, блокирование аэ. родромов и- т. д. По существу -вся деятельность вражеской .авиации сосредоточена в -настоящее время .над полем боя н н-аправлена на при­ крытие своих- войск, тылов и ком­ муникаций. Еще совсем недавно немцы до­ вольна часта прибегали -к активно­ му методу борьбы — «выметанию», выделяя для этой цели специально оттренироваян-ые -группы истреби­ телей. В последних боях наблюда­ лось лишь патрулирование отдель­ ных пар if мелких групп самолетов противника над расположением своих .войск. 'Подобным патрулиро­ ванием -немцы преследуют ограни­ ченную цель: внезапными атаками поражать отдельные наши экипа­ жи, менее осторожные и недоста­ точно осмотрительные. -К этому и направлены все старания -неприяте. ля. Его патрулирующие пары, как правило, находятся друг от друга ка удалении, на непрерывно под­ держивают между собой радио­ связь, информируя д-руг друга о воздушной обстановка и своем ме­ стонахождении. В тех сл.учая-х, когда советские истребители атакуют один из не­ мецких патрулей, его пилоты сооб. ща-ют об этом по радио соседям, которые тотчас же при,ходят на помощь атакованным. Вызванные ■на помощь патрули обычно стара­ ются подойти и атаковать внезапно из-за облачности, со стороны- солн. ца и т. п. В такой обстановке сли-ш. ком увлеченный боем и ослабивший бдительность летчик легко может стать добычей немцев. Избегая -встреч с йашимвд истре­ бителями, -гитлеровцы бо-лее раз­ вязно держатся при появлении штурмовиков и бомбардировщиков, особенно упорно противодействуя им на малых высотах. В этим по­ летах использую-тоя «Мессер-шмит. ты» и «Фокке-Вульфы», имеющие усиленное вооружение. 'Находясь над своими войсками или в -специ­ альной зоне ожидания, .вражеские летчики поддерживают связь с на­ земными постами наведения и воз­ душного наблюдения. Они -появля­ ются по вызову и- стараются напа­ дать на «Ильюшиных» или «Петля- -ковы*» чаще всего в -момент выда­ ла их из атаки. Чтобы скрытно подойти к группам -наших -самоле­ тов, фашисты используют пересе­ ченный рельеф местности. Если пер­ вая атака не удалась, истребители противника повторяют ее при от­ ходе наших самолетов от цели -или •в -момент сбора,, пока они еще не успели принять компактный строй. -При этом не-міцы довольно часто прибегают к хитрости: после пер­ вой, почему-либо неудэашейсяата. ки, они отстают, демонстрируя уход «домой», а затем -маневрируют вне поля з-рения наших экипажей и атакуют вторично с другого иа- праівле-ния. При наличии многоярусной оо- лаічности немцы прибегают подчас к барражированию над .нашей тер­ риторией, заходя до 5— 10 километ­ ров в глубину. Этот -барраж п-роиз- -водится чаще всего парами или четверками на различных -высотах. Цель подобных полетов — вы-сле­ живаше одиночных самолетов, по­ чему-либо отставших, а также не­ больших групп, которые направля­ ются к полю боя или возвращаются на свои аэродромы. Находясь в определенной зоне, чаще в полосе вероятных маршрутов, немецкие летчики-истребители стараются в брать удобный момент,, чтобы а-та ковать наши самолеты, внезапно. Подобная атака обычно рассчитат на один стремительный «клево сверху, без последующего завязь- івіания боя и преследования. В с У чае -неудачи- немцы тотчас же У дят на свою территорию. Все эти тактические приемы Фа' шистских летчиков представлякуг собой, по сути дела, вариации при менявшихся ранее приемов. Совет ские летчики при первых жѳ,встре­ ча* хорошо уяснили их и теперь соответственно строят свои ><>е вые порядки, -не оставляя непрям телю никаких шансов на успех.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz