Североморский летчик. 1945, апрель.
2 — СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК апреля 194-5 г., № 81 (461). Суровый урок ПОЧЕМУ САМОЛЕТ КУДРЯВЦЕВА НЕ ВЫЛЕТЕЛ НА БОЕВОЕ ЗАДАНИЕ Верховный Глашюко-маінду-ющий Маршал Советского Союза товарищ Сталин .говорит, что: «Полная победа над «емцами теперь уже близка. Но победа -никогда не при ходит сама., — она добивается в тяжелы* боях и в упорном труде,,. Надо помнить, что чем ближе па та победа, тем выше должна быть наша бдительность, тем сильнее должны быть наши удары по вра гу». Эти сталинские сло-'ва яв ляются нерушимым законом для всей Красной Армии и Военно- Морского Флота, которые успешно завершают раізгром немецко-фа шистских захватчиков. Т,|>ебова.ния .вождя ® іравной мере относятся и к летчика,м-северомор. нам. Перед наш встала "почетная задача, —•полностью очистить Ва ренново -море от немцев. Эти тре бования воодушевили северомор. пев на новые подвиги во имя Ро дины, да повышение боевой готов ности, мл бдительное несение боевой вахты я море. Известно, что одним из решающих условий усиления наших ударов по -врагу всегда была высокая боевая готовность, от которой, особенно ь авиации, зависит успех в борьбе с -аратом, -Боевая готовность лет ных частей в первую очередь опре деляется готовностью материаль ной части самолетов, их -вооруже ния и оборудования. Поэтому пер вейшая задача -инженеров, механи- нов, вооружение®, прибористов и электриков — содержать все са молеты в постоянной готовности. Нам известны много-численные примеры образцовой работы техни ческого состава. В дни напряжен ной боевой деятельности, когда североморские истребители, штур мовики, разведчики и торпедонос. цы совершали по нескольку 'бое-вы-х вылетов, когда зачастую с задания машины .возвращались с сильными повреждениями, получетными в жестоком бою, техники работали, не покладая рук.Многие -из них -рл ;ш быстрейшего -ввода к назначен ному .времени машины ів строй не уходили с рабочего места сутка ми, забывая ой отдыхе и сне. И не случайно имена этих замечатель ных тружеников всегда стояли и стоят наряду с -именами героевоже сточенных схваток; -не случайно -их трудовая доблесть отмечена вы сокими правительственными награ дами. С немепын-им энтузиазмом при- -----О— ХОРОШАЯ ЛЕКЦИЯ В подразделении лейтенанта ]ответил на ряд вопросов Алехина прочитана лекция «О ' диалектическом -и историческом материализме». Лекцию читал ка- питан т. М йлин - ц - яін , хорошо и со держательно изложивший мате риал. -После лекции т. Малн-н-цян ступили к своей слож-ной -ра.бо те техники, механики и -все те, кто готовит самолеты -к вылету, в пе риод напряженной учебно-боевой подготовки. В это время нм также приходится обслуживать большое количество вылетов, снаряжать ма шины а трудные полеты на Г1ЛО проводимых конвоев -и поиск под- водныіх лодок -противника. — Готовить машины качественно и быстро,—под таким лозунгом ра. ботает основная -масса техниче ского состава нашей гвардейской части. Однако, как -говорится, «в семье не без урода». Среди замечатель ных дисциплинированных труже ников нашлись и- такие разгильдяи, которые решили, что для них война уже кончилась, что теперь некуда спешить, что, наконец, можно ра ботать «по-мирному». Эти люди за были о том, что -в водах Баренцева -моря еще плавают подводные лод ки не.м-цев, что борьба с ними —• святая обязанность североморских летчиков. Недавно в подразделении, где т. Кудрявцев., машина по -вине тех ника -не вылетела н-а боевое зада ние. Виновником этого .происшест вия является саім Кудрявцев, ко торый іне соизволил выполнить распоряжение старшего начальни ка о немедленном вводе в ст-рой самолета. Вместо того, чтобы ор ганизовать работу ночью, как это го требовала обстановка, Кудряв цев самовольно оставил дело до утра, хотя и зн-ал, что -самолет включен в боевой расчет. В ре зультате вылет одной машины на. боевое задание был сорван. Офицерский состав резко осудил нросту-пок т. Кудрявцева. Многие товарищи, выступая -на офицерском и .партийном собрании, подвергли жестокой критике коммуниста- офицера. Они прямо говорили, что этот проступок граничит с пре ступлением. Эт-а сурова-я оценка безусловно правильна. Все, кто хоть -в «езна.чительной степени еще позволяет себе сей час, в дни напряженной борьбы с подводным вра-гом, «работать» так, -как Кудрявцев, должны сделать соответствующие урока. Гвардии -выводы из этого майор И. ГРОМОВ. ТОРПЕДОНОСЦЫ ИДУТ В АТАКУ... ЛЕТЧИКИ-ГВАРДЕЙЦЫ ОТТАЧИВАЮТ БОЕВОЕ МАСТЕРСТВО -БОРТ КОРАБЛЯ -Н. (От наш. корр.). Эсминец отшвартовался и стал на условленное место. Се годня этот заслуженный сев-еро. морекий корабль, не раз участво вавший п боя* с врагом, будет -слу жить целью для «атак» гвардей цев-торпедоносцев. Краснознаменный Балтфлот. Подводная лодка уходит в бое вой поход. по те ме. Слушатели остались очень довольны лекцией, которая об легчила им изучение IV гл-ав-ы «Краткого курса истории ©КЩб)». Парторг В. МЕЩАНИНОВ. ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЗАНЯТИЙ В ПАРТИЙНОЙ ШИОЛЕ 2 апреля начались занятия в шко ле партийного актива Н-ского сое динения. -В светлом просторном лекцион ном зале слушатели заняли места за новыми -столами. Перед каждым блокнот и тетрадь. Некоторые при несли с собой «■Краткий курс исто, рии ВК-Щб)», книгу товарища Сталина «О Великой Отечествен ной івойне Советского Союза». Первую лекцию «Борьба за соз дание социал-демократической ра бочей партии в России» читает под полковник Крылов. На -стене раз вешаны диаграммы -и плакаты, к которым временами обращается- лектор, Большинство -слушателей делает пометки в тетрадях. Он-и ве дут конспекты. Но некоторым- трудна справиться сразу с двумя делами — -слушать и быстро запи сывать, и они -смущены. В конце занятий этим товарищам раз’ясш- ли, что умение записывать лекцию дается нѳ сразу -и приходит -со вре менем, -и унывать по этому поводу не следует. 'Первая лекция слушается- со вниманием. Преподаватель в конце ответил «а поступившие -вопросы. Вторую лекцию «Чему учит кни га товарища Сталина «О Великой Отечественной -войне Советского Союза» прочел капитан Кутепов. В конце занятий полковник Ко миссаров провел небольшую бесе ду со слушателями и дал им ряд полезных советов. К. ЗАХАРОВ. На -мостике, вместе с .команди ром корабля., -находятся авиацион ные представители. Они пришли для того, чтобы убедиться, на сколько правильно летчики умеют .заходить «а цель, .атаковывать ее, а если потребуется,—во-®ремя под сказать торпедоносцам их ошибки. Ведь с корабля-цели куда лучше -видны действия каждого летчика. Вдали показывается самолет. Он делает большой круг н,ад сопками и, снижаясь, идет в «атаку». Вот также однажды на этот эсминец шли немецкие торпедоносцы. Тог да зенитчики корабля поставили заве.сы заградительного огня и от били атаку врага. Сегодня они то же -на-готове. -Пока наш самолет сближается, зенитчики тренируют ся в определении дистанции, отра батывают технику стрельбы. Все бли-же подходит торпедоно сец к эсминцу... Н,а мгновение са молет замирает, а затем резко от ворачивает в сторону: торпеда «сброшена®! На этот раз во время полета летчик не держал постоян ной высоты-, слишком близко «жал. ся» к -воде и взял большую ди станцию сбрасывания. В бою так трудно добиться точности удара. Гвардии -майор Теплое -по -радио указывает летчику е-го недостатки. — Вас -понял, — отвечает коман дир -экипажа. После первого пробного полета, самолеты начинают появляться над эсминцем чаще. Они делают круг, ложатся на боевой -курс и, «сбро сив» торпеду, проскакивают над кораблем. Один за дру-гнм гвардей цы тт. Гноевой, Чердан-цеів, Бобы лев, Штемюнетяін, -Бычков проверя ют -свои силы, на практике узнают, крепки ли у них знания-, получен ные за время классной учебы. Вот в атаку на эсминец заходит торпе доносец гвардии лейтенанта Гное- вого. -Самолет разворачивается и бер-еіт курс н-а цель. ІТа фойе сопок летчик скрадывает машину от глаз корабля. Но гвардии- лейтенант, стараясь подойти -незаметно, до предела «прижимает» самолет -к воде. Такая высота в бою во время атаки торпедоносцу вредна. Сни жаясь так, летчик во-первых, -ри скует тем, что сброшенная -им тор-, п-еда -не поразит цель, во-вторых, допускает такое положение, когда при- малейшей неосторожности в технике пилотирования -само лет -может «резаться в в-од.у. Гвар дии майор Теплое, эаіскочив на по лубак, сигнальным -флагом ста рается предупредить т. Гноевого -об ошибке. Но поздно. Две зеле ных ракеты означают, что торпеда «сброшена». — Зашли на цель плохо, низко,— передает Те-плов по радио летчику Гноевому. Пропустив вперед летчика Чер дакцена, который отлично выдер жал высоту, направление и ди станцию, .гвардии лейтенант -Гное- вой вновь пошел в «атаку». — Вот теперь другое дело. Пра вильно. Хорошо идете, — говорит гвардии майор Те-плов. После того, как первая группа торпедоносцев, выполнив свои уп ражнения, ушла на посадку, коман дир корабля -решил развернуть эс минец. — Совместим тренировку ваших летчиков с тренировкой наших зе нитчиков. Дадим -возможность по практиковаться командам зенит ных орудий левого борта,—сказал командир корабля. Проходит несколько -минут, и ко рабль развернулся ле-вы-м бортом к условленному направлению захода самолетов. Торпедоносцы -пошли -в «атаку». Все летчики- заход произ водили лучше.. Однако от опытного глаза флагманских -специалистов, находящихся на корабле-цели, не. ускользали даже самые .мелкие ошибки. Летчик Штемонетян слиш ком «разболтал» -машину. По радио ему немедленно указали на это. Летчик Бычков «сбросил» торпеду -с бошышо-й дистанции и неправиль но развернулся. Бычкова предупре дили. На следующем заходе гвар деец исп-равил ошибку. Ровно в назначенное -в-ремя поле, ты закончились. Командир кораб ля пригласил офицеров-летчиков в свою каюту. Состоялось короткое совещание. Ма-йор т. Шейнкман, от метив, что летчики-гвардейцы неплохо справились -со своими, эа- дачаіміи, указал на недостатки. —• Больше организованности, четкости должно быть во время .по. летав, — сказал он. —• От летчи ков следует добиваться лучшей от работки дистанции, чтобы он-и бо лее продолжительное время дер жали машину на боевом курсе. Мо мент «сбрасывания» торпеды обяза тельно должен отмечаться .ракетой. Неплохо, если летчики при заходе на вторую атаку уменьш.а-т радиус круга. Это дает экономию времени. Поблагодарив командира кораб ля, авиационные представители -со шли на берег. Вечером им пред стояло разобрать полеты со -всем летны.м составом. Завтра же эсми нец «-Н» снова выйдет н-а полигон, и молодые .гвардейцы-торпедонос цы-, совместно с моряками, будут продолжать со верше нствоваяне своей боев-ой выучки., готовиться к решающим боям с вра-гом-. Это явится их лучшим- ответом на успе хи Красной Армии, уничтожающей врага на немецкой- земле. К . ЗАРОДОВ. ОТВЕЧАЕМ НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ ТАКТИКА НЕМЕЦКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ СЕГОДНЯ Летчик-истребитель лейтенант В. Шевченко обратился в редакцию с просьбой поместить материал, рассказывающий о тактике немецких истребителей в боях на советско-германском фронте в на стоящее время. Выполняя просьбу т. Шевченко, печатаем статью «Тактика немецких истребителей сегодня», подготовленную по ма териалам центральных газет. іВ последнее время противник -на советско-германском фронте акти визировал действия своей авиации. В районы Берлина, Штеттина, Штаргарда он стянул -крупные си лы истребителей из глубины Гер мании и с западных участковфрон. та. В конце Ю4-4 года на нашем фронте отмечено появление «Фок- іке-іВулыф-190» новой, серии «А8» {«ФВ-іІЭО А8»). Это -истребитель •ПВО, предназначенный в основном для борьбы с бомбардировщиками. «ФВ-190 А8» но своему внешнему виду, аэродинамике и геометриче. ским да,-иным не имеет отличий от «ФВ» старых серий. Немцы счита ют сейчас «ФВ-1І90А-8» лучшим се рийным истребителем Германия. Однако по летным данным он зна чительно уступает советским ист ребителям. -В тактике у немецких летчнков- ист-ребителей нет ничего нового. ■Окончательная потеря боевой и-ни. циатиаы и превосходства в возду хе на всех) уч-асткахі нашего фрон та вынудила фашистских -пилотов сменить лишь тактические приемы .воздушного боя, Они носят сейчас оборонительный характер. Все реже совершая полеты над территорией, занятой советскими войсками, немцы -весьма неохотно применяют теперь такие формы боевыж действий, «как, например, свободный поиск, блокирование аэ. родромов и- т. д. По существу -вся деятельность вражеской .авиации сосредоточена в -настоящее время .над полем боя н н-аправлена на при крытие своих- войск, тылов и ком муникаций. Еще совсем недавно немцы до вольна часта прибегали -к активно му методу борьбы — «выметанию», выделяя для этой цели специально оттренироваян-ые -группы истреби телей. В последних боях наблюда лось лишь патрулирование отдель ных пар if мелких групп самолетов противника над расположением своих .войск. 'Подобным патрулиро ванием -немцы преследуют ограни ченную цель: внезапными атаками поражать отдельные наши экипа жи, менее осторожные и недоста точно осмотрительные. -К этому и направлены все старания -неприяте. ля. Его патрулирующие пары, как правило, находятся друг от друга ка удалении, на непрерывно под держивают между собой радио связь, информируя д-руг друга о воздушной обстановка и своем ме стонахождении. В тех сл.учая-х, когда советские истребители атакуют один из не мецких патрулей, его пилоты сооб. ща-ют об этом по радио соседям, которые тотчас же при,ходят на помощь атакованным. Вызванные ■на помощь патрули обычно стара ются подойти и атаковать внезапно из-за облачности, со стороны- солн. ца и т. п. В такой обстановке сли-ш. ком увлеченный боем и ослабивший бдительность летчик легко может стать добычей немцев. Избегая -встреч с йашимвд истре бителями, -гитлеровцы бо-лее раз вязно держатся при появлении штурмовиков и бомбардировщиков, особенно упорно противодействуя им на малых высотах. В этим по летах использую-тоя «Мессер-шмит. ты» и «Фокке-Вульфы», имеющие усиленное вооружение. 'Находясь над своими войсками или в -специ альной зоне ожидания, .вражеские летчики поддерживают связь с на земными постами наведения и воз душного наблюдения. Они -появля ются по вызову и- стараются напа дать на «Ильюшиных» или «Петля- -ковы*» чаще всего в -момент выда ла их из атаки. Чтобы скрытно подойти к группам -наших -самоле тов, фашисты используют пересе ченный рельеф местности. Если пер вая атака не удалась, истребители противника повторяют ее при от ходе наших самолетов от цели -или •в -момент сбора,, пока они еще не успели принять компактный строй. -При этом не-міцы довольно часто прибегают к хитрости: после пер вой, почему-либо неудэашейсяата. ки, они отстают, демонстрируя уход «домой», а затем -маневрируют вне поля з-рения наших экипажей и атакуют вторично с другого иа- праівле-ния. При наличии многоярусной оо- лаічности немцы прибегают подчас к барражированию над .нашей тер риторией, заходя до 5— 10 километ ров в глубину. Этот -барраж п-роиз- -водится чаще всего парами или четверками на различных -высотах. Цель подобных полетов — вы-сле живаше одиночных самолетов, по чему-либо отставших, а также не больших групп, которые направля ются к полю боя или возвращаются на свои аэродромы. Находясь в определенной зоне, чаще в полосе вероятных маршрутов, немецкие летчики-истребители стараются в брать удобный момент,, чтобы а-та ковать наши самолеты, внезапно. Подобная атака обычно рассчитат на один стремительный «клево сверху, без последующего завязь- івіания боя и преследования. В с У чае -неудачи- немцы тотчас же У дят на свою территорию. Все эти тактические приемы Фа' шистских летчиков представлякуг собой, по сути дела, вариации при менявшихся ранее приемов. Совет ские летчики при первых жѳ,встре ча* хорошо уяснили их и теперь соответственно строят свои ><>е вые порядки, -не оставляя непрям телю никаких шансов на успех.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz