Североморский лётчик. 1944, январь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ Л Е Т Ч И К 18 января 1944 г., Организация боевого вылета истребителей Лейтенант Г. Гртиков С недостатком времени — вот с чем прежде всего при­ ходится встречаться при под­ готовке боевого вылета истре­ бителей. Бывает, что дадут пилот — и начинается излиш­ няя суета. Для устранения итого необходимо правильно организовывать каждый боевой •день. Для того, чтобы хорошо ор ­ ганизовать внезапный вылет, чтобы в полете но получи лось каких-либо недоразуме­ ний, необходимо с утра дове­ сти до летчиков опознаватель ные дня, прогноз погоды и подробно рассказать задачу. У некоторых истребителей имеет он по этим вопросам несколь­ ко неправильное мнение, ко­ торое впоследствии выходит, как говорят, боком. «Зачем нужны мне опознавательные? Я истребитель, по покачиванию крыльев всегда своего узнаю»,— рассуждают такие летчики. ШШДЛРЬ 9 9 Ш II II № ............... « " и I— I « . 1| 17 января 1942 года. Указом Президиума Вер- ховного Совета СССР за образцовое выполнение за- . даний командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками присвоено звание Гі-роя Советского Союза отважному нолвол- иику-ссве роморцу к.іни ra­ lly ‘2-io ранга Колышки- ну И. Л. На грозном счету герои было 9 потопленных немецких кораблей. В этот же іень Президи­ ум Верховною Сове гаСС( .1’ присвоил знание Герои Со­ ветского Союза 25-леі- пему защитнику Родины, бессгриінному североморцѵ, геройски отдавшему свою жизнь за наше правое дело краснофлотцу Ив.’ну Сии- кову. 17 января 1942 г. подвод- пая лодка награж­ дена орденом Красного Знамени. . Д - . Ѵ - очна нз старейших па Северном флоте, она плавает в 1>а- ренцовом море с 21 сен­ тября 193,4 г. С первых Iней Отечественной воины „Д-3" сражается с немец­ кими захватчиками. Смело оперируя на вражеских коммуникациях, она пото пила 7 вражеских транспор­ тов. 18 января 1942 года. В этот день летчики-се вероморцы услышали радо сшую весть о нреобразо нинпи 72 Краснознаменного смешанного авиационного полка во 2-й Гвардейский смешанный авиационный полк. За 4 с половиной ме­ сяца боевых действий полк в воздушных боих сбил 118 самолетов и уничтожат на аэродромах 24 машины противника, много другой техники и живой силы вра­ га. Многих замечательных летчиков воспитал этот полк. Герой Советского Союза майор Сафонов к этому дню уже имел 18 личио сбитых самолетов, старший лейтенант Коваленко 7. Покровский, Воловиков и другие по 4- 5 немецких машин. 2-й Гвардейский полк одержал успехи в боях 1942 1943 гг. На его счетѵ сейчас уже более 300 само­ летов противника. Новых замечательных часгеров воздушного бон вырастил j полк. Среди них Герои Со­ ветского Союза Сгибнев, Орлов, Покровский, Кли­ мов и Бок-пи. Это неправильно. Крыльями могут качать и враги, а по типу самолета отличить их но всегда возможно. Еще в 1942 году у нас был такой случай. Капитан Крылов, идя на по­ садку, заметил сзади себя истребитель. Он летел в хвосте у Крылова и покачивал крыльями. Капитан подумал, что это свой подбитый в бою самолет просит дать возмож­ ность сесть ему первому. Ко­ гда Крылов отвернул чуть влево, то заметил желтые кон­ соли «Моссершмитта». Только случайно капитан Крылов но был сбит. Нельзя пренебрегать и п р е д ­ варительным изучением ме ­ теорологической обстановки. Недавно младшие лейтенанты Шевченко и Быстров, в о з вр а ­ щаясь с задания ,вс третили на своем пути сплошной заряд, и, увидев окно, выскочили в него. Убедившись в своем местонахождении и зная, что дальше и выше должна быть хорошая погода, Шевченко ушел вновь в это окно на вы ­ соту, а Быстров стал продол ­ жать полет внизу. В р е з у л ь ­ тате заблудился и, израсходо ­ вав все горючее, произвел по­ садку в сопках. Перед тем, как об’явнть л е т ­ чику первую готовность, до него должны быть самым под ­ робнейшим образом доведены сигналы в злета пар, чотворок, все группы и состояние в воздухе, наличие своих само­ летов, аэростатов воздушного заграждения и т. и. Как-то раз в первой готовности находи ­ лась четверка машин. Через несколько времени одной п аре был дан вылет. Так как точ ­ ной договоренности о сигнале для вылета нары не было, то мы дали первую попавшуюся ! под руку ракету. Моторы запустили все летчики. Хо­ р ош о , что нам удалась тогда I задержать двух ведомых — в 1воздух ушли оба ведущих, а могло получиться и наоборот, j Организация боевого вылета - более продолжительным вре- менем на подготовку включает также все элементы подготов- I ки внезапного вылета. На что і здесь дополнительно следу е т обратить внимание' I эскадрильи, когда ставит задачу летчикам, дол- I жен обеспечить подготовку : всех самолетов к вылету и еще ; раз убедиться в наличии на истребителях бортпайка, а в зимнее время лыж. Недавно происшедший случай очень наглядно убедил меня в необ- I ходимости такого контроля. ■Лейтенант Сахаров вместе с капитаном Доброславиным на учебном с амолет е выле т ели на выполнение' одного з а д а н и я . В полете им в с т р е ти л с я «Мее- сершмитт». Сахарову пришлос ь посадить машину в сопках, за Ж> км. от аэродрома. Когда они спохв атилис ь , то на борту самолет а не ока з а л о с ь ни бортпайка, ни лыж. Не в з я л и они с собой и р а к е тницу , I си гн а лы которой т а кж е во многом могли бы помочь с к о ­ рее обнаружи ть ме сто их по ­ садки. О р г ани з аци я боевого выл е т а истребителей — тр у д ны й и о т ­ в етственный момент во всей •боевой работе. Л и к в и д а ц и я н е ­ дост атков в о р г а н и з а ц и и этих вылетов, несомненно , с д е л а е т дей с т вия истр еби т ел ей более аффективными . Торпедоно с ец а т а к у е т в р аж е с кий транспорт Рисунок Н. Цейтліс И ^=3 * Воспитание партийного акти Коммунист т. Островский, прежде чем с т а ть торпедонос ­ цем, служил в р а з в е ды в а т е л ь ­ ном подра зделении . Прибыв в нашу часть, летчик при с т упи л к тренировочным полетам. Ему надо было пер еня т ь боевой опыт, н акопленный бывалыми летчиками . Заботу об этом п а р ­ тийная о р г ани з аци я в з я л а на себя. Мы поручили коммунист ам тт. Ііопович и Громову побесе­ дова ть с т. Островским. Оба коммуниста подробно р а зобра ­ ли с молодым торпедоносцем наиболее сложные операции, проведенные 14 и 15 янв аря прошлого года. Л е т чи к из рас ­ сказов бывалых получил п р е д ­ с т а в л е ни е о боевой работе. Две недели спустя Остров­ ский принял участие в торпед ­ ной атаке. В ожесточенном бою над конвоем противника само­ лет молодого торпедоносца был подбит. Несмотря на это, Островский привел машину ни аэродром. Тогда п а р т и й н а я ор­ гани з ация поручила т. Остров скому провести с летным с о ­ ставом двух подра зделений беседу о борьбе за живуче сть материальной части. Летчику было о чем рас ска зать , беседа Ад’ютант I слуш а л а с ь с интересом, командир j Когда Островский приобрел опыт и известность, партийная ор гани зация поручила ему бе­ седы с вновь прибывшими лет­ чиками о методах торпедных атак. Офицер, припоминая, ка­ кую роль сыграли беседы в его боевой работе, подробно поде­ лил с я с молодыми товарищами своим боевым опытом. Активное участие т. Остров^ ского в партийной жизни по­ з в олило и з б р а т ь его в со с т а в п ар тийно г о бюро части . О б л е ­ ченный новым дове рием к ом ­ мунистов, он ещ е более повы­ сил свою ак тивность . В скоре ком ан до в ани е п о с т а ­ вило з а д а ч у п ер ео б о р у д о в а т ь новью с амолеты д л я то рп е д о ме тания . В с в я зи с этим п ар тийно е бюро .решило з а с л у ­ шать, как коммуни сты о б е с п е ­ чивают вып о лн ени е з а д а н и я . Готовить вопрос было п о р у ч е ­ но т. Островскому. Он привлек к р абот е и нж е н е р а части и тот с д е л а л на партийном бюро об­ сто я т ел ьный доклад . Тов. О с т ­ ровский ока зал командованию неоценимую помощь. Так с к л а ды в а л о с ь в о спи т а ние т. Островского, с т авше го активным коммунистом. На его тр а ди ци ях строилось и д а л ь ­ нейшее во спи т ани е п ар тийно го актива. К числу лу чших его п р е д с т ави т ел ей отно си т с я т е ­ перь коммунист т. Пирогов. Вовлечение т. Пирогова в ак тивную жизнь партийной о р г а ­ низации н ачалось по примеру т. Островского, при его у ч а ­ стии. Как только т. Пирогов прибыл в часть, с ним ст а ли беседовать коммунисты тт. Ма­ каревич и Островский. С их помощью командир приоб ­ рел боевой опы т и ст ал к на­ стоящему времени з а с л уж е н , пым торпедоносцем. Недавно т. Пирогов добился р я д а побед, потопив несколько транспортов противника. Па р ­ тийная ор г ан и з аци я поручила ему побеседовать об у сп ех а х своей «охоты» с молодыми л е т чиками. Боевой опыт торп едо ­ носца нашел пр авил ьно е р а с ­ пространение. Доразведка вражеского конвоя Капитан А. Скнареа Самолет-разведчик, обнару­ жив конвой противника, ради рует на базу его координаты, курс и скорость движения. По лучив эти данные, командова­ ние высылает бомбардировщи­ ков или штурмовиков, которым предстоит отыскать конвой и нанести но нему удар. Но с а ­ молеты, вылетевшие на бом­ бежку, могут не застать кара ван. Поэтому ударной группе приходится' иногда вести дораз- ведку. Однажды при комбинирован­ ном налете, мы рассчитали, что встреча с кораблями против­ ника должна быть за Н-ской базой. Но конвоя в расчетной точке не оказалось. Произведя доразведку, мы обнаружили, что немецкие суда уже про­ шли базу, и нам ввиду этого пришлось сделать невыгодный заход на цель. Все же дораз ведка дала возможность э кип а ­ жам выполнить заданно. Иногда конвой противника после обнаружения его р а з ­ ведчиком заходит в отдельные фиорды и отстаивается там или меняет скорость своего хо да. Так было и другой раз, когда мы вылетели на бомбо- удар по транспортам, о б н а р у ­ женным на пореходе в районе В. Только благодаря тому, что экипажи хорошо знали берего­ вой рельеф, нам удалось найти конвой и ударить по нему. Как же быстрее найти к а р а ­ ван? При хорошей видимости и при полете бомбардировщиков на высоте 3 — 4 тысячи метров ; дым из труб виден на расстоя- j нии 20—30 км. Кроме того, ко- I рабли оставляют сзади себя I бурун, хорошо видимый с воз­ духа. По буруну можно также ; определить скорость хода су- I дов. Например, эсминцы и сто­ рожевики, идущие около т р ан с - ; портов ломаными курсами, j оставляют за собой след, более чем в два раза превышающий 1размер корабля. Их скорость : при этом равна приблизитель : но 18 узлам. Транспорты, иду і щиѳ в центре конвоя, оставля ют след в одну длину корабля. ! ! Их скорость равна 0 -8 узлам Караваны противника чаше j всего идут у береговой линии, ■маскируясь на фоне прибреж- j ; пых скал. Поэтому экипажи I должны особо хорошо знать j I береговую черту. Например, | нам известно, что у побережья В. никаких островов нет и, об­ наружив какие-либо точки у береговой черты, с л е д у е т пр ед ­ положить, что это и есть ка раван. При приближении эти точки увеличиваются и с т а н о ЕЯТСЯ ясно видимыми си л у э т а ­ ми кораблей. Однажды, зн а я эту особен­ ность рельефа, мы без особого труда обнаружили конвой, при ­ жимавшийся к восточной сто ­ роне полуострова. В. Как ведется д о р а з в е д к ац е л и , если в расчетной точке не об ­ наружены корабли противника? Рассчитав, сколько могут прой ­ ти они прежней скоростью за время нашего полета, мы от кладываем это рас стояние по курсу каравана вперед и назад . Проведя от центра, т. е. от точ ки, в которой корабли были обнаружены разведчиком, ок ружность, мы знаем, что кон ной должен находиться где- либо на черте окружности. Ее ли караван после обнаружения разведчиком остановился, то он будет в центре окружности, если шел большой скоростью, то будет в н е окр ужно с т и и т- д. І у е в ч-іѳ Б у д у ч и членом партбі Пирогов получил задіц£ в ери т ь , как партийная о з а ц и я одного под разя з а н и м а е т с я воспитание!-, дых л етчиков . Вызвано г*, ло тем, что в подрі н еко торые из вновь ших с т а л и забывать of церской чести, о тра; торпедоно сце в . Тов. И тщ а т е л ь н о проверил, if л а л а п арторгани зация і У бе с э т и к и явлениями, ір имее т е с членом партві Л и п уш к и ным созвал сові молодых летчиков. Внаі Пиро гов р а с с к а з а л о г. т о р п е д ны х а т а к на двух с амол е тов , а затем : вопрос о чести и досі!»р офиц е р а -л е тчи к а по низ лам с т а т ь и капитана т.і на: «Черты офицера ва авиации» . * Тов. Пирогов обратил >с ние с о б р а вши х с я на комсомольца брата Гар(: — Г а р б у з у , пришѳдше смену б р а т у , оказана &; честь , — говорил т. Пир Одн ако с л а в а Ивана Яг> ча пока д а л е к а от ѳгоі0 ника. Молодой офицер 4 сл е д о в а л лу чших черт |3 з а н я л с я н е тем, чем н№а Крепко пробрал т. It молодого летчика. Выс'< ние произвело большое»* ча тлен не. Оно всколч уч а с тни ков совещания, ц. вы с т у п а л и один за ДРУч особенно много говорило в ед ении брата Гарбуза. > Ко гда совещание оконч бли з кий д р у г Гарбуза 'В танов подошел к нему р корить п ри я т е л я за п<м ные упреки . Совещание н ло свою положительнуюск воспит ании молодых леР и особенно в ж и з н и ком(оі па т. Г а р б у з а . заметнорз ши вш е г о ' з а последиМос свое поведение. Т а кж е вдумчиво под^лт •Пирогов и к другому -; воспитанию т ехниче ски става. Собрав по cooctr иници а тив е коммунисте.- в сп еци али стов , он произ*ш робный а н а л и з их раоі>т обычный день. В качес^ мера т. Пирогов привел1 ную работу коммуниста с янников а и т. Михал^ их о пы т е показал , как на- вить мат ериальную ч&сТ: лету. Т Б у к в а л ь н о н а днях T,Je гов вновь собрал авйв кр листов и побеседовал ‘та по статье : «Зима " у э к замен для авиаспециа^ех Говоря о роли а в и а с Я 1 с тов, т. Пирогов пои4' { зн ач ени е каждого из я*1 готовке материальной 41 активного уО Пример офицеров Островского гова в партийной ж1131і; , / зывает, как путем во®-, коммунистов в активнУ>^ партор гани з ации п I>а ту и и ты в аю т с я лучшие б ольшевиков -воинов. й!°б ду Г в а р д и и HantJtJ**' П.толк*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz