Североморский лётчик. 1944, январь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕ ТЧИ К 16 января 1944 г., N» J I 3 О П Ы Т А В В С К В А С Н О Й А Р М И И Взаимодействие штурмовиков с истребителями Н аш и с т р е б и т е л ь ны й полк уж о д а в н о л е т а е т к а сопро в ож д е н и е шту рм о ви ко в . Эта р а бота х а р а к т е р и з у е т с я полной с л аж е н н о с т ью , четким в з а и м о д е й с т в и е м . Как мы. добились итог’о? П р еж д е чем г о в о ри т ь о т а к тической с т о р о н е вопроса, ко с н е м с я о р г а н и з а ц и о н н о й под- і отовки . Опы т п о л е т о в на с о п р о в ож д е н и е у б е д и л нас в том , что о д ним из факторов, о б е с п е ч и в ающ и х с л аж енную р а б о т у и с т р е б и т е л е й и ш т у р мовиков , я в л я е т с я их. совм е с т н о е б а з и р о в а н и е . При этом у с л о в и и в е д ущ и е г р у п п имеют во з мож но сть и осто я н но обща т ь . с я д р у г с д р у г ом . П е р е д вы л е том н а з а д а н и е к ом а н ди р г р у п пы ш ту рм о ви к о в и командир и с т р е б и т е л е й с опров ожд ения м о г у т д о г о в о р и т ь с я о боевых п о р я д к а х , м а рш р у т е , з а х о д е на ц е л ь и р а з в о р о т а х , п р е д у см о т р е т ь в о зм ож ны е п ер е с т р о ен и я в п о л е т е , к к о торым п р ин у д и т в о з д у ш н а я об с т анов к а . Т а к а я 'договоренность с а м а по себе с о з д а е т п р е д п о сы л к и для у с п еш ны х , с о г л а с о в а н ны х д е й с т в и й в в о з д у х е . В т о р о е б л а г о п р и я т н о е к а ч е с т в о с о вм е с т н о г о б а зи р о в а ни я з а к л ю ч а е т с я в том, “что в с е г д а о б е с п е ч е н о п р и к ры т и е в з л е т а ш т у рм о ви к о в . В п о с л е д н е е в р е мя, в ч а с т н о с т и в киевской о п е р а ц и и , о тм е ч е н ы попытки в р аж е с к о й а в и а ц и и блокиро в а т ь н аш и аэр о д р омы . Обычно д л я э той ц е ли н емцы вы сыл а ли п а р ы или ч е т в е р к и , в б оль ш и н с т в е с л у ч а е в «ФВ-190», пи л о т и р у е м ы е х о рошо подготов л е н н ы м и л е т ч и к ам и . В р аж е с к и е и с т р е б и т е л и ходили в с т о р о н е о т а э р о д р о м а н а б о л ь шой вы с о т е , м а с к и р у я с ь в об л а ч н о с т и или л у ч а х солнца, п н е п р е р ы в н о н а б лю д а л и за в з л е т н о й полосой . Е с л и с л у ч а л о с ь , что н аши х и с тр е би т е л ей в в о з д у х е но было , а в эго в р ем я в з л е т а л и штурмовики , иеміцы в н е з а п н о а т а к о в а л и их в мом е н т и о д с т р а и в а н и я . Н аш е п о д р а з д е л е н и е , бази- р ѵ я с ь п а одном а э р о д р ом е со ш т у рм о ви к ам и , имело возмож н о сть о б е з о п а с и т ь их взлет. П е р е д тем , ка к «Ильюшины» в ы р у л и в а л и на в з л е т н ую поло су , к ом а н д и р п о лк а поднимал п а р у и л и ч е т в е р к у и с т р е б и т е л ей , и она б а р р аж и р о в а л а над аэродромом . В о сн о в у в з а им о д е й с т в и я у н ас бы л о положено з а к р е п л е н и е о д ни х и т е х лее э с к а дри л и й з а ш т у рм о вым и п о д р а з д е л е н и ям и . Э т а бо ев а я пр актика п о к а з а л а , н а с к о л ь к о полезен т а к о й принцип . По с то янно е об щ е н и е в в о в д у х е д ополнялось о бщ ени ем на з ем ле . Летчики з н а л и д р у г д р у г а в лицо, н е р е д к о с о б и р а ли с ь н а совмест н ы е ра зборы , чтобы- подели ть ся опытом , п р о ан а л и зи р о в а т ь ошибки . Эти с о вм е с тны е р а з боры сы г р а л и большую роль, помо гли у с т р а н и т ь целый р яд д еф ек то в , ко торые имели место в н а ч а л е работы . Т ак о д н аж ды «Фокке-Вуль- фы» подбили с ам о л е т из под р а з д е л е н и я П л е с к ач а . Вечером с о б р а л и с ь л етчики штурмового и и с т р е б и т е л ь н о г о п о д р а з д е л е ний. На совместном разборе они подробно о б с у дили боевой выл е т . Ш турмовики у к а з али на то, что и с т р е б и т е л и сопровож д е н и я д о пу с т ил и ошибку, п о з волив противнику св я з а т ь боем обе г р у п пы — у д арн ую и непо с р е д с т в е нн о г о прикрытия , ко т о р а я также покинул а свое место. И с требит ели отмечали р а с т я н у т о с т ь строя «Ильюши ных» при отходе от цели, з а труднившую прикрытие и в то же время облегчившую атаку врагу. И последующих вылетах это уж е но повторялось. т о ч н о также своевременно было у'чтено и другое оостоя гельство. 13 белгородской оп е рации немецкие истребители несколько видоизменили так тику ио-рьбы с нашими штур^ мовиками. Они стали подсте р е га ть «нЛ'ы.» не на подходе к цели , а при уходе о т нее по с л е а т а ки , когда строи группы- ш т у рмов ик ов р а с тя гива л ся . иемцы производили атаки на м алых высотах. Мы своевре менно р а з г а д а л и этот прием и приняли соответствующие ме ры. И район выхода штурмови ков из а т а ки н а несколько ми ну т р аньше выле т али 2—4 и с т ребителя, которые н а малых высотах сковывали МА против ника. Такой метод вполне себя оправдал . Остановимся теп ерь п а бое вых порядках , ибо качество в з аимод ей с т вия з ави си т и от j количественного соотношения. I На г р уппу «Ильюшиных» мы I вы д е л я ли 12 истребителей со- : провождения, причем- ударная ■групп а состояла из У -самоле- I тов, а группа непосредствен^ 1ноге прикрытия — из 4. Как j правило, группу неносредст- ; венного прикрытия- возглавлял : командир всей г р уппы и стре бителей сопровождения. Она ш л а над штурмовиками с пре вышением в 20U—300 метров и на таком же уд алении . Боевой порядок строился из правого или левого п ел ен г а пар. Ударна я группа следовала на некотором удалении от группы непосредственного прикрытия с превышением н ад ней в 2 0 0 — 300 метров. В г руппу непосредственного прик ры ти я у нас в ы д е л я е т с я наиболее опытные летчики, х о рошо владеющи е противозенит ным маневром, умеющие весли бой на малых высотах. Іііо- сл е д н е е необходимо потому, что в момент а-'гаки ц ели штурмовиками истребители группы непосредственного при крытия снижаются вместе с ними. Если «ИЛ’ы» з а ходят с левым разворотом, то истребители отворачивают вправо, чтобы rftt повышенной скорости проскочить огонь ЗА. Такой маневр с л ож е н и требует хорошей подготовки, ибо, со вершая его, л е т ч и к должен од новременно с л ад и т ь и з а вра жескими зени тками и з а штур мовиками. Д ей с т вия и стребителей со провождения при столкнове нии с- противником основаны прежде всего на п р авил е — бой ведет у д а р н а я группа, а ист ребители непосредственного прикрытия ни н а минуту не покидают строя штурмовиков. В основе тактики ИА против ника в с е г д а лежи т стремление оторвать эту группу , прину дить е е изменить свое место в воздухе. При в с т р е ч е с наши ми штурмовиками немцы вся чески с тар ают ся втишуть в бой всех и стребителей сопровож дения, а- потом п арой или чет веркой прорваться к «ИЛ’ам», лишенным прикрытия, и ата ковать их. Поэтому, даже в том случае, когда си'лы про тивника велики и .ударная группа требует поддержки , командир группы- н еп о с р е д с т венного прикрытия высѵылает на помощь ей лишь одну пару, а дру гую пару всегда остав л я е т д л я -сопровождения . штур мовиков. Майор И. КАЛИНИН Примером тактически грамот ного решения задачи может служить один из наших воз душных боев. Группу «Илью шиных» сопровождали 12 «Яков лев-1», в самолетов входили в ударную группу, 4 — в груп ну непосредственного прикры тия. При подходе к пели поя вились 16 «Ме-109». Они завя зали бой с ударной группой. Ей, естественно, потребовалась помощь. Как поступил коман дир? Он пр-иказал по радио второй паре из группы непо средственного прикрытия уйти вверх, а сам продолжал полет со штурмовиками. Несколько раз то одна, то другая пара «Ме-109» сваливалась вниз в надежде, что будет иметь дело с одними «ИЛ’ами», но всякий раз поспешно уходила, ветре чаясь с парой истребителей. Потеряв один «Ме-109», немцы повернули назад. Штурмовики прошли к цели и успешно вы полнили задание. Опыт боевой работы помог нам наладить самое тесное взаимодействие со штурмови ками, и они теперь уверенно идут на цель, ибо знают, что удары истребителей противни ка. будут своевременно предот вращены. («СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ»), КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОСМОТР СПЕКТАКЛЯ Л е тчики и механики Н-ской | ского т еа тр а др амы им. Пуш- части коллек тивно просмотре. 1кина. . Оо„ѵигтгапи-і« Пьеса и ее исполнонше ли сп ек т акл ь « вын уж д енн а я 1 посадка», в по становке арти стов Л ен и н г р а д с к о г о государ- ственноіч) ордена Трудового Кр асно го зн амени ак&демиче- { по- телей. Летчики приг. пасили артистов к себе в част, ь, г,Дѳ актеры дадут несколько» к о н цертов для личного с о т ава. А . СНЕ?Н ;Н08. При встрече с североморцами немец задирае Гравюра н а линолеуме ст. краснофлотца 15. Некоторые советы воздушному разведчику Капитале М. ВЕРБЩкх «Ты должен все видеть, а гебя никто», — вот справед ливый закон разведчика. Что бы строго и ревностно его выполнять, летчику необхо димо больше, чем кому-либо другому, хитрить в полете, проявлять разумную инициа тиву, сметку. Всякий шаблон в разведке нетерпим. Взять хотя бы построение маршру та. Почему отдельные эки пажи разведчиков наскакива ют на немецких истребите- лей-«охотникоь».? Потому, что они строят свой полет по шаблону, идут, как говорят, по проторенным дорожкам, ко торые противник уже и зу чил и создает для разведчи ка так «называемый воздуш ный барьер. Встречаться нам, разведчи кам, с неприятельскими и с т ребителями дело неприятное, особенно в ясную погоду. Хо рошим противодействием здесь будет высылка наших истребителей в определен ный квадрат для блокировки противника. Облачная погода — луч шая д л я нас погода. Здесь от воздушного врага всегда ■легка уйти. Для этого во время полета летчик должен находиться на 50—100метров ниже облачности. Если не мецкий истребитель заметил разведчика первым, то со ветский летчик сразу же мо жет скрыться от него в об лачности, изменив при входе в нее, смотря по обстановке, курс полета. Поиск кораблей и конвоев противника в портах и базах, на переходах я лично произ вожу в ясную погоду летне го времени на- высоте 6 ты1- сяч метров, причем всегда использую солнце. Если что заметил, то сбав ляю Газ и планирую до т а кой высоты, при которой мож но хорошо определить тип, класс, скорость и курс кон воя. Строго через норт или конвой итги не следует: этим ухудшается просмотр цели. Проходить лучше в стороне на 2—3 километра. При плохих метеоусловиях Č разведку цели стараюсь строить так: подход к об’ек- ту произвожу в облаках и выхожу из них в 2 —3 кило метрах от необходимогооб’ек- та на по-вышенной скорости со снижением по кривой. Пролетая таким образом над вражеским портом или кара ваном,, я определяю все ко рабли и сразу же боевым разворотом ухожу под облач ность в противоположную сторону своего дальнейшего маршрута. Если есть необ ходимость повторного про смотра, захожу через не сколько минут с другой сто роны, но уже с новым манев ром подхода и ухода. Разведка при облачности в 10 баллов и высоте 50 —100 метров в дождевых или сне говых зарядах требует от летчика и штурмана отлич ного знания береговой чер ты., т. е. всех ее изгибов, мы сов, возвышений. Идя н ани з кой высоте у берегов- при встрече больших зарядов, надо стараться их обойти, а на обратном маршруте обя зательно просмотреть это м е сто, ибо зачастую бывает, что именно в этом заряде и находится конвой. Однажды со мной был та кой случай. При пролете од ного участка береговой чер ты неожиданно по ходу са молета справа у меня про шли трассы автоматов. Лишь поэтому я обратил внимание и заметил большой конвой. Пришлось розким снижа перейти на бреющий ів0 Этот пример показывай.^ в трудных метеоусло?* разведчик должен ( ■исключительно бдител Ведь факт, если бы лоП не открыли немцы стр»ні я конвой упустил бы. по В сумерках лучше ь* можно рассмотреть зам ныѳ корабли с темной сг руешь себя, а противГ „л ш >сі видишь лучше. Бывают-. чаи, что- цель обнаружив^,, на бреющем полете. к ю следует прижаться Ш ;і,п но ближе к воде, ибо .и ниже летчик будет ла тем лучше на фоне увидит тип и класс ЯЦ лей. Для определения ь И скорости ИХ, ВЫСОТУ * та следует увеличить, -^j ушіде-ть усы и буруны раблями с малой выс трудно. ЭС Все эти примеры говору том, что к разведке слйм подходить со всей сйР иостью. Факт, когда од®ко наших штурмовиков, нД*ыс низкой высоте, принял [ку пу островов за эскадрУ'а раблей, очень красно?*1В характеризует такое поян ішѳ, когда отдельные л*а ки еще относятся к разйп «спустя рукава», продол*ваі впустую «утюжить» н # ѳс ;е об № Самолет готовит мой дру 1 Механик самолета сержант т. Горохов — настоящий хо зяин своей машины. 100 бое вых вылетов я сделал на истребителе, который обслу живает Горохов, и не было случая, чтобы обижался пара- боту мотора или других агре гатов самолета. В труде Горохов неутомим. Он но знает, что такое отдых, если есть дело. Как-то раз вечером во время воздушного боя на машине была пробита водяная труба. — Когда самолет будет в трою? — спросил я Горохова. „о ter — Утром будет готов, тил механик. Всю ночь работал он 1,1 ! свое сдержал. Рано > ! чуть забрезжил рассвет, ! вылетел на боевое задан8ш I! любое время суток ^ К ! на Горохова готова к В7 1 всегда она отличается W j чистотой. Когда я сааі'>к свой истр ебите ль,—ув°Р он меня не подведет, вылету готовил его мой №т друг механик т. Горохов гр Младший лейтенант I, В. ШВБЧ№
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz