Североморский лётчик. 1944, январь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕ ТЧИ К 16 января 1944 г., N» J I 3 О П Ы Т А В В С К В А С Н О Й А Р М И И Взаимодействие штурмовиков с истребителями Н аш и с т р е б и т е л ь ны й полк уж о д а в н о л е т а е т к а сопро ­ в ож д е н и е шту рм о ви ко в . Эта р а ­ бота х а р а к т е р и з у е т с я полной с л аж е н н о с т ью , четким в з а и м о ­ д е й с т в и е м . Как мы. добились итог’о? П р еж д е чем г о в о ри т ь о т а к ­ тической с т о р о н е вопроса, ко ­ с н е м с я о р г а н и з а ц и о н н о й под- і отовки . Опы т п о л е т о в на с о ­ п р о в ож д е н и е у б е д и л нас в том , что о д ним из факторов, о б е с п е ч и в ающ и х с л аж енную р а б о т у и с т р е б и т е л е й и ш т у р ­ мовиков , я в л я е т с я их. совм е ­ с т н о е б а з и р о в а н и е . При этом у с л о в и и в е д ущ и е г р у п п имеют во з мож но сть и осто я н но обща т ь . с я д р у г с д р у г ом . П е р е д вы л е ­ том н а з а д а н и е к ом а н ди р г р у п ­ пы ш ту рм о ви к о в и командир и с т р е б и т е л е й с опров ожд ения м о г у т д о г о в о р и т ь с я о боевых п о р я д к а х , м а рш р у т е , з а х о д е на ц е л ь и р а з в о р о т а х , п р е д у см о т ­ р е т ь в о зм ож ны е п ер е с т р о ен и я в п о л е т е , к к о торым п р ин у д и т в о з д у ш н а я об с т анов к а . Т а к а я 'договоренность с а м а по себе с о з д а е т п р е д п о сы л к и для у с ­ п еш ны х , с о г л а с о в а н ны х д е й ­ с т в и й в в о з д у х е . В т о р о е б л а г о п р и я т н о е к а ч е ­ с т в о с о вм е с т н о г о б а зи р о в а ни я з а к л ю ч а е т с я в том, “что в с е г д а о б е с п е ч е н о п р и к ры т и е в з л е т а ш т у рм о ви к о в . В п о с л е д н е е в р е ­ мя, в ч а с т н о с т и в киевской о п е р а ц и и , о тм е ч е н ы попытки в р аж е с к о й а в и а ц и и блокиро ­ в а т ь н аш и аэр о д р омы . Обычно д л я э той ц е ли н емцы вы сыл а ли п а р ы или ч е т в е р к и , в б оль ­ ш и н с т в е с л у ч а е в «ФВ-190», пи ­ л о т и р у е м ы е х о рошо подготов ­ л е н н ы м и л е т ч и к ам и . В р аж е ­ с к и е и с т р е б и т е л и ходили в с т о р о н е о т а э р о д р о м а н а б о л ь ­ шой вы с о т е , м а с к и р у я с ь в об­ л а ч н о с т и или л у ч а х солнца, п н е п р е р ы в н о н а б лю д а л и за в з л е т н о й полосой . Е с л и с л у ч а ­ л о с ь , что н аши х и с тр е би т е л ей в в о з д у х е но было , а в эго в р ем я в з л е т а л и штурмовики , иеміцы в н е з а п н о а т а к о в а л и их в мом е н т и о д с т р а и в а н и я . Н аш е п о д р а з д е л е н и е , бази- р ѵ я с ь п а одном а э р о д р ом е со ш т у рм о ви к ам и , имело возмож­ н о сть о б е з о п а с и т ь их взлет. П е р е д тем , ка к «Ильюшины» в ы р у л и в а л и на в з л е т н ую поло­ су , к ом а н д и р п о лк а поднимал п а р у и л и ч е т в е р к у и с т р е б и т е ­ л ей , и она б а р р аж и р о в а л а над аэродромом . В о сн о в у в з а им о д е й с т в и я у н ас бы л о положено з а к р е п л е ­ н и е о д ни х и т е х лее э с к а дри ­ л и й з а ш т у рм о вым и п о д р а з д е ­ л е н и ям и . Э т а бо ев а я пр актика п о к а з а л а , н а с к о л ь к о полезен т а к о й принцип . По с то янно е об­ щ е н и е в в о в д у х е д ополнялось о бщ ени ем на з ем ле . Летчики з н а л и д р у г д р у г а в лицо, н е р е д к о с о б и р а ли с ь н а совмест ­ н ы е ра зборы , чтобы- подели ть ­ ся опытом , п р о ан а л и зи р о в а т ь ошибки . Эти с о вм е с тны е р а з ­ боры сы г р а л и большую роль, помо гли у с т р а н и т ь целый р яд д еф ек то в , ко торые имели место в н а ч а л е работы . Т ак о д н аж ды «Фокке-Вуль- фы» подбили с ам о л е т из под ­ р а з д е л е н и я П л е с к ач а . Вечером с о б р а л и с ь л етчики штурмового и и с т р е б и т е л ь н о г о п о д р а з д е л е ­ ний. На совместном разборе они подробно о б с у дили боевой выл е т . Ш турмовики у к а з али на то, что и с т р е б и т е л и сопровож­ д е н и я д о пу с т ил и ошибку, п о з ­ волив противнику св я з а т ь боем обе г р у п пы — у д арн ую и непо ­ с р е д с т в е нн о г о прикрытия , ко­ т о р а я также покинул а свое место. И с требит ели отмечали р а с т я н у т о с т ь строя «Ильюши­ ных» при отходе от цели, з а ­ труднившую прикрытие и в то же время облегчившую атаку врагу. И последующих вылетах это уж е но повторялось. т о ч н о также своевременно было у'чтено и другое оостоя гельство. 13 белгородской оп е ­ рации немецкие истребители несколько видоизменили так­ тику ио-рьбы с нашими штур^ мовиками. Они стали подсте­ р е га ть «нЛ'ы.» не на подходе к цели , а при уходе о т нее по­ с л е а т а ки , когда строи группы- ш т у рмов ик ов р а с тя гива л ся . иемцы производили атаки на м алых высотах. Мы своевре­ менно р а з г а д а л и этот прием и приняли соответствующие ме­ ры. И район выхода штурмови­ ков из а т а ки н а несколько ми­ ну т р аньше выле т али 2—4 и с т ­ ребителя, которые н а малых высотах сковывали МА против­ ника. Такой метод вполне себя оправдал . Остановимся теп ерь п а бое­ вых порядках , ибо качество в з аимод ей с т вия з ави си т и от j количественного соотношения. I На г р уппу «Ильюшиных» мы I вы д е л я ли 12 истребителей со- : провождения, причем- ударная ■групп а состояла из У -самоле- I тов, а группа непосредствен^ 1ноге прикрытия — из 4. Как j правило, группу неносредст- ; венного прикрытия- возглавлял : командир всей г р уппы и стре­ бителей сопровождения. Она ш л а над штурмовиками с пре вышением в 20U—300 метров и на таком же уд алении . Боевой порядок строился из правого или левого п ел ен г а пар. Ударна я группа следовала на некотором удалении от группы непосредственного прикрытия с превышением н ад ней в 2 0 0 — 300 метров. В г руппу непосредственного прик ры ти я у нас в ы д е л я е т с я наиболее опытные летчики, х о ­ рошо владеющи е противозенит­ ным маневром, умеющие весли бой на малых высотах. Іііо- сл е д н е е необходимо потому, что в момент а-'гаки ц ели штурмовиками истребители группы непосредственного при­ крытия снижаются вместе с ними. Если «ИЛ’ы» з а ­ ходят с левым разворотом, то истребители отворачивают вправо, чтобы rftt повышенной скорости проскочить огонь ЗА. Такой маневр с л ож е н и требует хорошей подготовки, ибо, со­ вершая его, л е т ч и к должен од ­ новременно с л ад и т ь и з а вра­ жескими зени тками и з а штур­ мовиками. Д ей с т вия и стребителей со­ провождения при столкнове­ нии с- противником основаны прежде всего на п р авил е — бой ведет у д а р н а я группа, а ист­ ребители непосредственного прикрытия ни н а минуту не покидают строя штурмовиков. В основе тактики ИА против ­ ника в с е г д а лежи т стремление оторвать эту группу , прину ­ дить е е изменить свое место в воздухе. При в с т р е ч е с наши­ ми штурмовиками немцы вся­ чески с тар ают ся втишуть в бой всех и стребителей сопровож­ дения, а- потом п арой или чет­ веркой прорваться к «ИЛ’ам», лишенным прикрытия, и ата­ ковать их. Поэтому, даже в том случае, когда си'лы про­ тивника велики и .ударная группа требует поддержки , командир группы- н еп о с р е д с т ­ венного прикрытия высѵылает на помощь ей лишь одну пару, а дру гую пару всегда остав ­ л я е т д л я -сопровождения . штур­ мовиков. Майор И. КАЛИНИН Примером тактически грамот­ ного решения задачи может служить один из наших воз­ душных боев. Группу «Илью­ шиных» сопровождали 12 «Яков лев-1», в самолетов входили в ударную группу, 4 — в груп ну непосредственного прикры­ тия. При подходе к пели поя вились 16 «Ме-109». Они завя­ зали бой с ударной группой. Ей, естественно, потребовалась помощь. Как поступил коман­ дир? Он пр-иказал по радио второй паре из группы непо­ средственного прикрытия уйти вверх, а сам продолжал полет со штурмовиками. Несколько раз то одна, то другая пара «Ме-109» сваливалась вниз в надежде, что будет иметь дело с одними «ИЛ’ами», но всякий раз поспешно уходила, ветре чаясь с парой истребителей. Потеряв один «Ме-109», немцы повернули назад. Штурмовики прошли к цели и успешно вы­ полнили задание. Опыт боевой работы помог нам наладить самое тесное взаимодействие со штурмови­ ками, и они теперь уверенно идут на цель, ибо знают, что удары истребителей противни­ ка. будут своевременно предот­ вращены. («СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ»), КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОСМОТР СПЕКТАКЛЯ Л е тчики и механики Н-ской | ского т еа тр а др амы им. Пуш- части коллек тивно просмотре. 1кина. . Оо„ѵигтгапи-і« Пьеса и ее исполнонше ли сп ек т акл ь « вын уж д енн а я 1 посадка», в по становке арти ­ стов Л ен и н г р а д с к о г о государ- ственноіч) ордена Трудового Кр асно го зн амени ак&демиче- { по- телей. Летчики приг. пасили артистов к себе в част, ь, г,Дѳ актеры дадут несколько» к о н ­ цертов для личного с о т ава. А . СНЕ?Н ;Н08. При встрече с североморцами немец задирае Гравюра н а линолеуме ст. краснофлотца 15. Некоторые советы воздушному разведчику Капитале М. ВЕРБЩкх «Ты должен все видеть, а гебя никто», — вот справед­ ливый закон разведчика. Что­ бы строго и ревностно его выполнять, летчику необхо­ димо больше, чем кому-либо другому, хитрить в полете, проявлять разумную инициа­ тиву, сметку. Всякий шаблон в разведке нетерпим. Взять хотя бы построение маршру­ та. Почему отдельные эки­ пажи разведчиков наскакива­ ют на немецких истребите- лей-«охотникоь».? Потому, что они строят свой полет по шаблону, идут, как говорят, по проторенным дорожкам, ко­ торые противник уже и зу ­ чил и создает для разведчи­ ка так «называемый воздуш­ ный барьер. Встречаться нам, разведчи­ кам, с неприятельскими и с т ­ ребителями дело неприятное, особенно в ясную погоду. Хо­ рошим противодействием здесь будет высылка наших истребителей в определен­ ный квадрат для блокировки противника. Облачная погода — луч ­ шая д л я нас погода. Здесь от воздушного врага всегда ■легка уйти. Для этого во время полета летчик должен находиться на 50—100метров ниже облачности. Если не­ мецкий истребитель заметил разведчика первым, то со­ ветский летчик сразу же мо­ жет скрыться от него в об­ лачности, изменив при входе в нее, смотря по обстановке, курс полета. Поиск кораблей и конвоев противника в портах и базах, на переходах я лично произ­ вожу в ясную погоду летне­ го времени на- высоте 6 ты1- сяч метров, причем всегда использую солнце. Если что заметил, то сбав­ ляю Газ и планирую до т а ­ кой высоты, при которой мож­ но хорошо определить тип, класс, скорость и курс кон­ воя. Строго через норт или конвой итги не следует: этим ухудшается просмотр цели. Проходить лучше в стороне на 2—3 километра. При плохих метеоусловиях Č разведку цели стараюсь строить так: подход к об’ек- ту произвожу в облаках и выхожу из них в 2 —3 кило­ метрах от необходимогооб’ек- та на по-вышенной скорости со снижением по кривой. Пролетая таким образом над вражеским портом или кара­ ваном,, я определяю все ко­ рабли и сразу же боевым разворотом ухожу под облач­ ность в противоположную сторону своего дальнейшего маршрута. Если есть необ­ ходимость повторного про­ смотра, захожу через не­ сколько минут с другой сто­ роны, но уже с новым манев ром подхода и ухода. Разведка при облачности в 10 баллов и высоте 50 —100 метров в дождевых или сне­ говых зарядах требует от летчика и штурмана отлич­ ного знания береговой чер­ ты., т. е. всех ее изгибов, мы­ сов, возвышений. Идя н ани з ­ кой высоте у берегов- при встрече больших зарядов, надо стараться их обойти, а на обратном маршруте обя­ зательно просмотреть это м е ­ сто, ибо зачастую бывает, что именно в этом заряде и находится конвой. Однажды со мной был та­ кой случай. При пролете од­ ного участка береговой чер­ ты неожиданно по ходу са­ молета справа у меня про­ шли трассы автоматов. Лишь поэтому я обратил внимание и заметил большой конвой. Пришлось розким снижа перейти на бреющий ів0 Этот пример показывай.^ в трудных метеоусло?* разведчик должен ( ■исключительно бдител Ведь факт, если бы лоП не открыли немцы стр»ні я конвой упустил бы. по В сумерках лучше ь* можно рассмотреть зам ныѳ корабли с темной сг руешь себя, а противГ „л ш >сі видишь лучше. Бывают-. чаи, что- цель обнаружив^,, на бреющем полете. к ю следует прижаться Ш ;і,п но ближе к воде, ибо .и ниже летчик будет ла тем лучше на фоне увидит тип и класс ЯЦ лей. Для определения ь И скорости ИХ, ВЫСОТУ * та следует увеличить, -^j ушіде-ть усы и буруны раблями с малой выс трудно. ЭС Все эти примеры говору том, что к разведке слйм подходить со всей сйР иостью. Факт, когда од®ко наших штурмовиков, нД*ыс низкой высоте, принял [ку пу островов за эскадрУ'а раблей, очень красно?*1В характеризует такое поян ішѳ, когда отдельные л*а ки еще относятся к разйп «спустя рукава», продол*ваі впустую «утюжить» н # ѳс ;е об № Самолет готовит мой дру 1 Механик самолета сержант т. Горохов — настоящий хо­ зяин своей машины. 100 бое­ вых вылетов я сделал на истребителе, который обслу­ живает Горохов, и не было случая, чтобы обижался пара- боту мотора или других агре гатов самолета. В труде Горохов неутомим. Он но знает, что такое отдых, если есть дело. Как-то раз вечером во время воздушного боя на машине была пробита водяная труба. — Когда самолет будет в трою? — спросил я Горохова. „о ter — Утром будет готов, тил механик. Всю ночь работал он 1,1 ! свое сдержал. Рано > ! чуть забрезжил рассвет, ! вылетел на боевое задан8ш I! любое время суток ^ К ! на Горохова готова к В7 1 всегда она отличается W j чистотой. Когда я сааі'>к свой истр ебите ль,—ув°Р он меня не подведет, вылету готовил его мой №т друг механик т. Горохов гр Младший лейтенант I, В. ШВБЧ№

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz