Североморский лётчик. 1944, январь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 13 января 1944 г., К а к бить „Ф В - Т 9 0— А - 5 “ Герой Советского Союза гвардии капитан Г. Костылев Хотя фашисты и пытаются всячески рекламировать моди фицированный образец своего истребителя «ФВ-190» серии А-5, можно уверенно сказать, что он во многом уступает на шим отечественным истреби телям. От хорошо известного само лета «ФВ-1У0» серии А-4 но вый образец отличается нали чием дополнительной брони под Фюзеляжем, защищающей сни зу бензобаки, мотор, замотор- ноѳ пространство и патронные ящики. Толщина брони 5 — о мм,, вес ее — около 200 кг. Из других изменений, вне сенных н «ФВ-190» серии А-5, следует отметить снятие дву \ крыльевых пушек и увеличі1- нѣѳ запаса кислорода. Что ка сается летно-тактических дан ных самолета, то они незна чительно отличаются от «ФВ- ІЬО»—А-4. Полетный вес ново го образца увеличился на 81 кг. и равен 4.070 кг. Машина вооружена двумя 20 мм. пуш ками «МГ-151» и двумя пуле метами «МГ-17» калибра 7,92 мм. Максимальная скорость у земли 510 км. в час, на высо те 5.000 м. — до 582 км. в час. Эту высоту самолет набирает за 8 минут. Практический по толок — 9.600 м. Надо сказать, что снятие двух пушек и наличие допол нительной брони повысило устойчивость, управляемость и живучесть машины. Есть осно вание предполагать, что немцы используют этот самолет для штурмовки наземных войск и борьбы с нашими штурмови ками. Учитывая большой вес «ФВ- 190», а следовательно и его инертность, немецкие летчики при встрече с нашими самолет тами обычно пытаются раз вить как можно большую ско рость, чтобы вылезти на вер тикаль. Мне как-то пришлось на «JIa-5» встретиться с парой «ФВ-190». Опознали мы друг лруга примерно с 1—2 км. и на встречных курсах пошли на сближение. Фашисты, как вид но. шли на максимальных ско ростях, так как моторы их сильно дымили. Приблизитель но с дистанции 800 м. с обеих сторон был открыт огонь, но мы, видимо, шли со сносом, и попаданий ни по мне, ни по противнику не наблюдалось. Метрах в 200 от моей машины один из фашистов стал закла дывать свой самолет в крен с доворотом на меня. Я понял, что он хочет перевести бой на вертикаль и после расхожде ния наших самолетов на вер тикали срезать мне курс, сд е лав так называемую «накидку». Мне пришлось применить та кой же маневр, и мы разо шлись почти голова к голове. Крен наших самолетов достиг почт» 90 градусов. Воспользо вавшись триммером, я почти вертикально задрал свою ма шину и так как при встрече шел также на максимальной Торпедоносцы идут на выполнение боевого задания. Фото Б. Маневича. скорости, сразу очутился вы ше немца, который попытался пикированием ускользнуть, но внизу его ждал мой ведомый. Короткой очередью сзади под ракурсом 2 / 4 он сбил фашист ский самолет. Очень часто, находясь выше и сзади наших самолетов, нем цы пикируют под наши маши ны, стараясь атаковать их снизу. Этот способ особенно часто применяется для атаки бомбардировщиков. Причем, ес ли фашисты видят наших ист ребителей, то снова вверх вы ходить они не любят, а обыч но на большой скорости у хо дят на 5—10 км. от места пер вой атаки и там набирают вы соту. Наиболее эффективный спо соб уничтожения «ФВ-190» — это эшелонирование пар истре бителей по высоте. Нужно ста раться согнать «ФВ-190» вниз, где его встретят и собьют на ши эшелонированные истреби тели. Следует помнить, что при встрече со смешанной группой «■ФВ-190» ц «Ме-109» «Мессер- шмиттьг» вниз не пойдут, а, используя хорошую скоро- под’емносТь, полезут вверх. По этому в бою со смешанной группой особенно велика роль командира группы. Он не должен превращаться в рядового бойца, а, находясь выше своих сражающихся пар, должен по радио руководить боем. В заключение хочется ска зать, что «ФВ-190 — А-5» наи более уязвим сзади сбоку под ракурсом 1 /4 и 2/4. Умело используя боевые пре имущества наших самолетов, нужно смело атаковать и бес пощадно сбивать хваленые не мецкие машины. ТРУДОВЫЕ ПОДВИГИ ТЕХНИКОВ В тяжелом бою бомб дировщик был повреж; и совершил вынужденн посадку. К месту nocaj выехала группа техничесі го состава во главе со сті шим техник - лейтенант Солововым Невзирая на тяжелые і ловия — темноту , пургу холод , Соловов со старц* ной Чуговым и младщА- сержантом Вдовиным ц. лично справились с работе досрочно выполнив задан командования. * * * * о Краснофлотцы ПАРМ“ Петров и Аверьянов в по тора раза сократили ремонта самолета. > Г. Свирскин ‘іе Штурманская подготовка летчика-истребителя Капитан А. Тульский НОВОСТИ АВИАТЕХНИКИ ЗА РУБЕЖОМ А варийная радиоустанов ка Авиация США снабжена ава рийными радиоустановками, со стоящими из генератора и радио передатчика. Установка, упако ванная в двух мешках, сбрасы вается на парашюте со спасатель ного самолета. Вес ее 15 кг. Аппарат автоматически пере дает по морзе сигналы бедствия или иную информацию. Радиус действия передатчика примерно 250 км. Установка снаб жена двумя баллонами, наполняе мыми водородом, который полу чается из воды при помощи спе циальной химической аппаратуры, являющейся частью радиоуста новки. Эти баллоны служат для подъема складной антенны на вы соту до 45 м. ( „Инирааиа") Панцырь для пило тов Для защиты летчиков от ос колков бомб в США разработан и применяется специальный лег кий панцырь, состоящий из не скольких слоев марганцевой стали, проложенных материей. Практиче ские опыты применения дали по ложительные результаты. („Интеравиа") Авиабомбы пр о т и в летящих самолетов В СШ.\ изобретены авиабомбы, которые могут применяться в воз душных боях. Бомбы снабжены взрывателями. позволяющими произвести взрыв непосредствен но в воздухе. Регулировка вре мени взрыва осуществляется в полете. Это позволяет экипажу, заметив внизу приближающийся самолет, установить соответствен но расстоянию взрыватель и сбро сить бомбу, которая разорвется в зоне полета вражеского само лета. („Пвпюляр Сайнс“). Летчик-истрѳбитель, наряду с тем, что должен быть хорошим мастером пилотажа, уметь от лично стрелять, дерзко, с рас четом вести воздушный бой,— обязан 'быть и прекрасным штурманом. Искусство самолет товождения для истребителя — дело не второстепенной важ ности. тем< более оно необходи мо в северных условиях, с местностью бедной характер ’ными ориентирами. У некоторых летчиков-истре- бителей, особенно у молодых, складывается неправильное мнение о роли штурманской подготовки. Район полетов они изучают поверхностно, не тре нируют свой глазомер, не учатся в уме производитыіро- стыѳ навигационные расчеты. Основным способом ориенти ровки и контроля пути являет ся сличение карты с местно стью. Искусство быстро сли чать карту с местностью у истребителя должно быть до ведено до совершенства. Известно, что значит для летчика пренебрегать штур манской подготовкой. Помню, однажды был и у меня такой случай. Ночью получил зада ние произвести бомбометание по скоплению войск противни ка в районе Н. Туда мне ле тать частенько и раньше при ходилось. Решил, что опыт у меня есть, цель недалеко, — значит все будет в порядке. Но это оказалось излишней самонадеянностью. Придя в ранон цели, я долго не мог отыскать ео и вынужден был долгое время находиться в зо не зенитного огня. Иногда молодые летчики, идя ів полет, полностью пола гаются на ведущих. В предва рительной подготовке район изучают плохо, в момент •поле та, увлекаясь строем, вовсе не следят за ориентировкой. Ко гда же в бою. или проходя в облачности, они отрываются от ведущих, то теряются и в ре- 3j дьтато неумения ориентиро ваться «блудят». Так было не давно с тов. Лебедевым. Когда он в районе нашего аэродрома оторвался от ведущего, то ра стерялся .и сразу ушел на по садку на другой аэродром. (Узнав там, где он находится, вылетел, но вновь не нашел своего аэродрома и сел на аэродроме соседей. В часть Лебедева привезли, как пасса жира, а самолет перегнал дру гой летчик. Кроме самолетовождения по ориентирам и расчету време ни, летчик должен уметь ис пользовать радиополукомпас (где он есть). Случается, что ве сти ориентировку по местности •бывает невозможно (сплошная облачность, заряды, туманы), в ■ о п время с начала полета летау не засекает, а отсюда по ра четам вести самолет он таи не может. Вот в такую т лую минуту неоценимую ус.т') гу окажет полукомпас. Что'і отлична владеть им, надоі рошо знать и пользовате,'* радиоаппаратурой. ) Если летчик отлично изуч/ аэронавигацию, в совершенств владеет практикой самолКд вождения, то он никогда г заблудится, всегда грамот; используя местность, отьщ^ цель. н Недавно тт. Бурматов и І\, бачев совершили полет на рц вѳдку. Задача была слож№'1 об ’ект разведки находился е1В большом расстоянии. ІІодоіц ти к нему приказали скрыг но. Летчики решили в«іе маршрут итти бреющим п<% том. Это крайне усложни.'с ориентировку. Только благо;; ря тому, что тт. Бурматов Горбачев детально изучні; маршрут вплоть до отдельно. ц озера, сопки, в совершенств владели самолетовождением в приборам,—им удалось скры'1 но и точно выйти на цель 1: получить ценные сведения. ю> Летчик-истребитель долже быть высоко подготовлен - штурманском отношении. У’т окажет ему неоценимую У СЛ ;ю гу и поднимет еще выше в^у боевую деятельность наш%' : ш авиации. С фронтов Отечественной войны Дерзкий налет разведчиков ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ. За этим дзотом наши разведчики наблюдали несколько дней; уста новили пути подхода к нему, узнали, в какое время сменяются часовые, в каких случаях и когда ведется из дзота огонь. Еще в период наблюдения у старшины первой статьи Никифорова созрел дерзкий план уничтожения и пле нения гарнизона дзота. План был прост—незамеченными подойти с тыла, снять часовых и захватить пулеметчиков. Изложив его коман диру» разведчики приступили к осуществлению плана. В одну из ночей разведчики под командованием Никифорова скрытно приблизились к дзоту с тыла, бесшумно сияли двух часо вых и ворвались в дзот. Там на ходился пулеметчик. Немец успел сделать только один выстрел. Раз ведчики быстро обезоружили и пленили его. Привлеченные выстрелом нем цы начали преследовать развед чиков. Прикрывавший отход груп пы краснофлотец Антонов под- Блгстящая воздушная победа ' УКРАИНСКИЙ -------- »-й ФРОНГ Ш ;стерка наших истребителей под командованием гвардии капи тана Федорова одержала блестя щую победу в бою против соро ка ,Ю 87“ и десяти „Мессер- Ш ѵПІТГОВ". Как только показались враже ские самолеты, ведущий гвар іии капитан Федоров принял смелое и правильное решение: атаковать ж ________ .U I пустил немцев н а близкое рассто*е ние и с короткой дистанции авго. матным огнем убил двенадц*(: фашистов. Остальные гитлеровцу отступили. 1 Разведывательная группа 6*в потерь вернулась в подразде-1^ ние, приведя с собой пленной^ немецкого пулеметчика. ) г е J! врага при пикировании и ИРѴ выходе из пике. Эго давало вынг рыт времени и обеспечивав^ неожиданность удара. В результате смелого маневр* и стремительных атак шестерик советских истребителей во гл-ч» с гвардии капитаном Ф е д о р о вы сбила восемь немецких са«°ле, гов, не потеряв ни одной с в о е п машины. і г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz