Североморский лётчик. 1944, январь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 13 января 1944 г., К а к бить „Ф В - Т 9 0— А - 5 “ Герой Советского Союза гвардии капитан Г. Костылев Хотя фашисты и пытаются всячески рекламировать моди­ фицированный образец своего истребителя «ФВ-190» серии А-5, можно уверенно сказать, что он во многом уступает на­ шим отечественным истреби­ телям. От хорошо известного само­ лета «ФВ-1У0» серии А-4 но­ вый образец отличается нали­ чием дополнительной брони под Фюзеляжем, защищающей сни­ зу бензобаки, мотор, замотор- ноѳ пространство и патронные ящики. Толщина брони 5 — о мм,, вес ее — около 200 кг. Из других изменений, вне­ сенных н «ФВ-190» серии А-5, следует отметить снятие дву \ крыльевых пушек и увеличі1- нѣѳ запаса кислорода. Что ка­ сается летно-тактических дан­ ных самолета, то они незна­ чительно отличаются от «ФВ- ІЬО»—А-4. Полетный вес ново­ го образца увеличился на 81 кг. и равен 4.070 кг. Машина вооружена двумя 20 мм. пуш­ ками «МГ-151» и двумя пуле­ метами «МГ-17» калибра 7,92 мм. Максимальная скорость у земли 510 км. в час, на высо­ те 5.000 м. — до 582 км. в час. Эту высоту самолет набирает за 8 минут. Практический по­ толок — 9.600 м. Надо сказать, что снятие двух пушек и наличие допол­ нительной брони повысило устойчивость, управляемость и живучесть машины. Есть осно­ вание предполагать, что немцы используют этот самолет для штурмовки наземных войск и борьбы с нашими штурмови­ ками. Учитывая большой вес «ФВ- 190», а следовательно и его инертность, немецкие летчики при встрече с нашими самолет тами обычно пытаются раз­ вить как можно большую ско­ рость, чтобы вылезти на вер­ тикаль. Мне как-то пришлось на «JIa-5» встретиться с парой «ФВ-190». Опознали мы друг лруга примерно с 1—2 км. и на встречных курсах пошли на сближение. Фашисты, как вид­ но. шли на максимальных ско­ ростях, так как моторы их сильно дымили. Приблизитель­ но с дистанции 800 м. с обеих сторон был открыт огонь, но мы, видимо, шли со сносом, и попаданий ни по мне, ни по противнику не наблюдалось. Метрах в 200 от моей машины один из фашистов стал закла­ дывать свой самолет в крен с доворотом на меня. Я понял, что он хочет перевести бой на вертикаль и после расхожде­ ния наших самолетов на вер­ тикали срезать мне курс, сд е ­ лав так называемую «накидку». Мне пришлось применить та­ кой же маневр, и мы разо­ шлись почти голова к голове. Крен наших самолетов достиг почт» 90 градусов. Воспользо­ вавшись триммером, я почти вертикально задрал свою ма­ шину и так как при встрече шел также на максимальной Торпедоносцы идут на выполнение боевого задания. Фото Б. Маневича. скорости, сразу очутился вы­ ше немца, который попытался пикированием ускользнуть, но внизу его ждал мой ведомый. Короткой очередью сзади под ракурсом 2 / 4 он сбил фашист­ ский самолет. Очень часто, находясь выше и сзади наших самолетов, нем­ цы пикируют под наши маши­ ны, стараясь атаковать их снизу. Этот способ особенно часто применяется для атаки бомбардировщиков. Причем, ес­ ли фашисты видят наших ист­ ребителей, то снова вверх вы­ ходить они не любят, а обыч­ но на большой скорости у хо ­ дят на 5—10 км. от места пер­ вой атаки и там набирают вы­ соту. Наиболее эффективный спо­ соб уничтожения «ФВ-190» — это эшелонирование пар истре­ бителей по высоте. Нужно ста­ раться согнать «ФВ-190» вниз, где его встретят и собьют на­ ши эшелонированные истреби­ тели. Следует помнить, что при встрече со смешанной группой «■ФВ-190» ц «Ме-109» «Мессер- шмиттьг» вниз не пойдут, а, используя хорошую скоро- под’емносТь, полезут вверх. По­ этому в бою со смешанной группой особенно велика роль командира группы. Он не должен превращаться в рядового бойца, а, находясь выше своих сражающихся пар, должен по радио руководить боем. В заключение хочется ска­ зать, что «ФВ-190 — А-5» наи­ более уязвим сзади сбоку под ракурсом 1 /4 и 2/4. Умело используя боевые пре­ имущества наших самолетов, нужно смело атаковать и бес­ пощадно сбивать хваленые не­ мецкие машины. ТРУДОВЫЕ ПОДВИГИ ТЕХНИКОВ В тяжелом бою бомб дировщик был повреж; и совершил вынужденн посадку. К месту nocaj выехала группа техничесі го состава во главе со сті шим техник - лейтенант Солововым Невзирая на тяжелые і ловия — темноту , пургу холод , Соловов со старц* ной Чуговым и младщА- сержантом Вдовиным ц. лично справились с работе досрочно выполнив задан командования. * * * * о Краснофлотцы ПАРМ“ Петров и Аверьянов в по тора раза сократили ремонта самолета. > Г. Свирскин ‘іе Штурманская подготовка летчика-истребителя Капитан А. Тульский НОВОСТИ АВИАТЕХНИКИ ЗА РУБЕЖОМ А варийная радиоустанов ка Авиация США снабжена ава­ рийными радиоустановками, со­ стоящими из генератора и радио­ передатчика. Установка, упако­ ванная в двух мешках, сбрасы­ вается на парашюте со спасатель­ ного самолета. Вес ее 15 кг. Аппарат автоматически пере­ дает по морзе сигналы бедствия или иную информацию. Радиус действия передатчика примерно 250 км. Установка снаб­ жена двумя баллонами, наполняе­ мыми водородом, который полу­ чается из воды при помощи спе­ циальной химической аппаратуры, являющейся частью радиоуста­ новки. Эти баллоны служат для подъема складной антенны на вы­ соту до 45 м. ( „Инирааиа") Панцырь для пило тов Для защиты летчиков от ос­ колков бомб в США разработан и применяется специальный лег­ кий панцырь, состоящий из не­ скольких слоев марганцевой стали, проложенных материей. Практиче­ ские опыты применения дали по­ ложительные результаты. („Интеравиа") Авиабомбы пр о т и в летящих самолетов В СШ.\ изобретены авиабомбы, которые могут применяться в воз­ душных боях. Бомбы снабжены взрывателями. позволяющими произвести взрыв непосредствен­ но в воздухе. Регулировка вре­ мени взрыва осуществляется в полете. Это позволяет экипажу, заметив внизу приближающийся самолет, установить соответствен­ но расстоянию взрыватель и сбро­ сить бомбу, которая разорвется в зоне полета вражеского само­ лета. („Пвпюляр Сайнс“). Летчик-истрѳбитель, наряду с тем, что должен быть хорошим мастером пилотажа, уметь от­ лично стрелять, дерзко, с рас­ четом вести воздушный бой,— обязан 'быть и прекрасным штурманом. Искусство самолет товождения для истребителя — дело не второстепенной важ­ ности. тем< более оно необходи­ мо в северных условиях, с местностью бедной характер ’ными ориентирами. У некоторых летчиков-истре- бителей, особенно у молодых, складывается неправильное мнение о роли штурманской подготовки. Район полетов они изучают поверхностно, не тре­ нируют свой глазомер, не учатся в уме производитыіро- стыѳ навигационные расчеты. Основным способом ориенти­ ровки и контроля пути являет­ ся сличение карты с местно­ стью. Искусство быстро сли­ чать карту с местностью у истребителя должно быть до­ ведено до совершенства. Известно, что значит для летчика пренебрегать штур­ манской подготовкой. Помню, однажды был и у меня такой случай. Ночью получил зада­ ние произвести бомбометание по скоплению войск противни­ ка в районе Н. Туда мне ле­ тать частенько и раньше при­ ходилось. Решил, что опыт у меня есть, цель недалеко, — значит все будет в порядке. Но это оказалось излишней самонадеянностью. Придя в ранон цели, я долго не мог отыскать ео и вынужден был долгое время находиться в зо­ не зенитного огня. Иногда молодые летчики, идя ів полет, полностью пола­ гаются на ведущих. В предва­ рительной подготовке район изучают плохо, в момент •поле­ та, увлекаясь строем, вовсе не следят за ориентировкой. Ко­ гда же в бою. или проходя в облачности, они отрываются от ведущих, то теряются и в ре- 3j дьтато неумения ориентиро­ ваться «блудят». Так было не­ давно с тов. Лебедевым. Когда он в районе нашего аэродрома оторвался от ведущего, то ра­ стерялся .и сразу ушел на по­ садку на другой аэродром. (Узнав там, где он находится, вылетел, но вновь не нашел своего аэродрома и сел на аэродроме соседей. В часть Лебедева привезли, как пасса­ жира, а самолет перегнал дру­ гой летчик. Кроме самолетовождения по ориентирам и расчету време­ ни, летчик должен уметь ис­ пользовать радиополукомпас (где он есть). Случается, что ве­ сти ориентировку по местности •бывает невозможно (сплошная облачность, заряды, туманы), в ■ о п время с начала полета летау не засекает, а отсюда по ра четам вести самолет он таи не может. Вот в такую т лую минуту неоценимую ус.т') гу окажет полукомпас. Что'і отлична владеть им, надоі рошо знать и пользовате,'* радиоаппаратурой. ) Если летчик отлично изуч/ аэронавигацию, в совершенств владеет практикой самолКд вождения, то он никогда г заблудится, всегда грамот; используя местность, отьщ^ цель. н Недавно тт. Бурматов и І\, бачев совершили полет на рц вѳдку. Задача была слож№'1 об ’ект разведки находился е1В большом расстоянии. ІІодоіц ти к нему приказали скрыг но. Летчики решили в«іе маршрут итти бреющим п<% том. Это крайне усложни.'с ориентировку. Только благо;; ря тому, что тт. Бурматов Горбачев детально изучні; маршрут вплоть до отдельно. ц озера, сопки, в совершенств владели самолетовождением в приборам,—им удалось скры'1 но и точно выйти на цель 1: получить ценные сведения. ю> Летчик-истребитель долже быть высоко подготовлен - штурманском отношении. У’т окажет ему неоценимую У СЛ ;ю гу и поднимет еще выше в^у боевую деятельность наш%' : ш авиации. С фронтов Отечественной войны Дерзкий налет разведчиков ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ. За этим дзотом наши разведчики наблюдали несколько дней; уста­ новили пути подхода к нему, узнали, в какое время сменяются часовые, в каких случаях и когда ведется из дзота огонь. Еще в период наблюдения у старшины первой статьи Никифорова созрел дерзкий план уничтожения и пле­ нения гарнизона дзота. План был прост—незамеченными подойти с тыла, снять часовых и захватить пулеметчиков. Изложив его коман­ диру» разведчики приступили к осуществлению плана. В одну из ночей разведчики под командованием Никифорова скрытно приблизились к дзоту с тыла, бесшумно сияли двух часо­ вых и ворвались в дзот. Там на­ ходился пулеметчик. Немец успел сделать только один выстрел. Раз­ ведчики быстро обезоружили и пленили его. Привлеченные выстрелом нем­ цы начали преследовать развед­ чиков. Прикрывавший отход груп­ пы краснофлотец Антонов под- Блгстящая воздушная победа ' УКРАИНСКИЙ -------- »-й ФРОНГ Ш ;стерка наших истребителей под командованием гвардии капи­ тана Федорова одержала блестя­ щую победу в бою против соро­ ка ,Ю 87“ и десяти „Мессер- Ш ѵПІТГОВ". Как только показались враже­ ские самолеты, ведущий гвар іии капитан Федоров принял смелое и правильное решение: атаковать ж ________ .U I пустил немцев н а близкое рассто*е ние и с короткой дистанции авго. матным огнем убил двенадц*(: фашистов. Остальные гитлеровцу отступили. 1 Разведывательная группа 6*в потерь вернулась в подразде-1^ ние, приведя с собой пленной^ немецкого пулеметчика. ) г е J! врага при пикировании и ИРѴ выходе из пике. Эго давало вынг рыт времени и обеспечивав^ неожиданность удара. В результате смелого маневр* и стремительных атак шестерик советских истребителей во гл-ч» с гвардии капитаном Ф е д о р о вы сбила восемь немецких са«°ле, гов, не потеряв ни одной с в о е п машины. і г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz