Североморский лётчик. 1944, январь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 11 ян в ар я 1941 г., '-Vо- ЧЕРТЫ ОФИЦЕРА МОРСКОЙ АВИАЦИИ Сам погибай, а товарища выручай К ѳликое д е л о — н а с т о я щ а я д р у ж б а , в з а и м н а я в ы р у ч к а в бою. О н а помо г ает и с т р е б л я т ь в р а г а , «го. О со б е н но к р е п к о в о ш л а I о н и в п о в с е д н е в н ы й б ы т м о р я к о в . Г е р о и Г а н г у т с к о і і , С и н о п с к о й б и та . С е в а с т о п о л ь с к о й о б о р о ны 1853 — 185G го Лов, с р а ж е н и я под Ц у с и мой ж е р т в о в а л и с в о и м и ж и з н я м и ради с п а с е н и я т о в а р ищ а , в з а и м н о й в ы р у ч к о й о т л и ч а л и с ь м о р я к и в годы г р а ж д а н с к о й в о й ны . В О т е ч е с т в е н н у ю вой н у э т о и с к о н н о е п р а в и л о н аш л о | с в о е н а и б о л е е я р к о е в ы р а ж е ние, в том ч и с л е и среди л е т ч и к о в н аш е й се ве р омо р с к о й а в и а ц и и . В н а ч а л е и ю л я 1941 года л е т ч и к А л е к с а н д р Б о н д а р е н к о в т е ч е н и е 15 м и н у т н а своей и з р а н е н н о й м а ш и н е т р и ж д ы в ы р у ч а л т о в а р и щ е й и з беды. С д е л а в п о с а д к у , л е т ч и к и к р е п ко, по -морском у р а с ц е л о в а л и с ь , п о д т в е р д и в э т и м т о р ж е с т в о н а с т о ящ е й офице р с к о й д р у ж бы . В с е п о с л е д у ю щ и е бои н аш и х л е т ч и к о в т а к ж е с о п р о в о ж д а л и с ь в з а и м н о й в ы р у ч к о й . О н а у м е н ь ш а л а п о т е р и и помогала в ы и г р ы в а т ь с а м ы е о ж е с т о ч е н н ы е и т я ж е л ы е в о з д у ш н ы е сра жш ня . они, А у К а к - то 1 раз, ещ е в с е н т я б р е 1941 года, на одном из аэро дромов м н е п р и ш л о с ь беседо в а т ь с л е т ч и к о м М и х а и л о м Г о луновьгм . К а к с е й ч а с помню еіч) в о з б у ж д е н н о е лицо. — Т р у д н о это р а с с к а з а т ь , но е с т ь у к ажд о г о ч е л о в е к а какая- то с а м а я в ы с ш а я бл агода р н о ст ь, — говорил Г о л у н о в . — В о т э т у б л а г о д а р н о с т ь я при н о ш у н а ш е м у б о е в ом у д р у г у С аф о н о в у . Д а и нѳ один я — в с е н аш и л е т ч и к и . О д н а ж д ы мы с К о н о н о в ы м б а р а ж и р о в а л и над аэродромом. П о год а бы л а о б л а ч н а я . И в о т два. «Месоор- ш м и т т а » , в ы с к о ч и в и з облаков, а т а к о в а л и нас. С п е р в о й а т а к и обе н аши м а ш и н ы б ы л и под би ты . Д о л г о , п о к а в е с ь б о е за п а с не и зр а с х од о в а ли , др а л и с ь м ы с парой « с т о д е в я ты х » . К о г д а с т а л и в ы х о д и т ь из боя, ещ е п я т ь «Ме-109» с в а л и л о с ь н а нас. Р е ш и л я то гд а : к аюк нам. Куда, у ж н а «би сах» да тем более и з б и т ы х и без бое з а п а с а с та к ой с и л о й вр ага биться. З л о такое взяло, маю — протараню. Но стервяги, атакуют сверху п о б е ж д а т ь 1 и а с ’ к а к 1|И 'Ф о р с и р у й моторы , 1 не л е з у т м а ш и н ы н а в ы с о т у и все. Н е у ж е л и , д у м а ю , н е повое в а в п о ч т и , у м е р е т ь п р и д е т с я . По т у т , к а к метеор, с в ы с о т ы н аш « И -16» о б р у ш и л с я . ІІо х в а т ко яі с р а з у С аф о н о в а у з н а л . А т а к а е го бы л а н а с т о л ь к о с м е лой, ч т о «м е с с е р ы » р а с с ы п а ли с ь . Е с л и б ы н е С афо н о в, н е ж и т ь нам . К а к ж е н е б л а г о д а р и т ь его. Е с л и б ы н е д р у ж б а , н е г о т о в н о с т ь к с а м о п о ж е р т в о в а н ию р а д и т о в а р ищ а , н е в з а и м н а я в ы р у ч к а , — т р у д н о бы ло бы в о е в а т ь нам, о д е р ж и в а т ь победы. Э т о ч у в с т в о в з а и м н о й в ы р у ч к и р а з в и т о н е т о л ь к о м е ж д у л е т ч и к а м и - и с т р е б и т е л я м и , но и м е ж д у б о м б а р д и р о вщ и к а м и и и с т р е б и т е л я м и , з е н и т ч и к а м и и л е т ч и к а м и , л е т ч и к а м и и м о р я ками. 24 ф а ш и с т с к и х с а м о л е т а н а б р о с и л и с ь о д н а ж д ы н а н аш и корабли . 4 с о в е т с к и х м о р с к и х л е т ч и к а з а с л о н и л и своей г р у д ь ю ж и з н ь міатросов и офи ц еров, н а х о д я щ и х с я на к о р а б лях. С р еди о т в а ж н о й ч е т в е р к и с р а ж а л с я молодой оф и ц е р В и к тор А в е р ь я н о в . К о г д а его ве д омый б ы л под б и т и в ы ш е л и з боя, А в е р ь я н о в один п р о д о л ж а л п р и к р ы в а т ь к ор а бли , не д а в а я н е м ц а м п р и ц е л ь н о бом б и т ь их. В р а ж е с к и й с н а р я д р а н и л л е т ч и к а и п о в р е д и л м о тор с амо л е та . П р е в о з м о г а я боль, А в е р ь я н о в п о с а д и л м а ш и ну на отме ли . Ф а ш и с т ы , р а з о р е н н ы е н е у д а ч е й , н а ч а л и п и к и р о в а т ь и р а с с т р е л и в а т ь б е з з а щи тного, о б е с с и л е н н о г о л е т ч и ка па земле. К о г д а м о р я к и п о д б еж а л и к с в о е м у с п а с и т е лю, го ло в а ге р о я б е з ж и з н е н н о л е ж а л а на прицеле. М а т р о с ы и, офицеры с н я л и б е с к о з ы р к и и ф у р а ж к и . Н е с к о л ь к о м и н у т ц а рило м о л ч а н и е и в нем было грозное п р е д у п р е ж д е н и е в р а г у , п р е д у п р е ж д е н и е о м е с т и за г и бе л ь мо р як а - л е тч и к а . «Сам погибай, а т о в а р ищ а в ы р у ч а й » , — го в орил пол ков о- К. Зародов Д у - I д е д С у в о р о в . М о р я к и и мор с к и е л е т ч и к и с д е л а л и это п р а в и л о с в о и м з а к о н о м в к а ж д о м бою. В з а и м н а я в ы р у ч к а , с а м о п о ж е р т в о в а н и е р ад и т о в а р и щ а д о л ж н о в с е м е р н о п о о щ р я т ь с я и р а з в и в а т ь с я , к а к с а м о е б л а г о р о д н е йш е е , с в я т о е ч у в с т в о . И з ве-стно, к а к х в а л и л Б о р и с С а фонов т о г о л е т ч и к а , к о т о р ы й в ы р у ч и л в бою т о в а р и щ а . 600 боевых вылетов - В о т н а ш герой , — г о в о р и л он. — Е м у с е г о д н я п о л о в и н а в с е х н а ш и х побед. И С аф о н о в к р е п к о о б н и м а л та к о г о л е т ч и к а . П о д в и г и А л е к с а н д р а ' Б о н д а ренко, В и к т о р а А в е р ь я н о в а , ко т о р ы е , н е щ а д я с в о е й ж и з н и , п о ш л и н а с а м о п о ж е р т в о в а н и е , с л а в н ы е п р и м е р ы з а щ и т ы в бою т о в а р ищ а , п р о я в л я в ш и е с я в с е г д а д в а ж д ы Г е р о е м С о в е т с к о г о С о ю з а Б о р и с о м С а ф о н о в ы м , д е с я т к и д р у г и х с л у ч а е в д р у ж б ы и в з а и м н о й в ы р у ч к и , и м е в ш и е м е с т о у н а ш и х л е т ч и ко в , — э т о б л а г о р о д н ы е п р и ме ры , к о т о р ы е д о л ж е н з н а т ь и п о д р а ж а т ь им в бою к а ж д ы й офицер. С таршина Иосиф Лашк ов любит авиацию. Он пощц н е е добровольно в 1937 году. От п одма ст ерья мот; риста д о хозяина боевой м ашины—таков е г о путь. Война застала Дашкова на С ев ер е , когда у ж е он обс.т живал скоростной бомбардировщик. В п ерв ом у д а р е по вр жеским портам и базам 23 июня 1941 г од а участвовала е: машина. С тех пор одно желание, одна мечта руководи этим замечательным специалистом — как бы больше, как! чаще е г о самолет поднимался в во зд у х и громил немец*, извергов. Многие типы самолетов пришлось о б с л уж и в а т ь за два половиной года войны, многих летчиков, штурманов и стре ков-радистов провожал Лашков в бой . Од н о постоянно в и работе: возвратившиеся с п о б е д о й в с е г д а крепко благодар; ли с в о е г о механика за х о р ош ую рабо т у техники. Бол ее года Иосиф Лашков о б с л уж и в а е т истребите,! Его машина, имеющая на счету 16 сбитых самолетов про тивника, и сейчас готова к б ою . Недавно Лашков отпраздновал свой юбилей. 6()Сл боеві вылетов за время войны о б с л уж е н о им. Самоотверженн: работой старшины Лашкова гордится ле гчики и техник части. НА СНИМКЕ: механик старшина И. Лашк ов у свое; самолета за отметкой оч ер едной победы. н В чем был неправ летчик Зорин ет п л о х о й т е х н и к и , н е т п л о х и х м а ш и н — е с т ь п л о х и е х о з я е в а , е с т ь л е т ч и к и , к о т о р ы е с л а б о в л а д е ю т бо е в о й т е х н и к о й . К со ж а л е н и ю , об этом-то и з а б ы л л е т ч и к З о р и н , п р и д я в э с к а д р и л ь ю Г е р о я С о в е т с к о го С о ю з а к а пи та н а . С г в б н е в а . Н е с м о т р я на то, ч т о л е т ч и к и э т о й э с к а д р и л ь и л е том 1942 г о д а в н е р а в н ы х бо я х д о б и в а л и с ь з а м е ч а т е л ь н ы х у с п е х о в , К о р и н с п е р в о г о д н я пр е н е бр е ж и т е л ь н о г о в о р и л о в р у ч е н н о й е м у м аш и н е : — Ч т о э т о за и с т р е б и т е л ь ? С к о р о с т ь у него м ал а . Р а з в е н а т а к о й н а в о ю е ш ь ? — И, ука- Аэрофотография в условиях крайнего Севера I I р а к ти чѳ с к ий о п ы т воз д уш н о г о фо то гр афир о ва н и я п о з в о л я е т н ам с д е л а т ь в ы воды , н о р м а л и з и р ующ и е в е д е н и е аэрофотос’емочного про цесса. Одним из о т л и ч и т е л ь н ы х с в о й с т в в о з д уш н о й с ’емки от н аземной я в л я е т с я н а л и ч и е т о лщ и в о з д у х а м е ж д у об’екти- вом а э р оф о то а п п а р а та и зем ной поверхностью . А тмо сф е р а п р е д с т а в л я е т собой не абсо л ю т н о п р о з р а ч н ую с р ед у и по э т о м у з а т р у д н я е т фо то графи рование. В к а ч е с т в е з ащ и т н ы х м е р о пр и я ти й п р о т и в н е д о с т а точной о с в ещ е н н о с т и п р им е н я ю т с я с в е т о с и л ь н ы е об’екти вы , в ы с о к о ч у в с т в и т е л ь н ы е н е га ти в н ы е м а т е р и а лы , р а б о т а с бол ь ш и м и в ы д е р ж к а м и и, наконец, и с п о л ь з о в а н и е с в е т оф и л ь т р о в с м а л ы м и к р а тн о с тя ми . Н е д о с т а т о ч н а я о с в ещ е н н о с т ь им е е т м есто либо о т п о л ож е н и я с олнц а о т н о с и т е л ь н о горизон та, либо от р а з в и т и я облачно с т и и ли и ны х факторов, л иш а ющи х я с н у ю а тм о сф е р у нор м а л ь н о й про зр а чно сти . В о з м о ж н а т а к ж е и к ом б и н ац и я дв ух н а з в а н н ы х причин. Например, п ри положении с о л н ц а н а го р и зо н те о с в ещ е н н о сть о тк ры то й гори зон тал ь ной поверхности с о с т а в л я е т ориен тировочно око- Старіиий лейтенант М. Орлович ло 0,01 о т с о о т в е т с т в у ющ е й по- j В н а с т о я щ е й т а б л и ц е приве- л у д е н н о й о с в ещ е н н о с т и . О ч е н ь т р у д н о о х в а т и т ь зывая на самолет, на котором летали его товарищи в другой части, добавлял. — Вот на этом бы... З о р и н , н е д о о ц е н и в ш и й с в о е й боевой м а ш и н ы , о ш и б о ч н о с ч и т а в ш и й , ч т о н а н е й «м о ж н о т о л ь к о у т ю ж и т ь в о з д у х » , в с я ч е с к и п ы т а л с я и з б е ж а т ь б о е в ы х выле-то'в. О н д о л г о « н е о с в а и в а л » п о с а д к и . К о г д а в ы л е т а л , с т а р а л с я в с е ж е как- н и б у д ь о б о й т и б о е в о й в ы л е т . З о р и н у к а з а л о с ь , ч т о его в п е р в ом ж е бою с о б ью т , ч т о н а э то й м а ш и н е он б е с с и л е н про - тиів « М е с с е р ш м и т т о в » . В к о л л е к т и в е л е т ч и к о в к о то ры е , в о п р е к и р а с с у ж д е - н и я м З о р и н а , д р а л и с ь и. в к а ж д о м бою о д е р ж и в а л и побе*- ды , « о б и ж е н н ы й » д е р ж а л с я в с е г д а о с о б н я к о м . Р а з б о р ы в о з д у ш н ы х боев, р а с с к а з ы т о в а р ищ е й о том , к а к л у ч ш е и с п о л ь з о в а т ь п р е в о с х о д н ы й м а н е в р н о г о н ь с в о е й м а ш и н ы в е с ь ди а п а зо н д н е в н ы х о с в ещ е н н о стей каким-либо одним с р е д с т вом фо т о г р афи р о в а н и я , в осо б енности это з а м е ч а н и е о тн о с и т с я к аэрофо то гр афии с ее у з к и м о г р а н и ч е н и е м вы д е р ж е к . В ы д е р ж к у в летно -с’ем о ч ны х у с л о в и я х н е л ь з я у в е л и ч и в а т ь беспредельно. Ч т о б ы о ц е н и т ь т е з а т р у д н е н и я , к о т о р ы е в о з н и к аю т при н едо ст а то чн о й о с в е щенно сти , рассмотрим, д а н н ы е о т н о с и т е л ь н о п о сл едн е й при р а з л и ч н ы х п о л о ж е н и я х солнца. О с в ещ е н н о с т ь о к а з ы в а е т с я ма лой п р е ж д е в с е г о п р и м а л ы х вы с о т а х с олнц а н ад г о р и з о н том. Величины освещенности В ы с о т а солнца О с в ещ е н н о с т ь (с в е то в о й поток в люм е н а х на кв. см.). 0 0,12 5 0,65 10 1,72 15 3,03 20 4,42 25 5,83 , З о р и н а м а л о и н т е р е с о в а л и . Он д е д ы з н а ч е н и я о с в ещ е н н о с т и j с ч н т а л , ч т о т о л ь к о о н п р а в , а о т к р ы т о й г о р и з о н т а л ь н о й по. в с е о с т а л ь н ы е о ш и б а ю т с я и ч т о в е р х н о с т и при у с л о в и и безоб- ! у с п е х и э т и в р е м е н н ы . Д а ж е д а ч н о г о неба. к а к ч е л о в е к , З о р и н р е з к о изме- Вести с Балтики Подвиг воздушных разведчиков Э к и п а ж р а з в е д ч и к о в под к о м а н д о в а н и е м м л а дш е г о л е й т е н а н т а С а х н о в ы л е т е л н а фо т о г р аф и р о в а н и е в а ж н о г о у ч а с т ка. к о м м у н и к а ц и й п р о т и в н и к а в д у б и н е е го о б о р о н ы К о г д а в о з д у ш н ы е р а з в е д ч и к и п п и б л и з и л г іс ь к ц ели , т о о бн а р у ж и л и , ч т о н ад нею п а т р у л и р о в а л а г р у п п а в р а ж е с к и х и с т р е б и те л е й . З а м е т и в с о в е т с к и й с амолет, н е с к о л ь к о «Ф о к к е - Вульфов-190» б р о с и л и с ь на н е го в а т а к у . См ело м а н е в р и р у я , л е т ч и к С а х н о м а с т е р с к и в ы в о д и л м а ш и н у из-под в р а ж е с к и х у д а ров. Н е з н а ч и т е л ь н о о т к л о н я я с ь от цели, т о н а б и р а я в ы с о т у , то в н е з а п н о с н и ж а я с ь , р а з в е д ч и к и с н о в а в о з в р а щ а л и с ь в р айон '■.’емки. В ы п о л н я я б о е в ую з а д а ч у , ш т у р м а н С к у б а и стрелок- р а д и с т П о з н я к о в п у л е м е т н ы м о гн ем о т б и в а л и а т а к и н емец ких истребителей. Точно пу щ е н н о й о ч е р е д ь ю о т в а ж н ы е р а з в е д ч и к и с б и л и о д и н « Ф о к к е - Вульф-190». В о в р е м я с х в а т к и с ф а ш и с т с к и м и с а м о л е т а м и н е с к о л ь к о л е г к и х р а н е н и й п о л у ч и л р а д и с т П о з н я к о в . П р е в о з м о г а я бол ь, он п р о д о л ж а л в е с т и но с т е р в я т н и к а м огонь. У с п е ш н о в ы п о л н и в з а д а н и е , л е т ч и к С а х н о с у м е л в ы в е с т и с а м о л е т и з з о н ы боя. Н и ч е г о н е м о г л и п о д е л а т ь со с м е л ы м и в о з д у ш н ы м и р а з в е д ч и к а м и и н е м е ц к и е з е н и т к и , о т к р ы в ш и е по н им и н т е н с и в н ы й огонь. Н е с м о т р я н а м н о г о ч и с л е н н ы е п р о бо и ны в м а ш и н е , л е т ч и к ( 'а х н о б л а г о п о л у ч н о п р и в е л с а м о л е т н а с в о й а э р од р ом и д о с т а в и л к о м а н д о в а н и ю ц е н н ы е ф о т о с н им к и . В с е ч л е н ы э к и п а ж а р а з в е д ч и к о в н а г р а ж д е н ы о р д е н а м и Славы III степени. Д . Николаев н и л с я : с т а л з а м к н у т ы м , і к о г о с л у ш а л . К о м а н д и р з в е н а и кома; э с к а д р и л ь и д у м а л и в№ ч т о с к о р о э т о в с е пройдет, с к о р о З о р и н о с о з н а е т с о ш и б к у , н о к о г д а э т о г о неі и з о ш л о , с т а л и беседовал л е т ч и к о м , д о к а з ы в а т ь ему. п о м о г л о и э т о : З о р и н поя; н е м у в е л с е б я неправи; П о д н я в ш и с ь в в о з д у х , оно л я л с я о т с т р о я , производи: с а д к у , ж а л у я с ь т о на. свой' р о в ь е , т о н а неисправность т е р и а л ь н о й ч а с т и , т о ешДО ч т о - н и б у д ь . Т о в а р и щ и , пришедшие э с к а д р и л ь ю в м е с т е с Зорй у ж е и м е л и п о н е с к о л ь к у т ы х с а м о л е т о в , получили о д н о м у , а н е к о т о р ы е и по б о е в ы х о р д е н а . З о р и н ж е » в а л с я н а м е с т е . Ошибка, п у щ е н н а я , в н а ч а л е , зашла д а л е к о , ч т о и с п р а в и т ь ѳѳ е у ж е т р у д н о . З о р и н былотс. й е н о т п о л е т о в . Ч а с т о с З о р и н ы м бѳсВДС; к о м а н д и р э с к а д р и л ь и . В д а х с о С г и б н о в ы м З о р и н ® д а р а с к а и в а л с я , сознавал' с в о е й в и н е , о б е щ а л испра® с я . О с о б е н н о н а н е г о под* в о в а л о с о б ы т и е , п р о и е д і^ I и ю л я . С е м е р к а , в е д ом а я w л е в ы м , в э т о т д е н ь сбила с е м ь в р а ж е с к и х самолетов э т о й п о б е д е с о о б щ а л о с ь в с- кеі И н ф о р м б ю р о , о н е й У3®' е с я с т р а н а . З о р и н а в з я л а 1 да., ч т о о н , б у д у ч и в э т о й 3' д р и л ь е , н е у ч а с т в о в а л в боі б ы л л и ш ь п а с с и в н ы м набл® т е л е м . Р а с т р о г а н н ы й , почте с л е з а м и о н п р о с и л то в ар * п р о с т и т ь е м у з а прошедШ^ д а л с л о в о и с п р а в и т ь с я , дРаТ; к а к в с е о с т а л ь н ы е . . . # # # П о с л е н е к о т о р о г о пѳр# л е й т е н а н т З о р и н верн у л1 б о е в у ю ч а с т ь . О н попр°1 ч т о б ы е м у д а л и н о з м о ® 11' и с к у п и т ь с в о ю в н п у на т °,! с а молоте. С к о р о год, к а к д е р е т с я З о р и н . Е г о у м . е л ы м рукам с л у ш е н с а м о л е т . У ж е .ш »ѵ' б о й п р о в е л З о р и н . Тенор*1, к о м а н д у е т ' под р а з д ѳлw*f Л ю б я с в о ю б о е в у ю машНН) с м е л о и у в е р е н н о и д е т иа : в бой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz