Североморский лётчик. 1944, январь.

• ЯНВАРЯ 1944 Г., S (78). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Иі Маневр бомбардировщиков в групповом полете Майор А. Цецорин И Боевой порядок бомбардировочной группы Л Кроме пассивного маневра,. ровщиков свели на нѳт количе- [.„зыбора маршрута), бомбардн- ственный перевес немцев. Им т> ттт т Iи* т т ІІЛЯ Л ГТ Т 1 ТТП ТГ МГТІІЛ XI Л ѴГГОТТПР^ П Я Р Л Т П П И Т Т , И рвщики могут и должны не удалось расстроить нашу ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ QaMC>Xztii„C*ihJi tYt - I .Jpименять активный оборони- і группу. Экипажи организован- „лельный маневр против риятельских самолетов не- в воздушном бою. С этой точки рвения шестерка в шеренге — „аиболее выгодный боевой по­ рядок пикирующих самолетов, ій Д Шестерка является наиболее Маневренной. Она легко произ- юдит все эволюции. Уто осо- >енно важно во время подхода ; цели, когда управление по іадио в целях достижения ;крытности сводится до мини­ у м а . Все экипажи действуют а«о ведущему. у’ За очень короткое время, ше- “терка может принять исход­ о е положение для атаки цели : пикирования, а после уда- и >а—собраться. Таким образом, ровщиков — это выдержать Группа теряет свой боевой по- строй, не расходиться и друж- ко отражали атаки и не под­ пускали противника на близ­ кую дистанцию. Стрелки-ради­ сты Карманов и Кирпичев удачно атаковали один «мес­ сер» снизу сзади под углом 80 градусов и прицельным огнем сбили его. Вскоре «сто- деоятые» отстали, а три «сто- девятьіх» некоторое время еще продолжали преследование. Но стоило показаться н ашим истребителям, как и они по­ вернули обратно. В результате грамотного маневра и органи­ зованности бомбардировщики вышли из боя без потерь и уничтожили один вражеский самолет. Самое главное для бомбарду ‘)ядок совсем ненадолго, что весьма важно в бою. пг, (j Такая группа хорошо соче­ тает маневр с оборонитель­ ным огнем. Плотный, тупой ;трой шестерки дает согласо­ ванное огневое взаимодействие фланговых самолетов, которые іащѳ всего атакуются враже- ;кими истребителями; обеспе- ргшвает круговое наблюдение за о,зоздухом и, наконец, благода­ ря такому строю легко управ­ л я т ь и пробиваться в сложной метеорологической обстановке, Н[что в наших условиях имеет ^существенное значение. та| Кто первый обнаружит про­ тивника, тот успеет занять Внаиболее выгодную позицию для боя, у того больше шансов выиграть сражение. Бомбарди­ ровщики в смысле осмотри­ тельности находятся в более выгодном положении, чем истребители, ибо каждый член экипажа следит за своим сек­ тором и обеспечивает круго вую оборону. Но осмотритель­ ность надо строить с учетом тактических приемов враже­ ской авиации. Задача нашрх экипажей заключается в том, чтобы заранее определить, с Екакой стороны может появить­ я противник. Немцы, дабы внезапно напасть на наши са- с;.молеты, используют для маски- |ровки облачность, солнце, ct рельеф местности, а в сумѳр- Пках темные стороны горизон- дта. Вот почему эти направле „(Кия должны просматриваться .экипажами особо тщательно. ‘ Компактный строй, сла- Яженное взаимодействие огня вчеткий маневр всей группы й гарантируют успех боя. Со (шлюсь на пример, когда од- i нажды шесть «Пе-2» дрались с si восьмью «Мессершмиттами» (4 и 4 «М&-110»), Пра- действия бомбарди т «Ме-109» «I п и л ь н ы е d п Ьадолго до воины 1У14—18 гг. талантливый русский кон ­ структор И. И. Сикорский разработал проект мощного воздушного корабля-гиганта (по тому времени). Самолет намечалось оснастить четырь­ мя стосильными моторами. Это была дерзкая идея, если при­ нять во внимание, что загра­ ницей к тому времени только начинали появляться двухмо­ торные самолеты. В феврале 1914 года с Бал­ тийского завода в Петербурге вышел первый четырехмотор­ ный самолет Сикорского, кото­ рый получил название «Илья Муромец». По сравнению с «Летающими этажерками» это был самолет-красавец. Но осо­ бенно поражали его размеры. Гигант имел размах крыльев в 34 метра. В просторной его кабине могло свободно разме­ ститься 10 пассажиров. 16 февраля Гвардии старшин сержант т. Крестовский обратился в редакцию с просьбой расска­ зать о самолете «Илья М у ­ ромец» и его истории. Ниже помещаем ответ тов. Крестовскому. * * * В начале 1915 года на За­ падном фронте была организо вапа первая эскадра тяжелых кораблей «Илья Муромец» в количестве четырех машин, в числе которых был и первый экземпляр «Муромца», так пора­ зивший мир своими невидан­ ными рекордами. Эта же ма­ шина 15 февраля 1915 года вы­ летела в первый боевой по­ лет, не-ся на своем борту пол­ ный груз бомб. Большинство летчиков скептически относи­ лось к этой машине. По их мнению, такая громадина, плы- дромѳ день и ночь шла работа по их перевооружению. На всех машинах монопланное хвосго- I во'* оперение заменялось би- і иланным, а в освободившемся конце фюзеляжа оборудовалась кабина для стрелка и устанав­ ливался подвижной пулемет «Максим». Однажды августовским утром первый перевооруженный само. лет «Илья Муромец» поднялся в воздух специально подрать ся с противником. На его бор­ ту находилось пять лучших пулеметчиков. Перелетев линию фронта, «Илья Муромец» углубился на вражескую территорию. Немцѳр в воздухе но было. Заметив на пороге - колонну германских воііск, экипаж забредал, ее мел кими бомбами и полностью уни­ чтожил. Когда корабль от 1914 «Илья мец» шил свой года Муро- совер- первый полет. Юн поднялся на высоту 1.000 метров, установив та к и м образом мировой вы­ сотный ре­ корд. Не­ сколько дней спустя ги­ гант с ше­ стью пасса­ жирами ва борту поднял­ ся на высоту 950 метров и продержался в воздухе ным, сосредоточенным огнем отбивать атаки. Стоит только хоть одному самолету оторвать­ ся и он станет легкой до­ бычей для врага. Подтвержу это примером. Звено пикиров­ щиков было однажды атакова­ но двумя «Ме-109». Ведущий допустил ошибку: сделал рез­ кий разворот на большой ско­ рости. Это привело к тому, что* внешний ведомый оторвался и был подожжен немецкими истребителями. Эта потеря ни­ чем не обоснована, ибо три «Пе-2» при условии компакт­ ности строя и правильного ог­ невого взаимодействия всегда успешно могут драться с па­ рой «Мессершмиттов». Летчики нашей части прове- ли немало воздушных боев, из которых можно сделать не которые выводы о тактике на­ падения фашистской авиации. Как правило, немцы атакуют «ГІе-2» сзади сверху под кур- ... ........ ................ совым углом 140—220 граду- j саМ{)Лет Сикорского сов, а иногда и на одной вы- соте или с небольшим прини­ жением, прикрываясь килем, они заходили сзади иод ра­ курсом 0-4. В этих случаях следует маневрировать по го­ ризонту в сторону атакующого. Из опыта боев также видно, что в первую очередь враг н а ­ падает на концевые ведомые самолеты. Поэтому на эти ме­ ста необходимо ставить наибо­ лее опытные, сработавшиеся экипажи, которые не только не отрывались бы во время мане­ врирования группы, но и сами умело маневрировали бы по вертикали в строю. Важно усвоить одно: успеш­ но вести оборонительный бой с истребителями противника можно лишь тогда, когда бом­ бардировочная группа хорошо сколочена, и экипажи будут правильно сочетать огонь с маневром. В этом залог победы. СЕСТРЫ Девушки веселые, девушки погодки, Волэсы пушистые, легкие походки, Старенькие тапочки, чистые халаты, С вами входит солнышко в тихие палаты. От тепла весеннего розовеют лица. Дай напиться, девушка, подойди, сестрица. Мне прислали карточку и письмо из дому,— Почитай, голубушка, не ходи к другому... Девушки веселые с грустными глазами, Гврем человеческим раненые сами, Сколько вы приводите здесь ночей бессонных, Сколько в часть воротится пареньков влюбленных. Девушки хорошие, белые халаты, С вами входит солнышко в тихие палаты. И бойцу усталому ночью дочка снится С волосами светлыми, как твои, сестрица. 3. АЛЕКСАНДРОВА. двух часов. Ничего подобного -еще не было в* истории авиа­ ции. После некоторых конструк­ торских усовершенствований с десятью пассажирами поднялся на два километра и летал около полу тора часов. Машина блестяще оправдала надежды своего соз дателя. Вскоро Сикорский установил на своей машине новый рекорд. Имея на борту С пассажиров, воздушный ко­ рабль продержался в воздухе шесть с половиной часов, по­ крыв расстояние в 600 кило метров. Воодушевленный своими за­ мечательными успехами, кон­ структор запросил у прави­ тельства разрешения совер­ шить на «Илье Муромец» даль­ ний перелет, и вот 29 июня «Илья Муромец» вылетел из Петербурга на юг, держа курс на Оршу. Полет прошел без каких-либо особых происшест­ вий. «Илья Муромец» пробыл в воздухе более восьми часов, пролетев 750 километров. З а ­ правившись в Орше, корабль отправился далее на Киев, за пять часов покрыв еще 500 километров. Таким образом за 13 часов «Илья Муромец» про летел 1.250 километров, устан-о вив мировой рекорд дальности Замечательная машина Си корского с честью выдержала все испытания и в декабре 1914 года была принята на вооружение русской армии флота. «Илья Муромец» в полете, свыше кой артиллерии. Но каково же бы л о уд и в л е н и е , к о гд а « И л ь я М уромец » вскор е в е р н у л с я на аэродром, н е п о л у ч и в д а ж е ни одной ц ар апины . М е ж д у тем, он б л е с т ящ е в ы п о л н и л боевое вущая в вышине, представляет бомбился, вдали появилась шft- отличную мишень для немец- стерка- германских «Фоккеров». Немцы быстро приближа­ лись, заходя русскому са­ молету в хвост. Они, как обычно, наме­ ревались ата­ ковать сзада снизу. «Илья Муромец» спокойно про­ должал полет, -подставляя противнику свой хвост. Вот первый «Фоккер» бро­ сился в атаку. Б гот момент, когда немец уже готов был открыть огонь, из-под хвоста «Ильи Муромца», ударил пу­ лемет. Изрешеченный «Фоккер» стал падать. Остальные опеши­ ли. А русский экипаж продол­ жал веістц убийственный огонь, задание, разбомбив герман- Вскоре одна за другой свали- гшеь еще две германских ма­ шины. За несколько минут немцы потеряли пять, своих самолетов. Шестой «Фоккер» поспешил покинуть поле боя. На следующий день завязал­ ся новый бой, на этот раз бо^- лее жестокий. Два «Ильи Му­ ромца» встретились с полутора десятками вражеских самодѳ j тов. И этот бой блестяще выиграли русские летчики. В схватке два наших экипа­ жа сбили 10 г е р м а н с к и х ма­ шин и благополучно вернулись па свой аэродром. Тяжелые русские корабли продолжали наносить немцам сокрушительные удары с воз­ духа. К концу войны и:; на­ считывалось в строю более двух десятков. Летая парами и в одиночку над вражескими позициями, они буквально на­ водили ужас на войска против­ ника. Несмотря на свое чи­ сленное превосходство, немец­ кая авиация была бессильна ПОДГОТОВКА К ЛЕНИНСКИМ дням Х у д о ж е с т в е н н а я с а м о д е я ­ т е л ь н о с т ь Н -ской ч а с т и н а ч а л а д е я т е л ь н у ю п о д г о т о в к у к ле- н и н с к и м д н ям . О с н о в н о е , чт о в о й д е т в к о н ц е р т , посвящен­ н ы й д в а д ц а т и л е т и ю со дня в ы б и р а ю т д л я л у ч ш и е художе- прои звѳд ени я о с е р ж а н т К и с е л е в кламаторы исполнения ственные Ленине. С т а р ш и й п р о ч т е т н е с к о л ь к о о т ры в к о в из с к у ю с т а н ц ию В и л л е н б е р г . Э то в о од уш е в и л о л е тч и к о в . Н а с л е ­ д ующ и й ден ь н а л е т н а В и л ­ ленбер г с о в е рш и л а в с я эс кад ­ ра. Э к и п а ж и н а с т о л ь к о осме лели , что д в а ж д ы л о ж и л и с ь на «боевой курс», з а с ы п а я ц е л ь с е р и ям и с т о к и л о г р а мм о вы х ( ш е ­ с т и п у д о в ы х ) бомб. И н а эт о т раз н а л е т прошел б л а го п о л у чн о . С этого дн я н а ч а л и с ь систем м а г и ч е с к и е п о л е т ы в о з д уш н ы х кораблей на бомбоме та ни е по р а с п о л ож е н ию п р о ти вн и ка. З а короткое вр емя с ам о л е ты « И л ь я Мѵло.Ѵіец» р азбомби ли н е с к о л ь ­ ко ге рм а н с ки х эшелоно в, подо ' р в али м но го в о е н ны х с к л а д о в ,; р а з р уш и л и н е ск о л ь к о ж е л е з н о - ! дорожных с та нци й и в а ж н ы х j опорных п ун кто в . У д а р ы р у с с к о й т я ж е л о й j эс к ад ры по п р о т и в н и к у были , н а с т о л ь к о ощ у т и т е л ь н ы , что г е рм а н с к о е ком а нд о ва ни е в ы ­ н уж д е н о бы ло с т я н у т ь к райо­ н у ее д е й с т в и я б о л ьш и н с т в о с ьоих л у ч ш и х «асов». З а « М у ­ ромцами» с т а л и о х о т и т ь с я б о л ьш и е г р у п п ы н емец ких с а ­ молетов. Р у с с к о е к ом а н д о в а ­ ние п р и н я л о с о о т в е т с т в ующ и е кон трмеры . С ам о л е т Сикорскоѵ п ом еш а т ь работе р у сс ки ;; са и го был хорошо вооружен спе­ реди, а сзади почти не имел вооружения. В течение полме сяца русские корабли не под­ нимались в воздух. Н а аэро молотов. Они бы л и неуязвимы, а их э к и п а ж и п р о я в л я л и и с т и н ­ но р у с с к о е упо р с тв о , м а с т е р ­ с т в о и б е с с т р аш и е в боях. Памятные даты 9 я н в а р я .1910 года с м е р т и В . И . Л е н и н а , — худо- ! п о э м ы В. М а я к о в с к о г о «Влади- йіественное чтение. Чт ецы -д е - ; мир Ильич Ленин». У стойчивость летательных машин'1— такова тема большого доклада, с которым 9 ян­ варя 1910 года выступил про}). Н. Е. Ж у ­ ковский на съезде русских естествоиспытателей. В своем докладе он дал теоретические основы самолетостроения. Конструкторы получили воз­ можность вычерчиват> и строить различные про­ фили крыльев самолета при помощи математи­ ческого подсчета и чисто геометрическич путем. Н. Е. Жуковский начал заниматься вопросами теории авиации с конца XIX века. За 20 лег до полета Нестерова и за 10 лег до гтерйого поле­ та братьев Райт он предсказал возможность с о ­ вершения „мертвой петли- и других сложных фигур пилотажа на аэроплане. В 1902 году о;і оборудовал в Московском уни­ верситете первую в мире аэродинамическую трубу. Нп один из сложных вопросов теории авиации не р а зр ешп е я без его участия. Он ру­ ководил экспертизой первых русских самолетов и давал практические советы самолетостроите­ лям. При советской віасгц семидесятилети и! Н 1 . Жуковский возглавлял Авиационное расСчоио испытательное бюро —нынешний Ц А П 1 . Э * і гро­ маднейшая наущая деятельность Ье.інкого рус­ ского ученого достойно оценена советским п - вигельством Ленин в 1920 году в сиецил . іыі .ы постановлении Совнаркома назвал прОф. Ж у ­ ковского—отцом русской авиации

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz