Североморский лётчик. 1944, январь.
• ЯНВАРЯ 1944 Г., S (78). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Иі Маневр бомбардировщиков в групповом полете Майор А. Цецорин И Боевой порядок бомбардировочной группы Л Кроме пассивного маневра,. ровщиков свели на нѳт количе- [.„зыбора маршрута), бомбардн- ственный перевес немцев. Им т> ттт т Iи* т т ІІЛЯ Л ГТ Т 1 ТТП ТГ МГТІІЛ XI Л ѴГГОТТПР^ П Я Р Л Т П П И Т Т , И рвщики могут и должны не удалось расстроить нашу ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ QaMC>Xztii„C*ihJi tYt - I .Jpименять активный оборони- і группу. Экипажи организован- „лельный маневр против риятельских самолетов не- в воздушном бою. С этой точки рвения шестерка в шеренге — „аиболее выгодный боевой по рядок пикирующих самолетов, ій Д Шестерка является наиболее Маневренной. Она легко произ- юдит все эволюции. Уто осо- >енно важно во время подхода ; цели, когда управление по іадио в целях достижения ;крытности сводится до мини у м а . Все экипажи действуют а«о ведущему. у’ За очень короткое время, ше- “терка может принять исход о е положение для атаки цели : пикирования, а после уда- и >а—собраться. Таким образом, ровщиков — это выдержать Группа теряет свой боевой по- строй, не расходиться и друж- ко отражали атаки и не под пускали противника на близ кую дистанцию. Стрелки-ради сты Карманов и Кирпичев удачно атаковали один «мес сер» снизу сзади под углом 80 градусов и прицельным огнем сбили его. Вскоре «сто- деоятые» отстали, а три «сто- девятьіх» некоторое время еще продолжали преследование. Но стоило показаться н ашим истребителям, как и они по вернули обратно. В результате грамотного маневра и органи зованности бомбардировщики вышли из боя без потерь и уничтожили один вражеский самолет. Самое главное для бомбарду ‘)ядок совсем ненадолго, что весьма важно в бою. пг, (j Такая группа хорошо соче тает маневр с оборонитель ным огнем. Плотный, тупой ;трой шестерки дает согласо ванное огневое взаимодействие фланговых самолетов, которые іащѳ всего атакуются враже- ;кими истребителями; обеспе- ргшвает круговое наблюдение за о,зоздухом и, наконец, благода ря такому строю легко управ л я т ь и пробиваться в сложной метеорологической обстановке, Н[что в наших условиях имеет ^существенное значение. та| Кто первый обнаружит про тивника, тот успеет занять Внаиболее выгодную позицию для боя, у того больше шансов выиграть сражение. Бомбарди ровщики в смысле осмотри тельности находятся в более выгодном положении, чем истребители, ибо каждый член экипажа следит за своим сек тором и обеспечивает круго вую оборону. Но осмотритель ность надо строить с учетом тактических приемов враже ской авиации. Задача нашрх экипажей заключается в том, чтобы заранее определить, с Екакой стороны может появить я противник. Немцы, дабы внезапно напасть на наши са- с;.молеты, используют для маски- |ровки облачность, солнце, ct рельеф местности, а в сумѳр- Пках темные стороны горизон- дта. Вот почему эти направле „(Кия должны просматриваться .экипажами особо тщательно. ‘ Компактный строй, сла- Яженное взаимодействие огня вчеткий маневр всей группы й гарантируют успех боя. Со (шлюсь на пример, когда од- i нажды шесть «Пе-2» дрались с si восьмью «Мессершмиттами» (4 и 4 «М&-110»), Пра- действия бомбарди т «Ме-109» «I п и л ь н ы е d п Ьадолго до воины 1У14—18 гг. талантливый русский кон структор И. И. Сикорский разработал проект мощного воздушного корабля-гиганта (по тому времени). Самолет намечалось оснастить четырь мя стосильными моторами. Это была дерзкая идея, если при нять во внимание, что загра ницей к тому времени только начинали появляться двухмо торные самолеты. В феврале 1914 года с Бал тийского завода в Петербурге вышел первый четырехмотор ный самолет Сикорского, кото рый получил название «Илья Муромец». По сравнению с «Летающими этажерками» это был самолет-красавец. Но осо бенно поражали его размеры. Гигант имел размах крыльев в 34 метра. В просторной его кабине могло свободно разме ститься 10 пассажиров. 16 февраля Гвардии старшин сержант т. Крестовский обратился в редакцию с просьбой расска зать о самолете «Илья М у ромец» и его истории. Ниже помещаем ответ тов. Крестовскому. * * * В начале 1915 года на За падном фронте была организо вапа первая эскадра тяжелых кораблей «Илья Муромец» в количестве четырех машин, в числе которых был и первый экземпляр «Муромца», так пора зивший мир своими невидан ными рекордами. Эта же ма шина 15 февраля 1915 года вы летела в первый боевой по лет, не-ся на своем борту пол ный груз бомб. Большинство летчиков скептически относи лось к этой машине. По их мнению, такая громадина, плы- дромѳ день и ночь шла работа по их перевооружению. На всех машинах монопланное хвосго- I во'* оперение заменялось би- і иланным, а в освободившемся конце фюзеляжа оборудовалась кабина для стрелка и устанав ливался подвижной пулемет «Максим». Однажды августовским утром первый перевооруженный само. лет «Илья Муромец» поднялся в воздух специально подрать ся с противником. На его бор ту находилось пять лучших пулеметчиков. Перелетев линию фронта, «Илья Муромец» углубился на вражескую территорию. Немцѳр в воздухе но было. Заметив на пороге - колонну германских воііск, экипаж забредал, ее мел кими бомбами и полностью уни чтожил. Когда корабль от 1914 «Илья мец» шил свой года Муро- совер- первый полет. Юн поднялся на высоту 1.000 метров, установив та к и м образом мировой вы сотный ре корд. Не сколько дней спустя ги гант с ше стью пасса жирами ва борту поднял ся на высоту 950 метров и продержался в воздухе ным, сосредоточенным огнем отбивать атаки. Стоит только хоть одному самолету оторвать ся и он станет легкой до бычей для врага. Подтвержу это примером. Звено пикиров щиков было однажды атакова но двумя «Ме-109». Ведущий допустил ошибку: сделал рез кий разворот на большой ско рости. Это привело к тому, что* внешний ведомый оторвался и был подожжен немецкими истребителями. Эта потеря ни чем не обоснована, ибо три «Пе-2» при условии компакт ности строя и правильного ог невого взаимодействия всегда успешно могут драться с па рой «Мессершмиттов». Летчики нашей части прове- ли немало воздушных боев, из которых можно сделать не которые выводы о тактике на падения фашистской авиации. Как правило, немцы атакуют «ГІе-2» сзади сверху под кур- ... ........ ................ совым углом 140—220 граду- j саМ{)Лет Сикорского сов, а иногда и на одной вы- соте или с небольшим прини жением, прикрываясь килем, они заходили сзади иод ра курсом 0-4. В этих случаях следует маневрировать по го ризонту в сторону атакующого. Из опыта боев также видно, что в первую очередь враг н а падает на концевые ведомые самолеты. Поэтому на эти ме ста необходимо ставить наибо лее опытные, сработавшиеся экипажи, которые не только не отрывались бы во время мане врирования группы, но и сами умело маневрировали бы по вертикали в строю. Важно усвоить одно: успеш но вести оборонительный бой с истребителями противника можно лишь тогда, когда бом бардировочная группа хорошо сколочена, и экипажи будут правильно сочетать огонь с маневром. В этом залог победы. СЕСТРЫ Девушки веселые, девушки погодки, Волэсы пушистые, легкие походки, Старенькие тапочки, чистые халаты, С вами входит солнышко в тихие палаты. От тепла весеннего розовеют лица. Дай напиться, девушка, подойди, сестрица. Мне прислали карточку и письмо из дому,— Почитай, голубушка, не ходи к другому... Девушки веселые с грустными глазами, Гврем человеческим раненые сами, Сколько вы приводите здесь ночей бессонных, Сколько в часть воротится пареньков влюбленных. Девушки хорошие, белые халаты, С вами входит солнышко в тихие палаты. И бойцу усталому ночью дочка снится С волосами светлыми, как твои, сестрица. 3. АЛЕКСАНДРОВА. двух часов. Ничего подобного -еще не было в* истории авиа ции. После некоторых конструк торских усовершенствований с десятью пассажирами поднялся на два километра и летал около полу тора часов. Машина блестяще оправдала надежды своего соз дателя. Вскоро Сикорский установил на своей машине новый рекорд. Имея на борту С пассажиров, воздушный ко рабль продержался в воздухе шесть с половиной часов, по крыв расстояние в 600 кило метров. Воодушевленный своими за мечательными успехами, кон структор запросил у прави тельства разрешения совер шить на «Илье Муромец» даль ний перелет, и вот 29 июня «Илья Муромец» вылетел из Петербурга на юг, держа курс на Оршу. Полет прошел без каких-либо особых происшест вий. «Илья Муромец» пробыл в воздухе более восьми часов, пролетев 750 километров. З а правившись в Орше, корабль отправился далее на Киев, за пять часов покрыв еще 500 километров. Таким образом за 13 часов «Илья Муромец» про летел 1.250 километров, устан-о вив мировой рекорд дальности Замечательная машина Си корского с честью выдержала все испытания и в декабре 1914 года была принята на вооружение русской армии флота. «Илья Муромец» в полете, свыше кой артиллерии. Но каково же бы л о уд и в л е н и е , к о гд а « И л ь я М уромец » вскор е в е р н у л с я на аэродром, н е п о л у ч и в д а ж е ни одной ц ар апины . М е ж д у тем, он б л е с т ящ е в ы п о л н и л боевое вущая в вышине, представляет бомбился, вдали появилась шft- отличную мишень для немец- стерка- германских «Фоккеров». Немцы быстро приближа лись, заходя русскому са молету в хвост. Они, как обычно, наме ревались ата ковать сзада снизу. «Илья Муромец» спокойно про должал полет, -подставляя противнику свой хвост. Вот первый «Фоккер» бро сился в атаку. Б гот момент, когда немец уже готов был открыть огонь, из-под хвоста «Ильи Муромца», ударил пу лемет. Изрешеченный «Фоккер» стал падать. Остальные опеши ли. А русский экипаж продол жал веістц убийственный огонь, задание, разбомбив герман- Вскоре одна за другой свали- гшеь еще две германских ма шины. За несколько минут немцы потеряли пять, своих самолетов. Шестой «Фоккер» поспешил покинуть поле боя. На следующий день завязал ся новый бой, на этот раз бо^- лее жестокий. Два «Ильи Му ромца» встретились с полутора десятками вражеских самодѳ j тов. И этот бой блестяще выиграли русские летчики. В схватке два наших экипа жа сбили 10 г е р м а н с к и х ма шин и благополучно вернулись па свой аэродром. Тяжелые русские корабли продолжали наносить немцам сокрушительные удары с воз духа. К концу войны и:; на считывалось в строю более двух десятков. Летая парами и в одиночку над вражескими позициями, они буквально на водили ужас на войска против ника. Несмотря на свое чи сленное превосходство, немец кая авиация была бессильна ПОДГОТОВКА К ЛЕНИНСКИМ дням Х у д о ж е с т в е н н а я с а м о д е я т е л ь н о с т ь Н -ской ч а с т и н а ч а л а д е я т е л ь н у ю п о д г о т о в к у к ле- н и н с к и м д н ям . О с н о в н о е , чт о в о й д е т в к о н ц е р т , посвящен н ы й д в а д ц а т и л е т и ю со дня в ы б и р а ю т д л я л у ч ш и е художе- прои звѳд ени я о с е р ж а н т К и с е л е в кламаторы исполнения ственные Ленине. С т а р ш и й п р о ч т е т н е с к о л ь к о о т ры в к о в из с к у ю с т а н ц ию В и л л е н б е р г . Э то в о од уш е в и л о л е тч и к о в . Н а с л е д ующ и й ден ь н а л е т н а В и л ленбер г с о в е рш и л а в с я эс кад ра. Э к и п а ж и н а с т о л ь к о осме лели , что д в а ж д ы л о ж и л и с ь на «боевой курс», з а с ы п а я ц е л ь с е р и ям и с т о к и л о г р а мм о вы х ( ш е с т и п у д о в ы х ) бомб. И н а эт о т раз н а л е т прошел б л а го п о л у чн о . С этого дн я н а ч а л и с ь систем м а г и ч е с к и е п о л е т ы в о з д уш н ы х кораблей на бомбоме та ни е по р а с п о л ож е н ию п р о ти вн и ка. З а короткое вр емя с ам о л е ты « И л ь я Мѵло.Ѵіец» р азбомби ли н е с к о л ь ко ге рм а н с ки х эшелоно в, подо ' р в али м но го в о е н ны х с к л а д о в ,; р а з р уш и л и н е ск о л ь к о ж е л е з н о - ! дорожных с та нци й и в а ж н ы х j опорных п ун кто в . У д а р ы р у с с к о й т я ж е л о й j эс к ад ры по п р о т и в н и к у были , н а с т о л ь к о ощ у т и т е л ь н ы , что г е рм а н с к о е ком а нд о ва ни е в ы н уж д е н о бы ло с т я н у т ь к райо н у ее д е й с т в и я б о л ьш и н с т в о с ьоих л у ч ш и х «асов». З а « М у ромцами» с т а л и о х о т и т ь с я б о л ьш и е г р у п п ы н емец ких с а молетов. Р у с с к о е к ом а н д о в а ние п р и н я л о с о о т в е т с т в ующ и е кон трмеры . С ам о л е т Сикорскоѵ п ом еш а т ь работе р у сс ки ;; са и го был хорошо вооружен спе реди, а сзади почти не имел вооружения. В течение полме сяца русские корабли не под нимались в воздух. Н а аэро молотов. Они бы л и неуязвимы, а их э к и п а ж и п р о я в л я л и и с т и н но р у с с к о е упо р с тв о , м а с т е р с т в о и б е с с т р аш и е в боях. Памятные даты 9 я н в а р я .1910 года с м е р т и В . И . Л е н и н а , — худо- ! п о э м ы В. М а я к о в с к о г о «Влади- йіественное чтение. Чт ецы -д е - ; мир Ильич Ленин». У стойчивость летательных машин'1— такова тема большого доклада, с которым 9 ян варя 1910 года выступил про}). Н. Е. Ж у ковский на съезде русских естествоиспытателей. В своем докладе он дал теоретические основы самолетостроения. Конструкторы получили воз можность вычерчиват> и строить различные про фили крыльев самолета при помощи математи ческого подсчета и чисто геометрическич путем. Н. Е. Жуковский начал заниматься вопросами теории авиации с конца XIX века. За 20 лег до полета Нестерова и за 10 лег до гтерйого поле та братьев Райт он предсказал возможность с о вершения „мертвой петли- и других сложных фигур пилотажа на аэроплане. В 1902 году о;і оборудовал в Московском уни верситете первую в мире аэродинамическую трубу. Нп один из сложных вопросов теории авиации не р а зр ешп е я без его участия. Он ру ководил экспертизой первых русских самолетов и давал практические советы самолетостроите лям. При советской віасгц семидесятилети и! Н 1 . Жуковский возглавлял Авиационное расСчоио испытательное бюро —нынешний Ц А П 1 . Э * і гро маднейшая наущая деятельность Ье.інкого рус ского ученого достойно оценена советским п - вигельством Ленин в 1920 году в сиецил . іыі .ы постановлении Совнаркома назвал прОф. Ж у ковского—отцом русской авиации
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz