Североморский лётчик. 1944, январь.
Майор Л. Наконечный 8 января 1044 г., ЭД 7 [ 71 ). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ЗАМЕТКИ КОМАНДИРА ЭСКАДРИЛЬИ ИЗ ОПЫТА РУКОВОДСТВА ПАРТПОЛИТРАБОТО! 7. Работа с техническим составом кѵолыпую часть време- ^ н и командир эска дрильи проводит с летным составом. С ним ходит на задания, с ним общается в кубрике. Иное дело техники. Некоторых из них, особенно в Период напряженной работы, цидишь лишь перед вылетом, да ни возвращении с задания. Если учесть, что парторг у нас тоже летчик, а комсорг стрелок-радист, то подчас по лучается: все в воздухе, а с техниками заняться некому. В таких случаях многое за висит от командиров, руково дящих техниками. Если такой руководитель не занимается воспитанием подчиненных, де ло принимает плохой оборот. Именно так случилось у меня со старшим техником офице ром т. Пшеничным. Тов. Пшеничный — хороший специалист-практик. З а подго товленную под его руковод ством материальную часть можно быть спокойным. Но он нетребователен и не ведет вос питательной работы с техсо ставом. Много раз беседовал я с Пшеничным, но он оставался таким же. Тогда я предложил парторгу пригласить старшего техника на партийное бюро: пусть расскажет, какова его роль, как коммуниста, в воспи тании подчиненных. Тов. Пшеничный подробно и добросовестно рассказал о своей работе на материальной части, о работе подчиненных, но о своей воспитательной ро ли не сказал ни слова: ему нечего было вспомнить. Я тут же привел пример, что в под чинении т. Пшеничного нахо дится техник Русин, который уходит с работы без разреше ния. Пшеничному пришлось признать, что дело обстоит именно так. Члены партбюро иред’явили т. Пшеничному претензию в ослаблении дисциплины в его подразделении. Позднее был вызван на партийное бюро и Русин. Критика возымела свое действие. Пшеничный повысил требовательность, а Русин — личную дисциплину. Это было своевременно и крайне необхо димо, ибо у каждого из них были свои подчиненные, и если бы партбюро не вмешалось, дело могло обернуться нехоро шо для обоих. Среди авиаспециалистов мно го военнослужащих, которые прямо командиру не подчине ны. У них есть свои началь ники, которые отвечают перед командиром эскадрильи за всю работу подразделения. Однако поведение их должно быть предметом самого серьезного внимания командира. В нашей эскадрилье произо шел такой факт с авиаспециа- | листом т. Демченко. Демченко мно знаком еще с мирного времони. Чуть ли но одновременно с ним я прибыл на флот. Он настолько знает свое дело, что, когда однажды отремонтировал прилетевший самолет союзников,те сказали: «Русские инженеры не усту пают нашим». Гости даже не предполагали, что Демченко никогда в жизни не кончал ни какого института и был лишь отличным практиком. И вот этот Демченко, немало прослуживший воин, возомнил себя непревзойденным специа листом. Более того, пользуясь популярностью старожила, он стал допускать вольности, на рушать дисциплину, форму одежды, а благодаря своему положению выпал из поля зре ния непосредственного коман дира. Все это привело к тому, что Демченко подвергли взы сканию. Я вызвал Демченко к себе. Разговор завел издалека. На помнил о хорошей работе в прошлом и перешел к настоя щему. Настоящее было непри глядным. Из-за плохой работы Демченко у самолетных прибо ров горели предохранители Однажды в полете отказала рация. От прежней подтянуто- сти, у Демченко но осталось и следа. Я напомнил специали сту, что он принадлежит к ко стяку эскадрильи, поэтому нужно быть примерным во всем. Крепко поговорил я тогда с Демченко. Уходя, он дал обе щание хорошо работать и при мерно вести себя. Но время шло, а специалист не исправлялся. Я постоянно спрашивал о нем у его непо средственного командира. Дем ченко это чувствовал, но оста вался таким же. В это время должность Демченко была упразднена. Вместо нее ввели несколько других, с понижен ной категорией. Отпускать спе циалиста я не хотел и назна чил на новую должность. Это еще более отразилось на Демченко. Он подал доклад ную о переводе в другую часть. Пришлось задуматься, как со хранить ценного специалиста и в то же время исправить его поведение. Я стал поручать Демченко более ответственную работу, нежели другим товарищам, за нимающим такие же должно сти. Вместе с этим стал забо- т и т ь с я і о повышении авторите та Демченко. И вот однажды он обратился ко мне с вопро сом: — Почему самые сложные р а боты поручаются мне? Рядом немало таких же специалистов. Я ответил, что специалист специалисту — рознь. — У вас больше опыта, а і потому вам и поручается. В других случаях, когда ко мне обращались по какому либо вопросу, касающемуся специальности Демченко, я не изменно отсылал к нему: про консультируйтесь у Демченко. Это способствовало повышению авторитета техника. Демченко насторожился: по чему я так забочусь о нем. Несколько раз я вызывал к себе непосредственного на чал ьника-техника, спрашивал у него, как ведет себя Демчен ко. своевременно ли выходит на построение. Демченко об этом узнавал и все больше удивлялся, почему командир эскадрильи интересуется имен но им. Настороженность Демченко, внимание, которое я уделял ему, были не беспричинными: мне хотелось добиться, чтобы специалист стал всесторонним, передовым. Это удавалось. Недавно я узнал, что Дем ченко, опасаясь как бы не уро нить в глазах других улуч шившегося о ном мнения, пе рестал даже ходить по выход ным дням в клуб, стараясь за это время сделать какое-либо дело. Я заметил Демченко, что следует ходить и на тан цы, и вести себя так же, как он вел себя последнее время, помня, однако, что в работе всегда все должно быть в по рядке. Если дело у Демченко пой дет также и дальше, то неда лек день, когда партийная организация будет вправо снять взыскание, наложенное на молодого коммуниста. # * * На этом редакция заканчивает печатание заметок командира эснадрильи т. Наконечного. На фронтах Отечественной войны 5.100 контрольных пленных ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. В самых разнообразных ус ловиях, днем к ночью, ві на ступлении и обороне бес страшные разведчики Н-ско- го гвардейского соединения проникают в расположение противника и приводят плен ньгх. 5.100 контрольных пленных захватили за истекший год разведчики-гвардейцы. Это почти половина немецкой ди визии. Стойкость батальона офицера Дудова 1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ. В боях за Родину исключи тельный героизм проявил личный состав батальона старшого лейтенанта Дудова. Позиции батальона атакова ли более 300 гитлеровцев при поддержке танков. Офицер Дудов приказал во что бы то ни стало удержать рубеж. Командиры рот офицеры | Панкратов и Вокалов органи зовали стойкую оборону. Бой ! принял весьма ожесточенный характер. I Нескольким танкам против ника удалось прорваться к нашим окопам и блиндажам. Танки стали утюжить пози ции батальона. Но бойцы стояли насмерть и бесстраш но сражались с врагом. Потеряв 3 танка,противник отступил. На поле боя оста лось более ста вражеских трупов. Бойцы батальона, ру ководимые бесстрашными и умелыми офицерами, вышли победителями из сурового боя. ИЗ ИСТОРИИ Н-ской ЧАСТИ 1-й Украинский фронт. В разведке. Кавалер ордена Богдана Хмельницкого д е й с т в у ю щ а я а р м и я . Зрелым командиром, умею щим сочетать дерзость с трезвым расчетом, показал себя в последних боях А. Ума- нец. ...Бойцы двинулись в ата ку. Они приближались к не мецким укреплениям под сильным огнем врага. Нащу пав стык двух подразделе ний противника, офицер Ума- нец решил в этом месте про бить немецкую оборону. Бы стро сконцентрировав здесь силы, он стремительным уда ром ворвался в занятый нем цами населенный пункт. Бой цы гранатами выбивали нем цев из домов и пробивались вперед. Р а з ’единив силы немцев, офицер Уманец об рушился на фланги против ника. Немцы не выдержали натиска и побежали. В брешь, пробитую подразде лением гварпии старшего лейтенанта, устремились на ши подразделения. Храбрый и умелый офицер гвардии старший лейтенант Уманец награжден коман дованием орденом Богдана Хмельницкого III степени. г у то хоть раз побывал вес ной в Заполярьи, тот ее уже не забудет никогда. Кра сивая и незабываемая она здесь. И ничего, что приходит она поздно, что лишь в пер вых числах мая тае т сн е г ,а в конце июня он еще кое-где л^жит на вершинах сопок— все равно, краше этой вес ны, кажется, нигде нет. В мае и июне, когда на Украине отцветают сады, здесь только набу хают почки деревьев, тает снег, разливаются быстрые ре ки, дует све жий теплый ветер... Здесь круглые сут ки светит солнце. На стал так на пинаемый круглосуточ ный день, солнце обхо Лит вокруг горизонта и никогда не прячется за него. С насту плением хо рошей пото пы фашисты усилили бое Бую активность, скали «Мессершмитты» и «Юнкереьг», искали себе лег кую добычу... Тактика немецкой авиации с с а м о й ранней весны резко изменилась. Если в начале войны гитлеровцы воздуш ными эшелонами бомбарди ровщиков налетали на наши- об’екты, то в этом году они отказались от этого. Понеся большие потери от ударов еафоновцев, фашисты больше не рисковали производить массированные налеты, под менив их в н е з а п н ы м и мел кими наскоками бомбарди ровщиков и посылкой «охот- „иков»-истребителей для ско- вывания и отвлечения на ших истребителей. Но ника кие уловки и ухищрения вра га не могли воспрепятство вать 'замечательным победам североморцев. 10 мая девятка «Харрикей- нOB'», ведомая Сгибневым, вступила в бой с таким же числом «Мессершмиттов». В результате успешно прове денной атаки нашими истре бителями была одержанаоче- рѳдная победа. Петр Сгибнев первым сразил одного 109». З а ним по одному «Ме- 11.0» сбили молодой истреби тель Ефим Джикаѳв и стар ший лейтенант Логинов. В другой день тринадцать «Харрикейнов» и шесть «И-16» получили задание прикрыть наступление наших войск в районе мыс Пикшуев. Полет в район прикрытия проходил тремя группами на различ ных высотах. Первая группа в составе восьми «Харрикей нов» шла на высоте 1.500 м., вторая группа в составе пя ти самолетов «Харрикейн», ведомая капитаном Сгибне- вым, шла н а высоте 2.000 мет ров, и третья группа в со ставе шести самолетов «И-16» во главе с ' капитаном Адон- кйным — на высоте 600 800 метров. При подходе в район пат рулирования было замече но над полем боя до девя ти бомбардировщиков «Ю-87» под прикрытием четырнад цати «Мѳ-110» и «Мѳ-109». Б мбардировщики шли по парно в Правом пеленге и, пикируя, сбрасывали бомбы на наши войска. Одновре- I менно капитан Сгибнев заме Девятку «Харрикейнов» вел капитан II. Сгибнев. В небе ры- тил г р уппу и стребителей про тивника справ а по гори зон ту. Пр ед с то ял а н е р а вн а я ожѳ сточенная борьба. В это время и стреби т ели противника р а з д е ли ли с ь на две группы : одна прикрыва ла отходящих бомбардиров щиков. а дру гая штурмовала наши войска. I Ведомые экипажи вступи _______ ли в бой с истребителя ми противни ка сверху на встречных курсах с по следующим заходом в хвост. В р е зуль т ат е воздушного боя первой группой бы ло сбито три самолета противника. Капитан Сгибнев ата ковал д р у гую группу фашистских и стребите лей, и с пер вой атаки им был с б и т один «Ме- 110». Боевой порядок нем цев был на рушен. На по мощь «Ме- 110» пришли «стодевятые». Бои происходи ли на виражах с маневром по высоте, — образовалась «карусель». Противник пы тался Оттягивать наших истребителей в зону огня своей зенитной артиллерии. Воздушный бой второй груп пы закончился победой сгиб- невцѳв. Они сбили четыре са молета противника. Ведущий группы «И-16» ка питан Адонкин вступил в бой несколько позже. Он так же сбил одного «Ме-109». В этом ожесточенном бою наши истребители сбили во семь самолетов противника, ‘ потеряв при этом лишь две машины. Хорошее взаимо действие между группами обеспечило успех в нерав ном бою. В нем особо отли чились и сбили по одному стервятнику капитан Адон кин, старшие лейтенанты До- рошин, Коломиец, Абишев и сержант Лопатин. Петр Сгиб нев в этом бою сбил два фа шистских самолета. Барражируя над любимым городом, 18 мая четверка ка питана Сгибнева заметила группу бомбардировщиков «Ю-88», которую прикрывали «Ме-110». Североморцы резко развернулись вправо и про извели лобовую атаку «Юн керсам». Стервятники побро сали беспорядочно свои бом бы в сопки и По одиночке уходили на малой высоте. Наши истребители, выбрав каждый себе цель, -расетре ливали бомбардировщиков в упор. В это же время по следняя пара «Харрикейнов» атаковала двух «Ме-110». В результате воздушного боя было сбито 5 самолетов про тивника. 4 «Юнкерса» сбили летчики Сгибнев, Дорошин, Бабий, Берлинский, лейте нант Диланян уничтожил 1 «Ме-110». К этому времени на бое вом счету подразделение имело 47 сбитых германских самолетов. Неустанно совец шенствуя свой боевой опыт, истребители были готовы к новым боям во имя любимой Родины.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz