Североморский лётчик. 1944, январь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ л е т ч и к 8 января 1944 г., Л" 7 ЧЕРТЫ ОФИЦЕРА МО РСКОЙ АВИАЦИИ I ВЫДАЮЩИЕСЯ РУССКИЕ ФЛОТОВОДЦ ОБ ОФИЦЕРЕ Капитан 2 ранга П. Морозов. После бая, после схватки, Ксгда сбит на землю враг, Хорошо, что „все в порядке'' Хорошо, что есть табак, Хорошо, что друг надежный Прикрывал тебя в бою. С другом всем делиться можно, Если делишь жизнь свою. Стихи С. Михалкова, рисунок Б. Крылова. - ф 4 ---- ------- = Маневр бомбардировщиков в групповом полете Майор А. Цецорин. Маневр группы самолетов ; берем два основных элемента состоит из многих элементов, маневра — выбор маршрута которые необходимо учитывать I (Пассивный маневр) и актив- к каждом боевом полете. Раз-1 ньій (боевой порядок группы). Выбор маршрута ІІрождо всего этот маневр состоит в том, чтобы избежать встречи с вражескими истре­ бителями или, по крайней мо­ ре, добиться того, чтобы она произошла после нанесения удара. Надо правильно опреде­ лить маршрут до цели, заход и уход от нее. Недавно две группы пики­ ровщиков вылетали на бомбеж­ ку неприятельских об’ектов Одна группа, ведомая капита­ ном Якшиным, шла по марш­ руту с пятью изломами и благополучно пробралась в ілубокий тыл врага. Все эки­ пажи, успешно выполнив за­ дачу, без потерь вернулись на свой аэродром. Другая же группа, цель которой находи­ лась значительно ближе, из­ брала прямой путь, и. хотя над неприятельской территорией находилась в три раза меньше времени, все же на высоте 6 тысяч метров встретила силь­ ное сопротивление фашистских истребителей. Вывод: чем больше на пути изломов, тем меньше вероят­ ность встречи с противником, тем легче ввести его в за блуждѳние и достичь внезапно­ сти удара. При выборе маршрута еле дует широко использовать та­ кие факторы, как облачность и солнце в светлое время, а ночью — темную сторону го­ ризонта. Самолеты «ГІетляков-2» на­ носили удар по транспор­ там противника в порту И. Метеорологическая обстановка была следующая: многослой­ ная облачность с нижним слоем на высоте 1.500 метров в 3—4 балла и верхним с та­ кой же плотностью на высоте до 5.000 метров. Командир группы капитан Яншин при­ нял решение прикрываться нижним слоем. И хотя на по­ рох ват бомбардировщиков вы­ летело много немецких истре- ; бителей, тем не менее, обнару­ жить им наши самолеты не удалось, ибо они шли под об­ лачностью на высоте 3.000 — 3.500 метров. Вся наша группа внезапно вышла н ац е л ь ,у д а ч ­ но .атаковала ее с пикирования и потопила крупный транспорт водоизмещением в 10—12 ты ­ сяч тонн. Спустя пять дней другая группа пикировщиков умело использовала для захода на цель солнце. Избрав маршрут с изломами, последние 15 — 20 километров пути летчи­ ки шли от солнца на увеличенной скорости с тем, чтобы принять боевой 'порядок для удара с пикирования. Та­ кой маневр удался—бомбарди­ ровщики неожиданно показа­ лись над об’ектом, не встрети- I ли вралсеских истребителей, и ! даже огонь зенитных батарей і в момент атаки был очень I слабым. Вывод напрашивается один: тактически грамотный ‘ прием позволил экипажам до- і стичь внезапности, перехи- і трить немцев и успешно вы­ полнить боевое задание. В период осени и зимы на­ шим бомбардировщикам с л е ­ дует использовать для вне­ запной атаки фашистских об’ектов темную сторону го- : ризонта. ВЕСТИ С ПЕРЕДНЕГО КРАЯ Уничтожено 20 фрицев Снайперы переднего края множат счет истребленных гит­ леровцев. Находившийся на днях в боевом охранении снайпер Аба­ сов увеличил свой счет уби­ тых фашистов еще на 7. Дей­ ствовавшие вместе с ним снайперы Белов и Комаров убили по 3 немца каждый. Всего за эти дни снайперы уничтожили 20 гитлеровцев. Выдающиеся русские флото- 1водцы, — а они были прежде j всего прекрасныь организато­ ры ц воспитатели, — в своей ' деятельности огромное внима­ ние уделяли офицерским кад , рам. ь материалах адмиралов ! .Ушакова, Лазарева, Нахимова, і Макарова мы находим глубо­ кие мысли о роли офицера, о воспитании его, как боевого ор­ ганизатора, о поведении в сра­ жении, об авторитете офицера, его взаимоотношениях с подчи­ ненными. Адмиралы Ушаков, Лазарев, Нахимов, Макаров были вели­ кими русскими патриотами, они бесстрашно водили свои эскадры и флоты в боевые операции, были готовы отдать с-а г’одину жизнь, «ь потреб­ ных случаях, — говорил .Уша­ ков, — охотно жизнь мою по­ свящу на услугу отечеству». Йто благородное чувство при­ вивалось ими офицерству и матросам, b их сознание внед­ рялась мысль, что1 «жизнь каж­ дого из них принадлежит оте­ честву», и чтооы во благо- Роди­ ны они. готовы, были пожертво вать жизнью. «Желающий пооедить, — говорил О. U. Ма­ каров,—должен решить, что о-н или победит, или погибнет, и только при этих условиях его можно признать достойным по'оеды». иниі прививали офицерскому составу высокий наступатель­ ный дух, храбрость, требовали непоколебимой стойкости в бою, чтобы офицеры показывали в этом пример всему личному составу. Известно, как высоко ставили они офицерскую честь, которую видели, прежде всего в том, как офицер хранит тра­ диции флота, насколько само отверженно и мужественно ве^ дет себя в бою, как ревностно относится к выполнению своих обязанностей. Основным прин­ ципом воспитания у адмирала Лазарева, из школы которого вышли Корнилов, Нахимов, Истомин, было: «Всякое поло­ жение человека прежде всего возлагает на него обязанности, с точным и безукоризненным выполнением которых связана не только служебная, но и личная честь». От офицера требовалась твер­ дость воли и способность вла­ стно командовать подчиненным личным составом. Авторитет офицера должен быть непре­ клонен, и доверие матросов к нему — полное. Такой автори­ тет и уважение подчиненных к начальнику завоевывается прежде всего самим же офице­ ром, его мужеством, стойкостью в Оою, отличным знанием мор­ ского дела и умением воевать, его требовательностью в дис­ циплине и справедливостью к подчиненному, отеческой забо­ той о нуждах матросов, чутким отношением к матросам. «Ког­ да матросы видят, что началь­ ник сеоя не жалеет, об их нуж д ах печется и дело' разумеет, то они... будут его слушаться и за него постоят» (Макаров). Ълизость офицера к матросу такую, чтобы он видел в ней строгого и заботливо-го отца, и полное- доверие матроса к офи­ церу, готовность итти за ним в огонь и в воду — выдающиеся русские флотоводцы считали главным условием, создающим непобедимость флоту. Вот что говорил об этом ад­ мирал Ушаков после блиста­ тельной победы у Фидониси: «Я сам удивляюсь проворству и храбрости моих людей. Они стреляли в неприятельские к о ■ рабли не часто и с такой сно­ ровкой, что, казалось, — каж­ дый учится стрелять по цели... Нрошу наградить команду, ибо всякая их ко мне доверенность совершает мои успехи;' ровной в прошедшую кампанию одна только их ко мне доверенность спасла мой корабль от потопа, когда штормом носило его по морю». Выдающиеся флотоводцы осо­ бое внимание уделяли иопро сам д и с ц и п л и н ы и порядка и требовали от офицеров, чтобы они во всем были примером исполнительности по службе, строевой выправки, соблюдению уставов, воспитывали в них же­ стокую требовательность к под­ чиненным. Ушаков говорил: «Ничего к неудовольствию но команде не заслуживаю, кроме неусынного обо всем попече­ ния, отличного усердия и рев­ ности к службе; в рассужде нии/ оных, требуя того же всег­ да и от прочих, может быть навел некоторым, но немногим, иногдашними легкими выгово­ рами небольшое неудовольст­ вие, но сие, ежели что и с л у ­ чилось, то единственно служит к сохранению дисциплины;, без которой обойтись никак нельзя, н никакой пользы в делах быть нѳ может...». Адмирал Лазарев считал, что только в условиях высокой ор­ ганизованности и ДИСЦИПЛИНЫ , когда на кораоле царит оораз- цовая организация, может пра ьильно воспитываться офицер- скии состав. «Олужоа на хоро ших судах, — говорил он, — где иаОлюдаетея строгая дне циилина и порядок, ость вер­ ное средство приохотить офи ­ цера к своим ооязанностям». Четкость в организации -.елуж бы и дисциплины делали ко­ рабли под командованием Ла­ зарева образцовыми и в ооевои подготовке. Ьот как расцени­ вались причины славной побе­ ды «Азова», которым коман­ довал капитан і ранга Лаза­ рев -в Тіаваринском бою: «К чести капитана Л а з а ­ рева должны присовокупить, чш строгая дисциплина, ежед­ невные учения по пушкам и порядок, в коем служители всегда содержались, были при­ чиной, что корабль «Азов» дей­ ствовал с таким успехом в поражении и истреблении, не­ приятеля». Адмирал Макаров воспиты­ вал' молодого офицера так, что­ бы тот вырабатывал в сеое привычку преодолевать любые трудности и опасности, но по­ лученный приказ всегда бы им был выполнен. «Молодой человек, — говорил он, — должен научиться из добрых примеров не находить ни в каком деле затруднений. Коли молодой человек, полу­ чив приказание, начнет нахо дить затруднения, то значит, что пли он не служил у хоро­ шего командира, или, служа у хорошего командира, не ста­ рался чему-либо научиться. Человек, который, получив приказание, говорит о затруд­ нениях, стоит на ложном пу­ ти, и чем скорее его направят на путь истинный, гя ш лучше». Когда военный моряк воспи­ тывает в себе иривы'лку к вы­ сокой дисциплине, выполнение любого приказания >будет ка­ заться делом обычным. «Замечательное .дело, — го­ ворит Макаров, — что всякое поручение кажете’.я легким, когда исполнение его пред­ ставляется неизб(гжным; ра­ бота при этом д ел ает ся охот­ но, даже с увлечением, и дело удается». Выдающиеся русски е флото­ водцы считали, что воинская дисциплина должна* быть осно­ вана на понимании матросами своего воинского долга. При этом воспитание 'лисциплини- рованности доджн ‘ 0 быть со стороны офицера диференци- рованным и производиться раз­ личными методами. Вот что говори л своему офицерскому со стан,у по этому поводу Нахимоіз: «Нельзя нріднять по/золовно одинаковую м.еру со віэеми и, в видах поощрения., бичевать всех без различия фюв&ми и линьками. Подобное однообра­ зие в действиях щачадышка показывает, что у аего нет ничего общего со своими чиненными, и что он север- но не понимает своих сооі ственников... Некоторые j дыѳ начальники одним то страхом хотят действові Страх — подчас хорошее « да... ненатуральная вещь J сколько лет работать напр лую ради страха. Необхо поощрение сочувствием; [' па любовь к своему дИ тогда с нашим лихим нар,' можно делать такие дела просто чудо». 1 Известно, какое бощ влияние на укрепление циплины оказывал автор Нахимова, любовь и уваж к нему матросов. «Одно слово, — вспоминает офн участник Севастопольской роны,—сердитый, н-едоволі в згляд были выше всех с гостей». Будучи верными после; телями суворовских принц; обучения войск: «тяжел ученьи—легко в походе і: на войне;, легко в учены тяжело в походе», выдают, флотоводцы требсівалн от; цера безукоризненного зш военно-морского дела, щ, станного совершенством воспитывали лихих мори Ушаков особенно ценил и мечал тех командиров, «у: люди... напрактикованы во. кой расторопности». Он тр вал от офицеров обучения: росов быстро, автоматик исполнять свое дело, чі они муштровали матросоі постановке и уборке пар: так, чтобы проделывались маневры при любой по; молниеносно. «Особым доз моим почитало и рекоменд) говорил он, — приучить I жителей к скорым беганыш снастям... Отдачу и при& парусов приказать делаті отменной скоростью», лая гребовал, чтобы офицеры, : гнушаясь никакои черш j работой, учили матросов, j зарев сам показывал офиЦ( в этом пример. Однажды, і оыв на фрегат «Ііаллада», заметил, что команда ФР® неправильно привязывала оленки к вантам. Не сказаі слова, адмирал немад® соросил мундир, засучил Р! ва рубашки и принялся і вязывать выбленки, оо яс команде, как следует это лать. Про Нахимова говорили, он служит Z i часа ' в суи что у него не оыло нив иной жизни, кроме морі службы. «Нужно быть деятельны» учил Нахимов офьцеро> матросов,—деятельность - ликое дело-о, у нее боль права...» Советский Во ен no­ te лот имеет прекрасные к» талантливых, высокооораз» ных адмиралов и офИД( Они воспитаны на тра.ДИ1 героической партии «лева® Сталина, н а традициях великого народа, на сла& традициях русского флФ ьеликую Отечественную вс советские офицеры-моряки казывают свою пламенную бовь к іРодине, железную1’ кость и оесстрашие, У* воевать, дисциплину и °РГ зованность. В ходе войны продолжают свое боевое шенствование, о ттачи ваю сеое качества боевых *>Р^ заторов и воспитателей ( шипового состава и W* флотцов. В этом большущ® зу принесет нашему оФ*1, изучение деятельности и дов выдающихся русских1 іоводцев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz