Североморский лётчик. 1944, январь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ л е т ч и к 8 января 1944 г., Л" 7 ЧЕРТЫ ОФИЦЕРА МО РСКОЙ АВИАЦИИ I ВЫДАЮЩИЕСЯ РУССКИЕ ФЛОТОВОДЦ ОБ ОФИЦЕРЕ Капитан 2 ранга П. Морозов. После бая, после схватки, Ксгда сбит на землю враг, Хорошо, что „все в порядке'' Хорошо, что есть табак, Хорошо, что друг надежный Прикрывал тебя в бою. С другом всем делиться можно, Если делишь жизнь свою. Стихи С. Михалкова, рисунок Б. Крылова. - ф 4 ---- ------- = Маневр бомбардировщиков в групповом полете Майор А. Цецорин. Маневр группы самолетов ; берем два основных элемента состоит из многих элементов, маневра — выбор маршрута которые необходимо учитывать I (Пассивный маневр) и актив- к каждом боевом полете. Раз-1 ньій (боевой порядок группы). Выбор маршрута ІІрождо всего этот маневр состоит в том, чтобы избежать встречи с вражескими истре бителями или, по крайней мо ре, добиться того, чтобы она произошла после нанесения удара. Надо правильно опреде лить маршрут до цели, заход и уход от нее. Недавно две группы пики ровщиков вылетали на бомбеж ку неприятельских об’ектов Одна группа, ведомая капита ном Якшиным, шла по марш руту с пятью изломами и благополучно пробралась в ілубокий тыл врага. Все эки пажи, успешно выполнив за дачу, без потерь вернулись на свой аэродром. Другая же группа, цель которой находи лась значительно ближе, из брала прямой путь, и. хотя над неприятельской территорией находилась в три раза меньше времени, все же на высоте 6 тысяч метров встретила силь ное сопротивление фашистских истребителей. Вывод: чем больше на пути изломов, тем меньше вероят ность встречи с противником, тем легче ввести его в за блуждѳние и достичь внезапно сти удара. При выборе маршрута еле дует широко использовать та кие факторы, как облачность и солнце в светлое время, а ночью — темную сторону го ризонта. Самолеты «ГІетляков-2» на носили удар по транспор там противника в порту И. Метеорологическая обстановка была следующая: многослой ная облачность с нижним слоем на высоте 1.500 метров в 3—4 балла и верхним с та кой же плотностью на высоте до 5.000 метров. Командир группы капитан Яншин при нял решение прикрываться нижним слоем. И хотя на по рох ват бомбардировщиков вы летело много немецких истре- ; бителей, тем не менее, обнару жить им наши самолеты не удалось, ибо они шли под об лачностью на высоте 3.000 — 3.500 метров. Вся наша группа внезапно вышла н ац е л ь ,у д а ч но .атаковала ее с пикирования и потопила крупный транспорт водоизмещением в 10—12 ты сяч тонн. Спустя пять дней другая группа пикировщиков умело использовала для захода на цель солнце. Избрав маршрут с изломами, последние 15 — 20 километров пути летчи ки шли от солнца на увеличенной скорости с тем, чтобы принять боевой 'порядок для удара с пикирования. Та кой маневр удался—бомбарди ровщики неожиданно показа лись над об’ектом, не встрети- I ли вралсеских истребителей, и ! даже огонь зенитных батарей і в момент атаки был очень I слабым. Вывод напрашивается один: тактически грамотный ‘ прием позволил экипажам до- і стичь внезапности, перехи- і трить немцев и успешно вы полнить боевое задание. В период осени и зимы на шим бомбардировщикам с л е дует использовать для вне запной атаки фашистских об’ектов темную сторону го- : ризонта. ВЕСТИ С ПЕРЕДНЕГО КРАЯ Уничтожено 20 фрицев Снайперы переднего края множат счет истребленных гит леровцев. Находившийся на днях в боевом охранении снайпер Аба сов увеличил свой счет уби тых фашистов еще на 7. Дей ствовавшие вместе с ним снайперы Белов и Комаров убили по 3 немца каждый. Всего за эти дни снайперы уничтожили 20 гитлеровцев. Выдающиеся русские флото- 1водцы, — а они были прежде j всего прекрасныь организато ры ц воспитатели, — в своей ' деятельности огромное внима ние уделяли офицерским кад , рам. ь материалах адмиралов ! .Ушакова, Лазарева, Нахимова, і Макарова мы находим глубо кие мысли о роли офицера, о воспитании его, как боевого ор ганизатора, о поведении в сра жении, об авторитете офицера, его взаимоотношениях с подчи ненными. Адмиралы Ушаков, Лазарев, Нахимов, Макаров были вели кими русскими патриотами, они бесстрашно водили свои эскадры и флоты в боевые операции, были готовы отдать с-а г’одину жизнь, «ь потреб ных случаях, — говорил .Уша ков, — охотно жизнь мою по свящу на услугу отечеству». Йто благородное чувство при вивалось ими офицерству и матросам, b их сознание внед рялась мысль, что1 «жизнь каж дого из них принадлежит оте честву», и чтооы во благо- Роди ны они. готовы, были пожертво вать жизнью. «Желающий пооедить, — говорил О. U. Ма каров,—должен решить, что о-н или победит, или погибнет, и только при этих условиях его можно признать достойным по'оеды». иниі прививали офицерскому составу высокий наступатель ный дух, храбрость, требовали непоколебимой стойкости в бою, чтобы офицеры показывали в этом пример всему личному составу. Известно, как высоко ставили они офицерскую честь, которую видели, прежде всего в том, как офицер хранит тра диции флота, насколько само отверженно и мужественно ве^ дет себя в бою, как ревностно относится к выполнению своих обязанностей. Основным прин ципом воспитания у адмирала Лазарева, из школы которого вышли Корнилов, Нахимов, Истомин, было: «Всякое поло жение человека прежде всего возлагает на него обязанности, с точным и безукоризненным выполнением которых связана не только служебная, но и личная честь». От офицера требовалась твер дость воли и способность вла стно командовать подчиненным личным составом. Авторитет офицера должен быть непре клонен, и доверие матросов к нему — полное. Такой автори тет и уважение подчиненных к начальнику завоевывается прежде всего самим же офице ром, его мужеством, стойкостью в Оою, отличным знанием мор ского дела и умением воевать, его требовательностью в дис циплине и справедливостью к подчиненному, отеческой забо той о нуждах матросов, чутким отношением к матросам. «Ког да матросы видят, что началь ник сеоя не жалеет, об их нуж д ах печется и дело' разумеет, то они... будут его слушаться и за него постоят» (Макаров). Ълизость офицера к матросу такую, чтобы он видел в ней строгого и заботливо-го отца, и полное- доверие матроса к офи церу, готовность итти за ним в огонь и в воду — выдающиеся русские флотоводцы считали главным условием, создающим непобедимость флоту. Вот что говорил об этом ад мирал Ушаков после блиста тельной победы у Фидониси: «Я сам удивляюсь проворству и храбрости моих людей. Они стреляли в неприятельские к о ■ рабли не часто и с такой сно ровкой, что, казалось, — каж дый учится стрелять по цели... Нрошу наградить команду, ибо всякая их ко мне доверенность совершает мои успехи;' ровной в прошедшую кампанию одна только их ко мне доверенность спасла мой корабль от потопа, когда штормом носило его по морю». Выдающиеся флотоводцы осо бое внимание уделяли иопро сам д и с ц и п л и н ы и порядка и требовали от офицеров, чтобы они во всем были примером исполнительности по службе, строевой выправки, соблюдению уставов, воспитывали в них же стокую требовательность к под чиненным. Ушаков говорил: «Ничего к неудовольствию но команде не заслуживаю, кроме неусынного обо всем попече ния, отличного усердия и рев ности к службе; в рассужде нии/ оных, требуя того же всег да и от прочих, может быть навел некоторым, но немногим, иногдашними легкими выгово рами небольшое неудовольст вие, но сие, ежели что и с л у чилось, то единственно служит к сохранению дисциплины;, без которой обойтись никак нельзя, н никакой пользы в делах быть нѳ может...». Адмирал Лазарев считал, что только в условиях высокой ор ганизованности и ДИСЦИПЛИНЫ , когда на кораоле царит оораз- цовая организация, может пра ьильно воспитываться офицер- скии состав. «Олужоа на хоро ших судах, — говорил он, — где иаОлюдаетея строгая дне циилина и порядок, ость вер ное средство приохотить офи цера к своим ооязанностям». Четкость в организации -.елуж бы и дисциплины делали ко рабли под командованием Ла зарева образцовыми и в ооевои подготовке. Ьот как расцени вались причины славной побе ды «Азова», которым коман довал капитан і ранга Лаза рев -в Тіаваринском бою: «К чести капитана Л а з а рева должны присовокупить, чш строгая дисциплина, ежед невные учения по пушкам и порядок, в коем служители всегда содержались, были при чиной, что корабль «Азов» дей ствовал с таким успехом в поражении и истреблении, не приятеля». Адмирал Макаров воспиты вал' молодого офицера так, что бы тот вырабатывал в сеое привычку преодолевать любые трудности и опасности, но по лученный приказ всегда бы им был выполнен. «Молодой человек, — говорил он, — должен научиться из добрых примеров не находить ни в каком деле затруднений. Коли молодой человек, полу чив приказание, начнет нахо дить затруднения, то значит, что пли он не служил у хоро шего командира, или, служа у хорошего командира, не ста рался чему-либо научиться. Человек, который, получив приказание, говорит о затруд нениях, стоит на ложном пу ти, и чем скорее его направят на путь истинный, гя ш лучше». Когда военный моряк воспи тывает в себе иривы'лку к вы сокой дисциплине, выполнение любого приказания >будет ка заться делом обычным. «Замечательное .дело, — го ворит Макаров, — что всякое поручение кажете’.я легким, когда исполнение его пред ставляется неизб(гжным; ра бота при этом д ел ает ся охот но, даже с увлечением, и дело удается». Выдающиеся русски е флото водцы считали, что воинская дисциплина должна* быть осно вана на понимании матросами своего воинского долга. При этом воспитание 'лисциплини- рованности доджн ‘ 0 быть со стороны офицера диференци- рованным и производиться раз личными методами. Вот что говори л своему офицерскому со стан,у по этому поводу Нахимоіз: «Нельзя нріднять по/золовно одинаковую м.еру со віэеми и, в видах поощрения., бичевать всех без различия фюв&ми и линьками. Подобное однообра зие в действиях щачадышка показывает, что у аего нет ничего общего со своими чиненными, и что он север- но не понимает своих сооі ственников... Некоторые j дыѳ начальники одним то страхом хотят действові Страх — подчас хорошее « да... ненатуральная вещь J сколько лет работать напр лую ради страха. Необхо поощрение сочувствием; [' па любовь к своему дИ тогда с нашим лихим нар,' можно делать такие дела просто чудо». 1 Известно, какое бощ влияние на укрепление циплины оказывал автор Нахимова, любовь и уваж к нему матросов. «Одно слово, — вспоминает офн участник Севастопольской роны,—сердитый, н-едоволі в згляд были выше всех с гостей». Будучи верными после; телями суворовских принц; обучения войск: «тяжел ученьи—легко в походе і: на войне;, легко в учены тяжело в походе», выдают, флотоводцы требсівалн от; цера безукоризненного зш военно-морского дела, щ, станного совершенством воспитывали лихих мори Ушаков особенно ценил и мечал тех командиров, «у: люди... напрактикованы во. кой расторопности». Он тр вал от офицеров обучения: росов быстро, автоматик исполнять свое дело, чі они муштровали матросоі постановке и уборке пар: так, чтобы проделывались маневры при любой по; молниеносно. «Особым доз моим почитало и рекоменд) говорил он, — приучить I жителей к скорым беганыш снастям... Отдачу и при& парусов приказать делаті отменной скоростью», лая гребовал, чтобы офицеры, : гнушаясь никакои черш j работой, учили матросов, j зарев сам показывал офиЦ( в этом пример. Однажды, і оыв на фрегат «Ііаллада», заметил, что команда ФР® неправильно привязывала оленки к вантам. Не сказаі слова, адмирал немад® соросил мундир, засучил Р! ва рубашки и принялся і вязывать выбленки, оо яс команде, как следует это лать. Про Нахимова говорили, он служит Z i часа ' в суи что у него не оыло нив иной жизни, кроме морі службы. «Нужно быть деятельны» учил Нахимов офьцеро> матросов,—деятельность - ликое дело-о, у нее боль права...» Советский Во ен no te лот имеет прекрасные к» талантливых, высокооораз» ных адмиралов и офИД( Они воспитаны на тра.ДИ1 героической партии «лева® Сталина, н а традициях великого народа, на сла& традициях русского флФ ьеликую Отечественную вс советские офицеры-моряки казывают свою пламенную бовь к іРодине, железную1’ кость и оесстрашие, У* воевать, дисциплину и °РГ зованность. В ходе войны продолжают свое боевое шенствование, о ттачи ваю сеое качества боевых *>Р^ заторов и воспитателей ( шипового состава и W* флотцов. В этом большущ® зу принесет нашему оФ*1, изучение деятельности и дов выдающихся русских1 іоводцев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz