Североморский лётчик. 1944, январь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧШ 7 января 1944 № 6 Мститель К ыл с у м рачный полярный день. Мороз ное небо от свечивало го лубизной, и только у са мого горизон та ого осве щало радуж ное сияние зари. ВысокѴь вьгсоко над землей само леты рисова ли белые рас сыпчатые п о лосы инвер сии. Там шли «мессера». А ниже, с ревом вгрызаясь в застоявший ся воздух, на бирали высоту д в а «ястреб ка». Это лет чики Корчига и шили навстречу врагам. Младший лейтенант Васи лий Простаков шел в свой первый бой. Он особенно не волновался, только смотрел и ждал начала боя. Вот один «Мѳссѳршмитт» почти отвесно сверху обрушился на Корчигу. Простаков дал предельный газ и свечой пошел прямо немцу в лоб. Все каік-то произошло быстро. З а немцем уже потя нулась густая полоса дыма. «Мессершмитт» так и не вы шел из пике до самой земли. На всю жизнь запомнил млад ший лейтенант, как среди скал от упавшей вражеской машины взвился к небу столб пламени и дыма. Домой Простаков вернулся очень усталым и очень до вольным. Через несколько дней IІро- стаков вместе с товарищами вылетел на сопровождение бом бардировщиков в глубокий тыл врага. Немцы подняли в воз дух почти всю свою истреби тельную авиацию. Трудно пришлось нашим летчикам. Фашисты; имея большое чи слонпое превосходство, нагло наседали со всех сторон. На Василия ІІростакова напало пять «Моссершмиттов». Но мо лодой истребитель не расте рялся, смело принял бой. То слева, то справа, то впереди мелькали темные силуэты 'про тивников. Густые трассы вспа рывали воздух. Простаков смотрел в оба. Умелым манев ром он уходил из-под огня и сам при первом же случае бро сался в атаку. Один зазевав- JIѳтч ик-истр ебит ель лейте нант Василий Простаков. Простаков сп е- ш )Хея «Мес сершмитт» по лучил такой беспощадный удар, что тут же развалился на части. Вско ре подоспели товарищи, и немцы вынуж дены были по кинут!, поле боя. Как-то лей тенант Про стаков полу чил от родных письмо. Долго он ждал эго письмо. Очень долго родная деревни была оккупирована гитлеровцами. Мать в с к у пых строках, полных горя и обиды, расска зала, как над сельчанами1 из мывались гитлеровцы, как грабили и убивалп женщин, стариков, детей. У Василия ІІоостакова они замучили с е стру, разграбили и сожгли х о зяйство, начисто спалили де ревню. Лейтенант потемнел лицом, крепко и упрямо сжал губы, и сам себе молча по клялся: мстить подлому врагу за все без всякой пощады. Несколько дней спустя он вылетел в новый бой. На этот раз пришлось подраться с четверкой фашистских машин. Простаков яростно теснил сво их врагов. Ненависть прибав ляла ему силы. Уже через ие- сколько минут изрешеченный его огнем неприятельский истребитель вспыхнул и упал в море. Вскоре был подбит в то рой. Остальные «мессера» уд рали. Разгневанный североморец искал новых встреч с нена вистным врагом. Месть за свою кровную обиду вела его в бой. Простаков, вместе со своим боевым командиром Па ниным ‘бросался в самые яро стныа схватки, своими беспи- ; шадными -очередями настигая ; немцев. Боевой счет мести рос і из боя в бой. Вскоре на счету : истребители Простакова ужо числилось шесть уничтожен ных фашистских машин. — Это за сестру, за родных, за Родину нашу, — пригова ривал летчик - мститель, сби вая очередной вражеский са молет. Г. ТРАПИН. ЧЕРТЫ ОФИЦЕРА МОРСКОЙ АВИАЦИИ Постоянно учиться, совершенствоваться дело чести офицера Авиационная техника являет сіі одной из самых сложных в современной войне. Чтобы эф фективнее . ее использовать, грамотно эксплоатировать в бою, летчик должен глубоко ее знать. А современный воздуш ный бой — один из самых сложных по своей тактике. Вот эти вопросы некоторыми нашими офицерами, особенно молодыми, й недооцениваются. У таких офицеров это превра ицается в серьезный недоста ток, связанный с неправильным представлением о своей спе циальности, как специальности ухаря, человека «сорви голо- га». Особенно наблюдается это у молодежи, только что надев шей офицерские погоны. Лож ное представление о глубине своих знаний, обычно, владеет такими товарищами. Сделав по одному — два боевых вылета, они мнят себя чуть ли не ■асами и считают, что им учить ся нечему, что они и так все прекрасно знают. Капитан т. Якшин в своей статье «Черты офицера мор ской авиации» приводит факты недостойного поведения летчи ка1 Вороного. Мне тоже при шлось быть свидетелем одного факта, характеризующего не с хорошей стороны младшего лейтенанта Вороного. В офи церском клубе летчик- Вороной вступил однажды в спор с к а питаном Тульским, лейтенан тами Бурматовьм, Горбачевым. Он заносчиво доказывал, что он — летчик не хуже их, знает ье* меньше и учиться ему не чему. А на самом деле т. Во роной — малоопытный летчик. Перейдя в новую часть, он и здесь не сделал еще ни одного боевого вылета. Это характѳ ризует Вороного, как человека, представления которого о г л у бине своих знаний далеко' пре вышают истинное положение ьетцей. Взгляды на учебу, как на что-то необязательное, второ степенное, проявляются у от дельных офицеров с первых дней прихода их в боевые под разделения. Такое отношение к учебе приводит, обычно, к происшествиям в первые л<е учебные вылеты и к потерям в первых же боях. Младший лейтенант Гераси менко к занятиям относился плохо. И вот однажды после разбора вопроса о том, как на до поддерживать в полете по стоянный режим мотора, он, вылетев на задание, не знал, как открыть шторку радиатора, и перегрел мотор. I Почти аналогичный случай : был и с младшим лейтенантом ! т. Сугоняевым. Вернувшись с ; задания, он стал жаловаться ! механику на то, что мотор тря I сет. Как после выяснилось, в I этом был виноват сам т. Суго- няев, т. к. в полете он не смоі ■правильно пользоваться подо■ гревом мотора. Почему имели место такие факты? Потому, что молодые офицеры пренебрежительно от неслись к тем занятиям, кото рые с ними проводились. Поучительный случай произо шел и с младшим лейтенан том т. Чернуха. О занятиях но изучению района действий он обычно говорил: «Что я, в трех соснах заблужусь?». Такое от ношение т. Чернуха к изуче нию района вскоре сказалось на' полетах. Во время тактиче ской игры его отвели за 10 — 15 километров от аэродрома и на не особенно большой высо те оставили условно одного. Чернуха сразу же начал блу дить. Ііо радио он не смог о т ветить: где находится, сколько нужно итти до аэродрома и ка ким курсом. Что могло приве сти младшего лейтенанта Чер нуха к такому по-зорному слу чаю? Только переоценка своих знаний, ложное мнение о том, что «я и так все знаю». Когда слушаешь таких лет чиков, невольно вспоминаешь слова академика И. II. Павло ва, написанные им в своей по смертной статье для молоде жи: «Никогда не думайте, что вы уже все знаете... Не давай те гордыне овладеть вами. Из- за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за нее вы откажетесь от по лезного совета, и дружеской помощи, из-за нее вы утратите меру об’ективности». Ложное представление о і лубинѳ своих знаний тяготеет и над отдельными старыми летчиками. Оно и им мешает учиться, совершенствоваться, брать из происходящих боев как можно больше опыта. Эти офицеры не только перестают читать специальную и другую литературу, но и прекращают заниматься анализом своих собственных боев, боев товари щей. Как-то на одной летной конференции нам пришлось на блюдать такой случай. Делал доклад уже немолодой лет чик. Но все его выступление состояло из оговорок, причем произносимых с усмешкой: «Но знаю, как тут теоретик обосновать — не мастер f практически надо д е л а т ь j Когда этому офицеру при ствующий на конферйіі старший офицер предлоа' «Обоснуйте теоретически ц ходимость одной из атак», он, после большой путаяі ответил: «Теорией я не а, .маюсь. Мое дело драться». Такие же ответы при® лось слышать иногда ц других офицеров. Правил ли они? Конечно, нет. Товарищ Сталин в ц лекциях «Об основах лени; ма» писал О' том, что тед ста ноьится беспредметное, ли она не связываете! практикой, точно так жѳ, практика становится еле; если она не освещает себе рогу теорией. Не анализируя свои бои, подкрепляя их теоретичѳа: обоснованиями, офицер щ стает применять новые а ды, воюет no-старинке. Ті горловскоѳ отсталое отщ ние к учебе вредно отраа ся и на. молодых, только пришедших в боевые щ офицерах, которые берут і мер со старших тонари-щей. Наши великие полково; Суворов и Кутузов, адмярі Нахимов и Макарон были оі зованнейшими людьми, і имея- громадный военный Од они продоллсали неутомі учиться. Знаменитый руса летчик Нестеров даже в период, когда в авиации [ кая живая мысль загдушад смело творил новое и он много учился при этом сам А как учились наши поре, вые летчики - северомор; Дважды Герой Советского С: за Борис Сафонов часто лыми вечерами проешкш над книгами, схемами возд! ных боев, формулами возд) ной стрельбы. Это помог, ему в боях находить н« приемы, помогало побѳжда врага. Систематическая уче наряду с большим боевым оі том, способствовала успѳші сти операций и других наш замечательных летчиков-о<) церов. «Кто учится—тот человек* гласит армянская поело® Кто учится — тот истина офицер, настоящий летчик. В незыблемое правило, котоік все мы должны цридерживаі ся. Н. ВОЛОГЖАНИН 7 января был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о введении но вых знаков различия — погон для личного состава Красной Армии, а несколько позже и для личного состава Военно- Морского Флота. Уже почти год офицеры морской авиации носят погоны -*» символ воин ской чести. Введение погонов явилось новым выражением заботы партии и правитель ства об усилении боевой мощи вооруженных сил страны, об укреплении в них дисциплины и организованности. Советский офицер — это си ноним смелости и бесстрашия, высокого патриотизма, беспо щадной ненависти к врагу,бес предельной преданности своей Родине. Советский офицер — это командир, всесторонне овладевший воинским мастер ством и смело наносящий уда ры по врагу- Высокую оценку нашим офицерам дал товарищ Сталин. Он говорит о наших военных кадрах: «Совершенно другую картину представляет ныне Красная Армия. Ее кад ры выросли и закалились в СИМВОЛ В0ИНСК0И ЧЕСТИ К ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ ОПУБЛИКОВАНИЯ УКАЗА ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 0 ВВЕДЕНИИ ПОГОН успешных наступательных бо ях за истекший год. Количе ство ее боевых кадров растет и будет расти, так как нали чие необходимых офицерских резервов дает ей и время и возможность обучать молодью офицерские кадры и выдвигать их на ответственные посты». Наши офицеры воспитывают ся в духе требований, которые пред’являет к ним в своих приказах товарищ Сталин. Мо лодые офицеры морской авиа ции 'закаляются в боях, пере нимают боевой опыт старых воздушных бойцов, поддержи вая на высоте боевую честь мундира офицера морской авиации. Наши герои-летчики, старые офицеры морской авиации, строго придерживаются опре деленных правил в бою. Они нещадно бьют воага, не сму щаясь его количеством; они не | сворачивают с курса, хотя бы і враг оказывал ожесточенное сопротивление у цели; они | і отыскивают неприятеля, как : і бы он ни затаился; они с б р а - ! I сывают торпеды, несмотря на | I отчаянные усилия врага поме-| шать этому; они сами погиба- і ют, но выручают товарища. I Мы помним жестокий воздуш : I ный бой, когда старый опыт- 1 ный летчик майор Панин за j щитил собственной грудью j лейтенанта Самаркова. В этом бою славным русским офице ром был преподан урок моло- I дым летчикам,. На этом приме- ре воспитываются молодые j офицеры. Капитаны Островский и Ма- | каревич являются образцом J понадения офицера морской і авиации в бою. Сквозь огонь ! вражеских зениток и автоматов | они вели за собой молодых торпедоносцев в атаку на вра жеские корабли. В самые на пряженные минуты молодой ойицер слышал их спокойный, ободряющий, уверенный голос и старался подралсать этим мужественным офицерам. Мно го бесстрашных соколов воспи тали Островский и Макаревич, приучив их никогда не ронять чести и достоинства офицера- североморца, высоко поднятых Сафоновым, Гарбузом, Баштыр- ковым, Киселевым и многими другими, создававшими славу североморского авиационного офицера. Новые молодые офи церскио кадры североморской авиации достойно умножают эти славные боевые традиции. «Красные офицеры,— сказал товарищ Сталин, - составля ют основной цемент нашей армии, скрепляющий ее в ади ный дисциплинированный « ганизм». Мундир советом офицера обязывает оберегаи поднимать честь офицеі оправдывать в бою высокое; вериѳ народа и всегда б* страшно уничтожать врага. Погоны, которые носят каі дый североморский летчик j техник—высокий знак достой ства и чести офицера-вои* Их носили лучшие предста! тели русского офицерства Суворов и Ушаков, Кутузов Нахимов, Багратион и Ма* ров. Славный русский лет* Нестеров был офицером. В гоны носят и лучшие сов( скиѳ офицеры, победонос; громящие немецко-фашистс® 'захватчиков на фронтах 0’ чественной войны, умело орР низующие победу в боях врагами нашей Родины. Памятуя о 6 этом, офиий североморской авиации сво® боевыми делами, своими вигами должны еще выше ннмать честь офицера, котор го народ отличил погонами. М. ХМЕЛЬНИЦНИЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz