Североморский лётчик. 1944, январь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧШ 7 января 1944 № 6 Мститель К ыл с у м ­ рачный полярный день. Мороз ное небо от­ свечивало го­ лубизной, и только у са­ мого горизон­ та ого осве­ щало радуж ­ ное сияние зари. ВысокѴь вьгсоко над землей само­ леты рисова ли белые рас­ сыпчатые п о ­ лосы инвер сии. Там шли «мессера». А ниже, с ревом вгрызаясь в застоявший ­ ся воздух, на­ бирали высоту д в а «ястреб ка». Это лет­ чики Корчига и шили навстречу врагам. Младший лейтенант Васи­ лий Простаков шел в свой первый бой. Он особенно не волновался, только смотрел и ждал начала боя. Вот один «Мѳссѳршмитт» почти отвесно сверху обрушился на Корчигу. Простаков дал предельный газ и свечой пошел прямо немцу в лоб. Все каік-то произошло быстро. З а немцем уже потя нулась густая полоса дыма. «Мессершмитт» так и не вы ­ шел из пике до самой земли. На всю жизнь запомнил млад­ ший лейтенант, как среди скал от упавшей вражеской машины взвился к небу столб пламени и дыма. Домой Простаков вернулся очень усталым и очень до­ вольным. Через несколько дней IІро- стаков вместе с товарищами вылетел на сопровождение бом­ бардировщиков в глубокий тыл врага. Немцы подняли в воз дух почти всю свою истреби­ тельную авиацию. Трудно пришлось нашим летчикам. Фашисты; имея большое чи слонпое превосходство, нагло наседали со всех сторон. На Василия ІІростакова напало пять «Моссершмиттов». Но мо­ лодой истребитель не расте­ рялся, смело принял бой. То слева, то справа, то впереди мелькали темные силуэты 'про тивников. Густые трассы вспа­ рывали воздух. Простаков смотрел в оба. Умелым манев­ ром он уходил из-под огня и сам при первом же случае бро­ сался в атаку. Один зазевав- JIѳтч ик-истр ебит ель лейте нант Василий Простаков. Простаков сп е- ш )Хея «Мес­ сершмитт» по­ лучил такой беспощадный удар, что тут же развалился на части. Вско­ ре подоспели товарищи, и немцы вынуж­ дены были по­ кинут!, поле боя. Как-то лей тенант Про­ стаков полу чил от родных письмо. Долго он ждал эго письмо. Очень долго родная деревни была оккупирована гитлеровцами. Мать в с к у ­ пых строках, полных горя и обиды, расска­ зала, как над сельчанами1 из­ мывались гитлеровцы, как грабили и убивалп женщин, стариков, детей. У Василия ІІоостакова они замучили с е ­ стру, разграбили и сожгли х о ­ зяйство, начисто спалили де ревню. Лейтенант потемнел лицом, крепко и упрямо сжал губы, и сам себе молча по ­ клялся: мстить подлому врагу за все без всякой пощады. Несколько дней спустя он вылетел в новый бой. На этот раз пришлось подраться с четверкой фашистских машин. Простаков яростно теснил сво их врагов. Ненависть прибав­ ляла ему силы. Уже через ие- сколько минут изрешеченный его огнем неприятельский истребитель вспыхнул и упал в море. Вскоре был подбит в то ­ рой. Остальные «мессера» уд рали. Разгневанный североморец искал новых встреч с нена­ вистным врагом. Месть за свою кровную обиду вела его в бой. Простаков, вместе со своим боевым командиром Па­ ниным ‘бросался в самые яро стныа схватки, своими беспи- ; шадными -очередями настигая ; немцев. Боевой счет мести рос і из боя в бой. Вскоре на счету : истребители Простакова ужо числилось шесть уничтожен­ ных фашистских машин. — Это за сестру, за родных, за Родину нашу, — пригова­ ривал летчик - мститель, сби­ вая очередной вражеский са­ молет. Г. ТРАПИН. ЧЕРТЫ ОФИЦЕРА МОРСКОЙ АВИАЦИИ Постоянно учиться, совершенствоваться дело чести офицера Авиационная техника являет сіі одной из самых сложных в современной войне. Чтобы эф­ фективнее . ее использовать, грамотно эксплоатировать в бою, летчик должен глубоко ее знать. А современный воздуш­ ный бой — один из самых сложных по своей тактике. Вот эти вопросы некоторыми нашими офицерами, особенно молодыми, й недооцениваются. У таких офицеров это превра ицается в серьезный недоста ток, связанный с неправильным представлением о своей спе­ циальности, как специальности ухаря, человека «сорви голо- га». Особенно наблюдается это у молодежи, только что надев­ шей офицерские погоны. Лож­ ное представление о глубине своих знаний, обычно, владеет такими товарищами. Сделав по одному — два боевых вылета, они мнят себя чуть ли не ■асами и считают, что им учить­ ся нечему, что они и так все прекрасно знают. Капитан т. Якшин в своей статье «Черты офицера мор­ ской авиации» приводит факты недостойного поведения летчи­ ка1 Вороного. Мне тоже при­ шлось быть свидетелем одного факта, характеризующего не с хорошей стороны младшего лейтенанта Вороного. В офи­ церском клубе летчик- Вороной вступил однажды в спор с к а ­ питаном Тульским, лейтенан­ тами Бурматовьм, Горбачевым. Он заносчиво доказывал, что он — летчик не хуже их, знает ье* меньше и учиться ему не­ чему. А на самом деле т. Во­ роной — малоопытный летчик. Перейдя в новую часть, он и здесь не сделал еще ни одного боевого вылета. Это характѳ ризует Вороного, как человека, представления которого о г л у ­ бине своих знаний далеко' пре­ вышают истинное положение ьетцей. Взгляды на учебу, как на что-то необязательное, второ­ степенное, проявляются у от­ дельных офицеров с первых дней прихода их в боевые под­ разделения. Такое отношение к учебе приводит, обычно, к происшествиям в первые л<е учебные вылеты и к потерям в первых же боях. Младший лейтенант Гераси­ менко к занятиям относился плохо. И вот однажды после разбора вопроса о том, как на­ до поддерживать в полете по­ стоянный режим мотора, он, вылетев на задание, не знал, как открыть шторку радиатора, и перегрел мотор. I Почти аналогичный случай : был и с младшим лейтенантом ! т. Сугоняевым. Вернувшись с ; задания, он стал жаловаться ! механику на то, что мотор тря I сет. Как после выяснилось, в I этом был виноват сам т. Суго- няев, т. к. в полете он не смоі ■правильно пользоваться подо■ гревом мотора. Почему имели место такие факты? Потому, что молодые офицеры пренебрежительно от неслись к тем занятиям, кото­ рые с ними проводились. Поучительный случай произо­ шел и с младшим лейтенан­ том т. Чернуха. О занятиях но изучению района действий он обычно говорил: «Что я, в трех соснах заблужусь?». Такое от­ ношение т. Чернуха к изуче­ нию района вскоре сказалось на' полетах. Во время тактиче­ ской игры его отвели за 10 — 15 километров от аэродрома и на не особенно большой высо­ те оставили условно одного. Чернуха сразу же начал блу­ дить. Ііо радио он не смог о т ­ ветить: где находится, сколько нужно итти до аэродрома и ка­ ким курсом. Что могло приве­ сти младшего лейтенанта Чер­ нуха к такому по-зорному слу­ чаю? Только переоценка своих знаний, ложное мнение о том, что «я и так все знаю». Когда слушаешь таких лет ­ чиков, невольно вспоминаешь слова академика И. II. Павло­ ва, написанные им в своей по­ смертной статье для молоде­ жи: «Никогда не думайте, что вы уже все знаете... Не давай­ те гордыне овладеть вами. Из- за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за нее вы откажетесь от по­ лезного совета, и дружеской помощи, из-за нее вы утратите меру об’ективности». Ложное представление о і лубинѳ своих знаний тяготеет и над отдельными старыми летчиками. Оно и им мешает учиться, совершенствоваться, брать из происходящих боев как можно больше опыта. Эти офицеры не только перестают читать специальную и другую литературу, но и прекращают заниматься анализом своих собственных боев, боев товари­ щей. Как-то на одной летной конференции нам пришлось на­ блюдать такой случай. Делал доклад уже немолодой лет­ чик. Но все его выступление состояло из оговорок, причем произносимых с усмешкой: «Но знаю, как тут теоретик обосновать — не мастер f практически надо д е л а т ь j Когда этому офицеру при ствующий на конферйіі старший офицер предлоа' «Обоснуйте теоретически ц ходимость одной из атак», он, после большой путаяі ответил: «Теорией я не а, .маюсь. Мое дело драться». Такие же ответы при® лось слышать иногда ц других офицеров. Правил ли они? Конечно, нет. Товарищ Сталин в ц лекциях «Об основах лени; ма» писал О' том, что тед ста ноьится беспредметное, ли она не связываете! практикой, точно так жѳ, практика становится еле; если она не освещает себе рогу теорией. Не анализируя свои бои, подкрепляя их теоретичѳа: обоснованиями, офицер щ стает применять новые а ды, воюет no-старинке. Ті горловскоѳ отсталое отщ ние к учебе вредно отраа ся и на. молодых, только пришедших в боевые щ офицерах, которые берут і мер со старших тонари-щей. Наши великие полково; Суворов и Кутузов, адмярі Нахимов и Макарон были оі зованнейшими людьми, і имея- громадный военный Од они продоллсали неутомі учиться. Знаменитый руса летчик Нестеров даже в период, когда в авиации [ кая живая мысль загдушад смело творил новое и он много учился при этом сам А как учились наши поре, вые летчики - северомор; Дважды Герой Советского С: за Борис Сафонов часто лыми вечерами проешкш над книгами, схемами возд! ных боев, формулами возд) ной стрельбы. Это помог, ему в боях находить н« приемы, помогало побѳжда врага. Систематическая уче наряду с большим боевым оі том, способствовала успѳші сти операций и других наш замечательных летчиков-о<) церов. «Кто учится—тот человек* гласит армянская поело® Кто учится — тот истина офицер, настоящий летчик. В незыблемое правило, котоік все мы должны цридерживаі ся. Н. ВОЛОГЖАНИН 7 января был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о введении но ­ вых знаков различия — погон для личного состава Красной Армии, а несколько позже и для личного состава Военно- Морского Флота. Уже почти год офицеры морской авиации носят погоны -*» символ воин­ ской чести. Введение погонов явилось новым выражением заботы партии и правитель­ ства об усилении боевой мощи вооруженных сил страны, об укреплении в них дисциплины и организованности. Советский офицер — это си­ ноним смелости и бесстрашия, высокого патриотизма, беспо­ щадной ненависти к врагу,бес предельной преданности своей Родине. Советский офицер — это командир, всесторонне овладевший воинским мастер­ ством и смело наносящий уда­ ры по врагу- Высокую оценку нашим офицерам дал товарищ Сталин. Он говорит о наших военных кадрах: «Совершенно другую картину представляет ныне Красная Армия. Ее кад­ ры выросли и закалились в СИМВОЛ В0ИНСК0И ЧЕСТИ К ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ ОПУБЛИКОВАНИЯ УКАЗА ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 0 ВВЕДЕНИИ ПОГОН успешных наступательных бо­ ях за истекший год. Количе­ ство ее боевых кадров растет и будет расти, так как нали­ чие необходимых офицерских резервов дает ей и время и возможность обучать молодью офицерские кадры и выдвигать их на ответственные посты». Наши офицеры воспитывают­ ся в духе требований, которые пред’являет к ним в своих приказах товарищ Сталин. Мо­ лодые офицеры морской авиа­ ции 'закаляются в боях, пере ­ нимают боевой опыт старых воздушных бойцов, поддержи­ вая на высоте боевую честь мундира офицера морской авиации. Наши герои-летчики, старые офицеры морской авиации, строго придерживаются опре­ деленных правил в бою. Они нещадно бьют воага, не сму­ щаясь его количеством; они не | сворачивают с курса, хотя бы і враг оказывал ожесточенное сопротивление у цели; они | і отыскивают неприятеля, как : і бы он ни затаился; они с б р а - ! I сывают торпеды, несмотря на | I отчаянные усилия врага поме-| шать этому; они сами погиба- і ют, но выручают товарища. I Мы помним жестокий воздуш : I ный бой, когда старый опыт- 1 ный летчик майор Панин за j щитил собственной грудью j лейтенанта Самаркова. В этом бою славным русским офице ром был преподан урок моло- I дым летчикам,. На этом приме- ре воспитываются молодые j офицеры. Капитаны Островский и Ма- | каревич являются образцом J понадения офицера морской і авиации в бою. Сквозь огонь ! вражеских зениток и автоматов | они вели за собой молодых торпедоносцев в атаку на вра­ жеские корабли. В самые на­ пряженные минуты молодой ойицер слышал их спокойный, ободряющий, уверенный голос и старался подралсать этим мужественным офицерам. Мно­ го бесстрашных соколов воспи­ тали Островский и Макаревич, приучив их никогда не ронять чести и достоинства офицера- североморца, высоко поднятых Сафоновым, Гарбузом, Баштыр- ковым, Киселевым и многими другими, создававшими славу североморского авиационного офицера. Новые молодые офи церскио кадры североморской авиации достойно умножают эти славные боевые традиции. «Красные офицеры,— сказал товарищ Сталин, - составля­ ют основной цемент нашей армии, скрепляющий ее в ади ный дисциплинированный « ганизм». Мундир советом офицера обязывает оберегаи поднимать честь офицеі оправдывать в бою высокое; вериѳ народа и всегда б* страшно уничтожать врага. Погоны, которые носят каі дый североморский летчик j техник—высокий знак достой ства и чести офицера-вои* Их носили лучшие предста! тели русского офицерства Суворов и Ушаков, Кутузов Нахимов, Багратион и Ма* ров. Славный русский лет* Нестеров был офицером. В гоны носят и лучшие сов( скиѳ офицеры, победонос; громящие немецко-фашистс® 'захватчиков на фронтах 0’ чественной войны, умело орР низующие победу в боях врагами нашей Родины. Памятуя о 6 этом, офиий североморской авиации сво® боевыми делами, своими вигами должны еще выше ннмать честь офицера, котор го народ отличил погонами. М. ХМЕЛЬНИЦНИЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz