Североморский лётчик. 1944, январь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 6 января 1944: г ЛГо ", БОЕВОЙ ОПЫТ БАЛТИЙЦЕВ „СВО БОДНАЯ ОХОТА НА ШТУРМОВИКЕ і і Герой Советского Союза гвардии майор Л . Карасев. ( у онкретная обстановка на фронта обыкновенно дик тует ту или иную такти ку боевых действий. Опера ции, протекавшие последнее время на нашем балтийском театре, направили боевую дея тельность штурмовиков по ну чи «свободной охоты» н а ком муникациях противника. Осве тить некоторые моменты в Iактике бомбардировочно-штур мовых ударов по желѳзнодо рожным коммуникациям — за дача этой статьи. Последнее время противник не имеет возможности обеспе чить свои железнодорожные перевозки грузов и войск в прифронтовой полосе достаточ ным истребительным прикры тием. Это заставляет его при крываться плохой, «нелетной» погодой. Естественно, что пе ред штурмовиками возник во прос о боевых действиях при низкой облачности и ограни ченной видимости. Понятно также без доказа тельств, что штурмовые удары по железнодорожным составам не требуют массированных сил авиации, и речь идет о штур мовке небольшими группами по 2—1 самолета. Таковы исходные положения, задачи штурмового удара на железнодорожных коммуника циях врага в непосредствен ной близости от линии фронта. Д; ля решения этой задачи , і летчик должен быть от личие подготовлен в тех нике пилотирования и в аэро навигации. Это обязательное условие, без которого «свобод ная охота» но даст желатель ных результатов. Пожалуй, не менее валено для летчика, отправляющегося в тыл 'противника, знание линии фронта и дислокации зенитных средств противника. Некоторыми данными и атой области уже можно поде литься. Опыт показал, что средства противовоздушной обороны Противника располо жены, как правило, в 8—10 км от линии фронта. За предела ми этой прифронтовой полосы насыщенной зенитно-автомат ным огнем, штурмовик может ходить свободно на любых вы сотах, не встречая противо действия. Однако за пределами 8 — 10 километровой прифронтовой зоны в отдельных местах, где расположены резервы против ника, охотники могут наткнуть ся на массированный зенит ный огонь. Знание дислокации резервов противника, а также умение угадывать возможные места их расположения весьма необхо димы штурмовику. Следует избегать населен ных пунктов, где вероятны скопления войск под прикры тием зенитной артиллерии. Противник пользуется маски ровкой, и распознать присут ствие скопления его сил зимой можно по наезженности дорог и по дымам. Особенно сильно зенитное сопротивление в районах круп ных железнодорожных стан ций и железнодорожных узлов. Сюда подход единичного «охот ника» и небольших групп штурмовиков затруднен да и нежелателен. Искусство «охот ника» прежде всего в умении незаметно перейти линию фрон та и остаться незамеченным в тылу врага до момента нане сения штурмового удара. Есте^- ствевно, что разыскать эшелон или встретить его, если «охот ник» располагает данными разведки, необходимо на пере гонах. При этом прежде всего следует поражать паровоз, что- задержать состав вне зоны зенитной защиты. Избегая одни районы и, есте ственно, предпочитая другие, «охотник» нередко начинает злоупотреблять одним и т»м же удачным маршрутом при переходе линии фронта. Это — серьезная ошибка. Противник замечает полюбившийся «охот нику» маршрут и незаметно перестраивает свою зенитную защиту. Таким образом, удач ный маршрут становится не удачным. В о время «свободной охо ты» первостепенную роль играет связь. Если при дей ствии массированными груп пами за помощью в штаб обращаются редко, то для оди ночного «охотника» такая по мощь может оказаться крайне необходимой. Штурмовик-охот ник должен держать постоян ную связь со своим аэродро мом, передавать о всех заме ченных действиях противника, передавать данные о появле нии цели и о ее поражении, а также погоду по всему мар шруту. В ряде случаев, если цель поражена недостаточно, а у штурмовика кончился боеза пас, штаб имеет возможность выпустить еще одного «охот ника» в район цели. Невнимательное отношение к связи при «свободной охоте» подчас приводит к неполному решению поставленной задачи. Бывали случаи, когда лишь ча стично выполнив задание, лет- чик забывал своевременно по ставить об этом в известность ! штаб. Радиограмма приходила I поздно, и дополнительный бом- : йоштурмовой удар по той или I другой причине оказывался 1 бесполезным. Приведу некоторые примеры ■из опыта действия штурмови- j ков-охотников, подтверждаю щие высказанные мною поло жения. Летчик младший лейтенант Авдеев в паре вышел на «сво бодную охоту» по железнодо рожным коммуникациям между пунктами В. и К. Облачность достигла ЮО метров, видимость — километр. Погода была настолько сквер ной, что.другой летчик мог бы вернуться, не выполнив зада нно. Однако умение штурмо вать в плохую погоду помогло «охотнику» незаметно обойти район зенитного огня и неожи данно нанести уцар по желез нодорожному составу. ' Эшелон с артиллерией и живой силой был полностью уничтожен мел кими бомбами и пушечно-пуле метным огнем. Избрав удачный маршрут при возвращении че рез линию фронта, экипажи пришли из операции без еди ной пробоины. Добиться этой крупной уда чи Авдееву и его ведомому удалось благодаря отличному знанию всего того, о чем: мы говорили выше. Возвращение через линию фронта—-ответственнейший мо мент в операции «свободной охоты». Как правило, против ник поджидает «охотника» на обратном пути, и на этом эта пь штурмовик должен проявить всю свою изобретательность. * # * W ак пример охоты удачной на первых этапах и не удачной на последнем, мож но привести операцию, в кото рой. участвовали 4 экипажа. Вел четверку командир звена младший лейтенант Кустов- ский. Штурмовики правильно пере шли линию фронта, обнаружи ли эшелон, уничтожили его и* на этом успокоились. Они не сумели оценить обстановку и учесть расположение зенитной артиллерии на линии фронта. На обратном пути при пере лете линии фронта экипажи наткнулись на сильное скопле ние зенитного огня. В резуль тате были подбиты ведущий Кустовский и ведомый Страти- латов.. Они вынуждены были совершить посадку в лесу, не дотянув до своего аэродрома. Теоретически зкипажи знали о скоплении огня в пункте Г., но не сумели воспользоваться своими знаниями. К этому слу чаю подходят слова генерала Драгомирова: «Мало знать, нужно ещѳ знание уметь п р и менить к делу, и в этом заклю чается главная трудность. Для приобретения первого нужна только память и здравый смысл; второе же дается толь ко тому, кто способен отгады вать положение, в котором в данную минуту он находится относительно .неприятеля». Кустовский и Стратилатов потеряли н е общую, а деталь ную ориентировку, не выпол нили указание командира о месте пересечения линии фрон та. Этот факт показывает, как важна в действиях штурмови- ков-охотников именно деталь ная ориентировка. # * 5? Д ругой раз штурмовик Авдеев, об удачном по мете которого мы расска зали, вел группу в плохую по году, основываясь на данных разведки. Авдеев шел ведущим в составе четверки с прикры тием. Задание Авдееву было уничтожить эшелон у железно дорожной станции В. Авдеев обошел линию фронта на слож ном дальнем маршруте, зашел с тыла в район цели и неожи данно произвел две удачных атаки. До этого момента дей ствия Авдеева и его группы были правильны. Ошибка была сделана ведомым младшим лей тенантом Блинковым. Блинков увлекся атакой или отстал во время пикирования от группы. Отвлекшись от детальной ори ентировки, он наткнулся на участок расположения резервов противника, защищенный силь ным зенитным ог.нем. Между том Авдеев обошел с двумя ведомыми эту группи ровку лесом. Этот пример гово рит о- том, что ведомый должен уметь в любую минуту само стоятельно ориентироваться и решать задачи, возникающие по ходу операции. Штурмови ки считают, что лесистая и болотистая местности, где, обычно не сосредотачиваются войска противника, а следо вательно нет и средств проти вовоздушной обороны, наибо лее удобны для перелета. Избрав такой лесистый уча сток, штурмовики над ним пе ресекали линию фронта. Они поступали так систематически. В результате этот маршрут был обнаружен противником. Немцы выстроили в лесу выш ки и установили на них круп нокалиберные пулеметы и ав томаты. Таким образом, штур мовики выдали свой хороший маршрут только потому, что они им ходили постоянно. Надо сказать, что если пере ход штурмовиками линии фрон та в тыл противника бывает для. врага неожиданным, осо бенно 'при переходе на низких высотах, то на обратном пути вражеские зенитные средства ожидают наши возвращающие ся самолеты. Поэтому, перейдя линию фронта в одном районе, л ел ес ообра з но возвращаться окружным путем, учитывая ■расход горючего. Штурмовику-охотнику необ ходимо избегать шаблона в пе релете линии фронта, да и во всей боевой работе. Если штурмовик один раз прошел на низкой высоте ли нию фронта, то возвращаться следует на высоте от 1.500 до .2.000 метров с маневром и при наличии боезапаса с отнем,по- девляя зенитные точки против'- ника с пикирования. При этом полезно набирать высоту еще до выхода к линии фронта. * * # К настоящее вромя «сво бодный поиск» является одним из плодотворнейших видов штурмового удара на балтийском театре. («Лвтчик Балтики»), На выполнение боевого задания. Рис. Б. Крылова. і . = РОДНОЙ ДОМ Бывает—после раны тяжкой Перед тобой предстанет вновь Тот, кто с тобой делился фляжкой, Когда горела в жилах кровь. И, усомнившись, он ли это, — Так обожгла его гроза,— Ты поглядишь, ища ответа, В его запавшие глаза. И, улыбнувшись, как когда-то, Он подмигнет тебе, и ты Узнаешь друга и солдата Неповторимые черты. Тогда, взволнованный до дрожи Всем, что тебе открылось _ „ вдруг, Поймешь, что ближе и дороже Тебе отныне будет друг. 1 Т а к думал я ореди развал» В любимом городе овоѳм, Когда, взволнован и пѳчал» Увидел обгорелый дом. И, усомнившись, тот ли >т Где было счастье мне дано Я заглянул, ища ответа, В его разбитое окно. Оно мигнуло средь тумані Та ким знакомым огонькои, Что улеглась под сердцем ранг Растаял в горле горький к« И я, взволнованный до дро» Почуял в чуткой тишине - Отныне ближе и дороже Мне этот будет дом вдвойні Николей РЫЛЕННОВ . Водители автомашин З а время войны водители автомашин накопили боевой опыт, научились преодолевать многие трудности. Большая заслуга в этом принадлежит партийным организациям. В самое напряженное время они сумели правильно поставить свою работу, оказывая дей ственную помощь командирам автоподразделений в'.вылолне- пии поставленных задач. В составе водителей комму нисты, в большинстве своем, за>- пимают авангардную роль. За отличную боевую работу мно гие из них награждены орде нами и медалями. Только в подразделении, где т. Аулов, семь коммунистов1 отмочены правительственными награда ми, сам командир награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. В подразделении т. Вайдман нет ни одного коммуниста, ко торый бы работал неудовлет ворительно. Парторг подразде ления т. Данилов постоянно воспитывает у коммунистов чувство ответственности і порученное дело. Парторг другого подразды ния т. Пеньтюков регулярі ставит на партийных собр ниях актуальные вонрой Партийная организация евс временно определила зада1 коммунистов в подготові транспорта к зиме. Коммунисты Кудѳлин, Ко» ратьев и другие по-дѳлово» выполняют решение собран» Их руками сделаны отеплеі ныѳ капониры. В результат сократился срок прогрева торов, а экономия горю че: повысилась. В Н-ском подразделении ка дидат в члены вКіІ(б) т. Пе цов освоил изготовление нов» аккумуляторов и перемоті якорей динамомашин; он ей производит ремонт всего элй рооборудования автомат» Сейчас т. Певцов обучает э? му краснофлотцев Баланнна Мишуткина. Д. НАУМОВ. Выступление мастера художественного слова В частях североморской авиа- 1 ции состоялись литературные [ вечера ленинградского режис сера и мастера художественно го слова Бориса Стефановичаі Гловатского. С неослабѳваемым внима нием летчики и механики слушали мастерски прочтен | ный Гловатским рассказ Ванды Василевской «Партийный бн лет», стихотворение К. Си.мо нова «Сын артиллериста» и другие произведения. Второе отделение вечера, сі ставленное из юмористически рассказов, вызвало вееобіш оживление и веселье. Кроме литературных вечер* режиссер Гловатский долгов но работает с художествен»1 самодеятельностью в част* Он проводит репетиции, і’0? !>пт молодых исполнителей са мостоятел ьн ым вы ст уЛ-1: II ним. г. с в и р с н и й .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz