Североморский лётчик. 1944, январь.
Б января 1944 г., № 4 (74). СЕВЕРОМОРСКИМ ЛЕТЧИК Прокладка маршрута На первый взгляд прокладка маршрута кажется простой и легкой. Некоторые молодые штурманы считают: «Что тут особенного? Соединить дветоч- мки линией — и все...». Однако адсло обстоит далеко не так. іе Работа над картой требует ^серьезного отношония, знаний інп достаточного навыка. А это -не приходит само. Оно дается пне сразу, а приобретается си- оістематической тренировкой. 'J1 Штурманы и летчики преж- ?'д«’ всего должны бережноотно с и т ь с я к карте. Срок службы |®ее во многом зависит от пред в а ри т ел ьной ПОДГОТОВКИ и по- п 10ными знаками отметить рельеф местности, а затем покрыть ее следующего аккуратного хра нения. При получении новой карты необходимо установлен- легким слоем эмалита. и, Прокладка маршрута состоит IКо нанесения на карту линии ■заданного пути, отметки путе- а.вых углов, отметки контроль- jyных ориентиров и рельефа (ес- ли он раньше был не отмечен). Линию заданного пути луч- ше всего наносить мягким чер- Иным карандашом. Для моло д ы х штурманов я бы пореко м е нд о в а л на первых порах 1 пользоваться цветными каран дашами . В нашем подразделе- і ! шіи был такой случай: штурман р’С. в первом боевом полете про ложил маршрут жестким чер- 'ным карандашом и им же ра- уботал в воздухе. В результате после полета он даже сам не смог разобраться в своих от е т к а х фактической линии пу- ти. Больше того, он не нашел .записи о времени нанесения -удара по дели. Путь наносится сплошной жирной линией с черточками вправо через каждые 5 — 10 -минут полета и оцифровывает я 1, 2, а..., что означает ’ 10, 20, 30 минут полета. Это облег- ИЗ ОПЫТА ШТУРМАНА чает штурману визуальную ориентировку, дает возмож ность в полете быстрее опре делять местонахождение само лета и время прохождения ори ентира, лежащего впереди по маршруту. В работе штурмана большое значение имеет умение бьгстро снять магнитно-путевой угол, ибо есть ряд случаев, когда небрежное отношение к вычи слениям приводит к потере ориентировки, вынужденным посадкам и прочее. Штурман Поликарпов во время одного из герелегов снял магнитно-пу тевой угол и ввел магнитное ( клоненио с обратным знаком. Пз-заі этой оплошности экипаж потерял ориентировку. Магпит- ;го-путевой угол наносится на гарту в свободном от ориенти ров месте, при изломе маршру та, через каждые 15—20 см. (по карте) на линии пути и при изменении магнитного склоне ния. Кроме этого, штурману, иду щему на большое расстояние, обязательно надо выбирать наиболее характерные видимые ориентиры. Они являются конт рольными а позволяют вести ориентировку по дальности и направлению. Обычно эти ори ентиры на карте обводятся -кружками. Иногда бывает так, что за данная цель но представляет собой характерный ориентир. В таком случае маршрут следует прокладывать на ближайший, легко опознаваемый ориентир. Если цель расположена линейном ориентире, маршрут прокладывается с заведомым уклонением в сторону от нее. Это делается с целью, чтобы, выйдя на линейный ориентир, экипаж знал, в какую сторону нужно поворачивать для захо да на об’ект. Штурман, у которого акку ратно и четко проложен мар шрут, всегда точно водит по нему самолет. Примером гра мотной и аккуратной проклад ки маршрута для многих мо жет послужить работа штур мана звена лейтенанта т. Ле- сик. У него ка-рта всегда чистая, маршрут проложен в соответствии со всеми прави лами. Когда возьмешь после полота карту т. Лесик, на ней легко поймешь всю проделан ную им работу в воздухе. Капитан С. СЛОВУТСКИЙ. і Ш І Ш - Моряки в боях за освобождение Крыма. Сторожевой катер Азовской военной флотилии конвои рует баржу с десантными войсками. Фото А. Бродского. ♦ Штурмовка переднего обороны противника Фотохроника ТАСС. ♦ - гVI ...■■:==■ края Майор Д. Дерюгин ЮГО - ЗА ПАДНЕЕ Ж ЛОБИНА ОТБИВАЯ ВРАЖЕСКИЕ КОНТРАТАКИ... азвиваЪ наступление по юж -Іл ениях советские воины приняли Однажды бывалому штурмо вику тов. Лысенко была по ставлена боевая задача: — ше стеркой «Ил-2» уничтожить огневые точки, живую силу и технику противника на перед нем крае его обороны. При подходе к линии фронта ведущий перестроил свою ше стерку в правый пеленг и с хода под углом 25 —30 граду сов, с высоты 1.200 метров по шел в атаку на цель. Углубив шись на территорию противни ка на 800 — 1.000 м. с креном 15—20 градусов, стал развора чивать ші свою территорию, идя но переднему краю про тивника с небольшим прини жением на скорости 300 —320 километров в час. За ведущим последовали ведомые, имея ди станцию между самолетами на ! 400 — ooof метров. Но наблюдению с земли бы ло установлено, что группа тов. Лысенко, производившая атаку способом круга, построила круг и течение одной минуты. Над передним краем обороны про тивника оца пробыла 15 минут. З а это время шестерка штур мовнков уничтожила 4 пулеме та, разрушила 8 блиндажей, подавила огонь двух миноме тов, сожгла автомашину и ист ребила до 50 немецких солдат и офицеров. Характерно, что при построе ному берегу Березины, н а -|у в е р е н н о и стойко, В течение ши части создали угрозу і первых же часов немецкие ara.wi на многих участках захлеонулисв. Характерным в этих боях я в ляется то, что немцы в условиях лесисто-болотистой местности в подавляющем большинстве при меняют мелкие группы автомат чиков. Эти группы, используя проходимость замерзших болот и просеки, пытались просачиваться в тылы и на фланги наших под разделений. На обширном лесном пространстве происходила борьба наших мелких групп автоматчи ков с немецкими. Основной удар танковых сил противника отражал? наша ар тиллерия. Во всех подразде лениях царила полная ув е ренность в исходе боев. Немецкие атаки отбивались с минимальным расходом наших сил, и наши танки даже не вводились в действие, а д ер жались в резерве. Ьои в Полесье с о ветские войска превратили в мя- с ор )оку для нем- цев. Свыше 200 f ^ танков и самоход- ѵ - ных пушек подби ты и сожжены на шими артиллерис тами и бронебой щикам!.. На полях сражений враг ос- іавил тысячи тру пов своих солдат ШШ®; и офицеров и оольшое количест во вооружения. Л. К0Р0Б0В. ^Бобруйску, а южнее — лалин- .ковнчам и Мозырю. Немцы, по чув ствовав угрозу своим о п ор ным пунктам, собрали мощный .танковый кулак и при поддержке пехотных дивизий повели силь- .ные контратаки. t Гам, где осенью нельзя было .пройти,зимние морозы сделали .леса и болота проходимыми. И бои .в Полесье развернулись повсюду. Утром ІУ декаоря немцы на чали атаки по старому больша- ,ку на местечке Паричи. Вместе С артиллерией и многочисленны- .ми группами автоматчиков в ага- |Ку двинулись 11л немецких тан- ,ков.Противник ставил своейцелью разрезать советские чьсти и, выи- ■ ди к Ьерезине,отсечь наш клин,вы тянувшийся юго- восточнее Ьобруп- ска. Мелкие груп пы немецких пан ков, численностью от б д о 20 машин, двинулнсь вперед проселками и про секами. Зд есь нем цы надеилисьочис- тить от наших сил ж ел езную дорогу и шо с се Мозьірь— Жлобин. Второй ударпро- тиьник пытался на нести от населен ного пункта Оза- р ричи в направле нии той же ж е л е з ной дороги. Удары врага н Ведущему несравненно легче стало управлять своими ведо мыми, особенно при отражении ртак истребителей противника, г. наши истребители прикры тия получили полную возмож ность наблюдать за штурмови ками, лучше обеспечивая их боевую работу. Отходя под ударами совет ских войск, немцы частенько на узком участке фронта со средотачивают большое коли чество танков, бронемашин, по левой и зенитной артиллерии, живой силы. Ь таких условиях Удар груп пы в 6—8 самолетов стал недо стагочно эффективным. Обстановка требовала от штурмовой авиации массиро ванных ударов с пребыванием над войсками противника более продолжительное время. Применение одной группы увеличенного состава (10 —12 «Ил-2») на узком участке фрон та дало отрицательные резуль таты. Такая группа оказалась трудно управляемой и малома невренной в зоне сильно насы щенного зенитного огня и ак тивного противодействия ист ребительной авиации. Новая обстановка подсказала нам новый способ массирован ного удара по переднему краю обороны противника. Стали действовать пары групп в со нии' группы «Ил-2» в круг, I ставѳ 5—6 *Ил-2», каждая под руководством ведущего первой группы. Командиру Н-ской части бы ла поставлена задача:одновре менным ударом двух групп по 6—7 самолетов уничтожить ар тиллерию и живую силу про тивника на северной окраине одного населенного пункта. почти вся огневая система про тивника замолчала. Немцы спрятались в укрытия, боясь попасть под удар штурмови ков. Атака мотодом круга дала эффективные результаты. Она исключила случаи отрыва от дельных экипажей от группы. Штурмовикам было приказано находиться над целью но мѳ нее 30 минут. Пару групп возглавлял ка питан Селиверстов, находив шийся впереди семерки. Под группу вел старший лейтенант ІПепетя. При подходе к цели штурмо ьики были обстреляны силь ным зѳнитно артиллерийским огнем противника. Первая груп па самостоятельно приняла противозенитный маневр. В это время появились немецкие истребители. Наши истребите ли прикрытия ввязались с ни ми в бой, а штурмовики, до стигнув цели, приступили ж обработке переднего края обо роны противника. В разгаре штурмовки веду щий получил сигнал о появле нии 16 истребителей противни ка. Капитан Селиверстов дал команду построить общий обо ронительный круг, оттягивая немцев на свою территорию. В результате умелых дейст вий этой пары групп на узком участке фронта по противнику был нанесен эффективный штурмовой удар. Наши штур мовики потерь не имели, хотя и вынуждены были ввязаться в воздушный бой. Новый метод действий пары групп еще больше повысил эффективность наших штурмо вых ударов по врагу. Благодаря этому методу на ши группы стали легко управ ляемы, более манѳвреины в зоне зенитного огня и моі ут быстро принять необходимый боевой порядок для ведения воздушного боя в общем кругу НАН С0НРА ТИТЬ СР0Н ЗАМЕНЫ МОТОРА НА „Пе-2 . > об ои х направ Мощный немецкий танк, подбитый нашими артил леристами. В этой статье мне хочется поделиться опытом, как можно заменить мотор на самолете 4І1ѳ-2» в наименее короткий срок. Первое, с чего надо начи нать, — это подбор людей. Всегда должны учитываться способности и опыт каждого работника. Самое подходящее количество — шесть человек, постоянно работающих во вре мя всего процесса замены мо тора. Кроме того, необходим специалист-электрик, приходя щий по мере надобности. Из этих шести человек один руко водитель — техник, три меха ника или опытных моториста и два ученика, которые меня ют мотор впервые. Всю основ ную работу выполняют первые четверо, а последние помога ют им. Не менее важным вопросом для быстрой замены мотора является хорошо подготовлен ное рабочее место, особенно в зимних условиях. Подготовка его заключается в следующем: подбор исправного и в доста точном количестве необходимо го инструмента, посуды для слива охлаждающей жидкости и масла, не менее трех стре мянок-столов, стеллажей с ящиками для укладки снятых деталей, чехлов для укрытия мотора и деталей от пыли и снега. Однажды у нас произошел такой случай. На одной из ма шин был поврежден в воздуш ном бою мотор. Заменить его надо было как можно быстрее, и некоторые товарищи присту пили сразу к работе. Но стар ший техник, назначенный для руководства заменой мотора, приказал бросить всякую рабо ту и как следует подготовить рабочее место. Механики были вначале недовольны тем, что их оторвали от непосредствен ного дела. Зато они были бла годарны потом за хорошо ор ганизованное рабочее место. Работа спорилась: за что ни возьмись — все под руками, ни за чем не нужно бегать. В ре зультате продуманной органи зации и подготовки рабочего места мотор был заменен в два раза быстрее установленного срока. С чего лучше начать с ’емку мотора? Прежде всего необходимо ор ганизовать ✓ слив масла и охлаждающей жидкости из бака и системы. Людей для того, чтобы каждый работал, не ме шая друг другу, лучше всего расставить так: один человек, он же может быть руководите лем, работает по демонтажу мотора наверху, по одному чех лов еку « каждой стороны, один снизу и сзади мотора, один размонтирует винт, и один ч е ловек оказывает помощь п ом е т е надобности всем остальным Для 'ускорения работы луч ше всего сопло всасывающего патрубка но снимать, а остав лять на месте, р а з ’одинив его у мотора. Трубку дренажа мас лобака следует отсоединять у бака и снимать вместе с мо тором, перестанавливая ое на новый мотор на земле. Дюри- ты, если они отвечают требо ваниям, р а з ’единять только со стороны штуцеров деталей мо тора. Быстрота монтажа нового мо тора целиком и полностью за висит от подготовки ого на земле и подготовки места на самолете, куда он будет ста виться. Эту работу лучше все го начинать сразу же по мере демонтажа старого мотора. Д е тали, снятые со старого мотора, сразу же ставить на новый. Большой дюрит водопомпы одевается до того, как мотор полностью встанет н а мотй ра- му. Монтаж производится в об ратном порядке, причем, люди монтируют те узлы , которые размонтировали. Механин самолета Н. МАРГОРИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz