Североморский лётчик. 1944, январь.

Б января 1944 г., № 4 (74). СЕВЕРОМОРСКИМ ЛЕТЧИК Прокладка маршрута На первый взгляд прокладка маршрута кажется простой и легкой. Некоторые молодые штурманы считают: «Что тут особенного? Соединить дветоч- мки линией — и все...». Однако адсло обстоит далеко не так. іе Работа над картой требует ^серьезного отношония, знаний інп достаточного навыка. А это -не приходит само. Оно дается пне сразу, а приобретается си- оістематической тренировкой. 'J1 Штурманы и летчики преж- ?'д«’ всего должны бережноотно­ с и т ь с я к карте. Срок службы |®ее во многом зависит от пред­ в а ри т ел ьной ПОДГОТОВКИ и по- п 10ными знаками отметить рельеф местности, а затем покрыть ее следующего аккуратного хра­ нения. При получении новой карты необходимо установлен- легким слоем эмалита. и, Прокладка маршрута состоит IКо нанесения на карту линии ■заданного пути, отметки путе- а.вых углов, отметки контроль- jyных ориентиров и рельефа (ес- ли он раньше был не отмечен). Линию заданного пути луч- ше всего наносить мягким чер- Иным карандашом. Для моло­ д ы х штурманов я бы пореко­ м е нд о в а л на первых порах 1 пользоваться цветными каран­ дашами . В нашем подразделе- і ! шіи был такой случай: штурман р’С. в первом боевом полете про­ ложил маршрут жестким чер- 'ным карандашом и им же ра- уботал в воздухе. В результате после полета он даже сам не смог разобраться в своих от­ е т к а х фактической линии пу- ти. Больше того, он не нашел .записи о времени нанесения -удара по дели. Путь наносится сплошной жирной линией с черточками вправо через каждые 5 — 10 -минут полета и оцифровывает­ я 1, 2, а..., что означает ’ 10, 20, 30 минут полета. Это облег- ИЗ ОПЫТА ШТУРМАНА чает штурману визуальную ориентировку, дает возмож­ ность в полете быстрее опре­ делять местонахождение само­ лета и время прохождения ори­ ентира, лежащего впереди по маршруту. В работе штурмана большое значение имеет умение бьгстро снять магнитно-путевой угол, ибо есть ряд случаев, когда небрежное отношение к вычи­ слениям приводит к потере ориентировки, вынужденным посадкам и прочее. Штурман Поликарпов во время одного из герелегов снял магнитно-пу­ тевой угол и ввел магнитное ( клоненио с обратным знаком. Пз-заі этой оплошности экипаж потерял ориентировку. Магпит- ;го-путевой угол наносится на гарту в свободном от ориенти­ ров месте, при изломе маршру­ та, через каждые 15—20 см. (по карте) на линии пути и при изменении магнитного склоне­ ния. Кроме этого, штурману, иду­ щему на большое расстояние, обязательно надо выбирать наиболее характерные видимые ориентиры. Они являются конт­ рольными а позволяют вести ориентировку по дальности и направлению. Обычно эти ори­ ентиры на карте обводятся -кружками. Иногда бывает так, что за­ данная цель но представляет собой характерный ориентир. В таком случае маршрут следует прокладывать на ближайший, легко опознаваемый ориентир. Если цель расположена линейном ориентире, маршрут прокладывается с заведомым уклонением в сторону от нее. Это делается с целью, чтобы, выйдя на линейный ориентир, экипаж знал, в какую сторону нужно поворачивать для захо­ да на об’ект. Штурман, у которого акку­ ратно и четко проложен мар­ шрут, всегда точно водит по нему самолет. Примером гра­ мотной и аккуратной проклад­ ки маршрута для многих мо­ жет послужить работа штур­ мана звена лейтенанта т. Ле- сик. У него ка-рта всегда чистая, маршрут проложен в соответствии со всеми прави­ лами. Когда возьмешь после полота карту т. Лесик, на ней легко поймешь всю проделан­ ную им работу в воздухе. Капитан С. СЛОВУТСКИЙ. і Ш І Ш - Моряки в боях за освобождение Крыма. Сторожевой катер Азовской военной флотилии конвои­ рует баржу с десантными войсками. Фото А. Бродского. ♦ Штурмовка переднего обороны противника Фотохроника ТАСС. ♦ - гVI ...■■:==■ края Майор Д. Дерюгин ЮГО - ЗА ПАДНЕЕ Ж ЛОБИНА ОТБИВАЯ ВРАЖЕСКИЕ КОНТРАТАКИ... азвиваЪ наступление по юж -Іл ениях советские воины приняли Однажды бывалому штурмо­ вику тов. Лысенко была по­ ставлена боевая задача: — ше­ стеркой «Ил-2» уничтожить огневые точки, живую силу и технику противника на перед­ нем крае его обороны. При подходе к линии фронта ведущий перестроил свою ше­ стерку в правый пеленг и с хода под углом 25 —30 граду сов, с высоты 1.200 метров по­ шел в атаку на цель. Углубив­ шись на территорию противни­ ка на 800 — 1.000 м. с креном 15—20 градусов, стал развора­ чивать ші свою территорию, идя но переднему краю про­ тивника с небольшим прини­ жением на скорости 300 —320 километров в час. За ведущим последовали ведомые, имея ди­ станцию между самолетами на ! 400 — ooof метров. Но наблюдению с земли бы­ ло установлено, что группа тов. Лысенко, производившая атаку способом круга, построила круг и течение одной минуты. Над передним краем обороны про­ тивника оца пробыла 15 минут. З а это время шестерка штур мовнков уничтожила 4 пулеме­ та, разрушила 8 блиндажей, подавила огонь двух миноме­ тов, сожгла автомашину и ист­ ребила до 50 немецких солдат и офицеров. Характерно, что при построе ному берегу Березины, н а -|у в е р е н н о и стойко, В течение ши части создали угрозу і первых же часов немецкие ara.wi на многих участках захлеонулисв. Характерным в этих боях я в ­ ляется то, что немцы в условиях лесисто-болотистой местности в подавляющем большинстве при­ меняют мелкие группы автомат­ чиков. Эти группы, используя проходимость замерзших болот и просеки, пытались просачиваться в тылы и на фланги наших под­ разделений. На обширном лесном пространстве происходила борьба наших мелких групп автоматчи­ ков с немецкими. Основной удар танковых сил противника отражал? наша ар­ тиллерия. Во всех подразде­ лениях царила полная ув е ­ ренность в исходе боев. Немецкие атаки отбивались с минимальным расходом наших сил, и наши танки даже не вводились в действие, а д ер ­ жались в резерве. Ьои в Полесье с о ­ ветские войска превратили в мя- с ор )оку для нем- цев. Свыше 200 f ^ танков и самоход- ѵ - ных пушек подби­ ты и сожжены на­ шими артиллерис­ тами и бронебой­ щикам!.. На полях сражений враг ос- іавил тысячи тру­ пов своих солдат ШШ®; и офицеров и оольшое количест­ во вооружения. Л. К0Р0Б0В. ^Бобруйску, а южнее — лалин- .ковнчам и Мозырю. Немцы, по­ чув ствовав угрозу своим о п ор ­ ным пунктам, собрали мощный .танковый кулак и при поддержке пехотных дивизий повели силь- .ные контратаки. t Гам, где осенью нельзя было .пройти,зимние морозы сделали .леса и болота проходимыми. И бои .в Полесье развернулись повсюду. Утром ІУ декаоря немцы на­ чали атаки по старому больша- ,ку на местечке Паричи. Вместе С артиллерией и многочисленны- .ми группами автоматчиков в ага- |Ку двинулись 11л немецких тан- ,ков.Противник ставил своейцелью разрезать советские чьсти и, выи- ■ ди к Ьерезине,отсечь наш клин,вы­ тянувшийся юго- восточнее Ьобруп- ска. Мелкие груп­ пы немецких пан­ ков, численностью от б д о 20 машин, двинулнсь вперед проселками и про­ секами. Зд есь нем­ цы надеилисьочис- тить от наших сил ж ел езную дорогу и шо с се Мозьірь— Жлобин. Второй ударпро- тиьник пытался на­ нести от населен­ ного пункта Оза- р ричи в направле­ нии той же ж е л е з­ ной дороги. Удары врага н Ведущему несравненно легче стало управлять своими ведо­ мыми, особенно при отражении ртак истребителей противника, г. наши истребители прикры­ тия получили полную возмож­ ность наблюдать за штурмови­ ками, лучше обеспечивая их боевую работу. Отходя под ударами совет­ ских войск, немцы частенько на узком участке фронта со­ средотачивают большое коли­ чество танков, бронемашин, по ­ левой и зенитной артиллерии, живой силы. Ь таких условиях Удар груп­ пы в 6—8 самолетов стал недо стагочно эффективным. Обстановка требовала от штурмовой авиации массиро­ ванных ударов с пребыванием над войсками противника более продолжительное время. Применение одной группы увеличенного состава (10 —12 «Ил-2») на узком участке фрон­ та дало отрицательные резуль­ таты. Такая группа оказалась трудно управляемой и малома­ невренной в зоне сильно насы­ щенного зенитного огня и ак­ тивного противодействия ист­ ребительной авиации. Новая обстановка подсказала нам новый способ массирован­ ного удара по переднему краю обороны противника. Стали действовать пары групп в со нии' группы «Ил-2» в круг, I ставѳ 5—6 *Ил-2», каждая под руководством ведущего первой группы. Командиру Н-ской части бы ­ ла поставлена задача:одновре­ менным ударом двух групп по 6—7 самолетов уничтожить ар­ тиллерию и живую силу про­ тивника на северной окраине одного населенного пункта. почти вся огневая система про­ тивника замолчала. Немцы спрятались в укрытия, боясь попасть под удар штурмови­ ков. Атака мотодом круга дала эффективные результаты. Она исключила случаи отрыва от­ дельных экипажей от группы. Штурмовикам было приказано находиться над целью но мѳ нее 30 минут. Пару групп возглавлял ка питан Селиверстов, находив­ шийся впереди семерки. Под­ группу вел старший лейтенант ІПепетя. При подходе к цели штурмо ьики были обстреляны силь­ ным зѳнитно артиллерийским огнем противника. Первая груп па самостоятельно приняла противозенитный маневр. В это время появились немецкие истребители. Наши истребите ли прикрытия ввязались с ни ми в бой, а штурмовики, до­ стигнув цели, приступили ж обработке переднего края обо роны противника. В разгаре штурмовки веду щий получил сигнал о появле нии 16 истребителей противни­ ка. Капитан Селиверстов дал команду построить общий обо ронительный круг, оттягивая немцев на свою территорию. В результате умелых дейст­ вий этой пары групп на узком участке фронта по противнику был нанесен эффективный штурмовой удар. Наши штур­ мовики потерь не имели, хотя и вынуждены были ввязаться в воздушный бой. Новый метод действий пары групп еще больше повысил эффективность наших штурмо­ вых ударов по врагу. Благодаря этому методу на­ ши группы стали легко управ­ ляемы, более манѳвреины в зоне зенитного огня и моі ут быстро принять необходимый боевой порядок для ведения воздушного боя в общем кругу НАН С0НРА ТИТЬ СР0Н ЗАМЕНЫ МОТОРА НА „Пе-2 . > об ои х направ Мощный немецкий танк, подбитый нашими артил­ леристами. В этой статье мне хочется поделиться опытом, как можно заменить мотор на самолете 4І1ѳ-2» в наименее короткий срок. Первое, с чего надо начи­ нать, — это подбор людей. Всегда должны учитываться способности и опыт каждого работника. Самое подходящее количество — шесть человек, постоянно работающих во вре­ мя всего процесса замены мо­ тора. Кроме того, необходим специалист-электрик, приходя­ щий по мере надобности. Из этих шести человек один руко­ водитель — техник, три меха­ ника или опытных моториста и два ученика, которые меня­ ют мотор впервые. Всю основ­ ную работу выполняют первые четверо, а последние помога­ ют им. Не менее важным вопросом для быстрой замены мотора является хорошо подготовлен ное рабочее место, особенно в зимних условиях. Подготовка его заключается в следующем: подбор исправного и в доста­ точном количестве необходимо­ го инструмента, посуды для слива охлаждающей жидкости и масла, не менее трех стре­ мянок-столов, стеллажей с ящиками для укладки снятых деталей, чехлов для укрытия мотора и деталей от пыли и снега. Однажды у нас произошел такой случай. На одной из ма­ шин был поврежден в воздуш­ ном бою мотор. Заменить его надо было как можно быстрее, и некоторые товарищи присту­ пили сразу к работе. Но стар­ ший техник, назначенный для руководства заменой мотора, приказал бросить всякую рабо ту и как следует подготовить рабочее место. Механики были вначале недовольны тем, что их оторвали от непосредствен­ ного дела. Зато они были бла­ годарны потом за хорошо ор­ ганизованное рабочее место. Работа спорилась: за что ни возьмись — все под руками, ни за чем не нужно бегать. В ре­ зультате продуманной органи­ зации и подготовки рабочего места мотор был заменен в два раза быстрее установленного срока. С чего лучше начать с ’емку мотора? Прежде всего необходимо ор­ ганизовать ✓ слив масла и охлаждающей жидкости из бака и системы. Людей для того, чтобы каждый работал, не ме­ шая друг другу, лучше всего расставить так: один человек, он же может быть руководите­ лем, работает по демонтажу мотора наверху, по одному чех­ лов еку « каждой стороны, один снизу и сзади мотора, один размонтирует винт, и один ч е ­ ловек оказывает помощь п ом е ­ т е надобности всем остальным Для 'ускорения работы луч ше всего сопло всасывающего патрубка но снимать, а остав лять на месте, р а з ’одинив его у мотора. Трубку дренажа мас­ лобака следует отсоединять у бака и снимать вместе с мо ­ тором, перестанавливая ое на новый мотор на земле. Дюри- ты, если они отвечают требо ваниям, р а з ’единять только со стороны штуцеров деталей мо­ тора. Быстрота монтажа нового мо тора целиком и полностью за­ висит от подготовки ого на земле и подготовки места на самолете, куда он будет ста­ виться. Эту работу лучше все­ го начинать сразу же по мере демонтажа старого мотора. Д е ­ тали, снятые со старого мотора, сразу же ставить на новый. Большой дюрит водопомпы одевается до того, как мотор полностью встанет н а мотй ра- му. Монтаж производится в об­ ратном порядке, причем, люди монтируют те узлы , которые размонтировали. Механин самолета Н. МАРГОРИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz