Североморский лётчик. 1944, январь.

™ СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК января 194.4 г.. № 4 (74) ЧЕРТЫ ОФИЦЕРА МОРСКОЙ АВИАЦИИ Не зазнаваться, не кичиться, Младший 0 ^ о лейтенант а настойчиво работать над собой В. ЗАХАРОВ Статья капитана Якшина «Черты офицера морской авиа­ ции», опубликованная в «Се­ вероморском летчике» 26 д е ­ кабря, горячо обсуждалась мо­ лодыми офицерами нашего под разделения. Ведь, действи ­ тельно, молодые офицеры очень часто задавались вопро­ сом каким же должен быть офицер нашего времени, офи­ цер передовой в мире, сталин­ ской авиации? 11а часть вопросов, интере­ сующих нас, в статье мы н а ­ шли, ответ и мне хочется лишь дополнить т. Якшина освеще­ нием того, как наши молодые летчики, пришедшие из школ и училищ в боевую часть, под­ держивают офицерскую честь. Прав капитан Якшин, заяв ­ ляя, что мы, молодые офице­ ры, по окончании училища еще далеко не полностью пред­ ставляем новую для нас жизнь. Однако молодой офицерский состав правильно понимает свою задачу — быстрее стать полноправным членом офицер­ ского корпуса. Прибыв в дей­ ствующую часть, мы начали упорно и серьезно изучать но­ вую технику, повышать требо кательность к себе, стали зна­ чительно подтянутее, культур нее. Каждый из нас сейчас чувствует, какую большую шко- ху дала нам часть,, ее боевые командиры. Мы стали другими людьми. Однако тот, кто неправильно понял свое место и ошибочно представил себе задачу офи цера, кто вместо того, чтобы учиться у старших, прѳнебре гал этим, тот остался на ме­ сте, а в ряде случаев и1 о т ­ стал. Мне кажется, что при­ чина этому—зазнайство, кич­ ливость. — Я все знаю, я все прох» дил,—можно слышать от млад ших лейтенантов тт. Коваль ского и ІЦербаченко. А меж­ ду том, на проверках знаний оба они проявляют незнание в элементарных вопросах. Эти товарищи очень похожи на Во роного и Ласовского, о кото­ рых писал капитан т. Якшин. И Ковальский и Щербаченко *» понимают, что офицер си­ стематически должен повы­ шать свой уровень, постоянно учиться, никогда не считая себя всезнающим. Эти же товарищи болеют из .’.иінним самомнением. Оно при­ водит к тому, что они, пере ­ оценивая себя, но уважают се- ■бо равных, а норой дажеетар - 1 1 их. У этих офицеров можно наблюдать грубость, бестакт­ ность. Разговор их изобилует ііэлпшие часто повторяемым (Я». Мно думается, что это <к» больше всего портит мо­ лодого офицера. Нам есть чему и есть у кого учиться. Святая обязанность молодого офицера брать себе и пример героев, которые за­ кладывали традиции морской авиации Севера - Бориса Са­ фонова, Ивана Гарбуза, Семена Лапшѳнкова. Они никогда но считали, что все знают. Я много слышал о майоре Лапшенкове. Как только мы прибыли из училища в часть, его имя было, пожалуй, пер­ вым, которое мы узнали: Нам •рассказывали, как Ланшенков ночами просиживал за разбо ром ошибок полетов, как он постоянно учился. Я не видел итого героя, но думаю, что меньше всего у него с уст срывалось «я». Трудолюбие, постоянная жажда- к зна­ ниям —вот одна из основных черт офицера морской авиации. В своей статье капитан Як шин поставил в пример летчи­ ка нашего подразделения млад­ шего лейтенанта Крючкова. Крючков пришел в часть вме­ сте с нами. С -первых дней он стал примерньщ воином и офицером. Всегда подтянутый, опрятный и вежливый, он ни­ когда не пренебрегает совета­ ми старших. Недаром у нас о нем говорят: «Он—как Лапшен ков». Такую высокую оценку Крючков заслужил долгой и упорной работой нал собой. Молодые офицеры — летчики I; штурманы — должны следо­ вать примеру тех, кто создавал традиции морских летчиков Севера. Быть похожим на Са­ фонова, Гарбуза и Лапшенко ва—вот наш девиз, дело нашей офицерской чести. БЫТЬ НА ВЫСОТЕ СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ Штурмовики вылетели на «охоту». Рис. Б. Крылова. Капитан В. В статье «Черты офицера морской авиации» т. Якшин затрагивает острые вопро­ сы нашей жизни и работы. На одном из таких вопросов я позволю себе остановиться. Речь идет об облике молодого офицера. То-в. Якшин правильно гово рит, что, получив боевой само лет, молодой летчик или тех­ ник становится командиром — воспитателем подчиненных. За­ коны воинской службы делают его полноправным хозяином маленького коллектива. Он становится руководителем и отцом своих подчиненных. Каж­ дое его слово должно являться для них законом. Но и этого мало. Со дня на­ значения на должность коман­ дира экипажа, офицера не только слушают, на него и смотрят. Каждое движение, каждый шаг офицера в среде подчиненных не остается не­ замеченным. И но тому, как по­ вел себя офицер-командир с первого дня, нередко опреде ляются его положение и авто­ ритет. Если подчиненные у ви ­ дели офицера небрежно оде­ тым, панибратски обращаю­ щимся с ними, то в их кругу можно услышать: «Рубаха п а ­ рень». Эти слова—свидетельство о невысоком офицерском автори­ тете. Для подчиненных такой офицер становится только спе- циалистом-летчиком или тех­ ником и в дальнейшем тяжело бывает узнать, кто начальник, а кто подчиненный. В этом — одна из причин слабого влия­ ния офицера, что и приводит к расхлябанности, к ослабле пию воинской дисциплины. Этого иногда не понимают мо­ лодые и даже прослулсившие несколько лет офицеры. Наоборот, когда офицер дис­ циплинирован, грамотен и т р е ­ бователен, он пользуется прочным авторитетом, и каждое слово его глубоко западает в лущу подчиненного. Лейтенант Павел Сахаров — 3 А Т ЕЛЬЦИН молодой офицер. Но, придя f часть, он начал впитывать ] себя лучшио традиции і іысокая военно-теоретическаг выучка и широкий политич» ский кругозор выдвинули Са Жарова в число лучших комані диров-восиитателей. Сахаров -і хороший л етчи к-истр ебитель он пользуется авторитетом среди подчиненных. Сахароі не ограничивается встречами! подчиненными только на рабо те, а живет их жизнью, в сво Содное время посещает общ^ житие сержантов и рядовьц читает им лекции, проводит б» седы, заботится об их мате, риальном обеспечении и До суге. Авторитет т. Сахарова — ре зультат больших трудов, лігч пой примерности и проявлена теплой офицерской заботы і подчиненным. Наряду с такими товарища- ми есть у нас и офицеры, ко торыѳ пренебрегают традиция.' ми, умаляют свой авторитет. Старший техник-лейтенані] Куприянов в чине офицера уж несколько лет, но и сейчас і р-го облике это мало чув- ствуѳтся. Работа нал собой, за. бота и воспитание подчинен-, ных у него—на втором плане/ Внешность его также не яв- ляется примером для подто пенных. Куприянова часті. можно видеть в «модном клѳ, ше» со вставленными клинья­ ми, без погон. Но случайно у этого офицера подчиненный допускали недостойные воин поступки, о чем он далее и не знал. Когда же узнал — яі придал значения. Когда мы говорим об офип& ре воспитателе своих подте: пенных, перед нами всегда встает грамотный, культурный, вежливый человек. Мне кажет- ся, что офицеры, подобные Куприянову, забывают об офи- иер ской чести, о своей приная- лежности к славной семье офи., церов морской авиации, кото ры х лю би ти уважает советский народ. АВИАТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМ Передвижной подъемный кран В США разработана конструкция са­ моходного крана огромных размеров, поднимающего 30-тонный груз и спо­ собного перемещать четырехмоторные бомбардировщики. Кран предназначен для расчистки аэродромов в случаях j большей устойчивости внезапной воздушной бомбардировки от крана имеют спаренные самолетов, получивших повреждения. Кран поднимает самолет целиком и отвозит его с аэродрома со скоростью 30 миль в час. Он поставлен на огром­ ные пневматические колеса. В целях задние колеса шины. П о * многим показаниям пленных немецких летчи­ ков можно.судить о не­ которых тактических приемах вражеской авиации. Первичной огневой едини­ цей германских истребителей является пара. Для взаимной поддержки пара все время держится вместе. При выполнении задания не­ сколькими парами полет произ­ водится с таким расчетом, что­ бы одна пара видела другую. Меняя в полете высоту, пара производит маневр в горизон­ тальной плоскости, причем, ни в коем случае не пересекая курса друг другу. Германское командование требует от летчика-истребите- ля видеть много, а самому быть незамеченным. Поэтому, обнаружив наши самолеты, истребители противника ухо­ дят в сторону солнца или в облачность и оттуда ведут наблюдение, выбирая нанлуч- шеѳ положение для атаки. Ата­ кует первым, как правило, ве­ дущий. Пленный лейтенант Эрвер говорит, что «и-стребителей луч­ ше всего атаковать сзади под небольшим углом с превыше­ нием. Атака в лоб или с бор­ та менее эффективна». Этот же Эрвер заявляет, что в группе 4—6 самолетов немцы никогда одновременно всеми машинами атаки не производят. Обычно атакует каждая пара самостоя­ тельно. Лотчик-истребитель обвр-лей- По страницам газет и журналов Н ем е ц к и е л е т ч и к и о своей т а к т и к е тенант Отто Деккер наиболее полно показал о немецкой так­ тике воздушного боя. Чаще всего бой ведется парами, чет­ верками и в исключительных случаях группами в 8—12 ист­ ребителей. Вылетая на патру­ лирование, самолеты барражи­ руют развернутым строем с интервалами 200 —250 метров. Патруль нары, находясь в районе своей свободной «охо­ ты», как правило, атакует на­ ши самолеты над аэродромом и при посадке, используя для скрытного подхода солнце и облачность. Атаку производит ведущий, а ведомый наблюдает за воздухом и прикрывает хвост машины ведущего, дер­ жась справа иди слева с неко­ торым превышением. Увидав, , 4 'fo ведущий подвергается опасности, ведомый сообщает ему об этом ио радио откры­ тым текстом и одновременно защищает его своим огнем. Оба самолета выходят из атаки с набором высоты. Немецкие истребители в бой не вступают, если встречаются с большой группой наших са­ молетов и не имеют выгодных условий для атаки. В таком влучае «ни набирают высоту и выжидают удобного момента, (Немцы также избегают боя на виражах, так как «Ме-109» по сравнению с русскими самоле­ тами менее маневренны. Как показывает Деккер, летчикам не рекомендуется открывать огонь с больших дистанций. При стрельбе с задней полу­ сферы за точку прицеливания берется мотор. Интересны показания немцев о прикрытии своих бомбарди­ ровщиков. Группа свободной «охоты» в непосредственном прикрытии бомбардировщиков участия не принимает. Она име­ ет своей целью борьбу с на­ шими истребителями и выле­ тает в район цели за 15 —20 минут. Непосредственное при­ крытие осуществляется специ­ альными группами истребите­ лей. Прикрытие разделяется на две группы: непосредственно­ го прикрытия и ударную .Груп ­ па непосредственного прикры­ тия в полете идет парами на однЛі высоте с бомбардиров­ щиками, справа или слева. Ударная — сзади в стороне с превышением на 200—500 м е т ­ ров. Иногда ударная группа разделяется на две или на не­ сколько подгрупп для отраже- ' ния атак наших истребителей ' с разных направлений. При сопровождении своих пикирующих бомбардировщи- 1ков истребители непосредст­ венного прикрытия в момент пикирования снижаются, ста­ раясь держаться с пикировщи­ ками на одной высоте, а удар­ ная остается на прежней вы­ соте, обеспечивая их боевые действия. Военнопленные летчики ІДорф и Эрвер рассказали о тактике прикрытия немцами своих аэ­ родромов и, в частности, аэро­ дрома Луостари. При налетах североморской авиации донесения поступают от службы подслушивания. Истребители, находящиеся в боевой готовности, получают приказание/ о взлете. Однако первой взлетает всегда одна пара, которая старается на­ брать высоту с расчетом, что­ бы иметь преимущество в вы­ соте по отношению противни­ ка. Дежурные самолеты, как правило, после взлета барра­ жируют с восточной стороны аэродрома и имеют целью пре­ градить путь отхода наших бомбардировщиков до под’ема в воздух иадкреплеішя. Для обеспечения взаимной поддерж­ ки группы истребителей свя­ зываются друг с другом по ра­ дио, сообщая при этом райо! и высоту, на которой они ве­ дут бой. Наряду с прикрытием аэро- дрома, немцы часто посылаю^ истребителей на перехват со- ветских бомбардировщиков. Ве- роятные районы встречи с бом­ бардировщиками и районы ве­ дения воздушного боя указы­ ваются летчикам перед выле­ том. Если встреча с нашими бом­ бардировщиками состоялась,« немецкие истребители имеют указания обязательно их ата- ковать, принимая все меры тому, чтобы не допустить .* об’екту. Немецкие летчики, говоря о некоторых конструктивных осо­ бенностях «Ме-109 ф», показы­ вают, что «Ме-109 ф» не можѳт делать крутых разворотов для выхода на цель. Это дает воз­ можность истребителям с ма­ лым радиусом разворота захо­ дить сзади, сбоку и вести по нему огонь. Обзор из кабин летчика на «Ме-109 ф» недоста­ точный, а поэтому атаковать его следует сзади сбоку. # # * В этой статье при водень1 лишь некоторые приемы не­ мецких истребителей. Летном) составу воздушных сил Север" иого Флота надо постоянно изучать приемы и тактику про- тиііника, чтобы еще точной сильное, успешнее громий немцев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz