Североморский лётчик. 1944, январь.
™ СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК января 194.4 г.. № 4 (74) ЧЕРТЫ ОФИЦЕРА МОРСКОЙ АВИАЦИИ Не зазнаваться, не кичиться, Младший 0 ^ о лейтенант а настойчиво работать над собой В. ЗАХАРОВ Статья капитана Якшина «Черты офицера морской авиа ции», опубликованная в «Се вероморском летчике» 26 д е кабря, горячо обсуждалась мо лодыми офицерами нашего под разделения. Ведь, действи тельно, молодые офицеры очень часто задавались вопро сом каким же должен быть офицер нашего времени, офи цер передовой в мире, сталин ской авиации? 11а часть вопросов, интере сующих нас, в статье мы н а шли, ответ и мне хочется лишь дополнить т. Якшина освеще нием того, как наши молодые летчики, пришедшие из школ и училищ в боевую часть, под держивают офицерскую честь. Прав капитан Якшин, заяв ляя, что мы, молодые офице ры, по окончании училища еще далеко не полностью пред ставляем новую для нас жизнь. Однако молодой офицерский состав правильно понимает свою задачу — быстрее стать полноправным членом офицер ского корпуса. Прибыв в дей ствующую часть, мы начали упорно и серьезно изучать но вую технику, повышать требо кательность к себе, стали зна чительно подтянутее, культур нее. Каждый из нас сейчас чувствует, какую большую шко- ху дала нам часть,, ее боевые командиры. Мы стали другими людьми. Однако тот, кто неправильно понял свое место и ошибочно представил себе задачу офи цера, кто вместо того, чтобы учиться у старших, прѳнебре гал этим, тот остался на ме сте, а в ряде случаев и1 о т стал. Мне кажется, что при чина этому—зазнайство, кич ливость. — Я все знаю, я все прох» дил,—можно слышать от млад ших лейтенантов тт. Коваль ского и ІЦербаченко. А меж ду том, на проверках знаний оба они проявляют незнание в элементарных вопросах. Эти товарищи очень похожи на Во роного и Ласовского, о кото рых писал капитан т. Якшин. И Ковальский и Щербаченко *» понимают, что офицер си стематически должен повы шать свой уровень, постоянно учиться, никогда не считая себя всезнающим. Эти же товарищи болеют из .’.иінним самомнением. Оно при водит к тому, что они, пере оценивая себя, но уважают се- ■бо равных, а норой дажеетар - 1 1 их. У этих офицеров можно наблюдать грубость, бестакт ность. Разговор их изобилует ііэлпшие часто повторяемым (Я». Мно думается, что это <к» больше всего портит мо лодого офицера. Нам есть чему и есть у кого учиться. Святая обязанность молодого офицера брать себе и пример героев, которые за кладывали традиции морской авиации Севера - Бориса Са фонова, Ивана Гарбуза, Семена Лапшѳнкова. Они никогда но считали, что все знают. Я много слышал о майоре Лапшенкове. Как только мы прибыли из училища в часть, его имя было, пожалуй, пер вым, которое мы узнали: Нам •рассказывали, как Ланшенков ночами просиживал за разбо ром ошибок полетов, как он постоянно учился. Я не видел итого героя, но думаю, что меньше всего у него с уст срывалось «я». Трудолюбие, постоянная жажда- к зна ниям —вот одна из основных черт офицера морской авиации. В своей статье капитан Як шин поставил в пример летчи ка нашего подразделения млад шего лейтенанта Крючкова. Крючков пришел в часть вме сте с нами. С -первых дней он стал примерньщ воином и офицером. Всегда подтянутый, опрятный и вежливый, он ни когда не пренебрегает совета ми старших. Недаром у нас о нем говорят: «Он—как Лапшен ков». Такую высокую оценку Крючков заслужил долгой и упорной работой нал собой. Молодые офицеры — летчики I; штурманы — должны следо вать примеру тех, кто создавал традиции морских летчиков Севера. Быть похожим на Са фонова, Гарбуза и Лапшенко ва—вот наш девиз, дело нашей офицерской чести. БЫТЬ НА ВЫСОТЕ СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ Штурмовики вылетели на «охоту». Рис. Б. Крылова. Капитан В. В статье «Черты офицера морской авиации» т. Якшин затрагивает острые вопро сы нашей жизни и работы. На одном из таких вопросов я позволю себе остановиться. Речь идет об облике молодого офицера. То-в. Якшин правильно гово рит, что, получив боевой само лет, молодой летчик или тех ник становится командиром — воспитателем подчиненных. За коны воинской службы делают его полноправным хозяином маленького коллектива. Он становится руководителем и отцом своих подчиненных. Каж дое его слово должно являться для них законом. Но и этого мало. Со дня на значения на должность коман дира экипажа, офицера не только слушают, на него и смотрят. Каждое движение, каждый шаг офицера в среде подчиненных не остается не замеченным. И но тому, как по вел себя офицер-командир с первого дня, нередко опреде ляются его положение и авто ритет. Если подчиненные у ви дели офицера небрежно оде тым, панибратски обращаю щимся с ними, то в их кругу можно услышать: «Рубаха п а рень». Эти слова—свидетельство о невысоком офицерском автори тете. Для подчиненных такой офицер становится только спе- циалистом-летчиком или тех ником и в дальнейшем тяжело бывает узнать, кто начальник, а кто подчиненный. В этом — одна из причин слабого влия ния офицера, что и приводит к расхлябанности, к ослабле пию воинской дисциплины. Этого иногда не понимают мо лодые и даже прослулсившие несколько лет офицеры. Наоборот, когда офицер дис циплинирован, грамотен и т р е бователен, он пользуется прочным авторитетом, и каждое слово его глубоко западает в лущу подчиненного. Лейтенант Павел Сахаров — 3 А Т ЕЛЬЦИН молодой офицер. Но, придя f часть, он начал впитывать ] себя лучшио традиции і іысокая военно-теоретическаг выучка и широкий политич» ский кругозор выдвинули Са Жарова в число лучших комані диров-восиитателей. Сахаров -і хороший л етчи к-истр ебитель он пользуется авторитетом среди подчиненных. Сахароі не ограничивается встречами! подчиненными только на рабо те, а живет их жизнью, в сво Содное время посещает общ^ житие сержантов и рядовьц читает им лекции, проводит б» седы, заботится об их мате, риальном обеспечении и До суге. Авторитет т. Сахарова — ре зультат больших трудов, лігч пой примерности и проявлена теплой офицерской заботы і подчиненным. Наряду с такими товарища- ми есть у нас и офицеры, ко торыѳ пренебрегают традиция.' ми, умаляют свой авторитет. Старший техник-лейтенані] Куприянов в чине офицера уж несколько лет, но и сейчас і р-го облике это мало чув- ствуѳтся. Работа нал собой, за. бота и воспитание подчинен-, ных у него—на втором плане/ Внешность его также не яв- ляется примером для подто пенных. Куприянова часті. можно видеть в «модном клѳ, ше» со вставленными клинья ми, без погон. Но случайно у этого офицера подчиненный допускали недостойные воин поступки, о чем он далее и не знал. Когда же узнал — яі придал значения. Когда мы говорим об офип& ре воспитателе своих подте: пенных, перед нами всегда встает грамотный, культурный, вежливый человек. Мне кажет- ся, что офицеры, подобные Куприянову, забывают об офи- иер ской чести, о своей приная- лежности к славной семье офи., церов морской авиации, кото ры х лю би ти уважает советский народ. АВИАТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМ Передвижной подъемный кран В США разработана конструкция са моходного крана огромных размеров, поднимающего 30-тонный груз и спо собного перемещать четырехмоторные бомбардировщики. Кран предназначен для расчистки аэродромов в случаях j большей устойчивости внезапной воздушной бомбардировки от крана имеют спаренные самолетов, получивших повреждения. Кран поднимает самолет целиком и отвозит его с аэродрома со скоростью 30 миль в час. Он поставлен на огром ные пневматические колеса. В целях задние колеса шины. П о * многим показаниям пленных немецких летчи ков можно.судить о не которых тактических приемах вражеской авиации. Первичной огневой едини цей германских истребителей является пара. Для взаимной поддержки пара все время держится вместе. При выполнении задания не сколькими парами полет произ водится с таким расчетом, что бы одна пара видела другую. Меняя в полете высоту, пара производит маневр в горизон тальной плоскости, причем, ни в коем случае не пересекая курса друг другу. Германское командование требует от летчика-истребите- ля видеть много, а самому быть незамеченным. Поэтому, обнаружив наши самолеты, истребители противника ухо дят в сторону солнца или в облачность и оттуда ведут наблюдение, выбирая нанлуч- шеѳ положение для атаки. Ата кует первым, как правило, ве дущий. Пленный лейтенант Эрвер говорит, что «и-стребителей луч ше всего атаковать сзади под небольшим углом с превыше нием. Атака в лоб или с бор та менее эффективна». Этот же Эрвер заявляет, что в группе 4—6 самолетов немцы никогда одновременно всеми машинами атаки не производят. Обычно атакует каждая пара самостоя тельно. Лотчик-истребитель обвр-лей- По страницам газет и журналов Н ем е ц к и е л е т ч и к и о своей т а к т и к е тенант Отто Деккер наиболее полно показал о немецкой так тике воздушного боя. Чаще всего бой ведется парами, чет верками и в исключительных случаях группами в 8—12 ист ребителей. Вылетая на патру лирование, самолеты барражи руют развернутым строем с интервалами 200 —250 метров. Патруль нары, находясь в районе своей свободной «охо ты», как правило, атакует на ши самолеты над аэродромом и при посадке, используя для скрытного подхода солнце и облачность. Атаку производит ведущий, а ведомый наблюдает за воздухом и прикрывает хвост машины ведущего, дер жась справа иди слева с неко торым превышением. Увидав, , 4 'fo ведущий подвергается опасности, ведомый сообщает ему об этом ио радио откры тым текстом и одновременно защищает его своим огнем. Оба самолета выходят из атаки с набором высоты. Немецкие истребители в бой не вступают, если встречаются с большой группой наших са молетов и не имеют выгодных условий для атаки. В таком влучае «ни набирают высоту и выжидают удобного момента, (Немцы также избегают боя на виражах, так как «Ме-109» по сравнению с русскими самоле тами менее маневренны. Как показывает Деккер, летчикам не рекомендуется открывать огонь с больших дистанций. При стрельбе с задней полу сферы за точку прицеливания берется мотор. Интересны показания немцев о прикрытии своих бомбарди ровщиков. Группа свободной «охоты» в непосредственном прикрытии бомбардировщиков участия не принимает. Она име ет своей целью борьбу с на шими истребителями и выле тает в район цели за 15 —20 минут. Непосредственное при крытие осуществляется специ альными группами истребите лей. Прикрытие разделяется на две группы: непосредственно го прикрытия и ударную .Груп па непосредственного прикры тия в полете идет парами на однЛі высоте с бомбардиров щиками, справа или слева. Ударная — сзади в стороне с превышением на 200—500 м е т ров. Иногда ударная группа разделяется на две или на не сколько подгрупп для отраже- ' ния атак наших истребителей ' с разных направлений. При сопровождении своих пикирующих бомбардировщи- 1ков истребители непосредст венного прикрытия в момент пикирования снижаются, ста раясь держаться с пикировщи ками на одной высоте, а удар ная остается на прежней вы соте, обеспечивая их боевые действия. Военнопленные летчики ІДорф и Эрвер рассказали о тактике прикрытия немцами своих аэ родромов и, в частности, аэро дрома Луостари. При налетах североморской авиации донесения поступают от службы подслушивания. Истребители, находящиеся в боевой готовности, получают приказание/ о взлете. Однако первой взлетает всегда одна пара, которая старается на брать высоту с расчетом, что бы иметь преимущество в вы соте по отношению противни ка. Дежурные самолеты, как правило, после взлета барра жируют с восточной стороны аэродрома и имеют целью пре градить путь отхода наших бомбардировщиков до под’ема в воздух иадкреплеішя. Для обеспечения взаимной поддерж ки группы истребителей свя зываются друг с другом по ра дио, сообщая при этом райо! и высоту, на которой они ве дут бой. Наряду с прикрытием аэро- дрома, немцы часто посылаю^ истребителей на перехват со- ветских бомбардировщиков. Ве- роятные районы встречи с бом бардировщиками и районы ве дения воздушного боя указы ваются летчикам перед выле том. Если встреча с нашими бом бардировщиками состоялась,« немецкие истребители имеют указания обязательно их ата- ковать, принимая все меры тому, чтобы не допустить .* об’екту. Немецкие летчики, говоря о некоторых конструктивных осо бенностях «Ме-109 ф», показы вают, что «Ме-109 ф» не можѳт делать крутых разворотов для выхода на цель. Это дает воз можность истребителям с ма лым радиусом разворота захо дить сзади, сбоку и вести по нему огонь. Обзор из кабин летчика на «Ме-109 ф» недоста точный, а поэтому атаковать его следует сзади сбоку. # # * В этой статье при водень1 лишь некоторые приемы не мецких истребителей. Летном) составу воздушных сил Север" иого Флота надо постоянно изучать приемы и тактику про- тиііника, чтобы еще точной сильное, успешнее громий немцев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz