Североморский лётчик. 1944, январь.
Майор Л. НАКОНЕЧНЫЙ 4 января 1944 г., № 3 (73). СЕВЕРОМОРСКИМ ЛЕТЧИК З А М Е Т К И К О М А Н Д И Р А Э С К А Д Р И Л Ь И из опыта руководства партполитработой ВОЗВРАЩЕНИЕ В БОЕВОЙ СТРОЙ ЛЕОНИДА ЛАПИНА --------- ------- / ... _ _ з 4. Работа с командирами звеньев С ложной задачей для командира эскадрильи является воспитание командиров звеньев. Их не много, но положение этих офицеров требует особенно вдумчивой работы. О важности ее говорить не приходится, ибо хороший командир звена -в ер ный помощник командира эска дрильи. Роль командира звена у нас порою принижается. Нередко в этом бывает повинен командир I эскадрильи. Часто общаясь с ! летчиками звена, он обращает- I '.я к ним через голову их не>- I ьос родственного командира. Видя это. летчики тоже нару шают субординацию, обращаясь по тому или иному вопросу непосредственно к. командиру эскадрильи, минуя командиров звеньев. Последние, будучи, как правило, опытными летчи ками, умеющими хорошо вое вать, подчас не заботятся о воспитании подчиненных. По стоянно находясь со своими подчиненными,—вместе идут в бой, вместе живут в кубри ках—командиры звеньев иног да, на почве неправильного толкования товарищества, до пускают панибратство, приво дящее к снижению их соб ственного авторитета. Капитан т. Суворов—замеча тельный летчик, но его руко водящей роли в звене «дно время но чувствовалось. Из-за низкой требовательности его подчиненные допускали про ступки. В звене были факты несвоевременной подготовки материальной части. Все вме сто взятое отражалось на боевой работе. Случилось так, что один из самолетов оказался неподго товленным к вылету. Виноват С)ыЛ техник Петренко.. Он паял кронштейн самолета, непра вильно закалил его в снегу и в результате испортил. Дсціо жить же своевременно об этом ііе захотел и сказал лишь тогда, когда самолет понадо бился. Суворов бесконтрольно дове рял технику, не требовал с него, а тот Подвел. Иначе, ко нечно, и не могло произойти. Побеседовав с Суворовым, я показал ему, что Петренко не ряшливый техник, на стоянке его самолета нет порядка. Од новременно потребовал, чтобы командир собирал подчиненных вместе, подробно разбирал их -ошибки и требовал « каждого. Суворов поступил как было указано. Он провел несколько бесед с техниками, а позже и с летчиками. Дисциплина в звене и его боовая работа ста ли заметно улучшаться. Повы силось качество 'подготовки ма териальной части и у Петрен ко. Другой командир т. Попок— летчик с большим стажем. В прошлом он летчик-испыта тель. Повндимому, эта профес сия выработала: в пом привычку к индивидуальной работе, без подчиненных. Однажды т. Попок пришел ко мне и стал жаловаться, что техники, плохо готовят самоле ты. Спрашиваю: — Самолет номер такой-то ваш? — Мой. — А техник Руси* в чьем звене? — В моем. — Так. зачем же пришли жа ловаться? Вьгходит, что вино ваты сами. Разговор возымел действие, но незначительное. Попок по- прежнему не проявлял требо вательности к подчиненным, а вместе с тем неуверенно, но самонадеянно вел себя в поле тах. Последнее приводило к тому, что летчик не слушал советов штурмана и часто блуждал. На Севере летать мне самому пришлось немало, я неплохо знаю район, но никогда не по стыжусь прислушаться к голосу штурмана. Здесь нет ничего удивительного: летчик должен дополнять штурмана, штур ман - летчика. Однако тонко сти обоих профессий заставля ют друг друга глубже изучать свое дело. Поэтому пренебре гать указаниями штурмана летчик не вправе. А Попок все-таки пренебре гал. Из-за этого некоторые штурманы летали с ним не охотно. Я стал посылать с летчиком опытного штурмана т Васенко. И случилось так, что, не послушавшись его со вета, ориентируясь «на гла зок», Попок заблудился. Толь ко мастерство Васенко выру- чило экипаж из беды. По возвращении экипажа я созвал всех летчиков, заставил т Попок рассказать, как он блудил, какие допустил ошиб ки. Летчик почувствовал на себе взыскательное внимание товарищей и понял, что от но га требуется. С тех пор он стал пользоваться навигацион ными приборами, прислуши ваться к штурману. Однако, знаний своих он все же не повышал. Последнее привело к тому, что однажды он не выполнил боевое задание. Возвратившись, доложил, что самолет не был полностью заправлен горючим и поэтому продолжать полет было нельзя. Я осмотрел машину сам. Оказалось, что летчик непра вильно перекрыл краны, горю чее израсходовал лишь из од ного бака, остальные были пол ные. Я тут же сел в машину и стал готовиться к полету. По пок, убедившись в ошибке, просил разрешить ему, но встретил отказ. На этой же машине, не доливая и капли горючего, я ушел в дальнюю разведку и благополучно вы полнил задание. * См. «Североморский лет чик» за 29, 31 декабря и 3 ян варя. В ленинской комнате ІІ-ской эскадрильи. Фото И. Михеева. В палате было очень тихо. И, может быть, эта непривыч- I пая, глубокая тишина разбу- I дила Леонида Лапина. Так і просыпаются люди, которым ! очень некогда, которые эконо мят каждую секунду. «Неужели все кончено?» — с отчаянием подумал он. — «Не ужели из-за этой раны больше не придотся летать?.. Прокля тый осколок!». Вспомнилась вся боевая жизнь, первый бой с немцами. Было это у Ленинграда. Лапин с пятью друзьями вылетел на прикрытие. Долго ждать не пришлось. Восьмерка фашистских машин вышла со стороны солнца. Ла пин впервые так близко уви- •дел врага. Ему особенно бро сились в глаза темно-жел- тыо крылья н чернью кресты свастики. Тороаіливо, несколько неуверенно, Лапин пошел в первую атаку. Он даже но ус пел открыть огонь, когда не мец резко уклонился в сторо ну. Уже увереннее пошел во вторую атаку. Сбоку сверкнула огненная трасса. Развернулся и увидел «Мессершмитта». Немец стремительно шел вверх. Летчик бросился вслед, на полном газу нагоняя про тивника. Лапин медлил, с о кращая дистанцию. Когда уже приготовился открыть огонь, по бронеспинке застучали пу ли. Острая боль обожгла ногу. Стиснув зубы от боли и злобы, он яростно набросился на фашиста н с особым оже сточением открыл огонь. «Мес- сершмптт» вспыхнул. Подоспел второй наш истребитель и до бил немца. Напрягая силы, Лапин про должал вести бой. И только когда фашисты были рассея ны, он повел свой израненный истребитель на аэродром. Но га горела. Невыносимая боль перекатывалась по телу. От нее темнело в глазах. Пол кабины был залит кровью. Тогда он недолго пролежал в госпитале. Едва поджила ра на, Лапин чуть ли не силой вырвался в свою часть. Он то ропился в бой, жаждал мести. Но надо же было случиться: Лапина ранило вторично в ту иге ногу! И вот как это про изошло. Долго находился он в по лете, искал встречи с. вра гом. Горючее было на исходе, а немцы все не показывались. Пришлось садиться. Едва кос нулся земли, как услышал стук зениток. Глянул вверх: враже ский самолет пикировал пря мо на него. Взлетать поздно. Над головой пронзительно просвистели бомбы. Грохот по- тояс землю. И вот он снова в госпитале. Два раза калечили его немцы. А он? Чем он отомстил врагу? И не от боли, а от жгучей обиды он заскрипел зубами... j Лапин терпеливо лежал на койке, подчинялся врачам и ! сестрам, надеясь снова под няться в воздух. Но однажды Ланин узнал, что ему уже никогда на 11 ря де'іс я летать. Ему ампутиро вали пальцы правой ноги и к строевой службе он теперь н е пригоден. Уго был жестокий I удар. Лапин ждал всего, толь- ! ко не этого. Как же так? Он не ' будет летать, не будет в о е вать? И никогда его рука не коснется штурвала самолета? 1Это немыслимо. Он должен всевать! Терпеливо вылежав время, когда нога немного окрепла, Ланин взял в руки палочку и отправился на вокзал. И вот заявился в отчий дом. Возму жавший, худой, но бодрый. Сколько было радости у мате- он! Леонид заглянул в райком. /Гам будто его и ждали. Пого ворили, познакомились и дали оаботу комсоргом одной из местных организаций. А про себя строил планы, как снова попасть в действую щую авиацию. Вскоре ему уда лось связаться со своими фронтовыми друзьями. Лапин отправил командиру части письмо. Убедительно просил любыми путями вытребовать его в эскадрилью. И добился своего: з а ним явился из чя сти посыльный. —Ну, мама, отдохнул я, на брал сил, надо опять повоевать. Мать, казалось, была п р и г о товлена к этой разлуке и спо койно выслушала сына. Вскоре, добившись своего, летчик стал ходить на боевые задания. И нога вовсе не м е шала. Истребитель попрежнѳ- му уверенно и быстро шел вперед. Немцы долго не попа дались, но летчик терпеливо искал врагов, искал боя. И на шел. Однажды он вернулся на полета особенно радостный и взволнованный. —Есть один!—торжествующе сказал он друзьям. Они были рады и долго по жимали разгоряченную боѳм руку товарища. Через некоторое время Л а пин вновь встретился с фащи- 1 стами в воздухе. Трезво оце нил обстановку. Немцев было гораздо больше, но это уж ен» смущало. Он устремился в ата ку, своей дерзостью ошелом ляя врага. С каким наслажде- нием вонзил он хлесткие оче реди в тело фашиста! Изреше ченный самолет немца рухнул, ч остальные поспешили выйтм из боя. Недавно Леонид Лапин на стиг третью вражескую маши ну. Настиг, и еще одним нем цем стало меньше. На днях летчик Ланин по лучил первую награду за свои боевые дела — орден Красного -Знамени. Г. ТРАПИН. Н А М Е Ж Д У Н А Р О Д Н Ы Е Т Е М Ы ПАКТ Ѳ ВЗАИМОПОМОЩИ БЕЛЬГИЙСКИМИ И МЕЖДУ ФРАНЦУЗСКИМИ ПАРТИЗАНАМИ На днях в печати было опубликовано сообщение о том, что между1 руководителями бельгийских партизан и пред ставителями партизанских от рядов Северной Франции за ключено соглашение о взаим ной! помощи в борьбе против гитлеровских оккупантов и их наемников. Это соглашение бы ло достигнуто в результате состоявшегося недавно в Ар деннском лесу совещания, В совещании ппиняли участие с обеих сторон несколько десят ков человек, представляющих боевые группы Бельгии и Со верной Франции. Эти группы активно борются с немецко- -фашистскими захватчиками. Французские партизаны обя зались оказывать всевозмож ную поддержку патриотам, в е дущим борьбу в Арденнах и в Западной Бельгии. Бѳльгий- ские партизаны, в свою оче редь, взяли на себя обязатель- ! ство содействовать вооружен ной борьбе французов против общего врага, делиться с ними захваченным у оккупантов о р у -; жием. Факт заключения такого соглашения между передовыми I отрядами патриотов двух стран, j борющихся против злейшего врага французского и бельгий с к о г о народов, весьма знамегіа- , тел ей. Освободительное движе ние этих стран достигло се годня уже такого размаха, что .стали возможными координа ция усилий и обмен боевым опытом с соседним народом. Северная Франция является | рмдинвй партиаанск^гі^іівиж*- і пня в стране. Здесь горняками были организованы первые от ряды вольных стрелков. На Се вере успешно действовал дли тельное время талантливый ру ководитель и способный вое начальник целого ряда парти занских групп, ставших грозой оккупантов, Шарль Дебарж. Именем этого народного героя, ЯСнлетнего шахтера, погибшего в бою, названы теперь несколь ко партизанских отрядов, беспо щадно мстящих гитлеровским захватчикам за смерть пла менного патриота Франции, за гее злодеяния немцев на фран цузской земле. Недавно командование парти зан Севера опубликовало в весьма популярной и широко распространенной подпольной га»»т* «Фраые x’aiop» вввдку итогов шестимесячной деятель ности патриотов на Севере Франции. За полгода партиза ны осуществили 279 антигит леровских операций на желез нодорожных линиях, из кото рых — 183 крупных крушения и 48 крупных взрывов. В р е зультате этих действий были выведены из строя 357 парово вов и 1.698 вагонов. За то же время северяне взорвали 19 имеющих важное значение шлюзов, уничтожили несколько электростанций и трансформа торов, что привело к остановке на 7 суток предприятий окку пантов с^ общим числом в 70.000 рабочих. Партизаны уничтожили 121 немецкий склад с боеприпаса ми, продовольствием и фура жом и взорвали 38 зданий, зас нимаемых гитлеровцами. Бельгийским партизанам так же есть чем поделиться со своими французскими братьями по оружию. За последнее вре мя они приобрели в борьбе с оккупантами значительный бое вой опыт. Патриотическое движение в Бельгии приняло нжр»ки» раз меры. Гитлеровцы вынуждены признать, что они находятся в обстановке всеобщей ненави сти, воплощенной в неуклонно растущее активное сопротивле ние народа оккупантам. Фа шистская газетенка «Пои реель» сообщает, что лишь за один день сентября в стране было совершено 47 диверсион ных актов и нападений, в ко торых участвовало 215 бель гийцев. Другая фашистская газета, издающаяся оккупанта ми на фламандском языке, «Фольк эн Отаат» заявляет, что в Бельгии происходит е ж е дневно не менее 15 нападений на оккупантов. Соглашение о взаимопомощи между французскими и бель гийскими партизанами —пере довыми отрядами двух н аро дов, ведущих тяжелую, самоот верженную борьбу с немецко- фашистскими оккупантами, — лишний раз свидетельствует о крахе гитлеровского «нового по рядка» в Европе и разоблачает геббельсовскую легенду о «не прнсгупной европейской кре пости» ю. нозловскии. («Труд»).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz