Североморский лётчик. 1944, январь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 1 января 1041 г., М п ( 75 ] ИСТРЕБИТЕЛИ ПРИКРЫТИЯ Успех многих операций,про веденных нашими, торпедонос цами, бомбардировщиками и штурмовиками против враже ских кораблей, стал возможен , лишь благодаря самоотвержен ным и умелым действиям со провождавших эти самолеты истребителей. Значение истре бительного прикрытия особен но нозросло с тех пор, как повышение нашей активности ни неприятельских морских коммуникациях заставило про тивника усилить охрану своих конвоев с воздуха. Организа ция взаимодействия ударных групп морской авиации с истраб ит елям и сои ровождения является важнейшей задачей авиационных штабов при под готовке всякого удара по вра жеским плавсредствам. Истребительная авиация на миего флота уже имеет значи тельный опыт совместных дей ствий с торпедоносцами, бом бардировщиками и штурмови ками, однако, этот вид боевой дѳятѳльности ис тр ебител ей остается самым трудным. Та кие бои обычно протекают на небольших высотах, на кото рых, как правило, происходят полеты штурмовиков и торпе доносцев. Особенно это отно сится к истребителям непо средственного прикрытия, ко торые не могут использовать в бою фактор высоты и, кроме того, из-за невозможности ото рваться от сопровождаемых са молетов лишены обычной в других условиях свободы ма неврирования. Истребителю со провождения поэтому особенно необходимо сочетание высокой техники пилотирования с без упречной огневой подготовкой и, в частности, умение ма стерски вести бой на виражах, а также глубокое понимание тактики и боевых возможно стей прикрываемых самолетов. Хорошо подготовленный лег- чик сdripовожд ей ия—воз душ ный воин высшего класса, ов ладевший сложным искусством активного оборонительного бон, научившийся соединять ярость истинного истребителя с исключительной осмотритель ностью и соблюдением желез ной дисциплины в полете. Трудности ведения воздуш ного боя при сопровождении гребуют очень продуманной организации каждого вылета истребителей на прикрытие других самолетов. Особенное внимание при этом необходимо уделять вопросам боевого уп равления. Заранее должны быть разработаны сигналы для подачи команд, четко установ лена подчиненность групп, участвующих в операции, р а с пределены обязанности и пре дусмотрен порядок действий птш возможных различных ва риантах воздушного боя и ата ки целей. Надежность ради» связи, как основного средства управления в воздухе, не доллс на вызывать сомнения. ПЕРЕДОВАЯ «КРАСНОГО ФЛОТА » ЗА 29 Д Е КА Б РЯ . ★ В действиях истребителей сопровождения особенно вред ны шаблон в тактике, недо статочнее внимание к новым приемам и уловкам противни ка. На одном из морских т е атров немцам несколько раз удавалось противодействовать штурмовым ударам нашей авиации лишь благодаря тому, что сковывающая группа со провождавших штурмовики истребителей держалась слиш ком близко от группы непос редственного прикрытия, и при встрече с противником сразу все истребители связывались боем. А когда этот порядок был изменен, истребители в первом Же вылете успешно отразили все атаки противника еще на подступах к штурмовикам. На Балтике достигнуты неплохие результаты выделением части истребителей сковывающей группы в особую группу «сво бодного маневра», идущую с превышением на пределе вер тикальной и горизонтальной видимости. Это явилось дей ственным ответом на новую немецкую тактику рассредото чения истребителей по фронту, высоте и глубине. Северомо рец майор Панин, подлинный мастер сопровождения, в самом ходе боя умело перестраивал свою группу истребителей в соответствии со складываю щейся обстановкой. Гибкость тактики, грамотный учет всех обстоятельств, включая сюда степень активности противни ка и метеорологические усло вия, являются первоосновой успеха истребительного при крытия. Специального внимания при подготовке вылета требует рас становка сил. Распределяя истребителей между сковываю щей группой и группой непо средственного прикрытия, без условно необходимо учитывать как уровень подготовки летчи ков, так и их индивидуальные качества. Очень важно при этом- найти должное место лучшему летчику-истребитолю, имеющему много личных побед. Опыт показывает, что такого летчика выгоднее всего иметь в активном резерве сковываю щей группы, но не делать его ведущим, хотя эта роль доллс на возлагаться также на очень опытного офицера авиации. Большое значение имеет лич ный контакт летчиков-истреби телей с экипажами сопровож даемых ими самолетов. Где есть возможность, желательно базировать истребителей, по стоянно участвующих в сопро вождении, на одном аэродроме с сопровождаемыми самолета ми. Это не только даст воз можность проводить совме стные проработки заданий и разборы операций с летным составом, но и значительно облегчит организацию вылетов. Это. будет способствовать и внеслужебному общению лет чиков разных видов авиации, вместе выполняющих боевую задачу. Если невозможно со брать всех летчиков, совме стно вылетающих в операцию, надо считать обязательной личную договоренность между ведущими групп, которая по может избежать многих оши бок, приспособить действия истребителей к действиям при крываемых самолетов, лучше ор ганизовать огневое взаимодей ствие между теми и другими. Формирование мастеров истребительного прикрытия требует не только усвоения летчиками соответствующих тактических навыков, но и вос питания у них определенных .моральных качеств. Для вся кого летчика-истрѳбителя е с т е ственно стремление преследо вать противника до полного уничтожения. Но истребитель прикрытия не может оставить сопровождаемые самолеты, и ѳто должно войти ему в плоть и кровь, чтобы никакая вспыш ка боевого азарта и никакая уловка противника не отвлекли его от выполнения основной задачи. Сознание своей ответ ственности за судьбу сопро вождаемых самолетов должно поддерживать в летчике, при крывающем их от ударов вра жеской авиации, готовность к самопожертвованию. В каждом ле тчике-истребнтеле, выпол няющем задачу прикрытия, па ло воспитывать непоколебимую верность старому солдатскому правилу: «Сам погибай, а то варища. выручай». Истребитель прикрытия при всех особенностях своей боевой работы остается истребителем, т. е. существует для боя с с а молетами 'противника, для уничтожения их. Можно на звать много имен морских летчиков, которые сбили зна чительное количество враже ский самолетов, находясь в со ставе прикрытия торпедонос цев, бомбардировщиков, штур мовиков. Однако -діе подлежит I омнению, что у истребителя прикрытия меньше возможно стей одержать личную победу, чем у истребителя, ведущего свободный воздушный бой. По этому и результаты боевой деятельности истребителей, сопровождающих Другие само леты, оцениваются не по числу сбитых неприятельских машин, а по количеству успешных вы летов, когда сопровождаемые самолеты не имели потерь от истребительной авиации про тивника. Такой принцип оцен ки позволяет сосредоточить все помыслы и усилия летчиков- ьстребителей прикрытия на выполнении их Главной зада- чи~нѳ подпустить противника к сопровождаемым самолетам. ВЕС ТИ С ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛО ТА — МЕТКИЙ ОГОНЬ 7 БАТАРЕИ ІГатарея офицера Бенуланова пользуется щи. Орокоіі известностью среди стрелковых под разделений, действия которых она мастерскр под- I держивает. Одна немецкая батарея начала стрелять по нашим боевым порядкам. Тотчас Бенуланов при казал открыть огонь. Снаряды рвались в районе батареи противника. Бенуланов внес поправку, и после третьего залпа вражеские орудия замолча ли. Другая немецкая батарея пыталась подавить наши орудия. Но прежде чем она успела при стреляться, артиллеристы т. Бенуланова накрыли ее своим огнем. Личный состав батареи прекрасно знает дело. Особенно выделяются коммунисты и комсомоль цы. Коммунист Поранкин под вражеским обстре лом вел прицельный огонь. Замечательно стреля ли краснофлотцы Любченко, Гудобишвили, Пла стин, Елисеев и другие. Кроме двух батарей, военные моряки уничто жили за день до взвода пехоты и отразили вра жескую контратаку. Недавно батарейцы Бенуланова потопили две немецкие баржи, стоявшие у причалов. ЧЕРТЫ _ОФИЦЕРА_ МОРСКОЙ АВИАІЯ Жизнь офицера принадлежит Родині НОВОСТИ ЗАРУБЕЖНОЙ АВИАТЕХНИКИ Морские аэродромы В США. закончено , проектирование морских аэродромов и начато строитель ство первого из них. Это даст возм ож ность установить регулярную связь меж* ду США и Европой на обычных тран спортных самолетах с расчетом на по крытие всего расстояния за 32 часов. На морских аэродромах будет находить ся электростанция, радиостанция, бюро погоды, заправочно-ремонтная мастер ская и отель. Водоизмещение сооруже ния свыше 100.000 т. Длина посадочной площадки 1.065 м; ширина в централь ной части — 120 м. и 84 м. в концах. Это даст возмежность одновременного приема многих, в том числе и тяжелых самолетов. Морские аэродромы будут поставлены на новой трассе через Атлантический океан. ( „САЙЭНТИФИК АМЕРИКЭН"). Радость первой победы. Рис. художнякд Г. Веселова. Защита авиационных моторов В США для защиты авиационных мо торов морских самолетов от коррозии практикуется способ покрытия их алюминием. Кусок тонкой алюминиевой проволоки вставляется в распылитель, расплав ляется ацетиленовым пламенем и под действием струи сжатого воздуха по дается в распыленном виде на поверх ность цилиндров. (.ПОШОЛЯР СА$НС“). Молодой офицер, только что пришедший в полк, часто за думывается, как ому стать та ким, как его предшественники, как сто товарищи-однополчане. Тов. Якшин* очень правильно подмечает этот момент. «По быстрее бы в бой»,—рассуж дает молодой офицер. Стремление это правильное. Молодой офицер стремится весь нерастраченный запас сил направить на уничтожение врагов советского народа. Он понимает также, что только в бою полностью познаются лю ди и приобретается слава, к ко торой редко кто не стремится. Но прежде, чем пойти в бой, прежде, чем стать таким, как старшие, научись тому же, чему научились они. Речь идет об овладении военным мастер ством. Обогати свой ум всей суммой знаний, которые выра ботали товарищи. В этом — главное. Преемственность — лучшая черта, она а давних времен облагораживает офи церскую среду. Истребитель должен учиться у майора. Панина, который говорил о смелости, как основе победы. «Надо лезть в драку, навязывать противнику свою волю», —поучал Панин. И в подтверждение этого он всем офицерам полка показывал пример овладения военной техникой в дни учебы, храбро сти, стойкости’в бою. Смелость, дерзость офицер Панин рас сматривал, как элемент такти ки, как главную сторону так тики. Что лежало в основе дерзости и смелости Панина? Прекрасное знание техники и тактики — своей и противни ка, умение, мастерство воина и порожденная ими уверен ность в себе. Майор Панин, рассматривая себя с точки зрения воздуш ного бойца, считал, что офицер должен быть готов к само пожертвованию. если оно ре шит успех крупной операции, когда ценою жизни необходимо нкорнѳ изменить обстановку воздушного боя в нашу ноль зу. Присутствие духа в разгар боя позволяет видеть обста новку, трезво разбираться в ней. Капитан т. Елысин учит своих подчиненных ни при какой обстановке не теряться. Елькин сам много раз убедил ся, как ценны для человека * См. «Североморский лет чик» зш 26 дедобря ШЗ г. уравновешенность, оамообла: ние. Если бы капитан не t хранил самообладания, он, і жалуй, погиб бы тогда, ког у его машины над целью тылу противника сдал мок (Присутствие духа и рассі тайный маневр позволили Ез кину дотянуть машину до і шей территории и искусно с вершить посадку на резко і ресеченной местности. Адмирал Нахимов говорил офицерах: «Жизнь каждого Iних принадлежит отечеству,і I не удальство, а только иск ! пая храбрость приносят поі Jзу ему». Капитан Елькин, по I ня это, умно, и требователы I ведет себя при выполнен; j боевого задания. Но он час Iзабывает об этом, у себя дол I в воздухе, позволяя такие вол ности, которые лишь случай: не приводят к происшествия Случай с гвардии канита® Сгибневым, нашим замечатеі ным летчиком, более чем ув дительное напоминание и Елькину- и всем тем, кто Д мает одинаково с ним. Хра рость в авиации никак не озв: чает ухарства. Каждый офице (воспитывая в себе бесстраші особое внимание, должен обр щать на знание законов аэр динамики, аэронавигации, во душной стрельбы, — на овл ленив мастерством своего дел В Н-ской части погиб обычном бою младший офии< Шварев. Почему это про® шло1? Ведь Шварев да это! участвовал в более сложны боях и выходил из них побі дитѳлѳм. А дело в том, чі летчик Шварев после перво своей победы проникся в-рк ным убеждением, что он в( постиг, все превзошел. Пагу* пэсть последствий такого ні строения налицо. Жизнь офицера принадлежи' отечеству. Родина его воспі тала, дала ему в руки грозно оружие. Честь офицера — в( стоять грудью за! свою отч® ну. Его священная цель ' уничтожить больше врагоі принести Родино болыи* победы и больше славы. 3 0 нет двух путей. Здесь тол#* один путь: с неукротимо1 жаждой >боя слить военное М* стерство. Об этом тов. Яісшин В СВ0Р! статье почти не говорит. § ведь это один из наибоДО лажных моментов. Его час? не учитывают при воспитали1 молодого офицера. Г. ИВАНОВ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz