Североморский лётчик. 1944, январь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 1 января 1041 г., М п ( 75 ] ИСТРЕБИТЕЛИ ПРИКРЫТИЯ Успех многих операций,про­ веденных нашими, торпедонос­ цами, бомбардировщиками и штурмовиками против враже­ ских кораблей, стал возможен , лишь благодаря самоотвержен­ ным и умелым действиям со­ провождавших эти самолеты истребителей. Значение истре­ бительного прикрытия особен­ но нозросло с тех пор, как повышение нашей активности ни неприятельских морских коммуникациях заставило про­ тивника усилить охрану своих конвоев с воздуха. Организа­ ция взаимодействия ударных групп морской авиации с истраб ит елям и сои ровождения является важнейшей задачей авиационных штабов при под­ готовке всякого удара по вра­ жеским плавсредствам. Истребительная авиация на­ миего флота уже имеет значи­ тельный опыт совместных дей­ ствий с торпедоносцами, бом­ бардировщиками и штурмови­ ками, однако, этот вид боевой дѳятѳльности ис тр ебител ей остается самым трудным. Та­ кие бои обычно протекают на небольших высотах, на кото­ рых, как правило, происходят полеты штурмовиков и торпе­ доносцев. Особенно это отно­ сится к истребителям непо­ средственного прикрытия, ко­ торые не могут использовать в бою фактор высоты и, кроме того, из-за невозможности ото­ рваться от сопровождаемых са­ молетов лишены обычной в других условиях свободы ма­ неврирования. Истребителю со­ провождения поэтому особенно необходимо сочетание высокой техники пилотирования с без­ упречной огневой подготовкой и, в частности, умение ма­ стерски вести бой на виражах, а также глубокое понимание тактики и боевых возможно­ стей прикрываемых самолетов. Хорошо подготовленный лег- чик сdripовожд ей ия—воз душ­ ный воин высшего класса, ов­ ладевший сложным искусством активного оборонительного бон, научившийся соединять ярость истинного истребителя с исключительной осмотритель­ ностью и соблюдением желез­ ной дисциплины в полете. Трудности ведения воздуш­ ного боя при сопровождении гребуют очень продуманной организации каждого вылета истребителей на прикрытие других самолетов. Особенное внимание при этом необходимо уделять вопросам боевого уп­ равления. Заранее должны быть разработаны сигналы для подачи команд, четко установ­ лена подчиненность групп, участвующих в операции, р а с ­ пределены обязанности и пре­ дусмотрен порядок действий птш возможных различных ва­ риантах воздушного боя и ата­ ки целей. Надежность ради» связи, как основного средства управления в воздухе, не доллс на вызывать сомнения. ПЕРЕДОВАЯ «КРАСНОГО ФЛОТА » ЗА 29 Д Е КА Б РЯ . ★ В действиях истребителей сопровождения особенно вред­ ны шаблон в тактике, недо­ статочнее внимание к новым приемам и уловкам противни­ ка. На одном из морских т е ­ атров немцам несколько раз удавалось противодействовать штурмовым ударам нашей авиации лишь благодаря тому, что сковывающая группа со­ провождавших штурмовики истребителей держалась слиш­ ком близко от группы непос­ редственного прикрытия, и при встрече с противником сразу все истребители связывались боем. А когда этот порядок был изменен, истребители в первом Же вылете успешно отразили все атаки противника еще на подступах к штурмовикам. На Балтике достигнуты неплохие результаты выделением части истребителей сковывающей группы в особую группу «сво­ бодного маневра», идущую с превышением на пределе вер­ тикальной и горизонтальной видимости. Это явилось дей­ ственным ответом на новую немецкую тактику рассредото­ чения истребителей по фронту, высоте и глубине. Северомо­ рец майор Панин, подлинный мастер сопровождения, в самом ходе боя умело перестраивал свою группу истребителей в соответствии со складываю­ щейся обстановкой. Гибкость тактики, грамотный учет всех обстоятельств, включая сюда степень активности противни­ ка и метеорологические усло­ вия, являются первоосновой успеха истребительного при­ крытия. Специального внимания при подготовке вылета требует рас­ становка сил. Распределяя истребителей между сковываю­ щей группой и группой непо­ средственного прикрытия, без­ условно необходимо учитывать как уровень подготовки летчи­ ков, так и их индивидуальные качества. Очень важно при этом- найти должное место лучшему летчику-истребитолю, имеющему много личных побед. Опыт показывает, что такого летчика выгоднее всего иметь в активном резерве сковываю­ щей группы, но не делать его ведущим, хотя эта роль доллс на возлагаться также на очень опытного офицера авиации. Большое значение имеет лич­ ный контакт летчиков-истреби­ телей с экипажами сопровож­ даемых ими самолетов. Где есть возможность, желательно базировать истребителей, по­ стоянно участвующих в сопро­ вождении, на одном аэродроме с сопровождаемыми самолета­ ми. Это не только даст воз­ можность проводить совме­ стные проработки заданий и разборы операций с летным составом, но и значительно облегчит организацию вылетов. Это. будет способствовать и внеслужебному общению лет­ чиков разных видов авиации, вместе выполняющих боевую задачу. Если невозможно со брать всех летчиков, совме­ стно вылетающих в операцию, надо считать обязательной личную договоренность между ведущими групп, которая по ­ может избежать многих оши­ бок, приспособить действия истребителей к действиям при­ крываемых самолетов, лучше ор­ ганизовать огневое взаимодей­ ствие между теми и другими. Формирование мастеров истребительного прикрытия требует не только усвоения летчиками соответствующих тактических навыков, но и вос­ питания у них определенных .моральных качеств. Для вся­ кого летчика-истрѳбителя е с т е ­ ственно стремление преследо­ вать противника до полного уничтожения. Но истребитель прикрытия не может оставить сопровождаемые самолеты, и ѳто должно войти ему в плоть и кровь, чтобы никакая вспыш­ ка боевого азарта и никакая уловка противника не отвлекли его от выполнения основной задачи. Сознание своей ответ­ ственности за судьбу сопро­ вождаемых самолетов должно поддерживать в летчике, при­ крывающем их от ударов вра­ жеской авиации, готовность к самопожертвованию. В каждом ле тчике-истребнтеле, выпол­ няющем задачу прикрытия, па­ ло воспитывать непоколебимую верность старому солдатскому правилу: «Сам погибай, а то ­ варища. выручай». Истребитель прикрытия при всех особенностях своей боевой работы остается истребителем, т. е. существует для боя с с а ­ молетами 'противника, для уничтожения их. Можно на­ звать много имен морских летчиков, которые сбили зна­ чительное количество враже­ ский самолетов, находясь в со­ ставе прикрытия торпедонос­ цев, бомбардировщиков, штур­ мовиков. Однако -діе подлежит I омнению, что у истребителя прикрытия меньше возможно­ стей одержать личную победу, чем у истребителя, ведущего свободный воздушный бой. По­ этому и результаты боевой деятельности истребителей, сопровождающих Другие само­ леты, оцениваются не по числу сбитых неприятельских машин, а по количеству успешных вы­ летов, когда сопровождаемые самолеты не имели потерь от истребительной авиации про­ тивника. Такой принцип оцен­ ки позволяет сосредоточить все помыслы и усилия летчиков- ьстребителей прикрытия на выполнении их Главной зада- чи~нѳ подпустить противника к сопровождаемым самолетам. ВЕС ТИ С ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛО ТА — МЕТКИЙ ОГОНЬ 7 БАТАРЕИ ІГатарея офицера Бенуланова пользуется щи. Орокоіі известностью среди стрелковых под­ разделений, действия которых она мастерскр под- I держивает. Одна немецкая батарея начала стрелять по нашим боевым порядкам. Тотчас Бенуланов при­ казал открыть огонь. Снаряды рвались в районе батареи противника. Бенуланов внес поправку, и после третьего залпа вражеские орудия замолча­ ли. Другая немецкая батарея пыталась подавить наши орудия. Но прежде чем она успела при­ стреляться, артиллеристы т. Бенуланова накрыли ее своим огнем. Личный состав батареи прекрасно знает дело. Особенно выделяются коммунисты и комсомоль­ цы. Коммунист Поранкин под вражеским обстре­ лом вел прицельный огонь. Замечательно стреля­ ли краснофлотцы Любченко, Гудобишвили, Пла­ стин, Елисеев и другие. Кроме двух батарей, военные моряки уничто­ жили за день до взвода пехоты и отразили вра­ жескую контратаку. Недавно батарейцы Бенуланова потопили две немецкие баржи, стоявшие у причалов. ЧЕРТЫ _ОФИЦЕРА_ МОРСКОЙ АВИАІЯ Жизнь офицера принадлежит Родині НОВОСТИ ЗАРУБЕЖНОЙ АВИАТЕХНИКИ Морские аэродромы В США. закончено , проектирование морских аэродромов и начато строитель­ ство первого из них. Это даст возм ож ­ ность установить регулярную связь меж* ду США и Европой на обычных тран­ спортных самолетах с расчетом на по­ крытие всего расстояния за 32 часов. На морских аэродромах будет находить­ ся электростанция, радиостанция, бюро погоды, заправочно-ремонтная мастер­ ская и отель. Водоизмещение сооруже­ ния свыше 100.000 т. Длина посадочной площадки 1.065 м; ширина в централь­ ной части — 120 м. и 84 м. в концах. Это даст возмежность одновременного приема многих, в том числе и тяжелых самолетов. Морские аэродромы будут поставлены на новой трассе через Атлантический океан. ( „САЙЭНТИФИК АМЕРИКЭН"). Радость первой победы. Рис. художнякд Г. Веселова. Защита авиационных моторов В США для защиты авиационных мо­ торов морских самолетов от коррозии практикуется способ покрытия их алюминием. Кусок тонкой алюминиевой проволоки вставляется в распылитель, расплав­ ляется ацетиленовым пламенем и под действием струи сжатого воздуха по­ дается в распыленном виде на поверх­ ность цилиндров. (.ПОШОЛЯР СА$НС“). Молодой офицер, только что пришедший в полк, часто за­ думывается, как ому стать та­ ким, как его предшественники, как сто товарищи-однополчане. Тов. Якшин* очень правильно подмечает этот момент. «По­ быстрее бы в бой»,—рассуж­ дает молодой офицер. Стремление это правильное. Молодой офицер стремится весь нерастраченный запас сил направить на уничтожение врагов советского народа. Он понимает также, что только в бою полностью познаются лю­ ди и приобретается слава, к ко­ торой редко кто не стремится. Но прежде, чем пойти в бой, прежде, чем стать таким, как старшие, научись тому же, чему научились они. Речь идет об овладении военным мастер­ ством. Обогати свой ум всей суммой знаний, которые выра­ ботали товарищи. В этом — главное. Преемственность — лучшая черта, она а давних времен облагораживает офи­ церскую среду. Истребитель должен учиться у майора. Панина, который говорил о смелости, как основе победы. «Надо лезть в драку, навязывать противнику свою волю», —поучал Панин. И в подтверждение этого он всем офицерам полка показывал пример овладения военной техникой в дни учебы, храбро­ сти, стойкости’в бою. Смелость, дерзость офицер Панин рас­ сматривал, как элемент такти­ ки, как главную сторону так­ тики. Что лежало в основе дерзости и смелости Панина? Прекрасное знание техники и тактики — своей и противни­ ка, умение, мастерство воина и порожденная ими уверен­ ность в себе. Майор Панин, рассматривая себя с точки зрения воздуш­ ного бойца, считал, что офицер должен быть готов к само­ пожертвованию. если оно ре­ шит успех крупной операции, когда ценою жизни необходимо нкорнѳ изменить обстановку воздушного боя в нашу ноль зу. Присутствие духа в разгар боя позволяет видеть обста­ новку, трезво разбираться в ней. Капитан т. Елысин учит своих подчиненных ни при какой обстановке не теряться. Елькин сам много раз убедил­ ся, как ценны для человека * См. «Североморский лет­ чик» зш 26 дедобря ШЗ г. уравновешенность, оамообла: ние. Если бы капитан не t хранил самообладания, он, і жалуй, погиб бы тогда, ког у его машины над целью тылу противника сдал мок (Присутствие духа и рассі тайный маневр позволили Ез кину дотянуть машину до і шей территории и искусно с вершить посадку на резко і ресеченной местности. Адмирал Нахимов говорил офицерах: «Жизнь каждого Iних принадлежит отечеству,і I не удальство, а только иск ! пая храбрость приносят поі Jзу ему». Капитан Елькин, по I ня это, умно, и требователы I ведет себя при выполнен; j боевого задания. Но он час Iзабывает об этом, у себя дол I в воздухе, позволяя такие вол ности, которые лишь случай: не приводят к происшествия Случай с гвардии канита® Сгибневым, нашим замечатеі ным летчиком, более чем ув дительное напоминание и Елькину- и всем тем, кто Д мает одинаково с ним. Хра рость в авиации никак не озв: чает ухарства. Каждый офице (воспитывая в себе бесстраші особое внимание, должен обр щать на знание законов аэр динамики, аэронавигации, во душной стрельбы, — на овл ленив мастерством своего дел В Н-ской части погиб обычном бою младший офии< Шварев. Почему это про® шло1? Ведь Шварев да это! участвовал в более сложны боях и выходил из них побі дитѳлѳм. А дело в том, чі летчик Шварев после перво своей победы проникся в-рк ным убеждением, что он в( постиг, все превзошел. Пагу* пэсть последствий такого ні строения налицо. Жизнь офицера принадлежи' отечеству. Родина его воспі тала, дала ему в руки грозно оружие. Честь офицера — в( стоять грудью за! свою отч® ну. Его священная цель ' уничтожить больше врагоі принести Родино болыи* победы и больше славы. 3 0 нет двух путей. Здесь тол#* один путь: с неукротимо1 жаждой >боя слить военное М* стерство. Об этом тов. Яісшин В СВ0Р! статье почти не говорит. § ведь это один из наибоДО лажных моментов. Его час? не учитывают при воспитали1 молодого офицера. Г. ИВАНОВ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz