Североморский лётчик. 1944, сентябрь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 28 сентября 1944 г., № 231 (301), НА Б О Р Т У Ш Т У Р М О В И К А Караван атакуют „Ильюшины" 1. Г Р У П П А ИДЕТ НА В Р А Ж Е С К И Й К А Р А ВА Н Ракеты, шипя, очертили полу круг. — Запускай моторы! — послыша- лось по стоянкам. Самолет вздрогнул, оглушитель ный рев порвался в кабину, но вскоре почти смолк. Моторист при вычным движением вытащил ко лодки из-под колес шасси. Вслед за ведущим на старт вырулила ма шина младшего лейтенанта М. Ти хомирова, на которой мне отведено место воздушного стрелка. Короткий разбег— и самолет в воздухе. Первая шестерка «Илью шиных», ведомая старшим лей тенантом Сурововым, уже почти собралась. Тихомиров также занял свое место в строю: замыкающим в шестерке лейтенанта Хилинско- го. Сзади, чуть повыше, быстро собрались истребители прикрытия •старшего лейтенанта Кужанова. Погода благоприятствовала по лету: редкая дымка, стелющаяся у земли, рваные облака, нависшие над морем, облегчали незаметный выход на -цель. Н а бреющем быстро дошли до поворотного пункта маршрута. Под машинами замелькали желто-бурые холмы, светлые пятна озер. Еще Минуты— и дымка скрадывает очер тания родных берегов. Впереди— враг. Наступает насто роженное спокойствие. Уверенно ведут самолеты летчики, внима тельно следят за горизонтом воздушные стрелки. Сзади и по сторонам идут «Яков левы»—-наши верные телохраните ли. Все в порядке! Вдруг на горизонте появляется около десятка черных точек. Это штурмовики, взлетевшие с другого аэродрома, идут вслед за нами на вражеский караван. >На высоте 1.000— 1.200 метров ударная группа подходит к цели. 2 . БОМЬОИ И С Н А Р Я Д О М - С ВО ЗД УХА Впереди вражеский берег. Спра ва — мыс Кибергенес. У само го моря извивается узкая полоска шоссе, вдалеке громоздятся острые пики скал. С левым разворотом штурмовики заходят в атаку на ка раван противника. Прижимаясь к берегу, он крадется в свой порт. ■Немецкий транспорт, нефтеналив ная баржа и несколько кораблей конвоя открывают зенитный огонь. Шапки разрывов встают по сторо нам, взрывная волна подбрасывает самолет. Н о это продолжается недолго. Как только группа стар шего лейтенанта Суровова входит и пикирование и открывает по су дам пушечно-пулеметный огонь, вражеские зенитки замолкают. Немцам теперь не до стрельбы, они стремятся укрыться от огня штур мовиков, Разноцветные нити пуле метных трасс тянутся лишь с от даленных сторожевиков. Один за другим пикируют «Ильюшины». Сильный взрыв с о трясает воздух: это идет на дно нефтеналивная баржа, взорванная бомбами лейтенанта Ушакова. Бомбы ведущего лейтенанта; Хи- линского поражают тральщик про тивника. Он медленно оседает на корму. •Пушечные очереди штурмовиков не позволяют противнику отражать атаки. Враг попрежнему ведет слабый зенитный огонь. Он явно деморализован. Недаром немцы зовут красно звездных «Ильюшиных» черной смертью. Перед выходом в атаку к нашей машине пристраиваются два «Яков лева». Это истребители непосред ственного прикрытия лейтенант Дмитрик и младший лейтенант Старков. Они идут со штурмови ками в огонь, готовые в любой мо мент точными Оічередями и собст венным телом преградить путь не мецкой авиации. Вслед за ведущим замыкающей пары, лейтенантом Смородиным, наш самолет входит в пикирование. Судьба тральщика уже решена бомбами Хилинского. Н о враг еще огрызается из пулеметов. Атака Смородииова довершает дело. Кверху летят обломки вражеского судна, взрыв подбрасывает машину, столб пыли поднимается до кабин. На развороте вижу, как скрывается под водой взорванная баржа. Только теперь немцы опомни лись. С лихорадочной поспешно стью они усиливают огонь. Н е сколько пулеметных трасс тянутся вслед за нами. Поздно. Немцев атакуют североморские катерники. 3. Т О Р П Е Д О Й -С МОРЯ Когда группы «Ильюшиных» пикировали на караван, в ата ку дошли торпедные катера ка питана 2-го ранга Алексеева. Их навели на цель истребители, ведо мые лейтенантом Николаевым, а поддерживали с воздуха штурмо вики Скопинцева и Максименко. Специально выделенные катера и несколько «Ильюшиных» постави ли рядом с караваном плотную ды мовую завесу. Из кабины стрелка хорошо видно, как, оставляя за со бой длинные пенящиеся буруны, заходят в атаку торпедные кате ра. Они скрываются в дымовой за весе и, дерзко сблизившись с вра жеским караваном, бьют в упор. Торпеда катерников взрывает нефтеналивную баржу. Истре бители и штурмовики бьют одновременно по вражеским мор ским охотникам, не подпуская их к нашим кораблям. Море вспенивают длинные усы горпед. Белые нити тянутся к фашистским судам. Вспыхивают и взрываются еще не сколько немецких кораблей охра нения. 4. ВО ЗВ РАЩ А ЕМ СЯ С ПОБЕДОЙ Мерно ревет мотор. Его однооб разный гул говорит о том, что все в порядке, машина не повреждена. Впереди, слева, идут еще пять ма шин. Значит, все невредимы. Серд це охватывает радость: возвра щаемся с победой. Справа, в туманной дымке, еле различимы берега древней Печенг- ской области. Там, на нашей зем ле, окопался немец. Он зарылся в сопки. Но напрасно. Он будет истреблен и здесь! Быстро надвинулись наши бе рега. Плотным строем подошли ше стерки штурмовиков к родному аэродрому. Ведущий распускает группу. Небольшой толчок, и наш «Ильюшин» катится по ровному полію. Еще издали видно, как старший техник-лейтенант Васильев и мо торист Теткин встречают машину, указывают ей место разворота. Они также рады успеху. — Спасибо и вам, неутомимые труженики. Мотор работал отлич но! Г. С ВИ Р С К И Й . КОГДА УМОЛК ГУЛ МОТОРОВ... МАСТЕРСТВО И ЭНТУЗИАЗМ РЕМОНТНИКОВ Несколько дней подряд северо морские штурмовики производили бомбо-штурмоиые удары по судам противника. Летчики, возвращаясь из одного вылета, готовились к другому, садились в кабины своих грозных машин и снова шли на вра га. В небе над Вадсэ почти не пре кращался гул наших моторов, уханье разрывов наших снарядов. Ни действия вражеских истреби телей, ни яростный зенитный огонь врага не могли заставить свернуть с боевого курса североморцев. Сквозь стену огня пробивались они к цели, били но врагу. И вот зада ние выполнено. Возбужденные, с чувством радости за победу они возвращаются на аэродром. Неко торые из них идут на израненных в бою машинах и, применяя все свое мастерство, искусно садятся на лет ное поле. ^ ...К вечеру, когда умолк гул мо торов, на «Ильюшины» явились специалисты -ПАРМ ’а. Они при шли со всеми своими инструмента ми, воодушевленные боевым энту зиазмом летного состава части. Старший техник-лейтенант Елисе ев осмотрел предназначенную для ремонта машину и, обращаясь к своим товарищам, сказал: — Что ж, Цоработаем! Утром все штурмовики должны снова вылететь в бой. коротко ответили — Сделаем, специалисты. И работа началась. На самолете старшего лейтенанта Тамарова бы ли перебиты тяги правого элерона, и летчик привел машину, как го ворят в авиации, без правой руки. Много и других следов оставил на машине Тамарова зенитный огонь врага. На «Ильюшине» старшего лейтенанта Суровова заклинило правый элерон, у летчика Тепляко- ва полностью разбило триммер. Р а боты ремонтникам нашлось много. И такой, что в обычных условиях к каждой машине надо было ста вить квалифицированную бригаду из стационарной мастерской. Однако для людей, пришедших сейчас из П А РМ ’а, важно было ввести самолеты к утру в строй, дать возможность летчикам снова вылететь в бой, на врага. Сознание этого ускоряло темп труда ремонт ников, поднимало их на трудовые подвиги. С большим энтузиазмом работа ли все. Исключительную быстроту и высокое качество ремонта пока зали в эту ночь младший сержант Старший техник-лейтенаит А. Елисеев. — & Ф — Поспелов и краснофлотец Скотни ков. Они успелй за 12 часов рабо ты принять участие в ремонте двух машин. Первую ввели в строй за четыре часа вместо 10— 12 по норме и затем помогли товарищам. Пре красно справились со своими обя занностями младший сержант Ива нов и краснофлотец Кожухов. Не отлучно находился на линейке на чальник П А Р М ’а, старшина Мухин. Умело руководил и правильно рас пределял силы инженер по ремон ту старший техник-лейтенант топ. Елисеев. Трудно от этих товарищей отделить и остальных: все работа ли, сколько могли, как подсказы вали чувства патриотов. Почти все самолеты были введе ны в строй раньше срока. Утром, когда проснулись летчики, красавцы «Илы» стояли уже отре монтированные, с полным запасом горючего и боекомплекта, с подве шенными бомбами. Вскоре аэро дром наполнился гулом моторов, а затем, поднявшись с аэродрома, «Ильюшины® вновь уходили на за пад. И х путь лежал на Вадсэ. Ремонтники, стоя на опустев шей линёйке, провожали в бой бое вых друзей. Счастливые и радост ные, они были готовы к новому труду. К. К Р Е ТО В . ВНЕЗАПНОСТЬ УДАРА— ЗАЛОГ УСПЕХА Бомбы североморских летчиков сделали свое дело. НА СНИМ К Е (сверху вниз): 1. Нефтеналив ная баржа противника до удара. 2. Бомбы лейтенанта Ушакова накрыли цель. 3. Нефтеналивная баржа взорвалась. Фото лейтенанта Лаврова. Осуществленная недавно нашими летчиками операция по нанесению (бомбардировочных ударов по пор там Вадсэ и Вардэ дает возмож- I ность сделать некоторые выводы об организации и осуществлении бомбоудара по врагу. В итоге двух бомбоударов по Вадсэ и Варде, двум портам п ро тивника а Северной Норвегии, был нанесен весьма чувствительный ущерб. В Вадсэ была разрушена электростанция, питающая элек троэнергией весь порт, потоплен мотобот, разрушен мост и вызвано а районе центральных складов 8 больших очагов пожаров, кото рые, по наблюдению разведчи ков, продолжались более суток. При этом вся весьма значительная группа наших самолетов возврати лась не только без единой потери, но, более того, ни один наш само лет не был даже поцарапан каким- либо шальным осколком вражеско го снаряда. Что касается Вардэ, то здесь эффект, удара оказался так же высоким: потоплено было 6 вооруженных мотоботов и вызвано 4 больших пожара. Успех наших бомбардировщиков был обусловлен грамотным и ум ным тактическим расчетом, поло женным ведущим группы в основу всех его действий. В частности, успех удаіра по Вадсэ явился ре зультатом того, что при разработ ке операции была поставлена зада ча построить маршрут и подход к району цели с таким расчетом, что бы ввести противника в заблужде ние относительно истинной цели, по которой будет наноситься удар: рядом признаков противник наво дился на мысль, что советские бом бардировщики направляются к во енно-морской базе Киркенес. Точно выполняя этот замысел, большая группа наших бомбардировщиков подошла на предельно близкую ди. станцию к Киркенесу и только тог да развернулась для удара по п ор ту Вадсэ. Это явилось полной неожиданностью для противника, не успевшего привести в готов ность свои зенитные средства в Вадсэ. Подойдя к Вадсэ на дистанцию боевого курса, ведущий группы бомбардировщиков не был убежден в том, что сумеет точно распознать намеченные об’екты и что цели, следовательно, не будут поражены с должной эффективностью. Отлич но зная месторасположение зенит ных средств порта Вадсэ, он, про являя разумную инициативу, ре шил пройти через Вадсэ с тем, чтобы с абсолютной достовер ностью определить местонахожде ние своих целей и лишь затем — со второго захода — произвести бом бардировочный удар. О своем ре шении он предупредил в воздухе ведомых: — Ведомые, держать плотный строй! Будем бомбить со второго захода. Произведя правильный маневр, с учетом подготовки и умения сво их ведомых держаться в строю, гвардии подполковник Сыромятни ков сделал разворот и точно вы шел на намеченные для бомбоуда ра об ’екты. Описанные выше ре зультаты этого бомбоудара под твердил отличный фотоснимок, сделанный с борта ведущего само лета. По заранее разработанному маршруту группа бомбардировщи ков в полном составе возвратилась на свой аэродром. Этот пример свидетельствует о том, как велика роль ведущего группы, который, правильно оце нивая обстановку в районе цели, способен обеспечить максималь ную эффективность удара. Н алет наших бомбардировщиков на борт Вардэ был осуществлен в тот ике день несколькими часами позднее. Для удара по этому порту мож но было избрать несколько направ лений, каждое из которых имело свои преимущества. Ведущий бом бардировочной группы гвардии под полковник Сыромятников избрал один из самых удачных заходов, таюже рассчитанных на внезап ность подхода к цели. Он учел успех прошлой операции и решил также использовать фактор вне запности в свою пользу. При этом, однако, он понимал, что порт Вар дэ имеет свои особенности и что поэтому простое копирование так тических приемов, примененных цри ударе по Вадсэ, здесь невозможно. Стремясь ввести в заблуждение посты наблюдения и зенитные средства, сосредоточенные на под ступах к Вардэ, гвардии подпол ковник Сыромя гяиков построил маршрут подхода к цели на травер зе расположения цели с тем, чтобы у противника возникло убеждение, что советские бомбардировщики держат кур с к тем или иным его портам и базам, расположенным за паднее Вардэ. Только миновав цель, на предельно близкой от нее ди станции, он развернул бомбардиро вочную группу .непосредственно на Вардэ, тем самым максимально со кратив срок ее пребывания на бое вом курсе. Благодаря этому веду щие тактические группы не были обстреляны зенитными средствами противника, оказавшимися как и в Вадсэ, застигнутыми врасплох. И на этот раз правильное пост роение маршрута и маневра в райо не цели, внезапность удара обеспе чили успех всей операции. Гвардии майор Д. БО РОДАВКА .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz