Североморский лётчик. 1944, сентябрь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 27 сентября 1944 т., № 230 (300). Майор П. Шулин Действия бомбардировщиков ночью Стрелок-радист гвардии сержант В, Черемных—участник ряда успешных торпедных атак, Фото И, Михеева, Ночные действия бомбардировоч- j ной авиации имеют свои положи-1 тельные и отрицательные стороны. К положительным относится: скрытность подхода к цели, мень­ шая вероятность поражения наших самолетов зенитным огнем врага, возможность, благодаря обстанов­ ке, позволяющей сделать несколь­ ко заходов, корректировать свои удары. К отрицательным — услож­ нение техники .пилотирования само­ лета, ухудшение видимости, а от­ сюда и ориентировки, уменьшение меткости бомбометания. Однако, наличие этих отрицательных сто­ рон не дает нам права ослаблять ночные удары по врагу. Наоборот, оно должно заставлять на!с более тщательно тренировать экипажи в полигонных условиях, более де­ тально учить их искусству ночного самолетовождения. В своей статье я хочу остано­ виться на двух основных вопросах, определяющих успех действий бом­ бардировщиков ночью: 1) подготов­ ка к ночному бомбоудару и 2) тех­ ника выполнения бомбометания. I. ПОДГОТОВКА к Н О ЧН ОМ У БОМБОУДА РУ (Ночное бомбометание требует тщательной и всесторонней подго­ товки. В состав подготовки вхо­ дит: 1. Подробное изучение основной и запасной цели. Цель экипажи должны знать наизусть с таким расчетом, чтобы, несмотря ни на какие трудные условия погоды, безошибочно определить ее с воз- ИЗ О П Ы Т А П О С Л Е Д Н ИХ О П Е Р А Ц И Й Как мы наводили торпедные катера Совм естны е действия торпедных катеров и авиации по конвоям про­ тивника вклю чаю т а себя многие попроси такти ческо го взаимодей­ ствия. 'Гак, например, в операции по разгрому немецкого каравана, которую недавно провели северо­ морские катерники и летчики, вза­ имодействовали многие группы са­ молетов. Причем это взаимодей­ ствие можно подразделить на не­ сколько этапов, каждый из кото­ рых соответствовал определенно­ му этал у боя. На помощь торпедным катерам, наносившим основной удар по кон­ вою, выделялось несколько групп самолетов ударной и прикрываю­ щей авиации. В частности, только для прикрытия 'ГК было выделено три группы истребителей. Каждая »з этих групп вылетала в опреде­ ленное время и выполняла опреде­ ленную задачу, В этой статье я хочу подробно остановиться на действиях своей группы, в задачу которой входило наведение торпедных катеров на канвой и обеспечение им выхода в атаку. іПеред вылетом мне стало извест. но, что группа торпедных катеров под командованием капитана 3-го ранга Федорова вышла в море и на­ ходится в кадрате *Н» и что наши катеры преследуются четырьмя охотниками противника. Подняв­ шись с аэродрома, мы четверкой взяли курс к условленному квадра- ту. Хорошая видимость позволила сразу же определить свое место: еще издалека я увидел несколько катеров. Однако когда мы стали подходить ближе, я все больше стал убеждаться, что это был лишь один советский катер, а остальные четыре — немецкие морские охот­ ники. Оказалось, что еще до атаки один из катеров, отставший от всей группы, был обнаружен про­ тивником. Положение этого катера становилось все более тяжелым— охотники, ведя ожесточенный об­ стрел, начали его окружение. Я решил с ходу атаковать против, ника, прикрыть с воздуха повреж­ денный катер и навести его на все остальные, которые, видимо, были где-то поблизости. После первой штурмовой атаки с воздуха немец­ кие охотники повернули обратно. Оставив над катером пару лейте­ нанта Веникова, я вместе со своим • Лейтенант А. Николаев • ведомым начал поиски основной группы, вскоре мы ее нашли. Свя­ зался по радио с Федоровым и со­ общил ему о месте нахождения от­ ставшего катера. Ему была оказа­ на помощь. Теперь, держа связь с основной группой, імы начали поиски карава­ на, а когда его обнаружили — на­ ведение к нему катеров. В это вре­ мя к нам приближалась группа са­ молетов старшего лейтенанта Сав­ чука. Вместе с прибывшими экипа­ жами мы шестеркой стали прикры­ вать катеры. Катеры сближались с конвоем. Как только дистанция стала до­ статочной для развертывания груп­ пы к атаке, капитан 3-го ранга Фе­ доров передал нам по радио коман­ ду о начале подавления артилле­ рийского огня на кораблях охране­ ния. Мы четверкой вышли вперед, оставив пару на прикрытии кате­ ров. Дружным пулеметным огнем летчики атаковали корабли. ■Тем временем дв» торпедные ка­ тера поставили дымзавесы. Про­ звучала команда «атака». По ней катера, максимально сблизившись с конвоем, начали атаковать вра­ жеские суда. Обстреливая дружно огневые точки противника, летчи­ ки отвлекали внимание немецкой обороны на себя и тем самым зна­ чительно облегчили атаки катер­ никам. В лаушниках послышались слова благодарности. Моряки точно вы­ пустили торпеды. Среди конвоя выросли два огромных взрыва. Два транспорта, расколовшись надвое, погружались в воду. (Несколько торпедных катеров выходили из атаки. Но один еще продолжал лежать на боевом кур­ се. В паре с летчиком Комаровым мы перешли на прикрытие его. По лучилось так, что немецкий охот­ ник, заіняв выгодную позицию, івел сильный прицельный огонь по ата­ кующему. іНадо было во что бы то «и стало подавить его артиллерию и дать возможность нашему катеру прицельно ісбросить торпеду. Снизившись до бреющей высоты, одновременным огнем всех пуле­ метов с двух заходов я зажег вра­ жеское судно. Благодаря нашей . поддержке с воздуха катер старшего лейтенанта тов. Успенского торпедировал тре­ тий вражеский транспорт. Обеспечением атаки и выхода из нее завершилось выполнение по­ ставленной перед моей четверкой задачи. На смену нам пришла чет­ верка капитана Сахарова, которая обеспечила прикрытие катеров на обратном маршруте, отсекла четы­ рех преследующих охотников и блестяще выиграша воздушный бой с 6-ю истребителями противни­ ка. На протяжении всей операции летчики, тесно взаимодействуя с катерниками, помогли им до кон­ ца выполнить задачу. ДВУХМОТОРНЫЕ САМОЛЕТЫ НА АВИАНОСЦАХ В СШ А выпу- назначенный для щен первый двух- базирования на авианосцах. До этбго с авианосцев моторный самолет „Грумман*, пред- деиствовали толь­ ко одномоторные самолеты. „Интѳравиа 1 САМОЛЕТЫ-МИШЕНИ В США для тре­ нировки зенитчи­ ков > качестве опытных мишеней применяются мо­ дели самолетов, управляемые по радио, .Интвравиа* духа. Для этого надо использовать рассказы экипажей, ранее летав­ ших на эту цель, а также карты крупного масштаба и фотоснимки цели. 2. Определение наивытоднейше- го захода на цель. Здесь нужно добиваться разрешения двух основ­ ных задач: наилучшего поражения цели и быстрого обнаружения ее, а отсюда и малого нахождения на­ ших самолетов в зоне зенитного ог­ ня противника. 3. Выбор высоты удара. 4. Намечение запасных заходов на цель. 5. Подробное знакомство экипа­ жа с метеообстановкой по маршру­ ту и у цели. Это является очень важным элементом в подготовке к ночному бомбометанию. Оценить погоду в полете ночью много труд­ нее, чем днем, поэтому еще перед вылетом экипаж обязан детально ознакомиться со всеми особенно­ стями метеорологической обстанов­ ки, с возможностью ее изменения. Элементы ветра, при вылете по цели, расположенной недалеко от аэродрома базирования наших са­ молетов, можно определить по шар- пилоту. Когда условия благоприят­ ные — измерение его можно про­ водить даже в полете. Успех ночных бомбоударов во многом зависит и от штурманского обеспечения. Основными методами самолето­ вождения ноічы о являются компас­ ная навигация, прокладка факти­ ческого пути полета, использование средств ТОС и широковещательных станций противника, дополняющих контроль (выполнения фактического пути. При оценке навигационной Обстановки, а также при подготов­ ке к ночному полету и выборе ме­ тодов самолетовождения надо учи­ тывать особенности ночи. В светлые лунные ночи над местностью, богатой ориентирами, самолетовождение на средних вы­ сотах не представляет особых трудностей и осуществляется в основном методами дневного само­ летовождения. В такую ночь на высоте 1.500 м. можно неплохо раз­ личать земную поверхность и неос­ вещенные ориентиры. Отчетливо видны, например, береговая черта, крупные озера, регки и даже шос­ сейные дороги. В темную ночь земная поверх­ ность и неосвещенные естествен­ ные ориентиры (рек#, озера) разли­ чаются с большими, трудностями, а в некоторых случаях совершенно не видны. ’Поэтому обычно в такую ночь, а также при наличии в воз­ духе атмосферной ^ымки, ориен­ тировку по местности вести почти не приходится. Все эти трудности 'ориентировки требуют от экипажа: произвести до вылета следующее: 1) выбрать и тщательно изучить маршрут пред­ стоящего полета; 2) наметить и изучить ближайшие к цели харак­ терные ориентиры; 3) определить время восхода и заіхода луны к мо­ менту прихода на цель; 4) прове­ рить надежность освещения и под.- готовить радионавиігз ционные сред­ ства и службу ТОС., , Однако, насколько бы экипаж ни был подготовлен к полету в тем­ ную ночь, во время .него он должен контролировать себі і. Этот конт­ роль осуществляется определе­ нием РМ. Возвращение на аЭфодром лучше всего производить в район слыши­ мости (на КП<М) радиостанций, а также ориентируясь световыми маяками. Хорошую службу могут в этом сослужить к посты ВНОС. При выходе в район; этих постов штурман обязан дать опознаватель­ ный сигнал. Каждізй пост имеет свой отличный сигнал и, получив его, штурман всегда уточнит свое местонахождение и может взять правильный курс? на аэродром. 2 . ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ БОМБОМЕТАНИЯ (Ночное бомбометание во всех случаях должно быть прицельным. Выполнение этого требования впол­ не обеспечивают наши прицелы. Надо только правильно их э к ­ с п л о й т ироваіть. Для того, чтобы добиться более точного бомбометания, лучше перед ударом осветить цель или район ее. Эту задачу могут выполнить специально высланный для этого самолет-осветитель или удар л$р. вой группы наших бомбардировщи­ ков, имеющих не только фугасные, но и зажигательные или освети­ тельные бомбы. Кроме этого, мож­ но освещать цель и следующим порядком: каждая группа самоле­ тов имеет свой бомбардировщик- осветитель. Он сбрасывает бомбы после удара и освещает цель дру­ гим подходящим группам самоле­ тов. Производство ночного бомбоме- тания в условиях отсутствия про­ жекторов и вражеской зенитной артиллерии ничем не отличается от полигонного. Такие неохраняе­ мые цели, в практике приходилось встречать очень редко. Немцы, как известно, каждый свой об’ект, представляющий какую-нибудь ценность, стараются защитить все­ ми средствами ПВО, а это намного усложняет боевую работу нашего летного состава ночью. Однако для умелого летчика огонь против­ ника и прожектора не страшны. Скрытность подхода к цели, пра­ вильный выход на нее, грамотный маневр в зенитном огне всегда обеспечат летчику успех. Рецепт, как себя вести над целью, дать очень трудно. Решение всегда под­ скажет летчику обстановка. Ска­ жу только об уходе от цели по­ сле сбрасывания бомб. Большин­ ство летного состава считает, что после сбрасывания бомб следует уходить со снижением. Это не всегда правильно. Противник ведет по снижающимся самолетам до­ вольно точный огонь. Выполнение тех условий, о ко­ торых говорил я выше, полностью обеспечивает успех ночных опера­ ций по портам и базам вра­ га. Несколько особенностей имеют ночные бомбоудары по средствам ,ПВО противника, его береговым батареям и другим огневым точкам, а также по немецким плавсредствам. Что же это за особенности? Зачастую при появлении одиночных наших самолетов над зенитными точками врага противник не открывает огонь. Для того, чтобы обнару­ жить расположение неприятельских средств ПВО, достаточно бывает сбросить 1—2 бомбы. После этого по вспышкам дул около зенитных орудий всегда можно точно найти цель и отбомбиться по ней. По бе­ реговым и полевым батареям врага надо действовать методом барража, который может продолжаться з те­ чение всего темного времени. Здесь только нужно так спланировать вылеты, чтобы над целью все вре­ мя «висел» хотя бы один самолет. Лучшими бомбами для подавленяя огневых средств противника явля­ ются осколочные в кассетах, а так­ же ФАБ-50, 100 и 250 кг. Бомбоудары по плавсредствам противника целесообразно прово­ дить только в лунную ночь, На высоте 400— 600 метров на перехо­ де корабли прекрасно зім е ік ь і. і? особенности, когда самолеты нахо­ дятся от них со стороны луны (на лунной дорожке четко вырисовы ваются черные силуэты кораблей и хорошо заметен след их движения)- Обычно экипаж обнаруживает ко­ рабли под углом 20—45°. После их обнаружения летчик должен отвер­ нуть от кораблей и, снова зайдя на них, прицельно сбросить бомбы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz