Североморский лётчик. 1944, сентябрь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 27 сентября 1944 т., № 230 (300). Майор П. Шулин Действия бомбардировщиков ночью Стрелок-радист гвардии сержант В, Черемных—участник ряда успешных торпедных атак, Фото И, Михеева, Ночные действия бомбардировоч- j ной авиации имеют свои положи-1 тельные и отрицательные стороны. К положительным относится: скрытность подхода к цели, мень шая вероятность поражения наших самолетов зенитным огнем врага, возможность, благодаря обстанов ке, позволяющей сделать несколь ко заходов, корректировать свои удары. К отрицательным — услож нение техники .пилотирования само лета, ухудшение видимости, а от сюда и ориентировки, уменьшение меткости бомбометания. Однако, наличие этих отрицательных сто рон не дает нам права ослаблять ночные удары по врагу. Наоборот, оно должно заставлять на!с более тщательно тренировать экипажи в полигонных условиях, более де тально учить их искусству ночного самолетовождения. В своей статье я хочу остано виться на двух основных вопросах, определяющих успех действий бом бардировщиков ночью: 1) подготов ка к ночному бомбоудару и 2) тех ника выполнения бомбометания. I. ПОДГОТОВКА к Н О ЧН ОМ У БОМБОУДА РУ (Ночное бомбометание требует тщательной и всесторонней подго товки. В состав подготовки вхо дит: 1. Подробное изучение основной и запасной цели. Цель экипажи должны знать наизусть с таким расчетом, чтобы, несмотря ни на какие трудные условия погоды, безошибочно определить ее с воз- ИЗ О П Ы Т А П О С Л Е Д Н ИХ О П Е Р А Ц И Й Как мы наводили торпедные катера Совм естны е действия торпедных катеров и авиации по конвоям про тивника вклю чаю т а себя многие попроси такти ческо го взаимодей ствия. 'Гак, например, в операции по разгрому немецкого каравана, которую недавно провели северо морские катерники и летчики, вза имодействовали многие группы са молетов. Причем это взаимодей ствие можно подразделить на не сколько этапов, каждый из кото рых соответствовал определенно му этал у боя. На помощь торпедным катерам, наносившим основной удар по кон вою, выделялось несколько групп самолетов ударной и прикрываю щей авиации. В частности, только для прикрытия 'ГК было выделено три группы истребителей. Каждая »з этих групп вылетала в опреде ленное время и выполняла опреде ленную задачу, В этой статье я хочу подробно остановиться на действиях своей группы, в задачу которой входило наведение торпедных катеров на канвой и обеспечение им выхода в атаку. іПеред вылетом мне стало извест. но, что группа торпедных катеров под командованием капитана 3-го ранга Федорова вышла в море и на ходится в кадрате *Н» и что наши катеры преследуются четырьмя охотниками противника. Подняв шись с аэродрома, мы четверкой взяли курс к условленному квадра- ту. Хорошая видимость позволила сразу же определить свое место: еще издалека я увидел несколько катеров. Однако когда мы стали подходить ближе, я все больше стал убеждаться, что это был лишь один советский катер, а остальные четыре — немецкие морские охот ники. Оказалось, что еще до атаки один из катеров, отставший от всей группы, был обнаружен про тивником. Положение этого катера становилось все более тяжелым— охотники, ведя ожесточенный об стрел, начали его окружение. Я решил с ходу атаковать против, ника, прикрыть с воздуха повреж денный катер и навести его на все остальные, которые, видимо, были где-то поблизости. После первой штурмовой атаки с воздуха немец кие охотники повернули обратно. Оставив над катером пару лейте нанта Веникова, я вместе со своим • Лейтенант А. Николаев • ведомым начал поиски основной группы, вскоре мы ее нашли. Свя зался по радио с Федоровым и со общил ему о месте нахождения от ставшего катера. Ему была оказа на помощь. Теперь, держа связь с основной группой, імы начали поиски карава на, а когда его обнаружили — на ведение к нему катеров. В это вре мя к нам приближалась группа са молетов старшего лейтенанта Сав чука. Вместе с прибывшими экипа жами мы шестеркой стали прикры вать катеры. Катеры сближались с конвоем. Как только дистанция стала до статочной для развертывания груп пы к атаке, капитан 3-го ранга Фе доров передал нам по радио коман ду о начале подавления артилле рийского огня на кораблях охране ния. Мы четверкой вышли вперед, оставив пару на прикрытии кате ров. Дружным пулеметным огнем летчики атаковали корабли. ■Тем временем дв» торпедные ка тера поставили дымзавесы. Про звучала команда «атака». По ней катера, максимально сблизившись с конвоем, начали атаковать вра жеские суда. Обстреливая дружно огневые точки противника, летчи ки отвлекали внимание немецкой обороны на себя и тем самым зна чительно облегчили атаки катер никам. В лаушниках послышались слова благодарности. Моряки точно вы пустили торпеды. Среди конвоя выросли два огромных взрыва. Два транспорта, расколовшись надвое, погружались в воду. (Несколько торпедных катеров выходили из атаки. Но один еще продолжал лежать на боевом кур се. В паре с летчиком Комаровым мы перешли на прикрытие его. По лучилось так, что немецкий охот ник, заіняв выгодную позицию, івел сильный прицельный огонь по ата кующему. іНадо было во что бы то «и стало подавить его артиллерию и дать возможность нашему катеру прицельно ісбросить торпеду. Снизившись до бреющей высоты, одновременным огнем всех пуле метов с двух заходов я зажег вра жеское судно. Благодаря нашей . поддержке с воздуха катер старшего лейтенанта тов. Успенского торпедировал тре тий вражеский транспорт. Обеспечением атаки и выхода из нее завершилось выполнение по ставленной перед моей четверкой задачи. На смену нам пришла чет верка капитана Сахарова, которая обеспечила прикрытие катеров на обратном маршруте, отсекла четы рех преследующих охотников и блестяще выиграша воздушный бой с 6-ю истребителями противни ка. На протяжении всей операции летчики, тесно взаимодействуя с катерниками, помогли им до кон ца выполнить задачу. ДВУХМОТОРНЫЕ САМОЛЕТЫ НА АВИАНОСЦАХ В СШ А выпу- назначенный для щен первый двух- базирования на авианосцах. До этбго с авианосцев моторный самолет „Грумман*, пред- деиствовали толь ко одномоторные самолеты. „Интѳравиа 1 САМОЛЕТЫ-МИШЕНИ В США для тре нировки зенитчи ков > качестве опытных мишеней применяются мо дели самолетов, управляемые по радио, .Интвравиа* духа. Для этого надо использовать рассказы экипажей, ранее летав ших на эту цель, а также карты крупного масштаба и фотоснимки цели. 2. Определение наивытоднейше- го захода на цель. Здесь нужно добиваться разрешения двух основ ных задач: наилучшего поражения цели и быстрого обнаружения ее, а отсюда и малого нахождения на ших самолетов в зоне зенитного ог ня противника. 3. Выбор высоты удара. 4. Намечение запасных заходов на цель. 5. Подробное знакомство экипа жа с метеообстановкой по маршру ту и у цели. Это является очень важным элементом в подготовке к ночному бомбометанию. Оценить погоду в полете ночью много труд нее, чем днем, поэтому еще перед вылетом экипаж обязан детально ознакомиться со всеми особенно стями метеорологической обстанов ки, с возможностью ее изменения. Элементы ветра, при вылете по цели, расположенной недалеко от аэродрома базирования наших са молетов, можно определить по шар- пилоту. Когда условия благоприят ные — измерение его можно про водить даже в полете. Успех ночных бомбоударов во многом зависит и от штурманского обеспечения. Основными методами самолето вождения ноічы о являются компас ная навигация, прокладка факти ческого пути полета, использование средств ТОС и широковещательных станций противника, дополняющих контроль (выполнения фактического пути. При оценке навигационной Обстановки, а также при подготов ке к ночному полету и выборе ме тодов самолетовождения надо учи тывать особенности ночи. В светлые лунные ночи над местностью, богатой ориентирами, самолетовождение на средних вы сотах не представляет особых трудностей и осуществляется в основном методами дневного само летовождения. В такую ночь на высоте 1.500 м. можно неплохо раз личать земную поверхность и неос вещенные ориентиры. Отчетливо видны, например, береговая черта, крупные озера, регки и даже шос сейные дороги. В темную ночь земная поверх ность и неосвещенные естествен ные ориентиры (рек#, озера) разли чаются с большими, трудностями, а в некоторых случаях совершенно не видны. ’Поэтому обычно в такую ночь, а также при наличии в воз духе атмосферной ^ымки, ориен тировку по местности вести почти не приходится. Все эти трудности 'ориентировки требуют от экипажа: произвести до вылета следующее: 1) выбрать и тщательно изучить маршрут пред стоящего полета; 2) наметить и изучить ближайшие к цели харак терные ориентиры; 3) определить время восхода и заіхода луны к мо менту прихода на цель; 4) прове рить надежность освещения и под.- готовить радионавиігз ционные сред ства и службу ТОС., , Однако, насколько бы экипаж ни был подготовлен к полету в тем ную ночь, во время .него он должен контролировать себі і. Этот конт роль осуществляется определе нием РМ. Возвращение на аЭфодром лучше всего производить в район слыши мости (на КП<М) радиостанций, а также ориентируясь световыми маяками. Хорошую службу могут в этом сослужить к посты ВНОС. При выходе в район; этих постов штурман обязан дать опознаватель ный сигнал. Каждізй пост имеет свой отличный сигнал и, получив его, штурман всегда уточнит свое местонахождение и может взять правильный курс? на аэродром. 2 . ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ БОМБОМЕТАНИЯ (Ночное бомбометание во всех случаях должно быть прицельным. Выполнение этого требования впол не обеспечивают наши прицелы. Надо только правильно их э к с п л о й т ироваіть. Для того, чтобы добиться более точного бомбометания, лучше перед ударом осветить цель или район ее. Эту задачу могут выполнить специально высланный для этого самолет-осветитель или удар л$р. вой группы наших бомбардировщи ков, имеющих не только фугасные, но и зажигательные или освети тельные бомбы. Кроме этого, мож но освещать цель и следующим порядком: каждая группа самоле тов имеет свой бомбардировщик- осветитель. Он сбрасывает бомбы после удара и освещает цель дру гим подходящим группам самоле тов. Производство ночного бомбоме- тания в условиях отсутствия про жекторов и вражеской зенитной артиллерии ничем не отличается от полигонного. Такие неохраняе мые цели, в практике приходилось встречать очень редко. Немцы, как известно, каждый свой об’ект, представляющий какую-нибудь ценность, стараются защитить все ми средствами ПВО, а это намного усложняет боевую работу нашего летного состава ночью. Однако для умелого летчика огонь против ника и прожектора не страшны. Скрытность подхода к цели, пра вильный выход на нее, грамотный маневр в зенитном огне всегда обеспечат летчику успех. Рецепт, как себя вести над целью, дать очень трудно. Решение всегда под скажет летчику обстановка. Ска жу только об уходе от цели по сле сбрасывания бомб. Большин ство летного состава считает, что после сбрасывания бомб следует уходить со снижением. Это не всегда правильно. Противник ведет по снижающимся самолетам до вольно точный огонь. Выполнение тех условий, о ко торых говорил я выше, полностью обеспечивает успех ночных опера ций по портам и базам вра га. Несколько особенностей имеют ночные бомбоудары по средствам ,ПВО противника, его береговым батареям и другим огневым точкам, а также по немецким плавсредствам. Что же это за особенности? Зачастую при появлении одиночных наших самолетов над зенитными точками врага противник не открывает огонь. Для того, чтобы обнару жить расположение неприятельских средств ПВО, достаточно бывает сбросить 1—2 бомбы. После этого по вспышкам дул около зенитных орудий всегда можно точно найти цель и отбомбиться по ней. По бе реговым и полевым батареям врага надо действовать методом барража, который может продолжаться з те чение всего темного времени. Здесь только нужно так спланировать вылеты, чтобы над целью все вре мя «висел» хотя бы один самолет. Лучшими бомбами для подавленяя огневых средств противника явля ются осколочные в кассетах, а так же ФАБ-50, 100 и 250 кг. Бомбоудары по плавсредствам противника целесообразно прово дить только в лунную ночь, На высоте 400— 600 метров на перехо де корабли прекрасно зім е ік ь і. і? особенности, когда самолеты нахо дятся от них со стороны луны (на лунной дорожке четко вырисовы ваются черные силуэты кораблей и хорошо заметен след их движения)- Обычно экипаж обнаруживает ко рабли под углом 20—45°. После их обнаружения летчик должен отвер нуть от кораблей и, снова зайдя на них, прицельно сбросить бомбы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz