Североморский лётчик. 1944, сентябрь.

СМЕРТЬ’ НЕМЕЦКИМ ОККУПАНТАМ! СЕВЕРОМОРСКИМ ЛЕТЧИК е ж е д н е в н а я г а з е т а в о е н н о - в о з д у ш н ы х с и л с е в е р н о г о ф л о т а № 2 3 0 (3 0 0 } 27 сентября 1944 года, среда № 230 (300) ОФИЦЕР, СЕРШАНТ, СОЛДАТ МОРСНОЙ АВИАЦИИ,— БУДЬ 30- РОН И БДИТЕЛЕН ВСЮДУ И ВСЕГДА! воля и НАСТОЙЧИВОСТЬ В Б О Ю ПО НЕМЕЦКИМ КОРАБЛЯМ! Война требует от людей самого высокого напряжения физических и моральных сил. Она подвергла су­ ровому испытанию качества наших офицеров и бойцов, всего совет­ ского народа, и это испытание на­ ми выдержано с честью. Борьба с немецко-фашистскими захватчика­ ми выдвинула из нашего народа тысячи героев и героинь, готовых итти на смерть ради свободы своей Родины. Справедливый характер нашей войны, пламенная любовь к Родине и ненависть к врагу — вот те ве­ ликие вдохновляющие силы, что движут советских воинов на рат­ ные подвиги, возвышающиеся до самопожертвования. В этом источ­ ник замечательных качеств совет­ ского воина — непреклонной воли к борьбе, храбрости, отваги, настой­ чивости в бою. Великий Сталин, отец и друг со­ ветских летчиков, указывал: «Лет­ чик — это концентрированная во­ ля, характер, умение итти на риск». Стальная воля требовалась от североморского летчика Бориса Са­ фонова, чтобы повести семерку своих истребителей в дерзкую ата­ ку против 52 [вражеских самолетов и добиться победы. И он нашел в себе эту волю. Следуя его славным традициям летчики-североморцы не раз дра­ лись против численно превосходя­ щего противника и побеждали. Герой Советского Союза капитан Стрельцов на опыте собственных боев пришел к выводу, что «воля к победе — самое сильное и гроз­ ное оружие. Тот, кто владеет этим оружием — всегда выйдет победи­ телем». И личными действиями в бою он подтверждает этот вывод. Всем памятны случаи, когда Стрельцов, не имея снарядов и пуль, шел в лобовую атаку на фа­ шистские машины. Воля немцев, их нервы оказывались слабее, не вы­ держивали. Враг сворачивал с бое­ вого курса, выходил из боя. Опыт и традиции мастеров воз­ душного боя учат, что для дости­ жения победы нужен не мгновен­ ный порыв воли, а постоянное твор­ ческое дерзание, источником кото­ рого является крепкая закалка мо­ ральных сил, всестороннее знание военного искусства, настойчивость и выдержка. Замечательные ■ боевые успехи Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта Францева — результат исключительной настой­ чивости в поисках врага, высокого воинского мастерства. Двенадцать раз он вылетал на свободную «охо­ ту» и не мог найти цели. В три­ надцатый полет его торпедная ата­ ка не принесла успеха. Но неудачи не сломили воли летчика. И в дни безуспешных вылетов он изучал морской театр, совершенствовал технику пилотирования, не переста­ вал готовить себя к схватке с вра­ гом. И когда Францев в один из вылетов обнаружил подводную лодку, он принял дерзкое реше­ ние — атаковать! Секунды... и атака принесла успех. Это была первая выдающаяся победа летчи- ка-торпедоносца, победа его воли, настойчивости, расчетливого риска. Пример творческого дерзания мысли, бесстрашия и решительно­ сти в действиях проявил в недав­ них торпедных атаках лейтенант С. Батраков. Ни дождь, ни туман, ни узкости фиордов, ни яростный обстрел врага не остановили от­ важного воина. Он обнаружил вра­ га и пошел на него в атаку. Но уже в момент атаки летчик увидел дру­ гую, более важную цель. Решение созрело мгновенно и было выпол­ нено безупречно. Торпеда поразила новую цель. Умение в любой обстановке, как бы тяжела она ни была, навязать свою волю врагу, найти пра­ вильное решение задачи и, исполь­ зуя все средства и силы, добиться победы — вот чему учит опыт лучших воздушных воинов. В жестоких боях за Родину за­ калились и возмужали летчики- североморцы. Наша авиация нанес­ ла немало мощных ударов по вра­ гу. Но борьба с немецко-фашист- скими захватчиками продолжается, становится все ожесточеннее. Про­ тивник любой ценой хочет оття­ нуть свою неминуемую гибель. Тре­ буется неустанно наращивать си­ лу ударов по врагу, искать боя, на­ вязывать противнику свою волю в бою, мастерски использовать воен­ ную технику и бить врага навер­ няка. Воля и настойчивость в бою — необходимые качества летчика. ------ о — ВОЗРОЖДАЕТСЯ ЖИЗНЬ В СТОЛИЦЕ МОЛДАВСКОЙ ССР от оккупантов трудящиеся энергич­ но принялись за восстановление своей столицы. За месяц отремон­ тировано около 800 зданий, произ­ ведена очистка улиц от обломков. Заканчивается монтаж электро­ станции, ремонтируется трамвай. Более трех лет хозяйничали о к­ купанты в столице Молдавской ССР — Кишиневе. Они разрушили все городские предприятия, элек­ тростанцию, трамвайный :парк, во­ допровод. После освобождения Кишинева -о- ВЫДАЮЩЕЕСЯ ДОСТИЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ТЕХНИКИ Два с лишним года назад в Под­ московном бассейне была восста­ новлена опытно - промышленная станция подземной газификации углей, разрушенная немецко-фа- шистскими захватчиками. На этой станции впервые в мире успешно решается сложнейшая техническая проблема безшахтной подземной газификации углей. При этом спо­ собе не требуется никаких горных выработок, совершенно отпадает необходимость в тяжелом шахтер­ ском труде под землей. Подготов­ ка угольного пласта, розжиг его и сам процесс газификации осущест­ вляется с поверхности при помощи скважин. При безшахтной газификации углей достигается не только огром­ ное облегчение человеческого тру­ да, но и значительная экономия. На Подмосковной станции непо­ средственно на производстве газа занято всего несколько человек об­ служивающего персонала. На пред­ приятиях, потребляющих подзем­ ный газ, высвободилось для других участков производства много рабо­ чей силы, которая раньше была за­ нята на транспортировке и подго­ товке топлива, вывозке золы. Более чем двухлетней опыт экс- нлоатации станции говорит о вы­ дающемся достижении советской техники. Открывается перспектива ши.рокого развития безшахтной подземной газификации углей. АТАКА ПОТОПЛЕНЫ ТРАНСПОРТ, ТРАЛЬЩИК, САМОХОДНАЯ БАРЖА И МОТОБОТ И СБИТО ЧЕТЫРЕ И ПОДБИТО ДВА САМОЛЕТА ПРОТИВНИКА Утром 25 сентября поступил при­ каз командования: во взаимодейст­ вии с торпедными катерами на­ нести удар по вражескому конвою в Варангер-фиорде. Быстро поднялись с аэродрома •и пошли на цель «Ильюшины», ве­ домые старшим лейтенантом Суро- вовым и лейтенантом Хилинским. Появление штурмовиков над не­ мецкими кораблями было внезап­ ным — противник успел открыть лишь слабый зенитный огонь. Л е т­ чики с пикирования сбросили бом­ бы. Удар был точным. На траль­ щике и самоходной барже возник­ ли взрывы, они стали погружаться в воду и затонули. Вслед за штурмовиками атакова­ ли конвой торпедные катера. Их прикрывали с воздуха наши истре­ бители. Появившиеся над местом боя «Мессершмитты» были отогна­ ны, одного из немцев сбил при этом лейтенант Николаев. Д ля нанесения удара по уцелев­ шим кораблям вражеского конвоя вылетели истребители-бомбарди­ ровщики майора Бабернова. Обна­ ружив в другом районе самоход­ ную баржу, они атаковали и силь­ но повредили ее. Во второй половине дня летчи­ ки-штурмовики, ведомые Героем Советского Союза капитаном Сини­ цыным, старшими лейтенантами Та- маровым и Сурововым, нанесли удар по кораблям, стоящим на рей­ де в порту Киркенес. Сильный огонь вражеских зени­ ток не помешал летчикам-северо- морцам выполнить боевое зада­ ние — они обрушили на врага сзой смертоносный груз, подавили огонь двух батарей зенитной артиллерии, вызвали три очага пожара з порту и потопили транспорт водоизмеще­ нием в 2.000 тонн. Кроме этого, на двух других транспортах возникли взрывы, а на сторожевом корабле противника — пожар. Попытки одиночных вражеских истребителей атаковать наши •'амо- леты успеха не имели. Один «сто- девятый», приблизившийся к штур­ мовикам, был подбит лейтенантом Дмитрик. Д ля обеспечивания действий на- СЕВЕРОМОРСКИХ ЛЕТЧИКОВ Лейтенант Хилинский — ведущий группы штурмовиков, уча­ ствовавших в последних операциях по кораблям и базам против­ ника. Фото И. Михеева. шей ударной авиации истребители- краснознаменцы под командова­ нием капитанов Самаркова и К о р ­ неева вылетали на блокирование вражеского аэродрома. В районе цели они навязали воздушный бой шестерке «Фокке-Вульфов». Смело атаковали врага летчики старшие лейтенанты Власов и Богданов. Под их меткими очередями загоре­ лись и упали в сопки два враже­ ских самолета. Одного немца пред­ положительно сбил лейтенант Сав­ ченко. При выполнении задания одич из «Ильюшиных» был подбит враже­ ским снарядом и сел на воду. Для спасения экипажа самолета подо­ шли торпедные катера. Одновре­ менно над местом посадки появи­ лись и вражеские истребители. I Между ними и нашими истребите­ лями произошел воздушный бой, в результате которого лейтенант Ки- ричёнко сбил «ФВ-190». Почти одновременно группа ист­ ребителей-бомбардировщиков, ве­ домая капитаном Стрельниковым, вылетала на «свободную охоту». В одном из фиордов они обнаружи­ ли и потопили мотобот противника. В результате боевого дня летчи­ ки-североморцы нанесли врагу сле­ дующий урон: потоплено — один транспорт водоизмещением 2.000 тонн, тральщик, самоходная баржа и мотобот; повреждено — два транспорта, один сторожевой ко ­ рабль и самоходная баржа; в воз­ душных боях сбито 4 и подбито 2 самолета противника. Капитан А, КОГТЕВ. От Советского Информбюро В течение 26 сентября юго-западнее города ТАЛЛИН наши войска вели бои по очищению от разрозненных.групп противника западного побе­ режья Эстонии, заняв при этом более 200 населен­ ных пунктов, в том числе КЛОГАРАНД, КУРКСЕ, АИЛИКЛЕПА, РОЗЛЕПА, ЛИННАМЯЭ, РИДА- ЛА, ТУРУ, ПУИСЕ, ХАЭСКА, МАРТА, СИЛЛА, ЛАЙККЮЛЬ, МИХКЛИ и железнодорожные станции РИЗИППЕРЕ, ЭЛЛАМА, РИСТИ, ТАЭБЛА, ПАЛИВЕРЕ, ВИГАЛА, РОТСИ. На РИЖСКОМ направлении наши войска, раз­ вивая наступление, овладели городами АЙНАЖИ, САЛАЦАРИЛА, АЛОЯ, ЛИМБАЖИ, ЦЕСИС, а также с боями заняли более 300 других населенных пунктов и среди Іних СВИЦИЕМС, АСТЭРЕ, УМУРГА, СТАЛБЕ, ЛУЦИЕМС, СЕРМУКШИ, ЯУНПИЛС, МАДЛИЕНА и железнодорожные станции АЛОЯ, АУСЕКЛИС, ПУЙТЕЛЕ, ПАЛЕ, Оперативная сводка за 26 сентября СТАЙЦЕЛЕ, ЗОНЕПЕ, АЙНАЖИ, ЦЕСИС, РА- МУЛИ, АМАТА. Южнее и юго-восточнее города САНОК наши войска, преодолевая сопротивление и инженерные заграждения противника в горно-лесистой мест­ ности, с боями заняли районный центр Дрогобыч- ской области город и железнодорожную станцию ТУРКА, населенные пункты РАДОШИЦЕ, ОСЛА- ВИЦА, СМОЛЬНИК, ЦАРЫНЬСКЕ, БЕРЕЖ­ КИ, ДЫДЕ'ВА, БОБЕРКА, ЯСЕНИЦА-ЗАМКО- ВА, ЯВОРА. На других участках фронта — поиски развед­ чиков и в ряде (Пунктов шли бои местного значе­ ния. За 25 сентября в воздушных боях и огнем зе­ нитной артиллерии сбито 49 самолетов против­ ника. На Рижском наяравлеииип наши войска продолжали наступление. Части іН-ского соединения, продви­ гаясь вдоль побережья Рижского ★ ★ ★ залива, овладели городами Айнажи и Салацарила. Другие наши части заняли город ц железнодорожную Станцию Алоя. Южнее города Вал- миера наши войска прорвали про­ межуточный оборонительный ру (Окончание см, на I стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz