Североморский лётчик. 1944, сентябрь.
С Е В Е Р О М О Р С К И Й Л Е Т Ч И К 26 сентября 1944 г., № 229 (299). Техник-лейтенант С. Драч (слева), младший сержант Н. Семенов и сержант И. Черный подве шивают авиабомбы к самолету. фото и _ Михеева. Улучшить морскую подготовку летчиков ПЕРЕДОВАЯ «КРАСНОГО ФЛОТА» ЗА 19 СЕНТЯБРЯ Переключение основного внима ния военно-воздушных сил флота на морские цели, лроведение круп ных комбинированных операций, в которых все рода авиации взаимо действуют между собой и с кораб лями разных классов, настоятель но требуют дальнейшего повыше- ния морской подготовки летчиков. Воздушные силы наших флотов непрерывно растут. В части и сое динении приходят десятки и сотни молодых летчиков, , штурманов, стрелков. В школах и училищах они познали основы летного ма стерства, овладели техникой 'Пило тировании, стрельбой, бомбомета нием, получили 'Понятие об органи зации, боевых с р е д с т в а х и основах таікѵики Военно-Морского Флота. По этих знаний недостаточно для летчиков, которым предстоит дей ствовать, на морских театрах. Что бы успешно выполнять задания на море, необходимо иметь более де тальные и полные знания кораблей (своих и противника), их тактики, особенностей полетов над широки ми водными пространствами. Зада ча командования авиационных ча стей состоит п том, чтобы в крат чайший срок дать молодым летчи кам эти знания. Лекции, индивидуальные заня тия, беседы заслуженных офице ров, практические полеты над мо рем, изучение фотоснимков, схем, посещение «ораблей — вот те фор мы учебы, которые помогут моло дому летчику и штурману научить ся безошибочно определять типы кораблей, их скорость, строй, водо измещение. Такую учебу надо ор ганизовать во всех без исключения авиационных частях: минно-торпед ных, истребительных, штурмовых, бомбардировочных, разведыватель ных. 'Все они действуют на море, .все участвуют в совместных опера циях против кораблей, баз и портов, а следовательно им івсем необходи мы морские навыки и знания. В -частях, где морской подготов ке летного состава уделяют долж ное внимание, с. особым успехом выполняются все задания командо вания, там наибольшее число эки пажей готово к участию в комбини рованных операциях против мор ских целей, к свободному крейсер ству, там наибольшее число побед на море. Примером целеустремлен ной и последовательной работы над, совершенствованием морской под- готонки летчиков может служить краснознаменный полк, которым командует подполковник Усачев. Летный состав этого полка учится регулярно и настойчиво. Прежде Чем выпустить экипаж в воздух, ' его долго и упорно готовят на зем- I ле. !В этой части практикуют ре гулярное посещение . кораблей, контрольные полеты с опытными летчиками-инструкторамн. Нередко молодой экипаж берет с собой в воздух альбом фотоснимков и ри сунков кораблей, действующих на данном театре. Обнаружив и опре делив на-глаз класс, тип, скорость и строй кораблей, летчик тут же проверяет себя. Все эти .мероприя тия, наряду с основательным изу чением оруіжия и тактики кораблей позволяют командованию полка бы стро выработать у летчиков прак тические навыки, необходимые для успешной боевой работы на море. К сожалению, не во.всех частях так организована морская подго товка летного состава, особенно недавно пришедшего в действую щие подразделения. Кое-где счита ют возможным ограничиться не сколькими беседами и провозными полетами над аэродромом. Систе матическое и последовательное изучение морского дела и морской тактики в этих частях не организо вано. Не проводятся даже разборы операций выполненных частью во взаимодействии с другими родами авиации и кораблями против кара ванов и военно-морских баз против ника. А такие разборы могли бы дать молодым экипажам очень мно го полезного. На них летчики и штурманы учились бы не только определять класс и тип кораблей, но и осваивали бы тактику дейст вий флота, особенности совместных операций. Военно-морская учеба летчиков должна вестись не эпизодически, а непрерывно, ибо на море, как и на суше, непрерывно изменяется так тика действий, появляется новая техника, меняются данные кораб лей, их вооружение, расположение этого вооружения. Все эти измене ния должны учитываться каждым летчиком. Без знания, например, расположения зенитных установок на кораблях противника трудно вы брать наиболее выгодное направле ние для захода в атаку, нанести бом- боі-штурмовой удар по самому уяз вимому месту вражеского корабля. Морская подготовка — важнейшая составная часть всей боевой учебы летного состава. Ей надо уделять не меньше внимания, чем отработке техники пилотирования, бомбомета ния или стрельбы. Малейшее пренебрежение мор ской выучкой приводит порой к очень неприятным последствиям, В одной из частей имел место такой случай: группа штурмовиков зыле- тела на задание. Разведка донесла, что в районе одного острова идет конвой противника. Летчикч точно провели свои машины по курсу, правильно. учли снос, ветер, свое временно обнаружили цель, смело атаковали ее. Словом, они дейст вовали с авиационной точки зрения почти безупречно. Но ни одного корабля противник не потерял. Де- до в том, что летчики сбрасывали бомбы не на корабли, а на остро вок, который они приняли за боль шой транспорт. Эта ошибка могла произойти только потому, чго лет чики не обладали необходимыми морскими навыками, забыли основ ные признаки, по которым можно безошибочно определить даже в темное время суток направление движения кораблей,, их скорость, а следовательно и точное место. Именно из-за слабой морской выуч ки у нас до сих пор бывают случаи неправильного определения тонна жа атакованных кораблей, их осад ки, скорости хода и точного места. Все это, естественно, затрудняет подготовку и проведение операций против конвоев. Наши части и соединения имеют все условия для того, чтобы резко улучшить морскую подготовку лет ного состава. На флотах выросли десятки экипажей, умеющих безо шибочно определять класс, тип, скорость, курс кораблей .противни ка в море, знающих систему распо ложения вооружения на судах про тивника, их уязвимые места, осо бенности тактики своего и враже ского флота. Богатый опыт этих летчиков и штурманов надо’ всеми способами передавать молодому летному составу. Особое внимание следуеті уделить обучению летного состава навигационным .расчетам на морской карте, умению быстро перевести мили в километры и н а оборот. Это поможет предупредить досадные ошибки при подготовке и организации бомбо-штурмовых и торпедных ударов по вражеским кораблям. Очень много может дать летчикам хождение на шлюпке, плавание «а наших торпедных кате рах и крупных кораблях. Между тем в ряде частей за последнее время выходы, летчиков в море ст а ли чрезвычайно редким явлением. Развитие событий выдвигает пе ред авиацией Военно-Морского Флота все ніовые, более сложные задачи, требующие дольше нахо диться над морем, непрерывно рас ширять зону своих действий. От личная морская подготовка позво лит экипажам быстрее находить вражеские корабли, еще точнее по ражать их, бить только в цель, на верняка. С. Варшавский, Б. Реет ТРИ ЧАСА НА ОДНОМ МОТОРЕ Происшествие, приключившееся с младшим лейтенантом Сенаторо вым, пожалуй, озадачило бы и опытного летчика. А Сенаторов всего только три месяца, как во шел в боевой строй морских раз ведчиков. И если в авиационном училище курсанты совершали учеб ные полеты с выключенным пра. вым или левым мотором, то трехча совой путь 'над вражеским морем и землей на одном работающем мо торе, — такой полет младшему лейтенанту Сенаторову довелось совершить впервые. В тот день экипаж Сенаторова получил задание на дальнюю раз ведку моря. Почти у конечного пункта своего маршрута разведчик увидел группу вражеских кораб лей. Внимание летчика привлекло .эффектное зрелище взрывающегося судна, — как выяснилось позже, взрыв судна был результатом тор педной атаки гвардейца Литвака. Сенаторов подошел поближе к ко раблям, и по нему сразу же был открыт зенитный огонь. На разво роте летчик заметил, что левый мо тор задымил... — Подбит! Других об’яснений быть не мог ло. Правда, каких-либо попаданий в самолет и мотор никто из членов экипажа не приметил, но черный дым, валивший из мотора, был наи более веским доводом для возник шего предположения. Было от чего взволноваться мо лодому летчику! Но за месяцы боевой работы па североморском аэродроме Сенаторов успел, уже услышать немало рассказов о том, как благополучно возвращаются летчики на израненных машинах, и что в этих случаях прежде всего обязательно спокойствие -и хладно кровие пилота. Мотор не воспламенялся. Чер ный дым попрежнему валил из не го. Мотогондола и левая плоскость стали забрызгиваться маслом. Чи ханье и тряска подтвердили, что левый мотор вышел из строя. Стараясь придать голосу интона цию невозмутимости, Сенаторов приказал стрелку-радисту сержан ту Рудля сообщить земле: — Возвращаюсь домой на одном моторе. Легко передать радиограмму с борта самолета, гораздо труднее впервые, без достаточного летного опыта, довести тяжелую машину домой на одном моторе, тем более, что мотор задымил в Огромном от далении от своего берега. Но, в конце концов, подобного рода ис пытания, если они выпадают на долю летчика, то когда-нибудь не избежно выпадают «впервые». А выдержав первое испытание, легче уже выдержать и второе... Сенаторов начал, действовать. Он прикрыл газ в левом моторе. Черный дым тотчас же прекратил ся. На мгновение это удивило Се наторова, но тут же он понял, что мотор не ігорит, а следовательно, мотор не подбит зенитным огнем. Просто по неизвестной причине мотор вышел из строя. В строю оставался один правый мотор, и надо было возвращаться домой на нем одном. 'Прибрав газ работающего мото ра., Сенаторов отрегулировал трим мерами самолет в горизонтальный полет, затем увеличил обороты правого мотора. Самолет ще;; сперва юзом, но потом все пошло" нормально. — Как пойдем? — спросил лет чик своего штурмана лейтенанта Пронина. У штурмана был больший летный стаж, чем у летчика, и Се наторов обрадовался, когда Про нин деловито, без какой-либо тре воги стал разрабатывать маршрут, обеспечивающий максимальную безопасность экипажу. Было решено часть маршрута проделать над сушей. Работающий мотор нельзя было «насиловать», самолет шел на за медленной, непривычной для эки пажа скорости. Штурман рассчитал, что обратный маршрут займет при мерно три часа... — Дотянем! — счел нужным ободрить членов своего экипажа командир. — Ясно, дотянем! Тяии, тяни, — отозвался штурман. — Раньше ехали курьерским поездом, а теперь товарным! — по шутил и стрелок-радист. Никто не сомневался, что моло дой летчик дотянет машину к сво ему аэродрому, и это укрепляло в Сенаторове уверенность в свои си лы. Земля, как только была полу чена радиограмма с самолета, сле дила за полетом неисправной ма шины, аремя от времени передавая в воздух указания и советы летчи ку. Сенаторов внимательно наблю дал за поведением моторов здоро вого и больного. Нет, все шло нор мально... Лететь над сушей было труднее, чем над морем. 'Проходить над тер риторией противника надо было на бреющем, лавируя между сопками, то подымаясь, то опускаясь... и тут летчика и штурмана подвел отклонившийся, в результате непре рывных нисходящих и восходящих движений магнитный компас: не ожиданно для себя Сенаторов ока зался в районе немецкого аэродро ма Л. Зенитный огонь, открытый .по самолету, заставил взять поправ ку в курсе, и, не дожидаясь пресле дования фашистскими самолетами, круто отвернуть, насколько позво ляла скорость, уйти в море. Но теперь они были уже невда леке от родных берегов. Перед сложной посадкой на од ном моторе земля дала еще не сколько указаний летчику, и вско ре он опустил машину на свой аэ родром. Штурман почти точно определил время, которое займет обратный маршрут: на одном мо торе младший лейтенант Сенато ров летел около трех часов. Техники сменили прогоревший в левом моторе поршень. И снова поднялась с летного поля машина Сенаторова., два мощных мотора несут ее в дальние фиорды и в глу бокие тылы врага. Молодой лет чик Сенаторов теперь на своем опыте убедился, что необходимо сохранять спокойствие и хладно кровие 'в любом сложном положе нии, что спокойствие, хладнокро вие и умение помогут преодолеть все трудности, с которыми встре чается летчик в боевом полете. <х~ Зсг&у&еэт/о ^АВИАЦИИ НОВАЯ МОДИФИКАЦИЯ «СЭНДЕРБОЛТА» На модернизи рованном амери канском истреби теле „Сэндерболт" вместо трехло- ііастного установ лен четырехло пастный пропел лер системы „Гид- роматик". Как по казали л е т ц щ ис пытания, приИене- л. ние нового про пеллера повысило скорость поле*® 1 ускорило набор высоты. „Аэро Дай, .жест
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz