Североморский лётчик. 1944, сентябрь.

С Е В Е Р О М О Р С К И Й Л Е Т Ч И К 26 сентября 1944 г., № 229 (299). Техник-лейтенант С. Драч (слева), младший сержант Н. Семенов и сержант И. Черный подве­ шивают авиабомбы к самолету. фото и _ Михеева. Улучшить морскую подготовку летчиков ПЕРЕДОВАЯ «КРАСНОГО ФЛОТА» ЗА 19 СЕНТЯБРЯ Переключение основного внима­ ния военно-воздушных сил флота на морские цели, лроведение круп­ ных комбинированных операций, в которых все рода авиации взаимо­ действуют между собой и с кораб­ лями разных классов, настоятель­ но требуют дальнейшего повыше- ния морской подготовки летчиков. Воздушные силы наших флотов непрерывно растут. В части и сое­ динении приходят десятки и сотни молодых летчиков, , штурманов, стрелков. В школах и училищах они познали основы летного ма­ стерства, овладели техникой 'Пило­ тировании, стрельбой, бомбомета­ нием, получили 'Понятие об органи­ зации, боевых с р е д с т в а х и основах таікѵики Военно-Морского Флота. По этих знаний недостаточно для летчиков, которым предстоит дей­ ствовать, на морских театрах. Что­ бы успешно выполнять задания на море, необходимо иметь более де­ тальные и полные знания кораблей (своих и противника), их тактики, особенностей полетов над широки­ ми водными пространствами. Зада­ ча командования авиационных ча­ стей состоит п том, чтобы в крат­ чайший срок дать молодым летчи­ кам эти знания. Лекции, индивидуальные заня­ тия, беседы заслуженных офице­ ров, практические полеты над мо­ рем, изучение фотоснимков, схем, посещение «ораблей — вот те фор­ мы учебы, которые помогут моло­ дому летчику и штурману научить­ ся безошибочно определять типы кораблей, их скорость, строй, водо­ измещение. Такую учебу надо ор­ ганизовать во всех без исключения авиационных частях: минно-торпед­ ных, истребительных, штурмовых, бомбардировочных, разведыватель­ ных. 'Все они действуют на море, .все участвуют в совместных опера­ циях против кораблей, баз и портов, а следовательно им івсем необходи­ мы морские навыки и знания. В -частях, где морской подготов­ ке летного состава уделяют долж­ ное внимание, с. особым успехом выполняются все задания командо­ вания, там наибольшее число эки­ пажей готово к участию в комбини­ рованных операциях против мор­ ских целей, к свободному крейсер­ ству, там наибольшее число побед на море. Примером целеустремлен­ ной и последовательной работы над, совершенствованием морской под- готонки летчиков может служить краснознаменный полк, которым командует подполковник Усачев. Летный состав этого полка учится регулярно и настойчиво. Прежде Чем выпустить экипаж в воздух, ' его долго и упорно готовят на зем- I ле. !В этой части практикуют ре­ гулярное посещение . кораблей, контрольные полеты с опытными летчиками-инструкторамн. Нередко молодой экипаж берет с собой в воздух альбом фотоснимков и ри­ сунков кораблей, действующих на данном театре. Обнаружив и опре­ делив на-глаз класс, тип, скорость и строй кораблей, летчик тут же проверяет себя. Все эти .мероприя­ тия, наряду с основательным изу­ чением оруіжия и тактики кораблей позволяют командованию полка бы­ стро выработать у летчиков прак­ тические навыки, необходимые для успешной боевой работы на море. К сожалению, не во.всех частях так организована морская подго­ товка летного состава, особенно недавно пришедшего в действую­ щие подразделения. Кое-где счита­ ют возможным ограничиться не­ сколькими беседами и провозными полетами над аэродромом. Систе­ матическое и последовательное изучение морского дела и морской тактики в этих частях не организо­ вано. Не проводятся даже разборы операций выполненных частью во взаимодействии с другими родами авиации и кораблями против кара­ ванов и военно-морских баз против­ ника. А такие разборы могли бы дать молодым экипажам очень мно­ го полезного. На них летчики и штурманы учились бы не только определять класс и тип кораблей, но и осваивали бы тактику дейст­ вий флота, особенности совместных операций. Военно-морская учеба летчиков должна вестись не эпизодически, а непрерывно, ибо на море, как и на суше, непрерывно изменяется так­ тика действий, появляется новая техника, меняются данные кораб­ лей, их вооружение, расположение этого вооружения. Все эти измене­ ния должны учитываться каждым летчиком. Без знания, например, расположения зенитных установок на кораблях противника трудно вы­ брать наиболее выгодное направле­ ние для захода в атаку, нанести бом- боі-штурмовой удар по самому уяз­ вимому месту вражеского корабля. Морская подготовка — важнейшая составная часть всей боевой учебы летного состава. Ей надо уделять не меньше внимания, чем отработке техники пилотирования, бомбомета­ ния или стрельбы. Малейшее пренебрежение мор­ ской выучкой приводит порой к очень неприятным последствиям, В одной из частей имел место такой случай: группа штурмовиков зыле- тела на задание. Разведка донесла, что в районе одного острова идет конвой противника. Летчикч точно провели свои машины по курсу, правильно. учли снос, ветер, свое­ временно обнаружили цель, смело атаковали ее. Словом, они дейст­ вовали с авиационной точки зрения почти безупречно. Но ни одного корабля противник не потерял. Де- до в том, что летчики сбрасывали бомбы не на корабли, а на остро­ вок, который они приняли за боль­ шой транспорт. Эта ошибка могла произойти только потому, чго лет­ чики не обладали необходимыми морскими навыками, забыли основ­ ные признаки, по которым можно безошибочно определить даже в темное время суток направление движения кораблей,, их скорость, а следовательно и точное место. Именно из-за слабой морской выуч­ ки у нас до сих пор бывают случаи неправильного определения тонна­ жа атакованных кораблей, их осад­ ки, скорости хода и точного места. Все это, естественно, затрудняет подготовку и проведение операций против конвоев. Наши части и соединения имеют все условия для того, чтобы резко улучшить морскую подготовку лет­ ного состава. На флотах выросли десятки экипажей, умеющих безо­ шибочно определять класс, тип, скорость, курс кораблей .противни­ ка в море, знающих систему распо­ ложения вооружения на судах про­ тивника, их уязвимые места, осо­ бенности тактики своего и враже­ ского флота. Богатый опыт этих летчиков и штурманов надо’ всеми способами передавать молодому летному составу. Особое внимание следуеті уделить обучению летного состава навигационным .расчетам на морской карте, умению быстро перевести мили в километры и н а­ оборот. Это поможет предупредить досадные ошибки при подготовке и организации бомбо-штурмовых и торпедных ударов по вражеским кораблям. Очень много может дать летчикам хождение на шлюпке, плавание «а наших торпедных кате­ рах и крупных кораблях. Между тем в ряде частей за последнее время выходы, летчиков в море ст а­ ли чрезвычайно редким явлением. Развитие событий выдвигает пе­ ред авиацией Военно-Морского Флота все ніовые, более сложные задачи, требующие дольше нахо­ диться над морем, непрерывно рас­ ширять зону своих действий. От­ личная морская подготовка позво­ лит экипажам быстрее находить вражеские корабли, еще точнее по­ ражать их, бить только в цель, на­ верняка. С. Варшавский, Б. Реет ТРИ ЧАСА НА ОДНОМ МОТОРЕ Происшествие, приключившееся с младшим лейтенантом Сенаторо­ вым, пожалуй, озадачило бы и опытного летчика. А Сенаторов всего только три месяца, как во­ шел в боевой строй морских раз­ ведчиков. И если в авиационном училище курсанты совершали учеб­ ные полеты с выключенным пра. вым или левым мотором, то трехча­ совой путь 'над вражеским морем и землей на одном работающем мо­ торе, — такой полет младшему лейтенанту Сенаторову довелось совершить впервые. В тот день экипаж Сенаторова получил задание на дальнюю раз­ ведку моря. Почти у конечного пункта своего маршрута разведчик увидел группу вражеских кораб­ лей. Внимание летчика привлекло .эффектное зрелище взрывающегося судна, — как выяснилось позже, взрыв судна был результатом тор­ педной атаки гвардейца Литвака. Сенаторов подошел поближе к ко­ раблям, и по нему сразу же был открыт зенитный огонь. На разво­ роте летчик заметил, что левый мо­ тор задымил... — Подбит! Других об’яснений быть не мог­ ло. Правда, каких-либо попаданий в самолет и мотор никто из членов экипажа не приметил, но черный дым, валивший из мотора, был наи­ более веским доводом для возник­ шего предположения. Было от чего взволноваться мо­ лодому летчику! Но за месяцы боевой работы па североморском аэродроме Сенаторов успел, уже услышать немало рассказов о том, как благополучно возвращаются летчики на израненных машинах, и что в этих случаях прежде всего обязательно спокойствие -и хладно­ кровие пилота. Мотор не воспламенялся. Чер­ ный дым попрежнему валил из не­ го. Мотогондола и левая плоскость стали забрызгиваться маслом. Чи­ ханье и тряска подтвердили, что левый мотор вышел из строя. Стараясь придать голосу интона­ цию невозмутимости, Сенаторов приказал стрелку-радисту сержан­ ту Рудля сообщить земле: — Возвращаюсь домой на одном моторе. Легко передать радиограмму с борта самолета, гораздо труднее впервые, без достаточного летного опыта, довести тяжелую машину домой на одном моторе, тем более, что мотор задымил в Огромном от­ далении от своего берега. Но, в конце концов, подобного рода ис­ пытания, если они выпадают на долю летчика, то когда-нибудь не­ избежно выпадают «впервые». А выдержав первое испытание, легче уже выдержать и второе... Сенаторов начал, действовать. Он прикрыл газ в левом моторе. Черный дым тотчас же прекратил­ ся. На мгновение это удивило Се­ наторова, но тут же он понял, что мотор не ігорит, а следовательно, мотор не подбит зенитным огнем. Просто по неизвестной причине мотор вышел из строя. В строю оставался один правый мотор, и надо было возвращаться домой на нем одном. 'Прибрав газ работающего мото­ ра., Сенаторов отрегулировал трим­ мерами самолет в горизонтальный полет, затем увеличил обороты правого мотора. Самолет ще;; сперва юзом, но потом все пошло" нормально. — Как пойдем? — спросил лет­ чик своего штурмана лейтенанта Пронина. У штурмана был больший летный стаж, чем у летчика, и Се­ наторов обрадовался, когда Про­ нин деловито, без какой-либо тре­ воги стал разрабатывать маршрут, обеспечивающий максимальную безопасность экипажу. Было решено часть маршрута проделать над сушей. Работающий мотор нельзя было «насиловать», самолет шел на за­ медленной, непривычной для эки­ пажа скорости. Штурман рассчитал, что обратный маршрут займет при­ мерно три часа... — Дотянем! — счел нужным ободрить членов своего экипажа командир. — Ясно, дотянем! Тяии, тяни, — отозвался штурман. — Раньше ехали курьерским поездом, а теперь товарным! — по­ шутил и стрелок-радист. Никто не сомневался, что моло­ дой летчик дотянет машину к сво­ ему аэродрому, и это укрепляло в Сенаторове уверенность в свои си­ лы. Земля, как только была полу­ чена радиограмма с самолета, сле­ дила за полетом неисправной ма­ шины, аремя от времени передавая в воздух указания и советы летчи­ ку. Сенаторов внимательно наблю­ дал за поведением моторов здоро­ вого и больного. Нет, все шло нор­ мально... Лететь над сушей было труднее, чем над морем. 'Проходить над тер­ риторией противника надо было на бреющем, лавируя между сопками, то подымаясь, то опускаясь... и тут летчика и штурмана подвел отклонившийся, в результате непре­ рывных нисходящих и восходящих движений магнитный компас: не­ ожиданно для себя Сенаторов ока­ зался в районе немецкого аэродро­ ма Л. Зенитный огонь, открытый .по самолету, заставил взять поправ­ ку в курсе, и, не дожидаясь пресле­ дования фашистскими самолетами, круто отвернуть, насколько позво­ ляла скорость, уйти в море. Но теперь они были уже невда­ леке от родных берегов. Перед сложной посадкой на од­ ном моторе земля дала еще не­ сколько указаний летчику, и вско­ ре он опустил машину на свой аэ­ родром. Штурман почти точно определил время, которое займет обратный маршрут: на одном мо­ торе младший лейтенант Сенато­ ров летел около трех часов. Техники сменили прогоревший в левом моторе поршень. И снова поднялась с летного поля машина Сенаторова., два мощных мотора несут ее в дальние фиорды и в глу­ бокие тылы врага. Молодой лет­ чик Сенаторов теперь на своем опыте убедился, что необходимо сохранять спокойствие и хладно­ кровие 'в любом сложном положе­ нии, что спокойствие, хладнокро­ вие и умение помогут преодолеть все трудности, с которыми встре­ чается летчик в боевом полете. <х~ Зсг&у&еэт/о ^АВИАЦИИ НОВАЯ МОДИФИКАЦИЯ «СЭНДЕРБОЛТА» На модернизи­ рованном амери­ канском истреби­ теле „Сэндерболт" вместо трехло- ііастного установ­ лен четырехло­ пастный пропел­ лер системы „Гид- роматик". Как по­ казали л е т ц щ ис­ пытания, приИене- л. ние нового про­ пеллера повысило скорость поле*® 1 ускорило набор высоты. „Аэро Дай, .жест

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz