Североморский лётчик. 1944, сентябрь.

24 сентября 1944 г., № 228 (298). С Е В Е Р О М О Р С К И Й Л Е Т Ч И К Самолет № 7602... Г. Свирский Это было летом 1942 года. На заполярный аэродром опустился самолет. Летічик-перегонщик зару­ лил его на край летного полч и пе­ редал в руки североморцев. — Машина отличная, — скм ал он, — сам Владимир Кокки,нэки испытывал. Техник, принимавший машину, посмотрел формуляр. На первых страницах он увидел коротенькую запись испытателя: «Машина облетана. Моторы и спецоборудование работают хоро­ шо. В. Коккинаки». — Знаменитый человек самолет испытывал, — обратился техник к мотористу. — Беречь машину надо. Открывай капоты, начнем осмотр. Вечером к бомбардировщику по­ дошла группа летчиков. Перегон­ щик рассказывал им об умелых ра­ бочих руках, создающих грозные боевые машины. — Машины, которые мы пригна­ ли, собраны сверх плана в подарок 24 годовщине Красной Армии. Лю ­ ди отдали этим самолетам много энергии, много времени. Копда бом­ бардировщики выходили с завода, в цехе возник короткий митинг. Ра. бочие заверили нас, что они увели­ чат выпуск боевых машин. — Передайте фронтовикам, что мы не подведем, — говорили рабо­ чие. —- Пусть только каждый само­ лет используют доотказа, выжмут из него все, что может дать наша техника в умелых руках. — Постараемся оправдать на­ дежды рабочих, — сказал тогда командир эскадрильи. Командир решил дать н о в ы й са- молеты самым опытным летчикам. — Самолет № 7602 возьмет стар­ ший лейтенант Агафонов, — при­ казал он. Через несколько дней машина № 7602 приняла «боевое креще­ ние». После налета советской авиа­ ции іна вражеском аэродроме оста­ лось гореть около десятка немец­ ких бомбовозов. — Начала есть, — сказал вече­ ром Агафонов. 'На экипаж самолета № 7602 за ­ писали Два сожженных «Юнкерса». Через несколько дней Агафонов на том же Самолете открыл счет потопленных немецких кораблей, а до зимы он отправил на дно Барен- цова моря еще два вражеских ■транспорта. В конце 1942 года на машине стали сдавать моторы. Механики пять суток работали без сна и от­ дыха, заменили всю проводку за­ жигания, магнето и вскоре самолет снова ушел на боевое задание. Его 'повел командир подразделения Григорий Попович в ночную тор­ педную атаку. Этот полет прочно вошел в историю североморской авиации: в непроглядную полярную ночь впервые был найден и потоп­ лен вражеский транспорт. ІК середине зимы моторы бомбар­ дировщика полностью выработали свой ресурс. Группа механиков под руководством хозяина самолета коммуниста Судницыма приступила к замене двигателей. Началась на­ пряженная работа. К утру пурга заносила каіпонир. Трудовой день начинался обычно с откапывания самолета. Отбросив снег, механики приступали к демонтажу. На мото­ ры надевались брезентовые палат­ ки, защищавшие от снега и поры­ вов ветра. Но брезент не спасал от моро'за. Поэтому невдалеке от ма­ шины горела лампа подогрева, над которой механики поочередно гре­ ли руки. Люди работали спокойно и быст­ ро, изредка совещаясь друг с дру­ гом, На вторые сутки они присту­ пили к установке новых моторов. Когда к отдельным агрегатам нельзя было подобраться ключами, механики укрепляли их, обморажи­ вая о гайки кончики пальцев. Две ночи пришлось работать без лампы подогрева: в воздухе висели ноч­ ные бомбардировщики немцев. В разгар работы механика Суд- ницына вызвали в штаб. Через пол­ часа он прибежал к машине, рас­ красневшийся от радости. Мотори­ сты увидели в его руках малень­ кую коробочку, в которой лежала правительственная награда — ме­ даль «За боевые заслуги». — Наградили, — сказал он, пе­ реводя дыхание. — Сказали, что за образцовое выполнение заданий в борьбе с немцами... Через три дня на самолете Суд- ницына вылетел в бой капитан Шкаруба. Над вражеским карава­ ном звено советских бомбардиров­ щиков атаковали несколько «Ме- 110». 23 минуты продолжалась яростная схватка над бурлящим морем. Два «стодесятых» совет­ ские летчики вогнали в воду, остальные бежали. На машине Шкарубы немцы повредили рули глубины, «наряды сорвали перкаль. Но летчик благополучно довел торпедоносец до родного аэродро­ ма. Двое суток механики не отхо­ дили от самолета, пока виовь не ввели его в строй. Почти ежедневно машина Судни- цыиа уходила в боевой полет. Лет­ чики бомбили вражеские базы, тор­ педировали суда противника, На этой машине трижды заходил в торпедную атаку Шкаруба, вры­ вался в середину немецкого конвоя летчик Дубинец со штурманом Святковым. Об этих дерзких тор­ педных ударах долго говорили в полку. Во время одной из атак ярост­ ный огонь противника изэешетил машину. Около 300 'пробоин зияли на плоскостях, фюзеляжа, центро­ плане. Перкалевая обшивка рулей свисала клочьями. Временами са­ молет проваливался до воды, k j k раненая птица. Дубинец с трудом вырывал ее вверх. Недалеко от родного берега моторы начали сда­ вать: из перебитой системы выте­ кали масло и бензин. Дубинец из последних сил дотянул торпедоно­ сец к родным берегам. После этого полета, самолет не подлежал полевому ремонту. Его отвезли в мастерские. Там машину осмотрела техническая комиссия: — Может быть разобрать само­ лет на запасные части? — предло- Ііас. Лебедев -Кумач ОТЕЦ И СЫН Эту сценку у причала Мне увидеть довелось... К молодому адмиралу Подошел седой матрос. Козырнул по-русски лихо С доброй хваткою морской, А потом промолвил тихо: ■“ Здравствуй, Коля, дорогой. Как живешь, сынок? Признаться, Не видал тебя давно. Говорят, ты многих немцев Проводить успел на дно? Я, хотя и не по чину, Но, однако, как отец, Заявляю: — Молодчина! То есть просто молодец! Адмирал широкоплечий Крепко обнял старшину: — Батька? Ты? Какая встреча! Вот так встреча! Ну и ну! Как здоровье?—Все в порядке! — Вы, отцы, все — молодцы, А вот я от лихорадки Чуть, брат, не отдал концы! — Что ты?—Право, еле вынес... Ты-—с конвоем? — Точно, с ним! — Приходи-ка на эсминец, Посидим, поговорим! Тут старик меня заметил, Честь по флотски мне отдал И торжественно ответил: — Есть, товарищ адмирал! И пошел, не дрогнув бровью, Будто с сыном не знаком... Я видал, с какой любовью Сын следил за стариком. жил один из техников. — Ведь на нем живого места нет. — Нет, — возразил инженер. — Самолет будет жить. Восстановление началось. Меха­ ники полностью разобрали машину, промыли, очистили от грязи и ма­ сла агрегаты, восстановили все ее части: центроплан, кабины, пло­ скости, хвостовое оперение, шасси, системы т.рубо и электропроводки. Работали самозабвенно, забывая о сне и отдыхе. И хотя скромный труд ремонтников — техника Иш- мухамедона, механика Соколова и других — обозначался всего колон­ ками трехзначных цифр — выпол­ ненных проценто,в плана, он похо­ дил на стремительное наступление. Грудовойг азарт, пафос борьбы за жизнь боевой машины порождали невиданные темпы ремонта. Тысячи чаловекочасов упорного труда стоило это второе рождение само­ лета-торпедоносца. Машина снова вошла в строй. До сих пор воюет этот самолет. Машина налетала уже около трехсот часов. Четыре раза ре­ монтировали машину умелые руки техников. И она живет. На ее бое­ вом счету — десять потопленных транспортов, пять транспортов по­ топлено в группе с другими само­ летами. На самолете № 7602 завоевали славу Героев Советского Союза гвардейцы Балашов, Кочелаевский, Шкаруба. За его штурвалом сиде­ ли Герой Советского Союза Пиро­ гов, прославленный летчик-торне- доносец Попович. Пожелтевшие страницы формуляра машины ста­ ли как бы страницами боевой сла­ вы гвардейской краснознаменной ча'сти. Механик СуднИцыи, мотористы Горюнов, Лолевщиков, Огородни­ ков и оружейник Чистяков обеспе­ чивали безотказную работу этого самолета. Бессменные труженики намного продлили его жизнь. ...На летном поле солнце сереб­ рит крылья самолета. Свежая кра­ ска покрывает его боевые раны. Около машины в готовности один сидят молодые летчики. Они знают о славном ратном пути своего торпе­ доносца. Знают и гордятся само­ летом. — На такой машине нельзя пло­ хо воевать, — говорят они. — Когда узнаешь боевую исто­ рию этой заслуженной машинм, — говорит командир экипажа,—серд­ це наполняет гордость за тех лю­ дей, которые отдали ей свое ма­ стерство и многие дни напряжен­ ного труда. В руках наших людей, верных патриотов своей Радины, не жалеющих «и пота, ни крови ради победы, техника творит чу­ деса. Походная парикмахерская на аэродроме, где.х. ..Мареико. Фото И. Михеева/ НА БЫТОВЫЕ ТЕМЫ Обследовали, согласились... БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ЗЕМЛЯНОК Землднки, где живут летчики подразделений Героев Советского Союза Гуляева и Синицына, во вре­ мя дождя имеют непривлекатель­ ный вид. С потолка течет, стены покрываются сыростью. Все, что сделали летчики своими силами, стремясь благоустроить общежи­ тия, сейчас сведено на нет. Облез­ ла бумага, наклеенная на стены, сняты шторы с дверных проемов. В ленкомиате, например, пришлось снять несколько портретов, лозун­ гов, плакатов. Их попортила .вода. В землянках авиаспециалистов есть сушилки, но они в свое время строились наспех, не были залиты сверху гудроном или обмазаны гли­ ной. Теперь покрытия протекают и сушить в помещениях ничего нель­ зя. Обмундирование, повешенное в эти «сушилки», мокнет. Во время дождя на полу землянок образуют, ся лужи. Вода льется и на койки. Летчики и техники пытались в свободные часы отремонтировать землянки своими силами, но неболь­ шого количества досок или ігудро/ на раздобыть им не удалось. Вме- БЛАГОУСТРОЙСТВУ ЛЕТЧИКОВ сте с тем нам известно, что гудрон был. 'После того, «ак командование части несколько раз обращалось в базу, оттуда выслали специальную комиссию. Комиссия обследовала состояние жилых землянок и со­ гласилась с тем, что положение нетерпимое и нужны срочные меры. С тех пор прошло много времени, но никто из работников подразде­ ления тов. Азарова не думает за ­ няться подготовкой землянок к зи­ ме. Неоднократные напоминания об этом остаются без последствий. О летном и техническом составе, ведущем напряженную боевую р а­ боту, надо проявлять больше забо­ ты. И работники КЭЧ, подчиненные т. Азарову, не вправе столь безот­ ветственно относиться к своему служебному долгу. Забота о летчи­ ке—прежде всего. В этом и состоит боевая работа офицеров и сержан­ тов обслуживающих подразделе­ ний. Капитан А. КАМЕНСКИЙ. Г ероизм, скромность, уменье, хладнокровие и беззаветная предан­ ность Родине— вот это Остряков*. Такую х а ­ рактеристику дал гене­ ралу О ст ря к ов у Н а р о д ­ ный Комиссар Военно- М о р с к о г о Флота адми­ рал флота Кузнецов. О б этом советском генера­ ле, бесстрашном коман- дире-летчике, пламенном патриоте написана не­ большая книга Г. С о р о ­ кина, выпущенная Воен- мориздатом. Жизненный путь Ост- рякова типичен для м о­ лодых советских коман­ диров, воспитанных п ар ­ тией Ленина-Сталина, выросших в годы сталин­ ских пятилеток. Свою службу в авиации, к о ­ торой Остряков посвя­ тил лучшие годы жизни, он дачал с увлечения парашютным спортом. И в эти годы 22-летннй Николай Ост ряк ов п р о ­ явил черты неутомимо­ сти, страстности в работе, черты, характиризовав- шне его и все последу­ ющие годы. . Е г о можно было видеть везде: на аэродроме и над а э р о ­ дромом, парящим в воа- Моаые книги „Генерал Остряков' Григ. СОРОКИН. в о духе и сбрасывающим парашютистов, на з а в о ­ де, изготовлявшем п а р а ­ шюты, на крупных пред­ приятиях и фабриках Москвы, где он читал в переполненных аудито­ риях лекции о п ара ­ шютизме*. От парашютного с п о р ­ та, от развившейся люб­ ви к самолету и пило­ тированию Остряков и пришел к вершинам лет­ ного мастерства, к труд­ ной профессии военного летчика. „Он был чело­ веком, рож-іенныѵі для войны, чувствовал ее огромные требования; он знал, какую выдаю­ щуюся роль должна сы ­ грать авиация, п рин ося ­ щая в войну о с о б ую с к о р о л ь , меняющая ее ритм и созд ающ а я о г р о м н у ю р а з р уш и ­ тельную силу “. Став военным летчиком, О с т ­ ряков устремляется ту­ да, где у ж е г р ох оч ут военные б у р и— он едет Е Н М О Р И З Д А Т 1944 г. в Испанию и в р я ­ дах Интернациональной бригады сражает ся с фашистами. В книге С о ­ рокина коротко, но я рк о рассказывается о боевых делах О ст ряк ова, с р а ­ ж авшег ося за с в об оду испанского народа. Там, Испании, приобрел О ст ря к ов настоящий боевой опыт, там вырос он в подлинного масте­ р а воздушных боев, там он приобрел любовь к морю, к морской а в и а ­ ции. Командир б о м б а р ­ ди р ов очн ог о полка в Крьшу, командир а в и а ­ ционной бригады на Ти ­ хом океане, заместитель командующего военно- воздушными силами Тих о ок еан ск ог о флота — таковы основные вехи жизненного пути О с т р я ­ кова до войны, пути, к о ­ торый описывает книга С о р о к и н а и который дает немало поучитель­ ного для наших летчи­ ков. С первых л нон войны О ст ря к ов рвется на фронт и в октябре 1941 года он назначается командующим В В С Ч е р ­ н оморског о флота. Почти половина страниц книги посвящена р асс к аз у о деятельности О ст р я к ов а на этом посту. И с этих страниц встает перед ч и ­ тателем о б р аз з а м е ч а ­ тельного летчика, уме­ лого командира, н е з н ав ­ шего страха в б о р ь б е с врагами Родины. К ороткую , но славную ж азнь п рожил молодой генерал Остряков. „Он был храбрейшим среди храбрых, первым среди лучших, сталинским с о ­ колом нашей великой Родины, которая назвала его Г ероем Советского С ою з а . Н а нетленных страницах Отечествен­ ной войны навеки з а п е ­ чатлен светлый облик защитника Севастополя, командующего военно- воздушными силами Ч е р ­ н оморског о флота— Н и ­ колая Алексеевича Ост­ р я к о в а 0 — так зак анчи ­ вается эта книга, которую с интересом и пользой прочтет каждый летчик нашего флота. С. С ЕМ Е Н О В .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz