Североморский лётчик. 1944, сентябрь.
24 сентября 1944 г., № 228 (298). С Е В Е Р О М О Р С К И Й Л Е Т Ч И К Самолет № 7602... Г. Свирский Это было летом 1942 года. На заполярный аэродром опустился самолет. Летічик-перегонщик зару лил его на край летного полч и пе редал в руки североморцев. — Машина отличная, — скм ал он, — сам Владимир Кокки,нэки испытывал. Техник, принимавший машину, посмотрел формуляр. На первых страницах он увидел коротенькую запись испытателя: «Машина облетана. Моторы и спецоборудование работают хоро шо. В. Коккинаки». — Знаменитый человек самолет испытывал, — обратился техник к мотористу. — Беречь машину надо. Открывай капоты, начнем осмотр. Вечером к бомбардировщику по дошла группа летчиков. Перегон щик рассказывал им об умелых ра бочих руках, создающих грозные боевые машины. — Машины, которые мы пригна ли, собраны сверх плана в подарок 24 годовщине Красной Армии. Лю ди отдали этим самолетам много энергии, много времени. Копда бом бардировщики выходили с завода, в цехе возник короткий митинг. Ра. бочие заверили нас, что они увели чат выпуск боевых машин. — Передайте фронтовикам, что мы не подведем, — говорили рабо чие. —- Пусть только каждый само лет используют доотказа, выжмут из него все, что может дать наша техника в умелых руках. — Постараемся оправдать на дежды рабочих, — сказал тогда командир эскадрильи. Командир решил дать н о в ы й са- молеты самым опытным летчикам. — Самолет № 7602 возьмет стар ший лейтенант Агафонов, — при казал он. Через несколько дней машина № 7602 приняла «боевое креще ние». После налета советской авиа ции іна вражеском аэродроме оста лось гореть около десятка немец ких бомбовозов. — Начала есть, — сказал вече ром Агафонов. 'На экипаж самолета № 7602 за писали Два сожженных «Юнкерса». Через несколько дней Агафонов на том же Самолете открыл счет потопленных немецких кораблей, а до зимы он отправил на дно Барен- цова моря еще два вражеских ■транспорта. В конце 1942 года на машине стали сдавать моторы. Механики пять суток работали без сна и от дыха, заменили всю проводку за жигания, магнето и вскоре самолет снова ушел на боевое задание. Его 'повел командир подразделения Григорий Попович в ночную тор педную атаку. Этот полет прочно вошел в историю североморской авиации: в непроглядную полярную ночь впервые был найден и потоп лен вражеский транспорт. ІК середине зимы моторы бомбар дировщика полностью выработали свой ресурс. Группа механиков под руководством хозяина самолета коммуниста Судницыма приступила к замене двигателей. Началась на пряженная работа. К утру пурга заносила каіпонир. Трудовой день начинался обычно с откапывания самолета. Отбросив снег, механики приступали к демонтажу. На мото ры надевались брезентовые палат ки, защищавшие от снега и поры вов ветра. Но брезент не спасал от моро'за. Поэтому невдалеке от ма шины горела лампа подогрева, над которой механики поочередно гре ли руки. Люди работали спокойно и быст ро, изредка совещаясь друг с дру гом, На вторые сутки они присту пили к установке новых моторов. Когда к отдельным агрегатам нельзя было подобраться ключами, механики укрепляли их, обморажи вая о гайки кончики пальцев. Две ночи пришлось работать без лампы подогрева: в воздухе висели ноч ные бомбардировщики немцев. В разгар работы механика Суд- ницына вызвали в штаб. Через пол часа он прибежал к машине, рас красневшийся от радости. Мотори сты увидели в его руках малень кую коробочку, в которой лежала правительственная награда — ме даль «За боевые заслуги». — Наградили, — сказал он, пе реводя дыхание. — Сказали, что за образцовое выполнение заданий в борьбе с немцами... Через три дня на самолете Суд- ницына вылетел в бой капитан Шкаруба. Над вражеским карава ном звено советских бомбардиров щиков атаковали несколько «Ме- 110». 23 минуты продолжалась яростная схватка над бурлящим морем. Два «стодесятых» совет ские летчики вогнали в воду, остальные бежали. На машине Шкарубы немцы повредили рули глубины, «наряды сорвали перкаль. Но летчик благополучно довел торпедоносец до родного аэродро ма. Двое суток механики не отхо дили от самолета, пока виовь не ввели его в строй. Почти ежедневно машина Судни- цыиа уходила в боевой полет. Лет чики бомбили вражеские базы, тор педировали суда противника, На этой машине трижды заходил в торпедную атаку Шкаруба, вры вался в середину немецкого конвоя летчик Дубинец со штурманом Святковым. Об этих дерзких тор педных ударах долго говорили в полку. Во время одной из атак ярост ный огонь противника изэешетил машину. Около 300 'пробоин зияли на плоскостях, фюзеляжа, центро плане. Перкалевая обшивка рулей свисала клочьями. Временами са молет проваливался до воды, k j k раненая птица. Дубинец с трудом вырывал ее вверх. Недалеко от родного берега моторы начали сда вать: из перебитой системы выте кали масло и бензин. Дубинец из последних сил дотянул торпедоно сец к родным берегам. После этого полета, самолет не подлежал полевому ремонту. Его отвезли в мастерские. Там машину осмотрела техническая комиссия: — Может быть разобрать само лет на запасные части? — предло- Ііас. Лебедев -Кумач ОТЕЦ И СЫН Эту сценку у причала Мне увидеть довелось... К молодому адмиралу Подошел седой матрос. Козырнул по-русски лихо С доброй хваткою морской, А потом промолвил тихо: ■“ Здравствуй, Коля, дорогой. Как живешь, сынок? Признаться, Не видал тебя давно. Говорят, ты многих немцев Проводить успел на дно? Я, хотя и не по чину, Но, однако, как отец, Заявляю: — Молодчина! То есть просто молодец! Адмирал широкоплечий Крепко обнял старшину: — Батька? Ты? Какая встреча! Вот так встреча! Ну и ну! Как здоровье?—Все в порядке! — Вы, отцы, все — молодцы, А вот я от лихорадки Чуть, брат, не отдал концы! — Что ты?—Право, еле вынес... Ты-—с конвоем? — Точно, с ним! — Приходи-ка на эсминец, Посидим, поговорим! Тут старик меня заметил, Честь по флотски мне отдал И торжественно ответил: — Есть, товарищ адмирал! И пошел, не дрогнув бровью, Будто с сыном не знаком... Я видал, с какой любовью Сын следил за стариком. жил один из техников. — Ведь на нем живого места нет. — Нет, — возразил инженер. — Самолет будет жить. Восстановление началось. Меха ники полностью разобрали машину, промыли, очистили от грязи и ма сла агрегаты, восстановили все ее части: центроплан, кабины, пло скости, хвостовое оперение, шасси, системы т.рубо и электропроводки. Работали самозабвенно, забывая о сне и отдыхе. И хотя скромный труд ремонтников — техника Иш- мухамедона, механика Соколова и других — обозначался всего колон ками трехзначных цифр — выпол ненных проценто,в плана, он похо дил на стремительное наступление. Грудовойг азарт, пафос борьбы за жизнь боевой машины порождали невиданные темпы ремонта. Тысячи чаловекочасов упорного труда стоило это второе рождение само лета-торпедоносца. Машина снова вошла в строй. До сих пор воюет этот самолет. Машина налетала уже около трехсот часов. Четыре раза ре монтировали машину умелые руки техников. И она живет. На ее бое вом счету — десять потопленных транспортов, пять транспортов по топлено в группе с другими само летами. На самолете № 7602 завоевали славу Героев Советского Союза гвардейцы Балашов, Кочелаевский, Шкаруба. За его штурвалом сиде ли Герой Советского Союза Пиро гов, прославленный летчик-торне- доносец Попович. Пожелтевшие страницы формуляра машины ста ли как бы страницами боевой сла вы гвардейской краснознаменной ча'сти. Механик СуднИцыи, мотористы Горюнов, Лолевщиков, Огородни ков и оружейник Чистяков обеспе чивали безотказную работу этого самолета. Бессменные труженики намного продлили его жизнь. ...На летном поле солнце сереб рит крылья самолета. Свежая кра ска покрывает его боевые раны. Около машины в готовности один сидят молодые летчики. Они знают о славном ратном пути своего торпе доносца. Знают и гордятся само летом. — На такой машине нельзя пло хо воевать, — говорят они. — Когда узнаешь боевую исто рию этой заслуженной машинм, — говорит командир экипажа,—серд це наполняет гордость за тех лю дей, которые отдали ей свое ма стерство и многие дни напряжен ного труда. В руках наших людей, верных патриотов своей Радины, не жалеющих «и пота, ни крови ради победы, техника творит чу деса. Походная парикмахерская на аэродроме, где.х. ..Мареико. Фото И. Михеева/ НА БЫТОВЫЕ ТЕМЫ Обследовали, согласились... БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ЗЕМЛЯНОК Землднки, где живут летчики подразделений Героев Советского Союза Гуляева и Синицына, во вре мя дождя имеют непривлекатель ный вид. С потолка течет, стены покрываются сыростью. Все, что сделали летчики своими силами, стремясь благоустроить общежи тия, сейчас сведено на нет. Облез ла бумага, наклеенная на стены, сняты шторы с дверных проемов. В ленкомиате, например, пришлось снять несколько портретов, лозун гов, плакатов. Их попортила .вода. В землянках авиаспециалистов есть сушилки, но они в свое время строились наспех, не были залиты сверху гудроном или обмазаны гли ной. Теперь покрытия протекают и сушить в помещениях ничего нель зя. Обмундирование, повешенное в эти «сушилки», мокнет. Во время дождя на полу землянок образуют, ся лужи. Вода льется и на койки. Летчики и техники пытались в свободные часы отремонтировать землянки своими силами, но неболь шого количества досок или ігудро/ на раздобыть им не удалось. Вме- БЛАГОУСТРОЙСТВУ ЛЕТЧИКОВ сте с тем нам известно, что гудрон был. 'После того, «ак командование части несколько раз обращалось в базу, оттуда выслали специальную комиссию. Комиссия обследовала состояние жилых землянок и со гласилась с тем, что положение нетерпимое и нужны срочные меры. С тех пор прошло много времени, но никто из работников подразде ления тов. Азарова не думает за няться подготовкой землянок к зи ме. Неоднократные напоминания об этом остаются без последствий. О летном и техническом составе, ведущем напряженную боевую р а боту, надо проявлять больше забо ты. И работники КЭЧ, подчиненные т. Азарову, не вправе столь безот ветственно относиться к своему служебному долгу. Забота о летчи ке—прежде всего. В этом и состоит боевая работа офицеров и сержан тов обслуживающих подразделе ний. Капитан А. КАМЕНСКИЙ. Г ероизм, скромность, уменье, хладнокровие и беззаветная предан ность Родине— вот это Остряков*. Такую х а рактеристику дал гене ралу О ст ря к ов у Н а р о д ный Комиссар Военно- М о р с к о г о Флота адми рал флота Кузнецов. О б этом советском генера ле, бесстрашном коман- дире-летчике, пламенном патриоте написана не большая книга Г. С о р о кина, выпущенная Воен- мориздатом. Жизненный путь Ост- рякова типичен для м о лодых советских коман диров, воспитанных п ар тией Ленина-Сталина, выросших в годы сталин ских пятилеток. Свою службу в авиации, к о торой Остряков посвя тил лучшие годы жизни, он дачал с увлечения парашютным спортом. И в эти годы 22-летннй Николай Ост ряк ов п р о явил черты неутомимо сти, страстности в работе, черты, характиризовав- шне его и все последу ющие годы. . Е г о можно было видеть везде: на аэродроме и над а э р о дромом, парящим в воа- Моаые книги „Генерал Остряков' Григ. СОРОКИН. в о духе и сбрасывающим парашютистов, на з а в о де, изготовлявшем п а р а шюты, на крупных пред приятиях и фабриках Москвы, где он читал в переполненных аудито риях лекции о п ара шютизме*. От парашютного с п о р та, от развившейся люб ви к самолету и пило тированию Остряков и пришел к вершинам лет ного мастерства, к труд ной профессии военного летчика. „Он был чело веком, рож-іенныѵі для войны, чувствовал ее огромные требования; он знал, какую выдаю щуюся роль должна сы грать авиация, п рин ося щая в войну о с о б ую с к о р о л ь , меняющая ее ритм и созд ающ а я о г р о м н у ю р а з р уш и тельную силу “. Став военным летчиком, О с т ряков устремляется ту да, где у ж е г р ох оч ут военные б у р и— он едет Е Н М О Р И З Д А Т 1944 г. в Испанию и в р я дах Интернациональной бригады сражает ся с фашистами. В книге С о рокина коротко, но я рк о рассказывается о боевых делах О ст ряк ова, с р а ж авшег ося за с в об оду испанского народа. Там, Испании, приобрел О ст ря к ов настоящий боевой опыт, там вырос он в подлинного масте р а воздушных боев, там он приобрел любовь к морю, к морской а в и а ции. Командир б о м б а р ди р ов очн ог о полка в Крьшу, командир а в и а ционной бригады на Ти хом океане, заместитель командующего военно- воздушными силами Тих о ок еан ск ог о флота — таковы основные вехи жизненного пути О с т р я кова до войны, пути, к о торый описывает книга С о р о к и н а и который дает немало поучитель ного для наших летчи ков. С первых л нон войны О ст ря к ов рвется на фронт и в октябре 1941 года он назначается командующим В В С Ч е р н оморског о флота. Почти половина страниц книги посвящена р асс к аз у о деятельности О ст р я к ов а на этом посту. И с этих страниц встает перед ч и тателем о б р аз з а м е ч а тельного летчика, уме лого командира, н е з н ав шего страха в б о р ь б е с врагами Родины. К ороткую , но славную ж азнь п рожил молодой генерал Остряков. „Он был храбрейшим среди храбрых, первым среди лучших, сталинским с о колом нашей великой Родины, которая назвала его Г ероем Советского С ою з а . Н а нетленных страницах Отечествен ной войны навеки з а п е чатлен светлый облик защитника Севастополя, командующего военно- воздушными силами Ч е р н оморског о флота— Н и колая Алексеевича Ост р я к о в а 0 — так зак анчи вается эта книга, которую с интересом и пользой прочтет каждый летчик нашего флота. С. С ЕМ Е Н О В .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz